Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Выполнила: Платонова С. Л., группа 9361



 

Направление Название теории, представители Основные положения теории Недостатки теории
Психодинамическое направление в теории личности Психодинамическая теория личности, Зигмунд  Фрейд Фрейд выделял три уровня сознания — сознание, предсознательное и бессознательное. В теории Фрейда личность человека включает в себя три структурных компонента: ид, эго и суперэго. Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, определенного как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. В теории психоанализа различают две категории инстинкта: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос). Теория Фрейда опирается на определенные исходные положения относительно природы человека: - сильная приверженность положениям и принципам детерминизма, иррациональности, неизменяемости, гомеостаза и познаваемости; - умеренно выраженная приверженность положениям холизма, конституционализма и проактивности; - незначительная приверженность принципу субъективности. Подход основан только на изучении сексуальности.
Индивидуальная теория личности Альфред Адлер Индивидуум  как единое и самосогласующееся целое, человеческая жизнь как активное стремление к совершенству и превосходству, индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое, социальная принадлежность индивидуума, индивидуальная субъективность. Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Стиль жизни личности наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. В зависимости от степени выраженности социального интереса и степени активности по отношению к этим трем задачам, Адлер различал четыре основных типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально-полезный тип. Творческое «Я», порядок рождения. Эмпирическая проверка теоретических положений недостаточна. Они слишком глобальны, а теоритическая система недостаточно полно систематизирована
Аналитическая теория личности Карл Густав Юнг Юнг рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, которая может способствовать постоянному личностному росту индивидуума. Три взаимодействующие структуры: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное состоит из архетипов (персона, тень, анима, анимус и самость). Юнг ввел понятие двух типов личностной ориентации: экстраверсия и интроверсия. Основные гипотезы не предоставляют достаточных возможностей для серьезной проверки. Недостаток Сам Юнг скептически оценивал роль научного метода в валидизации своих идей. За исключением использования метода словесных ассоциаций при изучении комплексов, Юнг искал подтверждения своей теории в мифах, легендах, фольклоре, а также в сновидениях и фантазиях своих пациентов.  
Эго – теория личности Эрик Эриксон Сделал упор на динамику развития эго на протяжении жизненного цикла. Он рассматривал личность как объект влияния социальных и исторических сил. Теория сфокусирована на качествах эго, появляющихся в предсказуемые периоды жизни. Согласно его эпигенетической концепции развития человека, каждая стадия жизненного цикла наступает в оптимальное время. Последовательное развертывание жизненных стадий — результат взаимодействия биологического созревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей. Психосоциальные стадии: 1) базальное доверие — базальное недоверие; 2) автономия — стыд и сомнение; 3) инициативность — вина; 4) трудолюбие — неполноценность; 5) эго-идентичность — ролевое смешение; 6) интимность — изоляция; 7) продуктивность — инертность, застой; 8) эго-интеграция — отчаяние. Основные положения Эриксона относительно природы человека: · Свобода – детерминизм · Рациональность – иррациональность · Холизм – элементаризм · Конституционализм – инвайронментализм · Изменяемость – неизменяемость · Субъективность – объективность · Проактивность – реактивность · Гомеостаз – гетеростахз · Познаваемость - непознаваемость Теория Эриксона построена на положении неизменяемости. Эриксон работал в рамках психологического консультирования и психоанализа. Его инструменты клинициста предназначались для лечения неврозов и депрессии больных пациентов. Применение тех же инструментов к здоровой личности не всегда дает положительный результат. Психоаналитические инструменты Эриксона далеко не всегда были адекватны задачам, которые он перед собой ставил. Применяя психоанализ по-новому, Эриксон, с одной стороны, раздвинул его рамки, а с другой — сделал очевидными недостатки, присущие этому учению.
Гуманистическая теория личности Эрих Фромм Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности. Его принципиальный тезис заключался в том, что структура характера связана с определенными социальными структурами. Придерживаясь гуманистических традиций, он также утверждал, что в результате радикальных социальных и экономических изменений можно создать общество, в условиях которого удовлетворялись бы и индивидуальные, и общественные потребности. Фромм описал пять экзистенциальных потребностей, присущих исключительно человеку: потребность в установлении связей, потребность в преодолении, потребность в корнях, потребность в идентичности и потребность в системе взглядов и преданности. Непродуктивные типы характера — рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный. Продуктивный характер, согласно теории Фромма, представляет собой цель развития человечества; в его основе лежат разум, любовь и труд. Большинство теоретических убеждений Фромма были сформулированы настолько глобально, что они недоступны эмпирическому изучению. Изучение клинических случаев и наблюдения над другими культурами представляет собой единственный источник подтверждения его концепции.
Социокультурная теория личности Карен Хорни Отвергла постулат Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия между мужчиной и женщиной. Она утверждала, что социальные отношения между ребенком и родителями являются решающим фактором в развитии личности. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальной враждебности, а та, в свою очередь, ведет к базальной тревоге. Базальная тревога является основой невроза. Хорни описала 10 невротических потребностей, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью. Впоследствии Хорни объединила невротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения: ориентация «от людей», «против людей» и «к людям». У невротической личности обычно преобладает одна из них.   Хорни не соглашалась с Фрейдом по вопросу о зависти женщины к пенису; она предложила вместо этого версию о том, что мужчины испытывают зависть к женщинам из-за способности последних рожать и кормить детей. Она также считала, что женщины могут испытывать чувство неполноценности вследствие своей экономической, политической и психологической зависимости от мужчин.
Ученик Фрейда (неофрейдист) Вильгельм Райх Идеи Райха: всеобщее сексуальное просвещение и критика репрессивной морали; телесно-ориентированная терапия. Основные его идеи:
  1. Интенсивное образование в области контроля рождаемости. Предоставление контрацептивов всем желающим.
  2. Разрешение абортов.
  3. Разрешение разводов. Отказ от признания факта законности брака значимым фактором для современной семьи.
  4. Сексуальное образование как средство профилактики венерических заболеваний и сексуальных проблем.
  5. Обучение сексуальной гигиене врачей и учителей.
  6. Отказ от наказания преступников, совершивших преступления на сексуальной почве; лечение таких преступников технологиями психоанализа.
Недостатком психоаналитической теории, по Райху, было неверное понимание фактора времени.

Выполнила: Платонова С. Л., группа 9361



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.