|
|||||
«Йога-сутры» ПатанджалиВ индийской философии, йогой называют одну из шести ортодоксальных философских школ индуизма. [26][27] Философская система йоги тесно связана со школой санкхьи. [28] Согласно учению Патанджали, школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической. Примером теистичности йоги может служить факт добавления Божественного Существа к 25 элементам бытия санкхьи. [29][30] Йога и санкхья очень близки друг к другу, по этому поводу Макс Мюллер говорил, что «данные философии в просторечьи называют санкхьей с Богом и санкхьей без Бога…. »[31] Тесную связь между санкхьей и йогой также объясняет Генрих Циммер:
Основным текстом школы йоги являются «Йога-сутры» Патанджали, который считается основателем философии йоги. [33] Йога Патанджали известна как раджа-йога, или йога управления умом. [34] Патанджали даёт определение слова йога во второй сутре, [35] которая является ключевой сутрой всего текста: य ो ग: च ि त ् त -व ृ त ् त ि न ि र ो ध: Это определение базируется на значении трёх санскритских терминов. И. К. Таимни даёт следующий перевод: «Йога — это обуздание (ниродхах) изменчивости (вритти) ума (читта)». [36] Вивекананда переводит сутру как «Йога заключается в недозволении уму (читта) принимать различные формы (вритти)». [37] «Йога-сутры» Патанджали также выступили основой для системы аштанга-йоги («восьмиступенчатой йоги»), определение которой даётся в 29-й сутре 2-й книги. Аштанга-йога является основной отличительной чертой практически всех современных вариаций раджа-йоги. Восемь ступеней, или уровней аштанга-йоги:
Иногда их делят на четыре низшие и четыре высшие ступени, из которых низшие сопоставляют с хатха-йогой, в то время как высшие ступени принадлежат специфически к раджа-йоге. Одновременная практика трёх высших ступеней называется самьяма.
|
|||||
|