|
|||
Пытанні да экзаменупа курсе “Педагогіка” праф. Ушакова В. М. 1. Педагогика как наука, ее выделение в особую отрасль знания и предмет исследования. 2. Возникновение и развитие педагогической науки. Педагогические взгляды древнегреческих философов. Педагогическая мысль в эпоху Средневековья. Гуманистические взгляды педагогов эпохи Возрождения. Советский период в развитии педагогики как науки. 3. Принципы научности, систематичности и последовательности в обучении. 4. Педагогические взгляды Я. А. Коменского. 5. Урок как основная форма организации обучения и воспитания. Требования к современному уроку. Критерии его эффективности. 6. Философские и естественнонаучные основы педагогической системы К. Д. Ушинского. 7. Основные принципы обучения, реализация их требований в ходе изучения учебного предмета. 8. Понятие о методах, приемах и средствах обучения. Различные подходы к классификации методов обучения. 9. Понятие о личности, ее развитие и формирование. Научная трактовка основных факторов развития личности. 10. Новые мотивы учения в условиях рыночной экономики. 11. История развития педагогической мысли в Беларуси в эпоху Средневековья и эпоху Возрождения. Деятельность Ф. Скорины, С. Будного. 12. Общая характеристика форм воспитания. 13. Педагогическая мысль в Беларуси в ХVII-ХVIII веках. Деятельность белорусских просветителей. 14. Характеристика существующих классификаций методов воспитания. 15. Прогрессивные педагогические взгляды в Беларуси в Х1Х-ХХ веках. 16. Традиционные технологии обучения: сущность, содержание, структура. 17. Проблемы коллектива и личности в педагогическом наследии А. С. Макаренко. 18. Содержание образования в современной школе. Важнейшие субъективные и объективные факторы, влияющие на его разработку. 19. Основные категории педагогики: воспитание, обучение, образование, развитие, формирование. 20. Система образования Республики Беларусь и принципы ее построения. Кодекс об образовании в Республике Беларусь, его общая характеристика. 21. Система педагогических наук. Связь педагогической науки с другими науками. 22. Технологии развития творческого потенциала личности (Т. С. Альтшуллер, И. П. Волков, И. П. Иванов и др. ). 23. Влияние среды на становление и развитие личности. 24. Воспитание как общественное явление. 25. Технологии авторитарного воспитания, их деструктивный характер, возможности использования в современной системе образования. 26. Функции, современные формы и методы контроля и оценки знаний. 27. Воспитание и самовоспитание как решающие факторы развития личности. 28. Основные документы, планирующие содержание образования в современной школе. Понятие о стандартах образования. 29. Понятие и сущность методов и средств воспитания. 30. Методология педагогического исследования, ее уровни. 31. Деятельность как фактор развития личности. 32. Воспитание личности в ученическом коллективе – ведущая идея гуманистической системы воспитания. 33. Педагогический процесс как система. Целостность педагогического процесса, его структура. 34. Технологии свободного воспитания: сущность, недостатки, возможности использования в современном воспитательном процессе. 35. Характеристика основных методов обучения. Поиск нестандартных методов обучения. 36. Особенности и сложности процесса воспитания. 37. Характеристика основных методов педагогического исследования, их классификация. 38. Стратегические цели и современные приоритеты воспитания в контексте Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. 39. Условия и факторы обучения, комплексное их влияние и иерархия. 40. Понятие педагогического менеджмента, его системный характер. 41. Сущность педагогического эксперимента, его этапы. 42. Личностно ориентированные образовательные технологии, их гуманистические и демократические основы. 43. Структура и этапы процесса обучения. 44. Гуманистическая теория воспитания и развития личности. 45. Игровые образовательные технологии, перспективы их использования. 46. Характеристика основных принципов и закономерностей воспитания. 47. Закономерности педагогического процесса. 48. Сущность и содержание педагогического контроля оценки знаний. 49. Технологии демократического воспитания, принципы их построения, перспективы использования. 50. Функции процесса обучения. 51. Процесс обучения, его сущность. 52. Особенности содержания и направлений формирования культуры личности студента. 53. Характеристика дидактических принципов: сознательности и активности в обучении, прочности знаний, связи теории с практикой. 54. Роль наследственности в развитии личности. 55. Понятие и классификация средств обучения. Школьный учебник и современные аудиовизуальные средства обучения. 56. Характеристика современных технологий воспитания. 57. Сущность коллективного творческого дела и этапы его осуществления. 58. Основные категории дидактики и важнешие этапы ее развития. 59. Этапы педагогического процесса. 60. Понятие о закономерностях, принципах и правилах обучения.
|
|||
|