Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





5. Акты, подлежащие принудительному исполнению (основания исполнения). Исполнительные документы. Давность исполнения



1.   По правилам исполнительного производства осуществляется принудительное исполнение как постановлений судов общей юрисдикции и арбитражных судов, так и актов иных юрисдикционных органов. Судебные постановления и акты иных юрисдикционных органов, которые в соответствии с прямым указанием закона подлежат принудительному исполнению в порядке исполнительного производства,

называются основаниями исполнения.

В рамках исполнительного производства происходит исполнение не только судебных актов, непосредственно разрешающих дело по существу, но и различных определений суда, например об утверждении мирового соглашения, о наложении штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение участниками процесса своих процессуальных обязанностей. Помимо постановлений судов общей юрисдикции и арбитражных судов, основаниями исполнения также являются решения третейских судов, постановления органов и должностных лиц о наложении административных взысканий, постановления налоговых органов о взыскании недоимки по налогам и сборам и пени за несвоевременную уплату налога или сбора, решения комиссий по трудовым спорам, постановления самого судебного пристава-исполнителя и т.   д. Основанием исполнения являются также нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов и исполнительные надписи нотариусов.

Необходимо различать такие понятия, как основание исполнения и исполнительный документ. В ряде случаев для возбуждения исполнительного производства судебному приставу-исполнителю необходимо предъявить не само судебное постановление, не акт юрисдикционного органа, а выдаваемый на их основании исполнительный документ.

Исполнительный документ — это выданный в соответствии с актом уполномоченного органа или должностного лица документ, составленный по строго определенной форме, на основании которого органы принудительного исполнения непосредственно осуществляют принудительное исполнение (взыскивают денежные средства, имущество, принуждают должника совершить определенные действия

или воздержаться от их совершения).

Перечень исполнительных документов закреплен в ст.   12 Закона об исполнительном производстве. Исполнительными документами являются:

——исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов, решений третейских судов, решений иностранных судов;

—судебные приказы;

——нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;

——удостоверения комиссий по трудовым спорам;

——требования органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя;

——оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций о полном или частичном неисполнении требований;

——акты Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ о взыскании денежных средств с должника-гражданина, зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, без приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в случае, если должник вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без открытия расчетного и иных счетов;

——судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;

——исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество;

——постановления судебного пристава-исполнителя, например постановление о взыскании исполнительского сбора или о наложении штрафа за неисполнение исполнительного документа.

Таким образом, некоторые акты являются одновременно основаниями исполнения и исполнительными документами. К ним, в частности, относятся судебный приказ, нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов, постановления органов (должностных лиц) по делам об административных правонарушениях, постановления судебного пристава-исполнителя.

Закрепленный в законе перечень исполнительных документов нельзя считать исчерпывающим. По правилам исполнительного производства, но только в случаях, прямо предусмотренных законом, подлежат принудительному исполнению акты любых органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим лицам или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества, либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

Все исполнительные документы по своей форме и содержанию должны отвечать определенным требованиям. Общие требования, предъявляемые к форме и содержанию исполнительных документов, закреплены в ст.   13 Закона об исполнительном производстве. Так, в исполнительном документе должны быть указаны: наименование органа, выдавшего исполнительный документ; дело или материалы, по которым выдан исполнительный документ, и их номера; дата принятия акта, подлежащего исполнению; дата вступления в законную силу акта либо указание на его немедленное исполнение; сведения о должнике и взыскателе; резолютивная часть акта, подлежащего принудительному исполнению; дата выдачи исполнительного документа. В числе сведений о сторонах в исполнительном документе указываются:

а) для граждан — фамилия, имя, отчество, место жительства или место пребывания, а для должника также — дата и место рождения, место работы (если оно известно) и для должника, являющегося индивидуальным предпринимателем, также — дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика;

 б) для организаций — наименование, место нахождения, фактический адрес (если он известен), дата государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика;

в) для Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования — наименование и адрес органа, уполномоченного от их имени осуществлять права и исполнять обязанности в исполнительном производстве. Исполнительный документ подписывается должностным лицом выдавшего его органа и заверяется печатью.

Форма и содержание судебного приказа определяется гл.   11 ГПК. Судебный приказ подписывается судьей и скрепляется печатью суда. Форма и содержание нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов определяется гл.   16 СК. Оно также подписывается лицами, его заключившими и удостоверившими, и заверяется печатью. Требования к форме и содержанию постановления судебного пристава-исполнителя закреплены ст.   14 Закона об исполнительном производстве.

В случае несоблюдения указанных требований судебный при- став-исполнитель отказывает в возбуждении исполнительного производства (п.   4 ч.   1, ч.   2 ст.   31 Закона об исполнительном производстве), а исполнительный документ направляет взыскателю, а также в орган или лицу, его выдавшему.

Для возбуждения исполнительного производства судебному приставу-исполнителю обязательно должен быть предъявлен подлинник исполнительного документа, а в случае его утраты — дубликат.

2.   Наиболее распространенным исполнительным документом является исполнительный лист, выдаваемый судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.

Исполнительный лист представляет собой предписание суда органам принудительного исполнения осуществить соответствующее судебное постановление в порядке исполнительного производства.

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды выдают также исполнительные листы на основании утвержденных ими же мировых соглашений, решений третейских судов, решений иностранных судов (ст.   411, 416, 423, 428 ГПК, ст.   142, 240, 246 АПК).

По общему правилу судебное решение подлежит принудительному исполнению только после его вступления в законную силу.

В связи с этим и исполнительный лист выдается судом только после вступления судебного решения или иного судебного акта в законную силу (ст.   428 ГПК, ст.   318, 319 АПК). Исключение составляют случаи обращения решения к немедленному исполнению, когда исполнительный лист выдается судом немедленно после вынесения решения.

В строгом соответствии с принципом диспозитивности исполнительный лист выдается судом взыскателю или уполномоченному представителю взыскателя на основании их заявления.

В дальнейшем взыскатель самостоятельно передает исполнительный лист органу принудительного исполнения или предъявляет должнику. По просьбе взыскателя суд может непосредственно направить исполнительный лист для исполнения органу принудительного исполнения по месту совершения исполнительных действий или непосредственно должнику.

Однако из этого правила есть исключения. Во-первых,

в силу прямого указания абз.   2 ч.   1 ст.   428 ГПК суд независимо от наличия просьбы взыскателя в пятидневный срок со дня принятия судебного постановления направляет исполнительный лист на исполнение по решениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного постановления в разумный срок. Во-вторых, подп.   9. 3. 8. Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденной Приказом Судебного департамента при ВС РФ от 29. 04. 2003 №  36, закреплен перечень случаев, когда суд, непосредственно исходя из буквального толкования данного пункта, без просьбы взыскателя, направляет для исполнения исполнительный лист. Указанной Инструкцией к таким случаям отнесены дела, решения по которым в силу закона подлежат немедленному исполнению (ст.   211 ГПК), а именно: дела о взыскании алиментов, дела о восстановлении на работе незаконно уволенных или переведенных работников и взыскании заработной платы за вынужденный прогул; а также дела о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, либо смертью кормильца; дела о взыскании денежных сумм с должностных лиц, виновных в незаконном увольнении или переводе работников либо в неисполнении решения суда

о восстановлении на работе. Кроме этого, судом направляются для исполнения исполнительные листы и о взыскании ущерба, причиненного преступлением, о взыскании государственной пошлины, штрафов, иных денежных сумм в доход государства. Существование изложенных положений следует признать оправданным, поскольку задержка исполнения по делам, решения по которым подлежат немедленному исполнению, может привести не только к невозможности исполнения, но и к более тяжким последствиям, например к смерти человека (ребенка) в виду отсутствия средств к существованию. При взыскании же государственной пошлины с должника в пользу бюджета соответствующий финансовый орган вообще не принимает участие в деле и не знает о необходимости осуществления такого взыскания.

Как правило, на основании одного судебного акта выдается только один исполнительный лист. Вместе с тем, если исполнение должно быть произведено в различных местах, например, когда взыскивается имущество, расположенное в разных местностях, либо если решение вынесено в пользу нескольких истцов и (или) против нескольких ответчиков, суд должен по просьбе взыскателя выдать несколько исполнительных листов с точным указанием места исполнения и той части решения, которая по каждому листу подлежит исполнению (ст.   429 ГПК). Если же решение вынесено против нескольких ответчиков, признанных судом солидарно обязанными, то в каждом исполнительном листе должна быть указана общая сумма взыскания и перечислены все ответчики с указанием на их солидарную ответственность. Для обеспечения надлежащего исполнения и недопущения превышения пределов взыскания ст.   34 ФЗ Закона об исполнительном производстве предусмотрено объединение в сводное исполнительное производство исполнительных производств имущественного характера, возбужденных в отношении одного должника, а также возбужденных в отношении нескольких должников по солидарному взысканию в пользу одного взыскателя и создание банков данных о ведении сводных исполнительных производств.

Исполнительный лист является формальным документом и выдается судом по строго определенной форме. Исполнительный документ должен быть заполнен четко и грамотно. Помарки, дополнения и исправления не допускаются. Содержание исполнительного документа должно соответствовать требованиям ст.   13 Закона об исполнительном производстве. Форма бланка исполнительного листа и Правила изготовления, учета, хранения и уничтожения бланков исполнительных листов утверждены постановлением Правительства РФ от 31. 07. 2008 №  579. Исполнительный лист подписывается судьей и заверяется гербовой печатью суда.

В случае утраты подлинника исполнительного листа может быть выдан его дубликат. Дубликат исполнительного листа выдается по заявлению взыскателя судом общей юрисдикции или арбитражным судом, вынесшим соответствующее постановление и выдавшим исполнительный лист (ст.   430 ГПК, ст.   323 АПК). Заявление о выдаче дубликата исполнительного листа может быть подано до истечения срока предъявления исполнительного документа к исполнению. После истечения данного срока подача заявления о выдаче дубликата исполнительного листа возможна только одновременно с заявлением о восстановлении пропущенного срока для предъявления исполнительного листа к исполнению либо после восстановления судом данного срока. Вопрос о выдаче дубликата рассматривается судом по общим правилам гражданского судопроизводства в судебном заседании с обязательным извещением всех лиц, участвующих в деле, однако их неявка не препятствует рассмотрению заявления по существу. При рассмотрении заявления о выдаче дубликата суд должен установить, что взыскание по утерянному исполнительному листу не было произведено. В противном случае суд отказывает в выдаче дубликата. По своему содержанию дубликат исполнительного листа должен быть полностью идентичен утраченному, за тем исключением, что на нем делается надпись «дубликат». В случае, когда по утраченному исполнительному листу производилось частичное взыскание, это должно учитываться органом принудительного исполнения в ходе дальнейшего исполнительного производства и осуществления взыскания на основании дубликата исполнительного листа.

По результатам рассмотрения заявления о выдаче дубликата исполнительного листа суд выносит определение об удовлетворении заявления либо об отказе в выдаче дубликата.

Аналогично решается вопрос и о выдаче дубликата судебного приказа.

3.   Действующим законодательством предусмотрены определенные сроки, в течение которых исполнительный документ может быть предъявлен к принудительному исполнению. Эти сроки называются сроками исполнительной давности. Срок исполнительной давности — установленный законом период времени, в течение которого исполнительный документ может быть предъ-

явлен к принудительному исполнению.

Сроки исполнительной давности для различных видов исполнительных документов и правила их исчисления установлены вст.   21 Закона об исполнительном производстве. Исполнительные листы, выдаваемые на основании постановлений судов общей юрисдикции, арбитражных судов, судебные приказы подлежат принудительному исполнению в течение трех лет. При этом исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей, могут быть предъявлены к исполнению в течение всего срока, на который присуждены такие платежи, а также в течение трех лет после окончания этого срока. Оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев. Срок давности для предъявления к исполнению удостоверений комиссии по трудовым спорам составляет три месяца. Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях могут быть предъявлены к исполнению в течение двух лет. Сроки предъявления других исполнительных документов к исполнению устанавливаются соответствующим законами.

Сроки давности для предъявления к исполнению исполнительных листов, выданных на основании постановлений судов общей юрисдикции, арбитражных судов исчисляются со дня вступления соответствующего акта в законную силу. В тех же случаях, когда решение было обращено судом к немедленному исполнению, срок исполнительной давности начинает исчисляться со следующего дня за днем вынесения решения. Если же должнику была предоставлена отсрочка или рассрочка исполнения, то исполнительная давность исчисляется с момента окончания срока, установленного при предоставлении отсрочки или рассрочки. Срок для предъявления к исполнению судебных приказов начинает исчисляться с момента выдачи второго экземпляра взыскателю после истечения 10-дневногосрока для представления должником возражений(ст.   128–130ГПК). По всем другим исполнительным документам срок исполнительной давности исчисляется со следующего дня после дня их выдачи, если иное не установлено законом, в частности положениями ст.   21 Закона об исполнительном производстве.

Истечение срока исполнительной давности влечет за собой негативные последствия для взыскателя. Предъявление по истечении данного срока исполнительного документа является основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства.

При исчислении сроков предъявления исполнительных документов к исполнению важное значение имеют установленные законодательством правила о перерыве срока исполнительной давности и его восстановлении.

Основания перерыва течения срока исполнительной давности закреплены в ст.   22 Закона об исполнительном производстве, ст.   432 ГПК. Срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается в случае предъявления исполнительного документа к исполнению, а также в случае частичного исполнения должником исполнительного документа до момента его предъявления к принудительному исполнению. После перерыва течение срока исполнительной давности возобновляется, при этом время, истекшее до перерыва срока, в новый срок не засчитывается. В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его полного или частичного исполнения срок исполнительной давности после перерыва исчисляется со дня его возвращения.

Порядок и основания восстановления пропущенного срока предъявления исполнительного документа к исполнению регламентированы ст.   23 Закона об исполнительном производстве, ст.   432 ГПК. Восстановлены могут быть только сроки для предъявления к исполнению исполнительных листов и судебных приказов. По другим исполнительным документам пропущенные сроки исполнительной давности восстановлению не подлежат.

Вопрос о восстановлении пропущенного срока исполнительной давности рассматривается по заявлению взыскателя судом или арбитражным судом, принявшими соответствующий судебный акт, или судом по месту исполнения. Основанием для восстановления срока является признание судом причин пропуска срока уважительными. Как правило, уважительными причинами признаются болезнь, нахождение взыскателя в длительной служебной командировке и т.   п. Восстановление срока означает, что взыскателю предоставляется право предъявить исполнительный документ к исполнению. Особенностью исполнения судебных актов арбитражных судов является то, что в случае восстановления срока исполнительной давности взыскателю предоставляется трехмесячный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению (ст.   321 АПК, ч.   2 ст.   21 Закона об исполнительном производстве).

Вопрос о восстановлении срока рассматривается судом в судебном заседании с обязательным извещением всех лиц, участвующих в деле, однако их неявка не является препятствием для рассмотрения вопроса по существу. По результатам рассмотрения заявления суд выносит определение, которое может быть обжаловано.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.