Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Иудаизм.. Древний Египет



 

 Зорина Павловна

Литература:

-  «Основы религиоведения» под редакцией Яблокова И. Н.

- «История религии» под редакцией Яблокова И. Н. (2 тома)

- «Введение в общее религиоведение» (Москва, 2007)

- Л. С. Васильев «История религий Востока»

- «Мифологический словарь» под редакцией Е. Л. Мелетинского

- Библейский словарь

- Библия

- Коран (под редакцией И. Ю. Крачковского)

- «Мифы народов мира»

- Том 6, 2 части (Энциклопедия для детей) «Религии мира»

 

Термин «религиоведения» впервые введен английский философом, этнологом, индологом Максом Мюллером (1823-1900). Главная работа: «Введение в науку о религии».

 

Состав религиоведения:

1. Философия религии (изучает возникновение религии, её сущность и структуру)

2. Социология религии (изучает религию на уровне общества, её взаимодействие с обществом, общемировоззренческие проблемы)

3. История религии

4. Сравнительное религиоведение

5. Феноменология религии (изучение религии изнутри: символы, семантика и т. д. )

6. История РПЦ

7. Религиозная философия (православная, католическая, протестантская, буддистская, мусульманская)

8. Христианская теология и философия

9. Современное западное и отечественное религиоведение

10. Религиозная и философская антропология

11. Наука о религии

12. Теория и история свободомыслия

13. Коранистика

14. Библеистика

15. Религия и искусство

16. Нравственность и религия

17. Свобода совести (история соотношений церкви и государства)

18. Новые религиозные движения

19. Психология религии

 

Темы семинаров:

1. Возникновение религии.

2. Религия Древнего Египта.

3. Религия Месопотамии.

4. Религия Древнего Рима.

5. Религия этрусков.

6. Религия Сирии и Финикии

7. Религия древних славян.

8. Религия кельтов.

9. Иудаизм.

10. Ветхий Завет.

11. Новый Завет.

12. Апокрифы.

13. Православие.

14. Католицизм.

15. Протестантизм.

16. Религии Древнего Ирана.

17. Религии Индии.

18. Буддизм.

19. Религии Китая.

20. Религии Японии.

21. Ислам.

22. Современные нетрадиционные движения.

 

 

Происхождение религии.

o Джордж Фрэзер «О магии» по работе «Золотая Ветвь»

o Бронислав Малиновский «Магия, наука и религия»

o Шарль де Бросс «О фетишизме» по работе «О культе богов-фетишей»

o Эдуард Тайлор «Об анимизме» по работе «Первобытная культура»

o Сергей Токарев «Ранние формы религии», с 375 стр.

o Шаманизм и его специфика

o Мифология. Классификация мифов.

Источники:

· Джордж Фрезер «Золотая ветвь», гл. 3-6

· Бронислав Малиновский «Магия, наука, религия» (одноименная глава) или «Магия и религия» в сборнике «Религия и общество. Хрестоматия по социологии религии» (Москва, 1994, ч. 2, ст. 23-40)

· Шарль де Бросс «О фетишизме» (Москва, 1973, ст. 14-83)

· Эдуард Тайлор «Первобытная культура» (Москва, 1989)

· Сергей Токарев «Ранние формы религии» (Москва, 1990)

 

 

Религия Древнего Египта.

o Вера в бессмертие души, загробный мир. Культ древних египтян по египетской «Книге Мертвых».

o Космогония.

o Формирование египетского пантеона богов.

 

Источники:

· И. В. Рак «Мифы Древнего Египта» (СПб, ст. 245-263), «Египетская мифология» (СПБ, 2000)

· А. И. Немировский «Мифы и легенды древнего Востока» (Москва, 1994, ст. 5-29)

· Б. А. Уолисс-Бадж «Путешествие души в царство мертвых. Египетская Книга Мертвых» (Москва, 1995)

· «Тексты пирамид» (СПБ, 2000)

 

Иудаизм.

1. Танахический (библейский) период

Та = Тора = Пятикнижие: Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие;

На = Невиим (исторические книги): Иисуса Навина, Книги Царств (1 и 2 книги Самуила, 3 и 4 книги царств), книги Исса, Иеремии, Изеркиль, книги 12 малых пророков;

Х = Ктувим = Писания: книга Псалмов, Песнь Песней, Плачь Иеремии, 1 и 2 книга Хроник, книги Руф, книги Есфири.

 

Первое упоминание: X век до нашей эры: Мосва (? ) «…воевал с Израилем и семя его стер с лица земли…»

Песнь Деборы (часть книги Судей) - XIV век до нашей эры – самый древнейший из текстов.

Комментарии на комментарии коменнтариев…

2.            Вавилонский плен (Навуходоносор-Кир) ~ VI век до нашей эры

3.            Период II Храма

(конфликт самаритян и иудеев, вернувшихся из плена в Израиль – разделение иудаизма на старый и новый) ~ V век до нашей эры – 70 год нашей эры.

4.            Мишна и Талмуд (Гмара)

а) 70-200 гг. (период танаев – учителей)

б) 200-500 гг. (период амораев – учителя, повторяющие танаев)

     Иудаизм – религия культуры текстов; текст занимает здесь центральное место.

Домашнее задание: Пятая книга Моисеева на латыни?

5.           ~ 500-1500 (декрет Фердинанда Изабеллы об изгнании евреев с земель Испании) г. н. э. «Еврейское Средневековье»

6.              1500 год – наши дни «Еврейское Новое Время»

 

Амиецкий халифат. Евреи и мусульманский мир.

~ 8-9 вв. «договор Умара» - защита мусульманских властей, определенная автономия, разрешение исповедовать вою религию, а взамен платить определенный налог и выполнять ряд запретов (евреям запрещено громко трубить во время празднования Рош-ха-Шана (еврейский Новый год), христианам совершать крестный ход во время Пасхи; а также предписывалось носить специальную одежду и так далее).

 

Христианская Европа и евреи.

Блаженный Августин. Концепция еврейского рабства. Концепция ненасилия над не принявшими Христа, чтобы сохранить их как Его свидетельство.

В немецких землях евреи принадлежат теперь королю со всей их собственности. Теперь покушения на еврея означает покушение на собственность короля.

В XI веке «добрососедские» отношения христиан и иудеев начинают ухудшаться. И первая точка преткновения – события первого крестового похода.  Образ евреев демонизируются людом, однако власти заинтересованы в их защите (евреи – источник займов, активно вовлечены в экономику города). Еврейские общины обособляются, теперь представители этого вероисповедания селятся вместе, появляются еврейские кварталы. К XIII веку такие кварталы даже обносят стеной – гетто. Это все позволяет, однако, иудеям сохранить свою культуру и религию фактически в неизменном виде.

Первая страна, которая изгнала евреев со своей территории – Англия ~1290 год.

Затем Франция (Филипп Красивый) - 1399 год.                

Через 100 лет – Испания (1492 год).

 

Реформация и евреи.

 

Феодальное общество.

I

1. Земля. Церковь обладает от одной до двух третей всей земли.

2. Цеха + Гильдии. У каждого есть свой Святой Покровитель. Если Вы не христианин, то попасть в цех или гильдию Вы не можете, а частное производство неконкурентоспособно.

3. Иерархия.

4. Идеология. Чтобы система функционировала.

Таким образом, Церковь является интегральной частью феодального общества.

 

II

1453 – Взятие Византии

1492 – изгнание евреев из Испании, открытие Колумбом Америки.

1. Появление международной торговли означает крах гильдий (благодаря евреям, приглашенным турецким султаном).

2.  Теперь мерило всего – капитал.

3. Иерархия сломлена в виду плачевного состояния феодалов. Усиление роли монарха. Европейский абсолютизм.

4. Образование мануфактуры. Никаких цехов. Никаких святых покровителей.

5. Возрождение привносит идеи гуманизма и антропоцентризма. Парадигма Средневекового мировоззрения ломается.

 

 

Различная антропология христианства и иудаизма (относительно места рождения Каина и Авеля, тезиса об искуплении первородного греха).

 

 

Структура религии.

· Религиозное сознание à религиозная психология.

· Религиозная идеология.

· Религиозная деятельность (культовая и некультовая).

· Религиозные организации.

 

Культ – это система осознанных действий с целью влияния на сверхъестественное существо. Культовая деятельность имеет 2 вида: магический культ (направлен на реальный объект), умилостивительный культ (характерно для развитых религий; предметом поклонения служит образ духа или бога, как существа отличные от материальных объектов). Разновидности второго типа культов: жертвоприношения, молитвы, проповеди (? ), богослужения, религиозные праздники, и т. д.

Религиозная организация – объединение последователей той или иной религии на основе общности верований и обрядов. Возникает в период рабовладельческого общества. Существует 3 вида религиозных организаций:

1. Церковь (период становления мировых религий). Для церкви характерны: стройные вероучения и культа, иерархический принцип управления.

2. Секта. Отличительные признаки: претензия на избранность этой секты, сознательное вступление в общину, активная «миссионерская» деятельность.

3. Деноминация.

 

 

ДИСКУССИЯ ВОКРУГ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМАТИКИ РЕЛИГИИ.

Шарль Франсуа Вольней (1757-1820) – «Руины или размышления об упадке Римской Империи». Первый ставит вопрос о классификации религий.

Огюст Конт – «Дух позитивной философии», где все религии делятся им на 3 большие группы: фетишизм, политеизм, монотеизм.

Джон Лёббок - «Начало цивилизации», где он выделяет 7 стадий существования религии: атеизм, фетишизм, тотемизм, шаманизм, идолопоклонство, боги – сверхъестественные творцы, боги – благодетельные существа.

Томас Ахелис – «Очерк сравнительного изучения религии»; в этой работе автор выделяет 2 стадии развития религии: низшая стадия (фетишизм, шаманизм), высшая стадия – естественные религии (политеизм), этические религии.

 

По А. С. Токареву (? ):

Ранние формы религии.

Национальные религии.

Мировые религии.

Современные нетрадиционные формы религии.

 

 

Возникновение религии.

Теолог Вильгельм Шмидт – «Происхождение религии». Теория прамонотеизма.

 

Период «мустье» (100-40 тысяч лет назад). Долина Неандерталь. Погребальный культ.

Эпоха Верхнего Палеолита (40-18 тысяч лет назад). Кроманьонец.

 

Шарль де Бросс ввел термин «фетишизм» (почитание различных объектов действительности, которым люди приписывают сверхъестественные свойства).

Фетиши бывают постоянные или временные.

Амулет – отвращать от несчастий, приносить удачу на временный срок.

Талисман – на всю жизнь (нельзя показывать другому человеку).

 

Тотемизм – это вера в существование сверхъестественной связи или родства между группой людей и определенным видом животных или растений.

Зоолатрия – почитание животных.

Теротеизм – обожествление животных.

 

Магия – вера в возможность воздействовать на объекты действительности сверхъестественным путем, т. е. с помощью определенных символических действий.

Магию можно разделить по целевому направлению (производственная, вредоносная, лечебная, любовная, военная, метеорологическая, промысловая) и по методу воздействия (контактная, инициальная (магическое действие направлено на недосягаемый объект), парциальная (опосредованное воздействие, например, на волосы), имитативная).  

Мантика – система гаданий и предсказаний.

 

 

Семинар.

Эдуард Бернетт Тайлор (1832-1917) – английский историк, этнограф. Понимание закономерностей первобытной культуры, прежде всего религиозной жизни, собственно, первобытного общества. Основатель школы эволюционистов. Vs. дифузиционная школа (каждый народ по своему пути).

1865 г. – исследование в области древней истории человечества. Идея прогресса.

1871 г. – «Первобытная культура» (впервые ввел термин «пережиток» - это те обряды и обычаи, которые, будучи, в силу привычки, перенесены, из одной культуры, которой они были свойственны в другую, более позднюю, остаются живым свидетельством или памятником прошлого).

1881 г. – «Антропология» (возможно, было Божественное Откровение).

Тезисы. История человеческой культуры – часть человеческой природы. Природа развивается по стадиям. Непрерывность развития культурного процесса. Помимо теории прогресса, Тайлор говорит о теории вырождения.

Анимизм. Фетишизм.

 Верование в продолжение жизни души за гробом:

- учение о переселении душ,

- собственное существование души после покидания смерти.

Анимистическая теория. Анимизм – это минимум религии (долгое время в религиоведение считалось, что анимизм – основной признак религии).

Читать главу про анимизм.

 

Признаки религии: вера в реальность предмета верований, эмоциональная составляющая (? ), двухсторонняя связь.

 

Классификация мифов.

Елеазар Моисеевич Мелетинский (1918-2005).

Миф определяется как фантастические представления о мире, система богов и духов, которые управляют миром, или как повествование (рассказ) о деяниях богов и героев.

Мифам свойственная образность, характерная для искусства.

Перенос собственных эмоций, чувств на окружающую действительность.

 

1. Космогонические мифы.

2. Эсхатологические мифы.

3. Мифы о культурных героях.

4. Тысячелетние и мессианские мифы.

5. Календарные мифы.

6. Мифы о воспоминании и забывчивости.

7. Социогенные мифы (что произойдет, если ты нарушишь табу).

8. Мифы о королях и святых.

9. Мифы о трансформации.

 

«Поэтика мифа».

 

Продолжение темы «Ранние формы религии».

Мантика – система гаданий и предсказаний, существующая во всех древних религиозных системах.

- Астрология – гадания по расположению звезд и небесных тел.

- Скапулимантия - гадания по разбросанным костям животных.

- Гаруспиция – гадания по внутренностям животных (печень, сердце, селезенка).

- Аустиция – гадания по полету птиц.

- Хиромантия – гадания по линиям руки.

- Офиомантия – гадания по движению змей.

 

Аниматизм – это представление о бестелесной силе, действующей в природе, и оказывающую влияние на судьбы людей. Близко к понятию «анимизм» (вера в духовные сущности, заключенные в предметах, или существующие отдельно от них).

Куда деваются души?

- Души умерших витают близи мест погребения.

- Идеи реинкарнации.

- Существует особый «мир душ», куда они отправляются после телесной смерти:

· Очень далеко, место направления не указывается.

· Подземный мир душ.

·  …

 

Шаманизм (тунгус. саман – буйный, иступленный, восторженный). Иногда «кипра», «ируська» -одержимые, люди находящиеся в невменяемом состоянии. Возникает с разложением родоплеменного строя и появлением общеплеменных союзов. Появляются племенные советы, вожди, военные предводители. Само понятие «шаманизм» вошло в литературу только в XVIII веке.

Существует ряд точек зрения, что такое шаманизм. Одна из точек зрения, это то, что шаманизм - это дело рук дьявола, а шаманы – его слуги (Григорий Новицкий). Сами шаманы объясняют свои действия связью с духами. Иоакимф Бичурин, Дожи Банзаров – считают, что шаманизм – это вид религии, подобно буддизму. Владимир Кулензин: признаком шаманизма является избранность духами какого-либо человека, которая позволяет ему достигать экстаза, при котором происходит камлание (путешествие в мир богов или духов).

Крупнейший исследователь Мирча Элиаде в работе «Мифы, мистерии, сновидения» рассматривает технику шаманизма и выделяет следующие этапы: 1) обращение к духам; 2) бой барабанов и танцы; 3) трансовое состояние, в процессе которого душа шамана покидает его тело.

Антрополог Леви Стросс выделяет 3 структурных элемента шаманизма: опыт шамана (особое психосоматическое состояние, в которое он впадает во время транса), человек, который чувствует влияние шамана, зрители (которые видят камланию).

 

Шаманизм – определение Токарева (…) вступать в непосредственное общение с духами (стр. 271)

 

Ритуал шамана – камлания – это особый способ общения с духами.

Два пути:

- духи вселяются в самого шамана или в его бубен (звук – носитель таинственного);

- душа самого шамана отправляется в путешествие в мир духов.

 

Современные исследователи считают, что огромную роль в шаманизме играет гипноз и самогипноз.

Теории происхождения шаманизма.

Фридрих Гребнер, Вильгельм Шмидт: шаманизм пришел с южного полушария; в буддизме и индуизме наличествуют элементы шаманизма.

Око Олмаркс: шаманизм – северное явление.

 

Личность шамана: «подвластен идеи избранности, склонен к припадкам, истеричен». Шаман отличается редкой наблюдательностью; некоторые исследователи считают, что шаманы имеют симулировать обмороки и припадки. Все шаманство построено на т. н. демонологии.

По верованию якутов у шамана существует 3 души: тын (дыхание), кут (душа человека, которая находится в теле, но может покидать его), сюр (олицетворение психической деятельности шамана).

 

По верованию китайцев шаманами были только женщины, но потом это стало свойственно только мужчинам. Состояния духа: нань, си.

Нагуализм – культ личных покровителей.  

По мере развития ранних форм религии, появляется более сложные системы – мифология.

 

МИФОЛОГИЯ – совокупность сказаний о богах и героях, представления о мире и человеке / наука о мифах, мифотворчестве.

Миф (греч. предание, сказание). Сосредоточение на происхождении мира и человека.

Во всех мифах присутствует т. н. «мифическое время», отсюда учение о первопредках, первотворении, первопричине. Затем наступает историческое время.

В мифах воплощаются идеи вечного возрождения. Однако параллельно с этим сушествует представление о «конце времен».

~

I. Этнологические мифы. Причинные. Мифы объясняющие происхождение мира, животных, человека, явлений. Их разновидностью являются культовые мифы, которые объясняют происхождение ритуалов.

II. Космогонические мифы. Происхождение космоса в целом и его отдельных частей. Выделение стихий, первоэлементов. Одно из ответвлений этого вида мифов – это антропогонические мифы.

III. Лунарные и солярные мифы. Часто рассматриваются в качестве мужа и жены, брата и сестры.

IV. Близнечные мифы.

V. Тотемистические мифы.

VI. Календарные мифы. Связаны с циклом календарных обрядов, сменой времен года.

VII. Героические мифы.

VIII. Эсхатологические мифы. Подвид: мифы о катастрофах.

 

Категории мифических персонажей:

1. Первопредки.

2. Первочеловек.

3. Культурные герои: исторические или полностью мифические личности:

· демиурги.

4. …

 

Формирование религиозных систем высшего порядка.

Ø Политеизм.

Ø Генотеизм (выделение главного бога).

Ø Монотеизм.

 

 

Хронология (летоисчисление).

Еврейское летоисчисление с 3761 года.

Греческое – с 776 года.

Римское – 753.

Аббат Дионисий (55…) вводит отсчет от Рождества Христова. Привилось только с 10 века.

Мусульмане – 662 год (переселение Мухаммеда из Мекки в Медину).

Египет (сами египтяне называли свою страну Такемет – черная земля).

Шампольон – систематизировал иероглифы.

 

 

Джеймс Джордж Фрезер (1854-1941).

12 томов «Золотая ветвь» (1890 – I том).

 

Типы и принципы магии.

 

Принципы магии:

1) Подобное производит подобное: «закон подобия».

2) Закон соприкосновения или заражения.

 

Типы магии:

1) Гомеопатическая (имитативная, симпатическая) магия – основана на законе подобия.

Ø Позитивная.

Ø Табуированная.

2) Контагиозная магия.

Магия является искаженной системой природных законов и ложным руководящим принципом поведения; это одновременно и ложная наука, и бесплодное искусство. Как система природных законов, т. е. совокупность правил, которые определяют последовательность событий в мире, она может быть названа магией теоретической, в качестве же предписаний, которым люди должны следовать, чтобы достигать своих целей, она может называться магией практической.

 

Главная ошибка гомеопатической магии в том, что подобия вещей воспринимаются как идентичность; а контагиозной – мнение о том, вещи, которые однажды находились в соприкосновении, пребывают в контакте постоянно.

На практике оба вида магии часто сочетаются.

 

Любые формы магии направлены на реальные объекты и нацелена на мгновенный эффект.

 

Бронислав Каспар Малиновский (1884-1942).

Основатель функционализма. Этнограф. Преподавал социальную антропологию в Лондонском университете.

Культура – вещественные и духовный аппарат, при помощи которого человек решает конкретные специфические стоящие перед ним задачи.

 

Минимум религии по Малиновскому – мана.

«Магия. Наука. Религия».

Теория культурных кругов (основатель: Ратцель).

1873-1928 Кто это?

Фридрих Гребнер.

 

Наука рождается из опыта. Магия - из традиций.

Наука создается разумом и корректируется наблюдениям. Магия, не воспринимая этого, существует в области мистицизма.

Наука открыта для всех. Магия – оккультна.

 

 

Культурный круг – совокупность характерных элементов материальной и духовной культуры на определенной территории.

Культура – вещественно-духовный аппарат, при помощи которого решаются насущные проблемы.

 

Шаманизм – особая форма религии, состоящая в выделении в обществе определенных лиц – шаманов, которым приписывается способность, путем искусственного приведения себя в состояние экстаза, вступать в непосредственное общение с духами.

 

 

Древний Египет

· Тексты пирамид (мир вечности – Дуат).

· Тексты саркофагов.

· Книга для и ночи.

· Книга пещер.

· Книга врат.

· Книга амдуат (книга о том, что в Дуате).

· Книга двух путей (описывается путешествие умершего по потустороннему миру).

· Книга мертвых (условное название для ряда текстов ~1500 г. д. н. э.; огромное количество заклинаний, описаний бесов).

· Книга коровы (~1300, Рамсес II).

· Папирус Бремнер-Ринд (мистерии Осириса).

· Стела Шабака (~8 век д. н. э., фараон Шабак).

 

Светские хроники, поэмы…

ü Эсхил (529-456 гг. до н. э. ): Прометей Прикованный, Персы…

ü Софокл (~496-406 гг. до н. э. ): Антигона, Электра…

ü Еврипид (~425-406): Елена, Ион…

ü Марк Туллий Цицерон (106 -43 гг. до н. э. ): О природе богов, О государстве…

ü Публий Вергилий Марон: Энеида…

ü Марк Теренций Варрон

ü Геродот

ü Лукиан

 

Культ местных богов покровителей.

Нижний Египет: Хнум (человек с головой барана) & Сатис (женщина с головой антилопы) à Анукет (девушка с головой антилопы).

Верхний Египет: Осирис & Исида à Гор.

 

Атум – первый бог Гелиополя. Владыка земель (т. е. хозяин Верхнего и Нижнего Египта)

Ø Бог первотворения в египетской мифологии; Атум – «совершенный».

Ø Символизировал первоначальное и вечное единство всего сего.

Ø Позже стал отождествляться с Ра и нести функцию одного из богов солнца; олицетворял вечернее заходящее солнце.

 

Птах - главных бог Мемфиса. Богиня Сехмет (богиня плодородия и деторождения). Их дочь – Нефертун (музыка, наука, астрономия и гадания).

 Гермоголь: Нун и Наунет. Хух и Хаухет. Кук и Каукет. Амон и Амаумет (невидимое, эфир).

Абидос (Тасу) – место захоронения фараонов: Ханти(а)менти (царь умерших).

 

Фивы (Уасет) à Луксор, тоже место захоронения фараонов и цариц: небесный бык Мин, Монту (бог войны с головой сокола), Амон (после объединения Египта отождествляется с богом Ра).

 

Обожествление правителей, ну как обычно…

Долгое время как таковых храмов не было. Столбы. Жертвоприношения. Храмы появляются с 3500 г. (прямоугольное здание, разделенное на 2 части). Жречество передавалось по наследству.

 

Процессии (путешествия по городам и сбор жертвоприношений) и мистерии (прошения и обращения к богам).

 

Ритуальные очищения. Для этого использовались специальные пруды.

Ритуальные жертвоприношения (животные, птицы, молоко и т. д. )

Оракулы (или жрецы, или представители особого сословия).

Погребения. Первые сведения: эпоха Неолита (покойника заворачивали в шкуры животного и клали в круглую яму; чаще всего его складывали в эмбриональное состояние и поворачивали головой на юг). Смерть воспринимается как длительный сон. Души: ба (душа, изображается виде птицы с человеческой головой), ка (двойник человека; душа, которая встречает человека в загробном мире), рен (имя человека; каждое имя обладает магической силой).

Загробный суд: взвешивание сердца человека и перо богини Маат – психостасия.

Мумия (происхождение слова) Мумификацией называется парасхит (дом после мумификации считается нечистым и его надо очищать). Сам парасхит тоже считался нечистым.

Органы, извлечённые из трупов, не выбрасывались и не уничтожались. Они тоже сохранялись. После извлечения органы промывались, а затем погружались в специальные сосуды с бальзамом — канопы. Всего каждой мумии полагалось по 4 канопы. Крышки каноп, как правило, были украшены головами 4-х богов — сыновей Хора. Их звали Хапи, имеющий голову бабуина; Дуамутеф, с головой шакала; Кебексенуф, имеющий голову сокола и Имсет с человеческой головой. В определённые канопы помещались определённые органы: Имсет хранил печень, Дуамутеф — желудок, Кебексенуф —кишечник, а Хапи вмещал в себя лёгкие. Тело заливалось специальным раствором на 70 дней, от которого оно деревенело. Затем снова омывали, высушивали и пеленали. Кремация в случае если труп уже сильно разложился, и мумию было сделать уже невозможно.

Мумифицировали также кошек и других священных животных.

Лучше всего сохранившиеся мумии: Секкерам Саэф, Пепи I.

 

Считалось, что бог Тот в образе Ибиса ловит душу и на серебряной ладье переправляет её в один из Дуатов (наиболее поздние представления) – в подземный или небесный.

Диодор (~307) считается, что души уходят в Дуат около Мемфиса.

Геродот – в ливийской пустыни.

 

Небесный Дуат исчезает. Подземный разделяется на т. н. ад и поля блаженных.

Недолгое время имелось представление и о чистилище.

 

Космогония. Нут (небо) принимает образ коровы и рождает золотого теленка – Ра. В течение дня он превращается в быка, совокупляется с коровой, после чего она проглатывает его, а утром снова рождает теленка.

Космогония Гелиополя зачинает, еще до сознания, Абсолютный Дух Ра, растворенный в изначальном Хаосе. В начале времени Ра познал сам себя, «увидев» собственное отражение в образе Амона; затем в великой тишине, и он обратился к двойнику: «Приди ко мне». Ра, Свет и Сознание Вселенной призывает Амона, Духа той же самой Вселенной à Атум. С этим зовом т. е. Словом – творческой силой - появляются пространство-воздух (Шу), движение-огонь (Тефнут), которые в свою очередь, создают и отделяют Геб (землю) о Нут (неба), давая, таким образом, Вселенной равновесие и жизнь.

Оплодотворяющая сила Осириса и генерирующая сила Исиды – любовь и питание сотворенному миру.

Разрушающая пара: Сет и Нефтис.

Космогония Гермополя. Первобытный Хаос – огромная сфера без света, которой принимает форму Тумулус (священный курган). Из этой первоначальной конусо-пирамидной формы происходит исконное яйцо, раскрываясь подобно лотосу, выпускает Солнце-Ра (Птаха, Тота), источник любой жизни. Из глаз Ра, исходят слезы, которые создают все человеческое. Уста его произносят Слово, рождая все божественное.

В последствие, эти и другие мифы сливаются (некоторые боги исчезают, отождествляются друг с другом) по причине объединения Египта и централизации власти фараона.

 

Священные птицы: ибис, коршун, сокол.

Священные животные: львы, кошки, коровы, крокодилы (в Верхнем Египте, однако, их убивали), бараны, шакалы, свиньи, ёжики, лягушки.

Священные насекомые: жук-скарабей, бабочка.

Всех, кроме кошек, птиц и насекомых, приносили в жертву.

 

Сах (сак) – заупокойная литература.

Книга мертвых (1550-1070 гг. до нашей эры; другая версия: появилось во время правления I династии, 3000 лет до нашей эры) - сборник египетских гимнов и религиозных текстов, помещаемый в гробницу с целью помочь умершему преодолеть опасности потустороннего мира и обрести благополучие впосмертии.

 «Книга мёртвых» связана с более ранними сборниками заупокойных текстов — «Текстами саркофагов» (Среднее царство) и«Текстами пирамид» (Древнее царство).

Название сборник заупокойных молитв и обрядов получил благодаря Р. Лепсиусу. На самом деле он называется «Главы о выходе к свету дня».

Амма – пожирательница сердец грешников.

Тела праведников (сах) воскресают и отправляются в храм к Осирису.

 

Более поздний, заменивший книгу, источник - «Амдуат» (завоевание Александром Македонским).

 

 

Немировский: Исида и Осирис.

Сотворение мира (Мемфисское сказание).

 

Немировский. Космогония Древнего Египта.

5 традиций: древнейших верований / додинастический период, гелиопольский, мемфисский, гермопольский, фиванский.

Новое царство – слияние Амона и Амона Ра. Фивы окончательно закрепляют за собой авторитет.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.