Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Евхаристия



Вера

 

" Будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением".

(1 Пет3: 15)

 

 

Церковь

Православная Церковь называет себя просто " Церковь", как в древности греки употребляли слово " христианин", говоря о православных. Это происходит по той причине, что Восточная Православная Церковь является органически той общиной, т. е. экклезией, которая получила свое начало в Иерусалиме в День Пятидесятницы при сошествии Святого Духа. Эта община сохранилась неизменной через всю историю во многих местах, упомянутых в Новом Завете. Православной Церкви не нужно свидетельствовать о своей исторической подлинности: она - непосредственное продолжение Церкви апостольского времени.

Соответствует ли Православная Церковь сегодня тому представлению, которое мы получаем из Нового Завета и писаний апостольских мужей об общине апостольских времен? Она соответствует ему столько же, как взрослый человек соответствует своей фотографии, сделанной в детстве. Несмотря на свое развитие, по своему существу и духу Церковь в ХХ-ом веке та же, какой она была с самого начала.

Пришествие Христа " когда исполнилось время" было событием, связанным с определенным сроком - с него ведь начинается исчисление нашего времени (Мк. 1: 15). Сошествие Святого Духа " при исполнении обещанного" было тоже событием, связанным с определенным сроком, уникальным историческим событием (Деян. 1: 4). Оно значило для Церкви сошествие " силы свыше" и " Духа истины" (Лк. 24: 49, Ин. 1б: 13). Опираясь на это, мы верим, что, хотя в деятельности родившихся позднее церквей и общин пребывает, согласно их вере, благодать Святого Духа, полнота благодати, данная Церкви в историческом Сошествии Святого Духа, уже вновь не изливается. В тропаре праздника Троицы Церковь воспевает:

 

Благословен еси Христе Боже наш,

Иже премудры ловцы явлей,

ниспослав им Духа Святого,

и теми уловлей вселенную,

Человеколюбие, слава Тебе.

 

" Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину", таково было обещание Христа (Ин. 1б: 13). После исполнения этого обещания, апостол дает именно " Церкви Бога живаго" название " столп и утверждение истины" (1 Тим. 3: 15).

Этот обещанный дар всей истины был дан Церкви в ниспослании Святого Духа. Прошли сотни лет, весь период отцов Церкви, прежде чем человек смог выразить этот дар всей истины своими ограниченными понятиями. И хотя отцы были учеными людьми, глубокими мыслителями и чистыми в своей жизни, этого не достаточно для того, чтобы говорить об абсолютном характере истины, оставленной в наследие со времен отцов. Для этого нужна данная именно Церкви, приводящая ее к истине и охраняющая ее сила Святого Духа. Словесные определение веры, содержавшиеся с самого начала в сознании Церкви, развивались в течение долгого времени, и церковная жизнь в разных частях Христовой Церкви находила более богатые, по формам даже отличающиеся друг от друга, но по духу одинаковые, выражения. С точки зрения Церкви выглядит искусственной каждая попытка создать апостольскую общину помимо действия Святого Духа, пребывающего в Церкви в течение почти двух тысяч лет.

Христос обладал и божественной и человеческой природой - такова и Церковь. По своему человеческому естеству Церковь подвергается различным испытаниям, но она имеет утешение в обещании: " Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16: 18). Это значит, что хотя бури времени могут раздирать человеческое естество Церкви, они не смогут погубить Церковь. Она выстоит, пока в Божием управлении над миром не произойдет парусия, т. е. второе пришествие Христово. До тех пор будет сохраняться, как хранитель веры, Церковь, основанная в первый день христианской Пятидесятницы, сохраняющая апостольское священство, Евхаристию и другие святые таинства, а также общий опыт Церкви - священное Предание.

Источники вероучения

Православный катехизис определяет первоисточниками вероучения священное Писание и переданное Церковью священное Предание.

Почему в предыдущей главе, в первой по порядку, речь шла о Церкви? Потому, что сначала возникла Церковь, и только после этого постепенно стали появляться книги Нового Завета: Евангелия и апостольские послания. Когда мы вспомним, как мало в то время было " книг" - рукописей - и что наравне с подлинными писаниями появлялись написанные от имени апостолов Евангелия и прочие тексты, становится понятным, какое огромное значение имело живое Предание Церкви в деле защиты истинности христианской веры. Первостепенное значение Предания явно демонстрирует тот факт, что Церковь только в V веке окончательно решила, какие книги должны считаться поистине вдохновенным откровением Божиим. Таким образом, Церковь сама определила состав священного Писания.

За разъяснением священного Писания православный христианин обращается именно к Церкви, которая в свое время определила содержание Библии. И это не просто вопрос авторитета Церкви, но только чистым сердцам было обещано " Бога узреть" (Мф. 5: 8). Другими словами: Истины слова Божия открываются человеку в правильном свете только по мере того, как очищается его сердце. Полной чистоты сердца и, таким образом, полной непогрешимости в толковании слова Божия не было ни у одного человека. Но этот дар был дарован всей Церкви через действующего в ней Святого Духа. На практике это означает, что когда все или большинство известных по своей святой жизни отцов Церкви объясняют одинаково какое-то место священного Писания, это становится истиной для членов Церкви. Без такого критерия авторитет Библии основывался бы на личном субъективном мнении каждого толкователя. Согласно нашей вере, одно священное Писание, без священного Предания - своего живого толкователя - не достаточно как источник истины.

В 15-ой главе Деяний Апостолов рассказывается о соборе апостолов, о результате которого они сообщали так: " Изволися Святому Духу и нам". В течение первого тысячелетия таких сборов, на которые собирались последователи апостолов, все епископы Церкви, проводилось несколько. На этих соборах определялись догматы и решались актуальные для того времени проблемы церковной жизни. Семь таких церковных соборов Церковь назвала вселенскими, и их решения относятся ко всей Церкви и являются для нее обязующими. Первый из этих соборов состоялся в Никее в 325 году, а седьмой - в Константинополе, в 787 году.

Кроме вселенских соборов в течение первого и второго тысячелетий было несколько поместных церковных соборов, которые имели значение и для всей Церкви. Примером может послужить Константинопольский собор 1351 года, который утвердил практику исихазма или т. н. непрестанной сердечной молитвы. Собор также утвердил учение святого Григория Паламы о несотворенном свете Святого Духа.

С 1961 года православные поместные Церкви общий собор, т. е. т. н. Святой и Великий Собор, имеет целью найти решения новых проблем, перед Церковью сегодня. История показывает, что первые соборы, которые получили авторитет вселенских соборов, всегда созывались перед лицом опасности, угрожающей единству и истине Церкви. Такой угрозой были, например, христологические ереси, извращавшие понимание природы Христа. В наше время проблемой, ослабляющей свидетельство православия в мире и остро ожидающей общего решения, является т. н. диаспора. В наше столетие Церковь как бы выросла из своей исторической одежды, распространилась на новые части света, она уже более не является Церковью только Востока, но и Запада. Это положение требует признания независимости новых поместных Церквей, тех, которые недавно возникли, особенно в Америке и на других континентах, чтобы они могли полностью принимать участие в общей работе Церкви. Православная Церковь не имеет общего административного центра, как Римско-Католическая Церковь, и каждая признанная поместной Церковь имеет свой независимый голос в общих вопросах Церкви. По историческим причинам Константинопольский патриарх все же имеет почетное место среди равных, но он не имеет власти над прочими поместными, т. е. автокефальными Церквами.

В православии подчеркивается то, что вероучение и жизнь - это две стороны одной и той же человеческой жизни. Предстоящие вселенские соборы не будут заниматься новыми вероучениями, помимо тех, которые " отцы решили". Эти соборы будут скорее изучать возможность применения уже принятых принципов Церкви к изменившимся условиям человеческой жизни нашего времени. Эта задача потребует от представителей православных Церквей, которыми на созывавшихся ранее вселенских соборах были, по возможности, все епископы всех Церквей, единства, любви и мира, чтобы единогласные решения могли быть скреплены апостольскою печатью:

 

" Изволися Святому Духу и нам".

 

Спасение

Что такое спасение, о котором столько говорят, но по-разному понимают и истолковывают?

Начнем со слов апостола: " что все согрешили и лишены славы Божией" (Рим. 3: 23). Грех, являясь нарушением воли Божией, отделяет человека от Бога, от Его славы и, таким образом, влечет за собой наказание.

Но Бог принимает падшего человека, так как он искуплен " не тленным серебром и золотом, но драгоценною кровию Христа" (1Пет. 1: 18-19). Принятие и искупление все же не подразумевают прощения всему человечеству, но скорее каждому отдельно данную возможность просить о милосердии и получить прощение грехов. Таким образом, спасение соответствует данному человеку дару свободы.

Участие свободной воли человека в спасении было показано уже на Голгофе в разных судьбах двух разбойников, распятых вместе с Христом. Один из разбойников " злословил Его". Второй же покаялся в своих грехах и молился: " Помяни меня. Господи, когда приидешь в Царствие Твое". В ответ он получил обещание: " Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю" (Лк. 23: 39-43). Раскаявшемуся разбойнику смерть Христа принесла отпущение грехов и помилование.

О различных судьбах распятых разбойников, и одновременно о решающем значении покаяния в спасении человека, напоминает нам православная форма креста. На нем косая перекладина указывает одним концом вверх - в рай, а другим вниз - в ад.

За богослужение Великой Пятницы (обыкновенно в четверг вечером) между чтением Двенадцати Евангелий о страданиях Христа на кресте поется песнопение, которое слушается с особенным благоговением:

 

Разбойника благоразумного

во едином часе раеви сподоби еси Господи,

и мене древом крестным просвети,

и спаси мя.

 

Висевший на кресте разбойник покаялся в последний момент и искупительная смерть Христа завершила то, чего недоставало после его обращения. Для тех же, кто остается в той жизни, покаяние должно повлечь за собой исправление образа жизни. Произнесенная апостолом Петром первая проповедь уже заставила слушателей спросить: " Что нам делать, мухи братья? " " Покайтесь", - ответил Петр и продолжил: " И да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа" (Деян. 2: 37-38).

Так происходит непрестанно. В святом Крещении человек возрождается " от воды и Духа". За этим следует " хождение в обновленной жизни" (Рим. 6: 4). И дана цель этого хождения: " И сами будьте святы во всех поступках" (1 Пет. 1: 15).

Хотя грех осквернил человеческую природу, человек все же несет в себе образ Божий, но этот образ потускнел от грехов. Воплотившись, Христос " уничижил Себя Самого, приняв образ раба, соделавшись подобным человекам" (Флп. 2: 5-8). Он стал подобным нам, чтобы сделать в свою очередь нас " причастниками Божеского естества" (2 Пет. 1: 4). Таким образом, Христос стал нашим Спасителем не только потому, что " наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились" (Исх. 53: 5), но и через то, что " от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия" (2 Пет. 1: 3). Другими словами, Господь не только предлагает нам прощение грехов, но также дарует нам Божественную Свою силу для нашей пользы и духовного развития, чтобы мы не были " без успеха и плода в познании Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа" (2 Пет. 1: 8).

В богослужениях перед Рождеством повторяются в песнопениях слова " Христос рождается, прежде падший восставити образ" (кондак Предпразднества Рождества Христова), т. е. потускневший в человеке образ Божий восстанавливается в своем первоначальном сиянии.

Наше спасение начинается, когда мы получаем ощущение наших грехов во святом Крещении, и потом много раз в исповеди, т. е. в таинстве покаяния, слезоумовении. За этим следует обновляемая Святым Духом духовная жизнь человека во Христе членом Его Тела, т. е. Церкви. Цель этой жизни - стремление к чистоте сердца и через это стремление " узреть Бога" (Мф. 5: 8) во Святом Духе.

Согласно определению епископа Феофана Затворника, мы спасаемся по доброй воле Бога Отца, благодаря заслуг Сына, и благодатной силой Святого Духа". Поэтому для православного богослужения характерно, что почти что все молитвы оканчиваются прославлением Святой Троицы: Отца и Сына и Святого Духа.

Вера и добрые дела

В духовной жизни Православной Церкви проблемы " веры и добрых дел" нет. Соотношение между верой и добрыми делами становится " проблемой" только тогда, когда оправдание понимается внешне, как юридические отношения между Богом и грешным человеком. Тогда люди начинают бояться, что добрые дела встанут " между" душой и Христом, или наоборот, считают дела заслугой перед Богом. Согласно православному пониманию, добрые дела являются не самоцелью, а спасительным орудием для преображения испорченной человеческой природы в " новую тварь" (2 Кор. 5: 17). Поэтому и евангельские заповеди Христовы не являются законом, а благодатию и милосердием. Они суть как бы лекарство, без которого мы не можем выздороветь. Возьмем любую из добродетелей, которой учит нас Евангелие, например, смирение: каким другим образом мы могли бы возрастать в смирении, если бы практически не смиряли себя? Поэтому в богослужении часто повторяются слова 118 псалма: " Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим".

Из-за своей испорченной природы человек не может иначе проявить свою благодарность и любовь ко Христу, как стремиться в своей жизни исполнять данные Им заповеди, которые ведут человека к спасению. " Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди" (Ин. 14: 15). Исполнение этих содержащихся в Евангелии заповедей Христовых - молитва, пост, служение ближнему, смирение и воздержание от осуждения -можно сравнить с листьями духовного дерева. Дары Святого Духа - любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, доброта, верность, кротость и самообладание - подобны плодам дерева. Они являются признаками очищенного сердца. Мудрость и трудность духовного странствия заключается в том, что не следует принимать листья за плоды: не нужно также думать, что можно вырастить плоды без листьев - нельзя стяжать дары Духа без усилий (Гал. 5: 22).

Духовное наставление

Духовный подвиг христианина никогда не был легким. Ему приходится бороться не только против явных соблазнов мира и собственной внутренней испорченности, не только " против крови и плоти, но... против духов злобы поднебесных" (Еф. 6: 12).

Кроме решающего укрепления, которое дает человеку участие в жизни Церкви, христианина утешает сознание, что имеется большое " облако свидетелей", тех, кто уже прошел ту же борьбу и потому может поддержать и наставить тех, кто следует по их стопам. Духовный опыт многочисленных подвижников собран в кристаллизированной форме в писаниях святых отцов. Из них можно черпать духовную мудрость тогда, когда трудно найти живые примеры и наставников для духовной жизни, как часто бывает в наше время.

Тихая радость учения отцов, приходит ли она в монашеской келье какого-нибудь старца или при чтении книг, является основой православной благочестивой жизни. Отцы учат: " тот, кто поучался смирению, тот сам будет услышан и смело предстанет перед Распятым". Ибо Распятый Господь Сам " был послушным даже до смерти, и смерти крестной" (Флп. 2: 8).

Общение со святыми

Заботясь о духовном состоянии друг друга, христиане огромное значение придают молитве. Они просят молитв друг у друга и верят, что " много может усиленная молитва праведного" (Иак. 5: 1б). Но жизнь продолжается и после смерти. Было бы странно подумать, что молитвы благочестивого христианина возносятся к Богу при его жизни в этом временном мире, но не после того, когда он " разрешится и будет со Христом" (Флп. 1: 23). Действительно, уже эпитафии, т. е. надписи на могильных памятниках, мучеников раннего христианства показывают, что люди с самого начала просили у перешедших в Царствие Божие молитв за оставшихся.

Чем глубже христианин познает свою душу и чем ярче он просвещается благодатию Святого Духа, тем глубже он осознает свою греховность и ее противоположность: величие милосердия и любви Божией. Так в нем возрастает сострадательная любовь ко всем связанным грехом человеческим душам, и молитва за них получает больше места в его жизни. Если так происходит тогда, когда человек странствует еще в этом мире, то тем более молитва продолжается после его перехода в Царствие славы. В нем, согласно Откровению апостола Иоанна, " вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога" (Откр. 8: 3-4)

Между видимой, земной Церковью и невидимой, небесной, существует непрерывная молитвенная связь, и поэтому каждый день года посвящен памяти святых, известных по имени. Об их подвижничестве рассказывается в написанных о них церковных песнопениях, а мы испрашиваем их молитв. Так осуществляется призыв апостола: " Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие; и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их" (Евр. 13: 7).

Прославляя духовную борьбу и победу святых, Церковь на самом деле прославляет спасительное делание Бога, действие Святого Духа, ощущает осуществившееся в них уже спасение, к которому члены Церкви воинствующей еще только стремятся (Флп. 3: 12, 14).

Первой среди святых занимает место Преблагословенная и Славная Мария, Приснодева, Богородица (Лк. 1: 28, 48). В Ней, в святом Иоанне Крестителе и святом апостоле Иоанне Богослове, которые вели девственную жизнь, а также в их неисчислимых последователях, девство опять вознесено в ту славу, которая ему по природе принадлежала до грехопадения. (Быт. 2: 25). Вторым образом, другим путем христианской жизни является монашеское подвижничество, для тех, которые имеют к нему призвание (Мф. 19: 11-12, 1 Кор. 7: 7).

Почитание святых и живая молитвенная связь с ними являются опытом Церкви. Тем, у кого отсутствует этот опыт, трудно понять общение со святыми как молитвенное общение. Вероятно, только порядочность удерживает их от утверждения, что православные поклоняются Деве Марии, святым и иконам, т. е. от " свидетельства ложна". Церковь никогда не поклонялась ничему, кроме Святой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа. Святые и все, через что Божественная благодать воздействует на человека, почитается, но не обожествляется.

 

Евхаристия

 

" Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом". (Пс2: 11)

 

Служение Богу

В предыдущей части этой книги мы рассматривали некоторые аспекты вероучения, но не вероучение в целом. Некоторые черты древней Церкви, которые Православие заботливо хранит и которые для православных естественны и сами собой разумеются, в протестантской среде могут показаться необычными. В данной части мы рассмотрим, что Православная Церковь значит для нас на практике, т. е. как мы участвуем в ее жизни.

Когда Церковь молится о своем члене, то именуется он " раб Божий" или " Раба Божия" имя-рек. Вся жизнь человека является служением Богу в широком смысле этого слова, исполнением Его воли. Служением Богу особенно является молитвенный подвиг, не зависящий от того, молимся мы в своей келье или во время богослужений. В служении Богу человек участвует всем своим существом так, что в нем исполняется надежда апостола: " Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа" (1 Фес. 5: 23).

Практика личной молитвы будет затронута в третьей части этой книги: в этой же части мы стремимся показать, каким образом служение Богу осуществляется в собрании верующих, особенно при совершении евхаристического богослужения.

Когда мы входим в православный храм, мы замечаем, что люди стоят, а те немногие сиденья, которые есть в храме, предназначены для тех, кто по разным причинам не может стоять. Стояние в храме является самым естественным молитвенным положением. Оно является одним из символических выражений почитания Бога. Ведь жизнь человека вообще полна символов как согласованных форм поведения не только в религиозной, но и в других сферах.

Крестное знамение, которым осеняют себя верующие, является древнейшим христианским символом. За православным богослужением люди совершают крестное знамение как в определенных местах богослужения, так и в другое время, выражая свое молитвенное чувство. Крестное знамение является безмолвным исповеданием веры: три первых пальца правой руки, сложенные вместе, означают нашу веру в Святую Троицу, а два остальных пальца, пригнутые к ладони, означают нашу веру в то, что Спаситель был и Богом, и человеком. Как осенение себя крестным знамением, так и коленопреклонение выражают мысли и чувства сердца молящегося человека. Но одновременно этот внешний жест влияет на внутреннюю сторону человека, подкрепляя его молитвенное настроение. Даже самому слабому молящемуся это помогает лучше войти в общую молитву Церкви.

Мы видим, что за богослужением употребляется и много других символов. Так, когда священник благословляет рукой или крестом, верующие наклоняют свои головы для принятия благословения. Кадильный дым изображает, согласно псалму, молитву, возносящуюся к лику Божию. Свечи, которые, молящиеся ставят перед иконами, символизируют горение молитвы.

За богослужением бывает чтение и пение. Читают речитативом, т. е. нараспев. Чтение нараспев означает, что совершитель богослужения не свои выражает чувства, а общую молитву Церкви, к которой всем легко присоединиться. Именно общность молитвы особенно важна. Молитвы Церкви - это прежде всего библейские тексты или наследие древней Церкви. Молитвы также поют, выражая славословие, благодарение, прошение и благовестие. Молитвы, которые поются, всегда являются общей молитвой Церкви. Поэтому в пении всегда главное место занимает текст, который направляет мысли и сердца молящихся к теме молитвы. В православных богослужениях не употребляют музыкальные инструменты, так как каждый слушатель переживает инструментальную музыку по-своему. Церковное пение с его текстами и мелодиями является органической частью богослужения. Поэтому подлинная литургическая музыка, которая основана на традициях, имеет наибольшую ценность. Наравне с хоровым пением, существенно важно народное пение, особенно во время совершения Литургии.

В богослужении содержатся действия, в которых верующие участвуют под руководством епископа или священника, согласно порядку каждого богослужения. Чин богослужения уходит корнями во времена древней Церкви, он различен в зависимости от времени суток и дня церковного года. Так, существует вечерня, с которой церковные сутки начинаются, повечерие, полунощница, утреня и часы. Центральным является то богослужение, за которым совершается таинство Евхаристии. Оно называется Литургией.

Тот, кто не принадлежит к Православной Церкви, может также приходить па православные богослужения. Он может стоять в храме, как и другие, и на него не обратят особого внимания. Но при желании он тоже может участвовать в богослужении и выражать свою молитву теми же символами, что и православные. Единственное, в чем может участвовать только член Православной Церкви, является Святое Причащение. Причина этому будет приведена в следующих главах, когда мы будем говорить об Евхаристии с точки зрения каждого христианина и всей Церкви.

Таинство нашего искупления

Великий учитель древней Церкви, блаженный Августин, рассказывает в книге " Исповедь" о своей матери, благочестивой Монике, следующим образом:

" Одного только она просила, ... чтобы мы поминали ее перед Твоим жертвенником, которого она никогда не оставляла, но каждодневно совершала у него Тебе службу. Она верила, что на этом жертвеннике приносится и верующим усвояется Божественная Жертва, которою истреблено рукописание, еже бе сопротивно нам (Кол. 2: 14), и побежден враг, который неусыпно ведет счет всем грехам нашим, ища только того, в чем бы нас обвинить перед судом Твоим, но не обретает ничего в Том, в Ком дарована нам победа... С этой неисповедимой тайной нашего искупления душа рабы Твоей связана была узами непоколебимой веры". (IХ: 13).

Это свидетельство Августина о своей матери, которая " узами веры связала свою душу с таинством искупления", существенно не только для времени Моники, т. е. IV-го века, но и для сегодняшнего дня.

Видимым центром духовной жизни, как каждого члена Церкви, так и всей Церкви, является и по сей день святой престол и совершаемое на нем таинство искупления. Это таинство называется святым Причащением, а богослужение, за которым совершается таинство Евхаристии, называется святой божественной Литургией.

Участие в святом Причащении является видимой стороной таинства искупления, но его слышимое и словесное содержание есть возносимая Богу Отцу благодарственная жертва, т. е. по-гречески " Евхаристия". Главная причина благодарения в этом словесном богослужении есть искупительная жертва, которую Христос однажды принес за человечество. Евхаристия также называется бескровной жертвой благодарения.

В древней Церкви, согласно свидетельству блаженного Августина, христианин просто узами веры связывал свою душу с таинством искупления. Нам сегодня необходимо сделать значительное усилие, прежде чем нам станет ясным глубокий смысл этого таинства. Но нужно сразу же добавить, что даже самое глубокое знание таинства не меняет его, разум превосходящего, тайного характера. Поэтому Причащение и другие таинства в православной Церкви и называются тайными действиями, из чего слово таинство и происходит. В тексте Литургии участие в святых Тайнах означает участие в Евхаристии и в Причащении.

Литургия как торжество крещения

В первые столетия членами Церкви становились, в большинстве случаев, взрослые. Человек принимал крещение и становился членом Церкви только после того, как он усваивал истины веры. На практике такое обучение готовившихся ко крещению, т. е. оглашенных, в основном, происходило в связи с Божественной Литургией. Но готовившиеся ко крещению могли присутствовать только за первой частью Литургии. Эта первая часть Литургии и в наши дни называется " Литургией оглашенных". Центральным местом Литургии оглашенных является чтение слова Божия и поучение. После поучения над оглашенными читалась молитва. В ней испрашивалось, чтобы " они сподобились во время благополучное бани пакибытия", т. е. крещения, и чтобы они " соединились со святой, соборной и апостольской Церковью". Получив после этого благословение епископа, оглашенные уходили с Литургии. В храме могли оставаться только крещеные верующие, и поэтому мы по сей день называем следующую часть Литургии " Литургией верных".

Такая подготовка ко крещению во время Литургии обычно продолжалась весь Великий Пост, т. е. шесть недель. В Великую Субботу или в самую Пасху оглашенных приводили к месту крещения, в баптистерий или к воде, где их крестили. Оттуда новокрещенные и вся община шли торжественным шествием в храм. В нем епископ возлагал руки на новокрещенных или - согласно более позднему обычаю - помазывал их святым миром в знак дара Святого Духа. Став таким образом членами Церкви, новокрещенные могли впервые присутствовать на Литургии верных, т. е. участвовать в Евхаристии и причащаться святых Тайн.

Из рассказанного следует, что подготовка к крещению не была только теоретическим изучением основ христианства, но постепенным вживанием в литургическую жизнь Церкви, в ее дух. Новокрещенные, таким образом, действительно " связывали свои души узами веры с таинством искупления".

Пасха крещеных

Крешение есть участие в смерти и воскресении Христа. Так об этом пишет апостол: " Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни" (Рим. 6: 3-4).

Торжественное крещение вышло из практики Восточной Церкви в XI веке, но следы этого служения сохранились, особенно в пасхальном богослужении. Как и раньше, когда община шла со свечами в руках вместе с новокрещенными от места крещения в храм, идут и ныне христиане в пасхальную ночь вокруг храма, как бы вновь объединяясь в торжестве крещения.

Когда весть о воскресении Христа впервые прозвучит в притворе храма, мы вступаем из тьмы в наполненный светом храм. И там, в начале утрени, мы слышим пасхальный канон, в котором поется о нашем крещении, как будто только что совершившемся:

 

Вчера спогребохся Тебе, Христе,

совостаю днесь воскресшу Тебе,

сраспинахся Тебе вчера:

сам мя спрослави, Спасе, во Царствии Твоем.

 

Вскоре, в начале Литургии, еще раз прозвучит напоминание о нашем крещении в песнопении: " Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся, Аллилуйя"!

Крещение является самым решающим событием нашей жизни. Но как мало обращают на него внимания! Участие в празднике воскресения, в нашем общем торжестве крещения, напоминает нам, что и мы должны " странствовать в новой жизни". А что есть эта новая жизнь, которая присутствует в торжестве Пасхи? Ее мы переживаем, участвуя в Евхаристии. Таким образом, совершенно естественно и важно, что все крещеные члены Церкви участвуют в святом Причащении, и прежде всего за Литургией пасхальной ночи.

Через литургию в Церковь

В наши дни мы становимся членами Церкви в святом Крещении еще младенцами. Во младенчестве мы принимаем святое Причащение. Вживанию в дух Божественной Литургии и сознательное участие в таинстве искупления прежде всего зависит от родителей и восприемников ребенка, по вере которых ребенок получил крещение.

Домашняя подготовка ребенка к Причастию продолжается в школе в преподавании Закона Божия.

Так как в Причащении мы участвуем уже с младенческого возраста, в Православной Церкви не употребляется название " конфирмационная школа", а ей соответствуют катехизаторские курсы. Важной задачей как преподавания Закона Божия в школах, так и катехизаторских курсов является введение в Литургию, подобно тому, как в древней Церкви обучали при подготовке ко крещению.

Если взрослый человек захочет стать членом Православной Церкви, он может подготовиться к этому, знакомясь, согласно традиции древней Церкви, именно с литургической жизнью Церкви. Так обычно и происходит. Приходя в церковь, сначала знакомятся с богослужениями Церкви и привыкают участвовать в них. Далее " во время благополучное" - как говорится в возносимой за оглашенных молитве - милость Божия пробуждает в человеке стремление стать участником евхаристического общения верующих. Это делает возможным - если человек уже крещен - принятие таинства миропомазания. Так как оно означает присоединение к Церкви, к экклезии, оно должно бы, согласно практике древней Церкви, совершаться именно при Литургии, когда Церковь, являясь общиной, собравшимся вместе евхаристическим обществом, конкретно присутствует на месте. Тогда за Литургией присоединение через миропомазание совершается во время малого входа и, по возможности, помазание совершает епископ.

Практика крещения древней Церкви помогает нам понять, что даже крещение младенца, т. е. тот момент, когда он становится членом Церкви, не является частным событием одной семьи, а именно торжеством всей общины. Когда младенца крестят в храме во время Литургии, мы и в наши дни проникаемся тем, как крещение и получение дара Святого Духа делает человека членом народа Божия. Тогда новокрещенный ребенок - как и присоединившийся к Церкви взрослый - могут уже за этой Литургией участвовать в таинстве искупления, во святом Причащении, для исполнения своего духовного стремления.

Принятие святого Причастия

Божественная Литургия - истинно " небо на земле", как говорит Иоанн Кронштадтский, священник, живший в начале нашего столетия и имевший дары исцеления и прозорливости. Он сам совершал Литургию каждый день.

Нам дарована небесная трапеза, и мы слышим призывающие слова Самого Христа: " Приимите, ядите, сие есть Тело Мое... Пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя... "

Можем ли мы сомневаться, что эти слова призывают всех верующих принимать Причастие за каждой Литургией! В древней Церкви только некрещеные и т. н. кающиеся, которые из-за тяжелых грехов были отлучены от участия в Причащении, оставались без принятия Святых Даров. Но они не слышали призыва Христа. Они должны были покидать храм до начала Литургии верных. Зато было совершенно невозможным, чтобы люди, остававшиеся на Литургию верных, не причащались. Впоследствии, с охлаждением любви христиан, стало обычаем, что в Причащении участвует только часть присутствующих членов Церкви или даже только служащее духовенство.

В наше время начавшееся в западных Церквах уже после первой мировой войны т. н. литургическое движение ищет возврата к древнехристианской литургической практике. Благодаря этому движению, на Литургию Православной Церкви, которая является хранительницей древней христианской традиции, стали обращать особое внимание. В связи с этим и самим православным пришлось как бы вновь оценить традиции, которые сохранила их Церковь. Это привело к тому, что во многих местах в кругу Православной Церкви, особенно на Западе, стал возрождаться древнехристианский обычай причащаться как можно чаще.

В финской Православной Церкви архипастырское послание от 1970 года также подчеркивает первоначальное значение Литургии. В послании объясняется, что таинства исповеди и Причащения не обязательно связаны одно с другим так, чтобы исповедь была условием для участия в Причащении. На практике исповедь можно считать " условием" только в том случае, когда человек редко причащается, например, " минимум один раз в год", - так, к сожалению, учили раньше, как какому-то каноническому правилу. Но когда мы часто причащаемся, нам необходимо исповедоваться в тех случаях, когда мы чувствуем для этого особую потребность или когда мы вступаем в Великий Пост - общее время покаяния и проверки жизненного пути.

Хотя никаких безусловных правил по отношению хождения на исповедь нет, архипастырское послание призывает каждого советоваться со своим духовным отцом и получать от него благословение на частое участие в Причащении. Но каждый должен стремиться к тому, чтобы неучастие в Причащении было бы для него исключением, а не правилом.

Мать Блаженного Августина, Моника, участвовала каждый день в таинстве святой Трапезы. Мы не имеем такой возможности, так как у нас Литургии совершаются ежедневно в большинстве случаев только в монастырях. Но мы во всяком случае можем придерживаться той практики, о которой говорится уже в Новом Завете. Тогда христиане собирались регулярно в первый день недели- для " преломления хлеба", т. е. совершения Евхаристии. Этот день они называли днем Господним, т. к. он есть день воскресения Христова. В этот день, т. е. воскресенье, во всех приходах служится Литургия, и ничто не должно препятствовать нам участвовать во время Литургии дня Господня всей семьей в таинстве искупления.

Когда-то суббота была праздником прославления сотворения мира. Воскресением Христовым смерть была побеждена, и, таким образом, Божию творению была возвращена его первоначальная слава. Поэтому воскресенье заменило субботу в качестве первого дня недели. Народ Божий, христиане, собираются для встречи со своим воскресшим Господом.

В Жизнь, а не во осуждение

Христос говорит о важности Причащения: " Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Кровь Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6: 53-54).

Услышав эти слова, иудеи возмутились. Мы же знаем, о чем идет речь. " Жизнь в нас", истинная жизнь в вере, возможна только " во Христе", т. е. в истинном единении со Христом, которое осуществляется в святом Причащении. Это единение будет продолжаться до самого дня воскресения: " И Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6: 40). Удивительная тайна! Она заставляет человека, особенно при приближении смерти, стремиться ко святому Причащению как напутствию в будущую жизнь.

Во многих приходах финской Православной Церкви уже стало обычаем, что верующие причащаются за каждой Литургией. Но при этом необходимо помнить предупреждение апостола: "... кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе" (1Кор. 11: 29).

Хотя каждый раз перед Причащением и не обязательно ходить на исповедь, необходимо постоянно готовиться встретить в Святых Дарах воскресшего Христа. Подготовка включает в себя пост: в то утро, когда мы идем к Литургии, нам запрещается что-либо есть или пить. Православный молитвенник содержит молитвенное правило, т. е. несколько молитв, которые предназначены для прочтения дома перед Причастием. Молитвенное настроение также превращает испытываемое телом малое чувство голода в духовную жажду общения с Богом. Такая подготовка пробуждает душу к смирению и покаянию, которые необходимы для участия в таинстве. Именно об этом говорит апостол: " Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей" (1Кор. 11: 28).

Но никто не должен ради чувства своего недостоинства не внимать призыву Господа, или считать, что он, реже причащаясь, может лучше подготовиться к Причастию и быть более достойным. Чувство недостоинства и есть единственное правильное настроение, которое позволяет нам принимать высшую милость Божию, предложенную нам как совершенно свободный дар.

Кто имеет возможность, тот, возвратившись из храма домой, может еще прочитать из своего молитвенника благодарственные молитвы после Причащения.

За последнее время стало обычаем во многих приходах по окончании Литургии читать благодарственные молитвы вслух для всех верующих.

Литургия -- общее служение

В предыдущих главах речь шла о святой Литургии как о богослужении, за которым мы причащаемся, принимаем " лекарство бессмертия", как говорили мужи апостольские. Но одновременно Литургия - это не только духовное лекарство членов Церкви. Уже само название " Литургия" - заимствовано из греческого языка, это слово означает " общественная служба", общее служение всей общины.

В Литургии Церковь осуществляет, исполняет себя. Только тогда она является " экклезией", собравшимся в одно место народом Божиим для общей цели, т. е. служения. Цель и причину этого общего собрания мы можем понять из следующих слов апостола:

 

И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом.

Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет, некогда не народ, а ныне народ Божий, некогда непомилованные, а ныне помилованы.

(1Пет. 2: 5, 9-10)

 

Эти слова апостола указывают на то, что определения, ранее применявшиеся к Израилю, ныне принадлежат новому Израилю, христианам, экклезии, Церкви. Если ранее только род Аарона был избран для совершения священнического служения, ныне весь новый Израиль, т. е. все члены Церкви, является " избранным родом", " святым народом", " царственным священством", народом Божиим. В качестве святого священства все призваны "... приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом" (1Пет. 2: 5).

Это приношение духовных жертв совершается именно во время Божественной Литургии, которую, как общую службу, служит весь народ Божий. Все молитвы святой Литургии, за редкими исключениями, составлены в первом лице множественного числа и, таким образом, предназначены для чтения или пения от имени всего народа Божия. Примером этому служит одна из антифонных молитв в начале Литургии:

Иже общия сия и согласные даровавый нам молитвы, иже и двема, или трем, согласующимся о имени Твоем, прошения подати обещавый, сам и ныне раб твоих прошения к полезному исполни, подая нам в настоящем веце познание твоея истины, и в будущем животе вечный даруя.

В древней Церкви все молитвы Литургии читались вслух. Вся присутствующая община участвовала в них. Но уже с VI века стал распространяться обычай, что служащий священник читает молитвы Литургии только про себя. Хотя против этого и пытались бороться, но этот обычай вошел постепенно в общую практику, так что до сих пор служебник содержит указания о том, какие части молитв Литургии священник должен читать сам про себя, т. е. " тайно". Поскольку сейчас имеется стремление углубить литургическое сознание верующих, многие считают необходимым вернуться к практике чтения молитв Литургии вслух.

Каким образом может присутствующий народ Божий сознательно, с полным пониманием и истинным чувством участвовать в таинстве искупления и сознавать, что он, как царственное священство, приносит духовные жертвы, если он не слышит полный текст молитв, а только отрывки, окончания фраз общих молитв и не понимает их значения в целом? Раз, в большинстве случаев, дело обстоит так, молящимся не остается другой возможности участвовать в богослужении, как поддерживать свое личное субъективное молитвенное настроение или оставаться более или менее пассивной аудиторией. В последнем случае люди обращают внимание на внешнюю и эстетическую сторону Литургиии и зачастую восхищаются только блеском богослужения или великолепием церковного пения. Действительно, торжественное богослужение и церковное пение являются отражением небесной славы Божией, и имеют свою ценность, но все же только в качестве оформления содержания Евхаристии. Они не должны становиться самоцелью. В древней Церкви отсутствовал внешний блеск, ее евхаристическая торжественность содержалась в радостной встрече с воскресшим Христом.

Совершителем Литургии является сам Христос. Это можно понять из молитвы, которую священник читает перед Херувимской песнью. Эта молитва отличается от остальных молитв Литургии тем, что она является личной молитвой служащего священника, в которой он просит для себя сил для совершения таинства. Молясь таким образом, священник одновременно признает совершителем ему вверенного " безкровныя жертвы священнодействия" Самого Христа: " Ты бо еси приносяй и приносимый, и приемляй и раздаваемый, Христе Боже наш". Но Христос действует через священника. Как Христос совершил Вечерю, благодарил, благословил, преломил и раздал хлеб своим ученикам, так делает и в Литургии совершитель святого таинства, но вместе со всеми, голосом всего народа Божия. Он благодарит, читая евхаристические благодарственные молитвы, благословляет, преломляет и раздает людям, но сослужителями его являются все присутствующие на Евхаристии - каждый в своем положении: и стоящие вокруг престола прочие священники и диаконы, и весь народ Божий в храме.

Таким образом, стоящий в храме народ не пассивно следит за богослужением, а сослужит служащему священнику или епископу. Все молящиеся должны чувствовать ответственность за общее богослужение и участвовать в молитвах. Только так Литругия истинно является Литургией - общественным служением, а Церковь - экклезией, собравшимся для Евхаристии народом Божиим.

Евхаристия -- жертва благодарения

В предыдущей главе были приведены слова апостола Петра, которые указывают на жертвенный характер Литургии: " И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом" (1Пет. 2: 5).

Это осуществляется в Евхаристии - центральной части Литургии верных. В ней, во время анафоры или молитв возношения, провозглашаемых священником, община, именно как духовное священство, совершает бескровную духовную жертву, благодаря Бога за все, что Он сделал для человечества. Сначала приносится благодарение Богу: Ты " от небытия в бытие нас привел еси"; и затем: Ты " отпадшыя возставил еси паки, и не отпустил еси вся творя, дондеже нас на небо возвел еси, и царство Твое даровал еси будущее". Благодарение приносится Святой Троице: " о всех ихже вемы и ихже не вемы, явленных и неявленных благодеяниях бывших на нас", и особенно " о службе сей, юже от рук наших прияти изволил еси, аще и предстоят Тебе тысящи ангелов... победную песнь поюше, вопиюще, взывающе и глаголюще: Свят, свят, свят... "

В молитве объединяется вся община, когда она поет:

 

Свят, свят, свят Господь Саваоф,

исполнь небо и земля славы Твоея,

осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне,

осанна в вышних...

 

Присоединяясь таким образом к пению небесных хоров, община исповедует святость и славу Бога, Который:

 

" иже мир твой тако возлюбил еси, якоже Сына Твоего Единородного дати, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечный. В ношь, в юже предаяшеся, паче же Сам Себе предаяше за мирский живот, приемь хлеб, ... благодарив и благословив, освятив, преломив, даде святым своим учеником, рек: Приимите, ядите, сие есть Тело мое, еже за вы ломимое во оставление грехов. Подобие и чашу по вечери, глаголя: Пиите от нея вси, сия есть Кровь моя нового завета, яже за вы и за многие изливаемая во оставление грехов".

 

Вспоминая таким образом " спасительную заповедь", а также соединяющуюся с ней тайну всего искупления, т. е. все происшедшее: " крест, гроб, тридневное воскресение, на небеса восхождение, одесную селение, второе и славное паки пришествие", священник возносит поставленные на святом алтаре Святые Дары - хлеб и чашу с вином - провозглашая:

 

Твоя от твоих Тебе приносяще о всех и за вся.

 

Таким образом, " принося словесную сию и безкровную службу", община далее молится Богу: " низпосли Духа твоего Святого на ны и на предлежащий дары сия" и Им претвори " хлеб в Тело Христа", а то, что в чаше - " в честную Кровь Христа Твоего". Одновременно совершитель службы благословляет хлеб и чашу с вином, по отдельности и затем вместе. Совершив это, духовенство и вся община провозглашают в один голос: " Аминь, аминь, аминь".

Итак, народ Божий, принося, т. е. жертвуя хлеб и вино, которое избраны из пищи, поддерживающей земную жизнь, принимает для поддержания своей духовной жизни небесную пищу: святые Тело и Кровь Христовы. Православная Церковь не старается объяснить невидимое, но истинное претворение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа, потому что это тайна, предназначенная для восприятия верою.

Святой Амвросий, епископ Медиоланский, который жил в IV веке, написал молитву для прочтения теми, кто готовится совершать Божественную Литургию. Мы приводим эту молитву в отрывках, которые показывают, как понимала древняя Церковь святую Евхаристию и ее связь с жертвой искупления:

 

" Истинный Первосвященник, Иисусе Христе! Ты принес Себя на крестный алтарь в чистую и безукоризненную жертву ради нас и Кровь Твою и установил силою Святого Духа совершающееся таинство, глаголя: "... Сие творите, когда только будете пить, в мое воспоминание" (1Кор. 11: 25).

Молю Тебя во имя честной Твоей Крови, которая принесена в цену нашего спасения. Молю Тебя ради той чудесной и несказанной любви Твоей, которою Ты нас грешных возлюбил настолько, что Своей Кровию омыл и очистил нас от грехов наших, научи мя, недостойного раба Твоего... силою Святого Твоего Духа совершать это великое таинство с таким почитанием и усердием, благоговением и страхом, какие прилежат этому таинству...

Да приидет в сердце мое дух Твой Святой и беззвучными словами да сообщит мне всю правду об этом великом таинстве, которое скрыто очень глубоко и покрыто Божественным покровом...

Еще молю Твою благость, Господи, да приидет на хлеб этот полнота Твоего Божества: да снидет, о Господи, и невидимый облик и необъятная слава Святого Духа Твоего, слава, которая в древние времена ниспосылалась на жертвы отцов наших: да сотворит Он нами приносимые дары Твоим Телом и Кровию и меня, недостойного служителя Твоего, направит в совершении этого великого таинства".

 

Единение и единство во Христе

" Сие творится в Мое воспоминание" (1Кор. 11: 24-25). Когда мы последовали этому призыву так, как указано в предыдущей главе, и Святые Дары благословлены, мы молимся вместе со священником, чтобы эти дары были " якоже быти причащающимся, во трезвение души, во оставление грехов, в приобщение Святого Духа, во исполнение Царствия Небесного, в дерзновение еже к Тебе, не в суд, или во осуждение".

После этого первыми поминаются праведники Ветхого Завета, жившие в вере о грядущем спасении, далее " апостолы, проповедники, евангелисты, мученицы, исповедники, воздержницы и всякие души праведные" - и из них первой " Богородица, Приснодева Мария", потом Иоанн Креститель и тот святой, в день которого Литургия совершается. Далее совершитель службы поминает верующих, усопших в надежде на жизнь вечную и воскресение.

Потом переходят к поминовению живых, всего мира, всей Церкви и мирской власти, упоминая по имени епархиального епископа, а также всех верующих, особенно путешествующих, недугуюших, страждущих, плененных, плодоносящих и тех, кто помнит бедных.

Во время произношения этих молитв мы можем почувствовать, как таинство искупления объединяет небесную торжествующую Церковь и еще воинствующую земную Церковь.

Совершитель богослужения заканчивает анафору прославлением Святой Троицы " едиными усты и единым сердцем", благословляет народ, возглашая: " И да будут милости Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами".

Святая святым

После евхарических благодарственных и поминальных молитв мы начинаем готовиться ко святому Причащению. Следует ряд прошений, т. е. т. н. просительная ектения, в которой молятся за все то, что важно для нашей души. Ектения заканчивается молитвой: " И сподоби нас причаститися небесных твоих и страшных тайн, сея священныя и духовныя трапезы, с чистою совестию, во оставление грехов, в прощение согрешений, во общение Духа Святого, в наследие Царствия Небесного, в дерзновение еже к Тебе, не в суд или во осуждение". Эта молитва является введением в молитву " Отче наш... " и потому заканчивается словами: " И сподоби нас, Владыко, со дерзновением, неосужденно смети призывати Тебе небесного Бога Отца, и глаголати".

Помолившись, чтобы мы могли с чистой совестью быть причастниками таинства искупления, и приблизившись с дерзновением в молитве Господней к Небесному Богу Отцу, мы молимся с преклоненной головой: " Ты убо, Владыко, предлежащая всем нам во благое изравняй, по коегождо своей потребе благодатию и щедротами и человеколюбием Единородного Сына твоего".

Чтобы никто не ослабел в своем молитвенном подвиге в ожидании участия в Святых Дарах, совершитель службы возглашает слова: " Святая святым! " Одновременно он возносит над престолом святой Агнец, т. е. Хлеб, Тело Господне. В древней Церкви, согласно толкованиям отцов, святой Агнец возносился в этот момент таким образом, чтобы все молящиеся могли его видеть. Слова " Святая святым" направляют мысли верующих осознать себя недостойными перед святостью Святых Даров. Далее священник преломляет хлеб и произносит:

 

" Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающияся освящаяй".

 

Все вышеприведенные молитвы являются подготовкой к принятию святого Причащения. На практике в этот период Литургии часто происходит какое-то расслабление, как бы неопределенный " перерыв" в Литургии. Почему? Царские врата и завеса закрываются, и видимое общение с находящимся в алтаре духовенством прерывается. Хор ищет какую-нибудь песнь, чтобы " заполнить" перерыв перед тем, как святые врата вновь откроются. В худшем случае в этот момент исполняется какой-то концерт, который полностью отводит мысли слушателей от того духовного настроения " ожидания святости", к которому подвела Литургия.

Описанную практику можно легко упразднить и оставлять Царские врата открытыми. Согласно нынешнему порядку в финской Православной Церкви во время Литургии Царские врата все время открыты. Священнослужителям и в этот момент не следует уединяться от остального народа Божия за затворенные двери. То, что народ церковный может видеть, с каким благоговением причащается духовенство, со своей стороны поможет народу так же готовиться к этому святому моменту. Во время причащения духовенства хор может петь 33 псалом, но медленно и так тихо, чтобы это не мешало благоговейному состоянию причащающихся в алтаре. Если псалом закончится раньше, чем духовенство готово продолжать Литургию, чтец может прочитать молитвы перед Причащением, но лучше всего - просто тишина.

С верою и любовью приступите

После того, как духовенство причастилось святых Тайн, верующие призываются к трапезе Господней: " Со страхом Божиим и верою приступите! "

Верующие приступают и вместе с причащающим епископом или священником читают молитву:

 

Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедший в мир грешныя спасти, от них же первый семь аз.

Еще верую, яко сие самое есть пречистое Тело Твое, и сия самая есть честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих Таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную.

Вечери Твоея тайныя днесь. Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедаю Тя: помяни мя. Господи, во Царствии Твоем.

Да не в суд или во осуждение будет мне причащение святых Твоих Тайн, Господи, но во исцеление души и тела.

 

Потом все делают земной поклон и встают, говоря про себя: " Се прихожду к безсмертному Царю и Богу нашему". Перед святой чашей каждый называет свое имя, так чтобы священник его слышал. Священник говорит: " Причащается раб Божий (имя) честного и святого Тела и Крове Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, во оставление грехов своих и в жизнь вечную".

Причастившись, каждый целует край чаши, как бы пронзенное ребро Христово, из которого истекли кровь и вода (Ин. 19: 34). После этого принимается немного разбавленного водой вина и кусочек просфоры, которые находятся на отдельном столике. Это не всегда возможно, когда причастников очень много.

После причащения в тот день больше не встают на колени, так как слово Божие осуществилось: " Идущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем" (Ин. 6: 56).

После того, как все причастились, священник благословляет народ, провозглашая: " Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое".

И как бы осмысляя, что присутствующий народ Божий испытал в свое спасение, поется:

 

Видехом свет истинный, прияхом Духа небесного, обретохом веру истинную, нераздельней Троице поклоняемся, та бо нас спасла есть.

 

Когда Святые Дары, при перенесении их с престола, выносятся пред народом, слышатся слова священника: " Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков".

С этих слов начинается последняя часть Литургии, благодарение за участие в Тайнах Божиих. Продолжая благодарственный возглас священника, община поет:

 

Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи, яко да поем славу Твою, яко сподобил еси нас причаститися святым Твоим, божественным, безсмертным и животворящим тайнам.

 

Это песнопение заканчивается прошением:

 

Соблюди нас в Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя.

 

Следующая за песнью благодарственная ектения заканчивается славословием того же содержания: " Яко Ты еси освящение наше, и Тебе славу возсылаем. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков".

Далее священник читает посреди общины заамвонную отпустительную молитву, которая как бы объединяет молитвенные темы Литургии:

 

" Благословляяй благословящия Тя, Господи, и освящаяй на Тя уповающия, спаси люди Твоя и благослови достояние Твое... "

 

Благословение Господне и т. н. отпуст, в котором поминают имена близких нашей Церкви святых и святых того дня, завершают Литургию. Верующие идут поклониться кресту, который держит в руке священник, давая им облобызать этот символ нашего искупления.

Так верующие, приняв участие в святой Евхаристии, несут святость в свои семьи и всю свою жизнь повторяют про себя молитву: " Соблюди нас в Твоей святыни, весь день поучатися правде Твоей. Аллилуйя".

Так продолжается жизнь от Евхаристии к Евхаристии, стремясь к " мужу совершенному, к мере полного возраста Христова" до тех пор, пока " мы не увидим Его лицем к лицу". (Еф. 4: 13, 1Кор. 13: 12). О Пасха велия и священнейшая Христе! О мудросте, и Слове Божий, и Сило! подавай нам истее Тебе причащатися, в невечернем дни царствия Твоего.

До того времени, когда он приидет

Также как этот хлеб был рассыпан на горы, но потом собран и стал единым, также пусть Твоя Церковь будет собрана с краев земли в Твое Царство" (Дидахи 9: 4). Письменный источник 1-го века под названием " Творения мужей апостольских" так красиво говорит о единении, которое осуществляется во время благодарственной трапезы, т. е. Евхаристии. В ней объединяются через таинство искупления " дуси праведные в вере скончавшиеся" и становящиеся участниками святости члены Церкви воинствующей, которых во время Литургии также называют святыми.

 

" Один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба" (1Кор. 10: 17). Выражение Нового Завета " пребывать во Христе" означает то же самое, что слова апостола о едином хлебе и едином теле: единство веры осуществляется во Христе через святую Евхаристию (Рим. 12: 5, 2Кор. 5: 17, Гал. 3: 28).

 

То же происходит и в жизни общины. Чем сильнее чувство евхаристического духовного единения в общине, тем крепче согласие, мир и любовь. Как в одном теле все члены равноценны, так и перед чашей Господней нет богатых и бедных, нет знатных и угнетенных, нет ученых и нет неученых, нет работодателей и нет работников, нет священников и нет мирян, а все искуплены той же честной Кровию и являются едиными во Христе (Гал. 3: 29).

Евхаристия, сердце жизни Церкви, имеет и эсхатологическое значение, переносящее нас во второе пришествие Христа. " Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет" (1Кор. 11: 26). Евхаристия будет совершаться до второго пришествия Христа. Но и наоборот. В Евхаристии любовь Божия встречает взаимную любовь человека. Но когда в конце времен " охладеет любовь большинства", прекратится также и совершение Евхаристии, и тогда настанет время второго пришествия Христа (Мф. 24: 12).

Литургия Великого поста

Жизнь христианина продолжается от Евхаристии к Евхаристии. Участие в день Господень в таинстве искупления является кульминационным моментом недели. День тогда истинно свят: совершается встреча с воскресшим Христом.

Но за воскресением следуют остальные дни недели. История древней Церкви рассказывает, что христиане так стремились к трапезе Господней, что не всегда дожидались следующего дня Господня. Когда после окончания мученического периода для Церкви настали более спокойные времена, во многих местах начали служить Литургию и в другие дни недели, особенно по субботам, в дни памяти мучеников и в другие праздники. Рассказ о Монике показывает, что уже тогда Литургии служились каждый день.

Во время Великого Поста христиане тоже хотели как можно чаще получать подкрепление святого Причастия. В течение седмиц Великого Поста (исключая субботу) Евхаристия не совершалась, потому что она всегда являлась праздничной службой общины. Тогда стало обычаем раздавать в дни недели те Святые Дары, которые были освящены за Евхаристией предыдущего дня Господня или субботы. Такое участие в Причащении происходило обычно за богослужением, которое совершалось по средам и пятницам. Это богослужение называется Литургией Преждеосвященных Даров. Составителем Литургии будних дней Великого Поста считается святой Григорий Двоеслов, папа Римский. Обычная Литургия православной Церкви связана с именами святых Василия Великого и Иоанна Златоуста.

Особенностью Литургии Преждеосвященных Даров является то, что она совершается вечером вместе с вечерней. Готовясь участвовать в Причащении за Литургией Великого Поста, христиане древней Церкви постились день с утра до вечера. Сейчас предписывается поститься так, чтобы после 12 часов не есть и не пить ничего, и разрешено вкушать пищу только после вечерней Литургии.

Вечерние Литургии во время Великого Поста важны и потому, что в них могут принимать участие члены общины, которые днем работают. Таким образом, большее число людей может участвовать в этих великолепных богослужениях, исполненных покаяния и надежды. И все они могут причаститься за этими службами.

В вечерних Литургиях обновляется древнехристианский обычай причащаться святым Тайнам вечером, на что и указывает слово " Вечеря".

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.