Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ВЛИЯНИЕ СЕТТИНГА* НА ХОД ПСИХОАНАЛИЗА И ПСИХОТЕРАПИИ



ХАН ГРОЕН-ПРАККЕН

голландский психоаналитик, член Между­народной психоаналитической ассоциации, экс-президент Европейс­кой психоаналитической федерации.

(ЛЕКЦИЯ, ПРОЧИТАННАЯ НА ЛЕТНЕЙ ШКОЛЕ ПО ПСИХОАНАЛИЗУ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ИЗ СТРАН ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ В АОХУСААУ, ЭСТОНИЯ, 1994 г. )

(* Сеттинг — это терапевтические рамки, основные правила организа­ции психоаналитической ситуации)

Когда после диагностическою обследования разрабатывается план лечения, приспособленный к потребностям пациента и возможнос­тям психотерапевта(В дальнейшем мы будем употреблять слова «психотерапевт» и «терапевт» и «психотерапия»и терапия как синонимы), следует рассмотреть различные аспекты сеттинга. Конечно же, есть фундаментальное правило — в психоанализе пациент говорит все, что приходит в голову, а в психотерапии — предлагает тему. Это правило не относится к сеттингу. Под сеттингом мы имеем в виду набор следующих договоренностей между терапевтом и пациентом, большая часть которых вводится терапев­том: 1) индивидуальная, групповая, семейная терапия или терапия отношений; 2) работа, лежа на кушетке или сидя; 3) частота се­ансов; 4) продолжительность и время сеансов; 5) отпуска и другие перерывы; 6) оплата, ее размер и договоренность о том, оплачива­ются или нет пропущенные занятия. Мы собираемся обсудить эти различные проблемы одну за другой и, если возможно, проиллюс­трировать их клиническими примерами.

1. Индивидуальное лечение, групповая, семейная терапия или терапия отношений. В этой статье я ограничу себя индивидуальным лечением. Я не считаю себя достаточно подготовленной для тера­певтической работы с несколькими людьми одновременно, и поэтому сейчас на опыте психоанализа, который индивидуален по определению, и на распространении этого опыта на менее интенсивные виды индивидуальной терапии.

2. Использование кушетки. Имеет ли значение —сидит пациент или лежит? Давайте взглянем вначале на ситуацию в психоанализе как таковом, прежде чем перейти к менее интенсивным видам те­рапии. Когда Фрейд начал развивать свою психоаналитическую тех­нику в 1890-х годах, он взял ее непосредственно из гипнотического лечения, при котором пациент лежал на кушетке. С развитием пси­хоанализа как такового Фрейд не изменил принципу лежания на кушетке; во-первых, потому, что в этом положении пациент мог легче обратиться к своим фантазиям, и было легче исключить внеш­нюю реальность; а, во-вторых, потому, что Фрейд лично не мог выносить, когда пациенты смотрели на него весь день. Для Фрейда лежание на кушетке было абсолютным условием психоаналитичес­кого лечения. Позже, в двадцатые годы, когда Мелани Кляйн и Анна Фрейд создали свои техники детского анализа, то обе эти техники имели друг с другом по крайней мере одно общее: детский анализ отличался от взрослого в некоторых аспектах, одним из которых было то, что ребенок не мог лежать на кушетке весь сеанс и сво­бодно ассоциировать: ребенку было нужно играть, двигаться, видеть своего аналитика. Сегодня между аналитиками существуют различия:

хотя по-прежнему считается, что подросток или взрослый пациент должен лежать на кушетке, некоторые аналитики более терпимы к пациентам, которые слишком тревожны из-за этого или слишком этому сопротивляются. Можно посоветовать начинать анализ с па­циентом сидя, и вначале анализировать сопротивления к использова­нию кушетки. Есть такие пациенты, у которых возникает настолько глубокая регрессия при анализе на кушетке, что ее терапевтическое значение становится сомнительным, и лучше посоветовать работать в течение определенного времени сидя. Я приведу два примера для иллюстрации этих положений.

1. Г-жа Д. вначале приняла предложение начать психоанализ без колебаний. На предварительном сеансе она также приняла все ус­ловия. Однако на первом аналитическом сеансе она отказалась лечь на кушетку, и мы начали анализ в ситуации, когда она сидела на кушетке. Нам пришлось вначале проанализировать ее страх, что я ударю ее тапкой, как часто делала ее мать. Затем мы проанализи­ровали страх увидеть и не увидеть ее отца, который пропал, так как сел в тюрьму, когда ей было восемь месяцев, и вернулся, ког­да ей было восемь лет. Мать запрещала ей видеться с ним, но она часто замечала его машину, стоявшую у школы, так что он мог видеть ее. Затем проявилось ее сопротивление любым правилам, свя­занное с жестким приучением к горшку со стороны матери в ран­нем детстве. Лишь затем, спустя два года, она осмелилась лечь. Только на одном сеансе много лет спустя она села снова. Несколь­кими днями позже она сказала, что ее малыш сын впервые попытался сесть.


2. Ребекка, 23-х лет, проходила анализ у молодого талантливого аналитика. Я знаю этот случай из супервизии. Она страдала от тя­желых обсессивных симптомов, и после первичного интервью было сомнительно, сможет ли она проходить психоанализ. Однако через полгода терапии с частотой два раза в неделю с ней возник хоро­ший рабочий альянс, она показала способность к самонаблюдению и была очень мотивирована, чтобы начать анализ. Она согласилась со всеми правилами психоанализа с первого же сеанса, стремясь хорошо работать. Однако неожиданно у нее развилась глубокая и злокачественная регрессия. Она рыдала и плакала, сильно провоци­ровала своего аналитика, неистово нападала на него и превратила жизнь своего возлюбленного и своих родителей в ад. Иногда она отказывалась уходить в конце сеанса. Не было больше и следа от рабочего альянса, не было наблюдающего Эго, чтобы следить за скрытым смыслом такого поведения. Используя опыт Джекобса (Jacobs, 1991) мы решили предложить ей сидеть во время сеансов, в надежде уменьшить тревогу и восстановить рабочий альянс. Хотя эта мера и не принесла волшебного улучшения, у нас вернулась надежда на постепенное восстановление равновесия, необходимого для плодотворной работы.

Гораздо меньше согласия существует относительно желательности использования кушетки при менее интенсивной психотерапии. Я знаю, что некоторые очень опытные психотерапевты, как, например, Лиментани (Limentani, 1988), предпочитают работать со своими психотерапевтическими пациентами также на кушетке. Лично я провожу четкую линию между психоанализом, в котором большое терапевтическое значение придается тому, чтобы способствовать пе­реносу и регрессии, и психотерапией, в которой первой задачей является решение проблем, которое может стимулироваться, а мо­жет и не стимулироваться интерпретацией переноса, и в которой регрессия может препятствовать адекватному функционированию пациента в промежутках между сеансами. Поэтому я провожу ле­чение такого рода всегда сидя, vis-a-vis. Вот еще пример.

3. Г-жа Х неожиданно получила отказ от своего прежнего тера­певта и бь1ла направлена ко мне в состоянии сильного смятения. Она уже проходила лечение около двух с половиной лет с г-жой Z, ее предыдущим терапевтом, в связи с очень тяжелой реактив­ной депрессией. Лечение, сочетавшееся с медикаментами, помогло ей, и г-жа Z однажды предложила ей анализ, который г-жа Х отверг­ла. Лечение проходило дважды в неделю, в дни, следующие подряд друг за другом, на кушетке. Помимо этого, между пациенткой и терапевтом существовало дополнительное сердечное общение, они да­рили друг другу подарки, и г-жа Z заходила так далеко, что об­суждала свои частные дела с пациенткой. Г-жа Х часто рассказывала ей сны, которые они тщательно интерпретировали. После некоторых снов, показывавших ее потребность в безопасности и ее расту­щее недоверие к терапевту, г-жа Z сказала, что сны г-жи Х могут быть проработаны только в анализе, который невозможен, так как г-жа Z решила не брать себе новых анализируемых и, следователь­но, лечение должно быть прекращено. Это был последний сеанс перед трехнедельным отпуском. После него у них было еще три сеанса, которые закончились в атмосфере враждебности, и затем г-жа Х оказалась в описанной выше ситуации.

Конечно, чтобы принять г-жу Х в качестве пациентки, мне было очень важно понять, что было не так в ее терапии с г-жой Z. Я сказала ей, что она нуждается в кризисной интервенции, и что я не буду соответствовать ее ожиданиям и продолжать делать то, что и г-жа Z. Я посадила ее на стул, назначила ей частоту сеансов один раз в неделю и объяснила, что кризис должен пройти, прежде чем мы решим, хочет ли она вообще продолжать терапию, хочет ли она продолжать ее со мной и, если да, то какая терапия ей пока­зана. Одно из моих впечатлений состояло в том, что из-за исполь­зования кушетки при предыдущем лечении была вызвана слишком сильная регрессия. Хотя г-жа Х не чувствовала, что она не может справиться с ситуацией, ее терапевт, очевидно, сама не могла это сделать. Г-жа Х вначале протестовала против положения vis-a-vis, од­нако через несколько месяцев сказала мне, что ей нравится такая терапия. Постепенно кризис прошел, и появились проблемы, кото­рые вызвали у нее потребность в дополнительной терапии.

3. Частота и продолжительность сеансов. Фрейд осуществлял свой самоанализ, пытаясь понять и проинтерпретировать свои сновидения, в течение одного часа каждый день, кроме воскресенья. Когда он начал применять этот метод на пациентах, он воспользовался той же частотой и продолжительностью: его пациенты приходили шесть дней в неделю на один полный час. Он изменил свою привычку только в 1919 году, когда шесть американцев приехали в Вену для прохождения у него анализа в ту пору, когда Вена обнищала и практически голодала после первой мировой войны. В то время у Фрейда было только пять свободных часов в день. Его дочь Анна убедила его взять всех шестерых, но на пять раз в неделю. Однако, как правило, частота занятий шесть раз в неделю сохранялась до от­мены шестидневной рабочей недели в середине пятидесятых годов. Только в Англии, согласно Гловеру, британский обычай уикенда не соответствовал шестиразовой частоте, и англичане всегда работали и сейчас работают пять раз в неделю. Во Франции большое количес­тво пациентов после Второй мировой войны и относительно неболь­шое число аналитиков привели к практике анализа три раза в не­делю, чтобы охватить в два раза большее число пациентов. После больших дискуссий Международная психоаналитическая ассоциация (IPA) приняла решение по поводу минимальных стандартов учеб­ного анализа и тех анализов, которые проводит кандидат под супервизией. Минимальные стандарты IPA составляют: анализ четыре раза в неделю при продолжительности сеансов 45 минут. Местные общества могут выставлять другие условия. Так например, в Анг­лии, Нидерландах и Барселоне требуют пяти сеансов в неделю, а в Англии и в некоторых других странах — продолжительности сеанса в 50 или даже 55 минут. Главнейшие учебники по психоаналити­ческой технике: Гловера, Гринсона, Сандлера-Кеннеди и Тайсона, Этчегойена, — все высказываются в пользу пяти раз в неделю, или, по крайней мере, четырех раз подряд. Уже около семи лет прохо­дит оживленная дискуссия по сравнению результатов анализа три раза в неделю и четырех - пятиразовых анализов. Сделан интересный вы­вод, что в Европе существуют британский и французский стили ана­лиза (Годфринд-Хабер). Британский анализ сосредоточивается на уси­лении переноса, включающего наибольшую зависимость пациента от аналитика. Британцы обосновывают это тем, что чувства зависимос­ти могут исчезнуть, только будучи проработаны в переносе. Они не опасаются брать пациентов с очень серьезными нарушениями, пос­кольку считают, что возможность опасных действий вовне ограниче­на благодаря их интенсивному контакту с пациентом. Они утвер­ждают, что анализ сновидений имеет смысл только при ежедневных сеансах, так как сны теряют свою эмоциональную насыщенность спустя 24 часа. Французы, наоборот, придают большую важность переработке анализируемым аналитического материала в промежут­ках между сеансами и считают ненужным вызывать большую сте­пень зависимости. Их показания для анализа более ограничены: они ведут пациентов только с продуктивной фантазией, у которых нет трудностей при свободном ассоциировании. Мне трудно дать объек­тивный отчет о двух этих различных подходах, поскольку я нахо­жусь под несомненным влиянием британского подхода и не могу смотреть на французский путь иначе как на потакающий сопротив­лениям и повышающий их. Возвращаясь к моей вчерашней лекции*(* «О различных аспектах отношений между пациентом и терапевтом»), я считаю, что для того, чтобы контейнировать (Контейнирование — термин, введенный английским аналитиком Виль-фредом Бионом и означающий способность психоаналитика выдерживать интенсивные аффекты, которые переживает сам пациент, или те аффек­ты, которые он стремится вызвать у аналитика) тревоги пациента в tom смысле, как об этом " говорит Бион, для развития достаточно сильной способности к холдингу (Холдинг (holding) — приблизительный перевод: держание (в значе­нии: бережно держать на руках, укачивать). Характеристика позиции ана­литика в работе с тяжелыми нарушениями у пациентов, чьи проблемы уходят в самое раннее детство, описанная и предложенная британским аналитиком Дональдом Винникотом. Ее суть в том, что психоаналитик должен создать для пациента атмосферу поддержки, понимания, комфор­та и безопасности, подобную той, которую создает маленькому ребенку любящая мать. ), необходимой для исследования опыта пациента, относящегося к невербальному или раннему вербальному периоду его жизни, для понимания незаметных сигналов о значительных переменах в настроении необходимо встречаться с пациентом ежедневно, по крайней мере четыре раза в неделю, причем подряд.

4. Продолжительность и время сеансов. В предыдущем разделе я уже говорила о продолжительности сеансов, которая варьируется от полного часа до 45 минут. У меня на родине (в Нидерландах) традиционными являются 45 – минутные сессии. Я не слишком жесткий и аккуратный человек и обычно назначаю встречи с промежутком в четверть часа между пациентами. Обычно я позволяю пациенту закончить фразу и не выгоняю его в бурном эмоциональном состоянии. Замечательно, что с некоторыми пациентами сеанс никогда не продолжается больше 45 минут, тогда как с другими он обычно длится 50 минут. Сеансы более 50 минут являются исключениями. Таким образом, я думаю, что кроме практического правила, существуют так же индивидуальные вариации: некоторые пациенты нуждаются в большем времени, чтобы перейти от внешней психической реальности, чем другие, и у них затем больше трудностей при переходе назад, к обычной жизни. Хотя я довольно терпима к этим лишним пяти минутам, я очень внимательна к тому, чтобы предоставить пациенту его полные 45 минут, я очень стараюсь не опаздывать, и когда, в качестве исключения, сеанс длится больше 50 минут, я говорю, что это исключение. Я делаю это так как считаю, что для аналитика это один из способов показать свою стабильность и надежность, что свидетельствует о его способности к холдингу и контейнированию, так как он демонстрирует постоянство своего присутствия вне зависимости от материала и настроения пациента. Это один из способов показать, что вы принимаете все: сопротивление пациента, его гнев, его любовь, его зависть, - как равно значимый материал в его терапевтическом процессе.

Далее о времени сеансов. Психоанализ четыре или пять раз в неделю проводится в дли, следующие друг за другом. Этчегоен особенно подчеркивает важность перерывов на уикенды для работы с проблемами сепарации (Проблемы сепарации проявляются при перерывах между сеансами и связаны с травматическим опытом, который пациент пережил в различных ситуациях разлуки с матерью и другими значимыми для него в прошлом и настоящем людьми) Эти проблемы проявляются в анализе наиболее явно, когда есть четкое различие между анализом несколько дней подряд и перерывом на уикенд на два или три дня. Это касается так называемого британского анализа. Во французском анализе между сеансами существуют перерывы, чтобы воспрепятствовать развитию слишком сильной зависимости и дать возможность анализируемому возможность для собственной проработки материала в дни между сеансами.

С психотерапией все по другому. Если вы встречаетесь с пациентом раз в неделю или даже раз в две недели, предпочтительно делать это в один фиксированный час – собственный час пациента в один и тот же день, каждую неделю. (При психоанализе как таковом часы пациента так же, как правило фиксированы). Если вы встречаетесь с пациентом два или три раза в неделю для психотерапии, с моей точки зрения, лучше позаботится о том, чтобы интервалы между сеансами были более менее одинаковы. Не стоит ожидать, что удастся излечить проблемы связанные с сепарацией, в рамках психотерапии, также нет необходимости и существует даже противопоказание к тому, чтобы устанавливать сеттинг, стимулирующий эти проблемы. Я опять возвращаюсь к случаю г-жи Х, которая приходила на лечение к Г-же Z дважды в неделю, в дни, следующие друг за другом. При таком сеттинге каждую неделю начиналось что-то вроде психоанализа, который тут же прерывался, вместо постоянной психотерапии, при которой у госпожи Х было бы меньше возможностей к восстановлению своих мощных сопротивлений благодаря регулярности сеансов. После того, как она в течение нескольких месяцев приходила ко мне раз в неделю, она просила о возможности ходить два раза в неделю. Потому что почувствовала, что у нее слишком много времени. Чтобы похоронить возникающее у нее понимание сопротивлений, и я согласилась с ней. После этого она стала ходить по вторникам и пятницам, что позволило ей продолжить проявлять свои мысли и переживания.

5. Отпуска и перерывы. Аналитикам присуши все человеческие слабости. Включая болезни, потребность в отпуске и склонности ездить на конгрессы, семинары и летние школы. Как это увязывается с потребностью их пациентов в непрерывности и стабильности, о которой я много говорила? Позвольте мне привести несколько примеров из собственного активного и пассивного опыта.

Когда я была кандидатом в психоаналитики моя пожилая женщина - аналитик брала длинные летние отпуска, часто ездила на конференции и часто болела. Первый перерыв на отпуск мне было трудно вынести, но затем они меня не тяготили в такой степени, они даже были чем то вроде просвета, позволяя на время вырваться из – тяжелого бремени большого количества дел. Поскольку она задолго предупреждала обо всех своих перерывах, я также не страдала от ее периодических отъездов на конференции: она каким – то образом излучала постоянный интерес к психоанализу, который поддерживал у меня чувство ее постоянного присутствия. Отмечу, что мне не нравилось встречаться с ней на тех конференциях, в которых я также принимала участие. Мне хотелось обладать ею только для себя, но не для всех. Тем не менее я ненавидела ее болезни. Никто не знал, как долго они продлятся, ее друзья, которые сообщали мне о состоянии ее здоровья, часто выражали сомнение выздоровеет ли она вообще: не было возможности спланировать освободившееся часы, так как не было понятно, когда она снова начнет работать. Самым тяжелым переживанием была ее болезнь за несколько месяцев до того, как я собиралась завершить анализ, когда она радостно приняла мое предложение навестить ее раз или два в больнице. Она была тяжелой, склонной к жалобам больной, как любая другая старая женщина, а я, естественно, не была еще готова в достаточной степени, чтобы столкнуться с моим аналитиком как с реальным человеком, новым объектом. Ее мно­гочисленные болезни, конечно же, стали причиной довольно резкого окончания анализа.

В своей собственной работе я беру более короткие отпуска, много езжу на конференции и была также несколько раз больна в течение длительного времени. Как реагируют на это мои пациен­ты? Чем сильнее у них потребность в холдинге, тем сильнее трево­га по поводу периодов без анализа. Большое значение имеет не перерыв в интерпретативной работе, панику вызывает перерыв в поддержке. При лечении детей часто надо скрасить период отсутст­вия, послав открытку; однажды я дала пациентке, подростку стар­шего возраста, свой отпускной адрес, чтобы она могла писать мне, что она и делала. Как бы там ни было, необходимо предупреждать о точных датах перерывов заблаговременно, насколько это возмож­но. В прошлом году я допустила ошибку с одной пациенткой, ко­торая была у меня в анализе в течение многих лет, и посчитала, что дополнительное время, которое у нее будет для себя, компен­сирует ей недостаток анализа. Она поняла, что я буду работать до пятницы, а я собиралась работать только до среды. Она почувство­вала сильное разочарование, ярость, сильные беспорядочные чувства, и я совсем не могла справиться с этой ситуацией. Поскольку в тот момент я не была уверена, точно ли я сообщила ей о дате пере­рыва, я предложила ей дополнительный час в четверг, который, к счастью, мне удалось выделить. Она снова пришла в себя и впо­следствии счастливо провела отпуск.

Некоторые терапевты считают, что пациенты всегда злятся по поводу перерывов на отпуск. Я думаю, что часто это действительно так, и надо тщательно следить за возможными признаками злобы. Однако иногда пациенты просто завидуют или чувствуют облегчение. Здесь та же самая ситуация, что и с другими аспектами анализа: необходимо прислушиваться ко всему, стараясь не обременять себя, насколько это возможно, преждевременными предположениями о реакции пациента, осознавая при этом, что перерыв — это вмеша­тельство в ход анализа, которое должно иметь некое значение для пациента. Возникнет ли реакция до или после перерыва, или и до, и после, каждый раз трудно предсказать. В идеале пациент посто­янно выстраивает некоторые сопротивления перед перерывом и с их помощью вытягивает себя из регрессивного состояния.

С болезнью все гораздо сложнее. Как правило, она более-менее неожиданна, или нередко вы не слишком хорошо себя чувствуете еще до того, как болезнь проявилась. В первом случае это удар для пациента, во втором — это может быть облегчением, поскольку таскаться к аналитику, который еле работает, — это такое же бремя, как и анализировать кого то кто плохо себя чувствует. Это также нужно осознавать, принимая решение о возобновлении практики после болезни. Пациенты могут реагировать по-разному: они могут злиться, у них могут возникать садистские фантазии, осо­бенно после операции, они могут отрицать, что что-то случилось, могут чувствовать вину, терять уверенность, в любом случае болезнь будет препятствием для непрерывности анализа, которое требует внимания и хорошего понимания со стороны аналитика. Я думаю, ошибочно начинать слишком рано: у аналитика есть риск запутать­ся из-за слишком сильных реакций контрпереноса на пациента, ко­торый, как может казаться, требует от аналитика слишком много­го, не считаясь с его плохим состоянием.

6. Оплата. Другим аспектом сеттинга является договоренность об оплате, и этот вопрос решается по-разному в зависимости от мес­тной организации здравоохранения. В стране, где любая медицинс­кая помощь, включая психотерапию, бесплатна, конечно же, нет проблем с оплатой. Но если разрешается частная практика, оплата становится особым вопросом. Издавна считалось, что оплата — это важный аспект психотерапевтического лечения. Я не знаю, откуда пошло это мнение; Фрейд и еще несколько старейших аналитиков обычно лечили одного из пациентов практически бесплатно. Конеч­но же, аналитик должен был жить и зарабатывать на жизнь и в те времена, когда не существовало Национальных систем охраны здо­ровья и медицинских страховок, и поэтому он нуждался в доходе от своей практики. Однако это не объясняет, почему оплате уделя­лось такое большое значение в деле успеха или неудачи лечения. Тот факт, что результаты терапии, как правило, не слишком различают­ся из-за того, что аналитик получает оплату из какого-то другого источника, стал понятен с развитием национального медицинского страхования в некоторых западных, «капиталистических» странах. Проблема же заключается не в том, что пациент ведет себя иначе; она, скорее, состоит в том, что финансисты угрожают вмешательст­вом в нормальный ход терапии, особенно так, как это происходит сейчас в Германии, и как это одно время было в Голландии.

Обычно даже в странах, где есть возможности бесплатного лечения, остается некоторое пространство для частной практики. Ясность и последовательность являются главными правилами, которым нуж­но следовать, устанавливая финансовые договоренности. Назначаете ли вы высокую или низкую плату, требуете ли оплаты сеансов, пропу­щенных пациентом, все это не так важно по сравнению с тем фактом, что договоренности должны быть совершенно ясными с самого начала лечения. Только тогда можно интерпретировать жа­лобы пациента, что он должен платить за решение своих проблем;

или обсуждать его поведение как действие вовне, когда он не опла­чивает своих счетов. Я не углубляюсь дальше в этот вопрос, поскольку подозреваю, что сейчас проблема оплаты психотерапии яв­ляется большей проблемой на Западе, чем на Востоке. Если я не права, вы можете исправить меня при обсуждении.

Резюмируя различные вопросы, поднятые в этой статье, хочу сделать несколько замечаний. Быть психотерапевтом — означает взять на себя обязательство по созданию климата, который обеспечивает максимальную безопасность пациента. Поэтому мы должны начинать с внимательной оценки возможностей и ограничений пациента, что­бы предложить ему терапию, приспособленную к его потребностям. Когда мы приняли решение об определенном типе терапии, это означает, что мы выбрали определенный сеттинг: индивидуальный, групповой, семейный или терапии отношений. Если мы приняли решение об индивидуальной терапии, возникают вопросы частоты работы, использования кушетки или работы vis-a-vis. Наш выбор частоты и кушетки зависит от тех проблем, которые надо решить, и от нашей подготовки. Лично- я предпочитаю использовать кушет­ку только при психоанализе как таковом. Коль скоро мы определи­лись с частотой, продолжительностью сеансов, оплатой и т. д., мы в деталях обсуждаем эти вопросы с пациентом. Если достигнута договоренность обо всех этих деталях, важно помнить, что только не­прерывность и стабильность могут гарантировать пациенту безопас­ность. Любые изменения в сеттинге, будь это временный перерыв или отпуск, уменьшение или увеличение частоты, изменение оплаты должны тщательно обсуждаться с пациентом, поскольку они нару­шают непрерывность. Стабильный сетгинг необходим для создания хорошего рабочего альянса и хорошей первичной, невербальной ат­мосферы, необходимой для холдинга и контейнирования. Все это является той основой, на которой мы осуществляем нашу интерпретативную работу, являющуюся целью психоанализа и психоана­литической психотерапии.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.