|
|||
Мамонтова С.Н. 30 страница• вынести на обсуждение иактивизировать новый материал, с которым будет работать психолог; • определить суть проблемыи выбрать соответствующие методы воздействия; • поощрить клиента изменитьотношение к теме, которая является объектом обсуждения. Вопросы первого типа, какправило, реализуются в начале беседы. При этом они носят открытый характер, например: " Как вы поживаете? ", " Что бы вы хотели изменить в своей жизни? " Вопросы второго типа могутзвучать следующим образом: " И часто это случается? ", " Вы говорите, один-двараза в неделю? ", " И вы считаете, это часто? ", " А как это связано с вами? ". Вопросы второго типа часто бывают закрытыми. Но сама беседа психолога склиентом должна носить форму диалога, а не допроса подозреваемого. Вопросы третьего типа наиболеесложные, но, как отмечают специалисты, один хорошо поставленный вопросиз этой категории " может изменить жизнь человека" 2. Например, в ситуации, когда клиент настаивает, что он может совершить какие-то нерациональныедействия (уйдет с работы, кому-то отомстит и т. д. ), эффективными могутбыть вопросы типа: " Что случится, если ты сделаешь это? ", " Что случится, если ты не сделаешь это? ".
1Фат Ф. Указ. соч. - С. 159. 2 Там же. -С. 160. Одобрение и установлениеособо важны для создания и укрепления психологического контакта. Приободритьклиента можно краткой фразой, означающей согласие и понимание. Например: " Продолжайте" (при паузе), " Я вас понимаю", " Хорошо". Важным компонентом поддержкиклиента является успокаивание, которое вместе с одобрением позволяет клиентуповерить в себя, глубже открыться в своих планах на будущее. В качествеуспокаивающих используют фразы: " Вы поступили правильно", " Не волнуйтесьиз-за этого", " Это чувство испытывают многие". Однако используя техникуподдержки клиента, важно избегать ошибки, когда консультант становится" подпоркой" беспокойного клиента, что ограничивает его возможности в самостоятельномпринятии жизненно важных решений. Как известно, в экзистенциально-гуманистическойпсихологии тревожность не рассматривается как нечто нежелательное. Болеетого, она выступает существенным источником стимула " роста личности". Экзистенциальнаятревожность рассматривается как конструктивная форма тревожности, посколькувыступает принципиальным фактором изменения личности. Готовность пристальнопосмотреть на самого себя, открыть себя изменениям, взять ответственностьза последствия на себя неизбежно связана с переживанием тревожности передопытом неизвестного, неопределенного. Перефразирование и обобщение. Клиент должен осознавать, что содержание излагаемой им проблемы понятноконсультанту. Поэтому в ходе беседы (интервью) с клиентом важна обратнаясвязь, особенно в ситуациях, когда клиент испытывает неуверенность, излагаетнепоследовательно свои мысли или очень болтлив, говорит не по существуи его нужно тактично останавливать и переводить беседу в нужное русло. Перефразирование - краткоеизложение своим языком основной мысли клиента Хорошо перефразированнаямысль клиента становится короче, яснее, конкретнее. Порой это помогаетклиенту самому лучше понять, чего он хотел. В отличие от перефразирования, которое осуществляется по конкретному эпизоду, обобщение предполагаетизложение основной идеи и причинно-следственных связей между несколькимиэпизодами. В научной литературе по психологическому консультированию указываютсяосновные ситуации, в которых чаще всего используется обобщение1: • когда консультант хочетструктурировать начало беседы, чтобы объединить ее с прежними беседами; • когда клиент говорит оченьдолго и запутанно; • когда одна тема беседыуже исчерпана и намечается переход к следующей теме или к следующему этапубеседы; • при стремлении придатьнекое направление беседе; • в конце встречи при стремленииподчеркнуть существенные моменты беседы и дать задание на промежуток временидо следующей встречи. Отражение чувств. Познаниеи отражение чувств клиента представляется одной из главнейших техник консультирования. Психотерапевт должен отражать не только мысли, но и чувства клиента. Например, " Я понимаю вас, с одной стороны, поведение сына раздражает вас, а с другой- вы чувствуете свою вину за происходящее". Отражение чувств выполняетдве главные психотерапевтические функции: первая - помогает установитьконтакт и доверительные отношения между клиентом и консультантом; вторая- помогает клиенту осознавать свои чувства, их причины, естественность, противоречивость. В основе отражения чувствклиента лежит способность к эмпатии (сопереживанию, сочувствию). Эмпатия- чувство, передающее такое духовное единение личностей, когда один человекнастолько проникается чувствами другого, что временно отождествляет себяс собеседником, как бы растворяясь в нем. " Эмпатия - основное средствов работе психотерапевта, когда он и его клиент сливаются в единое психическоецелое. Таким образом, клиент " взваливает" свою проблему на " свежего человека", и тот принимает на себя половину тяжести, в то время как клиент получаетот консультанта огромную поддержку в борьбе со своими трудностями, заряжаясьот него психологической устойчивостью, мужеством и силой воли" 2- таков взгляд на роль эмпатии Ролло Мэя - одного из признанных классиковэкзистенциально-гуманистического подхода к консультированию. Данный подход разделяют невсе психотерапевты, ибо, как выше отмечено, консультант не должен позволять" взваливать" на себя проблемы клиентов. Такое возможно допускать лишь кактактический прием на начальном этапе консультирования. Кроме того, эмпатияможет вызвать психологические проблемы у самого консультанта. Так, один из практическихпсихологов (женщина) правоохранительных органов призналась, что осуществлялаиндивидуальное консультирование и, проводя дибрифинги с бойцами отрядамилиции осооого назначения (ОМОН) после их возвращения с боевых действий, где они потеряли несколько человек, находились в плену, порой плакала вместес бойцами-клиентами. Эта психолог восстановила психиче> (кое здоровье несколькимдесяткам сотрудников органов внутренних дел и стала для них не просто консультантом, а наставником по жизни, второй матерью. Но у психе нога появились признакипостгравматического синдрома: кошмарные сны, в которьс она сама участвовалав боевых действиях, теряла близких друзей, испытывала гор. Ее состояниебыло восстановлено, но в целом, используя эмпатию, как мощный инструментпсихокоррекционной работы, важно владеть и приемами психологической защиты, чтобы самому не стать клиентом.
1 КочюнасР. Указ. соч. - С. 109. 2 Мэй Р. Искусствопсихологического консультирования. - М., 1994. - С. 51. Предоставление информации. Информация, которую предоставляет! клиенту консультант, как правило, связана с проблемой первого. Но часто, отвечая на вопросы клиента или разъясняяему, кто компетентен ответить на поставленный вопрос, важно не встать наформальную позицию, " не отфутболить" клиента, ибо это чревато потерей доверияк психологу и его авторитета. Нередко за формальными вопросами клиентасодержится попытка " прощупать" психолога, стоит ли к нему обращаться поглубинным вопросам. Паузы молчания. Когдаобрывается беседа, многие испытывают неловкость. Начинающие консультантыстремятся побыстрее заполнить паузы молчания, так как полагают, что в данномслучае нарушен психологический контакт с клиентом. Однако паузы молчаниябывают и глубоко осмысленными. Умение молчать и использовать тишину в терапевтическихцелях - один из важнейших психотехнических приемов консультанта. Смысловоезначение пауз бывает следующим1: • паузы молчания, особеннов начале беседы, могут выражать тревогу клиента, плохое самочувствие, неуверенностьв себе и в правильности принятого решения обратиться к консультанту; • молчание не всегда означаетотсутствие реальной активности. Во время пауз клиент может подбирать нужныеслова для продолжения своего повествования, взвешивать последствия каких-либорешений и т. д.; • молчание может означать, что и клиент, и консультант надеются на продолжение беседы со стороны другдруга; • пауза молчания, особенноесли она субъективно неприятна как клиенту, так и консультанту, может означать, что оба участника беседы оказались в тупике и происходит поиск выхода изсоздавшейся ситуации; • молчание может выражатьсопротивление клиента процессу консультирования, особенно если клиент приглашенпо инициативе психолога. Клиент как бы начинает игру: " Я могу сидеть, каккамень, и посмотрю, как тебе (консультанту) удастся меня разговорить"; • молчание иногда подразумеваетглубокое общение без слов, оно тогда более осмысленно и красноречиво, чемслова.
1Мэй Р. Указ. соч. - С. 56. Распространено мнение, чтоконсультант должен прерывать пустое молчание и не спешить прерывать продуктивноемолчание. Когда клиент умолкает и молча'ние длится долго, уместно замечаниеконсультанта типа: " Вы, кажется, очень задумались. Не хотели бы поделитьсятем, что сейчас чувствуете? ". Не следует забывать, что клиент имеет правомолчать и сам отвечает за прекращение молчания. Интерпретация. Техникаинтерпретации рассказа, поступков клиента, его\мимики и жестов считаетсяодним из наиболее сложных моментов в методике консультирования. Даже приобычном общении, по мнению известного отечественного психолога С. Л. Рубинштейна, важно понять не только то, что говорит человек, но и как говорит, каковподтекст сказанного. Интерпретация консультантом повествования клиента, отдельных его действий помргает вскрыть психологические механизмы проблемы, истоки переживаний клиента. Интерпретация помогает клиенту увидеть себяи свои жизненные трудности в новом свете, она подтверждает ожидания (опасения)клиента или вызывает у него реакцию протеста. Сущность интерпретации вбольшой мере зависит от теоретической позиции консультанта. В гуманистической, ориентированной на клиента терапии принято уклонятся от интерпретации, не снимая с клиента ответственности за процесс консультирования. Совершеннопротивоположного взгляда на интерпретацию придерживаются представителипсихологической школы. Как известно, интерпретации занимают здесь центральноеместо. Интерпретируется практически все - сновидения, сопротивление клиента, свободные ассоциации, позы, жесты и т. д. В гешталытерапии сам клиент побуждаетсяк интерпретации своего поведения. Интерпретирование проводитсяс учетом стадии консультативного процесса. Оно эффективно на стадии, когдаобсуждается сущность проблемы и установлены доверительные отношения междуклиентом и консультантом. Интерпретация не должна быть наукообразной ислишком глубокой. Клиент должен понимать смысл интерпретации. Важно понимать реакцию клиентана интерпретацию. Эмоциональное равнодушие должно заставить консультантаобратить еще раз внимание на ее обоснованность. Враждебная реакция чащесвидетельствует, что интерпретация затронула сущность проблемы. Рекомендуется, чтобы интерпретацияне носила жестко директивный характер. Клиенту гораздо легче приниматьинтерпретацию в форме допущений: " А что, если посмотреть на это событиепо-другому" и т. п. Конфронтация. Сущностьданной техники состоит в выявлении противоречий в поведении, высказываниях, чувствах клиента и демонстрации ему этих противоречий1. Конфронтацияможет обострять взаимоотношения между клиентом и консультантом, приводитьк конфликту (на интеллектуальном уровне). Но этот конфликт конструктивен. Он помогает клиенту осознать защитные механизмы, которые тот использует, чтобы приспособиться к жизни, но которые ограничивают его развитие. Конфронтацияуспешно применяется в ситуациях, когда клиент заявляет, что заинтересованв личностном росте, в исправлении определенных личностных качеств, а входе консультирования отмалчивается, уклоняется от обсуждения имеющихсяпроблем. Конфронтацию нельзя использовать как наказание клиента за неприемлемоеповедение. Это не средство выражения враждебности по отношению к клиенту. Конфронтация с клиентом не должна быть агрессивной и категоричной. Специфическаяформа конфронтации - прерывание повествования клиента, если он отклоняетсяот заданной темы, уходит от поставленного вопроса.
1 Психотерапевтическаяэнциклопедия. - С. 216. Конфронтацию нельзя использоватьдля удовлетворения властных йо-требностей консультанта и как способ самовыражения. Конфронтация как техникапсихологической коррекции особо эффективна, если между клиентом и практическимпсихологом установились доверительные отношения. Проявление чувств консультантаи самораскрытие. Данная техника! по-разному применяется в зависимостиот того, в русле какой концепции работает консультант. При психоаналитическомподходе консультант имеет имидж всезнающего человека, верховного судьи, человека, " застегнутой) на все пуговицы", т. е. его эмоции скупы, он закрытперед клиентом. ? При гуманистическом подходепсихотерапевт такой же человек, как и клиент. Он имеет право на проявлениесвоих чувств, на самораскрытие. Это показатель искренности отношения кклиенту, наглядный урок открытости, раскрепощенности. Такой стиль поведенияконсультанта - не самоцель, а стимул, побуждающий к открытости и проявлениюклиентом своих чувств. Например, слушая рассказ клиента о чувстве горяв связи со смертью матери, консультант, побывавший в такой же ситуации, может отметить: " Я понимаю ваши чувства (отражение чувств), так как полгоданазад тоже похоронил свою маму и до сих пор испытываю чувство вины, чтоне все для нее сделал". Наряду с общей характеристикойпроцедур и техник консультирования существуют специальные проблемы психологическогоконсультирования: тревожных клиентов; враждебно настроенных и агрессивныхличностей; клиентов с психосоматическими расстройствами; асоциальных личностей; клиентов с депрессией и суицидными намерениями; при сексуальных проблемах. В последние годы они достаточно квалифицированно освещаются в специальнойлитературе, поэтому на данном вопросе мы не остановимся. Таким образом, индивидуальноеконсультирование - это достаточно сформировавшееся направление психокоррекционнойработы в рамках психологической службы. Групповая психокоррекционнаяработа вначале проводилась по экономическим соображениям (стремлениеохватить как можно большее число людей, нуждающихся в психотерапии), нов последующем было обнаружено, что взаимодействие в группе часто дает гораздобольший психологический эффект, чем общение клиента наедине с психотерапевтом. Известный специалист по проблемам социальной психологии Курт Левин авторитетнозаявлял, что " обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу, чемизменить каждого из них в отдельности" 1. Карл Роджерс такжесо временем стал сторонником групповой психокоррекционной работы и писал, что в психотерапевтической группе " человек познает себя и других глубже, чем в обычных жизненных обстоятельствах. Он постигает сущность окружающегои свое внутреннее " я", которое, как правило, скрыто $i внешней оболочкой. Наконец, он лучше контактирует с людьми как в группе, так и затем и в повседневнойжизни" 2.
1 Цит. по: РудестамК. Групповая психотерапия. - М., 1993. - С. 19. 2 Роджерс К. О групповой психотерапии. - М., 1993. - С. 15. В научной литературе выделяютследующие преимущества групповой формы психокоррекционной работы по сравнениюс индивидуальной: 1) психокоррекционная группаспособна воссоздавать, моделировать многие социально-психологические явления(давление группы, взаимодействие людей, лидерство, конфликт и др. ), которыевозникают в реальных группах, и тем самым предоставлять возможность ееучастникам наблюдать эти явления и учиться разрешать межличностные проблемы; 2) группа дает возможностьполучать обратную связь и поддержку от других членов группы, увидеть ихреакцию на особенности своего поведения; экспериментировать с различнымистилями отношений среди равных партнеров; 3) группа дает возможностьоблегчить процесс самоисследования, внести коррективы в представления осебе (своей " Я-концепции" ); 4) группа дает возможностьсравнивать свои проблемы с проблемами других людей, поделиться своим опытомих разрешения и перенять опыт других; 5) работа в группе позволяетразвивать коммуникативные и другие социальные качества, которые вне социальнойобщности не способны формироваться. Психокоррекционные группыотличаются по различным параметрам. По направленности психокоррекционныхцелей выделяют: психотерапевтические группы (цель - изменение психическихсостояний и личностных качеств, имеющих отклонение от психической нормы), группы личностного роста (цель - развитие самоактуализации и социальноважных качеств), группы организационного развития (цель - формированиепрогрессивного организационного климата в конкретном подразделении). По характеру (содержанию)решаемых задач могут быть группы сенситивности (развития психологическойчувствительности), развития уверенности в себе, развития организаторскихспособностей, группы анонимных алкоголиков и т. п. В зависимости оттеоретическойконцепции, в русле которой проводится групповая психокоррекционная работа, чаще всего встречаются следующие группы: трансакгуального анализа, аутотренинга, тренинга умений, гештальт-группы, группы встреч, нейролингвистическогопрограммирования. Теоретическая концепцияи методика проведения психокоррекционной работы в группах, по мнениюспециалистов по гуманистической психологии, строится на убеждении, чтоклиент сам в состоянии осознать свои проблемы и обсуждать их вместе с группой1. Внешне работа роджеровских групп напоминает работу дискуссионного клуба, и неслучайно они получили название групп встреч (" энкаунтер-группы" ). Динамика развития роджеровскихгрупп встреч весьма специфична: настороженность (замешательство, закрытость)на начальном этапе; описание ранее пережитых ситуаций; лишь впоследствии- самораскрытие, изложение личностно значимого материала, выражение спонтанныхчувств между участниками группы; столкновение; наконец, взаимопомощь, выражениеположительных чувств и близости2. Группы встреч начали активнопроводиться не только с законопослушными гражданами, но и с правонарушителямикак за рубежом, так и в нашей стране. Одна из форм групповой психокоррекционнойработы, ориентированной прежде всего на развитие личности или отдельныхее компонентов (например, коммуникативных качеств, социальных навыков поведения), называется социально-психологическим тренингом (CUT). Помнению Л. А. Петровской, данным термином обозначают " практику психологическоговоздействия,
1 РоджерсК. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М., 1994. - С. 120. 2 РоджерсК. О групповой психотерапии. - С. 20-50. основанную на активных методахгрупповой работы". 1 Если при использовании терминов " групповаяпсихотерапия", " групповая психокоррекция" речь может идти и о клиническойи психологической направленности воздействия на клиентов, то термин " социально-психологическийтренинг" используется только как психологический феномен. В ходе социально-психологическоготренинга применяется ряд методов: групповая дискуссия (биографическая, тематическая, межличностная)2, анализ конкретных ситуаций3; ролевая игра4; психодрама5; психотехнические упражнения6. При всем многообразии теоретическихи методических подходов к проведению социально-психологических тренинговони основываются на относительно общих принципах (правилах) поведения участников(клиентов и психолога). Принципы проведения социально-психологическихтренингов - это ведущие теоретические и методические положения, которыележат в основе взаимодействия участников группы. Принципы СПТ раскрываютпсихологические механизмы, способствующие развитию и коррекции личностируководителя, а также правила поведения участников тренинга и ведущего(психолога, психотерапевта). Принцип персональной ответственности. Каждый участник тренинга должен осознавать, что результаты обученияи личностного роста зависят прежде всего от него самого. Каждый несет ответственностьза свое поведение в группе и реальной жизни. Во время тренинга не должнобыть выражений: " Мы считаем", " Мы думаем... " и т. п., " Я считаю... ", " Ядумаю... " - таково выражение персональной ответственности за свою позицию. Руководитель группы (психолог) должен принять на себя ответственность зарезультаты обучения персонала. Принцип самораскрытия. Раскрытие своего " я" (внутреннего мира) другим членам группы есть признаксильной и здоровой личности. Пытаясь скрыть самих себя от других людей, мы тем самым предпринимаем активные усилия для построения ложного внешнего" я". Как подчеркивает К. Рудестам, " возможность открыть свою душу симпатизирующемуслушателю, оказывает психотерапевтическое воздействие". Поэтому в ходеСПТ необходимо поощрять участников к раскрытию себя другим и таким образомустанавливать близкие, доверительные отношения. В условиях социально-психологическоготренинга группа выполняет те же функции, что и священник, врач-психотерапевт, психолог-консультант, когда к ним обращаются за помощью пациенты. Принцип " Здесь и сейчас". Исследования показывают, что оптимальные результаты при обучении даетактуальный опыт (то, что происходит сейчас). Поэтому в ходе социально-психологическоготренинга участникам постоянно ставят вопросы: " Что здесь происходит? " (имеяв виду складывающиеся взаимоотношения между членами группы), " Что ты чувствуешьв связи с тем, что остановили твой монолог? " и т. п. Принцип " Здесь и сейчас" заставляет анализировать не то, что было раньше, а те события, которыеличностно значимы для человека сейчас. Это один из центральных принциповгрупповой психотерапии, он способствует освобождению от мучающих человекапереживаний, развивает психологическую чувствительность, повышает осознаниесамого себя.
1 ПетровскаяJI. R Компетентность в общении. - М., 1989. - С. 7. 2 Life Line идругие новые методы психологии жизненного пути. / Под ред. А. А. Кронина. - М., 1993. - С. 140-151. 3 БурлачукА. Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. - М., 1998. - С. 262. 4 Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама. - М., 1993. - С. 222; Игры- обучения, тренинг, досуг. / Под ред. Петрусенского. - М., 1994. -С. 364. 5 Лейц Г. Психодрама: теория и практика. - М., 1994. - С. 352; Психодрама: вдохновениеи техника. / Под ред. П. Холмса. - М., 1997. - С. 275. 6 Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. - М., 1985. Принцип " обратной связи". Обратная связь является элементом коммуникативной системы и осуществляется, когда одни участники группы сообщают о своих реакциях на поведение (обращение)других с целью помочь им откорректировать " курс" в направлении достиженияцелей. Такая связь в атмосфере взаимнойзаботы и доверия позволяет индивидуумам контролировать и направлять неадекватноеповедение, дает возможность глубже познать самого себя. Например, активностьнекоторых участников в решении групповых проблем может восприниматься имисамими как желание помочь другим, а остальной группой - как попытка доминироватьв группе или желание порисоваться. Эффективная обратная связь требует отучастников информировать друг друга о влиянии их поведения, помогает участникамточнее принимать и понимать получаемую информацию. Обратная связь более эффективна, если она не носит прямых оценочных суждений, а описывает поведение человека. Пример: оценочное суждение: " Ты - несдержанный человек... "; безоценочное: " Ты трижды меня прервал... ". Полезная обратная связь должнаявляться скорее выражением эмоциональных реакций на поведение участника, чем критикой и оценкой его поведения. Пример: " Когда ты бросил репликув мой адрес, я разозлился". Другими словами, обратная связь обнаруживаетв большей степени собственные эмоциональные переживания (например, гнев)участников, чем желание обвинить другого в злонамеренности или агрессивности. Принцип гуманистическогоотношения к личности выражается в уважительном отношении друг к другу, в принятии людей такими, какие они есть. Психолог и член группы не должныстремиться переделать человека. Каждый вправе говорить о том, как он воспринимаетдругого, какие чувства у него возникают в связи с поведением и высказываниемпартнеров. Решение о необходимости коррекции и развитии своих качеств каждыйдолжен принимать самостоятельно. Группа и ведущий лишь помогают в осознанииуровня своего психологического развития. Участие в тренинге и выполненииотдельных процедур является добровольным. Нельзя заставлять других делатьто, на что они не могут решиться. Тот член группы, который не хочет отвечатьна какой-либо вопрос, участвовать в какой-то игре, может всегда сказать" стоп" (правило " стоп" ). Никто не вправе принуждать другого. Но следуетпомнить: когда участник тренинга часто пользуется этим правилом, он обедняетсамого себя. Принцип гуманности предполагаетпсихологическую защищенность личности, уверенность в том, что доверительнаяинформация не станет предметом обсуждения вне группы, не будет использованапротив личности (правило конфиденциальности).
7. 4. Основные направления психологическогообеспечения работы с кадрами Профессиональная ориентацияи отбор кадров. В большинстве правоохранительных органов психологическаяслужба является структурным элементом кадровых аппаратов. Поэтому однаиз главных задач, стоящих перед службой, - использование достижений практическойпсихологии в работе с кадрами (персоналом, личным составом). Профессиональная ориентация- это система психолого-педагогических, организационных и других мергосударства, конкретных ведомств и специалистов-психологов, направленныхна оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями, сформировавшимися способностями и с учетом потребности вконкретных специалистах. Профессиональнаяориентация в правоохранительных органах включает различные формы работы. Наиболее распространенной является ознакомление молодых людей с особенностямидеятельности правоохранительных органов через использование средств массовойинформации (центральных, местных, ведомственных). В учебных заведенияхежегодно проводятся дни открытых дверей. Во многих регионах создаются специализированныеколледжи и классы в общеобразовательных школах. Участие психолога в профессионально-ориентационнойработе на этапе отбора кандидатов на службу позволяет скорректировать ихпредставления о будущей деятельности, провести квалифицированное консультированиепо вопросу выбора специальности (факультета), а порой убедить кандидата, что его личные качества не соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемым к будущему специалисту, и тем самым уберечь человека от возможныхразочарований и стрессов. В ходе профессиональногоконсультирования обращается внимание кандидата и его родственников на особонапряженный и опасный характер будущей специальности, условия службы вконкретных структурных подразделениях. Профессионально-ориентационнаяработа нередко проводится среди относительно небольшой группы молодежи- детей сотрудников правоохранительных органов. С одной стороны, это положительныйфактор, так как молодые сотрудники, воспитанные на семейных традициях, глубже знают специфику деятельности соответствующих служб, лучше подготовленык профессионально-психологическим трудностям практической деятельности. Среди данной категории специалистов не наблюдается текучести кадров. Но, с другой стороны, ориентация только на детей сотрудников правоохранительныхорганов усиливает закрытость, обособленность данной системы, ограничиваетприток способной молодежи. Заслуживает внимания опытиндивидуальной профессиональной ориентации способных и одаренных молодыхлюдей. Они выявляются еще на этапе обучения в различных образовательныхучреждениях, изучаются их личностные качества. Проводится профессиональноеконсультирование не только кандидатов, но и их родителей. Лишь после этогокандидаты приглашаются в качестве абитуриентов в специализированные учебныезаведения правоохранительных органов. Центральный этап психологическогообеспечения работы с персоналом - профессиональный отбор. Он включаетсовокупность " специальных процедур изучения и вероятностной оценки пригодностилюдей к овладению специальностью, достиже- нию требуемого уровня мастерстваи успешному выполнению профессиональных обязанностей в типовых и специфическихзатрудненных условиях" 1. Другими словами, профессиональный отборявляется процедурой, в ходе которой определяется прежде всего пригодностьчеловека к профессиональной деятельности. Важной особенностью даннойпроцедуры в правоохранительных органах является ее правовая регламентация, что объясняется повышенными требованиями к сотрудникам государственныхорганов и ответственностью должностных лиц за ее реализацию. В нормативныхактах предусмотрены следующие аспекты профессионального отбора: социально-правовой(возраст, образование, гражданство и т. п. ); медицинский (пригодность кпрофессиональной деятельности по состоянию здоровья); психологический (наличиесоответствующих личностных качеств). Конкретные особенности психологическогоотбора, в котором самое активное участие принимают психологи-практики, рассмотрены в § 6. 1. Расстановка кадров и управлениеих профессиональной адаптацией. Окончательное заключение о приеме наслужбу в правоохранительные органы и расстановка кадров осуществляютсянепосредственно в территориальных подразделениях. Практический психологна этой стадии выступает в роли эксперта и консультанта. Он сопоставляет, с одной стороны, психологические сведения о личности кандидата, полученныепри непосредственном его изучении и поступившие из центра психодиагностики, а с другой стороны - требования, которые предъявляются к конкретной должности(профессио-грамма или модель специалиста).
|
|||
|