Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





БИЛЕТ № 4 Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. Синдром «эмоционального выгорания».



 

БИЛЕТ 1 Определение понятия психологической помощи. Составляющие процесса, основные задачи, формы и модели психологической помощи. Психологическая помощь— область практического применения психологии, ориентированная на повышение социально психологической компетентности людей и оказания психологической помощи, как отдельному человеку, так и группе или организации. Это непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, а также глубинных личностных проблем. Содержание психологической помощи заключает­ся в обеспечении эмоциональной, смысловой и экзис­тенциальной поддержки человеку или сообществу в си­туациях затруднения, возникающих в ходе личностного и социального бытия. Психологическая помощь может включать в себя: психодиагностику (сообщение клиенту объективной психологической информации, ответствен­ность за достоверность и форму сообщения несет пси­холог), психологическая коррекция (организованное воз­действие на клиента с целью изменения показателей его активности и соответствии с возрастной нормой психи­ческого развития; разрабатывается индивидуальная про­грамма), психологическое консультирование (помощь для психически нормальных людей для достижения ими це­лей личностного развития) и психотерапия (активное воздействие психотерапевта на личность клиента с це­лью восстановления или реконструкции психической реальности личности). Области применения психологической помощи: 1). Психическое (и духовное) развитие ребенка (преодоление Эдипова комплекса, удов­летворение эмоциональных запросов в обретении лич­ностной идентичности, помощь при эмоциональных трав­мах и выработка устойчивых моральных норм и др. ). 2). Экзистенциальные и личностные проблемы подростка (кризис психологического отделения от родителей, иден­тификация подростка, неполноценность, борьба за лич­ностный и социальный статус и др. ). 3). Брак и семья (добрачное консультирование, семейная и супружеская психотерапия, психологическая помощь незамужним и неженатым, разведенным, поддержка при вступлении в повторный брак). 4). Проблематика психического и лич­ностного здоровья (традиционная превентивная и теку­щая помощь при психическом и соматическом заболе­вании, душевном страдании, алкоголизме, конфликтах и т. п. ). 5). Психологическая помощь умирающему и пси­хотерапия горя (почти совершенно отсутствующая сфе­ра деятельности в России). 6). Проблемы пожилого воз­раста. 7). Места заключения, больницы, казармы, сту­денческие городки (проблемы личности, общее психи­ческое состояние). 8). Психологическая помощь и под­держка в кризисных ситуациях (внезапная смерть, по­пытка суицида, изнасилование, измена, потеря любви и др. ). 9). Школьное консультирование. 10). Профессио­нальное консультирование. 11). Психологическая помощь, относящаяся к кросс-культурной проблематике: пробле­мы в адаптации, преодоление этических предрассудков и стереотипов у эмигрантов, поддержка консультантов в работе с этническими меньшинствами. 12). Управлен­ческое консультирование. Составляющие процесса: 1. Личность кли­ента и его переживания; 2. Личность психолога-консуль­танта (наставника) в единстве его самостных и функци­ональных образований; 3. Взаимоотношение между кли­ентом и психологом. А. А. Бодалев выделяет несколько моделей помощи человеку: педагогическую, диагностическую, социальную, медицинскую модель. ЗАДАЧИ Г. С. Аб­рамова выделяет четыре типа задач взаимодействия кли­ента с психологом: 1 - социальные задачи, когда человек оценивает свои переживания и психологичес­кую информацию о других людях, ориентируясь на со­циальные критерии и нормы («правильно — неправиль­но»). Здесь требуется изменение системы оценки клиента, что позволит увидеть (клиенту) цель с другой стороны, позволит отойти от шаблонного поведения и переживания. 2 - этические задачи, когда кли­ент формулирует свое отношение к цели взаимодействия, заранее осуществляя выбор своего отношения («хоро­шо — плохо»). Психологу необходимо показать ограни­ченность оценочной шкалы, которая не дает возможно­сти клиенту анализировать динамичность психологичес­кой информации. 3 - нравственные задачи. Они связаны с ориентацией переживаний на критерии доб­ра и зла, которые требуют осуществления выбора. Не­обходимо показать клиенту условность этих критериев, подвести его к осознанию нетождественности этих кри­териев для разных людей. 4 - собственно пси­хологические задачи. В общем виде они характеризуют­ся тем, что клиент ставит вопрос о значении той или иной информации, когда он открыт для освоения других форм поведения  

БИЛЕТ № 4 Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. Синдром «эмоционального выгорания».

Синдром эмоционального выгорания представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной, когнитивной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы. Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте. Этиология Главной причиной СЭВ считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к СЭВ. СЭВ подвержены люди, занимающиеся деятельностью, в которой они несут ответственность за судьбу, здоровье, жизнь людей (врачи, медицинские сестры, учителя, социальные работники, психологи, священнослужители).

Среди профессиональных стрессоров, способствующих СЭВ: 1 - обязательность работы в строго установленном режиме дня; 2 - большая эмоциональная насыщенность актов взаимодействия; 3 - отсутствие или недостаток социальной поддержки со стороны коллег и руководства; 4 - недостаточное вознаграждение за работу; 5 - высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы; 6 - невозможность влиять на принятие решений; 7 - двусмысленные, неоднозначные требования к работе; 8 - постоянный риск штрафных санкций; 9 - однообразная, монотонная и бесперспективная деятельность; 10 - необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям; 11 - отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы.

Развитию СЭВ способствуют личностные особенности: высокий уровень эмоциональной лабильности; высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций; рационализация мотивов своего поведения; склонность к повышенной тревоге и депрессивным реакциям, связанным с недостижимостью " внутреннего стандарта" и блокированием в себе негативных переживаний; ригидная личностная структура.!! В ситуации постоянного стресса личность человека, являясь целостной и устойчивой структурой, ищет пути защиты от деформации. Одним из способов такой психологической защиты и является синдром эмоционального выгорания. Выделяются три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания. первый признак - истощение. Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является личностная отстраненность Третьим признаком является ощущение утраты собственной эффективности Выделяют 5 ключевых групп симптомов, характерных для СЭВ: физические симптомы (усталость, физическое утомление, истощение; изменение веса; недостаточный сон, бессонница; плохое общее состояние здоровья, в т. ч. по ощущениям; затрудненное дыхание, одышка; тошнота, повышение артериального давления; язвы и воспалительные заболевания кожи. эмоциональные симптомы недостаток эмоций; пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни; безразличие, усталость; ощущение беспомощности и безнадежности; агрессивность, раздражительность; тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться; депрессия, чувство вины; истерики, душевные страдания; потеря идеалов, надежд или профессиональных перспектив; увеличение деперсонализации своей, преобладает чувство одиночества. поведенческие симптомы (рабочее время более 45 часов в неделю; во время работы появляется усталость и желание отдохнуть; безразличие к еде; малая физическая нагрузка; оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств; несчастные случаи); интеллектуальное состояние (падение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем; скука, тоска, апатия, падение вкуса и интереса к жизни; большее предпочтение стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу; цинизм или безразличие к новшествам; формальное выполнение работы); социальные симптомы (низкая социальная активность; падение интереса к досугу, увлечениям; социальные контакты ограничиваются работой; скудные отношения на работе и дома; ощущение изоляции, непонимания других и другими; ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег). Профилактика и лечение сэв. У медиков профилактические, лечебные и реабилитационные мероприятия должны направляться на снятие действия стрессора: снятие рабочего напряжения, повышение профессиональной мотивации, выравнивание баланса между затраченными усилиями и получаемым вознаграждением. Рекомендации пациенту: - определение краткосрочных и долгосрочных целей (это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что пациент находится на верном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию; достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания); - использование " тайм-аутов" , что необходимо для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы); - овладение умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию); - профессиональное развитие и самосовершенствование (одним из способов предохранения от синдрома эмоционального выгорания является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр. ); - уход от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению синдрома эмоционального выгорания); - эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным); - поддержание хорошей физической формы (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления синдрома эмоционального выгорания).

 

 
БИЛЕТ № 3 Медицинская и психологическая модели психотерапии. Клинически-ориентированная и личностно-ориентированная психотерапия. В медицинской модели психотерапия предназначена для лечения, предупреждения или диагностики заболеваний. Это наиболее традиционная и распространенная модель психотерапии. Большое место в нашей стране в ней занимает раздел, получивший название «клинической психотерапии». Это такая врачебная психотерапия, которая использует парадигмы психотерапии, психиатрии и той клинической дисциплины, где она применяется. В психологической модели психотерапия предназначена для разрешения проблем, не достигающих уровня патологии, однако влияющих на развитие психологических функций, личностный рост. В медицинской модели часто используют синдромологический и нозологический подходы к пониманию расстройств и к их диагностике. В психологической модели используют так называемый проблемный подход. Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки. Психотерапия- комплексное лечебное воздействие на эмоции, суждения, самосознание пациента с помощью вербальных и невербальных средств. Применяется при лечении многих психических, нервных и психосоматических расстройств, а также при работе со здоровыми людьми, имеющими серьезные психологические проблемы.  В психотерапии различают два основных направления: клиническую(медицинскую) психотерапию и личностно ориентированную психотерапию. Они отличаются своими задачами и методами воздействия. Так клиническая психотерапия направлена на ликвидацию имеющейся симптоматики и может использовать такие методы, как гипноз, аутогенная тренировка, внушение и самовнушение. Осуществляет либо врач психиатр либо врач психотерапевт. Задача же личностно ориентированной психотерапии - содействие пациенту в изменении его отношения к социальному окружению и собственной личности, а основной метод этого направления - различные варианты анализа конфликтных переживаний человека. Осуществляет либо психолог либо социальный работник. Эти два базовых направления в психотерапии тоже в свою очередь делятся на различные подходы, основывающиеся на теоретических предпосылках различных психологических школ. Так в личностно ориентированной психотерапии есть такие направления, как психоаналитическое, бихевиористское (поведенческое), гуманистическое. Каждое из этих направлений имеет свою концепцию личности, по-своему формулирует психотерапевтическую задачу и использует разные методы воздействия. Следует добавить, что вряд ли это имеет принципиальное различие для определения их эффективности в решении трудностей клиента. Одну и ту же проблему можно решить различными способами.  

Вопрос 9: «Структура процесса консультирования» (эклектическая модель)

Эклектическая модель – общая модель структуры процесса консультирования. Она охватывает 6 стадий.

1)исследование проблем – консультант устанавливает контакт с клиентом. Достигает обоюдного доверия. Максимально выслушиваем клиента. Проявляем конгруэнтность, эмпатию, уважение, не оцениваем. Поощряется, когда клиент углубленно рассказывает о своих проблемах. 2) Двумерное определение проблем: консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента. Уточнение проблем ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания. Если появляются неясности, трудности, то возвращаемся на первую стадию. 3) идентификация альтернатив: возможные варианты решения проблемы. Можно составить письменный список. Нужно найти также альтернативы, чтобы клиент мог ими пользоваться. 4) планирование: критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает разобраться клиенту, какие альтернативные решения являются реалистичными. Составляем его план: средства и способы решения. «репетиция». 5) Деятельность – последовательная реализация плана решения проблем. Консультант помогает строить деятельность клиенту. Может быть неудача, но мы продолжаем реализовывать план решения проблемы.

6) оценка и обратная связь – клиент вместе с консультантом оценивает уровень достижения цели. Если же возникли трудности – возвращаемся к предыдущим стадиям.

 

БИЛЕТ № 10 Гипотезы в психотерапии и психологическом консультировании. Психотерапевтическое и психокоррекционное воздействие.

Гипотезы в ПТ и ПК – это каждый раз попытки консультанта понять ситуацию клиента. Базой построения гипотезы является то, что рассказывает клиент о себе и своих проблемах. Считается, что чем больше идей в гипотезе возникло у консультанта, тем больше он профессионально оснащен.

Вербально выраженная гипотеза является интерпретацией. Перед тем как дать эту интерпретацию клиенту, консультант должен сам разобраться с проблемами клиента.

Наиболее трудным этапом считают психокоррекционное воздействие. Оно не должно носить форму рекомендаций или советов.

Когда психотерапевтическое воздействие можно применить, когда беседа хорошо организована. Когда мы отслеживаем противоречия в рассказе клиента. Консультант переформулирует и переструктурирует. Консультант должен проанализировать особенности поведения клиента, лежащие в основе проблем.

Психокоррекционное воздействие считается реализованным в том случае, когда и в сознании консультанта, и в сознании клиента выстроена определенная цепочка событий. ПВ – это попытка изменить отношение клиента к себе, к собственному поведению.

 

 

Вопрос 5 «Этические основы ПТ и ПК»

Консультант, как и другие профессионалы несет ответственность перед клиентом, а также перед членами семьи клиента, перед организацией в которой работает, перед своей профессией.

1. «консультативный контракт»: должны предоставить максимальную информацию о ПК, ПТ:

- цели консультирования

- о своей квалификации

- об оплате за консультирование

- о приблизительной продолжительности консультирования

- о риске временного ухудшения в процессе консультирования

- о границах конфиденциальности

Должны оговорить возможность аудио, видео аппаратуры, а также наблюдение третьих лиц. Без согласия клиента – это недопустимо.

2. Вопрос о конфиденциальности: все записи о клиенте должны храниться в недоступных местах для других.

- знание о клиенте только в профессиональных целях

- полученная информация в процессе консультирования (о своих намерениях консультант обязательно должен сказать клиенту. ). Если клиент не возражает, вопрос конфиденциальности из этического превращается в сугубо профессиональный.

3. консультант, обеспечивая секретность, должен ознакомить клиента с ситуациями, при которых профессиональная тайна не соблюдается:

А) повышенный риск для жизни клиента или других людей

Б) преступные действия, насилия, развращения

В) немедленная госпитализация

Г) распространение наркотиков и др. преступлений.

«Конфиденциальность кончается там, где кому-то угрожает опасность»

4. Запрет на двойные отношения:

Нецелесообразно консультировать:

- родственников

- друзей

- сотрудников

- студентов, которые обучаются у консультанта.

Не вступаем в сексуальные связи.

 

 

  Вопрос 7: «Физические компоненты психотерапевтического климата» 1обстановка консультирования: хорошо оборудовать место для консультирования. Спокойная обстановка, звуконепроницаемый кабинет. Так как на первых этапах клиент испытывает тревожность, мы должны сделать так, чтобы он был уверен, что его не подслушивают. Кабинет должен быть неочень большим, окрашен в спокойные тона. Уютно обставлен. Свет не должен падать на клиента. Необходим стол, удобные стулья (прием для нескольких людей, родителей, семьи и т. п. ). кушетка (для релаксации). Пару картин, немного книг (не перенагружать кабинет). Личные вещи консультанта не должны быть на рабочем месте. Принимать клиента следует в одном и том же кабинете. Между клиентом и консультантом существует посредник (регистратор). Он выполняет вспомогательные функции. Теплое, дружеское, партнерское отношение. Требование конфиденциальности он также должен выполнять. 2структурирование консультативного пространства: встретить клиента на полпути, представиться. Спросить клиента его ФИО, предложить ему выбрать место и сесть. Между консультантом и клиентом не должно быть помех, например стол. Отсутствие помех позволяет считывать невербальную информацию, а также это служит для установки менять расстояния. Стулья под углом 45 градусов. Прикосновения к клиенту не желательны, но существуют моменты, когда это может повлиять положительно: кризисная ситуация, демонстрирование эмоциональной поддержки, эмоционально незрелые клиенты. Прикосновения должны быть спонтанными, искренними, безопасными. 3структурирование времени консультирования: первая встреча должна продолжаться столько же, сколько и последующие. Лучше не затягивать первую встречу. Сеанс консультирования должен составлять 50 минут. 10 минут после сеанса чтобы произвести запись проведенного сеанса, либо просто попить чаю. Продолжительность беседы консультант определяет вначале встречи. Обязательно должны стоять пределы времени: «в нашем распоряжении 50 минут, и я готов Вас выслушать». Консультация подходит к концу спустя 40 минут. Говорим это для того, чтобы сориентировать клиента: «Сейчас у нас остается 10 минут, что бы еще Вы бы хотели обсудить за это время». В начале консультирования определяем частоту встреч. Обычно это 1-2 встречи в неделю.
БИЛЕТ № 8: «Эмоциональные компоненты психотерапевтического климата» a. создание обоюдного доверия: создать терапевтический климат, это обусловлено консультантом. ВАЖНО: 1)  интерес к человеку, людям; 2) во время консультирования заниматься только с клиентом, а не посторонними делами (разговаривать по телефону, с коллегами); 3) максимально дать клиенту высказаться; 4) соблюдение профессиональной тайны; 5)не осуждаем клиента Для обоюдного доверия консультант должен обладать: конгруэнтностью (искренностью), эмпатийностью, безусловным уважением (Карл Роджерс). 1)Конгруэнтность: консультант непринужденно выражает свои переживания. Оставаться самим собой. Не нужно прятаться за «масками». Искренность = высказывание чувств + невербальное поведение. Предел: консультант не обсуждает и не решает собственных проблем с клиентом. 2)эмпатия: идентификация с другим лицом, при котором становится возможным взаимопонимание разных людей. Консультант чутко и точно реагирует на переживание клиента, словно это его собственные переживания. «вжиться» в мир клиента. Такое вхождение должно быть безоценочным. Сопереживание должно быть частичным и временным (что б не заразиться). Ее можно показать: молчанием, удачной и точной интерпретацией, метафорой и т. п. 3)безусловное уважение: безусловное и безоценочное принятие клиента. «принять клиента таким, какой он есть». Искреннее отношение к клиенту. Стараться «переступить» через преграды. Если же мы не можем «переступить», то перенаправляем клиента к коллеге.  
   
БИЛЕТ №6. Определение консультативного контакта и его параметра. Психотерапевтический климат.   Консультативный контакт — это уникальный динамичный процесс, во время которого один человек помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для развития в позитивном направлении и актуализировать потенциал осмысленной жизни (George, Cristiani, 1990). Консультативный контакт — это чувства и установки, которые участники консультирования (консультант и клиент — Прим. авт. ) испытывают один по отношению к другому, и способ их выражения (Gelso, Carter, 1985) Составляющие консультативного контакта. George и Cristiani (1990) выделили шесть основных параметров: 1 эмоциональность (консультативный контакт скорее эмоционален, чем когнитивен, он подразумевает исследование переживаний клиентов); 2 интенсивность (поскольку контакт представляет искреннее отношение и взаимный обмен переживаниями, он не может не быть интенсивным); 3 динамичность (при смене клиента меняется и специфика контакта); 4 конфиденциальность (обязательство консультанта не распространять сведения о клиенте способствует доверительности); 5 оказание поддержки (постоянная поддержка консультанта обеспечивает стабильность контакта, позволяющую клиенту рисковать и пытаться вести себя по-новому); 6 добросовестность. Что делает консультативный контакт терапевтичным, эффективным для решения психологических проблем клиентов? характер контакта между консультантом и клиентом отражает особенности отношений клиента с другими людьми, стиль и стереотипы его общения — проблемы клиентов можно увидеть словно в зеркале. Психотерапевтический климат. Качество консультативного контакта зависит от двух факторов: терапевтического климата, навыков консультанта (вербальных и невербальных) в поддержании общения. Терапевтический климат включает несколько эмоционально значимых компонентов. Из физических-оборудование места консультирования, расположение консультанта и клиента в пространстве (дистанция, манера сидеть и т. п. ), структурирование выделенного для консультирования времени. Кэмоциональным компонентам терапевтического климата относят создание атмосферы обоюдного доверия, искренность консультанта, его способность к эмпатии и безусловному уважению клиента. Физический неэротический контакт представляется ценным в процессе консультирования. Он более всего уместен при: •                  консультировании социально и эмоционально незрелых клиентов; •                  консультировании людей, находящихся в кризисе после психической травмы, особенно связанной с утратой близких; •                  стремлении продемонстрировать эмоциональную поддержку. Прикосновение не должно быть использовано как специфическая техника консультирования при отсутствии искренних, истинных чувств по отношению к клиенту. Чтобы прикосновение помогло создать безопасный для клиента терапевтический климат, оно должно быть спонтанным и искренним. Структурирование времени консультирования Обычно консультативная беседа со взрослым человеком длится от 50 минут до одного часа. В начале консультирования следует определить и частоту встреч. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ: Создавать обоюдное доверие — значит создавать терапевтический климат, способствующий обсуждению значимых проблем. Это — обязанность консультанта. Успешность создания терапевтического климата обусловлена личностными качествами консультанта и его отношением к консультированию: 1 необходим искренний интерес к людям и подлинное желание помогать им. Важно любить не только человечество, но и отдельного человека. 2 во время консультирования все внимание следует уделять клиенту, нельзя заниматься посторонними делами; 3 надо предоставить клиенту максимальную возможность высказаться. 4 не следует проявлять излишнее любопытство. Важна лишь та информация о клиенте, которая необходима для понимания его проблем. 5 необходимо соблюдать профессиональную тайну. Если консультант по каким-то причинам обязан делиться с другими сведениями о клиенте (например, при надзоре за консультированием), надо поставить его в известность; 6 следует помочь клиенту почувствовать себя непринужденно во время консультативных встреч. Для этого консультант должен проявлять дружелюбие, искренность, естественность, суметь войти в положение клиента; 7 к проблемам клиента необходимо относиться без осуждения. Консультант должен не оценивать, а слушать, слышать и понимать. Для установления обоюдного доверия, как теперь общепризнано, консультанту особенно необходимы качества, впервые выделенные С. Rogers (1951): искренность(конгруэнтность), способность к эмпатии и безусловное уважение к людям. Искренность консультанта — это его способность оставаться самим собой и отсутствие потребности демонстрировать профессиональный фасад. Эмпатия включает идентификацию с другим лицом, при которой становится возможным взаимопонимание разных людей. Эмпатия означает способность консультанта не только сопереживать, но и понимать клиента. Безусловное уважение клиента - имеется в виду безусловное и безоценочное принятие клиента как целостной личности.     БИЛЕТ № 2 Определение и сравнительный анализ целей и задач психологического консультирования, психотерапии и психологической коррекции. Психотерапия - «особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера» Психотерапевтическое вмешательство. Психотерапевтическое вмешательство, или психотерапевтическая интервенция — это вид (тип, форма) психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующим этим целям выбором средств воздействия, то есть методов. Под методом понимается общий принцип лечения, вытекающий из понятия сущности (патогенеза) заболевания. Психотерапевтические приемы: разъяснение, уточнение, стимуляция, вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг, советы и пр., а также общую стратегию поведения психотерапевта, непосредственно связанную с теоретической ориентацией. Целиизбавление человека от различных проблем (эмоциональных, личностных, социальных, и т. п. ).  Задачи различные в зависимости от проблемы пациента, это шаги, совершение которых позволяет добиться психотерапевтических целей. Психологическая коррекция представляет собой направленное психологическое воздействие для полноценного развития и функционирования индивида. Психологическое консультирование –процесс, направленный на помощь человеку в разрешении (поиске путей разрешения) возникающих у него проблем и затруднений психологического характера, Можно выделить три основных подхода к психологическому консультированию: а) проблемно-ориентированное консультирование, фокусирующееся на анализ сущности и внешних причин проблемы, поиск путей разрешения; б) личностно-ориентированное консультирование, направленное на анализ индивидуальных, личностных причин возникновения проблемных и конфликтных ситуаций и путей предотвращения подобных проблем в будущем; в) консультирование, ориентированное на выявление ресурсов для решения проблемы. Цели психологического консультирования зависят от конкретной психологической школы, Бихевиорально-ориентированное направление - изменение поведения человека. Для экзистенциального направления, - поиск последним собственного направления в жизни с использованием инсайтов. Данный процесс подразумевает осмысление целей и намерений человека, а также его общего отношения к жизни. В процессе консультирования психолог, как прави­ло, решает такие задачи: 1) помогает клиенту сориенти­роваться в собственных проблемах, найти направление, в котором следует искать выход из затруднительной си­туации; 2) актуализирует психические силы и способ­ности клиента, способствующие нахождению новых воз­можностей решения проблем. Соответственно консуль­тативная беседа имеет два аспекта: диагностический и психотерапевтический Схема деятельности консультанта в общем виде выглядит так: выявление проблемы — диагноз — анализ фактов — план вмешательства — вмешательство в виде консультирования — оценка результатов совместной де­ятельности консультанта и клиента.     Психологи́ ческая корре́ кция (Психокорре́ кция) —один из видов психологической помощи деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям. Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой — работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга. Сфера применения психокоррекции 1 коррекция эмоционального развития ребёнка; 2 коррекция сенсо-перцептивной и интеллектуальной деятельности; 3 психокоррекция поведения детей и подростков; 4 коррекция развития личности. Основные виды психологической коррекции: 1 По коррекционным задачам: семейная коррекция игровая коррекция; нейропсихологическая коррекция коррекция личностного роста. 2 По характеру направленности: симптоматическая коррекция (коррекция симптомов) — вид психокоррекции, предполагающий, как правило, кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа; каузальная (причинная, ) коррекция — вид психокоррекции, направленный на источники и причины психических отклонений. Консультирование охватывает более широкий круг психологических проблем (направ­лено «вширь»), чем психотерапия (направлено «вглубь»). Консультирование и психотерапия ориентированы на разные этапы взаимодействия психолога и клиента. Пси­хотерапия — это долговременный процесс реконструк­ции личности, характеризующийся глубокими измене­ниями в ее структуре Консультирование— это прежде всего превентивная, упреждающая помощь, предотвра­щающая развитие нежелательных осложнений, в кото­рой особое значение имеет диагностика. Консультиро­вание отказывается от концепции болезни, то есть при­знает право человека на большую вариативность пове­денческих реакций и психических состояний как здоро­вых, а не болезненных проявлений. Основной функци­ей психолога-консультанта является предоставление кли­енту необходимой психологической информации, сти­мулирование его активности работы над собой, что яв­ляется одной из задач психотерапии. Подготовка кон­сультанта не ориентирована на глубокое освоение мето­дов психотерапии. Рядом авторов отмечается, что пси­хологическое консультирование — это «первичная пси­хотерапия» (П. П. Горностай, С. В. Васьковская)  
   

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.