|
|||
П. А. Вяземский
Речь это показатель ума ( Сенека) У короткого ума длинный язык (Аристофан) Язык самое опасное оружие: рана от меча легче залечивается, чем от слова (П. К. дела Барка) «Язык есть исповедь народа. В нем слышится его природа, Его душа и быт». П. А. Вяземский «Глаза – зеркало души человека» – подметила народная мудрость. Речь имеет больше оснований считаться зеркалом души, а точнее – психики человека. В речи находит отражение внутренний мир говорящего – содержание его мыслей, восприятия, знания, эмоции, оценки, отношения к людям, событиям, многое другое.
Различия в речевой деятельности мальчиков и девочек наблюдаются с раннего детства. Девочки раньше научаются говорить, у них больший словарный запас, они более многословны, чем мальчики. У женщин скорость речи в 1, 37 раза выше, чем у мужчин. женщины говорят на языке более близкому к правильному, они избегают сленга, резкостей, инвективных слов (ругательств). Их язык более эмоционален и точен. Они чаще меняют порядок слов, больше используют неоконченные предложения, имеющие интенциональный подтекст. Женщины используют большее количество участливых и эмпатийных выражений, а мужчины – инструментальных и целевых. Слова, связанные с соблюдением этикета (пожалуйста, простите), женщины употребляют в своей речи в 2, 36 раза чаще, чем мужчины. Женщины больше внимания уделяют интонации речи, и она у них более богата вариациями, тогда как мужчины больше внимания уделяют содержательной стороне сообщения.
" Я мыслю, значит, я существую", - писал Декарт. Но мысль без речевой структуры бесплотна. Для точного воспроизведения образа необходима выразительность речь, благодаря которой воспроизводимая информация пробивается через призму субъективной оценки человека и становится неотъемлемой частью его внутреннего мира. Выразительные возможности слова поддерживаются и усиливаются ассоциативностью образного мышления человека, которая во многом зависит от его предшествующего жизненного опыта и психологических особенностей работы мысли и сознания в целом. Но для того, чтобы улучшить свою речь, надо её осознавать как самостоятельное явление действительности, хотя и неразрывно связанное с работой сознания, с той конкретной информацией, для выражения которой оно предназначено. Для этого надо знать приёмы выразительной речи и владеть ими.
|
|||
|