|
|||
Какие ониМногие наши читатели еще со времен СССР знают вас как одного из крупнейших специалистов, занимающихся проблемами молодежи. Долгое время вы возглавляли Научно-исследовательский центр Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ, издали ряд книг по этой тематике. Давайте сравним нынешнюю и вчерашнюю советскую молодежь, используя научные оценочные показатели. — Это не вполне корректно. Все равно, что сравнивать зеленое и желтое. Нынешняя молодежь живет совсем в другом мире. Любое сравнение ведет к противопоставлению, и уводит от истины. Например, сейчас в России студентов больше, чем было во всем Советском Союзе. Но можем ли мы на этом основании сделать вывод, что нынешняя молодежь более образованна? Вряд ли. Не секрет, что качество образования в целом в стране снизилось. В 1983 году материальные ценности в наших опросах у молодых людей стояли на 8-м месте, сейчас они лидируют. Что это: признак стяжательства современной молодежи, или изменившихся общественных ценностей? Раньше каждый четвертый полагал, что он хозяин у себя на производстве. Сейчас иной сам смысл понятия «хозяин». Поэтому делать выводы, основываясь на статистике, социологии, какая молодежь лучше или хуже, я бы не стал. Молодежь сейчас другая, а в своей массе — разная. — Кого мы относим к категории молодежи? — По определению ООН, это возраст в интервале от 15 до 24 лет, однако современные исследователи несколько смещают границы: 13—30 лет. Во все времена ценились не количество прожитых лет, а качества, присущие тому или иному возрасту. Каждый возраст имеет свои свойства, как положительные, так и отрицательные и, следовательно, не большую или меньшую, а свою ценность. Мы изучали молодежную политику в самых разных странах мира, писали по этому поводу специальный доклад для ООН. Так вот, исходный тезис этих моих рассуждений следующий: функции, роль, значение молодежи как возрастной группы в современном обществе недооценивается. Даже в самых благополучных странах, где государством проводится сильная социальная политика, молодежь находится на обочине этой политики. Не говоря уже о нынешней России. — В чем причина такого невнимания? — Молодежь обделена вниманием общества и государства именно потому, что не осознается и не воспринимается в качестве особой ценности. И мало кто серьезно задается вопросами: «За что стоит ценить молодежь? Какая польза от нее в настоящем и будущем? За что к ней можно относиться с уважением, признанием, почтением? » А ведь уже сегодня жизнь поставила перед человечеством такие задачи, часть которых, в силу особого класса их сложности, требований, может решить только молодежь. И это относится буквально ко всем сферам деятельности. Я уже не говорю о космосе, авиации, большом спорте, воинской службе, балете и т. д., где существуют возрастные ограничения. Нельзя не отдавать себе отчета и в том, что принципиальные типы машин и оборудования, новейшие технологии, системы управления, которые являются основными факторами интенсификации экономики, могут быть созданы только людьми нетрадиционного типа мышления, что свойственно в первую очередь молодым, носителям новых и новейших знаний. Эти качества надо ценить чрезвычайно, а значит, молодежь — это ценность сама по себе. — Насколько современная российская молодежь отвечает требованиям времени? Способна ли она оправдать возлагаемые на нее надежды, определить содержание и характер завтрашнего дня? — Вопрос сложный. Общественный кризис больно ударил по молодежи. Впервые в истории России уровень рождаемости оказался ниже уровня смертности. Возросла детская смертность. Налицо тяжелый кризис семьи, особенно молодой. В условиях массового обнищания средняя семья перешла в тратах к стратегии физического выживания, не оставляя почти ничего на отдых, культурные потребности. Очевидна тенденция ухудшения здоровья молодежи. Снижается интеллектуальный, творческий потенциал. Государственная экономика не в состоянии востребовать и использовать молодежь на разрушающемся, если не сказать разрушенном, производстве. Налицо новая фаза отчуждения молодежи от труда. Как результат — падение ценности труда, ориентация на отдых и развлечения, поиск легкого и нетрудового пути добывания денег. Ускоряющимися темпами идет криминализация, небывало широко распространились наркомания, алкоголизм. Молодежь отшатнулась от политики, разочарована в существующих политических партиях, их лидерах. Старые ценности потеряли практическое значение, новые — свобода, демократия, рынок, равные возможности — не поняты или в них уже не верят. В сознании наступил духовный вакуум. Все это значит, что в своих расчетах на молодежь, как надежду и опору проводимых реформ, общество не должно обольщаться. — Молодежные проблемы тесно связаны с проблемами всего общества. Надо полагать, справившись с общественными неурядицами, мы решим и проблемы молодежи? — Это широко распространенное заблуждение, что, если мы наладим общественную жизнь, то все само собой наладится и у молодежи. Это не так. Существуют свои специфические возрастные проблемы, которые надо видеть и реагировать на них. Во-первых, в любом обществе молодость связана с идеей зависимости, большая часть еще не включена в процесс производства, поэтому и не участвует в распределении благ, живет в кредит. Молодые люди не обладают личной самостоятельностью в принятии решений, касающихся их жизни, ограничены волей родителей, родственников, учителей, законами, традициями, с которыми нередко бывают и не согласны. Следствием является острота социальных проблем молодежи. В молодом возрасте решается судьбоносная для личности проблема жизненных планов. Когда в состоянии мучительных размышлений «кем быть? » находятся миллионы молодых людей, это вырастает в огромную общественную проблему. Не менее сложный и вопрос духовного, нравственного самоопределения — «каким быть? » Перед глазами примеры: обаятельный бандит Саша Белый из принятого молодежью фильма «Бригада», и живущий на одну зарплату честный отец-врач, бедный, но готовый бескорыстно всем помогать. Это задачка, от которой заклинит любой компьютер, не то что неокрепший ум. Вечными являются проблемы социально-психологического плана: половое созревание, повышенная потребность в общении со сверстниками, чувство одиночества, агрессивность и т. д.
|
|||
|