Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Психология



 

Объект, предмет и задачи психологии.

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики (ввел Христиан Вольф 17 век)

 

      Предмет – основные закономерности, порождение и функционирования психической реальности.

Объект – это психика человека, т. е. внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окр. Миром и в процессе отражении им этого мира.

 

                       Задачи:

 - качественное изучение психической реальности.

- анализ формирование и развитие психического явления.

 - изучение физиологических механизмов психический явлений.

 - содействие внедрению психических знаний в практику жизни и деятельности людей.

понятие психики.

Психика – это свойства высокоорганизованной материи ( головной мозг), которое заключается в активном отражении субъекивном и объективном мире, в построении субъектов отчуждеаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Свойства:

- отражение воздействий окр. Действительности

-осознание человека своего места в окр. Реальности

-регуляция поведения и деятельности.

 

Виды:

- психические процессы (а. позновательная сфера. Б. эмоционально-волевая сфера. )

- психические свойства

- психическое состояние

- психическое образование.

Структура современной психологии.

- психология и педагогика

- педагогическая психология

- юридическая психология

- общая психология

- психология управления

- психология делового общения

- медицинская психология (а. неропсихология,.. б. психоформакология,.. в. психотерапия,..  г. психогигиена,.. д. психопрофилактика. )

Соотношение житейской и научной психологии.

Житейские Научные
1. конкретность. Знания обобщены
2. интуитивный характер знаний. Знания рациональны и осознаны
3. передача знаний. Затруднена. Знания накапливаются и передаются
4. источник знаний. Наблюдений Источник – эксперимент
5. знания ограничены. Знания расширяются и обогощяются

Методы исследования в психологии.

а. организационные методы.

- сравнительные ( заключается в сопоставлении различных групп людей по возрасту, образованию и т. д. )

- лонгитюдный ( состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени)

- комплексный (способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук. )

           Б. эмпирические методы.

- наблюдение

-самонаблюдение

            В. Экспериментальные методы.

 - эксперимент

- лабораторный эксперимент ( осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов. )

- естественный эксперимент (психологических эксперимент, включенный в деятельность или общение незаметно для испытуемого. )

- формирующий эксперимент (метод исследования и форматирования психического процесса, состояния или качества личности. )

                 Г. Психодиагностические методы.

- тест                      - тесты достижений             - тесты интеллекта             - тесты креативности            - тесты личностные

- тесты прожективные (проективные)           - анкета                 - социометрия                  -интервью                         - беседа

Ощущение, их свойства и виды

Ощущение – это процесс отражение в сознании отдельных признаков и свойств предметов, явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

 

Виды:

- интероцетивная (информация)

- экстроцитивная (инфо поступает из внешнего мира. )

А. дистантные ощущение (слуховые)

Б. контактные ощущения(вкусовые)

- полполцегьтвгые (инфо о положении нашего тела в пространстве. )

Свойства:

- Качество - основная особенность данного ощущения, позволяющая отличать одни виды ощущений от других и варьирующаяся в пределах данного вида.

- Интенсивность - это количественная характеристика ощущений, т. е. большая или меньшая сила их проявления.

- Продолжительность (длительность) – временная характеристика ощущений; это время, в течение которого сохраняется конкретное ощущение непосредственно после прекращения воздействия раздражителя.

- Пространственная локализация – свойство ощущений, которое заключается в том, что переживаемые ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.

Восприятие, его свойства и закономерности.

Восприятие – это

Свойства:

- предметность – это способность человека отражать не просто физические тела, как вещества, а предметы, которые имеют определенные значение.

- целостность – это выражается в том, что образы отражаемых предметов, выступают в сознании человека в совокупности многих качеств и свойств

- константность ( постоянство)

- Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу

- Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека.

Закономерности:

                   Виды:

- простые – работа одного анализатора

- сложные – работа с несколькими анализаторами одновременно.

- непреднамеренное – это восприятия предмета без специально поставленной задачи.

- преднамеренное – сознательно поставленная цель, которая всегда связано с волевым усилием

- апперцепчия – это зависимость восприятия от прошлого опыта человека.

- иллюзия – неправильное, искаженное восприятие предметов и явлений действительности.

Внимание, виды и свойства внимания

Внимание – это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект

            Виды:

-непроизвольное

- произвольно

-послепроизвольная

                    Свойства:

- концентрированность (это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте. )

- интенсивность (характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом)
- устойчивость – это способность задерживаться на восприятии одного объекта.

-объем – это способность человека сосредотачиваться и воспринимать определенное количество объектов.

- распределение ( т. е. способность сосредоточивать внимания на нескольких объектах одновременно)

- переключение внимания (понимается как возможность более или менее легко и достаточно быстро перезода от одного вида деятельности в другому. )

Воображение, его функции и виды.  

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла.

 

Функции воображения:

- Образное представление действительности;

- Регулирование эмоциональных состояний;

- Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;

- Формирование внутреннего плана действий.

 

Виды воображения:

- Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.

- Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.

- Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.

- Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Память, её виды и процессы. Индивидуальные особенности памяти людей.

Память – это процесс запоминания, сохранение и последующего воспроизведение того, что человек делал, воспринимал, о чем переживал и т. д.

Виды:

- двигательная память (т. е. способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций. )

- образная память ( т. е. возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия)

- эмоциональная память ( представляющая собой запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов)

- вербальная память (с её помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий. )

- непроизвольная (случайно запоминаем, то что не надо) и произвольная (то что надо запомнить) память.

                            Процессы:

- запоминание, происходит прежде всего анализ и идентификация различных характеристик поступающей инфо.

- хранение информации, связанный с её организацией и удержанием.

- воспроизведение, непроизвольное или произвольное(припоминание).

- забывание

Мышление, содержание мышления, его виды и формы.

Мышление – это переработка информации в процессе течения мыслей, образов и ощущений.

                       Формы:

- понятие

-суждение

-умозаключение.

                           Виды:

- Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления;

- Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления;

- Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности;

- Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе;

Мышление и интеллект. Интеллект и факторы его развития.

Мышление – это переработка информации в процессе течения мыслей, образов и ощущений.

 

Интеллект – это способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.

 

Факторы развития:

- генетическая обусловленность, т. е. влияние наследственной информации, полученной от родителей, на направление и возможности интеллекта.

- физическое и психическое состояние матери (питание, здоровье) во время беременности и т. д.

- хромосомные аномалии (болезнь Дауна)

- экологические условия, употребление лекарственных средств, наркотиков и т. д.

Психофизиология эмоций. Основные эмоциональные состояния.

 

Эмоции:

- интерес -радость -удивление     -страх          -вина

-стыд      -презрение   -гнев     -отвращение       -печаль

Стресс и его особенности.

Стресс – это неспецифических ответ организма на любые предъявления ему требований раздражителя. Ввил Селье.

- положительный (эустресс, эвстресс. )

-отричательный (дистресс)

Виды:

- личностный

- семейный

- рабочий

-общественный

-экологический

-финансовый

-внутреннеличностный.

Формы переживания чувств. Виды чувств.

Чувство – это высшая эмоция у человека, которая связаны с другим человеком, предметами, явлениями или событиями.

                       Виды:

- симпатия и антипатия

- привязанность (а. простая,. б. сдержанная,. в. тревожная. )

- дружба

- любовь

-ненависть

-псевдочувство ( - чувство долга, - чувство нового, - чувство собственного Я, - чувство сопричастности)

                           Переживание – это ощущение сопровождаемые эмоциями.

 - приятные (радость, страх, интерес)

-неприятные (страх, вина, стыд и т. д. )

Воля и ее характеристика.

Воля – это внутренний контроль со стороны человека, его собственного поведения, связанного с его сознанием и мышление, с принятием решения и его последующего выполнения.

Особенности темперамента как проявления свойств нервной системы. Типы темпераментов.

Темперамент – это индивидуальное природно-обусловленное совокупность динамичных процессов психики, скорость, ритм, интенсивность психического состояния.

 

Виды: (по Гипократу)

- сангвиник

-холерик

- меланхолик

-плегматик

Виды: (По Кречмеру)

- лектосоматик ( хрупкий, высокий, плоская грудная клетка, узкие плечи, длинные ноги и руки, худые. )

- атлетик ( отличное телосложение, развитая мускулатура, узкие бедра)

- пикник (выраж. Жир. Тканью, излишен вес)

- диспластик (бехформенный)



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.