|
|||
Цели воспитания
Цели воспитания Любая деятельность, в том числе и воспитательная, начинается с постановки цели. Цель — предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. Цель воспитания связана со смыслами, ценностями, идеалами жизнедеятельности общества и отдельных людей. Проблема целей в практике воспитания носит вариативный характер. Сериков В. В. отмечает, что современная педагогика «не провозглашает цель и не рисует миражи будущего человеческого совершенства, а лишь определяет научные основы постановки целей, источники а процедуры педагогического целеполагания» «Определение цели воспитания мы считаем лучшим пробным камнем всяких философских, психологических и педагогических теорий. К. Д. Ушинский Что подразумевают современные педагоги под целью воспитания? Цель воспитания — это идеально представленный результат воспитательной деятельности, то, что хочет получить воспитатель в итоге приложения своих усилий. В самом общем виде цель и результат воспитания сегодня могут быть определены как воспитанность — оценочная категория, содержание которой может варьироваться в пространстве культуры в историческом времени. На практике это ожидаемые изменения в человеке (межличностных отношениях, условиях воспитания — в зависимости от выбора предмета деятельности), происходящие в итоге целенаправленного влияния педагогов. Цель воспитания может трактоваться и как усовершенствование человека в соответствии с идеалом. Идеал (от греч. idеа — идея, первообраз) — «образ цели». Идеалы возникают на уровне сознания. Будучи предельным представлением субъекта о совершенном объекте, они всегда остаются недостижимыми, тем не менее оказывая влияние на способ мышления и деятельности человека. Еще 15—20 лет назад ответ на вопрос, что можно считать основной целью воспитания, знал любой школьный учитель: всестороннее гармоническое развитие личности. В этой формулировке нет ничего плохого, кроме ее абстрактности и практической неприменимости (недостижимости). Тем более что в ней отчетливо зафиксирована связь процесса воспитания личности с развитием человека. Однако сам идеал — это еще не педагогическая цель. Идеалы выполняют для воспитательной деятельности функцию универсального ориентира, нуждаются в конкретизации. В истории можно встретить следующие формулировки целей воспитания: — поднять отдельное существо до всеобщей человеческой природы (Г. Гегель); — поднять ребенка до ощущения внутреннего достоинства своей природы и чистого, возвышенного, божественного существа, живущего в нем (И. Г. Песталоцци); — вырастить новую породу людей (И. И. Бецкой); воспитать человека, полезного гражданина, счастливого человека (Н. И. Новиков); — создать личность, которая была бы способна управлять собой (Г. Спенсер); — сделать людьми (Н. И. Пирогов); — дать способность к саморазвитию (П. Г. Редкин). Цели воспитания носят идеальный и реальный характер. Идеальные цели указывают на то, каким в принципе хотелось бы видеть совершенного человека. Понятно, что такого состояния в действительности достичь невозможно, но можно приблизиться к совершенству, заботясь о том, чтобы человек рос здоровым, развивал свой ум, совершал достойные поступки и т. д. Реальные цели содержат прогноз результата, педагогически достижимого за определенный отрезок времени. Скажем, воспитание бережного отношения к школьному имуществу, чувства собственного достоинства. Реальная цель всегда соотносится с конкретным человеком (или совокупным субъектом). Поскольку воспитание - понятие многоплановое, цели носят многоуровневый характер. 1 уровень - ценностные устремления, выражающие социальные, жизненные, педагогические идеалы воспитателя, педагогического коллектива, общества в целом. 2 уровень — цели деятельности воспитателя. 3 уровень — цели самих воспитанников, связанные со стремлением к самосовершенствованию. Необходимо различать цели воспитательной деятельности и совместные цели, встающие перед педагогами и воспитанниками в их взаимодействии (например, в художественной или трудовой деятельности). Различают процессуальные и результатные цели. Процессуальные цели, по мнению М. И. Рожкова, носят обобщенный характер. Они формируются на основе социальных потребностей. Например, воспитание гражданственности, национального самосознания, — все это реальные процессуальные цели, которые правомерно обращать к любому члену общества. Результатные цели – это цели, конкретизирующие те изменения в поведении и чертах определенных лиц (групп), которые педагогам хотелось бы достичь. Результатные цели зависят от педагогической концепции или традиции, которой руководствуется воспитатель в своей деятельности. Процессуальные цели должны находиться в соответствии с результатными. В противном случае результаты не будут отвечать заявленным целям. Различают также цели конечные, достижение которых становится итогом всей работы, и промежуточные, которые соотносятся с отдельными этапами или стадиями воспитательного процесса. Цель воспитания вытекает из системы ценностей. В Философском энциклопедическом словаре (1983) понятие «ценность> объясняется как человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности, предметов и общественных отношений, все многообразие которых может оцениваться в плане добра и зла, истины и не истины, красоты и безобразия, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого. Упорядоченная система ценностей, составляет систему ценностных ориентаций, которые направляют его в мире, регулируют отношения с ним, являются критериями оценки результатов деятельности и взаимодействия с природой и людьми. В отличие от взрослых у детей нет сложившейся системы ценностей. Она представлена фрагментарно; часто различные части этой системы могут логически противоречить друг другу, так как ребенок обычно фиксирует в своем сознании то, что видит и слышит, то, что происходит вокруг него, но многое из чего он еще не пережил. Цели воспитания выводятся из ценностей, совокупность которых составляет идеологическую концепцию (иначе говоря, идеологию) воспитательной деятельности. Например, в этнопедагогическом контексте ценность представляют народные традиции, обычаи и другие компоненты этнической культуры; носители этнокультурньтх ценностей, деятельность, которая направлена на организацию освоения, сохранения и приумножения этих ценностей. Ценности в воспитании становятся теми маяками, которые освещают путь в совместной деятельности и общении воспитателей и воспитанников и которые соответствуют потребностям развития человека как члена общества и индивидуальности. Известный педагог-исследователь, директор московской школы № 825 В. А. Караковский считает, что к таким ценностям относятся человек, семья, труд, знание, отечество, земля, мир. Каждая из них может быть содержательно конкретизирована применительно к различным категориям и ситуациям воспитания. В гуманистической психологии подчеркивается необходимость для педагогов, организующих передачу опыта поколений, «признания естественной и непреходящей ценности каждого человека» (Р. Бернс). Тема человека может быть развита и в связи с другими ценностями: человек и труд, человек и знание, человек и мир. Таким образом, в содержании воспитания прослеживаются преемственность и взаимообусловленность ценностей. Например, в Программе воспитания школьников Н. С. Щуркова предлагает следующие ценностные связи: человек и природа; человек и семья; человек и его профессия; человек в многообразии творческих увлечений; человек в общении с другими людьми; человек в отношении к самому себе; человек как носитель идеи; человек как стратег жизни. Круг ценностей, на которые может опираться (учитывать) педагог в воспитательной деятельности, обширен. 1. Всечеловеческие ценности. Именно всечеловеческие, а не общечеловеческие, потому что они важны для всех, но по-разному. Потому и не общие. Общих ценностей не может быть, так как они всегда присутствуют в определенных культурно-исторических формах. Сравните: жизнь как ценность в глазах светского европейца, буддиста (даоса), эскимоса и др.; семья как ценность для православного человека, нового русского, мусульманина, представителя сексуальных меньшинств. 2. Общественные ценности, соотнесенные с культурными и историческими традициями. Причем в поликультурном обществе необходимо понимание «баланса ценностей» (А. В. Мудрик) различных культур, субкультур, субъектов. В эту группу входят также ценности масс-культуры, насаждаемые с помощью СМИ. З. Ценностные приоритеты государства. В различные исторические периоды они меняются. (По словам М. С. Кагана, историю человечества можно рассматривать как историю смены ценностных ориентаций. ) Сейчас в развитии нашего общества как раз наступила эпоха перемен, поэтому так осложнилась работа воспитателей. 4. Ценности семьи (традиции) могут значительно различаться в силу социокультурной принадлежности и жизненного опыта ее членов. 5. Личностные ценности участников воспитательного процесса, которые бесконечно вариативны. 6. Ценности референтной для воспитанника группы. 7. Ценности педагога, придерживающегося определенных мировоззренческих и концептуальных позиций. 8. Ценности образовательного учреждения, в котором разворачиваются воспитательные сюжеты. 9. Ценности воспитательного сообщества, в состав которого входят все участники воспитательного процесса. От того, в какой иерархии расположены перечисленные ряды ценностей, кто приоритетно является их носителем в пространстве воспитания: семья, государство, группа сверстников, учителя, СМИ, во многом зависит тип действующей модели воспитания. В реальной практике обнаруживаются различные варианты соотношения ценностей воспитателей и воспитанников: полное (частичное) их совпадение или рассогласование; отсутствие каких- либо ценностей, значимых для одной стороны в ценностно-смысловом поле другой. Приверженность антиценностям (по мнению противоположной стороны). Скажем, здоровый образ жизни может оказаться ценностью и для воспитателей, и для воспитанников. Вместе с тем категория «труд» не войдет в круг значимых ценностей для детей. Между педагогами и воспитанниками возможны разногласия в ценностном отношении к деньгам, к проблеме взаимодействия полов ит. д. Носителями ценностей могут выступать не только отдельные люди, но и совокупные субъекты. В этом случае говорят о групповых или коллективных ценностях, о ценностях того или иного сообщества.
|
|||
|