Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задачи – ситуации с использованием метода наблюдения



 

Ситуация_1. Студентка, выполняя курсовую работу по теме «Игра», должна была собрать необходимый фактический материал, используя ме­тод наблюдения. Придя в начальную школу, она обратилась к ученикам с такими словами: «Мне сегодня необ­ходимо понаблюдать за тем, как вы иг­раете! » Вопрос. Будут ли данные, полученные студенткой, достоверными?  Какое необходимое условие было нарушено студенткой? Ответ. Полученные данные будут не­достоверными, так как ученики не должны знать ни истинных целей на­блюдения, ни того, что за ними наблю­дают. Иначе это исказит характер по­ведения детей. Наблюдение проводит­ся в привычных для детей условиях деятельности, проводит его обычно че­ловек к которому ученики привыкли
Ситуация_2. Классный руководитель обратил внимание, что Коля и Вася подружились. Это удивило педагога, так как в характере обоих мальчиков не было заметно ничего общего. Учитель решил выяснить, на чем основана дружба мальчиков. Вопрос. Какими методами воспользу­ется педагог, чтобы выяснить это? Ответ. Учитель может воспользовать­ся методом наблюдения по заранее со­ставленному плану, а также беседой по разработанным целевым вопросам. Пе­дагогу важно изучить продукты дея­тельности обоих друзей. Можно про­вести специально разработанный эксперимент.  
Ситуация_3. Многие учителя считают, что во время наблюдения мы видим то, что уже знаем, а неизвестное проходит мимо нашего внимания.   Вопрос. Правомерно ли такое суждение? Что необходимо сделать, чтобы наблюдение было эффективным?           Ответ. Да, правомерно. Перед началом: необходимо четко сформулировать цель и составить план наблюдения: продумать организацию, условия наблюдения, форму записи, способ регистрации  
Ситуация_4. Во время наблюдения студентка записала: «Саша вниматель­но слушал объяснения учителя. Об этом, казалось, свидетельствовала его поза: он смотрел на воспитателя, не отвлекаясь. Однако, когда его спросили, он ответил неправильно». Вопрос. Всегда ли по внешнему виду ребенка можно судить о протекающих психических процессах ребенка? Ответ. По внешнему виду ребенка не всегда можно сделать правильный вы­вод о характере внутренних психиче­ских процессов. Одни дети могут скрывать свои переживания, а у других они «написаны» на лице    
Ситуация_5. Наблюдение — один из основных методов изучения развития детей   Вопрос. Перечислите симптомы (при­знаки), которые фиксируются при осуществлении метода наблюдения. Почему важно при регистрации фак­та зафиксировать явления, сопутст­вующие ему? Ответ. Симптомами наблюдения явля­ются: 1. Движения, действия, деятель­ность. 2. Высказывания, речь. 3. Мимика и пантомимика. 4. Вегетативные реакции. 5. Поступки, которые совершают дети в повседневной жизни. В процессе наблюдения учитель может прослеживать внешние явления пове­дения ребенка: его действия с предме­том, словесные высказывания, вырази­тельные движения и т. д. Но учитель интерпретирует не сами по себе внеш­ние проявления, а скрывающиеся за ними процессы, качества, состояния. Одни и те же проявления могут выражать разные внутренние состояния.
Ситуация_6. Изу­чать заинтересо­ванность ребенка 9 лет решением за­нимательных мате­матических задач можно методом на­блюдения.   Вопрос: составьте план наблюдения. Определите способы регистрации наблюдаемых факторов Примерный план: - Ученику нравится решать занимательные задачи по математике, доводит дело до конца +- - Охотно берется за решение задач, не доводит дело до конца +- - Неохотно берется за решение задач +- - Любит решать задачи один +- Ответ: Регистрировать наблюдаемые вопросы можно по-разному. Например, для каждого вопроса отвести страницу, затем выбрать тех детей, которые соответствуют этому определению. Такая форма предоставляет возможность де­лать пространные записи, отметив их соответствующей да­ той, указав условия, сопутствующие наблюдению Можно отмечать наблюдения в виде сводной таблицы. Преимущество ее в том, что в ней наглядно представлены все ученики и создается возможность видеть детей со сходными проявлениями.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.