Ситуация_1. Студентка, выполняя курсовую работу по теме «Игра», должна была собрать необходимый фактический материал, используя метод наблюдения. Придя в начальную школу, она обратилась к ученикам с такими словами: «Мне сегодня необходимо понаблюдать за тем, как вы играете! »
| Вопрос. Будут ли данные, полученные студенткой, достоверными?
Какое необходимое условие было нарушено студенткой?
| Ответ. Полученные данные будут недостоверными, так как ученики не должны знать ни истинных целей наблюдения, ни того, что за ними наблюдают.
Иначе это исказит характер поведения детей.
Наблюдение проводится в привычных для детей условиях деятельности, проводит его обычно человек к которому ученики привыкли
|
Ситуация_2. Классный руководитель обратил внимание, что Коля и Вася подружились. Это удивило педагога, так как в характере обоих мальчиков не было заметно ничего общего. Учитель решил выяснить, на чем основана дружба мальчиков.
| Вопрос. Какими методами воспользуется педагог, чтобы выяснить это?
| Ответ. Учитель может воспользоваться методом наблюдения по заранее составленному плану, а также беседой по разработанным целевым вопросам. Педагогу важно изучить продукты деятельности обоих друзей. Можно провести специально разработанный эксперимент.
|
Ситуация_3. Многие учителя считают, что во время наблюдения мы видим то, что уже знаем, а неизвестное проходит мимо нашего внимания.
| Вопрос. Правомерно ли такое суждение? Что необходимо сделать, чтобы наблюдение было эффективным?
| Ответ. Да, правомерно. Перед началом: необходимо четко сформулировать цель и составить план наблюдения: продумать организацию, условия наблюдения, форму записи, способ регистрации
|
Ситуация_4. Во время наблюдения студентка записала: «Саша внимательно слушал объяснения учителя. Об этом, казалось, свидетельствовала его поза: он смотрел на воспитателя, не отвлекаясь. Однако, когда его спросили, он ответил неправильно».
| Вопрос. Всегда ли по внешнему виду ребенка можно судить о протекающих психических процессах ребенка?
| Ответ. По внешнему виду ребенка не всегда можно сделать правильный вывод о характере внутренних психических процессов. Одни дети могут скрывать свои переживания, а у других они «написаны» на лице
|
Ситуация_5. Наблюдение — один из основных методов изучения развития детей
| Вопрос. Перечислите симптомы (признаки), которые фиксируются при осуществлении метода наблюдения. Почему важно при регистрации факта зафиксировать явления, сопутствующие ему?
| Ответ. Симптомами наблюдения являются:
1. Движения, действия, деятельность.
2. Высказывания, речь.
3. Мимика и пантомимика.
4. Вегетативные реакции.
5. Поступки, которые совершают дети в повседневной жизни.
В процессе наблюдения учитель может прослеживать внешние явления поведения ребенка: его действия с предметом, словесные высказывания, выразительные движения и т. д.
Но учитель интерпретирует не сами по себе внешние проявления, а скрывающиеся за ними процессы, качества, состояния.
Одни и те же проявления могут выражать разные внутренние состояния.
|
Ситуация_6. Изучать заинтересованность ребенка 9 лет решением занимательных математических задач можно методом наблюдения.
| Вопрос: составьте план наблюдения. Определите способы регистрации наблюдаемых факторов
Примерный план:
- Ученику нравится решать занимательные задачи по математике, доводит дело до конца +-
- Охотно берется за решение задач, не доводит дело до конца +-
- Неохотно берется за решение задач +-
- Любит решать задачи один +-
| Ответ: Регистрировать наблюдаемые вопросы можно по-разному. Например, для каждого вопроса отвести страницу, затем выбрать тех детей, которые соответствуют этому определению. Такая форма предоставляет возможность делать пространные записи, отметив их соответствующей да той, указав условия, сопутствующие наблюдению Можно отмечать наблюдения в виде сводной таблицы. Преимущество ее в том, что в ней наглядно представлены все ученики и создается возможность видеть детей со сходными проявлениями.
|