|
|||
Вопрос номер 7. философский смысл бытия
Понятие «бытия» и сейчас является одной из основных философских категорий, но она по-разному понимается в разных философских направлениях. У материалистов бытие имеет объективный характер (т. е бытие – это только материальное бытие: вещи, производственные отношения, носящие объективный характер). А у ряда субъективно-идеалистических концепций - субъективный характер (бытие – поток сознания, переживаний). По Хайдеггеру бытие – поток сознания, переживаний. Т. е. у Маркса и Хайдеггера разный смысл слова «бытие». В самых первых философских школах, например, в Милеете, бытие сводилось к определенным видам вещества (вода, огонь, земля и т. д. ). Постепенно представления об основах бытия приобретают более абстрактный характер. Например, Демокрит с его теорией атомов; Анаксагор и его апейрон. В период классики – идея бытия как субстанции. Идея – понятие, в котором выражена некоторая сущность. Последняя может обозначаться различными словами – синонимами. Для идеи, понятия субстанции не имеет значение вербальное выражение, т. к. содержание этой идеи семантически константно. Субстанция – бытие вне себя ничем не обусловленное, причина самого себя. Такова идея субстанции, ее автор – Аристотель создал такого рода понятие, видимо, под влиянием идеи полиса, т. к. полис не имеет внешних причин существования и произрастает сам из себя (полис - прообраз идеи субстанции). В античной философии принято выделять 2 типа бытия: 1. устойчивое, вечное, неизменное 2. изменчивое, зависимое, бренное Выделяется теория эйдосов Платона. Эйдосы – идеи, их бытие вечно. А изменчиво и конечно бытие вещей. Характерно соответствие между бытием и мышлением. Аристотель – античный предшественник европейского материализма, хотя во многом его представления о материи носили менее буквальный характер. У Аристотеля материя – ничто.
|
|||
|