|
|||
Психологические понятияРазвитие – последовательные, прогрессирующие, в целом необратимые количественные и качественные изменения психики. Возраст - конкретно-исторические условия развития; конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида. Социальная ситуация развития – специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и социальной средой. Ведущий тип деятельности – деятельность в наибольшей степени способствующая психическому развитию ребенка в данный период его жизни и ведущая его развитие за собой; внутри ее возникают другие виды деятельности; перестраиваются частные психические процессы; дает новый тип знаний, новые способы их получения и включает в новый тип отношений с социальной средой. Новообразование личности – характерные для каждой стадии развития качества, свойства, влияющие на развитие личности. Сензитивный период развития – оптимальный характер развития определенных психологических свойств и процессов, присущий определенному возрастному периоду ребенка. Цикличность – смена периодов интенсивного развития периодами замедления, характерная как для отдельных психических функций, так и для развития ребенка в целом. Кризисные стадии развития – краткие, но бурные стадии, сопровождаемые значительными сдвигами в развитии ребенка. Онтогенез – формирование основных структур психики индивида в течение его жизни. Зона ближайшего развития - реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи со стороны окружающих его людей. Экстериоризация – процесс порождения внешних действий на основе преобразования ряда внутренних структур, сложившихся на основе внешней социальной деятельности человека. Идентичность - условия, при которых человек ощущает себя неизменным ( в своих существенных проявлениях), действуя в самых разных жизненных обстоятельствах. Стабильные стадии развития – плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка, которые составляют большую часть детства. Биологическое созревание – естественный процесс преобразования анатомических структур и физиологических процессов организма по мере его роста. Филогенез – становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества. Сочетание процессов эволюции и инволюции – процессы «обратного развития», вплетенные в ход эволюции. Интериоризация -психологический механизм перехода из внешнего во внутренний план действий. Постепенное превращение какого-либо процесса или явления из внешнего во внутреннее (из практически осуществляемого дейтсвия во внутренне свойство или способность человека). Метаморфозы – развитие, как цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую.
|
|||
|