Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мамонтова С.Н. 10 страница



• уяснить условия и требования, которым нужно соответствовать, чтобы остаться членом системы;

• понять интересы и стремлениядругих людей, которые могут быть затронуты определенными действиями, оценитьвероятность оказаться в позиции чьего-либо конкурента и способность вступитьв конкурентные отношения;

• особо внимательно надооценить систему взаимозависимости людей, ее характер и силу, особенно зависимостиматериальной, родственной, дружеской, приятельской; опасность идет со сторонылюдей, попадающих в ситуации жесткой зависимости;

• опасными являются лица, располагающие сведениями, компрометирующими кого-либо; прямую угрозу несутдействия, провоцирующие к обнародованию компрометирующей информации.

Большинству людей свойственночувствовать грань, за которой ситуация становится напряженной и опасной, и они стараются ее не переходить. Здесь им помогает осознание или хотябы ощущение возможных последствий назревающей ситуации. Их психика почтиавтоматически оценивает эти последствия, возможность справиться с нимибез ощутимого ущерба для себя. Этот психический механизм оценки последствий- основа поведения в конфликтных ситуациях и сохранения личной безопасности.

Каждый желающий обезопаситьсебя человек должен ясно представлять себе те факторы и обстоятельства, которые вызывают у него стресс, напряжение, сопровождающиеся чувствамитревоги, страха, " психического ослепления" и т. п. Распознавать этиобстоятельства учит жизненный опыт, дающий со временем верный ориентирв обеспечении личной безопасности. Анализируя подобные ситуации, человекдолжен разрешить для себя следующие вопросы: не было ли в его поведениичего-то такого, что могло бы войти в противоречие или даже в конфликт справами других людей; не является ли возникновение напряженной ситуациирезультатом легкомыслия и надежды на то, что критическая ситуация можетне возникнуть; был ли другой вариант поведения и была ли возможность выбратьименно его; в силу каких обстоятельств не был избран иной вариант поведения.

Обычно люди, дающие отрицательныйответ на перечисленные вопросы, являются повышенно виктимными, т. е. уязвимымидля негативного, агрессив-

ного воздействия со стороны. Они плохо обучаются на собственном опыте, жизнь их ничему не учит. Из-заэтих своих качеств они в определенном смысле опасны и для других, так каксклонны втягивать их в неприятные ситуации.

Наиболее слабая из всех возможныхвидов психологической защиты - склонность видеть источник всех своих беди несчастий в других людях или в не зависящих от данного лица обстоятельствах. Древняя мудрость гласит: " Ничто не может коснуться человека, причиной чегоне был бы он сам". Всему, что происходит с человеком, причиной являютсяего собственные действия.

В то же время никакая опасностьне бывает глобальной (кроме, может быть, мировой катастрофы). Любые факторы, условия, обстоятельства действуют избирательно, втягивая в орбиту своегодействия лишь определенных людей. Психологически это выражается в предрасположенностибыть втянутым в ту или иную неприятность. Существует даже целая наука ожертвах преступлений - виктимология, одной из задач которой и являетсявыяснение таких предрасположенностей. Знание о них служит психологическиморужием защиты от попадания в острые, конфликтные или криминальные ситуациис негативными или тяжелыми последствиями. Весьма мощными средствами психологическойзащиты являются следующие мировоззренческие установки:

• окружающий мир не злонамерени не имеет целью причинить страдания;

• ни с каким отдельным человекомне может произойти ничего такого, чего уже когда-либо не происходило сомножеством других людей;

• с каждым отдельным человекомпроисходит именно то, что должно произойти именно с ним, и не более того;

• в любой и каждой конкретнойситуации человек оказывается не случайно и не бессмысленно, но с цельюрешения определенной жизненной задачи, хотя понять эту задачу в большинствеслучаев крайне сложно.

Состояние личной безопасностирезко ослабляется, если человек утрачивает контроль над ситуацией каксодержащей потенциальную угрозу для него; если он не оценивает и не предвидитпоследствий своих действий; если он обладает благами или правами, принадлежащимиему не по праву, несправедливо либо в результате прямого криминала.

Контроль за ситуацией состоитглавным образом в понимании и точной оценке интересов людей, которые окружаютчеловека, независимо от того, временный и краткосрочный это контакт илидлительный и постоянный.

Точной оценке ситуации чащевсего мешают собственные желания и цели лица, которые оно стремится удовлетворитьили достичь во что бы то ни стало. Ослепленный перспективой достиженияцели, человек перестает видеть других, учитывать, что они могут иметь теже цели и стремления и не меньше прав на них, а возможностей достижениядаже больше. В этой ситуации конфликт, как правило, неизбежен.

Особая ситуация возникает, если человек связан с другими людьми отношениями родственной или материальнойзависимости. Ситуация осложняется, если кто-то из них хотел бы обладатьтем, чем владеет он, и при этом уверен в том, что ему это нужнее. Подобныеотношения нередко складываются между родственниками на почве имущественныхправ и в дальнейшем могут перерастать в преступления. Чтобы не оказатьсяв позиции жертвы, необходимо прояснить взаимные притязания и совместнопоискать пути их обоюдного удовлетворения и в любом случае заручиться правовойподдержкой.

Важным средством обеспеченияличной безопасности является комплекс приемов и навыков, в совокупностиобозначаемый визуальной психодиагностикой, т. е. способностью определенияпсихологических особенностей человека по зрительно воспринимаемым чертамего внешности и формам поведения. Психодиагностические суждения касаются, как правило, особенностей личности другого человека, черт его характера, но главным образом - мотивов, побудительных сил поведения.

Для целей сохранения безопаснойличной позиции в обыденном, ежедневном общении полезно знать некоторыепризнаки поведения, потенциально способствующие осложнению, повышению напряженностипри взаимодействии и общении людей.

Агрессивная установка поотношению к другим людям проявляется в позе человека, особенно в скрещиванииим рук и ног. Скрещивание ног в сидячем положении - это признак сопротивления, если при этом скрещены и руки на груди - то перед вами противник. Другиепризнаки противника - отклонение тела назад, наклон головы вперед, взглядисподлобья, руки на бедрах или локоть левой руки лежит на колене, а праваярука опирается на бедро или колено. Характерно также приближение к сопернику, сокращение дистанции, вхождение в личное пространство другого.

Примерно то же значение имеютжесты и действия, выражающие претензию на территориальные права: человеккладет ногу на ручку кресла, стол, ставит багаж на свободные места в транспорте, зале ожидания. Могут быть и другие способы захватывания пространства. Вторжениев пространство другого человека всегда вызывает напряжение и чревато конфликтом.

Психологическая дистанция. Понятие дистанции, расстояния между людьми имеет не только физический, но и глубокий социально-психологическийсмысл. Знание и понимание его прямо связано с личной безопасностью человека.

Психологическая дистанцияопределяется многими факторами, но главные - это представления людейо себе, с позиций которых они и взаимодействуют друг с другом. Определениедистанции, на которой целесообразно оставаться, входя в общение с конкретнымлицом, требует определенного времени и навыков. В любом случае лучшей тактикойдля этого является внешне доброжелательное, но внутренне нейтральное отношениек любому человеку. При этих условиях другой человек быстрее проявит признакитого социально-психологического статуса, к которому он себя причисляет, и тем самым даст возможность определить дистанцию, на которой целесообразнодержаться в общении с ним.

Существует определенный предел, барьер, за которым начинается личное пространство человека и в котороеон не хотел бы пускать никого. Это пространство строго охраняется каждымчеловеком как от обнаружения его другими людьми, так и от вторжения в него. Бесцеремонность, отсутствие чувства такта - это и есть нарушение дистанциии системы внутренних, личных ценностей человека.

Современная массовая культура, насаждаемая средствами информации, предпринимает все усилия не только длясокращения дистанции между людьми, но и для ее уничтожения. Исключениеиз речевого общения отчеств людей и обращение со всеми только по именам, навязывание формы обращения на " ты", независимо от возраста и положения, обнародование подробностей личной жизни людей, навязывание нецензурнойлексики и т. п. - все это способы снятия дистанции, нивелирования людей" под одну гребенку", пренебрежительного отношения к такой психологическойреальности, как чувство собственного достоинства.

Например, люди, отбывавшиенаказание в виде лишения свободы, в обыденном общении очень конфликтны, они сами привыкли управлять ситуацией и решать, кого пустить в свое личноепространство, а кого не пускать. Сложность взаимоотношений с ними состоитв том, что они очень чувствительны к малейшим признакам нарушения дистанциии реагируют на это очень остро. Другой человек " по простоте своей" и вмыслях не имел что-то нарушить, но когда его решительно " отодвигают" физическиили психологически, то вполне может быть, что он преступил дозволеннуюграницу сближения.

Сформулированные правилахорошего тона требуют: не приближайтесь к человеку слишком близко. Хотяусловия жизни, в которые поставлено большинство людей, ежедневно сталкиваютих друг с другом и притупляют чувство дистанции, они не уничтожают егополностью. Большинство людей стремятся по возможности занять в пространствепозицию вне непосредственного соприкосновения с другими.

 

2. 10. Психология уголовной ответственности

Понятие. Психологияуголовной ответственности - особое направление юридической психологии(частная теория), обслуживающее потребности уголовного законодательства(в том числе в разработке точных дефиниций) и формирование практики егоприменения, комплекс научных положений о механизмах включения психологическихзнаний в процесс правотворчества и правоприменения.

Цель включения психологическихзнаний в процессы уголовно-правового регулирования - обеспечение максимальнодетализированного учета особенностей и состояний личности для определенияусловий и предпосылок уголовной ответственности, ее индивидуализации. Этоважнейшая гарантия от необъективного вменения и несправедливости наказаниявследствие игнорирования или неполного учета личностных свойств, влияющихна содержание деяния, предшествующее и последующее поведение субъекта.

Адекватное отражение в понятиях, нормах, институтах уголовного права " действительного содержания" субъективногомира личности - необходимое условие социальной эффективности уголовногозаконодательства. Еще в начале века Л. И. Петражицкий писал о том, что именнопсихология, ее теория мотивации способна дать научно обоснованное решениевопросов регулирования и оценки индивидуального и массового поведения. 1

В послереволюционные годыиспользование психологических знаний в уголовно-правовом регулированиидлительное время критиковалось, произошел " отрыв" юристов от психологии. И если в 70-е годы быстро стало продвигаться вперед развитие теории судебно-психологическойэкспертизы как одной из частных теорий юридической психологии, то констатацияна более глобальном уровне значимости общей и юридической психологии длязаконодательства и правоприменения задержалась.

 

 

1 ПетражицкийЛ. И. Введение в изучение права и нравственности. Эмоциональная психология. - СПб., 1905. - С. 193.

Даже в 80-е годы ставилисьвопросы психологического " обеспечения" по преимуществу криминологии, уголовно-процессуальнойдеятельности и исполнения наказаний, но не участия в развитии уголовногозаконодательства и практики его применения. Лишь правовая реформа 90-хгодов дала толчок развитию новой частной теории юридической психологии- психологии уголовной ответственности.

Основания психологии уголовнойответственности. Необходимостьиспользования психологических знаний в регулировании уголовно-правовойборьбы с преступностью на законодательном и правоприменительном уровняхобусловлена самим содержанием понятия преступление как деяния -активной и сознательной деятельности определенного субъекта. Поэтому требуетсяне просто формально-логическое соотнесение внешних признаков конкретногоакта деятельности с признаками, указанными в уголовном законе, но:

• такое формулирование последних, чтобы их совокупность для ведущих понятий, институтов, норм Общей и Особеннойчастей УК отражала (поскольку речь идет о поведении) психологически адекватныехарактеристики, достаточные для " узнавания" этого типа поведения в конкретномакте;

• обеспечение установленияи оценки индивидуально значимых свойств конкретного поведенческого актаи личности для справедливого решения вопросов ответственности и наказания.

Без использования на профессиональномуровне психологических знаний, относящихся к механизмам осознанного произвольногоповедения и влиянию на него особенностей личности, невозможно реализоватьэти требования. Необходимой опорой уголовно-правовой трактовки ответственностиявляется поэтому психологическая теория - раскрытие содержания уголовнонаказуемого поведения, закономерностей, которые дают возможность определитьего в качестве такого, вне исключительной компетенции правовой теории. Тем более, что решение вопросов ответственности и наказания в конкретномслучае включает и своего рода следственный и судебный прогнозы относительновлияния принятого решения на будущее поведение субъекта. Закон, опирающийсяна положения психологии, в состоянии создать для этого необходимые предпосылки.

Нельзя противопоставлятьпотребность использования психологических знаний требованию социальнойобоснованности уголовно-правового регулирования: психологическое - однаиз сторон социального. В частности, социальная обоснованность правовогорегулирования предполагает отражение в правовых понятиях, нормах и институтахмеханизма акта деятельности (деяния) с учетом многообразия проявлений человеческойпсихики. Деятельность, независимо от видов и формы, входит в предмет психологическойнауки, хотя, разумеется, совершенно иначе, чем она входит в предмет другихнаук.

Понятийные формулировки, используемые в уголовно-правовых нормах, должны ориентироваться на типичноев конкретном поведении конкретных людей (деяние), а не на некое явление(преступность), и закладывать базу для формирования общественного мненияв случаях, когда вводимые запреты (или дозволения) ломают старые традиции. Это связано с полнотой учета в соответствующей норме психологического механизмадеяния.

Одно из условий эффективностиуголовно-правового регулирования - точность и понятность языка закона: тем, кто закон применяет; тем, кого закон информирует о должном поведении; и тем, в отношении кого он при-

меняется. С позиций психологииможно оценить, как будет воспринят и понят тот или иной термин, используемыйзаконодателем, тот или иной вводимый институт, запрет или его отмена. Игнорируядефиниции общей и юридической психологии, характеризующие личность и деятельностьв их интерпретации относительно преступления и преступника, этого результатадостичь невозможно. Психологические знания о системе " личность-преступноеповедение-ответственность" необходимы прежде всего при разработке иприменении понятий, институтов и норм уголовного права, связанных с:

• типовой моделью управляемогоповедения в уголовно-релевангаых ситуациях;

• основанными на ней условиямии предпосылками уголовной ответственности (возраст, вменяемость);

• границами уголовной ответственностив силу определенных свойств и состояний личности либо сложности ситуации(особые эмоциональные состояния, алкогольное или наркотическое опьянение, управление источником повышенной опасности в экстремальных условиях и пр. );

• институтами, отсутствовавшимидо последнего времени в уголовном законе, но настоятельно требуемыми практикойдля обеспечения субъективного вменения (ответственность лиц с психическимианомалиями в рамках вменяемости, обоснованный риск);

• разграничением обоснованногориска, неосторожной вины, случая;

• общими личностными началамииндивидуализации наказания, включая степень осознания виновным отягчающихобстоятельств.

Понятийный аппарат. Понятийныйаппарат психологии уголовной ответственности связан с комплексом ее исследовательскихзадач и в первую очередь с разработкой психологической характеристики предпосылоки меры уголовной ответственности. Речь идет о поведении в уголовно-релевантныхситуациях личности, в отношении которой решаются вопросы уголовной ответственностии наказания. Поэтому на первый план выдвигается понятие осознанно-волевогоповедения по отношению к этим ситуациям, как целенаправленного и мотивированного. Соответственно системообразующее значение приобретают понятия способностик такому (избирательному) поведению, наличие или отсутствие этой способностив конкретном случае, а также свойств и состояний личности, влияющих наизбирательность поведения в определенной ситуации.

С помощью этих понятий формируетсякомплекс профессиональных психологических знаний, необходимых законодателюи правоприменителю для конструирования и применения института предпосылокуголовной ответственности (вменяемость, достаточное возрастное развитие)и института общих начал дифференциации и индивидуализации наказания(личностные свойства и состояния, влияющие на степень ответственностиза деяние). В свою очередь решение этих задач предполагает использованиеи системы детализирующих понятий, таких, как цель, мотив, особые психическиесостояния.

Процесс адаптации психологическихпонятий к нуждам психологии уголовной ответственности происходит следующимобразом.

1. Из всего класса случаев, охватываемых категориями общей психологии, выделяется гораздо более узкийкруг, значимый именно для уголовно-правового регулирования. Так, из всегомногообразия видов (модальностей) аффекта юридическую психологию интересуютаффект гнева и страха.

2. Ограничивается круг изучаемыхпараметров определенного психологического явления. Например, понятие личностиздесь используется с более ограниченным набором исследуемых качеств, нежелив общей психологии.

3. Нередко меняется характеристиказначения и места того или иного психического явления в ряду других явленийпо сравнению с аналогичными параметрами в общей психологии. Например, аффектизучается в общей психологии как один из видов эмоциональных процессов, отличающийся от других особой интенсивностью, специфическим влиянием насознание и деятельность; в психологии понятие аффекта рядоположено с другимипонятиями, обозначающими чувства, переживания и пр. При разработке же частнойпсихологической теории уголовной ответственности понятию аффекта придаетсяособое значение.

4. В ряде случаев происходити обратный процесс, когда смысл понятий углубляется, поскольку значимымиоказываются те стороны предмета исследования, которые для общей психологиибезразличны. Речь идет о случаях постановки по заказу уголовного правалокальных исследовательских задач. 1 Например, общепсихологическиепонятия " осознанно-волевое поведение", " аффект" и прочие имеют в виду актуальныесостояния. Для юридической же психологии, в том числе для рассматриваемогонаправления, характерным и специфическим является ретроспективная оценкасостояний. Еще один пример углубления понятий по сравнению с общепсихологическими: понятийная характеристика мотивации субъекта, обусловливающей " особую жестокость" в отношении потерпевшего, как и осознание этого обстоятельства, для общейпсихологии безразлична и разрабатывается именно в юридической психологии. При этом и здесь важен ретроспективный аспект.

5. Формирование понятийногоаппарата рассматриваемой теории включает широкое использование дихотомий. Это обусловлено тем, что в соответствии с потребностями законодателя иправоприменителя приходится исследовать рядоположенные психические процессы, состояния, свойства, имеющие противоположный знак, например, критичность-некритичностьличности, рационализм-легкомыслие, сострадание-жестокость и др.; или способностьк осознанно-волевому поведению в уголовно-релевантной ситуации и неспособностьк нему; понимание субъектом (потерпевшим) характера и значения действий, совершаемых в отношении него, и непонимание этого.

Взаимосвязь уголовно-правовогорегулирования и психологии. Объективная потребность использовать профессиональныепсихологические знания в уголовно-правовом регулировании (и реализующийэту потребность " заказ" теории уголовного права и законодателя) обусловленаих взаимосвязями. Основные взаимосвязи:

• теория уголовного праваи законодатель используют ряд понятий психологии в " готовом" виде. Включаясьнепосредственно в закон и приобретая таким образом нормативную форму, онине теряют своей психологической основы и должны использоваться в точномсмысле, какой они имеют в психологии. Речь идет, в частности, о понятияхмотива, цели, личности, аффекта, риска, уровня психического развития, осознанияи др.

 

 

1 Сошлемся натеорию дактилоскопии. По содержанию это одна из множества локальных биологическихтеорий, но для фундаментальной биологии типология и классификация папил-лярныхузоров интереса не представляла. Поэтому с учетом " заказа" от криминалистикитеория дактилоскопии разработала собственную систему характеристик узорови методику их изучения. Только после этого уже по схеме обратной связиобщая биология " признала" дактилоскопию и использовала ее, например, приисследовании близнецовых пар. /

При этом: а) право ориентируетпсихологов на учет специфики психологической характеристики соответствующихсвойств, состояний, процессов, применительно к уголовно-релевантным ситуациям; б) могут задаваться дополнительные исследовательские задачи (например, раскрыть содержание некоторых специфических для преступлений мотивов);

• осуществляется проверкаимеющихся вариантов концептуальных и нормативных решений, обусловленныхнравственными, политическими, житейскими соображениями путем истребованияданных психологии (например, при определении возраста уголовной ответственности);

• формулируются значимыедля правовой оценки ответственности такие понятия, как, например, " особаяжестокость", что предполагает разработку психологией адекватной содержательнойхарактеристики путем использования двузначного психологического понятия" жестокость" (свойство личности и атрибут поведения);

• разрабатывается комплекснаяпсихологическая характеристика понятийного аппарата теории уголовного праваи закона. Например, необходимое уголовному праву понятие " вменяемость" имеет в качестве психологической основы систему дефиниций, включающую " способность", " осознание", " управление поведением", " предвидение" и др.;

• теория уголовного праваи законодатель используют юридические понятия, имеющие элементарное психологическоесодержание. Здесь функции психологии связаны с оценкой правильности ихинтерпретации.

Описанная схема связи уголовногоправа и психологии уголовной ответственности несколько упрощена, но позволяетпонять принцип функционирования механизма взаимодействия в этой сфере. Возможны и более сложные его формы.

1. Типичны ситуации, когдапроблему, требующую профессиональных психологических знаний, обнаруживаетне теория уголовного права и не законодатель, а следственная и судебнаяпрактика. Это имело место, например, с проблемой значительного отставаниянекоторых несовершеннолетних - участников общественно опасных действий- в психическом развитии, что делало их фактически недееспособными. Представителиюридической психологии обобщают " сигналы" практики, а результаты обобщенияв форме научных разработок или предложений представляют законодателю итеории уголовного права. В рассматриваемом примере результатом такого взаимодействиястало включение специальной нормы в УК 1996 г. (ч. 3 ст. 20, в которойпредусматривается новое основание освобождения от уголовной ответственности).

2. Возможен и вариант, когдаразработка проблем, значимых для уголовно-правового регулирования, инициируетсянепосредственно юридической психологией (психологией уголовной ответственности). Он отчетливо проявился в последние годы, когда была обоснована необходимостьучета в уголовном праве таких явлений, как ограничение или утрата избирательностиповедения в экстремальной ситуации, наличие " аккумуляции" аффекта, влияниестарческого одряхления на избирательность поведения и т. д. Несмотря накажущуюся разнородность этих ситуаций, их выявление имеет общую концептуальнуюоснову: развитие личностного подхода в уголовном праве.

Проблема взаимодействия уголовногоправа и юридической психологии в рамках рассматриваемой частной теориипсихологии уголовной ответственности включает и проблему методов исследования. В арсенале юридической психологии наряду с традиционными для психологииесть и специфические методы. Например, при исследовании процессов, состоянийи свойств, имеющих уголовно-правовое значение и соответственно документированных, используются методы обобщения экспертной, следственной и судебной практики, изучение уголовных дел. Характерной чертой методики исследований являетсяширокое применение ретроспективного подхода, поскольку рассматриваютсядействия, которые принадлежат прошлому и не могут быть воспроизведены вэксперименте. Уникален метод экспертной оценки представителями юридическойпсихологии содержания нормативных актов и их проектов. Важен повсеместностатистический анализ, требования репрезентативности.

 

 

Глава 3. Криминальнаяпсихология

3. 1. Основы изучения и оценки психологииличности преступника

Подходы к изучению психологииличности преступника. Опираясь на понимание личности как социальногокачества человека, можно сказать, что личность преступника выражает своеобразиесоциального качества человека, виновно совершившего уголовно наказуемоедеяние. Специфическая сущность личности преступника заключается в особенностяхего психического склада, которые выражают собой внутренние предпосылкиантиобщественного поведения, а также определяют индивидуальные особенностиюридически значимого поведения, связанного с правовым положением лица, совершившего преступление.

Понятие личности преступникаопределяется как юридическими признаками, которые согласно закону характеризуютсубъекта преступления (указывают, кто может быть таковым), так и признаками, отражающими особенности его духовной сущности, содержащими внутренние причиныобщественной опасности личности.

Общественная опасность личностивыражает потенцию личности к преступному поведению, которая понимаетсякак внутренняя возможность совершения при определенных условиях преступныхдеяний.

Психологическое изучениеличности преступника имеет различные аспекты, определяемые правовым положениемлица, совершившего преступление, и задачами правоохранительной деятельности. Преступник в соответствии со своим правовым положением изучается как субъектпреступного деяния, посткриминального поведения/уголовного процесса, уголовно-исполнительныхправоотношений, постпенитенциарного поведения, а также как объект исправленияи профилактики. Каждому из названных подходов к лицу, совершившему преступление, соответствуют свой аспект и задачи психологического изучения его личности.

Изучение личности преступникакак субъекта преступного поведения является центральным. Задача его - познаниетой совокупности психологических свойств, которые определили субъективнуюнеобходимость и возможность

совершения человеком уголовнонаказуемых деяний. В этой связи работники правоохранительных органов, осуществляющиераскрытие и расследование преступлений, участвующие в судебном процессе, ставят перед собой задачу понять, что же в " психологии" личности выступилопричиной совершения деяния, в силу каких индивидуальных психологическихособенностей личности в сложившихся условиях человек действовал преступнымобразом, являются ли его действия плодом собственной инициативы или к этимдействиям его подтолкнули неблагоприятные обстоятельства? Изучение личностныхпредпосылок преступного поведения необходимо для реконструирования психологическойстороны генезиса совершенного деяния, понимания его мотивов и целей, психическогосостояния субъекта.

Психологическое изучениеличности преступника в указанном аспекте необходимо также для назначениясправедливого и достаточного наказания. Здесь важно понять общую нравственно-правовуюнаправленность личности виновного, произошедшие изменения в убеждениях, ценностях, стремлениях после совершения преступления, выяснить наличиеу виновного криминогенных склонностей в основных сферах социального поведения, прежде всего в сфере обеспечения удовлетворения материальных потребностейи в сфере взаимодействия с другими людьми. Необходимо понять, имеются лиу него склонности к использованию незаконных способов удовлетворения материальныхпотребностей и к совершению преступных насильственных действий.

Психологическая структураличности преступника. Для того чтобы судить о криминогенных особенностяхличности преступника, необходимо понимать роль психических свойств, образующихвнутреннюю - психологическую - основу личности в порождении преступногоповедения.

Методологическим основаниемпонимания является положение о том, что никакие внешние обстоятельстване могут являться непосредственными причинами противоправного деяния, еслиони не стали побуждениями воли самого человека, обладающего способностьюк волевому поведению (А. Р. Ратинов, В. Н. Кудрявцев, Н. Ф. Кузнецова, Ю. М. Антонян, Е. Г. Самовичев и др. ). Генезис преступного поведения заключаетсяв формировании у индивида состояния психологической готовности к поведенческомуакту в форме общественно опасных действий либо бездействия. В процессеформирования этой готовности индивид личностно своеобразно воспринимаети оценивает внешние условия, испытывает личностно характерные для негопобуждения (мотивы), определяет личностно приемлемый способ и цель действий. Принятая цель достигается им благодаря сложившимся в жизненном опыте навыкам, умениям, способностям, которые представляют собой также личностные образования. Таким образом, в процессе порождения преступного поведения особенностиличности обусловливают индивидуально своеобразное восприятие внешних условий, мотивообразование, целеполагание и исполнительную регуляцию поведения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.