Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





9) . Сущность государства



 

1) Следует различать теорию государства и права как науку и учебную дисциплину. Во-первых, теория государства и права - учебная дисциплина полностью базируется на теории государства и права - науке. Поэтому чем масштабнее научные достижения, тем содержательнее и полнее соответствующая дисциплина. Во-вторых, различны их цели, задачи, субъекты. Так, цель учебной дисциплины - доведение до обучаемых при помощи методических приемов, учебного процесса уже добытых наукой и апробированных практикой знаний, цель науки - приращение, накопление новых сведений учеными-исследователями с использованием всего методологического арсенала. В-третьих, учебная дисциплина более субъективна, чем наука. Система теории государства и права как науки обусловлена реальной системой изучаемых ею государственно-правовых явлений и максимально к ней приближена. Система же теории государства и права как учебной дисциплины во многом производна от усмотрения составителей учебных программ, количества отведенных на ее изучение часов и личных качеств преподавателя.

 

 

2) ПРЕДМЕТ ТГП

Предмет Теории государства и права — это наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования права и государства. Основные государственно-правовые понятия, общие для всей юридической науки. Правотворческая, правоприменительная и интерпретационная практика, а также прогнозы и практические рекомендации по совершенствованию и развитию права.

Тесно связаны с явлениями государственно-правовой жизни мораль, религия, обычай, политическая система, общественное сознание, экономика и т. д.

Предметом исследования является конкретный круг проблем, изучаемая данной наукой сторона объективной действительности.

Особенностью предмета теории государства и права является то, что государство и право исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты. Предметом науки ТГП являются общие и специфические закономерности возникновения и развития государства и права.

системы

 

3) Структура науки ТГП - это внутреннее строение науки ТГП, которое характеризуется её определёнными элементами, связанными между собой.

Структура ТГП рассматривается с разных точек зрения, разных позиций. В настоящее время по данному вопросу распространены следующие три точки зрения:

1. С точки зрения структуры любой науки вообще выделяют 5 основных элементов:

а) законы, которые открывает и формулирует наука; любая наука, изучая те или иные явления, всегда открывает и формулирует законы -это особенно характерно для фундаментальных наук; законы развития государства и права призвана открывать и формулировать наука ТГП;

б) категории - научные понятия, т. е. понятия, которые вырабатывает наука. Любая наука для того, чтобы изучать явления, вырабатывает категорийный аппарат (понятийный аппарат; понятия - узловые пункты знания). ТГП оперирует (вырабатывает) своими понятиями, например, понятие государства, права, формы государства и т. д. (всего их более 60);

в) частные теории. Любая наука не монолитна, она складывается из частных теорий, например, теория правосознания, законности, применения права, теория функций государства, правоотношении и т. д.

г) научные факты - истинные (достоверные, доказанные) знания о каких-либо явлениях, предметах, процессах действительности (о государственно-правовых явлениях). Явления объективного мира рассматриваются как факты; научные факты - не сами явления, а знания об этих явлениях; любая наука складывается из таких знаний.

д) научные гипотезы - предположительные знания о каком-либо явлении, истинность которых пока не доказана.

2. С точки зрения предмета ТГП выделяют два основных элемента:

а) теория государства;

б) теория права.

3 - грань между государством и правом произвести достаточно сложно, поэтому существуют определенные проблемы государства и права. С точки зрения основных проблем, изучаемых данной наукой выделяют три основных элемента:

а) философия государства и права (философские проблемы);

б) социология государства и права (социологические проблемы);

в) позитивная ТГП (догма государства и права - собственно государственно-правовые проблемы).

 

4) ТГП и гуманитарные науки

ТГП наиболее тесно связана с такими гуманитарными науками как философия, политология, экономическая теория, социология, история.

ТГП использует положения и выводы политологии о политике. Экономическая теория изучает экономику, а государство посредством права оказывает влияние на экономику.

ТГП, являясь наукой частной по отношению к гуманитарным наукам (эти науки по отношению к ТГП выступают как общие), при изучении своего предмета нередко опирается на положения и выводы, разрабатываемые этими науками. В свою очередь и ТГП обогащает общегуманитарные науки, глубоко изучая государственно-правовые явления.

Таким образом, можно сказать, что связь ТГП и других гуманитарных наук носят двухсторонний характер (см. например учебник А. Ф. Черданцева “Теория государства и права”).

 

5) ТГП в системе юридических наук

Система юридических наук включает в свой состав три основные группы юридических наук.

Первую группу составляют теоретико-исторические науки о государстве и праве. К ним относятся: ТГП, История государства и права (России и зарубежных стран), история политических и правовых учений. Вторую группу составляют отраслевые и межотраслевые юридические науки. Они изучают либо отдельные отрасли права, либо формируются на стыке двух или нескольких отраслей права. К ним относятся: наука государственного (конституционного), административного, уголовного, гражданского, международного права, и др. Третью группу составляют прикладные (специальные) юридические науки (ближе всего связаны с практической деятельностью). К ним относятся: криминалистика, криминология, юридическая психология, судебная медицина и психиатрия, судебная статистика и др.

ТГП самым тесным образом связана с историческими науками о государстве и праве. Также тесно она связана с отраслевыми и межотраслевыми науками (есть вопросы, изучаемые ТГП и другими отраслевыми науками -т. н. “пограничные” вопросы). Определенным образом ТГП связана с прикладными юридическими науками, хотя не имеет непосредственной связи с этими науками (с ними ТГП связана менее всего).

В системе юридических наук ТГП в различной степени связана с разными группами юридических наук. В этой системе ТГП по отношению к другим юридическим наука, выступает как наиболее общая наука о государстве и праве, а все остальные юридические науки по отношению к ТГП носят более частный характер. ТГП выступает теоретической и методологической базой для других юридических наук (все другие юридические науки как частные науки опираются на положения и выводы ТГП). В свою очередь сама, обогащается данными этих наук (ТГП опирается на положения и выводы других юридических наук и использует эти положения и выводы для более широких теоретических обобщений).

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что связь ТГП с другими юридическими науками носит двусторонний характер. Эта связь раскрывается в функциях ТГП.

 

6) Методология ТГП вообще определяется как учение о методах познания, используемых той или иной наукой (наукой вообще); совокупность самих методов познания, используемых наукой при изучении тех или иных явлений.

В методологии можно выделить 3 элемента:

1) методологическая основа;

2) принципы познания;

3) методы познания.

Методологическую основу ТГП составляют в настоящее время различные философские направления, которые дают определенный взгляд на государственно-правовые явления.

Основными принципами современной отечественной ТГП являются.

1) принцип плюрализма;

2) принцип историзма (требует рассматривать все государственно-правовые явления в их историческом развитии, а также в конкретно-исторических условиях);

3) принцип подлинной объективности (требует рассматривать все государственно-правовые явления такими, какими они были или есть в действительности).

Под методом науки вообще понимается совокупность принципов, подходов, позиций, на которых основывается наука при изучении своего предмета. Методы науки иногда также называют приёмами исследования. Если понятие “предмет науки” отвечает на вопрос “что исследует определённая наука? ”, то понятие “метод науки” отвечает на вопрос “как эта наука исследует свой предмет? ”.

Отечественная наука использовала и использует самые различные методы познания. Отечественная ТГП также использует множество самых различных методов познания, которые можно разделить на три группы:

1) общенаучные (философские) методы познания (эти методы вырабатываются философскими науками и пригодны для использования всеми науками) к ним относятся: метод анализа и синтеза, метод индукции и дедукции, метод системного анализа и подхода, структурно-функциональный метод, сравнительный метод и др.;

2) методы, вырабатываемые специальными науками (специальные методы), к ним относятся: математические методы, социологические методы, статистические методы, кибернетические методы и др.;

3) методы юридической науки к ним относятся (частнонаучные методы): метод сравнительного правоведения, метод сравнительного го-сударствоведения, формально-юридический метод и др.

 

7) Понятия и признаки государства. В науке существует множество различных взглядов на понятие “государство”. Обычно это понятие принято рассматривать в двух смыслах: широком и узком.

В широком смысле государство - общество, организованное определённым образом. Для такого общества характерны три признака: 1 - определённая территория; 2 - население (народ); 3 - публичная власть. В таком понимании понятие “государство” совпадает с понятием “общество” и с понятием “страна”. Эта точка зрения достаточно распространена в зарубежной литературе.

В отечественной литературе господствовала более узкая трактовка понятия “государство”, хотя предпринимались попытки объединения этих двух пониманий в одно понятие (проф. Алексеев). В узком смысле государство - это организованная определённым образом публичная власть (это не само, не всё общество, а один из его элементов).

Организация публичной власти представляет собой: 1 - в государстве публичная власть не совпадает с населением (она оторвана от него) и осуществляется специальным аппаратом управления; 2 - публичная власть обычно опирается на силу; на специальный аппарат принуждения; 3 - публичная власть существует за счёт специальных взносов граждан (налогов, займов и т. д. ).

Таким образом, к признакам государства можно отнести:

1. Государство, будучи организованной определенным образом публичной властью, представляет собой организацию. Это определенное объединение людей, т. е. организация это: приведение чего-либо в систему, упорядочение чего-либо, само объединение.

2. Государство - это политическая организация (одна из организаций общества, носящая политический характер).

3. Государство - это территориальная организация. Этот признак был выделен Ф. Энгельсом для отграничения от родоплеменной организации. Этот признак не всегда играет решающую роль (например, кочевые племена), но в целом, это важнейший признак, характеризующий государство.

4. Государство - это суверенная организация. Государственный суверенитет - это политико-правовое свойство государства, выражающееся в верховенстве и независимости государственной власти внутри страны и за ее пределами. Этот признак принято рассматривать в качестве одного из ключевых признаков, т. к. ни одна организация в обществе суверенитетом не обладает.

5. Государство - всеобъемлющая, универсальная организация (объединяет всех членов общества, проникает во все сферы жизни общества, следствием чего является создание иллюзии, что общество и государство -одно и то же).

6. Государство - это организация, обладающая публичной властью со специальным аппаратом управления и принуждения (суть самого государства). Аппарат управления - это материальное олицетворение публичной власти.

7. Государство - это организация, осуществляющая управление обществом внутри страны и представляющая его интересы за пределами страны.

В связи с вышеизложенным можно дать определение государства в узком смысле.

Государство есть всеобъемлющая, суверенная, политико-территориальная организация, обладающая публичной властью со специальным аппаратом управления и принуждения и осуществляющая руководство (управление) обществом (в интересах либо народа в целом, либо каких-то классов или социальных групп) внутри страны и представляющая его интересы за ее пределами.

8) Государственный суверенитет — это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права; необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма; обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права. [6] Признание суверенитета верховной власти сыграло важную роль в объединении государств, их внутреннем сплочении, преодолении феодальных распрей и укрепления их внутреннего мира. Сочетание этих двух начал - верховенства и независимости в понятии суверенитет означает соединение в нем прав и свободы. Поэтому в истории политики понятие суверенитет имеет для государства и власти всех уровней такой же смысл, что и понятие свободы и права для человека. Для суверенитета и суверенного государства это не только право на независимость и свободу от посягательств, как внешних, так и внутренних, но и право управлять. Повелевать, свободно принимать решения, осуществлять все функции верховной власти. Поэтому Н. Макиавелли трактует суверенную власть как всевластие. [7]

Национальный суверенитет

В современном международном праве, помимо государственного суверенитета, сформировалось понятие национального суверенитета, понимаемого как право каждой нации на самоопределение[10]. Содержанием национального суверенитета является полновластие нации и её политическая свобода выбирать свою государственно-правовую организацию и форму взаимоотношений с другими нациями. Обеспечивается суверенитет нации социально-экономическим и политическим устройством общества, то есть он не является изначально любой нации присущим. По своей сути национальный суверенитет является демократическим принципом, реализация которого зависит от осознания нацией своих жизненных интересов, объективно вытекающих из условий её существования и развития[11].

 Однако принцип национального суверенитета не абсолютизирует нацию, а лишь придаёт государственному суверенитету новое качество. Право на государственный суверенитет на определённом историческом этапе становится правом нации, которое может реализовываться нацией как в форме создания собственного государства, так и путём вхождения в состав более крупного государственного образования[12].

Народный суверенитет

Доктрина народного суверенитета была разработана в XVIII в. французским мыслителем Руссо, называвшим суверена ни чем иным, как коллективным существом, образуемым из частных лиц, в совокупности получивших имя народа[13].

 Суть народного суверенитета заключается в верховенстве народа в государстве. При этом народ рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти[14] или как источник государственного суверенитета[15]. Народный суверенитет является антагонистом суверенитета монарха, при котором монарх рассматривается не как член народа, а как индивидуальная личность — носитель суверенной (абсолютистской, самодержавной) государственной власти. Понятия народного суверенитета и государственного суверенитета также различны, но не противопоставлены друг другу, поскольку в первом случае раскрывается вопрос о высшей власти в государстве, а во втором — вопрос о верховности власти самого государства[16].

 В настоящее время доктрина народного суверенитета признана мировым сообществом, что нашло, в частности, своё отражение в ст. 21 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой воля народа должна быть основой власти правительства и находить своё выражение в периодических и нефальсифицированных выборах при всеобщем и равном избирательном праве и свободном голосовании. Также доктрина народного суверенитета нашла своё выражение в праве народов на неотъемлемый суверенитет над их естественными богатствами[17] и в иных формах.

9). Сущность государства

 Данный вопрос очень тесно связан с вопросом о понятии государства, а, следовательно, нельзя до конца понять, что такое государство, не выяснив его сущность, т. к. сущность - это сердцевина каждого явления, это то внутреннее, что скрыто от внешнего созерцания. Вопрос о сущности государства призван раскрыть суть государства и показать, что есть государство на самом деле. Сущность можно выяснить только путём анализа (агностицизм -его родоначальником является И. Кант - считает, что познать сущность явления нельзя, он указывал на непознаваемость сущности какого-либо явления). Надо заметить, что познаваемость сущности - очень трудоёмкий процесс.

В настоящее время в науке ТГП вопрос о сущности государства относится к числу дискуссионных. При рассмотрении данного вопроса используется два основных подхода: классовый и надклассовый (общесоциальный). Классовый подход наиболее ярко выражен в марксистской теории (эта теория рассматривает государство с сугубо классовых позиций). С точки зрения этой теории государство - это орудие классового господства, машина для подавления одного класса другим. Марксизм связывал появление государства с расколом общества на классы, при этом утверждалось, что с исчезновением классов государство перестанет быть необходимым. В своей известной работе “Революция и государство” В. И. Ленин указывал, что государство диктатуры пролетариата - это полугосударство. С точки зрения марксизма-ленинизма государство всегда выражает интересы определённого класса, причём экономически господствующего, защищает этот класс в интересах этого же класса, подавляет угнетенные классы. В настоящее время классовый подход в понимании государства подвергается критике. Надклассовый подход нашел свое выражение в различных немарксистских теориях, в частности, в теории правового государства, теории элит, теории плюралистической демократии, теории государства всеобщего благоденствия, технократических теориях и некоторых других. Все эти теории по-своему раскрывают сущность государства, но все они отрицают классовый характер государства. Так, например, одни из этих теорий (теория государства всеобщего благоденствия, теория плюралистической демократии) считают, что государство выражает интересы не каких-то классов, а всего общества; другие же (например, теория элит, технократические теории) исходят из того, что государство выражает интересы не каких-то отдельных классов и не всего общества, а определенных социальных групп (элиты общества, менеджеров и т. д. ).

Современная ТГП в вопросе о сущности государства объединяет как классовый, так и надклассовый подходы. В современной литературе высказаны две основные точки зрения о сущности государства - классовая и общесоциальная. Классовая сущность проявляется в защите интересов власти (господствующего экономически и политически класса). Общесоциальная сущность выражается в защите общих интересов.

Таким образом, сущность государства имеет две стороны: классовую и общесоциальную, и в различные исторические периоды на первый план выходит то классовая, то общесоциальная сторона сущности государства. В прошлом на первом плане выступала классовая сторона сущности государства, в современных же государствах классовая стороны отходит на второй план и вперед выдвигается общесоциальная.

Согласно точки зрения проф. Р. З. Лившица, государство прошлого было классовым, являлось орудием классового господства. Современное же государство утратило классовый характер и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов. Таким образом, автор утверждает, что в современный период истории государство нельзя рассматривать с классовых позиций, современное общество не носит классового характера, классовые различия размываются.

В контексте данного взгляда вновь актуализируется буржуазная концепция - теория стратификации (страты - определенные слои, группы людей в обществе). Согласно данной концепции в обществе существуют множество различных слоев населения (страт), в то время как классовое деление уже отсутствует. Из этого вытекает, что государство утрачивает свой классовый характер. Между тем конфликты, напряжения в обществе продолжают существовать. Смягчать конфликты, устранять противоречия - и есть задача государства, оно занимает социально нейтральную позицию и проводит свою политику (осуществлять свою деятельность) не в интересах одного класса, а в интересах всего общества.

Проф. Чиркин в своей статье “Три ипостаси государства” высказывают мнение о том, что выступает как бы в трех состояниях:

1) государство может выступать как принудительная сила в целом, легализованное принуждение. Оно осуществляет принуждение в отношении любых членов общества, может проводить принудительные мероприятия;

2) государство может выступать в роли социального арбитра (орган, примиряющий столкновения классов - Ф. Энгельс);

3) государство есть определенное управление, орган управления. Изначально государство выполняет управленческую функцию (выполнение общих дел вытекает из природы государства - Ф. Энгельс).

Сущность государства выражается, прежде всего, в управленческой природе государства. Суть государства - управленческая деятельность. Государства во все времена выступает как орган, управляющий обществом (государство - это организация, которая осуществляет руководства /управление/ обществом). Другое дело, что управление выражается в разных формах: подавление, принуждения, регулирование.

 

10) Теории происхождения государства

ТЕОЛОГИЧ. ТЕОРИЯ

Исходит из божест. происхождения права как вечного,

выр-го божбю волю и высший разум явления, его она не

отрицает наличия в праве природных и челов. начал.

Она одна из 1-х связала право с добром и справедливостью, в

этом ее +. Но теория опирается не на науч. док-ва и аргументы,

а на веру. Согласно теол. теории творец всего сущ-го на Земле,

в том числе и гос-ва –Бог, проникнуть же в тайну божест. замы-

сла невозможно. Теол. теория не отвергала необх-ти создания

и ф-я земного гос-ва, обеспечения надл. правопорядка. Она при-

сущими ей сред-ми поднимала их престиж, осуждала прест-ть,

спосб-ла утвер-ю в общ-ве взаимопонимания и порядка.

12)ПАТРИАРХ. ТЕОРИЯ (Аристотель, Михайловский, Фильмер)

Была широко распространена в Др. Греции и рабовлад. Риме.

Получила 2-е дыхание в период средневекового абсолютизма и

Какими-то отголосками дошла до наших дней.

У ее истоков стоял Аристотель, кот-й считал, что гос-во пред-ет

Собой еств. форму чел. жизни, что вне гос-ва общение чел-кас себе

подобным невозможно. Люди стремятся к объединению, к образ-ю

патриар. семьи и их объединение приводят к образованию гос-ва.

В срд. века Фильмер в работе «Патриархия или защита естеств. права

Королец» (1642) со ссылками на пат. теорию док-л, что первонач.

Бог даровал королевскую власть Адаму.

Видимо, не без влияния данной теории пустила глубокие корни в

Нашей стране вековая традиция веры в «отца народа», хорошего

царя, вождя, способного решить все проблемы за нас. Эту теорию

критиковали многие и в разное время. Еще Локк полагал, что вме-

сто научного подхода мы находим в ее положениях «детские

басенки». Ее наз-ли «доктриной прописей», антинауч. объяснения

такого сложного явления, как гос-во.

13) ДОГОВОРНАЯ ТЕОРИЯ (Радищев, Спиноза, Локк, Руссо, Гоббс)

В Др. Греции нек-е софисты считали, что гос-во возникло в р-те

договорного объедин. людей с целью обеспечения справделивости.

Позднее сторонники данной теории исходили из того, что гос-ву

Предшествует естеств. состояние, кот-ое они хар-ли по-разному.

(для Руссо-люди в ест. Состоянии обладают прирож. правами,

для Гоббса-состояние «войны против всех».

Ради мира и благопол. Заключили общ. договор, между каждым

членом общ-ва, создавшим гос-во. По договору люди передают

часть своих прав гос. власти и берут обяз-во подчиняться ей,

а гос-во обязуется охранять неотчужд. права чел-ка, т. е право

соб-ти, свободы, безопасности. «-»теория не отвечает на вопросы

где, когда, и каким образом состоялся общ. договор, кто был их

участниками и свидителями. (антииторизм) «+»теория впервые пока-

зала, что гос-во возникает как р-т сознат. целенаправ. деят-ти людей.

Теория положила начало учению о нар. суверенитете, подотчет-ти.

Она сегодня актуальна.

14)ТЕОРИЯ НАСИЛИЯ (Каутский, Дюринг, Гумплович)

Идейные истоки зародились еще в эпоху рабовладения. Гос-во

возникает в р-те насилия и завоевания. Возникновение част. соб-ти,

классов, гос-ва явл-ся р-ом внут. и внеш. насилия, т. е путем прямого

пол. дей-я. Гос-во продолжает быть органом угнетения только в тех

странах, где еще не стерлись юр. различия между побед. и побежден.

В теории прист-ет элементы эк. концепции. Однако эти 2 точки

зрения на причины проис. гос-ва не совпадают в главном. Если

Маркс и Энгельс док-ют, что гос-во не есть сила, извне навязанная

общ-ву, а есть р-т его внутр. развития, то Дюринг и др. в основу

возникновения гос-ва ставят факторы внутр. и внеш. насилия.

Несмотря на несовм-ть этих теорий, они строятся на общей базе,

дей-х чел-ка, кот-ые обусловлены эк. и соц. факторами его жизни.

Отвергать эту теорию нельзя, т. к элементы насилия объективно присут.

и сопровождали процесс возникновения любого гос-ва.

15)ОРГАНИЧ. ТЕОРИЯ. (Спенсер,

Общ-во и гос-во представлены как организм, и поэтому их сущ-ть

возможно понять лишь из строения и ф-й этого организма. Все

неясное в строении и деят-ти общ-ва и гос-ва может быть объяснено

по аналогии с закономер-ми анатомии и физиологии.

Такое представ-е о гос-ве с 1-го взгляда может показаться наивным

и ненаучным. Однако а нем есть сущ-ое рац. звено. Утверждение

Спенсера о том, что теория гос-ва станет научной лишь при условии,

если оно воспримет методологию и понятия ест. наук, не лишено

смысла. Законы соц. жизни предопр-ся законами естеств. В общ-ой

жизни необ. гармония естест. и соц. законов чел. развития. Органич.

теория четко выводит понятия об общ-ве и гос-ве. Ор. теорией

обосновывается дифференциация и интеграция общ. и гос. жизни.

16) ПСИХОЛ. ТЕОРИЯ (Петражицкий, Шершеневич)

Общ-во и гос-во –сумма псих. взаимосвязей людей и их разл.

объединеня. Суть-утверждение психол. потребности чел-ка жить

в рамках организов. сооб-ва, а также в чувстве необ-ти коллективнго

взаимодей-я. Говоря об естест. потребности общ-ва в опред. организации,

пред-ли псих. теории считают, что общ-во и гос-во есть следствие псих.

Закон-ей развития чел-ка.

17) МАТЕРИАЛИС. ТЕОРИЯ (Маркс, Энгельс, Ленин)

Гос-во возникло в силу эк. причин: общ. разделения труда, появление

прибавоч. продукта и част. соб-ти, а затем раскола общ-ва на классы

с противпол. эк. интересами. Как р-т-возникает гос-во, кот-е сдерживает

противоборство этих классов, обеспечивая преимуще-но интересы эк.

господствующего класса.

    

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.