Выполнила: Платонова С. Л., группа 9361
Направление
| Название теории, представители
| Основные положения теории
| Недостатки теории
| Психодинамическое направление в теории личности
| Психодинамическая теория личности, Зигмунд Фрейд
| Фрейд выделял три уровня сознания — сознание, предсознательное и бессознательное.
В теории Фрейда личность человека включает в себя три структурных компонента: ид, эго и суперэго. Теория мотивации Фрейда основана на концепции инстинкта, определенного как врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки. В теории психоанализа различают две категории инстинкта: инстинкт жизни (Эрос) и инстинкт смерти (Танатос).
Теория Фрейда опирается на определенные исходные положения относительно природы человека:
- сильная приверженность положениям и принципам детерминизма, иррациональности, неизменяемости, гомеостаза и познаваемости;
- умеренно выраженная приверженность положениям холизма, конституционализма и проактивности;
- незначительная приверженность принципу субъективности.
| Подход основан только на изучении сексуальности.
| Индивидуальная теория личности
| Альфред Адлер
| Индивидуум как единое и самосогласующееся целое, человеческая жизнь как активное стремление к совершенству и превосходству, индивидуум как творческое и самоопределяющееся целое, социальная принадлежность индивидуума, индивидуальная субъективность.
Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Стиль жизни личности наиболее отчетливо проявляется в ее установках и поведении, направленном на решение трех основных жизненных задач: работа, дружба и любовь. В зависимости от степени выраженности социального интереса и степени активности по отношению к этим трем задачам, Адлер различал четыре основных типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально-полезный тип.
Творческое «Я», порядок рождения.
| Эмпирическая проверка теоретических положений недостаточна. Они слишком глобальны, а теоритическая система недостаточно полно систематизирована
| Аналитическая теория личности
| Карл Густав Юнг
| Юнг рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, которая может способствовать постоянному личностному росту индивидуума.
Три взаимодействующие структуры: эго, личное бессознательное и коллективное бессознательное.
Коллективное бессознательное состоит из архетипов (персона, тень, анима, анимус и самость).
Юнг ввел понятие двух типов личностной ориентации: экстраверсия и интроверсия.
| Основные гипотезы не предоставляют достаточных возможностей для серьезной проверки. Недостаток
Сам Юнг скептически оценивал роль научного метода в валидизации своих идей. За исключением использования метода словесных ассоциаций при изучении комплексов, Юнг искал подтверждения своей теории в мифах, легендах, фольклоре, а также в сновидениях и фантазиях своих пациентов.
| Эго – теория личности
| Эрик Эриксон
| Сделал упор на динамику развития эго на протяжении жизненного цикла.
Он рассматривал личность как объект влияния социальных и исторических сил. Теория сфокусирована на качествах эго, появляющихся в предсказуемые периоды жизни.
Согласно его эпигенетической концепции развития человека, каждая стадия жизненного цикла наступает в оптимальное время. Последовательное развертывание жизненных стадий — результат взаимодействия биологического созревания индивидуума с расширяющимся пространством его социальных связей.
Психосоциальные стадии:
1) базальное доверие — базальное недоверие;
2) автономия — стыд и сомнение;
3) инициативность — вина;
4) трудолюбие — неполноценность;
5) эго-идентичность — ролевое смешение;
6) интимность — изоляция;
7) продуктивность — инертность, застой;
8) эго-интеграция — отчаяние.
Основные положения Эриксона относительно природы человека:
· Свобода – детерминизм
· Рациональность – иррациональность
· Холизм – элементаризм
· Конституционализм – инвайронментализм
· Изменяемость – неизменяемость
· Субъективность – объективность
· Проактивность – реактивность
· Гомеостаз – гетеростахз
· Познаваемость - непознаваемость
| Теория Эриксона построена на положении неизменяемости.
Эриксон работал в рамках психологического консультирования и психоанализа. Его инструменты клинициста предназначались для лечения неврозов и депрессии больных пациентов. Применение тех же инструментов к здоровой личности не всегда дает положительный результат.
Психоаналитические инструменты Эриксона далеко не всегда были адекватны задачам, которые он перед собой ставил. Применяя психоанализ по-новому, Эриксон, с одной стороны, раздвинул его рамки, а с другой — сделал очевидными недостатки, присущие этому учению.
| Гуманистическая теория личности
| Эрих Фромм
| Теория Фромма пытается показать, как обширные социокультурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности. Его принципиальный тезис заключался в том, что структура характера связана с определенными социальными структурами. Придерживаясь гуманистических традиций, он также утверждал, что в результате радикальных социальных и экономических изменений можно создать общество, в условиях которого удовлетворялись бы и индивидуальные, и общественные потребности.
Фромм описал пять экзистенциальных потребностей, присущих исключительно человеку: потребность в установлении связей, потребность в преодолении, потребность в корнях, потребность в идентичности и потребность в системе взглядов и преданности.
Непродуктивные типы характера — рецептивный, эксплуатирующий, накапливающий и рыночный. Продуктивный характер, согласно теории Фромма, представляет собой цель развития человечества; в его основе лежат разум, любовь и труд.
| Большинство теоретических убеждений Фромма были сформулированы настолько глобально, что они недоступны эмпирическому изучению. Изучение клинических случаев и наблюдения над другими культурами представляет собой единственный источник подтверждения его концепции.
| Социокультурная теория личности
| Карен Хорни
| Отвергла постулат Фрейда о том, что физическая анатомия определяет личностные различия между мужчиной и женщиной. Она утверждала, что социальные отношения между ребенком и родителями являются решающим фактором в развитии личности. Согласно Хорни, в детстве основными являются потребности в удовлетворении и безопасности. Если поведение родителей не способствует удовлетворению потребности ребенка в безопасности, это приводит к базальной враждебности, а та, в свою очередь, ведет к базальной тревоге. Базальная тревога является основой невроза.
Хорни описала 10 невротических потребностей, которые люди используют с целью совладания с недостатком безопасности и беспомощностью. Впоследствии Хорни объединила невротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения: ориентация «от людей», «против людей» и «к людям». У невротической личности обычно преобладает одна из них.
| Хорни не соглашалась с Фрейдом по вопросу о зависти женщины к пенису; она предложила вместо этого версию о том, что мужчины испытывают зависть к женщинам из-за способности последних рожать и кормить детей. Она также считала, что женщины могут испытывать чувство неполноценности вследствие своей экономической, политической и психологической зависимости от мужчин.
| Ученик Фрейда (неофрейдист)
| Вильгельм Райх
| Идеи Райха: всеобщее сексуальное просвещение и критика репрессивной морали; телесно-ориентированная терапия.
Основные его идеи:
- Интенсивное образование в области контроля рождаемости. Предоставление контрацептивов всем желающим.
- Разрешение абортов.
- Разрешение разводов. Отказ от признания факта законности брака значимым фактором для современной семьи.
- Сексуальное образование как средство профилактики венерических заболеваний и сексуальных проблем.
- Обучение сексуальной гигиене врачей и учителей.
- Отказ от наказания преступников, совершивших преступления на сексуальной почве; лечение таких преступников технологиями психоанализа.
| Недостатком психоаналитической теории, по Райху, было неверное понимание фактора времени.
|
Выполнила: Платонова С. Л., группа 9361
|