Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИППОТЕРАПИИ ПРИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА: СЛУЧАЙ МИОПАТИИ ДЮШЕННА



УДК 615. 85: 798: 2

К ВОПРОСУ ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИППОТЕРАПИИ ПРИ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА: СЛУЧАЙ МИОПАТИИ ДЮШЕННА

А. В. Хандогина,

Полтавский национальный педагогический университет им. В. Г. Короленко

        

Анотація. Проаналізовано результати занять іпотерапією з пацієнтом, страждаючим міопатією Дюшенна а також розладами аутистичного характеру. При загальному позитивному характері відзначена складна динаміка змін; позитивний ефект зберігався і після закінчення курсу занять; спостерігалося поліпшення емоційного стану. Обговорюється доцільність застосування іпотерапії в комплексній реабілітації дітей, які страждають спадковими захворюваннями.
Ключові слова: м'язова дистрофія, спадкові хвороби, іпотерапія.

Аннотация. Проанализированы результаты занятий иппотерапией с пациентом, страдающим миопатией Дюшенна а также расстройствами аутистического характера. При общем положительном характере отмечена сложная динамика изменений; положительный эффект сохранялся и по окончании курса занятий; наблюдалось улучшение эмоционального состояния. Обсуждается целесообразность применения иппотерапии в комплексной реабилитации детей, страдающих наследственными заболеваниями.

Ключевые слова: мышечная дистрофия, наследственные болезни, иппотерапия.

Abstract. The results of hippotherapy with a patient suffering from Duchenne muscular dystrophy and autism nature are analyzed. With an overall positive nature of the observed changes the dynamics had a complex dynamics character; the positive effect persisted after the ending of the course; improvement of the emotional state was observed. The feasibility of application of hippotherapy in the complex rehabilitation of children suffering from hereditary diseases is discussed.

Key words: muscular dystrophy, genetic disease, hippotherapy.

   

Эффективность иппотерапии при многих заболеваниях в настоящее время не вызывает сомнений. Важное место среди них занимают нарушения опорно-двигательного аппарата, охватывающие широкий спектр патологий – от нарушений осанки до тяжелых случаев, нередко обусловленных генетическими причинами.

В предшествующих публикациях были представлены результаты занятий с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата, включая детский церебральный паралич (ДЦП) [1], нарушения осанки [2], расстройства аутистического спектра [5] и другими заболеваниями [4].

В настоящей работе более подробно проанализирована динамика и результаты занятий иппотерапией с ребенком с аутизмом из группы [4], который страдал к тому же миопатией Дюшенна. Это заболевание встречается с частотой 2-3 на 10000 новорожденных мальчиков и проявляется в раннем возрасте. Оно имеет генетическую природу, и носителями гена являются женщины, которые сами, как правило, не болеют (полное название – прогрессирующая мышечная дистрофия Дюшенна). Среди миопатий данное заболевание относится к наиболее тяжелым. Как правило, заболевание носит прогрессирующий характер: сначала появляется слабость в мышцах ног и тазового пояса, одновременно или несколько позже развивается слабость мышц плечевого пояса, рук. Слабость мышц спины приводит к лордозу, вследствие атрофии мышц живота появляется «осиная талия». Постепенно мышцы атрофируются и замещаются соединительной тканью. В поздних стадиях поражаются мышцы сердца, дыхательная мускулатура, мышцы лица. Нередко наблюдается и снижение интеллекта.

Пациенту (Ч. Н. ) в период проведения занятий было 3 года, у него наблюдались также холестаз, плоско-вальгусная деформация стоп и, как упоминалось, расстройства аутистического спектра. К моменту начала занятий ребенок самостоятельно ест и ходит в туалет, сам обувается, но одевается с посторонней помощью. Ему трудно даются подвижные игры, он не может бегать и прыгать, с затруднением поднимается с пола и по ступенькам, что характерно для этого заболевания; быстро утомляется и поэтому не ходит на большие расстояния. Сон в норме. Ребенок легко переносит новые места и новых людей. Наблюдается задержка речевого развития, однако он способен объяснить, что ему нужно.

Занятия проводились в летнее время на открытом воздухе; продолжительность занятия – от 20 до 30 минут и выбиралась с учетом индивидуальных особенностей, согласно рекомендациям [3]. Курс состоял из 10 занятий 5 раз в неделю. В ходе занятий выполнялись специальные упражнения. Такой подход был разработан на основе опубликованных методических рекомендаций [см. для обзора 6] с учетом собственного опыта  [5].

Динамика изменений носила сложный характер. После первых двух занятий изменений не наблюдалось. Однако уже после 3-го занятия ребенок стал общительнее, произошел «прорыв» в речи. Важно то, что он стал самостоятельно ходить по ступенькам, хотя раньше делал это, только держась за руку. После 4-го и 5-го занятия наблюдалось дальнейшее улучшение ходьбы, он мог ходить уже на более далекие расстояния. После 6-го занятия ребенок начал самостоятельно залезать на горку, стали немного сильнее руки, однако усилилась раздражительность. После 7-го занятия, помимо прочего, отмечается появление аппетита. Ребенок стал стараться больше ходить, пытался бегать. После последних трех занятий позитивная динамика сохраняется, ребенок активно двигается; аппетит и сон хорошие.

Автор считает  целесообразным подробно остановиться на этом случае (ранее рассмотренном в ряду других), потому что при наследственных заболеваниях, к которым относится миопатия Дюшенна, выздоровление в принципе невозможно, и речь может идти только о замедлении негативной динамики и улучшении качества жизни. Важно отметить, что улучшается эмоциональное состояние не только самих пациентов, но и их родителей и близких, а это крайне важно для поддержания нужной атмосферы в семье.

Как видно из представленных результатов, для пациента Ч. Н. иппотерапия стала одним из лучших способов научиться управлять своим телом и развить мышцы, причем положительная динамика сохранялась и после окончания курса занятий в течение, по крайней мере, в течение месяца.

Автор выражает благодарность Благотворительному фонду «Зернятко» за поддержку данной работы. Автор выражает признательность помощнику инструктора Татьяне Гековой а также воспитателю Елене Фудиенко и психологу Монтессори-Центра реабилитации детей-инвалидов «СОНЯШНИК» Антонине Плюйко за помощь при организации и проведении занятий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондар Н. А. Різні схеми застосування іпотерапії при реабілітації дітей, які страждають дитячим церебральним паралічем (ДЦП) / Н. А. Бондар, Матеріали ІІ Всеукраїнської науково-практичної Інтернет-конференції студентів і молодих учених «Фізична реабілітація та здоров’язбережувальні технології: реалії і перспективи», Полтава, 24 листопада 2016 (готовится к публикации).

2. Бондарь Н. А. Перспективы применения метода иппотерапии при коррекции нарушений осанки / Н. А. Бондарь, А. В. Хандогина // Матеріали VI Всеукраїнської науково-методичної конференції «Теоретичні та методичні проблеми фізичної реабілітації», Херсон, 17-18 листопада 2016 – Херсон, 2016. – С. 54-57.

3. Хайперц-Хенгст К. Специфика организации и проведение занятий лечебной верховой ездой // В кн.: Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике. Пер. с нем. – В трех частях. Ч. 1 – М.: Конно-спортивный клуб инвалидов, 2003. – С. 175-205.

4. Хандогина А. В. Оценка эффективности иппотерапии при реабилитации детей со специальными потребностями / А. В. Хандогина // Становлення особистості дитини в умовах сучасного розвитку суспільства: соціально-педагогічний, корекційний і медичний аспекти, регіональний наук. -практ. семінар (2016; Полтава) – Полтава: ТОВ «АСМІ», 2016. – С. 272-276.

5. Хандогина А. В. Перспективы применения иппотерапии при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра / А. В. Хандогина // НауковийЧасопис. Серія 19. Корекційна педагогіка і спеціальна психологія – вип. 32 ч. 2: збірник наукових праць – Київ: Вид-во НРУ ім. Н. Р. Драгоманова, 2016. – С. 197-204.

6. Цверава Д. М. Иппотерапия. Лечебная верховая езда. – К.: ООО «Издательский Дом Украинский Медиа Холдинг», 2012. – 152 с.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.