Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Внешняя политика



Внешняя политика Павла отличалась непоследовательностью. Тайным советником и статс-секретарём императора Павла I, с 1796 года являлся, Фёдор Максимович Брискорн. В 1798 году Россия вступила в антифранцузскую коалицию c Великобританией, Австрией, Турцией, Королевством обеих Сицилий. По настоянию союзников главнокомандующим русскими войсками был назначен опытный А. В. Суворов, как лучший полководец Европы. В его ведение также передавались и австрийские войска. Под руководством Суворова Северная Италия была освобождена от французского господства. В сентябре 1799 года русская армия совершила знаменитый переход Суворова через Альпы. Однако уже в октябре того же года Россия разорвала союз с Австрией из-за невыполнения австрийцами союзнических обязательств, а русские войска были отозваны из Европы.

После того, как в сентябре 1800 года англичанам удалось захватить Мальту, Павел I приступил к созданию антианглийской коалиции, в которую должны были войти Дания, Швеция и Пруссия. Незадолго перед убийством он совместно с Наполеоном стал готовить военный поход на Индию, чтобы «тревожить» английские владения. Одновременно с этим он послал в Среднюю Азию войско Донское — 22 500 человек, в задачу которого входило завоевание Хивы и Бухары. Позднее именно этот поход стал ошибочно считаться походом на Индию (на самом деле поход в Индию планировалось осуществить силами регулярной армии через Иран). Поход был спешно отменён сразу после гибели Павла указом императора Александра I.

 

 

Вопрос № 64

Россия в эпоху " просвещенного абсолютизма".

Ответ:

Императрица Екатерина II Алексеевна (1741–1796) выступила продолжательницей дела Петра I. Ее правление связано с глубокими административными реформами и расширением территории империи. Целью деятельности Екатерины было законодательно оформить права отдельных сословий. При Екатерине складывается система просвещенного абсолютизма, то есть такая общественная система, при которой монарх осознает себя попечителем империи, а сословия добровольно осознают свою ответственность перед монархом. Таким образом Екатерина стремилась достигнуть союза между монархом и обществом не на принуждении (абсолютизм), а на добровольном осознании своих прав и обязанностей. Екатерина поощряла развитие образования и науки, торгово-промышленной деятельности, способствовала зарождению журналистики. В идеях просвещенного абсолютизма Екатерина руководствовалась трудами французских просветителей (Вольтер, Дидро).

Родилась Екатерина в Германии и была привезена в Россию Елизаветой в качестве невесты для Петра III. Живя в России Екатерина стремилась лучше узнать новую страну, понять ее обычаи, окружить себя талантливыми людьми. Став императрицей Екатерина смогла сочетать с своем характере ум и женскую слабость, настойчивость, дальновидность и гибкость. При Екатерине при дворе расцвел фаворитизм. Личные симпатии своего окружения Екатерина направляла на пользу государства. Видным фаворитом Екатерины стал граф Григорий Алексеевич Потемкин.

Внутреннюю политику Екатерины можно разделить на ряд этапов:

1. 1762 – середина 70‑ х годов. Придя к власти в результате дворцового переворота и убийства своего мужа, главной задачей Екатерина видела оправдание своего пребывания на престоле. С целью продемонстрировать единство монарха и подданных созвала Уложенную комиссию (1767 год). Задача комиссии была определена как составление свода законов и замена Соборного Уложения 1649 года. Комиссия формировалась путем выборов от сословий, кроме частновладельческих крестьян. В Наказе для комиссии Екатерина выступила за верховенство закона в империи, развитие промышленности и торговли. В отношении крепостных крестьян комиссия должна была разработать меры по облегчению их жизни. Однако комиссия сразу же раскололась по сословному признаку и каждая группа депутатов пыталась отстаивать свои интересы. В итоге через полтора года работы Комиссия была распущена из-за начавшейся русско-турецкой войны. Результаты работы комиссии стали основой деятельности Екатерины во второй период царствования.

В 1763 году Екатерина провела реформу Сената: он был разделен на 6 департаментов со строго определенными функциями и руководством генерал-прокурора; Сенат лишен законодательной инициативы.

2. Середина 70‑ х годов – начало 90‑ х годов. Во второй период своего царствования Екатерина провела крупные реформы в империи. Причиной реформ стало восстание под руководством Емельяна Пугачева. Целью реформ было укрепление монархической власти. В области управления усилена власть местной администрации, увеличено количество губерний, упразднена Запорожская Сечь, распространено крепостное право на Украину, усилена власть помещика над крестьянами. Во главе губернии ставился губернатор, ответственный за все, происходящее в губернии. Несколько губерний объединялись в генерал-губернаторства. Жалованная грамота 1785 года подтвердила дворянскую вольницу, веденную Петром III. Дворяне освобождены от телесных наказаний и конфискаций имущества, разрешено дворянам создавать органы самоуправления. Жалованная грамота городам 1775 года расширяла права городов на самоуправление, освобождала купцов от подушной подати и рекрутской повинности, поощряла развитие предпринимательства. Управление городами возлагалось на городничего, в уездах – на избираемого дворянским собранием капитан-исправника. Создавалась система сословного суда: для каждого сословия (дворян, горожан, крестьян, духовенства) свои особые судебные учреждения. Таким образом центр тяжести власти перемещался с центральных органов на местные учреждения, что привело к сокращению центральных органов власти и повышению оперативности в решении вопросов.

3. Начало 90‑ х годов – 1796 год. Из-за Французской революции 1789 года Екатерина берет курс на сворачивание политики просвещенного абсолютизма. Происходит усиление цензуры над книгами и газетами.

В целом в царствование Екатерины II Россия стала авторитетной мировой державой, дворянство окончательно сформировалось как привилегированное сословие, произошло расширение прав дворянства в самоуправлении, созданы благоприятные условия для экономического развития страны. Однако недостатком экономической политики Екатерины стало продолжение политики меркантилизма и протекционизма, что приводило к слабой конкурентной борьбе и образованию в развитии промышленности застоя. Основным покупателем промышленных товаров оставалось государство и армия. Таким образом в условиях жесткого контроля со стороны государства и слабой конкурентной борьбы формирование капитализма шло очень медленно.

 

Вопрос № 65

Споры о Екатерине II: личность в оценках современников и потомков.

Ответ:

Екатерина II искренне верила в то, что ей действительно удалось добиться благоденствия если не всех, то по крайней мере большинства ее подданных. Россия при ней стала как никогда сильной и могущественной, а новые законы должны были обеспечить всеобщее процветание. Историки назвали ее царствование временем «просвещенного абсолютизма». Так же называют правление ее современников – Фридриха II в Пруссии, Иосифа II в Австрии и некоторых других. Но со временем в правильности такого определения стало возникать все больше сомнений. С одной стороны, некоторые полагают, что оно применимо не только к Екатерине, но и к некоторым из ее предшественников и преемников. Напротив, другие не уверены в том, что политический строй России этого времени вообще можно называть абсолютизмом. Но не в названии дело. Гораздо важнее понять, чем было это время в русской истории. Между тем мнения и современников и потомков на этот счет разошлись, и разошлись подчас самым радикальным образом.

Наиболее известным критиком Екатерины из числа ее современников был, конечно, знаменитый историк князь Михаил Михайлович Щербатов. Человек образованный и талантливый, он, как и многие его сверстники, прошел увлечение философами-просветителями и масонством, но с идеями социального равенства, проповедовавшимися и теми и другими, примирить свой дух гордого аристократа, убежденного в полезности крепостничества, ему не удалось. За поисками идеала он обратился к далекому прошлому России, как ему показалось, нашел его и невольно стал сравнивать с тем, что видел перед своими глазами. Сравнение оказалось не в пользу великой императрицы. К тому же примешалось и уязвленное самолюбие человека, полагавшего, что по уму и рождению он достоин быть одним из первых лиц государства, но свое место видел занятым людьми случайными, то есть попавшими на него благодаря случаю. И вот уже язвительный язык Щербатова бичует екатерининский двор за непомерную роскошь, погоня за которой ведет, по его мнению, к падению нравов. «Мораль ее, – обвинял Екатерину Щербатов, – стоит на основании новых философов, то есть не утвержденная на твердом камени закона Божия, и потому как на колеблющихся свецких главностях есть основана, с ними обще колебанию подвержена. Напротив же того, ее пороки суть: любострастна и совсем вверяющаяся своим любимцам, исполнена пышности во всех вещах, самолюбива до бесконечности, и не могущая себя принудить к таким делам, которые ей могут скуку наводить, принимая все на себя, не имеет попечения о исполнении и, наконец, толь переменчива, что редко и один месяц одинакая у ней система в рассуждении правления бывает».

Если Щербатов был по убеждениям консерватором и нравственные идеалы пытался отыскать в допетровской Руси, то среди дворянской молодежи было немало и таких, кто, читая те же книги, что и Екатерина, сделал из них совсем иные, радикальные выводы. «Кто бы мог быть столько безчувствен, когда отечество от того страждет, чтоб смотреть с холодною кровью? – вопрошал в письме к приятелю детских игр Павла Петровича князю А. Б. Куракину полковник и флигель-адъютант П. А. Бибиков. – Было бы сие очень смешно, но по нещастию сердце разрывается и видно во всей своей черноте нещастное положение всех, сколько ни на есть добромыслящих и имеющих еще в душе силу действующую… Признаюсь вам, как человеку, которому всегда открывал свое сердце, что потребна мне вся моя филозофия, дабы не бросить все к черту и итти домой садить капусту…» Другой, также не видевший ничего отрадного в современной ему действительности, вольнодумец, ярославский помещик И. М. Опочинин, решившись покончить с собой, в предсмертной записке писал, что «самое отвращение к нашей русской жизни есть то самое побуждение, принудившее меня решить самовольно мою судьбу».

Но была и иная точка зрения. Великий поэт Державин восславил Екатерину в своих знаменитых одах:

Слух идет о твоих поступках,

Что ты нимало не горда;

Любезна и в делах и в шутках,

Приятна в дружбе и тверда;

Что ты в напастях равнодушна,

А в славе таквеликодушна,

Что отреклась и мудрой слыть.

Еще же говорят неложно,

Что будто завсегда возможно

Тебе и правду говорить.

Стремятся слез приятных реки

Из глубины души моей.

О! Коль счастливы человеки

Там должны быть судьбой своей,

Где ангел кроткий, ангел мирной,

Сокрытый в светлости порфирной,

С небес ниспослан скиптр носить!

Там можно пошептать в беседах

И, казни не боясь, в обедах

За здравие царей не пить.

Неслыханное также дело,

Достойное тебя одной,

Что будто ты народу смело

О всем и въявь и под рукой,

И знать и мыслить позволяешь,

И о себе не запрещаешь

И быль и небыль говорить;

Что будто самым крокодилам,

Твоих всех милостей зоилам,

Всегда склоняешься простить.

Там с именем Фелицы можно

В строке описку поскоблить

Или портрет неосторожно

Ее на землю уронить.

Там свадеб шутовских не парят,

В ледовых банях их не жарят,

Не щелкают в усы вельмож;

Князья наседками не клохчут,

Любимы въявь им не хохочут,

И сажей не марают рож.

Другой поэт на страницах журнала «Всякая всячина» сформулировал мысль, которую потом на многие лады повторяли многие: «Петр россам дал тела, Екатерина – души».

Прошло совсем немного времени после смерти Екатерины, и в павловскую пору, когда жизнь и судьба человека вновь стали зависеть от смены настроения государя, недовольство по поводу тех или иных поступков или, наоборот, бездействия его матушки стало забываться и довольно быстро возник миф о екатерининском времени как о «золотом веке». Править «по закону и по сердцу бабки нашей» поклялся, взойдя в 1801 г. на престол, ее любимец Александр I. Что это означало практически, он представлял себе, видимо, не слишком ясно и уже вскоре столкнулся с теми же препятствиями, на которые натыкалась и его предшественница. Но при нем еще больше стало тех, кто был разочарован медлительностью и умеренностью реформ и кто с юношеским максимализмом готов был перечеркнуть все наследие предшествующих десятилетий.

Таков был и юный Пушкин с его «Тартюфом в юбке и короне». «Царствование Екатерины II, – полагал он, – имело новое и сильное влияние на политическое и нравственное состояние России. Возведенная на престол заговором нескольких мятежников, она обогатила их за счет народа и унизила беспокойное наше дворянство. Если царствовать – значит знать слабость души человеческой и ею пользоваться, то в сем отношении Екатерина заслуживает удивления потомства. Ее великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали. Самое сластолюбие сей хитрой женщины утверждало ее владычество. Производя слабый ропот в народе, привыкшем уважать пороки своих властителей, оно возбуждало гнусное соревнование в высших состояниях, ибо не нужно было ни ума, ни заслуг, ни талантов для достижения второго места в государстве… Униженная Швеция и уничтоженная Польша – вот великие права Екатерины на благодарность русского народа. Но со временем история оценит влияние ее царствования на нравы, откроет жестокую деятельность ее деспотизма под личиной кротости и терпимости, народ, угнетенный наместниками, казну, расхищенную любовниками, покажет важные ошибки ее в политической экономии, ничтожность в законодательстве, отвратительное фиглярство в сношениях с философами ее столетия – и тогда голос обольщенного Вольтера не избавит ее славной памяти от проклятия России».

Эти строки были написаны Пушкиным в 1822 г., а несколько ранее другой замечательный русский мыслитель – Н. М. Карамзин, обращаясь к императору Александру, писал совсем иное: «Екатерина II была истинною преемницею величия Петрова и второю образовательницею новой России. Главное дело сей незабвенной монархини состоит в том, что ею смягчилось самодержавие, не утратив силы своей. Она ласкала так называемых философов XVIII века и пленялась характером древних республиканцев, но хотела повелевать как земной Бог – и повелевала. Петр, насильствуя обычаи народные, имел нужду в средствах жестоких – Екатерина могла обойтись без оных, к удовольствию своего нежного сердца: ибо не требовала от россиян ничего противного их совести и гражданским навыкам, стараясь единственно возвеличить данное ей Небом Отечество или славу свою – победами, законодательством, просвещением».

Спустя годы и Пушкин, всерьез занявшийся изучением истории XVIII столетия и ужаснувшийся «бунту беесмысленному и беспощадному», по-видимому, переменил свое мнение, и на страницах его «Капитанской дочки» перед читателем предстает уже совсем иная Екатерина – мудрая и справедливая императрица. Друг же Пушкина П. Я. Чаадаев, самый мрачный критик исторического прошлого России, полагал, что «излишне говорить о царствовании Екатерины II, носившем столь национальный характер, что, может быть, еще никогда ни один народ не отождествлялся до такой степени со своим правительством, как русский народ в эти годы побед и благоденствия». Удивительно, но в подобной оценке сходились люди самых разных убеждений. Так, декабрист А. А. Бестужев считал, что «заслуги Екатерины для просвещения отечества неисчислимы», а славянофил А. С. Хомяков, сравнивая екатерининскую и александровскую эпохи, делал вывод о том, что «при Екатерине Россия существовала только для России», в то время как «при Александре она делается какою-то служебною силою для Европы». «Как странна наша участь, – размышлял П. А. Вяземский. – Русский силился сделать из нас немцев; немка хотела переделать нас в русских». И он же с ностальгией вспоминал столь ненавистную Щербатову роскошь екатерининской поры:

Екатерины век, ее роскошный двор.

Созвездие имен сопутников Фелицы,

Народной повести блестящие страницы,

Сановники, вожди, хор избранных певцов,

Глашатаи побед Державин и Петров -

Все облекалось в жизнь, в движенье и в глаголы.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.