|
|||
Мамонтова С.Н. 17 страницаВзаимообогащая и дополняядруг друга, способности образуют целостность, выступающую важным комплекснымличностным свойством юриста. Наличие потенций к их развитию лежит в основепсихологического отбора на работу в правоохранительные органы. Их дальнейшаяактуализация и расцвет Происходят, когда юрист самокритичен, требователенк себе, работает с самоотдачей и стремлением к достижению наивысших результатов, проявляет творчество, инициативу, самостоятельность, не почивает на лаврах, а всегда по-деловому обеспокоен и неудовлетворен.
4. 5. Профессиональное мастерствоюриста и его психологические составляющие Профессиональное мастерствои его структура. Деятельность по укреплению законности и правопорядкапредъявляет высокие требования к профессиональному мастерству персоналаюридических органов, и они непрерывно возрастают. Формирование профессиональногомастерства - одна из важнейших задач в подготовке специалиста, а ее решениеопределяет основное содержание и методы его профессионального обучения. Всякая деятельность в психологическомплане характеризуется не только видимыми движениями, но и теми психологическимии психофизиологическими феноменами, которые выполняют по отношению к нимпрограммирующую, контролирующую и регулирующую роль. Понимание их, учетзакономерностей их формирования и функционирования выступают важной сторонойнаучно-эффективного подхода к обучению. Профессиональное мастерство, как специфическая сторона подготовленности специалиста-личностик профессиональной деятельности, - это высокая степень его профессиональнойобученности, позволяющая компетентно решать профессиональные задачи. Юрист - это специалист вобласти юриспруденции, юридической работы и главного в ней - ведения юридическихдел, т. е. жизненных случаев, выступающих в качестве обособленных, самостоятельныхпредметов юридического рассмотрения (преступлений, гражданских споров, конфликтов и других случаев, которые требуют оценки, рассмотрения и решенияв соответствии с нормами права). Его мастерство как специалиста, как человека, профессионально искушенного в юридических делах, складывается из специально-юридическойобученности и профессионально-психологической подготовленности (рис. 4. 5). Последнее обусловлено тем, что его мастерство связано с искусствомобщения, работы с людьми, воздействий на них. Оно несводимо к безукоризненномувыполнению юридически значимых действий по ведению юридических дел. Нельзяпредставлять юридические дела так, словно они состоят лишь в процедурноправильном совершении юридически значимых действий (вызов свидетеля, предъявлениеобвинения, осмотр места происшествия и пр. ), составлении юридических документов, оформлении доказательств, проведении экспертиз, научных заключений и др. Из них невозможно изъять человека, игнорировать зависимость успешностиих ведения от понимания и учета его психологии, индивидуальности, активности. Без этого они похожи на сухое дерево без листьев, лишенное жизни и превратившеесяв вещество.
Рис. 4. 5. Психологическаяструктура профессионального мастерства юриста Специально-юридическаяобученность юриста, его знания. Она связана с наличием у него, какспециалиста, совокупности соответствующих профессиональных знаний, навыкови умений. Профессиональные знания- это профессионально важная информация, ставшая достоянием сознания(в том числе памяти) специалиста. Впсихике они представлены в виде закрепленных в памяти образов предметови явлений, терминов, понятий, категорий и их систем (теорий, научных учений, содержания учебных дисциплин, профессиональных концепций, сведений, документов, рекомендаций, инструкций и пр. ). Опираясь на знания, профессионал разбираетсяв жизни, правовой сфере, обстановке, планирует решение стоящих перед нимзадач, продумывает пути выполнения служебных функций, изучает возникающиепроблемы, намечает цели и задачи их решения, готовит решения, выбираетспособы действий, контролирует и оценивает свое поведение. Чем глубже иобстоятельнее он понимает все это, тем выше его профессионализм, тем успешнееего деятельность. В ситуациях конфронтации, борьбы с преступником специалистпобеждает, если он больше знает, глубже понимает все аспекты и тонкостиих. Тенденции изменений в сфереправопорядка, расширение и усложнение задач, стоящих перед работникамиюридических органов, повышенные требования к эффективности их деятельностипри строгом соблюдении законности и уважении прав граждан повышают рольпрофессиональных знаний. Изменилась не только роль знаний, но и требованияк их многогранности, обстоятельности, содержанию, глубине. Нужны знанияфундаментальные, научные, комплексные, актуальные и практически значимые. Поэтому формирование знаний выступает исходной задачей в обучении специалистаи формировании его мастерства. Юрист - человек, профессиональноовладевший юридическими знаниями. Профессионально - значит, на строго научнойоснове, всесторонне, глубоко, осознанно, с убежденностью, прочно. Специалистунужно овладение фундаментальными и специализированными, прикладными знаниями. Фундаменталъные знания - общие, системные, обстоятельные, глубокиезнания в облети права, его основных закономерностей, механизмов, положенийи в смежных областях. Они составляют основу профессионального образования, обеспечивают видение широких и дальних горизонтов своей профессиональнойдеятельности, способность исходить всегда не из узко профессиональных, \ из государственных интересов, осуществлять всесторонне взвешенный, Осмысленный, комплексный подход в решении задач. Специализированные профессиональныезнания имеют непосредственно прикладное значение. Это знания в конкретнойобласти правоохранительной деятельности, обеспечивающие осмысленное выполнениепрофессиональных действий и решение задач. Современные требования, содержащиесяв новых законах об образовании в России, обязывают гармонично сочетатьформирование фундаментальных и специализированных знаний у слушателей, не допускать снижения первых ниже уровня, предусмотренного государственнымиобразовательными стандартами, не сводить обучение к профессиональному натаскиванию, но не допускать и противоположной крайности - голой абстрактности обучения, его оторванности от жизни. Профессиональные навыки. Как бы ни были важны знания, но профессионал - это прежде всего человек, умеющий профессионально действовать, получать практические результаты. Психологическими компонентами мастерства, обеспечивающими это, выступаютпрофессиональные навыки и умения. Профессиональным навыком называетсяавтоматизированный способ выполнения действия, обеспечивающий эффективностьпоследнего. Свойства навыков: скорость, точность, экономичность (выполнениепри минимально возможных усилиях и затратах энергии), машинальность (выполнениебез концентрации внимания на технике действий), стереотипность (одинаковостьвыполнения при повторениях), консервативность (трудность изменения), надежность(противодействие разрушающим факторам - перерывам в выполнении, помехам, отрицательным психическим состояниям специалиста), успешность. Навыки - автоматизированныекомпоненты сознательной деятельности. Они освобождают сознание специалистаот черновой работы, т. е. от припоминания разных сведений, приемов, рекомендацийтого, что и как делать, от контроля за движениями рук и ног, от размышлениянад соблюдением простейших правил. Они позволяют автоматизированно выполнятьдействия, отработанные до навыка, и одновременно концентрировать вниманиена чем-то другом, не менее важном: наблюдении за обстановкой, собеседником, их оценке, размышлении о способах преодоления трудностей, путях достиженияболее высокого результата и пр. Было бы, однако, неверным назвать навыкибессознательными. Они всегда выступают способами сознательно осуществляемойдеятельности и всегда находятся на периферии сознания, держащего их подконтролем. Убедительным подтверждением этого служит факт мгновенного активногоподключения сознания, когда реализация навыка сталкивается с какой-то трудностью, нарушением его стереотипного выполнения. Навыки позволяют действовать успешнов трудной обстановке, когда нет времени для размышлений и надо выдержатьее испытания, экономить силы и сохранять высокую работоспособность. Физиологическую основу навыковсоставляют упрочившиеся системы условно-рефлекторных нервных связей (функциональныесистемы, динамические стереотипы). Последние формируются в результате многократногоповторения одних и тех же действий. При этом повторяются и ощущения, восприятия, процессы памяти, внимания, представлений, воображения, мышления, а не толькомышечные, физиологические процессы. Постепенно упрощаются, облегчаются, сокращаются переходы от одного элемента действия к другому, процессы программирования, осмысления, контроля, оценки, регулирования действий. В результате складываетсяи психологическаяклрук-тура навыка в виде многократно и хорошо, во всехдеталях и вариантах, продуманной " мысленной картины" действия, состоящейиз системы образов, представлений и речемыслительных, логических связей. В основе навыка лежат физиологическая и психологическая системности, связанныемежду собой. То, что мы наблюдаем в виде быстрых, точных и в то же времянепринужденно выполняемых движений и действий опытного специалиста, - лишьвнешнее выражение сложившейся " внутренней схемы навыка", которая выполняетпрограммирующую, оценочную и регулирующую роль по отношению к развертывавшемусявовне действию и составляет его внутреннее содержание. Во " внутренней схеме" навыкавыделяются компоненты и связи " входа" - сенсорные (ощущения и восприятия, обеспечивающие быстрое и тонкое улавливание важных для выполнения действияизменений в обстановке, используемой технике, работе других сотрудников, собственных рук, ног, тела и пр. ), " центра" - умственные и " выхода" - двигательные. Удельный вес их в разных навыках не одинаков. В зависимости от преобладаниякакого-то типа связей различают навыки сенсорные (ощущений и восприятий), умственные и двигательные. Примером профессиональных сенсорныхнавыков сотрудника правоохранительных органов могут быть навыки наблюдения, проверки документов, осмотра; оценки расстояний, величин объектов; идентификациичеловека по фотороботу; обнаружения (зрением, слухом, обонянием и др. )малозаметных, но профессионально важных признаков; выявления и оценки психическогосостояния собеседника, различения интонаций его голоса и выражения глаз; своевременного обнаружения скрытых приготовлений задержанного к каким-тодействиям и т. п. Жестикуляция регулировщика дорожного движения, уверенноевыполнение приемов задержания преступника или самозащиты, манипуляция органамиуправления транспортным средством, обращение с оборудованием следственногочемодана, движение рук при обыске человека, быстрое выхватывание пистолетаиз кобуры и т. п. - профессиональные двигательные навыки. Навыки работыс документами, их оформления и заполнения по стандарту, чтения карты, быстройоценки обстановки, интуитивных решений, быстрых расчетов, самоконтроля, соблюдения некоторых норм и положений инструкций (процессуальная последовательностьдопроса, осмотр места происшествия по определенной схеме - расходящейсяили сходящейся спирали, справа налево или наоборот и пр. ) - примеры профессиональныхумственных действий. Нередки и комплексные профессиональные навыки, содержащие признаки сенсорных, двигательных и умственных навыков в разныхпропорциях: речевые навыки, навыки общения, навыки реагирования на аварийно-опаснуюситуацию при дорожном движении, навыки проверки документов, удостоверяющихличность граждан, стрельбы из пистолета, работы на персональном компьютереи др. Качественные изменения профессиональныхнавыков в современных условиях выражаются в повышении удельного веса связей" входа" и особенно " цейтра". За внешне простыми и часто не требующими специальногоосвоения движениями и действиями (нажатие кнопки, заполнение протокола, наблюдение за лицом собеседника, хождение по улице, осмотр места происше-ствия!, допрос и др. ) скрывается сложная познавательная, волевая и эмоциональнонасыщенная внутренняя деятельность. Однако для отдельных специалистов (занимающихсяборьбой с организованной преступностью, решающих задачи по нейтрализациитеррористов, вооруженных преступников и т. п. ) резко возросли требованияи к двигательным навыкам - разнообразным способам ведения силовой борьбыс преступниками, их подавления и задержания. Изменение психологическиххарактеристик многих профессиональных навыков юристов, разных специалистовправоохранительных органов предъявило более высокие требования к методикеих формирования и полноценной отработке всех свойств навыков. По содержательно-функциональнымособенностям навыки специалиста весьма разнообразны: навыки работы с документами, навыки работы со средствами связи, навыки использования оружия и специальныхсредств, навыки работы на компьютере, навыки выполнения профессиональныхдействий, навыки анализа обстановки и анализа результатов действий и пр. Навыки бывают простые и сложные. Отдельные автоматизированныедвижения - пример простых навыков. Сложные навыки включают в себя простыев качестве элементов более сложных структур. Так, даже навык стрельбы изпистолета в простейших условиях включает навык правильного держания пистолета, навык прицеливания, навык нажатия на спусковой крючок. Высокое профессиональноемастерство всегда характерно владением преимущественно сложными навыками. Профессиональные умения. Профессиональное умение - это освоенный специалистом комплексныйспособ успешных профессиональных действий в нестандартных, необычных, сложныхситуациях. Воснове его лежит психическое образование, объединяющее знания и навыкиспециалиста со специальной обученностыо использовать их при действиях втаких ситуациях. В умении есть элементы автоматизма, но в целом оно всегдаосуществляется осознанно. 1 В отличие от навыка в умении отчетливои активно представлено мышление. Если навыки обеспечивают уверенные и эффективныедействия в стандартных, почти одинаковых, повторяющихся ситуациях, то умение- в нестандартных, заметно отличающихся друг от друга при повторениях. Они выражаются в обученности специалиста тому, чтобы он мог изучить и понятьсвоеобразие ситуации, принять адекватное ей решение, видоизменить порядоки способы действий так, чтобы они отвечали реалиям обстановки; действоватьосмысленно, контролируя себя и внося по необходимости коррективы в действиядля наилучшего достижения цели. В умении всегда присутствует элемент творчества. Свойства умений: адекватность ситуации, осмысленность, гибкость, отвечающая обстановке скорость выполнения, надежность, успешность. Различают простые исложные умения. Если используемые знания нет нужды преобразовыватьи из них прямо вытекает, что и как делать, то, поступая соответствующимобразом, специалист проявляет простое умение. Нередко такие умения выступаютначальным этапом формирования какого-то навыка и самостоятельного значениядля мастерства не имеют.
1 Некоторые теоретикидаже определяют навык как автоматизированный компонент умения, обеспечивающийуспешность и легкость его выполнения (см.: Казанский Н. Г., НазароваТ. О. Дидактика. - М., 1990. - С. 30). Другое дедо - сложные умения. Именно они несут в себе те признаки, которые выделены в определении умения, приведенном выше. Сложное умение включает в себя знания и навыки, но самоникогда в навык не превратится. Например, (такие профессиональные действия, как осмотр места происшествия, допрос, радер-жание вооруженного преступника, личный сыск, разведывательный Допрос, патрулирование, раскрытие преступленияпо горячим следам, освобождение заложников, обучение подчиненного, профилактическаябеседа и многие другие, сколько бы раз они ни выполнялись одним и тем жесотрудником правоохранительных органов, никогда не будут выполняться бездумно, машинально, автоматически. Каждый раз ему надо будет напряженно думать, искать, творить, проявлять самостоятельность. Умения классифицируются ипо другим признакам, например, по содержанию действий, по специальностям, по условиям действий. Различают еще умения юриста, умения организатора-управленца, умения работы с людьми и др. Сложные профессиональныеумения - венец специальной обученности и профессионального мастерстваспециалиста органов правоохраны. Неслучайно на Руси высококвалифицированныхспециалистов называли умельцами. Формирование профессиональных умений уюристов - важнейшая задача обучения их. Обучая студентов юридическихобразовательных учреждений, совершенствуя мастерство практикой, занимаясьсамообразованием и самообучением - всегда следует определять точный переченьзнаний, навыков и умений, которые должны быть приобретены и усовершенствованыза время учебы и при изучении каждой учебной дисциплины, в данный периодработы над собой и формировать их, учитывая их свойства, психологическиехарактеристики и особенности формирования.
4. 6. Профессионально-психологическаяподготовленность юриста Понятие. Профессионально-психологическаяподготовленность сотрудника правоохранительных органов, как важная, неотъемлемаячасть его профессионального мастерства, объективно обусловлена тем, чтовся юридическая деятельность, борьба за укрепление законности правопорядкапогружены в жизнь общества и его граждан, в кипение страстей, неутолимуюжажду удовлетворения потребностей (зачастую деформированных), в столкновениецелей и намерений разных людей, в конфликты, обостренные взаимоотношения- во все то, что включает реальная живая жизнь, социальная и психологическаядействительность. Все это не какая-то часть, " кусочек" в работе, а ее сущность. В части, I рассмотрены все психологические аспекты правовой сферы и факторы, многогранно и сильно влияющие на состояние законности и правопорядка. Знаниеих - не для сведения, а для практики, для действий, для практического учетав работе каждого работника любого юридического органа, всего персонала. Мало даже знать, надо уметь реально учитывать, и это непросто. Профессионалу мало быть правым, надо еще добиться подчинения, понимания людьми справедливости и гуманностиего требований, повышения престижа норм права и правоохранительной деятельности, активной помощи со стороны граждан. Ему просто невозможно эффективно решатьюридические задачи, ограничиваясь " чисто правовой" стороной их, как нельзясознание, мысли, чувства, поступки людей поделить между разными ведомствами. Понятно, что практические умение разобраться во всей гамме психологическихоттенков и зависимостей своей работы характеризует реальную подготовленностьк ней юриста, судьи, следователя, оперативного работника, участкового инспектора, руководителя и других специалистов, их профессиональное мастерство. Профессионально-психологическаяподготовленность профессионала юридического органа - это его подготовленностьк пониманию и учету психологических аспектов при осуществлении своей профессиональнойдеятельности, к преодолению психологических трудностей на пути решенияпрофессиональных задач Онаорганически дополняет его специально-юридическую обученностъ v способствуетприобретению подлинного профессионального мастерства. Структура профессионально-психологическойподготовленности. Профессионально-психологическая подготовленностьюриста складывается из ряда компонентов. Профессионально-психологическиезнания. Они представляют собой необходимую информированность юристапо вопросам психологии людей, групп, по психологическим факторам, оказывающимвлияние на состояние законности и правопорядка, и другим, имеющим отношениек его профессиональной деятельности. Это преимущественно не абстрактныепсихологические знания, а знания " работающие", адаптированные к спецификеюридической деятельности, служащие основой для понимания и осмысленногоиспользования при решении юридических задач. Профессионально-психологическиеумения. Это освоенные профессионалом юридических органов способыпрактического учета психологических аспектов в правоохранительной, правоприменительной и правоисполнительной деятельности. Есть три важнейшиеих группы: • аналитика-психологическиеумения - умение увидеть психологический аспект в планируемых и осуществляемыхпрофессиональных действиях, умение грамотно его проанализировать, умениеверно оценить его роль и его влияние на действия, умение психологическиобоснованно принимать, корректировать и реализовывать профессиональныерешения; • тактико-психологическиеумения - освоенные способы психологических действий, имеющие тактическоезначение. Они опираются на профессионально-психологические знания, но несводятся к ним и выражаются в овладении профессионалом умением осуществлятьпсихологические действия, включенные в процесс решения юридических задач, а также пользоваться психологическими приемами, повышающими эффективностьсобственно юридических действий (наблюдения, осмотра, допроса, личногосыска и пр. ). Это: умение изучать и оцениватьпсихологические факторы, определяющие выбор и применение тактических приемов: составлять психологический портрет лиц и групп, представляющих оперативно-служебныйинтерес; психологически грамотно вести профессиональное наблюдение; вестипсихологическое наблюдение; психологически анализировать профессиональнуюситуацию; осуществлять психологически анализ криминального события; психологическианализировать письма, заявления и жалобы граждан, свидетельские показания; психологически анализировать и оценивать оперативную обстановку и др.; умение создавать благоприятныепсихологические условия для осуществления профессиональных действий: выбиратьи создавать благоприятные ситуативные условия; устанавливать психологическийконтакт; устанавливать доверительные отношения; предупреждать и преодолеватьконфликты во взаимоотношениях; психологически грамотно готовить и осуществлятьпрофессиональное общение; осуществлять самоуправление и др.; умение психологически обеспечиватьрешение профессионально-юридических задач: психологически достоверно осуществлятьролевое поведение; пользоваться психологическими приемами для оптимизациипрофессионального мышления; правомерно пользоваться приемами психологическоговоздействия; разрабатывать психологическую линию поведения при осуществлениидействий; разрабатывать психологический сценарий решения оперативно-служебнойзадачи; психологически правильно осматривать место происшествия, осуществлятьследственные и иные профессиональные действия; вести психологическую борьбу, захватывать и удерживать инициативу в ситуациях противодействия преступникаи др.; • технико-психологическиеумения характеризуют овладение юристом основными психологическими средствами: речевыми, неречевыми и поведенче-ско-ролевыми. Для мастера своего делахарактерно умение правильно подобрать слова и выстроить фразы, произноситьих с уместной эмоциональной окраской, придать с помощью мимики соответствующеевыражение лицу, а позе и походке - нужную выразительность, представитьсебя, когда надо, умным и все знающим или противоположно другим и т. п. Профессионально развитыепсихологические качества. Этот третий компонент профессионально-психологическойподготовленности включает разные психологические качества, имеющие специальноезначение для деятельности сотрудника органов правоохраны, но получившиепрофессиональное развитие в опыте и процессе обучения. К числу важнейшихиз них принадлежат: • профессиональные ощущения: повышенная чувствительность к профессионально важным признакам, звукам, запахам, к определению на ощупь температуры тела убитого, чувствительностьбокового поля зрения, чувствительность ночного зрения и др.; • профессиональные восприятия- зрительные, слуховые, обонятельные и др.; • профессиональная наблюдательность, профессиональная внимательность, профессиональная память (повышеннаяспособность к запоминанию фамилий, адресов, номеров автомашин, находящихсяв розыске; фотографий, словесных и иных портретов лиц, проходящих по оперативнымустановкам; деталей ситуаций, имеющих юридическое значение, слов, показаний, данных о разных лицах, сведений, хранящихся в материалах оперативного илиуголовного дела, и др. ); • профессиональные представления: развитая способность хорошо представлять в уме план города, микрорайона, предстоящие действия; мысленно проигрывать планируемую ситуацию задержанияи др.; • профессиональное мышление: социальное, юридическое, следственное, оперативное, психологическое, педагогическое, тактическое и др.; • профессиональный артистизм- способность к перевоплощению, ролевому поведению и др.; • профессиональная бдительность, готовность к неожиданному и др. В основе этих качеств лежитобщий уровень их развития у конкретного сотрудника. Однако при профессиональномразвитии происходит значительное приращение к общим показателям новых, приобретенных, конкретно профессиональных, улучшающих их проявления в деятельностив 2-3, 5 раза. Профессионально-психологическая устойчивость -четвертый компонент профессионально-психологической подготовленностисотрудника. Любая деятельность требует от человека повышенной внутреннейактивности, определенной мобилизации внутренних сил и психического напряжения. Чем выше ее трудности, тем выше и внутреннее напряжение, тем заметнее влияниена эффективность деятельности человека. Правоохранительная деятельностьосуществляется в ситуациях, характерных наличием психогенных факторов, т. е. событий, обстоятельств, условий, оказывающих заметное психологическоевоздействие на работников органов правоохраны и могущих отрицательно повлиятьна результаты решаемых задач. Поэтому психологическая устойчивость работниковорганов правоохраны должна быть высокой и профессионализированной, т. е. устойчивостью именно к специфичным для их профессиональной деятельностипсихогенным факторам. Как показали исследования, эта устойчивость -психологический сплав: • общей психологическойустойчивости данного сотрудника; • знакомства (зрительного, звукового и другого) его со всеми психогенными факторами, делающего ихожидаемыми и менее впечатляющими; • достаточного опыта решенияпрофессиональных задач при наличии всех психогенных факторов, приводящегок существенному ослаблению их влияния на данного сотрудника и результатыего деятельности; • развития самообладания, умения управлять своим психическим состоянием и поведением. В структуру профессиональногомастерства юриста входит и его профессионально-педагогическая подготовленность, рассмотрение которой - прерогатива юридической педагогики.
Глава 5. Психологияуправления в органах правопорядка 5. 1. Психологическая концепцияуправления в органах правопорядка Сущность управления иего связь с юридической психологией. Управление -атрибут всякой системы. Оно представляет собой воздействие на систему (управляемую подсистему -объект управления) для поддержания ее в необходимых режиме, качестве, состоянииили перевода ее в новые режим, качество, состояние, отвечающие целям функционирования, изменениям окружающей среды и непрерывного развития системы. Управление в обществе возникаеткак отражение определенной потребности его в организационном порядке, эффективномфункционировании и развитии. Поскольку само общество по своей сущностиявляется социальной системой, то и управление в нем носит социальный характер, оно является социальным управлением. Социальные системы - это системы, образуемые людьми и их деятельностью, а управление - управление ими. Ужеэто определяет роль и значение психологических факторов в управлении. Главные функции управленияв обществе выполняет государственное управление, к которому принадлежати юридические органы. Очевидно, что и оно по своему происхождению, предназначению, сущности, целям, - социальное явление, осуществляемое в рамках конкретногообщества и определенного временного отрезка в его жизни и развитии. Онов той степени эффективно, в какой обслуживает общество, интересы его граждан, способствует прогрессу, удовлетворению потребностей граждан, проявлениюих способностей, моральному, интеллектуальному и культурному росту. Управлениеюридическими органами эффективно постольку, поскольку специфично отвечаетпотребности создания и функционирования правовой системы и ее функционирования, насущным и перспективным требованиям общества к укреплению законности иправопорядка. Все претензии общества к состоянию их, к деятельности юридическихорганов - это прежде всего претензии к состоянию управления в них. Управление в социальных системахмногомерно и многофункционально, направлено на решение экономических, финансовых, технических и других задач и проблем. В разных видах социальных систем(финансовых, хозяйственных, производственных, образовательных и др. ) могутпреобладать какие-то особые функции, но функция руководства людьми остаетсяв них обязательной. Юридические органы реализуют свою функцию прежде всегоправовыми средствами. Однако издавна в народе говорят, что страшен не закон, а законники, и это связано с внутренними психологическими факторами управленияв самих юридических органах. Предназначение правовых средств, как уже сказанов части I, - обеспечение торжества закона в обществе, торжества справедливости, защиты человека и субъективных прав, борьба с не- • справедливостью, злом, бесправием. Все это социально-психологические, морально-психологическиеценности. Правоохранительные органы - это особые " производственные организации", " изготавливающие" продукт духовного, человеческого потребления, находящийотзвук и воплощение в правовой психологии людей, их социально-правовойудовлетворенности, вере в справедливость общества, чувстве защищенностии гармонии своих интересов и интересов общества. Поэтому роль психологическихфакторов в управлении юридическими органами на порядок выше, чем вомногих других государственных структурах. В современном российскомобществе, стремящемся преодолеть наследие административно-командной системы, создать правовое государство и реачи-зовать принципы гуманизма, решениепсихологических проблем в управлении правоохранительными органами поднимаетсяеще на порядок. Справедливых целей нельзя достичь с помощью несправедливоиспользуемых правовых средств. Мало быть формально правым, надо быть по-человеческиправым, одобряемым людьми, иначе справедливость может выглядеть злом, азло - добром. Этого нельзя, конечно, добиться всегда и везде (например,
|
|||
|