Раздаточный материал. Назначение бизнес-плана и его основные элементы
Раздаточный материал
При разработке бизнес-плана необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования:
необходимость; непрерывность; эластичность и гибкость; единство и полнота (системность); точность и детализация; экономичность; оптимальность; связь уровней управления; участие; холизм (сочетание координации и интеграции). Формирование бизнес-плана предполагает прохождение нескольких этапов (рис. 1, 2):
определение миссии предприятия; формирование цели и задач проекта; установление общей структуры бизнес-плана; сбор необходимой информации; составление бизнес-плана (процесс планирования). Рисунок 1 - Порядок и особенности разработки бизнес-план
Рисунок 2 - Последовательность этапов составления и подготовки бизнес-плана
Назначение бизнес-плана и его основные элементы
Рисунок 3 – Схема назначения и основные элементы бизнес-плана Исходя из целевой функции бизнес-плана, формируется концепция бизнес-плана, его логическое развитие, идеология построения, соответствующая определенному типу бизнес-плана. В настоящее время принята следующая типология бизнес-планов:
бизнес-план коммерческой идеи или инвестиционного проекта; бизнес-план как инструмент внутрифирменного планирования; бизнес-план структурного подразделения (с целью обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли); бизнес-план как заявка на кредит (для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора); бизнес-план как заявка на грант (для получения средств из государственного бюджета или благотворительных фондов); бизнес-план развития региона – обоснование перспектив социально-экономического развития региона и объемов финансирования соответствующих программ для органов с бюджетными полномочиями; бизнес-план финансового оздоровления. бизнес-план не имеет строгой регламентации ни по объему информации, ни по структуре документа. Тем не менее, вне зависимости от его типа, бизнес-план должен содержать информацию следующего содержания:
цели бизнес-плана; характеристика сути предлагаемого проекта; описание предприятия, продукции (услуг); оценка возможностей предприятия – производственных, материальных, финансовых, трудовых; учет внешних факторов (оценка рынка сбыта, уровня цен и др. ); потребность в материально-технической и финансовой поддержке извне; система (схема) управления производственно-хозяйственной деятельностью контроля за ее функционированием. Необходимо особо отметить, что бизнес-план пишется на перспективу, и составлять его следует на 3-5 лет вперед, при этом для первого года основные показатели следует рассматривать в месячной разбивке, для второго - поквартально и, лишь начиная с 3-го года, следует ограничиться годовыми показателями.
Рекомендуется излагать содержание бизнес-плана простым, доходчивым, живым языком, исключая использование сленга, (т. е. условных слов, принятых в профессиональной сфере). В бизнес-плане целесообразно привести цифровую информацию, систематизированную по определенным критериям (показателям) и представленную в аналитической (табличной) или графической формах.
Структура должна быть построена так четко, чтобы потенциальный инвестор (или тот, кто будет знакомиться с бизнес-планом) смог сразу оценить глубину и разносторонность, заложенную при подготовке бизнес-плана.
Следует отметить, что необходимо ориентироваться на разработку бизнес-плана нового предприятия или действующего предприятия, работающего над созданием и производством нового изделия, внедрением новой технологии. Исходя из вышеуказанной типологии бизнес-планов, следует и рекомендуемая структура бизнес-плана.
Структура бизнес-плана может быть следующей:
титульный лист; содержание (оглавление); резюме; описание предприятия и отрасли; характеристика объекта бизнеса; исследование и анализ рынка; план маркетинговых действий на рынке; план производства; организационный план; оценка рисков и страхование; финансовый план; стратегия финансирования; приложения. Бизнес-план начинается с оформления титульного листа, содержащего все исходные реквизиты предлагаемого проекта:
название (наименование) проекта, отражающее целевую функцию бизнес-плана; где, когда и кем подготовлен данный программный документ (авторы проекта, название и адрес предприятия, его организационно-правовая форма и др. ); имена и адреса учредителей; назначение бизнес-плана и его пользователи. Желательно, чтобы обложка была сделана на фирменной бумаге, с эмблемой и логотипом фирмы.
Второй лист бизнес-плана – содержание, т. е. структурное представление самого бизнес-плана.
В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К числу обязательных относятся следующие:
- биографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы;
- результаты маркетинговых исследований;
- заключения аудиторов (включая аналитическую часть);
- подробные технические характеристики продукции;
- гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции;
- договоры аренды, найма, лицензионные соглашения;
- заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности, санитарно-эпидемиологических служб.
Возможно также предоставление в качестве приложения к бизнес-плану:
- фотографий или видеоролика образцов продукции;
- сертификатов (ТУ и т. п. ) на продукцию.
|