|
|||
Методические рекомендации. к семинарским и практическим занятиям. для студентов
Методические рекомендации к семинарским и практическим занятиям для студентов по дисциплине « Теория государства и права »
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 15. ТЕМА: Источники (формы) права. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: а) понятие и виды источников права; б) содержание и особенности применения различных источников права (правовой обычай, прецедент, нормативный договор, правовая доктрина, религиозный текст, правосознание и нормативный правовой акт); в) специфику источников права в рамках современной российской правовой системы. УМЕТЬ: а) выделять характерные особенности всех основных источников права; б) соотносить комплекс характерных источников права с основными правовыми семьями современности; в) устанавливать основные достоинства и недостатки каждого источника права. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: 1. Понятие и виды источников права. 2. Особенности правового обычая как формы права. 3. Понятие и сущность прецедента как источника права. 4. Роль нормативных договоров в правовом регулировании. 5. Правовая доктрина и религиозный текст как источники права. 6. Нормативно-правовой акт как доминирующий источник права. 7. Понятие, признаки и виды нормативно-правовых актов. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ:
1. Какие из нижеприведенных правовых актов являются источниками права и почему? · Постановление Гос. Думы РФ о повестке дня очередного заседания. · Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и Кировской областью. · Соглашение между Правительством РФ и Правительством США о порядке таможенного оформления товаров при осуществлении взаимной торговли. · Решение Кировской городской Думы об утверждении Правил благоустройства территории города Кирова. · Указ Президента РФ о награждении орденом «За заслуги перед отечеством 3 степени» Вишневской Г. П. · Дисциплинарный Устав вооруженных сил РФ, утвержденный Указом Президента РФ. · Договор между Правительством Кировской области и акционерным обществом «Стайлинг» о поставке мебели для оборудования здания. · Приговор Ленинского районного суда Г. Кирова по уголовному делу в отношении гражданина Иванова В. И. · Заключение эксперта-юриса, данное им в судебном заседании по поводу юридической оценки рассматриваемого судом дела. · Протест прокурора области, принесенный им на противоречащий законодательству правовой акт Правительства области. · Протокол судебного заседания. · Предписание инспектора пожарного надзора об устранении нарушений правил пожарной безопасности. · Постановление Конституционного суда РФ о признании не соответствующим Конституции РФ федерального закона. · Протокол о совершении административного правонарушения гражданином Петровым А. М. 2. Какие из ниже перечисленных правовых актов относятся к законам, а какие к подзаконным актам? Какие из них являются нормативными, а какие - индивидуальными? · Уголовный кодекс РФ. · Устав Кировской области. · Постановление Гос. Думы РФ об объявлении амнистии. · Федеральный закон «О местном самоуправлении». · Устав города Кирова. · Постановление Центральной избирательной комиссии РФ о регистрации кандидата на должность Президента РФ.
1. Расположите в зависимости от юридической силы следующие нормативные акты. · Указ Президета РФ. · Федеральный конституционный закон. · Конституция РФ. · Постановление Правительства РФ. · Федеральный закон. · Приказ министра внутренних дел.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Матузов Н. И. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 2007. 2. Общая теория государства и права Академический курс в 3-х томах. Т. 2. Отв. Ред. проф. М. Н. Марченко. М., 2002. 3. Тихомиров Ю. А., Котелевская И. В. Правовые акты: Учебно-практическое и справочное пособие. М., 1999. 4. Ячменев Ю. В. Формы (источники) права: Учебное пособие для изучающих право. СПб., 1997. Дополнительная 1. Гранат Н. Л. Источники права // Юрист. 1998, № 9. 2. Зивс С. А. Источники права. М., 1981. 3. Марченко М. Н. Источники российского права. Вопросы теории и истории. М., 2005. 4. Райдаут Р. Прецедентное право // Российский юридический журнал. 1996, № 3. 5. Сергеева Т. В. Обычай как источник права // Правоведение. 1997, № 2. 6. Сюкияйнен Л. Р. Шариат: религия, нравственность, право // Государство и право. 1996, № 8. 7. Тихомиров Ю. А. Конституция. Закон. Подзаконный акт. М., 1994.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 17. ТЕМА: Система права и система законодательства. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: а) понятие и структурные элементы системы права (в вертикальной и горизонтальной плоскости); б) понятие и структурные элементы системы законодательства; в) классификацию отраслей права и отраслей законодательства. УМЕТЬ: а) определять содержание отрасли, подотрасли, института, субинститута, нормы права; б) различать отрасль права и отрасль законодательства; в) выделять тенденции развития системы права и системы законодательства. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: 1. Понятие и структура системы права. 2. Понятие и структура системы законодательства. 3. Соотношение системы права и системы законодательства. 4. Тенденции развития системы права и системы законодательства. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Матузов Н. И. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 2007. 2. Общая теория государства и права Академический курс в 3-х томах. Т. 2. Отв. Ред. проф. М. Н. Марченко. М., 2002. Дополнительная 1. Бобылев А. И. Современное толкование системы права и системы законодательства // Государство и право. 1998, № 2. 2. Гущина Н. А. Система права и система законодательства: соотношение, перспективы развития // Правоведение. 2003. № 5. 3. Кононов А. А. Общенаучная концепция системы права // Правоведение. 2003. № 3. 4. Лившиц Р. З. Отрасль права – отрасль законодательства // Советское государство и право. 1984, № 2. 5. Разуваев Н. В. Правовая система и критерии отраслевой дифференциации права // Правоведение. 2002. № 3. 6. Тиунова Л. Б. Системные связи правовой действительности. Л., 1991.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 19. ТЕМА: Правоотношения. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: а) понятие и признаки правоотношения; б) структуру правоотношения; в) понятие, структуру и содержание элементов правосубъектности; г) виды правоотношений; д) понятие и виды юридических фактов. УМЕТЬ: а) выделять все структурные элементы правоотношения (абстрактно и в конкретном примере); б) различать особенности правоспособности и дееспособности применительно к различным категориям субъектов правоотношений (физические, юридические лица, публично-правовые субъекты); в) определять структуру субъективного права и юридической обязанности; г) определять видовую принадлежность правоотношений; д) классифицировать юридические факты по различным критериям. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: 1. Правоотношение: понятие и признаки. 2. Структура правоотношения. 3. Субъекты права: понятие, виды. 4. Правосубъектность (правоспособность, дееспособность, деликтоспособность). 5. Объекты правоотношений: понятие и виды. 6. Содержание правоотношения: субъективные права и юридические обязанности, их понятие, признаки и содержание. 7. Виды правоотношений. 8. Понятие и виды юридических фактов. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: 1. Определите объекты и участников правоотношений, возникающих при совершении следующих действий: · Заключение договора купли-продажи между гражданами «Н» и «П». · Подача гражданином «К» искового заявления в суд о расторжении брака с гражданкой «М». · Заключение договора бытового подряда на пошив костюма между гражданином и швейным ателье. · Задержание работниками милиции гражданина Иванова, совершившего кражу имущества у гражданина Петрова. · Заключение договора между РФ и Кировской областью о разграничении полномочий и предметов ведения. 2. Классифицируйте по волевому признаку следующие юридические факты. Какие юридические последствия они могут повлечь? · Рождение гражданина. · Достижение гражданином совершеннолетия. · Вынесение судом решения об установлении отцовства ребенка. · Совершение гражданином преступления. · Насильственная смерть гражданина. · Самоубийство гражданина. · Смерть гражданина вследствие болезни. · Заключение гражданином трудового договора с предприятием. · Лесной пожар. · Вынесение судом решения о расторжении брака между супругами. 3. Установите юридические факты, их совокупность (юридический состав), наличие которых необходимо для возникновения следующих правоотношений. · Вступление мужчины и женщины в брак. · Поступление гражданина в высшее учебное заведение. · Начисление гражданину пенсии. · Рассмотрение в суде спора между предприятием и гражданином о восстановлении последнего на работе в связи с незаконным увольнением. · Приобретение гражданином имущества по наследству. · Выплата страховой компанией страхового возмещения владельцу имущества, утраченного в результате стихийного пожара. 4. Смоделируйте ситуации различных видов правоотношений и дайте их юридический анализ (с позиции их видовой принадлежности, особенности структурных элементов, оснований возникновения, изменения и прекращения, характера юридических фактов).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Матузов Н. И. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 2007. 2. Общая теория государства и права Академический курс в 3-х томах. Т. 2. Отв. Ред. проф. М. Н. Марченко. М., 2002. Дополнительная 1. Варламова Н. В. Правоотношения: философский и юридический подходы // Правоведение. 1991, № 4. 2. Курцев Н. И., Горюнова Е. Н. Правовая природа юридических фактов // Юрист. 2001, № 10. 3. Нечаева А. М. О правоспособности и дееспособности физических лиц // Государство и право. 2001, № 2. 4. Протасов В. Н. Правоотношение как система. М., 1991. 5. Халфина Р. О. Общее учение о правоотношении. М., 1974. 6. Чеговадзе Л. А. Структура и состояние гражданского правоотношения. М., 2004.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 20. ТЕМА: Толкование права. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: а) понятие, цели и функции толкования права; б) содержание и особенности применения основных способов толкования права; в) понятие, признаки и виды актов толкования права. УМЕТЬ: а) применять на практике различные способы толкования права; б) определять видовую принадлежность толкования права в зависимости от разных критериев ( по субъектам толкования, по объему толкования); в) определять своеобразие актов толкования права в сравнении с нормативными правовыми актами; г) определять теоретическое и практическое значение толкования права. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: 1. Понятие и цели толкования права. 2. Функции толкования. 3. Способы (приемы) толкования права. 4. Виды толкования. 5. Субъекты толкования права. 6. Результаты толкования права. 7. Правоинтерпретационные акты. 8. Теоретическое и практическое значение толкования права. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: 1. Дайте филологическое, систематическое и функциональное толкование следующих правовых норм. · Часть 1 ст. 45 Гражданского кодекса РФ: Гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет. · Часть 1 ст. 12 Семейного кодекса РФ: Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. · Часть 1 ст. 285 Уголовного кодекса РФ: Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства наказывается… · Часть 6 ст. 81 Трудового кодекса РФ: Трудовой договор может быть расторгнут в случае однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей. 2. Какой вид толкования по объему (буквальное, расширительное или ограничительное) может быть применен при уяснении содержания следующих правовых норм. · Часть 1 ст. 22 Гражданского кодекса РФ: Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. · Часть 1 ст. 213 Гражданского кодекса РФ: В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам. · Часть 1 ст. 484 Гражданского кодекса РФ: Покупатель обязан передать переданный ему товар, за исключением случаев, когда он вправе потребовать замены товара или отказаться от исполнения договора купли-продажи. · Часть 1 ст. 34 Семейного кодекса РФ: Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью. · Ст. 63 Трудового кодекса РФ: Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. · Часть 1 ст. 24 Уголовного кодекса РФ: Виновным в преступлении признается лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. · Статья 25 ФЗ О защите прав потребителя: Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение четырнадцати дней, не считая дня его покупки. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Матузов Н. И. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 2007. 2. Общая теория государства и права Академический курс в 3-х томах. Т. 3. Отв. Ред. проф. М. Н. Марченко. М., 2002. Дополнительная 1. Глушаченко С. Б., Ромашов Р. А. Технико-юридические аспекты правоинтерпретационной деятельности // Юрист. 2003, № 6. 2. Гранат Н. Л., Колесникова О. М., Тимофеев М. С. Толкование норм права в правоприменительной деятельности органов внутренних дел. М., 1991. 3. Кожевников В. В. Толкование норм права // Юрист. 2000, № 4. 4. Сацуро Л. Различия между неофициальным и официальным толкованием права // Юрист. 1999, № 7. 5. Черданцев А. Ф. Толкование права. М., 2003.
СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 21. ТЕМА: Реализация и применение права. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: а) понятие, значение и основные формы реализации права права; б) особенности применения права права; в) стадии правоприменительного процесса; г) понятие, признаки, виды и структуру правоприменительных актов; д) причины и способы преодоления пробелов в праве. УМЕТЬ: а) определять особенности применения права в соотношении с другими формами реализации права; б) на конкретных примерах определять содержание деятельности по каждой стадии процесса применения права; в) сравнивать акты применения права с другими правовыми актами, выделяя при этом общее и особенное; г) различать особенности содержания и порядка применения аналогии закона и аналогии права в процессе преодоления пробелов в праве. ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: 1. Реализация права: понятие и значение. 2. Применение права. 3. Стадии применения права. 4. Акты применения права: понятие, признаки, виды, структура. 5. Пробелы в законодательстве и способы их преодоления. 6. Применение права по аналогии (аналогия права и аналогия закона). ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: В каких из ниже перечисленных жизненных случаях для достижения необходимого правового результата требуется применение соответствующих правовых норм компетентными органами и почему? 1. Приобретение гражданином в собственность квартиры. 2. Создание группой граждан предприятия. 3. Вступление гражданина в брак. 4. Покупка гражданином мебели в магазине. 5. Ремонт автомобиля на станции технического обслуживания. 6. Поступление гражданина в высшее учебное заведение. 7. Поступление гражданина на работу в акционерное общество. 8. Расторжение супругами брака.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Матузов Н. И. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юристъ, 2007. 2. Общая теория государства и права Академический курс в 3-х томах. Т. 3. Отв. Ред. проф. М. Н. Марченко. М., 2002. Дополнительная 1. Боннер А. Т. Законность и справедливость в правоприменительной практике. М., 1992. 2. Галаган И. А., Василенко А. В. К проблемам теории правоприменительных отношений // Государство и право. 1998, № 3. 3. Завадская Л. Н. Механизм реализации права. М., 1992. 4. Лазарев В. В. Пробелы в праве и пути их устранения. М., 1974. 5. Малиновский А. А. Правовой вакуум - новый термин юридической науки // Государство и право. 1997, № 2.
|
|||
|