Описание
Пособие содержит технологические карты уроков русского языка в 5 классе, разработанные в соответствии с ФГОС основного общего образования и ориентированные на работу с учебником Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2013). Составитель раскрывает тьюторские практики по сопровождению школьников в освоении ими индивидуального образовательного маршрута. Использование технологической карты как универсального инструментария проектирования процесса обучения позволяет учителю сделать урок интерактивным, структурированным, алгоритмичным, увидеть учебный материал системно, целостно, спрогнозировать планируемые результаты и формируемые УУД, обеспечить метапредметные связи и согласованные действия учителя и учащихся, гибко применять эффективные приемы и формы, осуществить интегративный контроль результатов деятельности. Предназначено учителям и руководителям МО русского языка общеобразовательных учреждений.
Подробное описание
ВВЕДЕНИЕ
В ходе введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость достижения обучающимися планируемых личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов в виде формируемых способов деятельности.
Очевидно, что это порождает ряд требований как к содержанию, так и к форме организации образовательного процесса. Особенно актуальным для педагога становится умение планировать и строить урок таким образом, чтобы осознанно осуществлять формирование результатов обучения с учетом необходимости реализации в образовательном процессе системно-деятельностного и личностно ориентированного подходов. Эта необходимость и обусловила интерес и внимание педагогов к конструированию технологических карт, предоставляющих возможность отразить деятельностную составляющую взаимодействия учителя и ученика на уроке, что является актуальным, прежде всего, для развивающего образования.
Термин «технологическая карта» пришел в педагогику из технических, точных производств и понимается как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся, обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы.
Исходя из определения «технологическая карта», можно выделить те позиции, на которые необходимо опираться при конструировании технологической карты урока:
• в ней должен быть описан весь процесс деятельности;
• должны быть указаны операции, их составные части;
• в структуре технологической карты урока должны быть зафиксированы не только виды деятельности учителя и обучающихся на уроке, но и предполагаемые образовательные результаты.
Примерная форма технологической карты урока представлена в статье И. М. Логвиновой, Г. Л. Ко-потевой «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС», однако унифицированной, устоявшейся формы подобного документа пока не существует. В соответствии с современными тенденциями проектирования технологических карт урока в структуре этой современной формы планирования педагогического взаимодействия необходимо предусмотреть возможность:
• тщательного планирования каждого этапа деятельности;
• максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату;
• координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности.
Предлагаемая в пособии технологическая карта урока поможет организовать учебный процесс в соответствии с данными требованиями. Она может стать основой для работы педагога по формированию у обучающихся универсальных учебных действий.
На основе открытых электронных источников информации было проанализировано достаточно большое количество разработанных учителями-практиками сценариев уроков русского языка в 5 классе, часть материалов способствовала конструированию представленных вниманию читателя технологических карт уроков, реализующих цели формирования у обучающихся универсальных учебных действий. Учитель имеет возможность, используя свое мастерство, опыт, знания, самостоятельно конструировать уроки, прибегая к различным вариантам организации учебной деятельности учащихся.
Составитель пособия выражает благодарность за помощь в подготовке данной публикации творческим педагогам, а также информационным порталам для работников образования УРОКИ. НЕТ, ЗАВУЧ. ИНФО, ИнтерГУ. ру, ПроШколу. ру; Педагогическому клубу «Первое сентября»; профессиональным педагогическим социальным сетям: «Наша сеть» (nsportal. ru), «Открытый класс» (www. openclass. ru), созданным в помощь учителю.
Содержание
Введение 3
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ УРОКОВ 4
Фаза совместного проектирования и планирования учебного года (сентябрь) 4
Уроки 1–2. Роль языка в жизни общества. Язык и человек. Язык и речь. Язык и его единицы 4
Урок 3. Стили речи 9
Уроки 4–5. Орфограмма. Части слова 13
Уроки 6–7. Безударные гласные в корне слова 17
Уроки 8–9. Правописание согласных в корне слова. Непроизносимые согласные 21
Урок 10. Гласные и, у, а после шипящих 25
Уроки 11–12. Правописание гласных в приставках. Раздельное написание предлогов с други-ми словами 29
Урок 13. Разделительные ь и ъ 34
Урок 14. Диктант 38
Урок 15. Анализ диктанта. Работа над ошибками 40
Урок 16. Части речи (самостоятельные и служебные части речи) 42
Урок 17. Имя существительное 45
Уроки 18–19. Подробное изложение «Хитрый заяц» 51
Фаза совместной постановки и решения системы учебных задач (октябрь – первая половина апреля) 54
Урок 20. Имя прилагательное 54
Урок 21. Сочинение по картине. Устное описание картины А. А. Пластова «Летом» (по упр. 109) 59
Урок 22. Местоимения. Раздельное написание местоимений с предлогами 59
Урок 23. Глагол. Спряжение глагола, личные окончания глаголов 63
Урок 24. Правописание безударных личных окончаний -ишь, -ешь в глаголах 69
Урок 25. Не с глаголами. -тся и -ться в глаголах 73
Урок 26. Наречие 77
Урок 27. Текст. Основная мысль текста 81
Урок 28. Служебные части речи. Предлоги и союзы 85
Урок 29. Диктант 88
Урок 30. Анализ диктанта. Работа над ошибками 90
Урок 31–32. Понятие о синтаксисе и пунктуации. Словосочетание. Типы словосочетаний 92
Урок 33. Разбор словосочетания 96
Уроки 34–35. Предложение. Виды предложений по цели высказывания 99
Урок 36. Виды предложений по интонации 104
Урок 37. Устный анализ тем сочинений (упр. 157). Сочинение на свободную тему 108
Урок 38. Члены предложения. Грамматическая основа. Подлежащее 108
Урок 39. Сказуемое. Способы выражения сказуемого 112
Урок 40. Тире между подлежащим и сказуемым 115
Урок 41. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. 119
Урок 42. Дополнение 122
Урок 43. Определение 126
Урок 44. Обстоятельство 131
Урок 45. Предложения с однородными членами 134
Урок 46. Предложения с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах 138
Урок 47. Обращение. Знаки препинания в предложении с обращением 142
Урок 48. Письмо 146
Урок 49. Синтаксический и пунктуационный разбор простого предложения 148
Урок 50. Текст: заголовок, основная мысль текста 150
Уроки 51–52. Простое и сложное предложение. Союзное и бессоюзное сложное предложение 155
Урок 53. Синтаксический разбор сложного предложения 160
Уроки 54–55. Основная мысль в сочинении по картине (Ф. П. Решетников «Опять двойка») 165
Урок 56. Диктант 172
Урок 57. Анализ диктанта. Работа над ошибками 174
Уроки 58–59. Прямая речь 176
Урок 60. Диалог и монолог. Знаки препинания в диалоге 181
Урок 61. Обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация» 185
Урок 62. Диктант 189
Урок 63. Анализ диктанта. Работа над ошибками 191
Уроки 64. Фонетика. Звуки речи и буквы. Гласные звуки 194
Урок 65–66. Позиционное чередование звуков. Чередование гласных и согласных в корне 198
Урок 67. Звонкие и глухие согласные 204
Уроки 68–69. Согласные твердые и мягкие, парные и непарные. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных 208
Урок 70. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных буквами е, ё, ю, я 213
Уроки 71–72. Описание предмета 217
Уроки 73–74. Фонетический разбор слова. Обобщение изученного по теме «Фонетика. Графика. Орфография» 222
Урок 75. Диктант 227
Урок 76. Анализ диктанта. Работа над ошибками 230
Уроки 77–78. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (К. Г. Паус-товский «Шкатулка») 233
Урок 79. Слово и его лексическое значение 233
Урок 80. Однозначные и многозначные слова 239
Урок 81. Прямое и переносное значение слов 243
Урок 82. Омонимы 247
Уроки 83–84. Синонимы 251
Урок 85–86. Сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» 257
Урок 87. Антонимы 262
Уроки 88–89. Контрольная работа по теме «Лексика» 267
Уроки 90–91. Изложение по тексту К. Г. Паустовского «Первый снег» (упр. 375) 270
Урок 92. Диктант 273
Урок 93. Анализ диктанта. Работа над ошибками 276
Урок 94. Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов 279
Урок 95. Окончание и основа слова 284
Урок 96–97. Корень слова. Однокоренные слова. Исторические изменения в составе слова. 289
Урок 98. Подготовка к сочинению «Памятная прогулка» (рыбалка, поездка) в жанре заметки 294
Уроки 99–100. Правописание безударных гласных в корне слова 298
Уроки 101–102. Суффикс – значимая часть слова 302
Урок 103. Приставки. Их словообразующая роль 307
Литература 313
В закладки:
|