Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Москва - третий Рим»



" Москва— третий Рим", политическая теория 16 в. в России, обосновывавшая всемирно-историческое значение столицы Русского государства Москвы как политического и церковного центра. Теория " М. — т. Р. ", изложенная в характерной для средневекового мышления религиозной форме, утверждала, что исторической преемницей Римской и Византийской империй, павших, по мнению создателей этой теории, из-за уклонения от " истинной веры", является Московская Русь — " третий Рим" (" Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бысти" ). Начав складываться в середине 15 в., теория " М. — т. Р. " была сформулирована в начале 16 в. в посланиях псковского монаха Филофея к московскому великому князю Василию III Ивановичу.

Теория " М. — т. Р. " была подготовлена предшествующим развитием политической мысли на Руси, ростом национального самосознания в годы воссоединения русских земель, окончательного освобождения от татаро-монгольского ига и утверждения независимости Русского государства. Она сыграла значительную роль в оформлении официальной идеологии Русского централизованного государства и в борьбе против попыток Ватикана распространить своё влияние на русские земли; в 16—17 вв. в славянских странах Балканского полуострова теория " М. — т. Р. " служила обоснованием идеи славянского единства и имела большое значение в борьбе южного славянства с турецким гнётом. Вместе с тем теория " М. — т. Р. " содержала и реакционные черты — " богоизбранности" и национальной исключительности.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.