|
|||
1. Принципы, цели, методы семейного воспитания
Семейное воспитание имеет свои принципы. Наиболее общие из них: · гуманность и милосердие к растущему человеку; · вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как ее равноправных участников; · открытость и доверительность отношений с детьми; · оптимистичность взаимоотношений в семье; · последовательность в своих требованиях (не требовать невозможного); · оказание посильной помощи своему ребенку, готовность отвечать на вопросы.
Кроме этих принципов есть ряд частных, но не менее значимых для семейного воспитания: § запрещение физических наказаний, § запрещение читать чужие письма и дневники; § не морализировать, § не говорить слишком много, § не требовать немедленного повиновения, § не потакать и др. Все принципы, однако, сводятся к одной мысли: детям рады в семье не потому, что дети хорошие, с ними легко, а дети хорошие и с ними легко оттого, что им рады.
Целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. Именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Еще Ж. -Ж. Руссо утверждал, что каждый последующий воспитатель оказывает на ребенка меньшее влияние, чем предыдущий.
Семейному воспитанию присущи свои методы, а вернее, приоритетное использование некоторых из них. Это: § личный пример, § обсуждение, § доверие, § показ, § любовь, § сопереживание, § возвышение личности, § контроль, § юмор, § поручение, § традиции, § похвала, § сочувствие и т. д. Отбор идет сугубо индивидуально с учетом конкретных ситуационных условий.
|
|||
|