Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мамонтова С.Н. 4 страница



Преодоление теологическихи натуралистических взглядов на преступность осуществлено в трудах французскихфилософов-гуманистов Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, Ш. Л. Монтескье, М. Ф. А. Вольтера, К. Гельвеция, П. Гольбаха, где доказывалось, что право должно быть не волейправителей, а осознаваемой обществом мерой социальной справедливости, базироватьсяна идеях свободы личности и соблюдения ее естественных прав. Одновременноблагодаря научно-правовым разработкам итальянского юриста Чезаре Беккариа(1738-1794), заложившего основы рационально-юридической кодификации преступлений, и английского ученого Иеремии Бентама (1748-1832), создавшего " утилитарнуютеорию причин преступности", все больше стал возрастать интерес к изучениюфакторов преступности и личности конкретных типов преступников, влияниюна них следствия, судебного процесса и наказания.

Первыми монографическимиработами по юридической психологии традиционно считают публикации немецкихученых К. Эккартегаузена " О необходимости психологических познаний приобсуждении преступлений" (1792) и И. Х. Шауманна " Мысли о криминальной психологии" (1792). Однако интересные психологические идеи содержались и в трудах ихпредшественников. Так, французский юрист Франсуа де Питаваль в 1734-1743гг. издал двадцатитомный труд " Удивительные уголовные дела", где предпринялпопытку вскрыть психологическую суть преступных деяний. В монографии ДжонаГоварда " Состояние тюрем в Англии и Уэльсе" (1777), написанной на основеизучения значительного числа мест лишения свободы по всей Европе (более300, в том числе и в России), не только активно отстаивались идеи улучшениясодержания заключенных и соблюдения их прав, но и указывалась важностьизучения и учета в пенитенциарных учреждениях индивидуальных особенностейлиц, отбывающих наказания.

Среди отечественных ученыхXVIII столетия достаточно плодотворные в психологическом аспекте взглядысодержались в работах И. Т. Посошкова (1652-1726). Он, в частности, доказывалактуальность разработки классификации преступников по " степени испорченности", а также обосновывал психологически эффективные способы допроса свидетелейи обвиняемых. Другой прогрессивный деятель России той эпохи В. Н. Татищев(1686-1750) утверждал, что законы часто нарушаются по незнанию, а потомунеобходимо создавать условия их изучения с детства. В трудах М. М. Щербатого(1733- 1790) обращалось внимание на особую важность знания законодателями" человеческого сердца". Ф. В. Ушаков в трактате " О праве и цели наказания" (1770) предпринял попытку раскрыть психологические условия воздействиянаказания и, в частности, " исправительное доведение его до раскаяния". А. Н. Радищев (1749-1802) в работе " О законоположении" обосновывал мерыпо предупреждению преступлений, основанные на учете психологии личностипреступника (и прежде всего его мотивации).

Особеннрстью первой половиныXIX в. является рост публикаций о преступности и личности преступника, опирающихся на достижения естественных наук (анатомии, биологии, физиологии, психиатрии и др. ). Таковы работы немецких ученых И. Гофбауэра " Психологияв ее основных применениях к судебной жизни" (1808) и И. Фридрейха " Систематическоеруководство по судебной психологии" (1835), а также публикации отечественныхученых А. П. Куницына, А. И. Галича, К. Елпатьевского, Г. С. Гордиенко, П. Д. Лодий по психологическому обоснованию меры наказания, исправления и перевоспитанияпреступников.

В первой половине XIX в. большую популярность получила френологическая (от греч. френ - ум)теория австрийского врача-анатома Франца Галля (1758-1828), пытавшегосядоказать прямую зависимость между психическими явлениями и внешними физическимиособенностями строения головного мозга человека (наличием выпуклостей, впадин и соотношений частей черепа). Последователи Галля пытались создать" френологические карты" для идентификации типов преступников. Пропаганда" френологической идеи" имела место и в России. Например, профессором Х. Р. Штельцером сначала в Московском (1806-1812), а затем в Юрьевском (нынеТартуском) университетах будущим юристам читался спецкурс " Уголовная психологияпо Ф. Галлю".

Апофеозом в развитии биологизаторскогоподхода к личности преступника явилось издание итальянским тюремным врачом-психиатромЧезаре Ломброзо (1835-1909) монографии " Преступный человек, изученный наоснове антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения" (1876), которыйразработал концепцию " прирожденного преступника", считая, что ему свойственныатавистические черты, роднящие с предками-дикарями. По мнению Ч. Ломброзо, типичный " прирожденный преступник" может быть распознан по определеннымфизиогномическим признакам: скошенный лоб, удлиненные или неразвитые мочкиушей, выпуклые скулы, большие челюсти, ямочки на затылочной части головыи т. д.

Отстаивание Ч. Ломброзо объективногоподхода к изучению личности преступников нашло активную поддержку со стороныученых многих стран мира, в том числе и в России (И. Т. Оршанский, И. Гвоздев, в ранних работах Д. А. Дриля). В то же время в силу отечественных социально-культурныхтрадиций и междисциплинарной ориентированности они сразу были подвергнутыкритике со стороны многих юристов (ВД. Спасович, НД. Сергиевский, АФ. Конии др. ) и психологически ориентированных ученых (В. М. Бехтерев, В. Ф. Чиж, П. И. Ковалевский и др. ).

На активизацию во второйполовине XIX века психологических исследований причин преступности и личностипреступника значительно влияли прогресс в области общественных и гуманитарныхнаук, актуальные запросы правовой теории и практики. Осуществляемые вомногих странах мира (в России с 1864 г. ) судебные реформы, в результатекоторых в судопроизводстве утверждались принципы независимости и несменяемостисудей, состязательности судебного процесса и равноправия сторон, признаниявердикта суда присяжных и тд., создавали благоприятные условия для востребованностипсихологических знаний. С. И. Баршев в работе " Взгляд на науку уголовногозаконоведения" (1858) писал: " Ни один вопрос уголовного права не можетбыть решен без помощи психологии,... и если судья не знает психологии, то это будет суд не над живыми существами, а над трупами". К. Я. Яневич-Яневскийв статье " Мысли об уголовной юстиции с точки зрения психологии и физиологии" (1862) и В. Д. Спасович в учебнике " Уголовное право" (1863) обращают вниманиена важность, с одной стороны, установления правовых законов с учетом природычеловека, а с другой - наличия у юристов психологической компетентности.

И. М. Сеченов (1829-1905)- лидер отечественных физиологов и одновременно основоположник объективногоповеденческого подхода в психологии как самостоятельной науки - в работе" Учение о свободе воли с практической стороны" доказывал, что " принудительныемеры в отношении преступников, базируясь на физиологических и психологическихзнаниях о внутренних закономерностях развития личности, должны преследоватьцель их исправления". В монографии отечественного психиатра А. У. Фрезе" Очерки судебной психологии" (1871) утверждалось, что предметом даннойнауки должно являться " применение к юридическим вопросам сведений о нормальноми ненормальном проявлении душевной жизни". В вышедшей в 1877 г. статьеюриста Л. Е. Владимирова " Психологические особенности преступников по новейшимисследованиям" констатировалось, что социальные причины преступности коренятсяв индивидуальном характере преступника, а поэтому требуются основательныепсихологические исследования. ДА. Дриль, имеющий и медицинское, и юридическоеобразование, в ряде своих публикаций 80-х годов прошлого столетия (" Преступныйчеловек", 1882; " Малолетние преступники", 1884 и др. ) целенаправленно отстаивалмеждисциплинарный подход, доказывая, что право и психология имеют делос одними и теми же явлениями - законами сознательной жизни человека, апоэтому право, не обладая собственными средствами для изучения этого явления, должно заимствовать их у психологии.

В конце 80-х годов XIX столетияодну из наиболее теоретически глубоких типологий преступников (невменяемые, случайные, профессиональные) разработали профессор Санкт-Петербургскогоуниверситета И. Я. Фойницкий и его последователи (ДА. Дриль, А. Ф. Лазурский, С. Н. Познышев и др. ).

Выяснение психологическихзакономерностей деятельности суда присяжных нашло отражение в публикацияхЛ. Е. Владимирова, А. Ф. Кони, AM. Бобрищева-Пушкина и многих других отечественныхученых1.

Среди активных сторонниковвнедрения в судопроизводство психологических экспертиз были юристы Л. Е. Владимиров, С. И. Гогель, психиатры В. М. Бехтерев, С. С. Корсаков и В. П. Сербский.

Ведя речь о значительномросте в России после судебной реформы 1864 г. интереса к психологическимзнаниям, следует отметить роль произведений отечественных писателей Н. Г. Чернышевского, Ф. М. Достоевского, а также журналистско-публицистическиетруды А. Семилужского (" Община и ее жизнь в русском остроге", 1870), Н. М. Ядринцева (" Русская община в тюрьме и ссылке", 1872) и П. Ф. Якубовича (" Вмире отверженных, записки бывшего каторжника", 1897). Публикации этих авторов, испытавших на себе мучения, связанные с пребыванием в местах лишения свободы, активизировали научные дискуссии о мотивах преступлений, о возможностии характере процесса исправления заключенных.

В зарубежных странах послевозникновения психологии в качестве самостоятельной науки2 многиеее теории стали активно востребоваться для объяснения причин преступности. Так, руководствуясь идеями Густава Лебона

 

 

1 Подробнее см.: Будилова Е. А. Социально-психологические проблемы в русской науке. - М., 1983. - С. 54-63.

2 Историки психологиидатой ее возникновения как самостоятельной науки считают 187? г., когдаВильгельмом Вундтом в Лейпциге была создана первая экспериментальная психологическаялаборатория. В России первая подобная лаборатория была открыта в 1885 г. в Казани (руководитель В. М. Бехтерев), а до конца прошлого столетия онивозникли также в Киеве, Харькове, Одессе, Тарту, Петербурге, Москве, Львове(П. И. Ковалевский, И. А. Сикорский, Н. Н. Ланге, В. Ф. Чиж, С. С. Корсаков, А. А. Токарский).

(1841-1931), который первымначал психологический анализ феномена " толпы" и выявил роль механизма " заражения", ряд ученых попытались развить их в своих концепциях, объясняющих причиныпротивоправных деяний масс. Габриэль Тард (1843-1904) в фундаментальныхтрудах " Законы подражания" и " Философия наказания", изданных в Париже в1890 г., доказывал, что преступному поведению, как и всякому другому, людимогут обучаться в реальном обществе на основе психологических механизмов" подражания" и " научения". Рассматривая преступников как своего рода " социальныйэкс-кремент", Тард утверждал, что юридические диспозиции должны строитьсяскорее на психологической основе, чем на посылке " о равных наказаниях заодинаковые преступления".

На развитие социально-психологическогоподхода к изучению причин преступности значительное влияние оказали трудыфранцузского социолога Э. Дюркгейма (1858-1917). В России юристом Н. М. Коркуновым в " Лекциях по общей теории права" (1886) общество рассматривалоськак " психическое единение людей", а право трактовалось как инструмент обеспеченияопределенного порядка при возникновении конфликтов в межличностных отношениях. Социально-психологические взгляды развивались в трудах и таких отечественныхученых, как СА Муромцев, П. И. Новгородцев, М. М. Ковалевский, ИД. Кавелин, Н. Я. Грот, М. Н. Гернет, М. М. Исаев. Крупнейшим юристом начала XX столетияЛ. И. Петражицким (1867-1931) создана рационалистическая концепция " психологияправа", где право выступает как психическое явление.

Конец XIX - начало XX вв. знаменательны и тем, что появился ряд фундаментальных психолого-юридическихтрудов. Так, австрийский ученый Г. Гросс в 1898 г. публикует монографию" Криминальная психология". В. Штерн совместно с Г. Гроссом и О. Липманомв 1903-1906 гг. в Лейпциге издают специальный журнал " Доклады по психологиипоказаний". В России с 1904 г. под редакцией В. М. Бехтерева выпускался" Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма".

Для конца XIX - начала XXвв. характерна активизация усилий по изучению психологии лиц, отбывающихнаказания (в России - М. Н. Гернет, С. К. Гогель, А. А. Жижиленко, Н. С. Таганцев; за рубежом - И. Б. Горинг, В. Хилее и др. ).

Учитывая наметившееся значительноерасширение круга психолого-правовых проблем, которые стали подвергатьсятщательному научному изучению, швейцарский психолог Эдуард Клапаред (1873-1940)вводит в 1906 г. обобщающий термин юридическая психология. В нейк тому времени четко обозначились три основных направления - криминальная, судебная и пенитенциарная психология.

В развитии и применении вюридической психологии метода эксперимента значительная роль принадлежиткрупнейшему отечественному психологу, психиатру и невропатологу В. М. Бехтереву(1857-1927). В опубликованной им в 1902 г. статье " Об экспериментальномпсихологическом исследовании преступников", а также спустя 10 лет в книге" Объективный психологический метод в применении к изучению преступности" пропагандировался комплексный подход к изучению преступного человека, втом числе с учетом генеалогической наследственности, влияния воспитания, среды жизни и особенностей генезиса самой психики. Его талантливый ученикА. Ф. Лазурский (1874-1917) не только разработал методику " естественного

эксперимента", но и создалтеорию личности, которая в качестве приложения содержала достаточнопродуктивную типологию личности преступников. В созданном в 1908 г. В. М. Бехтеревым Психоневрологическом институте работала специальная криминологическаясекция. В начале XX столетия во многих университетах мира юристам сталичитаться спецкурсы по юридической психологии в целом или по ее отдельнымотраслям. Например, Э. Клапаред в Женеве с 1906 г. вел " Курс лекций поюридической психологии", Р. Соммер в Гессене читал " Международный курссудебной психологии и психиатрии", а ДА. Дриль в Психоневрологическом институте- спецкурс " Судебная психология".

Основные тенденции в развитиизарубежной юридической психологии в XX столетии. В это время зарубежныеученые стали активно внедрять в практику правового регулирования методическиенаработки таких школ психологии, как психоанализ, бихевиоризм, психотехника. Благодаря исследованиям психоаналитиков Ф. Александера, Г. Штауба, А. Адлера, Б. Карпмена, Б. Бромберга и ряда других ученых была выявлена роль бессознательнойсферы личности в преступном поведении, а также доказано, что преступныенаклонности и стилевые особенности поведения делинквентов часто являютсяследствием ранней психической травматизации.

Заслугой представителей бихевиоризма(поведенческой психологии) является широкое изучение механизмов наученияпреступному поведению и активное внедрение в практику пенитенциарных учрежденийразличных программ " модификации поведения заключенных", направленных наих ресоциализацию.

В 20-30-е годы настоящегостолетия, руководствуясь методологическими ориентирами, сформулированнымиоснователем психотехники Гуго Мюн-стербергом (1863-1916), его последователистремились разработать и внедрить в правовую практику разноплановый психологическийинструментарий, в том числе для решения следующих узловых задач: для предупреждениянарушений права; по выяснению субъективного состава преступлений; по трактовкеюридических случаев (по принятию решения в суде), по психологическому обеспечениютруда сотрудников правоохранительных органов (разработка профессиограмм, профотбор, научная организация труда).

В XX в. за рубежом интенсивноразвивается диагностический инструментарий юридической психологии и преждевсего тестологический подход к изучению личности преступников. Создательодного из первых тестов интеллекта Альфред Бине применял его лишь при судебно-психологическойэкспертизе малолетних преступников, а в дальнейшем - для доказательствапредположения, что преступники обладают более низким уровнем умственногоразвития. Но в итоге было доказано, что уровень интеллекта у преступниковне ниже, чем у населения в целом.

Среди тестов цатопсихологическогохарактера в юридической практике нашли широкое применение методики какпо отдельным моторно-физиологическим и психическим процессам, так и поизучению интегральных личностных свойств (акцентуаций характера, делинквентныхспособностей, направленности личности и проективные тесты (" чернильныепятна" Г. Роршаха - 1921, " тематический апперцептивный тест" - ТАТ X. Морганаи Г. Мюррея - 1935, " портретная" методика Л. Сонди - 1945, методика " рисуночнойфрустрации" С. Розенцвейга - 1945, тест " цветового выбора"

Ф. Люшера - 1948 и др. ), а также многоцелевые личностные опросники (MMPI, CPI, EPI) и др. Значительнымдостижением в разработке психологического инструментария является созданиеметодики ассоциативного эксперимента, позволявшей выявлять правдивость/лживостьв показаниях преступников. В 70-80-х годах зарубежные ученые стали в исследованияхприбегать к компьютерному моделированию. Так, в изданной в России монографииамериканских ученых Т. Постона и С. Стюарта " Теория катастроф и ее применение" обсуждаются подходы и результаты моделирования групповых нарушений в тюрьме.

Для улучшения понимания сутиправовых норм и психологического обоснования путей совершенствования правовогорегулирования в последние годы разрабатываются и реализовываются методикиюридической герменевтики.

В области внедрения в правовуюсферу достижений психокоррекции и психотерапии в XX в. своеобразным полигономдля первичного апробирования их методик обычно служили пенитенциарные учреждения.

По данным аналитических обзоровпо юридической психологии, которые в 1994-1996 гг. делались Институтомимени М. Планка (Германия; Гельмут Кюри), в настоящее время только в странахЗападной Европы насчитывается более 3, 5 тыс. психологов, непосредственноработающих в правоохранительных органах. Кроме того, существует значительноечисло специализированных научных центров и академических институтов, гдеведутся целенаправленные исследования по проблематике юридической психологии. Помимо интеграции усилий во внутригосударственном масштабе (прежде всегопутем создания профессиональных сообществ юридических психологов: 1977г. - в Англии, 1981 г. - в США, 1984 г. - в ФРГ и т. д. ) в последние годынаблюдается тенденция к возрастанию контактов и связей на международномуровне (проведение кросс-культурных исследований, международных симпозиумови т. п. ).

Развитие отечественнойюридической психологии в советский и постсоветский периоды. В Россиив первые 15 лет советской власти, в силу социального заказа и созданияорганизационно-институциональных условий для прикладных исследований, возниклиблагоприятные обстоятельства для развития практически всех направлений(отраслей) юридической психологии. Усилиями сотрудников возникших в 20-егоды во многих городах специальных кабинетов (в Саратове, Москве, Ленинграде, Воронеже, Ростове-на-Дону, Самаре и др. ), а также созданного в 1925 г. в Москве Государственного института по изучению преступности и преступникане только был обеспечен значительный прирост психолого-юридических знаний, но и разработаны разноплановые средства исследования личности правонарушителейи воздействия на них. 1 Среди наиболее значительных монографическихработ того периода следует отметить труды К. Сотонина " Очерки криминальнойпсихологии" (1925), С. В. Познышева " Криминальная психология: Преступныетипы" (1926), М. Н. Гернета " В тюрьме. Очерки тюремной психологии" (1927), Ю. Ю. Бехтерева " Изучение личности заключенного" (1928), А. Р. Лурия " Экспериментальнаяпсихология в судебно-следственном деле" (1928), А. Е. Брусиловского " Судебно-психологическаяэкспертиза" (1929).

 

 

1 Подробнее см.: Поздняков В. М. Личность преступника и исправление осужденного (истори-ко-психологическийочерк). - Домодедово, 1998.

На состоявшемся в 1930 г. I съезде по изучению поведения человека юридическая психология уже признаетсяприкладной наукой, отмечаются заслуги ученых в разработке проблем криминальной, судебной и пенитенциарной направленности (А. С. Тагер, А. Е. Брусиловский, М. Н. Гернет и др. ). Однако в дальнейшем (более чем на три десятилетия)исследования в области юридической психологии в нашей стране по политическимпричинам были прекращены.

Возобновились исследованияв области юридической психологии лишь в 60-е годы. Наибольшая активностьбыла проявлена в восстановлении научно-предметного статуса и проведенииисследований по судебной психологии (Ю. В. Ивашкин, Л. М. Корнеева, АР. Ратинов, АВ. Дулов, И. К. Шахриманян и др. ). Преподавание ее в юридических вузахначалось в 1965-1966 гг., ее проблемы обсуждались на секциях III и IV съездовОбщества психологов СССР (1968 и 1971 гг. ), а также на Всесоюзной научно-практическойконференции " Актуальные проблемы судебной психологии" (1971) и второй конференциив Тарту в 1986 г. В 1968 г. во ВНИИ Прокуратуры СССР под руководством А. Р. Ратинова начал работать психологический научно-исследовательский сектор, а в 1974 г. в Академии МВД - кафедра психологии управления. В 1975 г. вАкадемии был создан первый (и в течение 20 лет единственный) диссертационнныйсовет по юридической психологии, где было защищено более 10 докторскихи около 50 кандидатских диссертаций).

Однако стремление ряда ученых(например, А. В. Дулов, 1971) всю проблематику проводившихся в 60-е годыисследований по юридической психологии включить в состав лишь одной изее подотраслей - судебной - не разделялось многими учеными. Во второй половине60-х годов А. Д. Глоточкиным, В. Ф. Пирожковым, А. Г. Ковалевым была обосновананеобходимость автономного развития исправительно-трудовой психологии. Вэтот же период (60-е - начало 70-х годов) наблюдалась и тенденция активизацииизучения проблем, традиционно относимых к областям правовой и криминальнойпсихологии.

Реальная активность отечественныхученых привела к тому, что в 1971 г. Госкомитетом по науке и технике приСовете Министров СССР было принято решение о введении в реестр научныхспециальностей под номером 19. 00. 06 новой специальности - " юридическаяпсихология".

В последующее 20-летие развитияотечественной юридической психологии был значительно расширен диапазонисследований практически по всем ее важнейшим направлениям:

• методолого-теоретическимпроблемам юридической психологии;

• правовой и превентивнойпсихологии;

• криминальной психологии;

• психологии в следственнойи оперативно-розыскной деятельности;

• судебной психологии и проблемсовершенствования судебно-психологической экспертизы;

• исправительно-трудовой(пенитенциарной) психологии;

• психологии управления вправоохранительных органах;

• психологическом обеспеченииюридической деятельности.

С созданием и развитием сначала 90-х годов в правоохранительных органах психологической службы расшириласьпрактическая деятельность юридических психологов, приобретая прежде всегочерты комплексного подхода к разработке проблем психологического обеспеченияюридического труда.

История зарождения и развитияюридической психологии убедительно свидетельствует, что данная областьтеоретического знания и психопрактики становится весьма многоплановой ив перспективе будет еще более востре-буемой в правовой сфере и будет оказыватьна нее свое формирующе-гуманизирующее воздействие.

 

Глава 2. Психологическая детерминация правомерного поведения

2. 1. Психология права

Теория права и психологияправа. В юридической науке хрестоматийны идеи интегративного подходак праву, действию права, правотворческой, правоприменительной и правоохранительнойдеятельности, который только и способен обеспечить достижение нужного правовогои социального результата. Признается, что наряду со специально-юридическимнеобходим и " социологический", а в рамках его и личностный подход, реализующийформулу " человек есть мера всех вещей", в том числе и правовых. Личность- не только объект правового воздействия, но и источник, формирующий право, сила, творящая и преобразующая посредством права социальную действительность. Приоритет человеческой личности, ее интересов и потребностей, социальныхгрупп во всех правовых решениях и действиях должен быть бесспорен, иботакова гуманистическая природа права.

Ученые-правоведы, отмечаянеобходимость интегративного подхода, развивают в деталях собственно правовуюсторону его в аналитической теории права, а другие его стороны, призванныеизучаться другими специалистами, остаются практически в области неразведанногоинтеллектуального пространства. Лишь около 20 лет назад российским ученымВ. В. Лазаревым предпринималась теоретически оригинальная и полемическиострая попытка обосновать необходимость правовой психологии1.

Почти 100 лет назад Л. И. Петражицким была создана так называемая " психологическая школа права", в которой автор сделал радикальную попытку психологически раскрыть связьличности и права. Им были допущены и ошибки, в частности, утверждалось, что право - категория психологическая: "... право есть психический факторобщественной жизни, и оно действует психически" 2. Последовавшаякритика слабых мест теории привела к тому, что " вместе с водой выплеснулии ребенка". Практика современной аналитической теории права практическине опирается на данные психологической науки. Частое употребление слов" личность" и " психология" мало спасает положение.

 

 

1 ЛазаревВ. В. Социально-психологические аспекты применения права. - Казань, 1982.

2 ПетражицкийЛ. И. Введениев изучение права и нравственности. - СПб., 1907, - С. VII.

Рассмотрение психологии личностии психологии групп далеко от современных данных научной психологии. О психологииправа вспоминают как об ушедшем в историю событии, что уже можно расцениватькак ослабление внимания к психологическим аспектам правотворчества и правоисполнения. Верная мысль правоведов, что недооценка " человеческого субстрата" ущербнадля юридической практики, вполне может быть отнесена к состоянию изученностии оценки психологии этого субстрата в теории права.

Вообще проблемы права и психологииправа весьма сложны и сходу их не решить. Еще раз это подтверждает ознакомлениес работами ведущих теоретиков в области аналитического правоведения, правовойфилософии, социологии права, отличающихся эрудированностью, глубиной итонкостью мысли, изяществом и логикой рассуждений, вызывающих восхищение. Многие опубликованные учебники и пособия по юридической психологии простообходят сложности этой проблемы.

Вопросы психологии правануждаются в более полном и компетентном психологическом рассмотрении, чтои призвана осуществить юридическая психология. В ряду с существующими разделамитеории права, отражающими разный уровень изучения права, должна занятьдостойное место и психология права как раздел ее. Излагаемое ниже- подходы в ее разработке.

Правовое регулированиеи психология. Общепризнано, что в системе социального регулированияважное место занимает правовое регулирование. В энциклопедическом пониманиивсякое регулирование означает упорядочение, воздействие с целью наведенияпорядка, правильности, приведения в движение, развития какого-либо явления. Право, призванное регулировать общественные отношения, оказывает влияниена психологию и поведение людей. В работах по теории права справедливоотмечается, что только пройдя через сознание людей, право может повлиятьна действительность общественных отношений. " Выделять понятие нормативнойрегуляции из психологической " механики поведения" можно лишь посредствомтеоретической абстракции", - верно отметил О. Г. Дробницкий1. Психологически, как уже отмечено в § 1. 2, сознание - не просто мышление. Это практически вся психика во всем богатстве ее феноменов, закономерностейи механизмов за исключением сферы бессознательного. Поэтому и понять регулирующеевоздействие права нельзя, ограничившись упоминанием роли мышления, мотивамиили волей. Право воздействует на личность и личность отвечает всей целостностьюсвоей психологии, всего мира психических явлений (см. § 1. 2), что непременнодолжно быть принято во внимание при рассмотрении правового регулирования.

Под правовым регулированиемобычно понимается использование всех возможностей воздействия права насознание и поведение людей, всех его видов - воспитательного, мотивационногои специфически юридического, - закрепление прав и обязанностей участниковобщественных отношений, установление правовых запретов, обеспеченностьправа мерами государственного принуждения. Право оказывает влияние на духовныймир и поведение людей через комплекс предоставляемых прав и обязанностей, запретов и дозволений, правовой статус. Правовое регулирование в отношенииличности в теории права выражается в понятиях " регулятивное воздействие", " идейно-мотивационный характер его", " внутренние (моральные) начала", " влияниена поведение", " вызов поступков", " обеспечение правомерного характера деятельности" и т. п.

 

 

1 ДробницкийО. Г. Понятие морали. - М., 1974. - С. 242.

С точки зрения психологии, все такие воздействия относятся к поведенческо-деятельностным, предполагающимвведение поведения личности в определенные рамки, направление его по определенномуруслу, ограждение от посягательств. В таком понимании регуляции слышнынотки манипулятивного подхода. Не случайно часть правоведов отстаиваютважность созидательной, упорядочивающей, преобразующей функции правовогорегулирования, но применительно к личности и они все же не выходят за рамкикатегории " воспитательного воздействия", относящейся к педагогике, а нек психологии. Созидательное психологическое воздействие правового регулированияна самом деле должно быть более глубоким и разносторонним, отвечающим представлениямнаучной психологии, что и рассматривается ниже.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.