Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





По теме: методические разработки, през



 

http: //nsportal. ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/10/14/kontrolno-izmeritelnye-materialy-po-russkomu-yazyku-dlya-5

I. Нормы контрольных работ по русскому языку………………….. …. …3 стр.

II. Контрольные диктанты:

1. Контрольный диктант (нулевой срез) за курс начальной школы………………………………………. ….. ……………………….. 4 стр.

2. Контрольный диктант по разделу «Синтаксис. Пунктуация»……………………………………... …………. …….. ……5 стр.

3. Контрольный диктант по разделу «Фонетика» …………….. …….. 6 стр.

4. Контрольный диктант по разделу «Морфемика.

Словообразование» (полугодовой)…... ………………………………. 7 стр.

5. Контрольный диктант по теме «Имя существительное»…………………………………………….. ……….. 8 стр.

6. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»……………………………………………….. ………. 9 стр.

7. Контрольный диктант по теме «Глагол»…………………….......... 10 стр.

8. Итоговый контрольный диктат

за курс 5 класса (годовой)…………………………………….. ………. 11 стр.

III. Контрольные работы:

1. Контрольная работа по разделу «Синтаксис. Пунктуация»….. ……………………………………….......................... 12 стр. Контрольная работа по разделу «Лексика»……………………… 13-14 стр.

3. Контрольная работа по разделу «Морфемика. Словообразование»…………………………………………………15-16 стр.

4. Контрольная работа по теме «Глагол»…………………………….. 17 стр.

IV. Тестовые задания:

1. Тест по разделу «Лексика»…………………………………………18 стр.

2. Тест по разделу «Фонетика»…………………………………….. …19 стр.

3. Тест по теме «Имя существительное»…………………………….. 20 стр.

4. Итоговый тест за курс 5 класса……………………………………21 стр.

V. Изложения:

1. Изложение по разделу «Синтаксис. Пунктуация»…... ……………22 стр.

2. Изложение по теме «Имя прилагательное»………………………... 23 стр.

VI. Сочинения:

1. Сочинение-описание животного……………………………………24 стр.

2. Сочинение-рассуждение «Почему надо беречь книгу? »…………………………………………………………………. 25 стр.

Контрольные диктанты – 8

Контрольные работы – 4

Тестирования – 4

Изложения – 2

Сочинения - 2

II. ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Контрольный диктант №1

с грамматическим заданием по теме

«Повторение изученного в начальных классах»

Цель: проверить общий уровень теоретического и практического усвоения учебного материала за курс начальной школы в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Содержание контрольной работы направлено на выявление уровня развития умения выбирать условия для написания:

- проверяемых безударных гласных в корне слова;

- непроверяемых безударных гласных в корне слова;

- звонких и глухих согласных в корне слова;

- непроизносимых согласных;

- предлогов со словами;

- разделительных Ь и Ъ;

постановки знаков препинаний:

- при однородных членах предложения;

- в сложных предложениях (перед союзами а, но);

- в конце предложения.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

- производить синтаксический разбор простого предложения;

- выполнять морфемный разбор слов;

- опознавать части речи в тексте.

Диктант

Лес уже сбросил листву. Дни наступили пасмурные, но тихие, без ветра, настоящие дни поздней осени.

В такой тусклый день идешь по лесной тропинке среди молодых березок, дубов, осинок, среди кустов орешника. Не слышишь пения птиц, шороха листьев. Только иногда упадет на землю тяжелый созревший желудь.

Далеко видно кругом. Легко дышит осенней свежестью грудь, хочется идти все дальше и дальше по желтой от листвы тропинке.

Вдруг среди листвы видишь пестрый комочек. Это птица обо что-то сильно ударилась во время полета.

«Надо взять ее домой, а то в лесу птицу мигом разыщет и съест лисица», – решаю я. *

(90 слов. )

Грамматическое задание.

1. Выполните синтаксический разбор предложений:

I вариант – На голых листьях …;

II вариант - Легко дышит осенней…

2. Разберите слова по составу:

I вариант – лесной, березок;

II вариант – осенней, осинок.

3. Выпишите из текста по одному существительному, прилагательному и глаголу. Укажите их морфологические признаки.

Примечание. Знаки препинания, обозначенные звездочкой, объяснить учащи

Контрольный диктант №2

с грамматическим заданием по теме «Синтаксис и пунктуация»

Цели: проверить уровень усвоения учебного материала по разделу «Синтаксис. Пунктуация» в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения ранее изученных орфограмм и сформированных пунктуационных навыков:

- постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами;

- постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения;

- тире между подлежащим и сказуемым;

- постановки препинания в предложениях с обращением;

- постановки знаков препинания в предложения с прямой речью;

- постановки знаков препинаний в сложном предложении;

- постановки знаков препинания в конце предложения.

Грамматическое задание направлено на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

- разбирать словосочетания и определять способ связи в них (смысловую и грамматическую);

- выполнять синтаксический разбор прост ого предложения, осложненного однородными членами

- объяснять пунктограммы (строить схемы);

- находить в тексте предложения с прямой речью;

- строить схемы предложений с прямой речью.

Диктант

Скоро снег оденет лес пушистым нарядом, и наступит зима.

Загуляет в поле вьюга. В лесу все утонет под белым покровом. Зайдешь в лес и не узнаешь знакомых мест. Пушистые хлопья снега густо покроют все вокруг: старые пни, ветви деревьев, пожухшую траву.

Спрячутся в норку ежи, укроются от мороза белки в зимние гнезда.

Плохо зимой птицам. Они часто погибают от холода и голода. «Как помочь им? » – спросите вы.

Запасите с осени корм для птиц. Сделайте для них кормушки. Птицы – наши друзья. Помогайте им, ребята!

(83 слова. )

Грамматическое задание.

1. Выпишите из текста два словосочетания, сделайте их разбор.

2. Произведите синтаксический разбор предложений:

I вариант – Зайдешь в лесную глушь….

II вариант – Пушистые хлопья снега….

3. Объясните постановку знаков препинания в предложениях:

I вариант – «Птицы – наши друзья»;

II вариант – «Помогайте им, ребята! ».

4. Выпишите из текста предложение с прямой речью, составьте его схе

Контрольный диктант №3

с грамматическим заданием по теме

«Фонетика. Графика. Орфограмма».

Цель: проверить уровень усвоения теоретического и практического материала по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения ранее изученных орфограмм:

- проверяемых безударных гласных в корне слова;

- непроверяемых безударных гласных в корне слова;

- звонких и глухих согласных в корне слова;

- непроизносимых согласных;

- правописание и, у, а после шипящих;

- правописание разделительного Ь;

-правописание сочетаний ЧК, ЧН;

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

- выполнения фонетического разбора;

- определение двойной роли букв е, ё, ю, я;

- определение сильной и слабой позиции согласных звуков.

Диктант

С утра солнце слепило глаза, а к вечеру на востоке показалось белое облачко. Оно быстро неслось по небу. В последний раз появился из-за облака бледный луч солнца, и гигантская снеговая туча накрыла густой пеленой всю окрестность. Яростные порывы ветра несли колючий снег. Снежинки косо неслись по ветру, засыпали высушенную морозом траву, устилали белыми пятнами ледяную гладь озера. Всю ночь бушевала вьюга.

К утру стихло. Только пушинки снега продолжали кружить в воздухе. Они падали на белое одеяло земли.

(77 слов. )

Грамматическое задание.

1. Произвести фонетический разбор слов:

I вариант - вьюга;

II вариант – солнце.

2. Выпишите из текста слова, в которых гласные буквы е, ё, ю, я обозначают:

I вариант – один звук;

II вариант – два звука.

3. Приведите примеры слов из текста, которые имеют слабую позицию:

I вариант – согласных;

II вариант – гласных.

Объясните графически, какое орфографическое правило основано на этой особенности.

Контрольный диктант №4 (полугодовой)

С грамматическим задание по теме «Морфемика. Словообразование».

Цель: проверит уровень теоретического и практического усвоения учебного материала раздела «Морфемика. Словообразование» в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала изученного раздела и уровня развития умений применять изученные правила написания:

- чередующихся гласных о – а в корнях слов -лаг-, -лож-, -раст-,

-рос-, -ращ-;

- букв з и с на конце приставок;

- букв о и е после шипящих.

Грамматическое задание направлено на выявление уровня сформированности умений и навыков:

- подбирать однокоренные слова;

- определять слова по указанной форме;

- производить словообразовательный разбор слов;

Диктант

Лоси

Рассвело. Легкий ветерок пробежал по лесу. Туман разошелся, и показался берег реки с зарослями густого кустарника.

Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две черные тени. Я предполагал увидеть людей, но это показались лоси. Они направлялись к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у нее с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу.

В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев.

(97 слов. )

Грамматическое задание.

  1. Выпишите из текста два слова, которые имеют форму:

I вариант - именительного падежа, единственного числа, мужского рода;

II вариант - творительного падежа, множественного числа.

Определите часть речи выписанных слов. Какая морфема указывает на форму слова? Выделите ее.

  1. Подберите однокоренные слова к словам:

I вариант - берег, лес;

II вариант - река, гора.

  1. Произведите словообразовательный разбор слов:

I вариант - пробежал; лосиха;

II вариант - рассмотрел, ветерок.

  1. Выпишите из текста диктанта слова на изученные орфограммы:

I вариант – «Правописание чередующихся гласных о – а в корнях слов»;

II вариант – «Правописание -з и -с на конце приставок».

Контрольный диктант№5

С грамматическим заданием по теме «Имя существительное».

Цель: проверить уровень теоретического и практического усвоения учебного материала по теме «Имя существительное» в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала изученной темы и уровня развития умений применять изученные правила написания:

- безударных падежных окончаний имен существительных;

- большой буквы в собственных именах существительных;

- Ь после шипящих на конце имен существительных.

Грамматическое задание направлено на выявление уровня сформированности умений и навыков:

- выполнять морфологический разбор имени существительного;

- определять синтаксическую роль имени существительного;

- определять форму имени существительного.

Диктант

После путешествия по Карелии мы с мамой отправились отдыхать к дедушке в среднюю полосу России.

Мой дедушка – известный в своей округе лесник.

От станции мы шли по просеке, потом свернули по тропинке к речке и направились к лесу. На опушке росла малина. Ее красные ягоды так и манят к себе. Пьянеешь от их запаха!

Какая тишь! На небе нет туч. Вот из-под куста вылезает еж. Прошуршал в траве и исчез.

Доходим до рощи, а за ней на полянке стоит избушка дедушки. Нас радостно встречают дедушка и пес Дружок.

(88 слов. )

Грамматическое задание.

1. Произведите морфологический разбор имени существительного:

I вариант – (к) дедушке;

II вариант – (по) тропинке.

2. Определите синтаксическую роль имен существительных в предложении:

I вариант – «Мой дедушка – известный в своем округе лесник»;

II вариант – «Доходим до рощи, а за ней на полянке стоит избушка дедушки».

3. Выпишите из текста 2-3 имени существительного:

I вариант – 1 склонения;

II вариант – 2 склонения.

Укажите их формы.

Контрольный диктант№6

с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное».

Цель: проверить уровень усвоения теоретического и практического материала по теме «Имя прилагательное» в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала изученной темы и уровня развития умений применять изученные правила написания:

- безударных падежных окончаний имен прилагательных;

- сложных прилагательных, обозначающих цвет;

- кратких имен прилагательных.

Грамматическое задание направлено на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

- образовывать краткие формы имен прилагательных;

- правильно расставлять ударения в кратких формах имен прилагательных;

- выполнять морфологический разбор имен прилагательных;

- определять значение имен прилагательных.

Диктант

Одуванчики

Солнце ушло в черные тучи, и пятый день беспрерывно лили дожди. Было холодно. Одуванчики накрылись узкими листьями и стояли словно в темно-зеленом пальто с поднятым воротником. Они раскачивались ветром в ужасном настроении. Вдруг сегодня во время дождя темно-синюю тучу пробило яркое, горячее, жгучее солнце, и одуванчики обнажили свои косматые головы.

Поляна сразу стала радостной, праздничной. На ярко-желтые цветы летели пчелы, осы, шмели, захаживали в гости жучки, божьи коровки.

Золотые одуванчики живут сейчас в высокой ярко-зеленой траве под летним солнцем и успеют еще увидеть много хорошего.

(85 слов. )

Грамматическое задание.

1. Произведите морфологический анализ слов:

I вариант – золотые (одуванчики);

II вариант – в высокой (траве).

2. Образуйте от полных прилагательных краткие:

I вариант – горячее, яркое;

II вариант – жгучее, узкими.

3. Выпишите из текста словосочетания, в которых имя прилагательное обозначает:

I вариант – признак предмета по величине, по внутренним качествам;

II вариант – признак предмета по внутренним качествам, по цвету.

Контрольный диктант№7 с грамматическим заданием

по теме «Глагол»

Цели: проверить уровень теоретического и практического усвоения учебного материала по теме «Глагол» в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала по изученной теме и уровня сформированности умений применять изученные правила написания:

- безударных личных окончаний глагола;

- Ь в личных окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа;

- не с глаголами;

- -тся и -ться в глаголах.

Грамматическое задание направлено на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

- выполнения морфологического разбора глаголов;

- выполнения морфемного разбора глаголов;

- объяснять графически написание -тся и -ться в глаголах.

Диктант

Бросьте неотложные дела, выйдите поздним вечером на песчаный берег речонки. Если вы будете долго прислушиваться, то услышите в камышовых зарослях непонятные шорохи, неумолчные звуки.

Однажды ночью сидел я за письменным столом. Ночь была тихая, безветренная, только с реки доносились какие-то далекие звуки. Вдруг из-под пола раздались чьи-то негромкие голоса. Они походили на шепот птенцов, которые пробудились в гнезде. Мною овладело желание понять, кто разговаривает под полом. Потом я догадался, что слышал возню ежей.

Ежи – полезные зверюшки. Они никому не причиняют вреда, никого не боятся, уничтожают вредных насекомых, борются с мышами. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги прикрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят в них всю зиму.

(108 слов. )

Грамматическое задание.

1. Озаглавьте текст.

2. Графически объясните написание -тся и -ться в глаголах, которые встречаются в данном тексте.

3. Произведите морфологический анализ слов:

I вариант – услышите;

II вариант – доносились.

4. Произведите морфемный анализ слов:

I вариант – прислушиваться, разговаривает;

II вариант – прикрывают, догадался.

Итоговый контрольный диктат (годовой) за курс 5 класса.

Цель: определить соответствие знаний, умений и навыков учащихся за курс 5 класса требованиям государственного стандарта республики Казахстан.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала за курс 5 класса и уровня сформированности орфографической зоркости и пунктуационных умений и навыков.

Диктант

Весеннее утро

Красиво весеннее утро! Вот из-за синей полоски показалось багровое солнце. Его первые лучи дотронулись вершин громадных сосен. Над рекой расстилается туман. Но вот он начинает клубиться золотистым дымком. Скоро туман пропадает в прозрачном воздухе и открывает прозрачную гладь реки.

Синее небо глядится в зеркальную воду. На сочной траве деревьев блестит роса. Тихий шорох проносится над лесом. Весеннему утру радуются все: и птицы, и деревья, и цветы. Белоснежные облака иногда бросают легкую тень на ярко-зеленую травку, на светло-синюю ленту реки. Но подует ветерок, и тени исчезают.

Природа проснулась. Здравствуй, весеннее утро!

(91 слово. )

Грамматическое задание.

  1. Произведите фонетический разбор слов:

I вариант – легкую;

II вариант – синюю.

  1. Произведите морфемный (по составу) разбор слов:

I вариант - дотронулись, золотистым, ветерок;

II вариант – зеркальную, проносится, травку.

  1. Произведите морфологический разбор слов:

I вариант – багровое (солнце);

II вариант – расстилается.

  1. Произведите синтаксический разбор предложений:

I вариант – «Весеннему утру радуются все…»;

II вариант – «Белоснежные облака иногда бросают…».

II. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. Контрольная работа

по разделу «Синтаксис. Пунктуация».

Цели: проверить уровень усвоения учебного материала по разделу «Синтаксис. Предложение» в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Содержание контрольной работы направлено на выявление качества усвоения ранее изученных орфограмм и сформированных пунктуационных навыков:

- постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами;

- постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах предложения;

- тире между подлежащим и сказуемым;

- постановки препинания в предложениях с обращением;

- постановки знаков препинания в предложения с прямой речью;

- постановки знаков препинаний в сложном предложении;

- постановки знаков препинания в конце предложения.

Грамматическое задание направлено на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

- ставить вопросы к тексту;

- разбирать словосочетания и определять способ связи в них (смысловую и грамматическую);

- выполнять синтаксический разбор простого предложения, осложненного однородными членами;

- объяснять пунктограммы (строить схемы);

- находить в тексте предложение по указанной схеме;

- составлять предложения с прямой речью и обращением, строить их схемы.

Контрольная работа

1. Прочитайте текст. Спишите, расставляя знаки препинания.

Октябрь. Играют краски л.. стопада и насквозь просвечивается осенний лес. Замолкли птицы. Только шорох и шелест ворохов листьев под ногами подчеркивают лесную тиш.. ну.

Ветер бессменный дворник леса. Разметал он по п.. лям разноцветные листья шумными коврами устилает тропинки чащ. Вот от родимой ветки оторвался золотой лист и полетел к з.. мле. Он долго круж.. тся, словно хочет примоститься на грибной шляпке. В ней застоялась д.. ждевая вода. Белка жадно пьет из грибной лунки. Все лето собирала хлопотунья запасы на зиму орехи желуди грибы.

Уже не попадаются комары и мухи в паутину, а висят на ней одни листочки. Веет рыжая метель.

2. Составьте вопросы к тексту, подчеркните в них вопросительные слова.

3. Выпишите из текста три разные по структуре словосочетания и произведите их разбор.

4. Найдите в тексте предложение, соответствующее схеме: [сущ. – сущ. ].

5. Выпишите из текста предложение с обобщающим словом при однородных членах и произведите его разбор.

6. На основе предложенного текста составьте два предложения с прямой речью и обращением и постройте их схемы.

2. Контрольная работа по разделу «Фонетика».

Цель: проверить знания учащихся по разделу «Фонетика», «Графика», «Орфография» и «Культура речи» в соответствии с требованиями государственного стандарта Республики Казахстан.

Содержание контрольной работы направлено на выявление качества усвоения учебного материала изученного раздела и уровня развития умений применять изученные правила написания:

- проверяемых безударных гласных в корне слова;

- непроверяемых безударных гласных в корне слова;

- звонких и глухих согласных в корне слова;

- непроизносимых согласных в корне слова;

- правописание и, у, а после шипящих;

- разделительного Ь;

- сочетаний ЧК, ЧН.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

- производить фонетический разбор слов;

- графически объяснять орфограммы;

- обозначать буквы звуками;

- соотносить звуковой и буквенный составы слова;

- ставить ударение в словах;

- определять двойной роли букв е, ё, ю, я;

- определять сильную и слабую позицию согласных звуков.

I вариант.

Задание №1. Письменно ответьте на вопросы:

1. Какой раздел науки о языке изучает правила произношения звуков, грамматических форм и ударений в словах?

2. Какой раздел науки о языке изучает правила написания слов?

Задание №2. Расставьте ударения в словах: начали, поняла, приговор, каталог, алфавит, сантиметр, предмет.

Задание №3. Определите значения слов в зависимости от ударения: село – село; кружки – кружки. Придумайте и запишите с данными слова предложения.

Задание №4. Обозначьте выделенные буквы звуками: что, песчаный, теннис, цифра, тема, шило, рассказчик, ателье.

Задание №5. Вставьте где необходимо пропущенные буквы. Графически объясните орфограммы.

В д.. ждливый день в гор.. де гря.. ь, а в л.. су з.. мля влажная. Вы идете по мя.. кому к.. вру лист.. ев. Сквозь частые кроны д.. рев.. ев пробирается маленький лучик со.. нца. Где-то в выш.. не п.. ют свои ч.. дные песни птич.. ки. Праз.. нич.. но и рад.. с.. но кругом вас. Вы чу.. ствуете себя д.. р.. гим гостем на этом праз.. нике.

Задание №6. Выпишите из текста (задание № 5) три слова, в которых звуков больше, чем букв.

Задание №7. Выпишите из текста (задание № 5) три слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают один звук. Сделайте транскрипционную (фонетическую) запись выписанных слов.

Задание №8. Произведите фонетический разбор слова: листьев.

II вариант.

Задание №1. Письменно ответьте на вопросы:

1. Какой раздел науки о языке изучает звуки речи?

2. Какой раздел науки о языке изучает правила обозначения звуков специальными знаками - буквами?

Задание №2. Расставьте ударения в словах: красивее, средства, квартал, щавель, досуг, километр, позвонишь.

Задание №3. Определите значения слов в зависимости от ударения: мою – мою; выкупать – выкупать. Придумайте и запишите с данными слова предложения.

Задание №4. Обозначьте выделенные буквы звуками: музей, чтобы, яичница, фонетика, ателье, модель, свитер, жизнь.

Задание №5. Вставьте где необходимо пропущенные буквы. Графически объясните орфограммы.

По б.. регам тихой речк.. раскинулся с.. сновый бор. Летнее со.. нце осв.. щает высокие д.. рев.. я с гла.. кими ств.. лами. Мя.. ким к.. вром л.. жит мох. Около к.. рней старой с.. сны лис.. я н.. ра. На моховой подушке кр.. снеет поз.. няя ягода брусники. Виднеются маслята, рыжики, волнушки.

Задание №6. Выпишите из текста (задание №5) три слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Задание №7. Выпишите из текста (задание №5) три слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука. Сделайте транскрипционную (фонетическую) запись выписанных слов.

Задание №8. Произведите фонетический разбор слова: влажная.

3. Контрольная работа

по разделу «Морфемика. Словообразование».

Цель: проверить уровень теоретического практического усвоения учебного материала раздела «Морфемика. Словообразование» в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала изученного раздела и уровня развития умений применять изученные правила написания:

- гласных и согласных в приставках;

- чередующихся звуков в корне слова;

- чередующихся гласных о – а в корнях слов -лаг-, -лож- и -раст-,

-рос-, -ращ-;

- букв -з и -с на конце приставок.

Грамматическое задание направлено на выявление уровня сформированности умений и навыков:

- подбирать однокоренные слова;

- определять форму слова;

- подбирать слова по указанной схеме;

- производить морфемный (по составу) разбор слов;

- производить словообразовательный разбор слов;

- определять способы образования слов;

- составлять словообразовательные цепочки.

I вариант.

Задание №1. Допишите определения.

1) Общая часть родственных слов, в которой выражено основное лексическое значение, называется …

2) Значимая часть слова, которая следует за корнем и служит для образования новых слов, называется …

3) Часть слова без окончания называется …

Задание №2. Образуйте при помощи разных приставок однокоренные слова от слова бежать. Выделите значимые части записанных слов.

Задание №3. Составьте слова по данным схемам, укажите принадлежность этих слов к частям речи: , , .

Задание №4. Произведите словообразовательный анализ: подосиновик, зимовка, бездомный.

Задание №5. Произведите морфемный (по составу) разбор: вредить, виновник, пчелка, опасный.

Задание №6. Подберите к данным словам однокоренные с чередующимися звуками. Запишите чередующиеся звуки в скобках. Например: плакать – плач (к//ч).

Спросить -…. Скакать - …. Любить - ….

Лепить - …. Прыгать - …. Друг - ….

Книга -…. Мысль - …. Рука - ….

Задание №7. Спишите, вставляя пропущенные буквы и графически обозначая орфограмму. Например: безводный.

Ра(з, с)сыпать, в(з, с)дрогнуть, ра(з, с)толочь, (з, с)гибать, бе(з, с)ценный, (з, с)бросил, в(з, с)пахать, (з, с)двинуть, бе(з, с)полезный, (з, с)делал.

Задание №8. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограмму, укажите слова-исключения.

Предл.. гать ничью, прил.. жение к журналу, популярное изл.. жение, густо р.. сти, маленький р.. сток, перспективная отр.. сль, молодая пор.. сль, р.. стительная пища, дубы разр.. слись, ул.. житься в секунды.

II вариант.

Задание №1. Допишите определения.

1) Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется …

2) Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется …

3) Слова с общим корнем называются …

Задание №2. Запишите все возможные однокоренные слова к слову гриб. Выделите значимые части записанных слов.

Задание №3. Составьте слова по данным схемам, укажите принадлежность этих слов к частям речи: , , .

Задание №4. Произведите словообразовательный анализ: подосиновик, зимовка, бездомный.

Задание №5. Произведите морфемный (по составу) разбор: сыроватый, подоконник, чувство, предложить.

Задание №6. Подберите к данным словам однокоренные с чередующимися звуками. Запишите чередующиеся звуки в скобках. Например: плакать – плач (к//ч).

Ловить - …. Угостить - …. Приближаться - ….

Сказать - …. Писать - …. Дышать - ….

Мрак - …. Птица - …. Свеча - ….

Задание №7. Спишите, вставляя пропущенные буквы и графически обозначая орфограмму. Например: безводный.

Бе(з, с)звучный, бе(з, с)жалостный, (з, с)жег, бе(з, с)толковый, (з, с)дуть, и(з, с)далека, ра(з, с)чирикался, бе(з, с)цельный, ра(з, с)спросить, (з, с)десь.

Задание №8. Спишите, вставляя пропущенные буквы и графически обозначая орфограмму:

Петров Р.. стислав, возл.. жить ответственность, распол.. гать данными, семена прор.. сли, изл.. гать программу, зар.. сли тростника, отл.. жить визит, прил.. гать усилия, произр.. стать на севере, пол.. жение дел.

4. Контрольная работа по теме «Глагол».

Цель: проверить уровень теоретического практического усвоения учебного материала по теме «Глагол» в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Содержание контрольного диктанта направлено на выявление качества усвоения учебного материала изученного раздела и уровня развития умений применять изученные правила написания:

- безударных личных окончаний глагола;

- Ь в личных окончаниях глаголов 2-го лица, единственного числа;

- НЕ с глаголами;

- чередующихся гласных е-и в корне слова;

- -тся и -ться.

Грамматическое задание направлено на выявление уровня сформированности умений и навыков:

- выполнения морфологического разбора глагола;

- выполнения морфемного (по составу) разбора глаголов;

- образования форм глаголов.

Контрольная работа

Весна голосов…

Задание №1. Прочитайте текст. Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Графически обозначьте орфограмму.

Весна! Как много самых различ(? )ных звуков можно услышать в это время!

Вот, пригибаясь, кричит на телеграфном ст.. лбе ворона. Над л.. сной проталиной тр.. щит, залива.. (т, ть)ся жаворонок. В светлых б.. резняках - треньканье, посв.. сты, невнятное щебетание. Под снегом в лощин.. т.. чет, булькает вода.

С.. рока л.. тит над лесом и держит в клюве т.. желый прутик б.. резы. Я присел на п.. нек, слушаю звуки весны и радуюсь ее приходу. А за спиной в светлых березняках свистят, шебеч.. т и время от врем.. ни.. слыш.. (т, ть)ся шорох – это ос.. да.. т под со(? )нцем последний снег, пр.. б.. ра.. (т, ть)ся на волю маленький ручеек.

Задание №2. Определите основную мысль текста. В каком предложении она выражена?

Задание №3. Определите синтаксическую роль глаголов в последнем абзаце текста.

Задание №4. Выпишите из текста глаголы, обозначающие динамику, движение, пробуждение природы, состояние человека. Выделите в этих словах окончания, укажите спряжение.

Задание №5. Выпишите из текста один глагол и выполните его морфологический разбор.

Задание №6. Выпишите из текста глаголы, соответствующие данным схемам: ∩ ∧ ∧, ∩ ∧ □.

IV. Тестирования.

1. Тестирование по разделу «Лексика».

Цель: проверить уровень теоретического и практического усвоения учебного материала по разделу «Лексика» в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Тестовые вопросы.

1. Слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения, называются:

а) антонимами; б) синонимами;

в) омонимами; г) паронимами.

2. Выберите верно указанные антонимы:

а) высокомерный - скромный; б) покой – радость;

в) хитрость – ловкость; г) друг – недруг.

3. Выберите верно указанные синонимы:

а) пытливый – популярный; б) добрый – сердечный;

в) ликовать – торжествовать; г) холод – мороз.

4. Укажите словосочетания, в которых имеются слова, употребленные в переносном значении:

а) тяжелый характер; б) железный гвоздь;

в) природа засыпает.

5. Укажите многозначное слово:

а) аллея; б) молния;

в) гармонь.

6. Синонимы – это

а) слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по смыслу;

б) слова, обозначающие одно и то же;

в) слова с противоположным лексическим значением.

7. Найдите синоним к слову огромный:

а) громадный; б) маленький.

8. Определите, какие из данных прилагательных являются антонимами:

а) темный – суровый; б) медленный – быстрый;

в) неглубокий – широкий; г) отважный – смелый.

9. Соотнесите слова из левого столбика с их синонимами из правого:

а) неправильный; а) легкомысленный;

б) несерьезный; б) ошибочный;

в) несложный; г) простой.

10. Восстановите последовательность синонимов в порядке усиления признаков:

а) холод; б) стужа; в) мороз.

2. Тестирование по разделу «Фонетика».

Цели: проверить уровень теоретического и практического усвоения учебного материала по разделу «Фонетика» в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Тестовые вопросы.

1. В каком слове есть мягкий согласный звук?

а) юрта; б) лампа;

в) молоко; г) жираф.

2. Какие звуки состоят из голоса и произносятся свободно?

а) согласные; б) гласные;

в) звонкие согласные; г) глухие согласные.

3. Какие согласные состоят из голоса и шума?

а) твердые; б) мягкие;

в) глухие; г) звонкие.

4. Найди орфограмму – озвончение глухого согласного в слове:

а) просьба; в) сладкий;

б) ходьба; г) узкий.

5. Найди орфограмму, которую можно проверить ударением:

а) снежинка; б) гриб;

в) грустный; г) сердце.

6. Найди слово с непроизносимым согласным звуком:

а) опасный; б) местный;

в) низкий; г) хитрый.

7. Укажи, от какого гласного зависит мягкость предыдущего согласного:

а) А; б) О;

в) Е; г) Ы.

8. Найди орфограмму – оглушение звонкого согласного в слове:

а) булавка; б) сердечный;

в) молотьба; г) сделать.

9. Какие буквы названы неверно?

а) Б (бэ); б) Г (гэ);

в) М (мэ); г) Л (эл).

10. Найди слово, в котором произношение расходится с правописанием:

а) шина; б) стол;

в) магазин; г) арба.

11. Укажи слова с ударением на последнем слоге:

а) арбуз; б) верба;

в) звонишь; г) документ.

12. Найди третье «лишнее» слово:

а) что, чтобы, нечто; б) конечно, нарочно, игрушечный;

в) теннис, тема, текст; г) чувство, баловство, да здравствует.

13. Укажи шипящие звуки:

а) Ж; б) Ц;

в) Х; г) Щ.

14. Какие согласные являются звонкими?

а) Д; б) П;

в) Р; г) Г.

15. Укажите правильный вариант фонетической записи слова радостные:

а) [ра́ достный'э]; б) [ра́ дасный'э];

в) [ра́ дасные]; г) [ра́ дастный'э].

3. Тестирование по теме «Имя существительное».

Цель: проверить уровень теоретического и практического усвоения учебного материала по теме «Имя существительное» в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Тестовые вопросы.

  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает:

а) предмет; б) признак предмета; в) действие.

  1. Укажите постоянные морфологические признаки имени существительного:

а) род; г) склонение;

б) число; д) одушевленное/неодушевленное;

в) падеж; е) собственное/нарицательное.

  1. Укажите собственные имена существительные, которые нужно заключать в кавычки:

а) город Павлодар; б) река Иртыш;

в) газета Звезда Прииртышья; г) фильм Властелин колец.

  1. Укажите одушевленные имена существительные:

а) облака, книги; б) медведь, гора;

в) матрешка, отец.

  1. Укажите имена существительные мужского рода:

а) стол; б) окно;

в) невежа, г) кофе.

  1. Укажите имя существительное общего рода:

а) задира; б) облако;

в) красота, г) растяпа.

  1. Укажите имя существительное третьего склонения:

а) тень; б) стекло;

в) дядя, г) красота.

  1. Укажите имена существительные, которые имеют форму только единственного числа:

а) чашки; тарелки; б) молоко; масло; в) сливки, очки.

9. Укажите существительное второго склонения:

а) мышь; б) отец;

в) облако; г) гвоздь.

10. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква о:

а) плащ.. м, плач.. м; б) зайчон.. к, медвежон.. к;

в) сокровищ.. м, чудовищ.. м.

11. Укажите имя существительное, у которого в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа пишется -ии:

а) аллея; б) станция; в) ветка.

12. Укажите морфологические признаки слова к облакам:

а) существительное нарицательное, неодушевленное, мужского рода, второго склонения; употреблено в форме именительного падежа единственного числа;

б) существительное собственное, неодушевленное, женского рода, первого склонения; употреблено в форме предложенного падежа единственного числа;

в) существительное нарицательное, неодушевленное, среднего рода, второго склонения; употреблено в форме дательного падежа единственного числа.

  1. Итоговое тестирование за курс 5 класса.

Цели: проверить уровень теоретического и практического усвоения учебного материала за курс 5 класса в соответствии с государственными стандартами Республики Казахстан.

Тестовые вопросы.

1. Укажите слова, в которых безударная гласная в корне проверяется ударением:

а) стадион; б) папирус;

в) звериный; г) лисица; д) домашний.

2. Укажите слова, в корне которых не пишется буква т:

а) бессловес(? )ный; б) опас(? )ный;

в) мес(? )ный; г) чудес(? )ный; д) прелес(? )ный.

3. В каких словах на месте пропуска пишется буква -о:

а) б.. гровый; б).. ккуратный;

в) фи.. летовый; г) г.. ризонт; д) пор.. зительный.

4. Укажите слова с чередующимися гласными в корне:

а) выдирать; б) бередить; в) выбирать;

г) тереть; д) терпеть; е) выжигать.

5. Укажите слова, в которых следует писать гласную –о:

а) р.. стение; б) р.. сток;

в) выр.. щивать; г) разр.. слись.

6. Укажите слова с буквой е (ё) после шипящих:

а) ж.. лудь; б) ш.. рох;

в) рощ.. й; г) крыж.. вник; д) плащ.. м.

7. Найдите строчку, в которой во всех словах после шипящих пишется Ь:

а) плач.., лож.., колюч.., стереч.., задач..;

б) испеч.., мыш.., роскош.., дич.., стереч..;

в) пахуч.., овощ.., передач.., роскош.., береч..

8. Укажите слова с приставкой на –з:

а) ра.. гадать; б) бе.. цельный;

в) во.. делывать; г) ра.. валиться.

9. Найдите строчку, в которой все имена прилагательные имеют окончание -ем:

а) на дальн.. острове, в вечерн.. небе, в дремуч.. лесу, тих.. утром;

б) в син.. небе, об искренн.. ответе, весенн.. днем, о прежн.. пути;

в) о весен.. дне, в син.. небе, о младш.. брате, о хорош.. дне.

10. Укажите имена существительные, в безударном падежном окончании которых пишется -и:

а) в проруб..; б) к долин..;

в) на ступеньк..; г) об озер..; д) в сражени.. .

11. Укажите глаголы, в безударных личных окончаниях которых пишется -и:

а) бре.. шь; б) держ.. шь;

в) бор.. тся; г) пил.. шь; д) мол.. тся.

12. Укажите глаголы, в которых следует писать -ться:

а) он никак не успокои(т, ть)ся; б) туман стеле(т, ть)ся;

в) не надо расстраива(т, ть)ся; г) нельзя смея(т, ть)ся.

V. Изложения.

  1. Изложение по разделу «Синтаксис. Пунктуация».

Цель: проверить уровень усвоения учебного материала по разделу «Синтаксис. Пунктуация» в соответствии с требованиями государственными стандартами.

Изложение

Гнездышко

Птичка вспорхнула из куста черной смородины и закружилась над нашими головами. Мы осторожно раздвинули густые зеленые ветви и увидели круглое гнездышко. В гнездышке лежало четыре голубых яичка.

Пока мы смотрели, две птички кружились над ними и жалобно пищали. Они просили, чтобы мы не трогали их гнезда.

Разумеется, мы не тронули, даже не коснулись его.

Мы часто навещали знакомое гнездышко, и птички к нам привыкли. В начале лета из голубых яичек вывелись желторотые голые птенчики, а возле гнездышка валялись разбитые сухие скорлупки. Птички прилетали кормить птенцов и нас совсем не боялись.

Когда птенцы подросли, оперились и вылетели из гнезда, мы осторожно сняли его, положили в пустую коробку и осенью привезли в город. Теперь оно стоит на полке рядом с любимыми игрушками Саши. Мы глядим на него и вспоминаем домик в лесу, доверчивых птичек и нашу любимую лесную тропинку.

(По И. Соколову-Микитову. )

Задание: передать содержимое текста, используя предложения всех изученных типов.

Слова для справок: не коснулись, привыкли, в начале лета, подросли, доверчивые.

2. Изложение по теме «Имя прилагательное».

Цель: проверить уровень усвоения учебного материала по теме «Имя прилагательное» в соответствии с требованиями государственной программы.

Изложение

Белый гусь

Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.

Ходил он важно, словно обдумывал каждый шаг. Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал ее к белоснежному кителю и осторожно опускал в грязь. Так он ухитрялся проходить по самой хлюпкой дороге. Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним побежит собака. Он всегда высоко держал длинную шею, будто нес на голове стакан воды.

У него был огромный, цвета апельсиновой корки клюв с шишкой. Больше всего эта шишка походила на кокарду.

Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими крыльями, по воде пробегала серая рябь и шуршали камыши. Если при этом он издавал свой крик, в лугах у доярок тонко звенели подойники. На него засматривались лучшие гусыни деревни.

Одним словом, Белый гусь был самой важной птицей в округе.

(По Е. Носову. )

Задание: написать подробное изложение, используя имена прилагательные.

Слова для справок: присваивали, белоснежному, никогда.

VI. Сочинения.

1. Сочинение-описание животного.

Цели: учить строить описательный текст.

Задание: написать о своем четвероногом или крылатом друге сочинение.

Словарная работа: благородный, великий, великолепный, обаятельный, очаровательный, справедливый, серьезный, правильный, мечтательный, ласковый, чувствительный, счастливый.

Схема описательно текста (какой? ).

1. Название предмета.

2. Признак предмета.

План.

1. Когда и где я впервые увидел своего питомца.

2. Чем он привлек мое внимание.

3. Какова его внешность.

4. Каковы его повадки.

5. Как я забочусь о своем питомце.

2. Сочинение-рассуждение

«Почему надо беречь книгу? »

Цель: учить строить текст-рассуждение.

Задание: написать сочинение-рассуждение на заданную тему.

Словарная работа: автор, издательство, корректор, редактор, художник, переплет, иллюстрации, источник знаний, работники легкой и химической промышленности, глиняные дощечки, папирусные свитки, пергамент, переписчик.

Структура текста-рассуждения (почему? ).

1. Тезис (то, что надо доказать).

2. Доказательства.

3. Вывод.

План.

  1. Книга – твой лучший друг и помощник.
  2. Почему книга требует бережного отношения?
  1. Книга – величайшее изобретение человечества.
  2. Книга – результат большого труда.
  3. Беречь книгу – беречь лес.
  1. Берегите, люди, книгу.

 

По теме: методические разработки, през

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.