Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Организм ребенка еще не способен справляться с сильными потрясениями, поэтому ему необходимо дома помогать снимать напряжение, накопившееся за время пребывания в детском саду.



 

Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением игры с водой: наберите в ванну немного теплой воды, включите теплый высокий душ. Вся «накипь дня» — усталость, раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с малыша. ИГРЫ В ВОДЕ ПОДЧИНЯЮТСЯ ОДНОМУ ОБЩЕМУ ПРАВИЛУ – ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ НЕШУМНЫМИ, СПОКОЙНЫМИ!

Можно пускать мыльные пузыри, играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или дельфинов),

просто дать две-три баночки, — и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяющее, — через15-20 минут ребенок будет спокоен.

Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени находился на свежем воздухе (если позволяет время). Гуляя вместе с ним, вы получите идеальную возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, надо обсудить с ним это сразу, не допуская, чтобы это давило на него целый вечер.

Идеально исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши! » или для любимого тихого мультфильма, — эти передачи идут в одно и тоже время, и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну.

Выполнение ритуальных действий перед сном (взбивание подушки, укрывание одеялом, шепот на ухо ласковых слов, поглаживание) тоже дадут свой положительный результат. Можно сделать малышу расслабляющий массаж (для детей с повышенной возбудимостью, с повышенным тонусом мышц).

Чтение сказок и прослушивание вместе колыбельных песенок, тихой мелодичной музыки, звуков шума моря или дождя настроят ребенка на более быстрый и спокойный отдых. Можно использовать речевые установки (например: «В кроватке тепло, уютно, закрывай глазки и засыпай». Тон голоса к концу фразы понижается. Вдох – в начале фразы).

Траволечение тоже поможет, если нет аллергической реакции (фитоподушечки со смесью трав, способствующие расслаблению, засыпанию).

 

 

ЧТО ТАКОЕ РЕЛАКСАЦИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ? Это самый лучший способ снятия напряжения (нервного, физического и психического), а также расслабления, что позволяет ликвидировать фактор раздражения. Весьма полезна релаксация для детей. После выполнения специальных упражнений ребенок становится спокойным и уравновешенным. Он начинает лучше осознавать свои чувства. Упражнения для релаксации для детей играют большую роль. Малыши начинают контролировать собственные действия и эмоции, а также овладевают своими чувствами. Расслабление позволяет маленькому человечку сконцентрировать внимание и снять возбуждение.

Упражнения для релаксации рекомендуется выполнять всем дошкольникам. Но особенно они важны для тех, кто подвержен частым заболеваниям, а также тревожен, возбудим и гиперактивен.

Простая игровая релаксация для детей может быть использована воспитателями или родителями. Расслабление в таком случае вызывается специальными игровыми приемами, каждый из которых, как правило, имеет образное название (это способно увлечь детей). Малыши выполняют упражнения на расслабление, не только копируя движения. Детки перевоплощаются и входят в заданный им образ. Новые игры способны заинтересовать ребенка, что позволяет ему хорошо расслабиться. Эффект от занятия заметен сразу по спокойному выражению лица, ритмичному и ровному дыханию и т. д. Релаксация для детей дошкольного возраста чрезвычайно важна. Ежедневные упражнения позволяют добиться более спокойного и уравновешенного состояния. У детей устраняется повышенная раздражительность и злость, излишняя тревожность и страхи, а также напряженность.

Для того чтобы эмоционально разрядить ребенка, предложите ему различные игры. Ниже можно ознакомиться с описанием некоторых из них.

 

«Минута шалости»

(Психологическая разгрузка)

Взрослый по сигналу (удар в бубен, свисток, хлопок в ладоши) предлагает ребенку пошалить: каждый делает, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1-3 минуты объявляет конец шалостям.

 

«Обзывалки»

(Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств)

Дети передают по кругу мяч, при этом называя друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, цветов… Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты…».

Например: «А ты морковка! ».

В заключительном круге упражнения участники обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например: «А ты моя радость! »

 

«Рисуем стихотворение»

(Снятие агрессивности, развитие выразительных движений ребенка)

Взрослый предлагает инсценировать стихотворение. Он читает и повторяет, ребенок инсценируют.

Например:

Есть во дворе у нас мальчик Иван.

Он – ужасный хулиган!

Дразнит кошек и собак,

Не уймется он никак.

Ваня дерется со всеми подряд,

Встрече с ним никто не рад,

Скоро останется Ваня один,

Мы с ним дружить совсем не хотим!

 

«Тучки»

(Снятие агрессивности, мышечного напряжения в области рук, развитие навыков саморегуляции, воображения. )

Из бархатной бумаги синего цвета вырезаем с малышом тучи. Под музыку П. И. Чайковского «Времена года» наклеиваем тучи на лист плотной бумаги. Рисуем дождь пальчиковыми красками синего и голубого цвета.

(Тучки можно использовать много раз, переклеивая их на другую бумагу)

 

«Рисуем на ладошках»

(Снятие напряжения в области мышц рук, формирование доверия. )

Выполняется в парах. Закрываем глаза, протягиваем друг другу руки: один ладонями вверх, другой – вниз. Один представляет какой-то образ и пытается передать его второму, поглаживая его ладонями (например: море, ветер, и т. д. ). Затем пары меняются.

 

«Лягушки»

(Расслабление мышц лица. )

Внимательно посмотри, как я буду делать следующее упражнение. (Показать движение губ, соответствующее артикуляции звука «и», обратить внимание на напряжение и расслабление губ. ) А теперь слушай и делай, как я.

Мы весёлые лягушки

Тянем губы прямо к ушкам!

Потяну – перестану!

Губы не напряжены

И расслаблены...

 

«Ласковый мелок»

(Развитие навыков общения, снятие мышечного напряжения в области спины. )

Играем парами. Один ложится на пол. Другой – пальчиком на его спине рисует солнышко, цифру, дождик и т. д. Первый должен догадаться, что нарисовано. После окончания рисования – нежным жестом руки «стереть» все нарисованное.

 

«Мыльные пузыри»

(Развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения. )

Один играющий имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные изображают полет этих пузырей. Все свободно двигаются. После команды «Лопнули! », ложатся на пол.

 

«Ласковый ветерок»

(Снятие напряжения в области мышц лица. )

Все сидят. Ведущий: «К нам в комнату залетел ласковый ветерок. Закроем глазки. Ветерок коснулся вашего личика. Погладьте его: лобик, щечки, носик, шею. Погладьте ласково волосики, руки, ноги, животик. Какой приятный ветерок! Откроем глазки. До свидания, ветерок, прилетай к нам еще! ».

 

 

«Заряд бодрости»
Сядь свободно, вытяни вперед руки и приготовь два пальчика: большой и указательный. Возьмись ими за самые кончики ушей – один сверху, другой снизу ушка. Помассируй ушки приговаривая: «Ушки, ушки слышат все! » 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую сторону. А теперь опусти руки, стряхни ладошки. Глубоко вдохни, поднимая руки, смотри на них, выдохни опуская руки «Я дышу, дышу, дышу! »

«Тренируем эмоции»

(Развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим. )
Попросите ребенка нахмуриться как:
- осенняя тучка;
- рассерженный человек;
- злой человек.
Попросите ребенка улыбнуться, как:
- кот на солнце;
- само солнце;
- как Буратино;
- как хитрая лиса;
- как довольный ребенок.
Попросите ребенка показать, как злится:
- ребенок, у которого отняли конфету;
- два барана на мосту;
- человек, которого ударили.
Попросите ребенка показать как испугался:
- ребенок, потерявшийся в лесу;
- заяц, увидевший волка;
- котенок, на которого лает собака.
Попросите ребенка показать, как устал:
- папа после работы;
- человек, поднявший тяжелый груз;
- муравей, притащивший большую муху.
Попросите ребенка показать, как выглядит:
- турист, снявший тяжелый рюкзак;
- ребенок, который много потрудился, но помог маме;
- уставший воин после победы.

«Час тишины и час «можно»
Договориться с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты обнимать родителей, висеть на них и т. д.
Прим. Часы можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

«Дизайнеры»
Для игры необходимо накопить несколько тюбиков помады непонравившихся маме. Играть можно всей семьей и с друзьями ребенка. Каждый получает по тюбику помады и ему разрешается подойти к любому участнику и украсить его лицо, руки, ноги. В результате игры вы увидите преобразившиеся в своем выражении и красоте лица игроков.
Следите, чтобы украшали всех, не забывайте украшать и себя.

«Дотронься до…»
Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «дотронься до…синего! » Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются. Кто не успел, тот ведущий.
Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

«Позитрон»
Сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий добрые слова, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно! » Затем он дарит комплименты своему соседу, упражнение по кругу.
Вместо похвалы можно просто сказать вкусное, сладкое, цветочное, молочное слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, то сами сделайте комплимент его соседу.

«Есть или нет? ». С 5 лет.
Играющие встают в круг, и берутся за руки, ведущий в центре. Он объясняет задание: если они согласны с утверждением, то поднимают руки вверх и кричат: «Да! » Если они не согласны с утверждением, то опускают руки и кричат: «Нет! »

Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?
Есть ли гребень у волны?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли ключ у скрипки?
Есть ли рифма у стиха?
Есть ли в нем ошибки?

 

«Зеркало»
Детям предлагается представить, что они вошли в магазин зеркал. Одна половина группы – зеркала, другая – разные зверюшки. Зверюшки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы – зеркала должны точно отражать движения и выражения лиц зверюшек.

 

«Я — сильный и могучий»

Гуляя с малышом в парке, обратите его внимание на большое дерево (дуб например). Скажите: «Посмотри, какое это большое, могучее и сильное дерево! Если подует ветер — только верхушка дерева колышется, а само оно сможет выстоять. Ты знаешь, человек тоже может иногда быть таким же сильным и могучим…Если тебе вдруг захочется когда-нибудь кого-то ударить или сказать грубое слово, что-то сломать — представь, что ТЫ ЕСТЬ ТАКОЕ ЖЕ МОГУЧЕЕ И СИЛЬНОЕ ДЕРЕВО! ».

Поиграйте с ребенком: поочередно представляйте себя могучим деревом. Спросите, что чувствует малыш? Что, по его мнению значит быть сильным и могучим? Что значит сохранять спокойствие в сложных ситуациях?

«Взял себя в руки»

Расскажите малышу о том, что Вы знаете, как ведет себя выдержанный человек. Затем объясните: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, нервничаешь или тебе захотелось нагрубить или ударить кого-то: обхвати ладошками локти и сильно прижми руки к груди».

 

«День безобразия или разрешается пачкаться»

Внимание!!! Родителям рекомендовано морально подготовиться к данному упражнению. На это упражнение трудно решиться и тяжело сохранять спокойствие…))) Но зато очень весело проведете время!!! А также приготовить пальчиковые краски, старые губные помады, тюбики с кремами и зубной пастой. Расстелить на полу клеенку, одеть ребенка (и самому) в ту одежду, которую не жалко будет испачкать.

Выполнять упражнение стоит в хорошем настроении! Разрешается рисовать помадой и краской на ножках и ручках спинках и животиках. Можно макать в краску ручки и пяточки. Обрисовывать носики и щечки. Разрешается обрисовывать взрослых!

Не забудьте после этого веселого упражнения помыться (лучше конечно подобные упражнения выполнять на даче, возле бассейна или озера).

 

«СПАСИ ПТЕНЦА»

 Скажите ребенку: «Представь, что у тебя в руках маленький беспомощный птенец. Вытяни руки ладонями вверх. А теперь согрей его, медленно, по одному пальчику сложи ладони, спрячь в них птенца, подыши на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложи ладони к своей груди, отдай птенцу доброту своего сердца и дыхания. А теперь раскрой ладони и ты увидишь, что птенец радостно взлетел; улыбнись ему и не грусти, он еще прилетит к тебе! »


«СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК»

Скажите ребенку: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, — нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот — погладь его и там. Он не озорник — он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».

 

«ВОЗЬМИТЕ СЕБЯ В РУКИ»

Ребенку говорят: «Как только ты почувствуешь, что забеспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локотки сильно прижми руки к груди — это поза выдержанного человека»


«ВРАСТИ В ЗЕМЛЮ»

Надо сказать ребенку: «Попробуй сильно-сильно надавить пятками на пол, руки сожми в кулачки, крепко сцепи зубы. Ты — могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветры тебе не страшны. Это поза уверенного человека».


«СБРОСЬ УСТАЛОСТЬ»

Надо сказать ребенку: «Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще».

 

«ДЫШИ И ДУМАЙ КРАСИВО»

Скажите ребенку: «Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза, глубоко вдохни;

мысленно скажи: «Я — лев» — выдохни, вдохни;

скажи: «Я — птица» — выдохни, вдохни;

скажи: «Я — камень» — выдохни, вдохни;

скажи: «Я — цветок» — выдохни, вдохни;

скажи: «Я спокоен» — выдохни. Ты действительно успокоишься».

 

«ГОРА С ПЛЕЧ»

«Когда ты очень устал, тебе тяжело, хочется лечь, а надо еще что-то сделать, сбрось «гору с плеч». Встань, широко расставь ноги, подними плечи, отведи их назад и опусти плечи. Сделай это упражнение 5-6 раз, и тебе сразу станет легче».

 

Внимание!  

Старайтесь в тексте ничего не менять, так как в его содержании, дыхательных паузах заложен глубокий психофизиологический смысл.

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.