Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мамонтова С.Н. 55 страница



Наиболее оправдывает себяздесь тактический контрприем - предложение преступникам выделить своегопредставителя (посредника) для обсуждения в более спокойной обстановкевыдвинутых ими условий. Преступники обычно опасаются, что их представительможет вне контроля соучастников пойти на поводу у сотрудников правоохранительныхорганов. Эти сомнения необходимо рассеять, предложив преступникам самимопределить, где и когда может быть установлен контакт с их представителем, как они будут информироваться о ходе переговоров. Замечено, что выделениепреступниками представители обычно направляет переговоры в более спокойноерусло.

Во втором периоде переговороввозможен перехват у преступников инициативы в диалоге. Это обеспечиваетповышение эффективности психолого-педагогического воздействия на преступников, склонение их к отказу от противоправного поведения. В результате они снижаютсвою активность в переговорах, делают паузы для ответа на предложения стороны, захватившей инициативу в диалоге, теряют последовательность в своих утвержденияхи требованиях, занимают оборонительную позицию, начинают прислушиватьсяк доводам и суждениям другой стороны. Главным доводом во всех перегово-

pax, связанных с захватомзаложников, должна быть постоянно подчеркиваемая для преступников в различнойинтерпретации мысль о том, что диалог с ними имеет смысл лишь в том случае, если они гарантируют жизнь и здоровье заложникам. В противном случае применениесилы закона является правомерным и неотвратимым, вплоть до использованияоружия на поражение. На протяжении всего времени переговоров необходимоподдерживать у преступников убеждение в возможном удовлетворении их требований, чтобы удержать их от насилия по отношению к заложникам или от совершенияими других преступных намерений.

Эти два периода переговоровс преступниками могут быть детализированы. Выделение в них ряда этаповпозволяет более свободно ориентироваться в ходе диалога с преступниками, способствует достижению большей логичности и последовательности ведениятакого диалога, повышает профессионализм в осуществлении переговоров спреступниками, помогает более быстрому получению необходимых результатов.

Первый этап - во время егореализации обобщается первоначальная информация о возникновении криминальнойситуации, требующей ведения переговоров, принимается решение об их ведении, выделяются переговорщики, собираются дополнительные данные о создавшемсяконфликте, определяется тактика ведения диалога с преступниками, устанавливаютсяконтакты с ними, достигается стабилизация обстановки.

Второй - " захват позиций". В ходе его осуществления организуется задействование сил и средств, обеспечивающихобщественную безопасность, прорабатывается возможность разрешения конфликтасилой, изыскиваются меры психолого-педагогического воздействия на преступникови склонения их к отказу от противоправного поведения.

Третий этап включает в себявыдвижение условий и обсуждение их приемлемости, поиск компромиссов, нахождениевариантов взаимоприемлемых решений, торг, психологическую борьбу.

Четвертый - включает достижениеполного или частичного соглашения, определение путей его реализации, анализпроведенной работы.

На всех этапах переговоровнадо постоянно иметь в виду возможность уменьшения числа заложников, впервую очередь женщин, детей, больных и пожилых людей, используя для этоговсе поводы. Каждый освобожденный заложник - успех, достигнутый переговорщиками. Выделение указанных периодов и этапов позволяет более конкретно определятьформы и методы психологического воздействия на преступников, добиваясьбольшей его эффективности.

Тактика при " тупике" переговоров. Анализ требований, выдвигаемых преступниками, позволяет определитьмотивы преступных действий и три категории выдвигаемых условий:

• непротивоправные, приемлемые(выслать комиссию для проверки жалоб, представить возможность выступитьв средствах массовой информации, предъявить претензии к государственными иным органам, добиться возвращения долгов, разрешить бытовые конфликтыи т. д. );

• противоправные, приемлемые(добиться выезда за рубеж, получить выкуп, транспортные средства ит. д. );

• противоправные, неприемлемые.

Закон " О борьбе с терроризмом" установил, что при ведении переговоров с террористами в качестве условийпрекращения ими террористической акции не должны рассматриваться вопросыо выдаче террористам каких бы то ни было лиц, передаче им оружия и иныхсредств и предметов, применение которых может создать угрозу жизни и здоровьюлюдей, а также вопрос о выполнении политических требований террористов. Ведение переговоров с террористами не может служить основанием или условиемих освобождения от ответственности за совершенные деяния (ст. 14, пп. 2, 3). Соответствующее реагирование сил правопорядка на выдвигаемые условияопределяет характер и направленность психологического воздействия на лиц, совершающих преступления.

В случае упорного выдвиженияпреступниками неприемлемых условий, когда переговоры зашли в тупик, т. е. стороны не нашли взаимоприемлемых решений, договоренность не достигнута, используется технология переговоров " для прикрытия" (оперативнаяигра).

Такое положение в основномвозникает, когда возможный вред от принятия выдвигаемых преступниками условийпревышает уровень того вреда, который уже достигнут в результате учиненныхпреступных действий. Осознание тупика переговоров влечет за собой постановкувопроса о применении силы, если речь идет о сохранении жизни заложников. Упорство преступников может быть сломлено насильственными мерами, но этимеры возможно осуществить лишь в наиболее удобный момент, когда обстановкамаксимально способствует сохранению жизни и здоровья заложников, а такжев определенной степени самих преступников. Кроме того, данная акция должнанепременно гарантировать безопасность сотрудников правоохранительных органови других лиц. В этих целях и используются переговоры для прикрытия.

Суть названных переговоров- продолжение диалога с преступниками для создания ситуации, при которой можно наиболее эффективно и безопасно осуществить операциюпресечения преступных действий. Переговоры становятся прикрытием успешнойреализации намеченных планов использования имеющихся у правоохранительныхорганов сил и средств. Вести подобные переговоры надо так, чтобы преступникине почувствовали изменения тональности диалога, не догадались о принятомрешении подавить их сопротивление силой. Здесь возможны из тактическихсоображений фиктивное согласие на выполнение определенных требований, демонстрациявыполнения выдвинутых преступниками условий и т. д. Чем больше контрастмежду успокаивающей манерой ведения переговоров и внезапностью решительногоприменения силы, тем эффективнее результат. В этом смысл и назначение 'переговоров " для прикрытия".

Кроме ситуаций " тупика" переговоров, имеют место факты, когда диалог для прикрытия ведется при изначально принятомрешении применить силу. Как правило, это связано с тем, что преступникиуже осуществили преступные действия против заложников (убийства, ранения, истязания). Переговоры для прикрытия незаменимы в случаях ведения диалогас преступниками, когда их местонахождение неизвестно (угрозы совершитьтеррористические акты, передаваемые по каналам связи, при похищении людейи др. ).

Переговоры с душевнобольными. От переговоров с преступниками в собственном смысле следует отличатьих имитацию. Она возможна в случаях, когда приходится иметь дело с душевнобольнымчеловеком. По существу, здесь отсутствует субъект переговоров, реагирующийна логическую сторону

диалога и отдающий себе отчетв содеянном. В данных случаях имитация переговоров должна быть направленапрежде всего на снятие агрессивности поведения. При этом необходимо демонстрироватьсогласие с требованиями и высказываниями собеседника, даже с самыми нелепыми, не отказываться от обещаний, которые могут быть и невыполнимыми, идти наблеф, чтобы в удобном случае применить силу для пресечения общественноопасного поведения такого лица. Подобные диалоги лишены своей содержательной" |асти и по существу являются психотерапевтическим прикрытием принятиянасильственных мер, позволяющих устранить опасность.

Имитация переговоров, применяемаяв случаях вынужденного общения с душевнобольными, должна основываться нарекомендациях психиатрии, которая предлагает использовать мотивы отвлеченияот навязчивости, охватившей больного, переводить поток его мышления надругие темы, внушать ему образы, снижающие агрессивность. Это достигаетсяанализом характерных деталей его поведения, высказываний, доминирующихэлементов суждений, приведших к общественно опасным действиям, и заменойих другими, не связанными с возникшей ситуацией. Желательно привлечениек контактам с больным специалиста-психиатра либо иного медицинского работника, имеющего знания по психиатрии, использование данных психдиспансеров.

Быстротечность острых конфликтныхситуаций, вызванных действиями лиц, демонстрирующих явные признаки неупорядоченногоповедения, не всегда позволяет оперативно разобраться с диагнозом болезнитаких лиц. Но, как правило, ими чаще всего бывают лица, страдающие шизофренией, впавшие в маниакально-депрессивное или острое реактивное состояние, глубокиеневротики. В любом случае, включая проявления психопатологических расстройств(бреда, галлюцинаций), обращение с душевнобольными требует не-провоцированияу них манифестации агрессивности.

Подготовка переговорщиков. Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что эффективноеиспользование возможностей переговоров с преступниками определяется уровнемподготовки переговорщиков. Негативное влияние на решение этой проблемыоказывают отсутствие стационарной системы их подготовки и переподготовки, неправильный отбор на учебу кандидатов, недостаточное количество подготовленныхспециалистов по ведению переговоров, упущения в практике их обучения, отсутствиесотрудничества в этом вопросе с другими заинтересованными ведомствами ислужбами.

В Академии управления МВДРоссии накоплен опыт подготовки переговорщиков. Оправдала себя системазанятий, направленных на овладение основами психологии переговорной деятельности, психологической компетентности сотрудников в области коммуникативной деятельности, повышенной устойчивости личного состава к физическому и психическому стрессу. 1В ходе занятий отрабатываются также психологические особенности конструктивноговзаимрдейстйия переговорщиков с сотрудниками других подразделений, участвующихв проведении контртеррористических акций. Наиболее оправдали себя формыподготовки переговорщиков: система психологического тренинга2и ролевых игр, в которых моделируются конкретная обстановка переговоровс преступниками, закрепляются навыки психологической борьбы, психологическоговоздействия на преступников с целью склонения их к отказу от противоправногоповедения, а также комплексно-штабные учения (КШУ).

 

 

1 Психологическоеобеспечение специальных операций органов внутренних дел по освобождениюзаложников: Метод, рекомендации. - М.: МЦ при ГУК МВД РФ, 1995. - С. 12-18.

2 АндреевН. В. Тренинга по переговорной деятельности. - М.: ГУК МВД РФ, 1997.

 

 

11. 6. Психологическое обеспечениедействий сотрудников правоохранительных органов при чрезвычайных обстоятельствах

Необходимость, виды изадачи психологического обеспечения действий при чрезвычайных обстоятельствах. Хорошая подготовка выступает необходимым предварительным условием обеспечениядействий работников органов правопорядка, но недостаточным. Необходимо, как показывают исследования и опыт, еще специальное обеспечение в ходедействий:

• приходится считаться стем, что не все работники, привлекаемые к решению задач в экстремальныхусловиях, могут иметь должные качества и подготовленность;

• переход к действиям в экстремальныхусловиях требует внутреннего перелома, перестройки и культивирования боевогонастроя, что тоже в интересах недопущения промахов требует к себе вниманияруководителей;

• никакая подготовка не можетпредвидеть все, что может случиться в экстремальных условиях, и нужна помощьлюдям уже в ходе действий;

• даже хороший боевой настройне может быть постоянным из-за усталости и других причин, и нужны специальныемеры по его поддержанию в течение необходимого времени.

Поэтому психологическое обеспечениерешения правоохранительных задач в экстремальных условиях осуществляетсяв виде:

• непосредственной подготовкиличного состава перед самым началом действий;

• обеспечения действийв ходе решения задач;

• обеспечения восстановлениясил после завершения действий. Основные задачи морально-психологическогообеспечения:

• доведение до личного составаполитической, социально-экономической и криминогенной обстановки в районахдействий, а также решений органов государственной власти и задач, возлагаемыхна правоохранительные органы;

• формирование у участниковдействий чувства высокой ответственности за соблюдение Конституции и законов, выполнение служебного долга и поставленных служебных задач;

• выработка и реализациямер по укреплению служебной дисциплины, законности и правопорядка, обеспечениюбезопасных условий;

• морально-психологическаяи профессионально-психологическая подготовка в ходе специальных занятий, направленная на восстановление натренированности и специальную подготовкук предвидимым условиям;

• формирование и поддержаниездорового и устойчивого морально-психологического климата в группах, отрадах, подразделениях, глубокого понимания всеми участниками действий государственнойзначимости восстановления и поддержания конституционного и правового порядка, необходимости высокой организованности, дисциплины, мужества, стойкости, самоотверженности и взаимной выручки;

• проведение мероприятийпо ослаблению влияния психотравмируюдцих факторов служебно-боевой деятельности; /

• организация психологическойпомощи находящимся на самых трэдных участках работы; |

• организация и проведениемероприятий психологического воздействия на участников вооруженного сопротивления; /

• проведение реабилитационно-восстановительныхи куль^урно-досуговых мероприятий. I

Психологическое обеспечениенепосредственной подготовки перед началом действий. После получениязадания на действия в экстремальных условиях проводится целевая непосредственнаяпсихологическая подготовка участников предстоящих действий. С этой цельюпроводятся занятия по боевой и служебной подготовке, специально тщательноотрабатываются действия, которые придется выполнять в экстремальных условиях. При подготовке, например, действий против террористов, захватчиков заложниковпредстоящие действия шлифуются до совершенства, причем имитируются всевозможные виды противодействия преступников. Особое внимание уделяетсяпри этом достижению взаимопонимания в боевых группах, слаженности действий.

Проводятся инструктажи, беседы, информации, организуются встречи с работниками правоохранительных органов, имеющими опыт действий в аналогичных условиях. Мобилизующе сказываетсявыполнение подготовительных действий: получение оружия, боеприпасов, средствиндивидуальной защиты и пр. Повышает боевой настрой и передвижение к местудействий, наблюдаемые в ходе его признаки энергичных действий властей, других сил, принимающих участие в событиях, разрушения, бредущие толпыи др. Но было бы опрометчиво полагать, что нужный боевой настрой возникнетсам по себе. Возможно появление у части сотрудников так называемой " предбоевой(предстартовой) лихорадки", когда человека может даже трясти от не находящеговыхода напряжения. Бывает, что кто-то уже " перегорел" и у него наступаетдаже некоторый спад настроения и сил.

Особое значение имеет подготовка, рассчитанная на то, чтобы нужный боевой настрой был достигнут минут запять до начала действий. Личный состав инструктируют, до него доводят точныезадачи, знакомят его с последними данными об обстановке, разъясняют порядоки способы действий. Ведется честный и откровенный разговор об ожидаемыхтрудностях, способах их снижения и преодоления. Их не надо преуменьшать, не надо допускать " шапкозакидательских" настроений, но и не следует запугиватьими. Укрепляется вера в успех, в дружную работу групп, не допускается возникновениенастроений неуверенности. Разъяснение способов действий не ограничиваетсяобщими призывами (" повысить активность", " принять меры", " приложить максимумусилий" ), t а сопровождается точными указаниями и советами отом, что, когда, как, почему и с учетом чего делать. Разумны напоминанияо долге, законности действий, внимательном отношении к гражданам. Уверенное, твердое и вместе с тем человечное поведение инструктирующего - само посебе сильный морально-психологический фактор.

Заслуживает внимания проведениепредрабочей разминки. Не случайно, например, спортсмены разминаютсяперед стартом, приводя свой организм в состояние, при котором можно показатьнаилучший результат. Давно доказа-

но, что в начале любой работыпроисходит рост ее успешности, определяющий настрой всех моральных, психическихи физиологических функций человечка на работу, получивший в науке название" врабатывание". Наиболее заметно явление врабатывания в первые 10-15 минутдействий, т. е. в это время результаты их не наилучшие. Есть только одинпуть профилактики этого! нежелательного феномена: повысить активность инагрузки до начала действий. Эту задачу и должна решить предрабочая разминка. Целесообразно проводить ее за 10-15 минут перед началом действий в течение3-5 минут. Она должна включать в себя:

• Энергичные физические упражненияв виде имитации приемов рукопашного боя, взятия оружия наизготовку, энергичныхдвижений руками и ногами;

• идеомоторные упражнения(мысленное, образное представление предстоящих действий, проигрывание ихв уме);

• проговаривание про себямобилизующих самоприказов;

• параллельную работу сосменяемым на посту в течение 5-7 минут, прежде чем принять пост.

Есть еще одна психологическаязакономерность, с которой в ряде случаев стоит считаться, - это адаптацияорганов чувств. Так, например, при переходе ночью из освещенного помещенияв темноту повышение чувствительности зрения (совершающееся автоматически)на 80% происходит в течение 15-20 минут и завершается через 60 минут. Еслинаблюдаемый объект появится в первые минуты, когда зрение еще не адаптировано, то велика вероятность того, что наблюдатель его не обнаружит. Поэтому передзаступленном на пост ночью желательно пребывание в темном помещении илив темных очках в течение 15-20 минут.

Возможно и целесообразноколлективное исполнение боевых песен и ритуальных действий (энергичныйжест рукой, соединение рук членами группы в общем пожатии, похлопываниепо спине и др. ).

Непосредственную психологическуюподготовку уместно проводить каждый раз перед началом выполнения ответственныхдействий в экстремальных условиях.

Психологическое обеспечениепо ходу действий в экстремальных условиях. Любое состояние человеканепостоянно. Даже в рабочем кабинете оно может меняться быстро, а тем болеев экстремальных условиях, в водовороте сложных и впечатляющих событий. Поэтому работа с людьми не прекращается с началом действий, а продолжается. Ее задачи становятся такими:

• обеспечить полную мобилизованностьличного состава и боевую адаптацию в течение всего времени действий;

• оказывать помощь в преодолениивозникающих по ходу действий психологических трудностей;

• повышать боевые и морально-психологическиевозможности личного состава на основе накапливающегося опыта действий.

Формы и методы решения этихзадач должны соответствовать возможностям их использования в полевых условиях, не мешать, а помогать действиям, быть коротки, деловиты, содержательны, а их морально-психологическая нацеленность - продуманна и продуктивна.

Решающее морально-психологическоевоздействие на личный состав осуществляется на основе грамотного, уверенногои надежного управления дей-

степями людей. Опытучит: мало что оказывает столь тяжелое деморализующее воздействие на боевойнастрой личного состава, как истерия управления, отсутствие приказов ираспоряжений в обстановке неразберихи и нерешаемости задач; несоответствующиереальности требования и указания; частай отмена отданных ранее приказовили их обилие; появление посторонних должностных лиц, претендующих на праводавать указания и вмешивающихся в вертикаль прямого подчинения. Все этовоспринимается людьми какррояв-ление бездарности начальства, незнание имобстановки, неспособности руководить, повышающее опасность для всех и каждого; растут тревожнофь, неуверенность, растерянность, опасения, неисполнительность.

Командиры, начальники обязанызаботиться о том, чтобы всегда, особенно в самые критические минуты, бытьближе к людям, рядом с ними, демонстрировать личный пример самообладания, уверенности, понимания происходящего, расчетливости и профессионализма. Они должны вместе с подчиненными и рядом с ними переносить трудности действийв полевых условиях, демонстрируя стойкость и выносливость. Управление должнобыть непрерывным (нужно не обилие указаний, а демонстрация того, что оноесть, действует, все видит и понимает - это особенно важно, если личныйсостав рассредоточен, а связь с ним поддерживается по радио), твердым, но сдержанно-уравновешенным, обеспеченным надежной связью, постоянно информирующимоб обстановке. При наличии подчиненных командиров и начальников им следуетделать постоянные напоминания о работе с людьми, оказании им помощи, поддержки, заботе о них.

Для профилактики и сниженияпсихологических трудностей, а также всяких нарушений особое значение приобретаюторганизующие и дисциплинирующие факторы. Уместно и эффективно:

• поддерживать четкую организациювыполнения уставных положений, намеченных при предварительной подготовкепланов, решений, договоренностей и функционирования всей системы обеспечения;

• сохранять требовательностьи не допускать попустительства и развития представлений, что уставы - дляказарм, а не для реальной обстановки действий; в необходимых случаях еецелесообразно ужесточать, что может помочь некоторым растерявшимся подчиненнымвзять себя в руки;

• вести с людьми в уместныхслучаях спокойные разговоры о необходимости собранности, бдительности, самообладания, выражать уверенность в успехе;

• напоминать о культурноми заботливом отношении к гражданам и соблюдении законности;

• доводить до личного составаинформацию о любых успехах действий других подразделений и взаимодействующихсил, об отличившихся сотрудниках и военнослужащих;

• не скупиться на добрыеслова, проявления человечности, поощрения;

• всячески. культивироватьпроявления коллективизма;

• не допускать хождения средиличного состава тревожащих слухов, прекращая их правдивой информацией;

• наблюдать за всеми и своевременнооказывать помощь и поддержку тем, кто не выдерживает нагрузок и начинаетпроявлять слабость.

Есть необходимость и возможностьповышать подготовленность работников правоохранительных органов и по ходудействий, и после их заверше-

ния. Сложная, опасная обстановкаучит быстрее и лучше, чем годы спокойной работы. Но она хорошо учит тех, кто думает, анализирует и делает выводы, кто учится на примере и опытедругих.

Специальная задача - заботао сохранении высокого боевого настроя людей в течение всего времени действий. Запас сил человека связан с таким его качеством, как работоспособность. Уже через 2-3 часа очень напряженной работы начинается такой спад ее подвлиянием вначале скрыто развивающегося утомления, который уже может отражатьсяи на качестве действий (рис. 11. 2). Для профилактики неприятных последствийэтого следует:

• постоянно думать о том, как сберечь силы к моменту наступления решающих событий;

• не тратить зря силы наненужную суету и устранение последствий неорганизованности;

• использовать паузы в действияхдля отдыха и восстановления сил;

• поддерживать высокий морально-психологическийнастрой, который способен в определенной степени компенсировать развивающеесяутомление и увеличить в 2-3 раза срок высокоэффективной работы.

 

Рис. 11. 2. Изменение эффективностидействий и работоспособности человека при непрерывной работе

Психологическое обеспечение восстановлениясил и боевого настроя. Его следуети возможно осуществлять и в перерывы между действиями, и по окончании работы.

Пассивный отдых - сон, расслабленность (лежание, сидение с закрытыми глазами) - полезен и нуженпри общей усталости, чаще всего физической. Но опрометчиво отводить емувсе свободное от действий в экстремальных условиях время, ибо возможенобратный эффект - квазиусталость, чувство усталости при отсутствии утомленияорганизма.

Активный отдых - отдых, заполненный какой-то активной, не утомительной и, по возможности, интереснойдеятельностью: играми, чтением газет, книг и журналов, просмотром телепередач, прослушиванием радио и музыки, встречами с интересными людьми, помывками, ремонтом оружия и обмундирования и пр.

Психологическая и психотерапевтическаяпомощь1 призванаснять симптомы нервных перегрузок, которые порой препятствуют восстановлениюработоспособности и боевого настроя. Основными формами ее выступают: психодиагностика, индивидуальные психотерапевтические беседы, индивидуальное психотерапевтическоеконсультирование, психологические рекомендации, психологические дебрифинги, программы взаимной поддержки, аутотренинг, сеансы релаксации и др. Участиепсихологов, как показал опыт последних лет, весьма полезно на всех этапахпсихологического обеспечения действий работников правоохранительных органовв экстремальных условиях, но особенно оно важно при оказании помощи.

Психологическое саморасслаблениеи самомобилизация входит в число обязательных и весьма эффективныхмер восстановления сил и боевого настроя. Работник правоохранительных органовдолжен уметь оценивать свое состояние и преднамеренно влиять на него. " Властьнад собой - высшая власть", " Побеждающий врага силен, но истинно могучпобеждающий себя" - гласят народные пословицы.

 

11. 7. Руководитель правоохранительногооргана в экстремальных условиях

Психологические факторыи трудности в деятельности руководителей. Все факторы, которые влияютна персонал, действуют и на руководителей, но здесь добавляется и многоособых. Поэтому руководитель испытывает удвоенные нагрузки и должен бытьготов к ним.

Управленческий (командирский)долг - нелегкий психологический груз. Это не просто сознание долгагражданина, но и долг уполномоченного государством лица, обязывающий бытьвсегда на высоте требований моральности, профессионализма, правовой воли, культуры. Руководитель - главный специалист по решению поставленных задач, непосредственный организатор их решения, ответственный за людей, за состояниепорученного ему участка работы. Экстремальная обстановка многократно увеличиваетпсихологический груз сознания долга.

Фактор чести и достоинства- не пустой звук для начальника, командира, офицера, а внутренняя норма. Человек чести - человек, всегда соразмеряющий свое поведение с высшимикритериями морали, всегда стремящийся быть на высоте их.

Чувство личной управленческойответственности всегда соседствует с долгом, честью. Груз ответственности- тяжелейший груз, нередко делящий людей на тех, кто может быть руководителеми кто не может. В экстремальных условиях усложнено принятие решений, повышаетсявероятность ошибок и тяжесть их последствий.

 

 

1 КотеневИ. О. Психологические последствия воздействия чрезвычайных обстоятельствна личный состав органов внутренних дел. - Автореф. дисс. канд. псих, наук. - М., 1994; Мероприятия психологической реабилитации военнослужащихвнутренних войск МВД России после выполнения служебно-боевых задач: Методическоепособие. - М., 1997.

Фактор необходимости руководстваподчиненными и быть для них примером - психологическая нагрузка, которойвообще нет у рядовых работников. Она увеличивается трудностями руководствав экстремальных условиях.

Фактор повышенных нагрузоки утомления. Об отдыхе рядовых думают, об отдыхе руководителей, какправило, нет. Забота об отдыхе - его личная проблема. В экстремальных условиях, в обстановке многочисленных и постоянных угроз решать ее непросто. Поэтомупереутомление и изнурение руководителей развиваются быстрее и сильнее, чем у рядовых работников, что неизбежно повышает вероятность ошибок в решенияхи действиях и негативных последствий для здоровья.

Основные особенности психическойдеятельности руководителя в экстремальных условиях. Трудность достиженияцелей в экстремальных условиях, сложность условий и способов решения служебно-боевыхзадач определяют сложность и особенности психической деятельности руководителяправоохранительного органа, подразделения, отряда, группы. Подвергаютсясуровым испытаниям их ум, воля, стойкость, морально-психологическая подготовленность, все качества и стороны их подготовки.

Решение задач может бытьуспешным, если руководитель действует прежде всего умно, профессионально, разбирается в происходящем, принимает решения в полном соответствии с особенностямиобстановки, предвидит ее изменения. Действия командира, начальника в экстремальныхусловиях -это непрерывная, напряженная и трудная работа его ума. Сложностьэкстремальной обстановки, непрерывная динамика, неполнота и запаздываниесведений об изменениях требуют от руководителя огромных усилий и профессионализмадля создания в уме мысленной картины происходящего. Ему приходится частопредполагать, рассудительно заполняя имеющиеся информационные пустоты, опираясь на крупицы точного знания, перепроверяя и отбрасывая ложные данные. При этом он сильно ограничен в использовании управленческих версий, которымипользуются в обычных условиях. Он не может в экстремальных условиях проверитьодну, убедиться в ее ошибочности, отбросить, взяться за другую. Каждаяошибочная, воплощенная в действия версия может повлечь тяжелые отрицательныепоследствия. Мышление руководителя вплетено в практическую деятельностьи потому рассматривается как один из видов практической деятельности, аего продукты постоянно подвергаются суровой проверке практикой.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.