|
|||
Дополнение к вопросу 1. Эти материалы помогут выполнить ту часть вопроса, который предложен на самостоятельную работу.Дополнение к вопросу 1. Эти материалы помогут выполнить ту часть вопроса, который предложен на самостоятельную работу. Направления практического применения психологических исследований
1. Психологические исследования имеют значение в развитии и совершенствовании системы специального образования. Исследования являются основой создания и совершенствования системы обучения. 1. 1. Педагоги-исследователи, учителя, обучающие детей с недостатками развития, в той или иной мере, с разной степенью осознанности опираются на данные психологических исследований. 1. 2. Психологи и педагоги (в отдельных случаях и врачи) взаимодействуют при 1) создании системы обучения, 2) разработке содержания, методов, средств обучения детей с недостатками развития. Практика показывает эффективность такого взаимодействия. 1. 3. Психологическая оценка эффективности методов, содержания и различных средств обучения с помощью д и а г н о с т и ч е с к и х методик (типа интеллектуальных тестов или критериально-ориентированных тестов), которые разрабатываются психологами. Такие исследования, направленные на выявление развивающего влияния методики обучения, проводятся редко. Обычно учителя – авторы новых методик обучения изучают прямой эффект обучения – результат усвоения программного материала (педагогический аспект). Это является недостаточно убедительным показателем.
2. Изучение динамики развития учащихся в специальных образовательных учреждениях и в условиях интегрированного обучения.
Современная диагностическая работа с детьми в образовательных (и не только в образовательных) учреждениях должна опираться на новые оригинальные технологии обследования. На этом этапе психологу приходится использовать такие направления современной психологической науки, как клиническая детская психология, нейропсихология детского возраста, психосоматика детского возраста (в ее психологическом аспекте), не говоря уже о возрастной психологии, а также использовать элементы педагогических, в частности логопедических и медицинских, знаний. А также педиатрии, детской психиатрии, медицинской генетики, педагогики (в том числе специальной/коррекционной педагогики)
Подобная диагностическая работа должна проводится в едином «ключе», где основой является комплексная многоаспектная квалификация состояния ребенка.
|
|||
|