Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2. Органы принудительного исполнения. Судебный пристав-исполнитель



 

Тема: Исполнительное производство

1.   Судебное решение устанавливает наличие или отсутствие тех или иных субъективных гражданских прав и (или) обязанностей. Однако процесс защиты права на этом не завершается. Говорить о достижении закрепленных в ст.   2 ГПК задач гражданского процесса возможно только в случае реального осуществления предписаний, зафиксированных в судебном акте. Судебное решение может быть исполнено добровольно. Если же этого не происходит, законодательство закрепляет механизм принудительного исполнения судебного решения. Таким образом, завершение процесса судебной защиты нарушенного или оспоренного субъективного материального права или охраняемого законом интереса происходит в случае их реального восстановления путем принудительного исполнения судебного решения.

Принудительное исполнение судебных актов осуществляется в рамках исполнительного производства. Исполнительное

производство представляет собой деятельность суда, судебного пристава-исполнителя, сторон и других лиц по принудительному

осуществлению требований судебных актов или актов других юрисдикционных органов. Самостоятельной целью исполнительного производства является правильное и своевременное исполнение исполнительного документа, а также охрана авторитета судебного решения.

Исполнительное производство осуществляется в определенной установленной законом форме, регламентирующей процедуру взыскания. Исполнительное производство регулируется ГПК, АПК, Законом об исполнительном производстве, Законом о судебных приставах, СК, УИК, иными нормативными актами.

2.   В процессуальной науке длительное время существует дискуссия о месте исполнительного производства в системе российского права. Однако особую остроту эта дискуссия приобрела после принятия в 1997  г. Закона об исполнительном производстве и Закона о судебных приставах, которыми была создана Федеральная служба судебных приставов. Принятый в 2007 году и действующий в настоящее время Закон об исполнительном производстве не устранил имеющихся противоречий. Основной проблемой данной дискуссии является вопрос о том, является ли исполнительное производство стадией гражданского процесса.

В современном исполнительном производстве возникает два вида правоотношений. В одних правоотношениях принимает участие суд. Это правоотношения, связанные с выдачей исполнительного листа и его дубликата, разъяснением судебного акта, подлежащего исполнению, отсрочкой, рассрочкой исполнения, изменением способа и порядка исполнения, приостановлением

ипрекращением исполнительного производства, обжалованием действий судебного пристава-исполнителя. Данные правоотношения урегулированы разделом VII ГПК и разделом VII АПК

ибесспорно являются гражданскими процессуальными правоотношениями, поскольку обладают всеми необходимыми признаками. Однако необходимо отметить, что раздел VII ГПК 2002  г., в отличие от ГПК 1964  г., называется не «исполнительное производство», а «производство по делам, связанным с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов». Тем самым законодатель подчеркивает, что ГПК не регулирует процедуру совершения непосредственно исполнительных действий.

Другие правоотношения в исполнительном производстве возникают непосредственно между судебным приставом-исполни-телем (ФССП) с одной стороны, и участниками исполнительного производства — с другой, без участия суда. Это правоотношения, связанные с возбуждением исполнительного производства, обращением взыскания на имущество должника (его арест, оценка, изъятие и реализация), совершением иных исполнительных действий.

Вместе с тем представляется, что исполнительное производство в целом является завершающей стадией гражданского процесса, поскольку правосудие без принудительного исполнения, без реального восстановления установленного судебным решением права немыслимо и является незаконченным. В исполнительном производстве в целом продолжают действовать принципы гражданского процессуального права (законность, диспозитивность, равноправие сторон, равенство всех граждан перед законом и т.   д. ).

3.   Субъектами исполнительного производства являются суд, ФССП в лице уполномоченных должностных лиц и судебного пристава-исполнителя, стороны (взыскатель и должник), лица, содействующие совершению исполнительных действий, а также лица, непосредственно исполняющие требования исполнительного документа.

Суд является не просто субъектом исполнительного производства, он — властный, решающий субъект правоотношений в исполнительном производстве, в которых он принимает участие. При этом к компетенции суда отнесены наиболее важные, основополагающие вопросы, связанные с возбуждением, развитием и окончанием исполнительного производства. Cуд выдает исполнительный лист и дубликат исполнительного листа (ст.   428, 429, 430 ГПК) как на основании собственных актов, так и на основании решений иностранных судов и третейских судов. Исключительно суд рассматривает вопросы о перерыве и восстановлении срока исполнительной давности (ст.   432 ГПК), о разъяснении судебного акта, отсрочке, рассрочке исполнения, изменении способа и порядка исполнения, индексации присужденных денежных сумм (ст.   433, 434 ГПК). Суд разрешает вопросы правопреемства в исполнительном производстве (ст.   44 ГПК), приостановления, возобновления и прекращения исполнительного производства, в том числе в виду заключения мирового соглашения между взыскателем и должником (ст.   436–440ГПК), а также поворота исполнения решения (ст.   443 ГПК). Кроме того, суд также может рассматривать вопросы отложения совершения исполнительных действий (ст.   38 Закона об исполнительном производстве). В суд может быть обжаловано любое постановление, действие или бездействие судебного пристава-исполнителя(ст.   441 ГПК).

Непосредственно исполнительных действий, направленных на арест, изъятие и реализацию имущества должника суд не совершает. Однако это не означает, что суд устранен из исполнительного производства. Роль суда в исполнительном производстве в целом характеризуется осуществлением им предварительного и последующего контроля. Предварительный контроль заключается в том, что суд дает санкцию на совершение процессуального действия (разъясняет судебный акт, изменяет способ и порядок исполнения, что позволяет судебному приставу-исполнителю применять иную меры принудительного исполнения и т.   д. ). Последующий контроль заключается в осуществлении судом надзора в отношении уже совершенного исполнительного действия и выражается, как правило, в рассмотрении судом жалоб на действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя.

2. Органы принудительного исполнения. Судебный пристав-исполнитель

1.   Принудительное исполнение постановлений судов и актов иных юрисдикционных органов на территории РФ осуществляется находящейся в ведении Минюста России ФССП и ее территориальными органами (ст.   5 Закона об исполнительном производстве, п.   1 Положения о ФССП)1.

2.   Исполнительные действия по возбуждению исполнительного производства, аресту имущества должника и его изъятию, выселению или вселению, обращению взыскания на заработную плату должника и другие совершает судебный пристав-исполнитель ФССП или структурных подразделений территориальных органов ФССП. Именно он является лицом, непосредственно осуществляющим принудительное исполнение. Судебный при-став-исполнитель является государственным служащим.

Однако процессуальное положение судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве может быть двояким. В правоотношениях, возникающих между судебным приста-вом-исполнителем(ФССП) с одной стороны, и сторонами (взыскателем и должником), иными участниками исполнительного производства — без участия суда, судебный пристав-исполнительявляется властным субъектом, имеющим полномочия по применению мер принудительного исполнения.

В рамках предоставленных ему полномочий судебный при- став-исполнитель обязан:

1) принимать все предусмотренные законом меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

 2) предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать копии;

3) рассматривать заявления и ходатайства сторон по поводу исполнительного производства, выносить постановления, разъяснять сроки и порядок их обжалования;

 4) заявить самоотвод в случае, если он прямо заинтересован в ходе исполнительного производства или имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности (ст.   12 Закона о судебных приставах).

 

Для обеспечения надлежащего и своевременного исполнения требований судебных и иных актов судебному приставу-исполнителю предоставлены права:

1) получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, в том числе персональные данные, объяснения, справки;

2) проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

3) давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;

 4) налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительных документах;

 5) арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;

 6) объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;

7) совершать иные действия, предусмотренные законом (ст.   12 Закона о судебных приставах).

Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных и иных актов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории РФ. В случае невыполнения требований нарушители могут быть привлечены к административной и даже уголовной ответственности (ст.   6, 113 Закона об исполнительном производстве, ст.   17. 8, 17. 14 КоАП, ст.   315 УК). При этом судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом, не ущемлять права и законные интересы граждан и организаций (ст.   13 Закона о судебных приставах).

При этом в целях обеспечения независимости, объективности и законности действий судебного пристава-исполнителя действующее законодательство предусматривает институт его отвода. Судебныйпристав-исполнитель не может участвовать в исполнительном производстве и подлежит отводу, если он состоит в родстве или свойстве со сторонами исполнительного производства, их представителями или другими лицами, участвующими в исполнительном производстве, подчинен или подконтролен указанным лицам либо заинтересован в исходе исполнительного производства (ст.   63 Закона об исполнительном производстве). При наличии указанных оснований судебный пристав-исполнительобязан заявить самоотвод. Отвод может быть заявлен взыскателем или должником.

3.   В правоотношениях, которые возникают с участием суда, судебный пристав-исполнитель занимает положение лица, участвующего в деле, и обладает соответствующими процессуальными правами и обязанностями (ст.   35 ГПК).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.