Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мамонтова С.Н. 8 страница



• введение практики юридико-психологическогообеспечения законе- и нор-мотворческой, а также текущей деятельности персоналаупомянутых структур, решения задач и проблем. Это осуществимо путем созданияспециальных служб или обращения к специалистам по юридической психологииза консультациями и помощью, использования психологической экспертизы иаудита.

 

 

1 АнденесИ. Наказание и предупреждение преступлений. - М., 1979. С. - 186.

Понимание основополагающеговлияния фоновых психологических фактов на правовую психологию, состояниезаконности и правопорядка отнюдь не прибавляет оптимизма работникам органовправоохраны. Недостатки в них в основном вне компетенции этих органов. Однако и их возможности велики, потому что имеются региональные и местныеособенности фоновых факторов. Все они нуждаются в понимании и обеспеченииадекватными правовыми мерами. Кроме того, есть и другие группы факторов, влияющих на правовую психологию и правовую социализацию населения, влияниена которые в основном и даже исключительно в компетенции органов правоохраныи их персонала.

Правовые факторы. Онинепосредственно связаны с правовой системой, ее урегулированностью и состоянием, целенаправленной деятельностью юридических органов, общественных формированийи частных структур, функционирующих в интересах укрепления законности иправопорядка.

Подгруппа социально-психологическихправовых факторов включает:

• психологические свойства, механизмы, эффективность всей системы правового регулирования,

• психологию персонала, коллективоввсех законодательных, правоохранительных и правоисполнительных органов(юстиции, судов, милиции, внутренних войск, таможни, налоговой полиции, органов, исполняющих наказания и др. ),

• психологию личностей работниковорганов правоохраны;

• уровень юридико-психологическойподготовленности персонала органов правоохраны;

• уровень юридико-психологическойподготовленности и работы руководителей и сотрудников кадровых аппаратоворганов правоохраны с его персоналом;

• уровень психолого-юридическойподготовленности выпускников юридических образовательных учреждений, неограничивающейся знанием психологии судебной деятельности, а обладающейцелостной психологической концепцией психолого-юридической работы;

• эффективность юридическогообразования и степень правовой сфор-мированности выпускников как личностей, отвечающих цивилизованным требованиям современной юридической деятельности;

• социальное восприятие, оценку населением правильности построения и степени успешности деятельностиправовой системы;

• степень одобрения населениемправовых установлений, направленных на борьбу с преступностью;

• мнение населения о состояниизаконности, преступности, об уровне защищенности граждан от чиновничьегопроизвола и криминала;

• мнение населения об уровнедейственности законодательства и правопос-лушности тех, кто призван егострого исполнять и защищать права граждан;

• общественное мнение гражданпо вопросам эффективности деятельности правоохранительных органов, о людях, работающих в них, их коррумпированности и честности;

• авторитет всех органовправоохраны и профессии их работников у населения;

• взаимоотношения и общениеперсонала органов правоохраны с населением;

• степень веры граждан ввозможность встретить человеческое отношение, понимание и защиту от правонарушителейу работников юридических органов, вынесенное из опыта обращений к ним;

• психологию стихийного правовоспитанияв бытовых объединениях и сообществах, в молодежной среде;

• психологические особенностисвязей органов правоохраны с населением;

• наличие и эффективностьфункционирования психологических служб в различных ведомствах, решающихюридические задачи и оказывающих психологическое влияние на население, и др.

Подгруппа собственно правовыхфакторов, влияющих на правовую психологию, частично раскрыта в предыдущихпараграфах главы. Если их дополнить и сконцентрировать, то совркупностьбудет выглядеть так:

• совершенство и надежностьфункционирования всей правовой системы;

• совершенство законодательства, его адекватность состоянию общества и правопорядка, реалистичность, отсутствиепризнаков " левацкого" забегания вперед или отставания от требований времени;

• уровень законности в работесамих юридических органов и их представителей;

• уровень реализации психолого-педагогическихфункций в управленческой и юридической работе всех категорий работниковорганов правоохраны;

• наличие и эффективностьорганизованных и эффективных систем правового развития граждан, управленияправовой социализацией, правового всеобуча, правовой пропаганды;

• уровень правового воспитанияв семьях и бытовых общностях;

• уровень работы общеобразовательныхшкол, внешкольной работы, воспитания школьников, наличия и эффективностиработы по их правовому обучению и воспитанию, то же - в дошкольных учреждениях;

• степень усилий, организованностии успешности деятельности органов правопорядка по укреплению законности, защите прав и свобод граждан, реализации принципа неотвратимости наказания;

• эффективность всех направленийработы по профилактике правонарушений и преступлений, особенно среди несовершеннолетнихи молодежи;

• психолого-педагогическаяэффективность системы исполнения наказаний и постпенитенциарной работыпо профилактике рецидивной преступности;

• уровень правовой работыв трудовых коллективах по укреплению дисциплины, ответственного отношенияк делу, строгому выполнению нормативных требований в производственном процессеи выполнению обязательств перед государством и другими коллективами;

• психолого-педагогическаякомпетентность всех лиц (государственного аппарата, образовательных учреждений, дошкольных, частных и др. ), участвующих в юридико-психологической и юридико-педагогическойработе с подростками, молодежью и другими категориями населения;

• педагогическая подготовленностьсотрудников кадровых аппаратов, отделов профессиональной подготовки, начальникови командиров, преподавательского и командно-административного состава юридическихорганов и образовательных учреждений, а также работников их пресс-центрови подразделений по связям с общественностью, руководителей занятий по служебнойподготовке и др.;

• степень представленное(tm)в персонале юридических органов лиц с базовым психологическим и юридическимобразованием.

Все эти факторы в зависимостиот своих характеристик положительно или отрицательно, но всегда реальнои сильно, сказываются на правовой психологии населения и состоянии законностии правопорядка. Особенно заметно это в масштабе субъекта федерации, населенногопункта, группы. Бывает даже, что при наличии недостатков в них они становятсянепосредственной пцичиной или условием совершения правонарушений. Оптимизацияэтих факторов - во власти и возможностях руководства территориальных юридическихорганов и местной власти.

Криминогенные факторы. Эти факторы непосредственно способствуют зарождению и развитию правонарушающегоповедения. Практически почти все они обусловлены слабостями позитивныхмер и работы по упрочению правовой психологии общностей и отдельных личностей.

В подгруппе социально-психологическихпо своей природе факторов в качестве криминогенных выступают:

• низкая психологическаявоздейственность правовой системы, системы законодательства, " пробелы" в нем, отставание законотворчества от фактических изменений в обществе;

• низкая психологическаядейственность всей системы правовоспита-тельной работы, разрушение старой, социалистической, и запаздывание с созданием новой, отвечающей реальностямсвободы, прав, демократии в современном обществе;

• правовой нигилизм, падениеавторитета норм права у значительной части населения;

• падение престижа честноготруда;

• социально-психологическиенапряжения и недовольства, вызываемые различными недостатками в жизни российскогообщества, в работе органов государственного управления, органов правопорядка, состоянием борьбы с преступностью;

• недовольство населениябезнаказанностью явно противоправной деятельности людей типа Мавроди, фирмтипа " Гермес" " Хопер" и др.;

• недовольство населенияплохой работой с жалобами, заявлениями, исками граждан в государственныхорганах и судах;

• заразительность для частинаселения примеров быстрого и легкого обогащения людей с низким уровнемобразованности, культуры и нравственности, наживших состояния явно нечестнымпутем;

• обостренные взаимоотношениямежду различными группами населения (социальными, профессиональными, национальными, религиозными и др. );

• падение авторитета органовправопорядка;

• низкая эффективность мерпо профилактике криминальных деформаций правовой психологии у отдельныхгрупп населения и граждан;

• тревожные слухи, возбужденнаятолпа, паника и др. К числу непсихологических криминогенных факторов можноотнести:

• снижение уровня общественнойморали;

• феномен " бизнеса власти", связанный с фактическим богатством жизни людей, находящихся у власти, обилиемразличных льгот и привилегий у " слуг народа", богатством услуг, возможностямиполучения квартир, обогащения путем лоббирования чьих-то интересов, злоупотреблениявластью при пол-

ной безнаказанности, обеспеченнойбезграничной неприкосновенностью, доходящей для абсурда;

• широкое распространениерэкетирства, шантажа, вымогательства, запугивания, психологического насилия, в том числе в сфере судопроизводства;

• криминализация и сексуализациядосуга, искусства, видеорынка, телевизионных передач: культ силы и насилия, жестокости, неуважения к человеку; пропаганда необходимости самозащитылюбыми средствами, мести, самосуда; распространение уголовного жаргона, песенок на уголовный манер; социальная дифференциация молодежных групппо образцу уголовных, " дедовщина"; идеализация жизни удачливых преступникови их " благородных" качеств; подмена слов родного языка " красивыми" иностраннымисловечками, прикрывающими и романтизирующими омерзительную сущность преступнойдеятельности (" киллер", " рэкетир" и др. вместо русских слов " убийца", " вымогатель", " подонок" и др. ), засорение языка словами и словесными оборотами, почерпнутымииз уголовного жаргона, и др.;

• повсеместная бесхозяйственность, слабая защищенность ценностей;

• распространение пьянстваи наркомании;

• увеличение числа лиц безопределенных занятий, места жительства, безработных;

• низкий уровень раскрываемое(tm)преступлений;

• коррупция в органах государственногоуправления и органах правопорядка;

• политический экстремизми религиозный фанатизм;

• слабости системы воспитанияподрастающего поколения и взрослых, особенно нравственного, правового, трудового, патриотического, семейного, культурного;

• слабости системы внешкольноговоспитания, по месту жительства;

• распространение фактовпедагогической запущенности и безнадзорности несовершеннолетних, юношейи девушек;

• отсутствие пропаганды здоровогообраза жизни и воспитания молодежи, всего населения;

• слабая психолого-педагогическаяэффективность воспитания персонала юридических органов в духе строжайшегособлюдения законности;

• недостаточный уровень психолого-педагогическойподготовленности персонала органов правопорядка;

• снижение массовости и активностиучастия населения в работе общественных формирований социально-педагогическогои профилактического профиля;

• распространение по странеоружия;

• крупные пожары, стихийныебедствия, чрезвычайные обстоятельства и др.

Можно привести еще десяткифакторов криминогенного характера.

Криминальные факторы. Эти факторы относятся к криминальному миру и активно обусловливаютвесь криминал, испытывают на прочность правовые устои общностей и отдельныхграждан, вербуют новых рекрутов криминального мира. Это:

• криминальная деформированностьправосознания, потребностей, нравственности, криминальная " образованность" личностей, занимающихся преступной деятельностью;

• криминальная субкультура, каждодневно и стихийно углубляющая антиправовую психологию членов преступныхгруппировок;

• целенаправленная деятельностьавторитетов преступного мира и организованной преступности по криминализациипсихологии молодых правонарушителей, повышению их " криминального профессионализма", психологически расчетливому воздействию на граждан с неустойчивой правовойориентацией и постепенному вовлечению их в преступный образ жизни, криминализации" массовой культуры", модной у нынешней молодежи;

• коррумпированно представителямипреступного мира части должностных лиц, чиновников, личного состава МВД, работников судов и прокуратуры, органов юстиции с неустойчивой и слабойправовой устойчивостью методами соблазна, подкупа, сбора компромата, шантажа, запугивания и др.;

• взаимоотношения преступныхгрупп и преступных " авторитетов", приводящие к " разборкам", и др.

В итоге можно сказать, чтовсе факторы:

1) находятся в числе причини условий, определяющих состояние законности и правопорядка в обществе, в регионе, городе, районе, а также правомерное или противоправное поведениегрупп населения и отдельных личностей. Можно сказать, что преступность- это не только социальное, криминологическое, но и психологическое явление;

2) выступают важным условиемдеятельности личного состава органов правоохраны и одной из причин, влияющихна ее успешность;

3) нуждаются в тщательноми постоянном изучении, оценке, использовании в деятельности государственных, законодательных, правоприменительных и правоисполнительных структур; информацияо них (психологическая информация) - важный вид криминологической, оперативной, служебной, управленческой, кадровой и другой информации, необходимой дляправильной оценки обстановки, принятия мер, прогнозирования и планирования; без нее трудно рассчитывать на успех в укреплении законности и правопорядка;

4) выступают особым предметомправового и юридико-психологического воздействия (регулирования, оптимизации, изменения, нормализации и пр. ), содержащим большие резервы улучшения всейработы по укреплению законности и правопорядка;

5) предъявляют особыетребования к профессиональной подготовленности персонала правоохранительныхорганов, профессионально-психологической подготовленности;

6) нуждаются в комплексном, всестороннем и постоянном учете в деятельности правоохранительных органов, что оптимально может быть достижимо созданием системы профессионально-психологическогообеспечения.

 

2. 7. Социально-психологическийпортрет государственного служащего и законность

Государственное управлениеи качество его кадров. В 1991 г. государственный аппарат СоветскогоСоюза составляли 84 министерства и комитета, в которых работало 43, 8 тыс. государственных служащих, а аппарат РСФСР насчитывал около 15 тыс. С образованиемРоссийской Федерации численность населения уменьшилась почти в два раза, территория - на одну треть, но это не повлекло за собой сокращения государственногоаппарата. В 1994 г. после принятия Конституции Российской Федерации государственныйаппарат России только на федеральном уровне состоял из 74 ведомств, включая24 министерства, 10 госкомстатов, 21 комитет, 17 федеральных служб, Российскоекосмическое агентство и Главное управление охраны Президента. В 1995 г. их число стало 78, в 1996 г. - 90, в 1997 - 66. В 1993 г. в аппарате органовгосударственной власти России работало 921, 6 тыс. служащих, что на 29%превышало численность аппарата СССР в 1991 г1. Однако во всех. сферах государственного управления имеют место серьезные недостатки ипросчеты. Возникает вполне закономерный вопрос: " является ли государственныйаппарат по своей природе неэффективным и не комплектуется ли он некомпетентнымислужащими? "

Проблема представляется чрезвычайносложной и не может быть решена только структурными преобразованиями и " чисткойкадров". В большинстве случаев специалисты в области государственного управленияполагают исходной посылкой реформы государственной службы представлениео несовершенстве системы. Из этого исходят авторы разрабатываемой в АдминистрацииПрезидента РФ проекта Концепции административной реформы в России. Онистремятся исправить недостатки государственного аппарата на организационноми институциональном уровнях. Но все системы государственных органов состоятиз людей, созданы людьми, функционируют благодаря служебной деятельностиперсонала, иными словами, " система" - это люди, кадры. Поэтому изучениепсихологии государственных служащих, их личностных свойств, профессиональныхценностей и установок, профессиональной культуры и этики является важнымкомпонентом выявления факторов, которые необходимо учитывать при реформированиигосударственного аппарата.

Впервые гипотеза об особенностяхпсихологии государственного служащего - " бюрократическом типе личности" - была выдвинута в 1940 г. американским социологом Р. К. Мертоном (р. 1910). Ее обоснованию посвящено и исследование Б. Боузмана, X. Рэйни, В. Томсона2, которые изучали типичные явления в 147 государственных структурах США ипришли к выводу, что " бюрократические болезни" - это системные недостаткиорганизаций, обусловливающие недобросовестную служебную практику, в которойповинны их работники. Эти " болезни" невозможно исправить путем увольненияиз организации виновных в них чиновников, ибо недобросовестная практикаи служебные нарушения будут продолжаться независимо от состава персоналаорганизации. Система порождает бюрократов, а бюрократы формируют обликсистемы.

 

Психология современногочиновничества (по данным исследований). По мнению В. Томпсона, ростспециализации в государственном управлении повлек жесткое регламентированиеслужебных полномочий, за рамки которого чиновник не может выходить, монотонностьвыполнения служебных обязанностей, рутину и шаблон. Причина " бюрократическойболезни" (по Том-сону - " бюропатологии" ) заключается в личных недостаткахслужащих, их зависимости от мнения руководителей, чувстве уязвимости, неуверенностив себе и в своих профессиональных возможностях.

 

 

1 КирпичиковА. И. Взятка и коррупция в России. - СПб., 1997. - С. 6-7.

2 См.: BarryВоутап and Hal Y. Reiney Organizational Rules and the BureaucraticPereonality. // American Journal of Political Science, 1, 1998, p. p. 163- 189.

Сами организации, в которыхслужат чиновники, повинны в создании атмосферы возможности использованиячиновником основных аспектов бюрократической организации в качестве средствадля удовлетворения личных потребностей (" нужд" ) служащего1.

Насколько такой социальный" анамнез" американской бюрократии соответствует российской государственной" машине", ее кадровому потенциалу, психологии российских чиновников? Ответна этот вопрос в определенной мере содержится в проведенном информационно-социологическимцентром Российской Академии Государственной службы при Президенте РФ в1997 г. масштабном исследовании " Мониторинг кадрового потенциала федеративныхи региональных органов исполнительной власти РФ". Исследованием были охвачены1351 государственный служащий федеральных органов исполнительной власти(6 федеральных министерств и ведомств), служащие территориальных структурМинистерства финансов и Государственной налоговой службы РФ, государственныеслужащие правительств и администраций 11 экономико-географических зон Россиии 42 эксперта - руководителя кадровых служб. В выборку были включены вкачестве респондентов государственные служащие, занимающие ведущие и болеевысокие должности Реестра государственной службы Российской Федерации, что свидетельствует о высокой репрезентативности исследования компетентностиреспондентов. При этом почти три четверти состава респондентов работалив государственных структурах бывшего СССР и не испытывают психологическогодискомфорта от смены государственного устройства и изменения в социально-экономическихусловиях жизни общества. В силу высокого должностного положения значительнаячасть участников исследования имеют большой стаж государственной службыв органах власти. Принадлежность их к " элите" государственной службы, включенностьв служебные и неформальные отношения внутри административной группы сталидля них важной социальной ценностью, а психология их отвечает корпоративнымстандартам и типична для госслужащих.

Исследование вскрыло конфликтностьстановления российской государственности: разделение властей, политическиепоследствия выборов в регионах, несогласованность Федерального законодательстваи законов субъектов Российской Федерации, рост властных амбиций представителейроссийской " олигархии", вовлеченность средств массовой информации в решениекадровых вопросов в высших эшелонах власти, частые перестановки ключевыхфигур. Это определяет активное проникновение политических интересов в процессадминистративного управления, политизирует его и сказывается на морально-психологическомклимате коллективов, психологии государственных служащих. Ощущается влияниеконфликтное(tm) на роль государственных служащих как посредников между органамивласти и населением в процессе изменений политической системы РФ, демократизациии государственного управления.

Критерием " бюропатологии" государственных служащих является их отношение к контролю общества за деятельностьюаппаратов органов исполнительной власти. По этому критерию всех служащихорганов государственной власти можно классифицировать на две группы: 1)служащие государственного аппарата демократической ориентации и 2) то же, административной ориентации. Описанный в романе " Бесы" Ф. М. Достоевскимфеномен административного восторга является не только типичным, но и прогрессирующимкачеством государственных служащих.

 

 

1 Корругщия и бюрократизм: истоки и пути преодоления: Тематический сборник. - М, 1998. - С. 119.

 Так, к группе демократическиориентированных (по данным исследования) можно отнести только 14% генеральнойсовокупности. При этом среди служащих аппаратов федеральных министерстви ведомств доля ориентированных на демократический контроль общества надгосударственным аппаратом составила 11, 5%, а среди работников органов властисубъектов Федерации - 15, 5%. Это свидетельствует о том, что доминирующимтипом управленческой культуры и значимости по аксеологи-ческой шкале ценностейявляется традиционный для бюрократической системы примат интересов государства, ведомства и вторичность интересов общества, личности, защиты прав и свободнаселения.

Представители " административнойориентации" склонны к закрытости деятельности аппарата, нетерпимости кдеятельности средств массовой информации, к " чужим" жизненным идеалам имнениям, склонны усматривать совершенствование работы аппарата в решениитрадиционных внутриаппа-ратных вопросов: планирования, финансирования, контроля отчетности, делопроизводства и т. д.

Указанные ценностные ориентациигосударственных служащих являются наследием административно-командной системыпрошлого, а также воспроизводятся повседневной практикой' административногоуправления. В настоящее время эта " бюропатология" - одна из факторов отчуждениявласти от общества и обострения социальной напряженности.

Важным показателем психологиичиновника является мотивация служебной деятельности. По М. Веберу(1864-1920), спектр мотивов государственного чиновника включает в себяотношение к субординации, регламентации содержания и характера служебнойдеятельности, к возможностям карьерного роста, уровню денежного содержания, гарантиям служебной занятости, социальной защищенности. Дополнением к этомуперечню является морально-психологический климат в организации.

Упомянутое выше исследованиепоказало высокую степень удовлетворенности респондентов синтезом канцеляризмав служебной деятельности и социального статуса государственного служащегов обществе. Так, отношениями подчиненности (субординации во взаимоотношенияхпо службе) вполне удовлетворены 78, 6% служащих центрального аппарата федеральныхминистерств и ведомств, 74, 8% работников региональных аппаратов федеральныхорганов власти и 72, 2% работников органов власти субъектов Российской Федерации. Роста по службе (" успешной карьеры" ) ожидают и уверены в этом соответственно58, 0, 63, 4 и 55, 5% респондентов.

Характером и содержаниемслужебной деятельности удовлетворены почти 70% всех обследуемых категорийгосударственных служащих, более 60% всех служащих оценили складывающийсяморально-психологический климат в коллективах государственных структуркак благополучный для себя. При этом желание сменить место работы в ближайшеевремя указали только 5, 3% работников федеральных министерств и ведомств, почти столько же (5%) служащих властных структур субъектов Федерации и3% служащих региональных органов Федеральных структур государственной власти.

Все это дает основания сделатьвывод, что оольшинство опрошенныл довольны своим служебным положением, хотя уровнем оплаты их труда удовлетворены только 16% респондентов. Получаютмало, но службой довольны. При этом каждый десятый из числа опрошенныхсчитает, что мог бы работать с большей эффективностью при реализации рядамер. В числе этих мер называется более интенсивное внедрение в управленческуюдеятельность современных информационных технологий, научной организацииуправленческого труда, более высокого материального стимулирования службы(денежного содержания и льгот). В числе антистимулов занятия профессиональногосударственной службой названы: недостаточная социальная защищенностьгосударственных служащих, слабые правовые гарантии занятости (" защита отувольнения" ) и негодная (по оценкам многих респондентов) кадровая политикаведомств, низкое материальное содержание. Обращает на себя внимание корпоративнаяболезненность восприятия слабой защищенности чиновников и довольно равнодушноеотношение к незащищенности правовой и социальной других категорий населения.

В исследовании выявлен рядаспектов социальной психологии и психологии чиновников, связанных с соблюдениемэтических норм государственной службы. В этих целях по результатам исследованиябыл сформирован ранжированный ряд из 15 деловых и личностных качеств, важныхдля успешного выполнения служебных обязанностей. Кстати, американский социологД. Кейден в 1991 г. в полный список личностных черт человека, делающегоиз него " бюрократа", включил 175 признаков. Что же касается российскихгосударственных чиновников, то, по данным исследования, в ранжированномряду качеств государственного служащего честность занимает третьюпозицию (52, 2%) у респондентов - работников центральных аппаратов федеральныхорганов власти, 46, 9% - у работников территориальных органов Минфина иГосналогслужбы РФ и 54, 3% - у служащих органов власти субъектов Федерации. Принципиальность в решении служебных вопросов занимает шестое место(соответственно - 41, 2; 41, 1 и 41, 3%), т. е. на одном уровне во всех эшелонахвласти - от федерального до регионального.

 

Девятую позицию ранжированногоряда заняла неподкупность (каждый четвертый из респондентов назвалэто качество) и только четырнадцатую позицию (один из семи) - необходимостьуважения прав и свобод граждан. При этом из числа работников финансовыхи налоговых органов это требование считает необходимым только один из десятиреспондентов, что подтверждает концепцию В. Томпсона - " личные недостаткислужащих детерминируются организацией".

Обращает на себя внимание, что, по мнению экспертов - должностных лиц, отвечающих за работу с кадрамив охваченных исследованием государственных структурах, в качестве этическихтребований при подборе кадров на государственную службу честность отметили66, 7% опрошенных экспертов, принципиальность - 57, 1%, неподкупность - 52, 4%, а уважение прав и свобод граждан - 4, 89В1. Возникает вопрос: а судьи кто? Исследование показало, что в сознании значительной части государственныхслужащих России произошло обесценивание моральных норм и запретов, чтов совокупности с традиционной " бюропатологией" таит в себе серьезные опасностидля общества в будущем и дает себя знать в наши дни.

 

 

1 См.: БойковБ. Э. Профессиональная культура и этика государственных служащих. //Социология власти. Информационно-аналитический бюллетень: 1997 - № 4 -5. Мониторинг кадров госслужбы. - М., 1998. - С. 10-19.

Деформации личности государственныхслужащих. Своекорыстие государственных служащих, факты разбазариванияи присвоения государственных средств, должностных и моральных нарушенийоказывают деструктивное влияние на правовое пространство государства, направосознание и поведение граждан, на моральные устои общества в целом.

Атрофия честности и неподкупностигосударственных служащих создает питательную среду для коррумпированностигосударственного аппарата. Все это дает основание для вывода, что в психологиисовременного российского чиновничества работа в государственном аппаратепредставляет собой не служение обществу, а получение привилегий и удовлетворениеличных интересов за счет интересов общества.

По данным опроса, проведенногов конце 1998 г. агентством " РосБизнесКон-салтинг", только 36% россиян никогдане давали взяток госслужащим, а 27% делают это постоянно. По одному разу- подкупили чиновников 5% опрошенных, а более одного раза - 32% гражданРоссии. При таком положении никакого примера правосознания и правопослушногоповедения гражданам госслужащие давать не могут.

Представляет интерес взглядна психологию чиновничества России со стороны. В 1997 г. независимый Центрстратегических и международных исследований представил доклад КонгрессуСША, в котором говорится: " Официальная коррупция в России вполне можетстать самой серьезной проблемой в области международных отношений. Российскиесредства массовой информации полны сообщений об армейских чинах, продающихгосударственное имущество, о руководителях ведомств, совершающих махинациив процессе приватизации, руководителях спецслужб, ведущих незаконное наблюдениеза должностными и частными лицами. Во всех этих случаях служебное положениеиспользуется для личного обогащения и усиления своей власти. Эти нарушенияполучили такое распространение, что российский журнал " Экономика и жизнь" называет некомпетентность чиновников и взяточничество как их основные характеристики".



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.