|
|||
Возрастные психологические особенности подростков и художественно-творческий опыт, который к этому времени они приобрели, определяют и характер деятельности.Первый этап. Младшие школьники с живым любопытством воспринимают окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ними что-то новое. Малая дифференцированность и слабость анализа при восприятии компенсируется ярко выраженной эмоциональностью. Мышление развивается от эмоционально-образного к абстрактно-логическому. «Дитя мыслит формами, красками, звукоощущениями вообще»'', —напоминал учителям К. Д. Ушинский. Поэтому детей 6—8 лет целесообразно «погружать» в национальное искусство и культурную среду посредством синкретической художественной деятельности; органично сочетающейся с жизнью и игрой. Огромные возможности в этом плане представляют различные виды народной культуры. Пение, танец, декламирование стихов, прибауток, движение, рисование, лепка, аппликация рисование, лепка, аппликация, рассматривание произведений народно-прикладного искусства, особенностей национального костюма, театрализация народных сказок позволяют детям активно воспринимать окружающую действительность, «вжиться» в культурную среду родного края. Это способствует развитию чувства и ощущений, первоначальных представлений об окружающем мире и человеке, формированию эстетических отношений к жизни. В 9-10 лет необходимо обеспечить практическое освоение детьми национального искусства на основе предметно-практической деятельности. Это может быть сочинение стихов, рассказов, сказок, загадок; музицирование на шумовых и звуковысотных инструментах; лепка и аппликация с использованием материалов прикладного искусства; вышивание и рисование орнаментов и т. д. Данный этап позволяет накопить опыт, необходимый для осознания художественного языка различных видов искусства, для определения сходного и различного в национальной культуре и культурах мира. Огромное значение в этот период имеют активное живое общеиие детей с природой родного края и экскурсии. Если рассматривать соотношение различных видов художественно- деятельности в этот период, то доминирующую роль играет практическая творческая деятельность, через которую решаются задачи познавательной и ценностно-ориентационной. Основиыми методами выступают художественное исполнительство и творческое самовыражение, практические задания, создание эмоционально -образных _ситуаций, . разъяснения диалог., весь арсенал стимулирующих методов. Включение детей в различные виды художественно- деятельности способствует развитию у них нравственных чувств, и в первую очередь — чувства сопереживания, благодаря которому человек не может не делать добро (В. А. Сухомлинский). Творческое и действенно-практическое освоение: народной культуры закладывает основы для осознания детьми особен– ноотей национального характера, понимания добра и зла, формирует способность нравственно-эстетической оценки жизни (через переживаиие радости от победы добра над злом). Второй зтап. Духовный мир подростка характеризуется психологией полуребенка полувзрослого. Чувство взрослости проявляется через желание, чтобы старшие соответственно к нему относились, через стремление к автономнрсти и самостоятельности, через отстаивание права на собственное мнение и линию поведвния. Но это еще не взрослость, а претензия на нее. Обьективно взрослость выражается в ответственности перед самим собой за свою судьбу и судьбу страны; понимании своего места в жизни, своих чувств, поступков, умении за них отвечать; в чувстве общности с другими людьми и т. д. Поэтому чувство взрослости — всего лишь предпосылка, с учетом которой учитель-воспитатель строит с подростками свои взаимоотношения в процессе деятельности Возрастные психологические особенности подростков и художественно-творческий опыт, который к этому времени они приобрели, определяют и характер деятельности. На этом этапе созревают и шлифуются две группы умений: 1) научно-исследовательские по изучению «географии» художественной жизни края; 2) специальные умения целостного и относительно самостоятельного анализа художественных произведений. В этот период доминирует· познавательный и ценностно-ориентационный виды деятельности, организованные по творческому типу: как полусамостоятельный и самостоятельный поиск в процессе: 1) восприятия и анализа высокохудожественных образцов народного и профессионального искусства края; 2) изучения художественной географии своего региона; 3) определения социальной и личной значимости культурного наследия и деятельности по его освоению. Мышление подростка приобретает новую черту -критичность. Школьники стремятся иметь собственное мнение, склонны к спорам и дискуссиям. Поэтому в работе с подростками ( превалируют проблемно-поисковые и творческие задания, методы сравнительно-исторического анализа
целостной оценки художественных произведений, дискуссионное обсуждение вопросов и др. На данном этапе вступает в права весь арсенал форм работы: разнообразные кружки, студии и общества, клубы и фольклорные группы, экскурсии, походы и экспедиции, конкурсы, олимпиады, вечера. С учетом того, что мнение сверстников в этот период для школьников жизненно важно, педагогу следует помочь им занять достойное место в коллективе через самовыражение и самоутверждение в творческих делах, попытаться создать для каждого ситуацию успеха. Второй период призван обеспечить осознание подростками социального смысла искусства родного края художественного произведения, места и роли искусства родного края в жизни людей, духовной связи «между поколениями, культурами и авторами произведений. Подростковый возраст является сензитавным для развития самосознания. Поэтому целесообразно создать условия для осознания учащимися своих чувств, интересов, способностей, своего отношения друг к другу, значимости для себя художественно-краеведческой деятельности; помочь сформировать ценностные установки и идеалы, так необходимые подросткам · . Третий этап, юношеский возраст—это время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд, мечтаний. Нравственные и социальные качества старших школьников формируются ускоренными темпами. Более отчетливыми становятся моральные понятия, оценки, крепнут этические убеждения. Появляется стремление выразить свою индивидуальность. В этом возрасте высок интерес к вечны проблемам: смысла жизни, счастья, любви, долга, свободы личности. Поэтому все виды деятельности в этот период| выполняют функцию мировоззренческого самоопределения личности старшеклассника. На данном этапе школьникам необходимо осознать особенности художественной жизни края в контексте общекультурно'го развития, выработать свое отношение к национальному искусству как компоненту мировой художествеиной культуры и определить в нем свое место. Мировоззренческое самоопределение старшеклассников во многом зависит от характера их Я-концепции. Позтому очень важно сформировать систему взглядов учащихся на себя как на субьектов и творцов национальной культуры, как на субъектов жизнетворчества, Большое значение установок: стремления самоутвердиться как индивидуальности, занять достойное место в коллективе и обществе, быть субьектом содержательного общения, субъектом культурно орга– низованного досуга, ощущать себя носителем культурно-исторической памяти своего народа и т. д. Этот этап основывается на всем комплексе видов деятельности: поисково-познавательной, ценностно-ориентационной, творческой и преобразовательной. Основные методы работы — проблемно-поисковые, художественно-игровые, творческие задания, дискуссии, сравнительно-исторический анализ, целостный художественный анализ и оценка, окультуривание среды, методы самоанализа и самооценки старшеклассниками своего личностного развития. 'Данный этап не только вбирает в, себя все формы работы предыдущего эта–па, но и до бесконечности их развивает и обогащает. Таким образом, выделянются следующие виды деятельности: познавательная, ценностно-ориентационная, творческая и преобразовательная. Разделение их относительно, поскольку в рамках одной воспитательной формы они могут выступать одновременно, взаимодополняя друг друга и обеспечивая целостность нравственно-эстетического развития учащихся. Однако о6ьем, характер сочетания этих видов деятельности, а также воспитательные задачи, которые в них решаются, зависят от возрасташкольников, их жизненного и художественного опыта использование различных видов ху–
|
|||
|