|
||||||||||||||
Психология
Объект, предмет и задачи психологии. Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики (ввел Христиан Вольф 17 век)
Предмет – основные закономерности, порождение и функционирования психической реальности. Объект – это психика человека, т. е. внутренний мир личности, который возникает в процессе взаимодействия человека с окр. Миром и в процессе отражении им этого мира.
Задачи: - качественное изучение психической реальности. - анализ формирование и развитие психического явления. - изучение физиологических механизмов психический явлений. - содействие внедрению психических знаний в практику жизни и деятельности людей. понятие психики. Психика – это свойства высокоорганизованной материи ( головной мозг), которое заключается в активном отражении субъекивном и объективном мире, в построении субъектов отчуждеаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности. Свойства: - отражение воздействий окр. Действительности -осознание человека своего места в окр. Реальности -регуляция поведения и деятельности.
Виды: - психические процессы (а. позновательная сфера. Б. эмоционально-волевая сфера. ) - психические свойства - психическое состояние - психическое образование. Структура современной психологии. - психология и педагогика - педагогическая психология - юридическая психология - общая психология - психология управления - психология делового общения - медицинская психология (а. неропсихология,.. б. психоформакология,.. в. психотерапия,.. г. психогигиена,.. д. психопрофилактика. ) Соотношение житейской и научной психологии.
Методы исследования в психологии. а. организационные методы. - сравнительные ( заключается в сопоставлении различных групп людей по возрасту, образованию и т. д. ) - лонгитюдный ( состоит в многократных обследованиях одних и тех же лиц на протяжении длительного времени) - комплексный (способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители различных наук. ) Б. эмпирические методы. - наблюдение -самонаблюдение В. Экспериментальные методы. - эксперимент - лабораторный эксперимент ( осуществляется в искусственных условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов. ) - естественный эксперимент (психологических эксперимент, включенный в деятельность или общение незаметно для испытуемого. ) - формирующий эксперимент (метод исследования и форматирования психического процесса, состояния или качества личности. ) Г. Психодиагностические методы. - тест - тесты достижений - тесты интеллекта - тесты креативности - тесты личностные - тесты прожективные (проективные) - анкета - социометрия -интервью - беседа Ощущение, их свойства и виды Ощущение – это процесс отражение в сознании отдельных признаков и свойств предметов, явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
Виды: - интероцетивная (информация) - экстроцитивная (инфо поступает из внешнего мира. ) А. дистантные ощущение (слуховые) Б. контактные ощущения(вкусовые) - полполцегьтвгые (инфо о положении нашего тела в пространстве. ) Свойства: - Качество - основная особенность данного ощущения, позволяющая отличать одни виды ощущений от других и варьирующаяся в пределах данного вида. - Интенсивность - это количественная характеристика ощущений, т. е. большая или меньшая сила их проявления. - Продолжительность (длительность) – временная характеристика ощущений; это время, в течение которого сохраняется конкретное ощущение непосредственно после прекращения воздействия раздражителя. - Пространственная локализация – свойство ощущений, которое заключается в том, что переживаемые ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. Восприятие, его свойства и закономерности. Восприятие – это Свойства: - предметность – это способность человека отражать не просто физические тела, как вещества, а предметы, которые имеют определенные значение. - целостность – это выражается в том, что образы отражаемых предметов, выступают в сознании человека в совокупности многих качеств и свойств - константность ( постоянство) - Осмысленность — предмет сознательно воспринимается, мысленно называется (связывается с определённой категорией), относится к определённому классу - Апперцептивность — на восприятие оказывает влияние общее содержание психики человека. Закономерности: Виды: - простые – работа одного анализатора - сложные – работа с несколькими анализаторами одновременно. - непреднамеренное – это восприятия предмета без специально поставленной задачи. - преднамеренное – сознательно поставленная цель, которая всегда связано с волевым усилием - апперцепчия – это зависимость восприятия от прошлого опыта человека. - иллюзия – неправильное, искаженное восприятие предметов и явлений действительности. Внимание, виды и свойства внимания Внимание – это избирательная направленность восприятия на тот или иной объект Виды: -непроизвольное - произвольно -послепроизвольная Свойства: - концентрированность (это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте. ) - интенсивность (характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом) -объем – это способность человека сосредотачиваться и воспринимать определенное количество объектов. - распределение ( т. е. способность сосредоточивать внимания на нескольких объектах одновременно) - переключение внимания (понимается как возможность более или менее легко и достаточно быстро перезода от одного вида деятельности в другому. ) Воображение, его функции и виды. Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла.
Функции воображения: - Образное представление действительности; - Регулирование эмоциональных состояний; - Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека; - Формирование внутреннего плана действий.
Виды воображения: - Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. - Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. - Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. - Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Память, её виды и процессы. Индивидуальные особенности памяти людей. Память – это процесс запоминания, сохранение и последующего воспроизведение того, что человек делал, воспринимал, о чем переживал и т. д. Виды: - двигательная память (т. е. способность запоминать и воспроизводить систему двигательных операций. ) - образная память ( т. е. возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия) - эмоциональная память ( представляющая собой запечатление пережитых нами чувств, собственных эмоциональных состояний и аффектов) - вербальная память (с её помощью образуется информационная база человеческого интеллекта, осуществляется большинство мыслительных действий. ) - непроизвольная (случайно запоминаем, то что не надо) и произвольная (то что надо запомнить) память. Процессы: - запоминание, происходит прежде всего анализ и идентификация различных характеристик поступающей инфо. - хранение информации, связанный с её организацией и удержанием. - воспроизведение, непроизвольное или произвольное(припоминание). - забывание Мышление, содержание мышления, его виды и формы. Мышление – это переработка информации в процессе течения мыслей, образов и ощущений. Формы: - понятие -суждение -умозаключение. Виды: - Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, возникающий в практической деятельности и являющийся основой для формирования более сложных видов мышления; - Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления; - Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. При словесно-логическом мышлении оперируя логическими понятиями, субъект может познавать существенные закономерности и ненаблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности; - Абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление - вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое и абстрактно-логическое мышление являются последовательными этапами развития мышления в филогенезе и в онтогенезе; Мышление и интеллект. Интеллект и факторы его развития. Мышление – это переработка информации в процессе течения мыслей, образов и ощущений.
Интеллект – это способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.
Факторы развития: - генетическая обусловленность, т. е. влияние наследственной информации, полученной от родителей, на направление и возможности интеллекта. - физическое и психическое состояние матери (питание, здоровье) во время беременности и т. д. - хромосомные аномалии (болезнь Дауна) - экологические условия, употребление лекарственных средств, наркотиков и т. д. Психофизиология эмоций. Основные эмоциональные состояния.
Эмоции: - интерес -радость -удивление -страх -вина -стыд -презрение -гнев -отвращение -печаль Стресс и его особенности. Стресс – это неспецифических ответ организма на любые предъявления ему требований раздражителя. Ввил Селье. - положительный (эустресс, эвстресс. ) -отричательный (дистресс) Виды: - личностный - семейный - рабочий -общественный -экологический -финансовый -внутреннеличностный. Формы переживания чувств. Виды чувств. Чувство – это высшая эмоция у человека, которая связаны с другим человеком, предметами, явлениями или событиями. Виды: - симпатия и антипатия - привязанность (а. простая,. б. сдержанная,. в. тревожная. ) - дружба - любовь -ненависть -псевдочувство ( - чувство долга, - чувство нового, - чувство собственного Я, - чувство сопричастности) Переживание – это ощущение сопровождаемые эмоциями. - приятные (радость, страх, интерес) -неприятные (страх, вина, стыд и т. д. ) Воля и ее характеристика. Воля – это внутренний контроль со стороны человека, его собственного поведения, связанного с его сознанием и мышление, с принятием решения и его последующего выполнения. Особенности темперамента как проявления свойств нервной системы. Типы темпераментов. Темперамент – это индивидуальное природно-обусловленное совокупность динамичных процессов психики, скорость, ритм, интенсивность психического состояния.
Виды: (по Гипократу) - сангвиник -холерик - меланхолик -плегматик Виды: (По Кречмеру) - лектосоматик ( хрупкий, высокий, плоская грудная клетка, узкие плечи, длинные ноги и руки, худые. ) - атлетик ( отличное телосложение, развитая мускулатура, узкие бедра) - пикник (выраж. Жир. Тканью, излишен вес) - диспластик (бехформенный)
|
||||||||||||||
|