|
|||
КУРСОВАЯ РАБОТА
Елабужский филиал Казанского Федерального Университета
КУРСОВАЯ РАБОТА По русскому языку На тему: РЕЧЕВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОВ В. ШУКШИНА
Выполнила: студентка ЕфКФУ 5 курса 717 группы Базыкина Е. С. Проверил:
Елабуга, 2011г. ВВЕДЕНИЕ. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОПИСАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ - ГЕРОЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА. 2. РЕЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНАЖА КАК СУБЪЕКТА ОБЩЕНИЯ. 3. ДОМИНАНТЫ ЦЕННОСТНОГО МИРА ГЕРОЕВ В. ШУКШИНА. ВЫВОДЫ.
ВВЕДЕНИЕ Сформировавшееся после выхода в свет книги Ю. Н. Караулова «Русский язык и языковая личность» (1987) научное направление «русская языковая личность» стало сегодня одним из лидирующих в российской лингвистике (Богин 1984, Карасик 2002, 2004, Седов 2004), фокусирующей внимание на проблеме «язык и мир человека» (Апресян 1995, Арутюнова 1999, Логический анализ языка. Образ человека в культуре и языке 1999), на человеке «в его способности совершать речевые поступки» (Седов 2004). Изучение языковой личности проводится в современных исследованиях с опорой на различный речевой материал, в том числе и на основе литературных произведений, где персонаж рассматривается как «текстовая языковая личность» (Чурилина 2006). В данной работе предпринята попытка описания существенных черт языковой личности героя в рассказах В. Шукшина, чье творчество и личность продолжает привлекать внимание и литературоведов1, и лингвистов, результаты работы которых отразились, в частности, в создании «Словаря языка Василия Шукшина» (Елистратов 2001). Проблема изучения персонажей произведений В. Шукшина с позиции концепции ЯЛ как самостоятельная задача до сих пор в исследованиях не ставилась, хотя в научных работах выявлены отдельные функционально-коммуникативные характеристики, проявленные в диалогической речи героев, в конфликтном общении (Хисамова 2002, Голев, Лебедева 1999). Вместе с тем такое исследование актуально прежде всего с точки зрения методологической. Это связано с тем, что изучение языковой ____________________________ 1 Творчество Шукшина 1997, Сигов 1999, Сухих 2004, Коробов 2009
личности с опорой на художественный текст находится в стадии разработки и представлено пока немногочисленными исследованиями 1, поэтому данная работа отвечает потребностям совершенствования подходов и приемов анализа персонажа как языковой личности. С другой стороны, использование категории ЯЛ персонажа является методологически актуальным и в целях выработки объективных лингвистических инструментов анализа образа персонажа с опорой на специфику его речевого поведения, что позволит осуществить переход «от содержания «языковой личности» к содержанию «художественного образа» (Караулов 2006). Введение категории языковой личности в анализ речевого строя произведений такого писателя, как В. Шукшин, актуально еще и потому, что дает возможность открыть новые аспекты их изучения: описать значимые составляющие русского речевого поведения, отраженного в текстах, а также отметить черты национального характера, воплощённые в ключевых образах героев выдающегося писателя. Как известно, Ю. Н. Караулов определяет языковую личность как «совокупность способностей и характеристик человека, обусловливающих создание им речевых произведений (текстов)» (Караулов 1989). Опираясь на данную трактовку понятия, Л. Н. Чурилина акцентирует в определении «субъектную» сущность данной категории: «Под языковой личностью понимается субъект — носитель того или иного языка, осмысливший мир и отразивший его в своей речи - текстах» (Чурилина 2006). Применительно к ____________________________ 1 Байбулатова 1998, Чурилина 2006
художественному тексту языковая личность может расцениваться «как определенный (лингвистический) коррелят черт духовного облика целостной личности, отражающий в специфической, языковой форме ее социальные, этические, психологические, эстетические составляющие, т. е. определяющий в речевых поступках основные стихии художественного образа» (Караулов 2006). Следуя концепции Ю. Н. Караулова, анализ ЯЛ в данной диссертации имеет троякую направленность, соответствующую трем уровням структуры ЯЛ: 1) вербально-семантическому, представленному лексиконом, 2) лингвокогнитивному, представленному личностным тезаурусом, отражающим уровень знания о мире носителя языка, а также его систему ценностей; 3) мотивационно-прагматическому, представленному совокупностью языковых средств для выражения интенциональной и иллокутивной сферы личности и отражающий особенности ее речевого поведения, с учетом их нераздельного существования в речи. Проза В. Шукшина является благоприятной для осуществления анализа персонажа с позиции концепции языковой личности. Как отмечает И. Н. Сухих, «главным изобразительным средством личности, характера шукшинского персонажа являются его прямая речь, колоритный диалог или монолог. Иначе говоря, речь, слово - характер героя». Специфика художественного метода писателя проявляется в том, что личность персонажа раскрывается с опорой на непосредственное изображение его речевого поведения, проявленного в общении, в диалогах с другими героями. Эта особенность позволяет вести наблюдение за ЯЛ по всем трем уровням ее организации с акцентом на тезаурус и прагматикон, поскольку деятельностно-коммуникативные потребности ярко проявляют специфику ЯЛ, дают основания для суждений о личностных качествах человека, воплощенных в образе. «Духовная мысль опредмечивается не только в социально-значимых действиях, не только во внешних (материализованных) проявлениях его характера, но и в речевых поступках человека, языковом его поведении, т. е. в широком смысле — в текстах, им порождаемых». Материалом для исследования послужили тексты рассказов В. Шукшина, представленных в собрании сочинений писателя. Объектом анализа являются фрагменты текста, преимущественно представляющие прямую речь героя в составе диалога, а также реплики других участников коммуникации, вступающих с ним в общение. Кроме того, наблюдения проводились также в рамках тех частей текста, которые а) отражают внутреннюю речь персонажа, «интериоризованную речь» б) принадлежат речи повествователя, содержащей суждения и оценки, относящиеся к сфере героя. Предметом исследования являются речевые явления, отражающие особенности коммуникативного поведения героя, существенные элементы его мировидения и ценностных представлений, а также специфику лексикона. Слово «герой» в литературном контексте допускает двоякое использование: 1) применительно к отдельному, конкретному персонажу произведения (в фокусе внимания оказывается преимущественно главный герой рассказа), 2) применительно к собирательному образу, представление о котором складывается из совокупности отдельных черт, свойственных разным персонажам. Герои, обладающие сходными, соотносимыми личностными характеристиками, представляют определенный тип персонажа. В рассказах В. Шукшина нет одного, сквозного героя, однако каждый из отчетливо выделяемых в образной структуре произведений типов представляет ту или иную «ипостась», личностный вариант собирательно понимаемого героя. Представляется справедливой точка зрения тех исследователей творчества В. Шукшина, которые отмечают, что в героях его рассказов «собираются архетипы русской души, русского национального характера» Обращаясь в данном исследовании к изучению героя В. Шукшина как национальной языковой личности, мы не предполагаем возводить выявленные характеристики в высокую степень обобщения. Слово «национальный» в данном случае используется не в значении «общий, присущий всем», а в значении «русский». А. И. Солженицьш в статье «Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни», в частности, рассуждает о влиянии, воздействии на национальную общественную жизнь нравственного чувства отдельного человека. Писатель проводит мысль о том, что нация в целом может выразить духовные устремления, ценностный идеал «не больше, чем устами и перьями одиночек». И далее: «Только в историческом отдалении мы можем с несомненностью судить, насколько верно было передано одним человеком истинное душевное движение своей нации». Герой рассказов В. Шукшина, как всякая национальная языковая личность, отражает черты, усвоенные в рамках этнокультурной общности, которой принадлежит, и индивидуально-личностные признаки. Герои рассказов Шукшина, как известно, образно воплощают разные характеры, разные типы личностей, как положительные, так и вызывающие неодобрение. Поэтому закономерно возникает вопрос — о какой именно языковой личности идёт речь в работе. В фокусе исследования находится тот герой, который, с позиции автора, является носителем нравственных норм, отражает в своем мировидении ценностные идеалы жизни, черты характера которого, являясь предметом писательского осмысления, художественного изображения, проявляют устойчивые представления о значимых чертах человека. Почти все рассказы В. М. Шукшина содержат образ такого героя, который той или иной гранью своего характера раскрывает важные опоры национальных начал личности. Новизна работы определяется впервые предпринимаемым подходом к текстам рассказов В. Шукшина с позиции концепции языковой личности, что позволяет рассмотреть существенные черты речевого поведения персонажа как проявление его языковых, коммуникативных предпочтений, отражающих особенности его личности, существенные фрагменты картины мира, основные ценностные ориентиры. Цель работы - охарактеризовать языковую личность героя рассказов В. Шукшина, опираясь на выявление в субъектной речевой сфере персонажа особенностей его коммуникативного поведения, словоупотребления, демонстрирующих содержание мировидения и черты характера изображенной в тексте личности. Реализации цели служат следующие задачи: 1. Для уточнения подходов к анализу материала и определения теоретических принципов его изучения дать характеристику понятию языковая личность и смежных с ним категорий, опираясь на лингвистические исследования последнего времени. 2. Проанализировав фрагменты текстов, представляющих диалогическое общение, установить в речевом поведении героев ведущие типы диалогов и основных речевых жанров; выявить свойственные главному герою мотивы, цели общения в типовых ситуациях, описать стратегии и тактики, отметить особенности языковых средств, используемых для их реализации. 3. С опорой на установленные коммуникативно-деятельностные потребности личности в общении, доминантные рече-поведенческие вывести основные личностные черты героя, формирующие его образ. 4. Провести анализ субъектной речевой сферы главных героев рассказов, выявить актуальные тематические группы слов и ключевые слова, отражающие ценностные предпочтения героев и представляющие значимые фрагменты их картины мира. Отметить особенности семантики ключевых слов в индивидуальном лексиконе персонажа. 5. С учетом приоритетности в тематическом содержании речи героя и значимости в композиционно-смысловой структуре текстов выявить единицы, отражающие доминанты ценностного мира героя; дать их семантическое описание в контексте тезауруса ЯЛ. В качестве методов исследования выбран метод коммуникативно-прагматической характеристики, контекстуальный анализ, целью которого является раскрытие внутритекстовых связей слова и их речевых значений, метод статистического анализа. Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты вносят определенный вклад в разработку принципов анализа языковой личности - персонажа художественного текста, расширяют представления о значимых характеристиках коммуникативного поведения, свойственных русскому общению, дополняют новыми положениями теорию, связанную с описанием национальной картины мира, ее существенных составляющих. Проведенный в работе анализ демонстрирует возможность нового аспекта в лингвистическом изучении произведений В. Шукшина, в построении интерпретации текста с учетом лингвопрагматических характеристик изображенного в произведении общения. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ И ОПИСАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ - ГЕРОЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА. В ситуациях диалогического общения, изображенных в рассказах, значимыми являются следующие «коммуникативно-деятельностные потребности» личности (мотивационный уровень), определяющие специфику речевого поведения: а) склонность героя к защите собственного достоинства, самоуважение; б) стремление к отстаиванию собственных жизненных интересов и предпочтений, отражающих ценностные приоритеты его мировидения. Данные внутренние установки мотивируют аюуальность в дискурсе героя речевого жанра спора и ссоры как формы протеста, сопротивления несправедливости, защиты собственных духовных ценностей (. мировоззренческий и личностно-нравственный спор). Конфликтные ситуации выявляют обостренное чувство несправедливости, бунтарский дух, непокорность, стремление к борьбе за правду и справедливость. На вербально-семантическом уровне как следствие этих черт обнаруживается склонность к речевой экспрессии, проявлению эмоциональных реакций, выраженных элементами с экспрессивной стилистически сниженной окраской, эмотивными высказываниями. Важной составляющей мотивационного уровня в структуре ЯЛ героя является потребность выразить себя, потребность понимания со стороны другого, то есть тяготение персонажа к открытию души. Эта цель общения реализуется в свойственном дискурсу героя жанре «разговора по душам», отражающем его склонность и способность к рефлексии над основами жизни человека, демонстрирующем глубину этических переживаний героя («душа болит»). Рефлексия вокруг ключевых слов-тем (жизнь) обусловливает значимость в дискурсе героя слов, обозначающих духовные ценности {душа, бог, добро, зло, вера). В ситуациях общения герой нередко испытывает «коммуникативные недоразумения» - нарушения в коммуникативном (и личностном) взаимодействии с окружающими, что отражает дефицит понимания в ходе общения, мотивированный личностными особенностями героя, его странностью и непохожестью. «Коммуникативная неудача», которую терпит герой-«чудик», обусловлена столкновением мечты, необычной идеи героя со здравым смыслом, что приводит к тому, что цель, преследуемая говорящим, не достигается. При этом такой характер общения открывает в герое необычность интересов и стремлений, открытость и откровенность, простодушие и наивность. 4. Константами тезауруса ЯЛ героя являются духовные категории, представленные ключевыми словами (душа, сердце, боль, больно, жалко, стыдно, тоска, злость, мысль, размышление, раздумье, дума, жизнь, смерть, время, старость) и доминантами («правда», «любовь», «совесть»). Ключевые слова и доминанты обозначают важнейшие составляющие духовной жизни героя, являются знаками ценностной ориентации (тезауруса) личности, отражают склонность к размышлениям над собственной жизнью, к нравственной оценке поступков с позиции совести и стыда, стремлению «жать по совести». 5. Дискурс героя, затрагивающий важные бытийные категории (жизни и смерти, добра и зла, веры и неверия), строится в ситуациях неофициального, неформального общения, что определяет специфику речи как философскую по направленности и обиходно-разговорную по содержанию и форме, мотивируя семантические сдвиги в содержании этих категорий: абстрактно-умозрительные представления смещаются в сторону конкретно-практических. Апробация работы: основные положения и результаты диссертационного исследования изложены в научных публикациях и обсуждались на заседаниях аспирантского семинара кафедры русского языка как иностранного и методики его преподавания факультета филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета, на конгрессе «Русская литература в мировом культурном и образовательном пространстве».
2. РЕЧЕВЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕРСОНАЖА КАК СУБЪЕКТА ОБЩЕНИЯ. Значимые «идеи» ценностного мира личности, представительные для ее лингво-когнитивного уровня, обозначены в диссертации терминами ключевое слово и доминанта, второй из которых в сопоставлении с первым занимает более высокую ступень в иерархии идеалов личности, обозначая важнейшие нравственные, духовные ценности (правда, любовь, совесть). Эксплицированность этих категорий прямыми словесными номинациями не является обязательной (как, например, в случае с доминантой правда), представление об их актуальном присутствии в сознании человека формируется опосредованно - основывается на изображении целой жизненной ситуации, поступка человека, его рефлексии по поводу ситуации. В художественном тексте содержание доминант складывается на смысловом уровне, открывая важнейшие составляющие духовной жизни героя. Выявление ключевых слов в речевой сфере персонажа опиралось на два основных фактора: фактор частотности и фактор смысловой нагруженности, которая определялась по степени участия слова в воплощении ведущих тем, в развертывании характеристики персонажа, представлении его мировидения. На основании статистических данных, отражающих частотность слова в субъектной речевой сфере персонажа и наблюдений над значимостью слова в семантическом пространстве текста, в 12 из взятых для анализа рассказах были выделены актуальные тематические группы, относящиеся к полю «Человек». 1. В группе номинаций лица отмечена высокая регулярность слов, называющих членов семьи и близких родственников, что подчеркивает особую важность для сельского жителя родственных связей, принадлежности к близкому кругу родных людей. Номинации лица дифференцируются по принадлежности своему кругу близких односельчан (стилистически сниженные — мужик! (справный мужик, хитрый мужик), баба, девахи, ребятня, а также сочетание с именем собственным — бабка Маланья, дед Куделька, брат Дмитрий ) или «чужих» - городских (приезжий товарищ, интеллигентный товарищ, ответственный товарищ, обращение «граждане», лексема женщина» 2. Тематическая группа, называющая части тела человека, тесно связана с изображением внешности человека (его портретной характеристикой, отражением внешне проявленных внутренних состояний) глаза, голова, грудь, рука (ср.: умные, ясные глаза, в глазах умных большая спокойная грусть, любопытство и страх в глазах, глаза загорелись, глаза свирепо блестели, защемило в груди, вздрагивало в груди, подрагивание в груди, боль в груди). Использование слов этой группы показывает чаще всего взволнованное состояние, типичное для героя, остро реагирующего на все изменения окружающего его внешнего мира. 3. Семантика слов, называющих профессии, обогащается в контексте рассказов коннотациями, имеющими характеризующий, оценочный характер (Ср.: продавец, продавщица, снабженец, сторож склада, ответственный). Среди профессий самыми частотными оказались шофер, механик и слесарь. 4. Оценочная лексика, характеризующая человека, является одним из наиболее широких классов слов. Было проведено разграничение в зависимости от того, субъектом или объектом оценки является персонаж. Чаще всего вызывают одобрительную оценку 1: энергичность, любознательность, ____________________________ 1высоко ценятся героем храбрость, застенчивость, скромность, спокойствие, упрямство, терпение, доброта, совестливость, забота о близких; чаще всего вызывают неодобрительную оценку (осуждаются героями): пошлость, жадность, воровство, трусость, нахальство, хамство, бессовестность, безответственность, заносчивость, бестактность, зло, равнодушие к близким, мещанство. 5. Среди слов, характеризующих эмоционально-физические и интеллектуально-эмоциональные состояния в качестве ключевых выявлены: душа, сердце, боль, больно, жалко, тоска, злость. 6. Среди слов, именующих единицы ментального уровня, ментальные процессы, состояния ключевым является имя мысль, которое объединяет подгруппу наименований «единиц мысли» (мысль, идея, смысл), а также наименований ментальных процессов - действий, операций, производимых посредством «единиц мысли» (размыишение, раздумье, дума). 7. В дискурсе персонажа аюуальна лексико-семантическая группа, объединившая имена морально-этических и религиозных понятий (зло, добро, грех, право, правда, позор, истина, совесть, справедливость, стыд). 8. Роль ключевого в пределах лексико-семантической группы существительных, именующих действие, поступок, функцию, выполняет высокочастотное слово работа, обозначая одну из важнейших ценностных составляющих тезауруса ЯЛ персонажа. 9. Группы слов, называющих значимые временные ориентиры персонажа (жизнь, смерть, время, старость), чаще всего появляются в воспоминаниях и размышлениях героя о себе, о своей прожитой жизни. Отношение к прожитой жизни в тезаурусе героя в большей степени представляется критически. Она оценивается как наполненная а) рутиной (Всю жизнь Матвей делал то, что надо было делать), б) болью (Всю жизнь сердце кровью плакало и болело. ), в) пустотой (Хотел еще чего-нибудь вспомнить из своей жизни, но как-то совсем ничего не приходило в голову. ), г) бессмысленностью, вызывающей острое сожаление (Тьфу! — да растереть, вот и вся моя жизнь; Жалко свою прожитую жизнь. Не вышло жизни). Пространственные реалии (деревня, село, земля, город, дом) представляют, с одной стороны, родную, привычную для героя среду, которая соотносится с понятием Родина и с местом протекания всех жизненных событий. Поэтому данные слова, несомненно, представляют значимый участок в тезаурусе ЯЛ персонажа, называя ценности его мира. Проанализированные доминанты правда, любовь, совесть открывают значимые константы внутренней жизни героя, раскрывают его нетерпимость к обману, лжи, несправедливости. Семантическое содержание доминанты любовь формируется с помощью включения в речевую сферу героя слов боль, мысль, э/сизнь. Изучение контекстуальных связей слова любить выявило круг внутренних предрасположенностей и ценностных ориентаций героя: склонность к ощущению гармонии с миром, к жизни по собственной правде и принципам, любовь к родине, детям, родным, деревне и труду. Доминанта совесть и сопряженные с ней слова стыд, стыдно обнаруживают отличия в значении и употреблении. Слово совесть раскрывает более широкий семантический потенциал. Эта особенность связана с тем, что категория совести соотносится с изображением поступка, который часто составляет основу конфликта и становится центром этической рефлексии и оценки героя. В этической системе героев с позиции совести и стыда получают категоричное осуждение: предательство, безответственное поведение, неблагодарность равнодушие к близким, воровство, безделье. 3. ДОМИНАНТЫ ЦЕННОСТНОГО МИРА ГЕРОЕВ В. ШУКШИНА. Доминанты - стыд и совесть - отражают ценностные ориентиры героев В. Шукшина: тягу к совести, чести, стремление к защите собственного достоинства и справедливости. Совесть рассматривается как «барометр», реагирующий на нарушение нравственных норм. Эти нравственные нормы требуют преданности, благодарности, ответственности, заботы о близких, честности, трудолюбия. Они составляют «моральный кодекс» героев В. Шукшина и емко воплощаются в шукшинской формуле - «жить по совести».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В современной лингвистике все шире разрабатывается введение в научный обиход понятия языковой личности как субъекта деятельности и субъекта общения, с его намерениями, способностями, чувствами, мотивами. Эта категория получает многоаспектную характеристику, становясь объектом изучения в разных типах дискурса, в том числе и с опорой на художественный текст. Языковая личность - личность, проявляющая себя в речевой деятельности, обладающая собственным лексиконом, доминантными установками и коммуникативно-деятельностыми потребностями, реализуемыми в общении, а также совокупностью знаний и представлений, ценностных ориентаций (философских, нравственных, этических) и суммой свойственных этой личности мотивов, целей, интересов - может быть изучена и в аспекте текстового функционирования в художественном произведении. Языковая личность героя рассказов В. Шукшина, реконструированная на основе ее текстового воплощения, обнаруживает все конструктивные составляющие трехуровневой модели ЯЛ, обладая а) собственным лексиконом, б) суммой свойственных этой личности мотивов, целей, интересов, доминантными установками и коммуникативно-деятельностными потребностями, реализуемыми в общении, а также в) совокупностью знаний и представлений, ценностных ориентаций (философских, нравственных, этических). В работе рассмотрены личностные характеристики героев рассказов В. Шукшина сквозь призму их коммуникативного поведения. Речевое поведение персонажа как субъекта изображенной коммуникации обусловлено усвоенными в пределах национального коллектива нормами общения, что позволяет исследовать и выявить характеристики, свойственные русскому общению, проявляющиеся в выборе приоритетных жанров речи, используемых стратегий и тактик, стереотипов поведения. В речевом общении герои рассказов В. Шукшина проявляют устойчивую склонность к спору, ссоре (основным побудительным мотивом которых является потребность самовыражения и защита достоинства), а также к «разговору по душам», который отражает стремление к исповеди и близкому человеческому общению, желанию «открытия души». Для диалогического общения, протекающего в ситуациях повседневной жизни (преимущественно между мужчинами) актуальны темы, затрагивающие важные бытийные категории (жизни и смерти, добра и зла, веры и неверия), которые являются философскими по содержанию и обиходно-разговорными по форме. Анализ речевого поведения героев рассказов В. Шукшина позволил выявить их личностные характеристики («бунтарство», отстаивание справедливости, защита интересов, непокорность, достоинство) как свойства индивидуальной языковой личности, так и носителей русского языка в целом. Анализ словаря персонажа, а также выводимые из текстового описания его речевого и неречевого поведения смысловые компоненты позволяют выявить значимые единицы мировидения героя (ключевые слова, смысловые доминанты), ценностные приоритеты, представляющие фрагменты картины мира героя, к числу которых в тезаурусе ЯЛ героя рассказов В. Шукшина относятся доминанты правда, любовь, совесть. Ключевые слова (душа, человек, жизнь, жалко, мысль) и смысловые доминанты в субъектной речевой сфере героя обнаруживают речевые значения, смысловые приращения, показывают семантический потенциал слова, реализованный в дискурсе персонажа. Изучение текста сквозь призму ЯЛ, при котором заостряется внимание на речевом аспекте личности героя, дает возможность строить анализ рассказов, объективируя наблюдения за личностными характеристиками персонажа, прослеживая речевые процессы формирования его образа. В заключение хочется привести слова самого Василия Макаровича Шукшина: «. Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами. Уверуй, что все было не зря: Наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наше страдание - не отдавай всего этого за понюх табаку. Мы умели жить. Помни это. Будь человеком» 1
____________________________ 1 Из последнего письма в издательство «Молодая гвардия» 21 августа 1974 года СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бахтин М. М. Проблема речевых жанров // Бахтин М. М. Собраниесочинений: в 7т. Т. 5. М., 1996. С. 159 206. 2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. 423 с. 3. Богданов В. В. Речевое общение: Прагматические и семантические аспекты: Учебое пособие. Л., 1990. 88 с. 4. Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов: Автореф. дис. д-ра филол. наук. Л., 1984. 5. Вежбицка А. Речевые жанры в свете теории элементарных смысловых единиц. // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М., 2007. С. 68 80. 6. Гинзбург Л. Я. О литературном герое. Л., 1979. 222 с. 7. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе. М., 1999. 443 с. 8. Жанры речи. Саратов, 2007. Вып. 5. С. 209 224. 9. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М., 2004. -390 с. 10. Карасик В. И. Язык социального статуса. М., 2002. 333 с. 11. Коробов В. И. Василий Шукшин. М., 1984. 286 с. 12. Коробов В. И. Шукшин: Вещее слово. М., 2009. -420 с. 13. Левашова О. Г. Рассказ В. М. Шукшина «Капроновая елочка» и рождественский рассказ // Творчество В. М. Шукшина. Барнаул, 1997. С. 109-114. 14. Лушникова Ю. В. Непонимание между персонажами как феномен художественной коммуникации (на материале рассказа В. М. Шукшина «Осмысле жизни») // Язык прозы В. М. Шукшина. Теория. Наблюдения. Лексикографическое описание. Барнаул, 2001. С 102 105. 15. Седов К. Ф. Разговор // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М., 2007. С. 220 230. 16. Седов К. Ф. Речевое поведение и типы языковой личности // Культурно-речевая ситуация в современной России. Екатеринбург, 2000. С. 298-312. 17. Сигов В. Г. Русская идея В. М. Шукшина. Концепция народного характера и национальной судьбы в прозе. М., 1999. 302 с. 18. Шукшин В. М. Проблемы языка // Тесно жить / Василий Шукшин. М., 2006. С. 297-301.
|
|||
|