МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ
от 18 апреля 2008 года N 62
Об утверждении Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации
В целях совершенствования Федеральной системы обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 897 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 15, ст. 1795; 1997, N 17, ст. 2011; 1998, N 11, ст. 1293; 2003, N 20, ст. 1911; 2006, N 52 (часть III), ст. 5587), и реализации требований международных стандартов в области авиационной безопасности приказываю: Утвердить прилагаемую Программу авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации.
Министр И. Е. Левитин
УТВЕРЖДЕНА приказом Минтранса России от 18 апреля 2008 года N 62
ПРОГРАММА авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации
I. Цель Программы
1. Настоящая Программа определяет политику в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства и организационные меры ее реализации. 2. Реализация настоящей Программы обеспечивается посредством Федеральной системы обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 897 (далее - Федеральная система авиационной безопасности). 3. Цель настоящей Программы заключается в обеспечении безопасности, регулярности и эффективности полетов воздушных судов гражданской авиации путем осуществления комплекса мер по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в соответствии с нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности. Настоящая Программа направлена на обеспечение безопасности российских и иностранных эксплуатантов, владельцев воздушных судов авиации общего назначения как российской, так и иностранной регистрации, выполняющих полеты в российские аэропорты и над территорией Российской Федерации, а также объектов, средств и служб аэронавигационного обслуживания. 4. Настоящая Программа разработана с целью повышения уровня авиационной безопасности гражданской авиации посредством: развития Федеральной системы авиационной безопасности в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации (ИКАО); совершенствования механизма реализации требований авиационной безопасности; создания и внедрения комплексной системы ведомственного и межведомственного планирования в сфере обеспечения авиационной безопасности; совершенствования информационного обеспечения участников Федеральной системы авиационной безопасности; привлечения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации к разработке и реализации планов по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. 5. В настоящей Программе учтены требования международных правовых обязательств Российской Федерации по обеспечению защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. 6. Настоящая Программа предусматривает соблюдение международных стандартов и рекомендуемой практики, содержащихся в Приложении 17 и других приложениях по вопросам авиационной безопасности к Конвенции о международной гражданской авиации. 7. Министерство транспорта Российской Федерации при реализации обязательств международных договоров Российской Федерации осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию как компетентный орган в области гражданской авиации и обеспечивает выполнение требований настоящей Программы. 8. Авиационная безопасность гражданской авиации обеспечивается выполнением службами авиационной безопасности аэропортов, авиационных предприятий и эксплуатантов (далее - служба авиационной безопасности), организациями аэронавигационного обслуживания, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации и вневедомственной охраны при органах внутренних дел, уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами, а также юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность на территории аэропорта, требований норм, правил и процедур по авиационной безопасности. Руководители аэропортов, аэродромов (вертодромов), авиационных предприятий координируют деятельность служб авиационной безопасности и подразделений, осуществляющих охрану аэропортов и объектов их инфраструктуры. 9. В соответствии с законодательством Российской Федерации для обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в случае угрозы или наличия реальной возможности совершения акта незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации могут вводиться дополнительные меры авиационной безопасности в Российской Федерации, субъектах Российской Федерации, отдельных аэропортах, авиационных предприятиях и эксплуатантов. 10. В целях принятия мер авиационной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе. Перечень уровней безопасности и порядок их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса устанавливаются Правительством Российской Федерации. 11. Комплекс мер, необходимых для обеспечения авиационной безопасности каждого уровня безопасности, определяется в установленном порядке. 12. Порядок введения дополнительных мер авиационной безопасности в соответствии с уровнем безопасности определяется руководителем организации гражданской авиации (аэропорта, авиационного предприятия, авиационно-технической базы, авиаремонтного завода и другой организации, деятельность которой связана с обеспечением и выполнением полетов воздушных судов гражданской авиации). 13. При несоответствии мер по обеспечению авиационной безопасности допускается временное принятие эквивалентных мер по обеспечению авиационной безопасности (равнозначных мер по обеспечению защищенности авиационного комплекса от актов незаконного вмешательства), согласованных с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и органами внутренних дел, при условии сохранения требуемого уровня авиационной безопасности.
II. Правовая основа
14. Международные правовые акты в области защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства: Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 1944 год) - ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1970 года; Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 1963 год) - ратифицирована 4 декабря 1987 года Указом Президиума Верховного Совета СССР N 8109-XI; Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970 год) - ратифицирована 4 августа 1971 года Указом Президиума Верховного Совета СССР N 2000-VIII; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 год) - ратифицирована 27 декабря 1972 года Указом Президиума Верховного Совета СССР N 3719-VIII; Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, дополняющий Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, принятую в Монреале 23 сентября 1971 года (Монреаль, 1988 год) - ратифицирован 20 февраля 1989 года Указом Президиума Верховного Совета СССР N 10153-XI; Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения (Монреаль, 1991 год) - ратифицирована Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 201-ФЗ " О ратификации Конвенции о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения". 15. Основные законодательные акты Российской Федерации в сфере авиационной безопасности: Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-1 " О милиции"; Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года N 2446-1 " О безопасности"; Федеральный закон от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ " О федеральной службе безопасности"; Федеральный закон от 13 июня 1996 года N 63-ФЗ " Уголовный кодекс Российской Федерации"; Федеральный закон 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ " Об оружии"; Федеральный закон от 19 марта 1997 года N 60-ФЗ " Воздушный кодекс Российской Федерации"; Федеральный закон от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ " О ведомственной охране"; Федеральный закон от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ " О лицензировании отдельных видов деятельности"; Федеральный закон от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ " Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"; Федеральный закон от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ " О противодействии терроризму"; Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ " Об информации, информационных технологиях и о защите информации"; Федеральный закон от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ " О транспортной безопасности". 16. Реализация положений настоящей Программы осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. 17. Федеральная система авиационной безопасности формируется в соответствии со следующими принципами: приоритет обеспечения безопасности пассажиров, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, иных физических лиц, объектов инфраструктуры аэропортов, авиационных предприятий, воздушных судов; минимизация помех деятельности гражданской авиации при условии, что не снижается эффективность мер авиационной безопасности. 18. Меры по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в Российской Федерации применяются на международных и внутренних воздушных перевозках.
III. Распределение обязанностей
Федеральные органы исполнительной власти 19. Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная аэронавигационная служба во взаимодействии с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации проводят мероприятия по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Аэропорт, авиационное предприятие 20. Руководители организаций гражданской авиации, базирующихся или осуществляющих производственную деятельность в аэропорту, в вопросах обеспечения авиационной безопасности подчиняются руководителю аэропорта, авиационного предприятия. Служба авиационной безопасности аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта подчиняется непосредственно руководителю аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта и во взаимодействии с подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации и/или вневедомственной охраны при органах внутренних дел обеспечивает выполнение требований норм, правил и процедур по авиационной безопасности. 21. Организация охраны воздушного судна, проведение предполетного досмотра воздушного судна, пассажиров, вещей, находящихся при пассажирах, багажа, почты, грузов и бортовых запасов на аэродромах (вертодромах) и посадочных площадках, где отсутствует служба авиационной безопасности, возлагается на командира воздушного судна. 22. В соответствии с законодательством Российской Федерации аэропорты, авиационные предприятия: 1) разрабатывают, утверждают и представляют на согласование в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта программы обеспечения авиационной безопасности; 2) доводят до персонала аэропорта, авиационного предприятия, заинтересованных юридических лиц требования программы обеспечения авиационной безопасности аэропорта, авиационного предприятия в части, их касающейся; 3) доводят до юридических и физических лиц, имеющих допуск в контролируемую зону и/или в помещения, на объекты, участки территории, расположенные в охраняемой зоне, в которых устанавливаются дополнительные режимные ограничения доступа (далее - зоны ограниченного доступа), инструкции по пропускному и внутриобъектовому режимам, схемы расположения и назначения этих зон; 4) немедленно информируют Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и другие компетентные органы о совершенных актах незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации или наличии реальной угрозы их совершения; 5) своевременно предоставляют Федеральной службе по надзору в сфере транспорта обобщенную информацию о мерах, принятых по пресечению совершения актов незаконного вмешательства или ликвидации последствий их совершения. 23. Мероприятия, направленные на защиту аэропорта, авиационного предприятия и эксплуатанта от актов незаконного вмешательства, предотвращения и пресечения захватов и угонов воздушных судов, разрабатывает аэропортовая комиссия по авиационной безопасности. Юридические и физические лица, осуществляющие деятельность на территории аэропорта 24. Юридические и физические лица, осуществляющие деятельность на территории аэропорта, в пределах своих полномочий осуществляют мероприятия по выполнению программы обеспечения авиационной безопасности аэропорта и соблюдению норм, правил и процедур по авиационной безопасности, при этом: 1) незамедлительно информируют Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и другие компетентные органы об актах незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации; 2) своевременно предоставляют Федеральной службе по надзору в сфере транспорта обобщенную информацию о мерах, принятых вследствие совершенных актов незаконного вмешательства. 25. Персонал организаций, осуществляющих деятельность в аэропорту, должен руководствоваться положениями программы обеспечения авиационной безопасности аэропорта, соблюдать нормы, правила и процедуры по авиационной безопасности в части, их касающейся, а также иметь соответствующий пропуск на право прохода в контролируемую зону аэропорта в порядке, установленном инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режимам аэропорта. Эксплуатанты коммерческой авиации и авиации общего назначения 26. Эксплуатанты коммерческой авиации и авиации общего назначения разрабатывают и выполняют собственные программы обеспечения авиационной безопасности. Программа обеспечения авиационной безопасности эксплуатанта представляется на согласование в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. 27. При согласовании и подтверждении (одобрении) выполнения регулярных и нерегулярных полетов эксплуатантов воздушных судов иностранного государства в/из Российскую Федерацию Федеральное агентство воздушного транспорта запрашивает у эксплуатанта программу обеспечения авиационной безопасности и передает ее в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Эксплуатанту воздушных судов иностранного государства может быть предложено внести дополнения в программу обеспечения авиационной безопасности с целью приведения ее в соответствие с требованиями настоящей Программы. 28. В целях авиационной безопасности перевозчики обеспечивают передачу персональных данных пассажиров воздушных судов в автоматизированную централизованную базу персональных данных о пассажирах в соответствии с законодательством Российской Федерации, при международных воздушных перевозках - в уполномоченные органы иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством иностранных государств вылета, назначения или транзита в объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации. 29. В вопросах защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства службы авиационной безопасности эксплуатантов выполняют распоряжения служб авиационной безопасности аэропортов, на территории которых базируются либо совершают посадку воздушные суда эксплуатанта. 30. При отсутствии договора со службой авиационной безопасности на обслуживание воздушного судна в аэропорту промежуточной посадки эксплуатант самостоятельно обеспечивает выполнение норм, правил и процедур по авиационной безопасности. 31. Мероприятия по обеспечению авиационной безопасности, проводимые эксплуатантом в аэропорту, согласовываются со службой авиационной безопасности аэропорта. Служба авиационной безопасности 32. Задачи службы авиационной безопасности: 1) разрабатывает и осуществляет меры по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность эксплуатантов, юридических или физических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации (далее - субъекты гражданской авиации); 2) принимает дополнительные меры авиационной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации либо угрозы совершения акта незаконного вмешательства, в том числе террористического акта; 3) принимает решения об отказе в перевозке пассажиров, багажа или грузов, если это нарушает требования авиационной безопасности; 4) проводит инструктаж членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала, персонала субъекта гражданской авиации по мерам авиационной безопасности; 5) осуществляет взаимодействие по вопросам авиационной безопасности с подразделениями федеральных органов исполнительной власти, ответственных за авиационную безопасность, службами безопасности иных субъектов гражданской авиации; 6) контролирует соблюдение мер авиационной безопасности работниками субъекта гражданской авиации; 7) разрабатывает план действий персонала субъекта гражданской авиации в кризисных ситуациях и организует проведение предусмотренных планом мероприятий; 8) готовит предложения в учебные программы по обеспечению авиационной безопасности для подготовки персонала; 9) запрашивает у субъектов гражданской авиации необходимую информацию об обеспечении авиационной безопасности; 10) участвует в проведении служебных расследований по фактам нарушения требований авиационной безопасности персоналом субъектов гражданской авиации. 33. Служба авиационной безопасности аэропорта и органы внутренних дел по запросу эксплуатанта проводят дополнительные мероприятия по обеспечению авиационной безопасности эксплуатанта (досмотр и охрана воздушных судов, повторный досмотр пассажиров, багажа, вещей, находящихся при пассажирах, почты, грузов, бортовых запасов и бортового питания воздушного судна). Лицензирование и сертификация 34. Деятельность субъектов гражданской авиации, а также юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности, подлежит сертификации и лицензированию в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. 35. К юридическим лицам, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности, в случае систематического нарушения требований авиационной безопасности, а также невыполнения обязательных для исполнения предписаний Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в соответствии с законодательством Российской Федерации могут применяться следующие меры: 1) приостановление действия или аннулирование лицензии, выданной на осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности; 2) приостановление или прекращение действия сертификата соответствия по авиационной безопасности. Сотрудник службы авиационной безопасности 36. Сотрудник службы авиационной безопасности работает по трудовому договору. 37. На работу в службу авиационной безопасности не принимаются лица: 1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления; 2) состоящие на учете в учреждениях органов здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; 3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после досрочного прекращения полномочий или увольнения прошло менее трех лет; 4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 апреля 1991 года N 1026-I " О милиции", имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды. 38. Сотрудники службы авиационной безопасности должны иметь надлежащую подготовку и обладать профессиональными навыками, необходимыми для выполнения должностных обязанностей.
IV. Координация и связь
Межведомственная комиссия по обеспечению авиационной безопасности и безопасности полетов гражданской авиации 39. Межведомственная комиссия по обеспечению авиационной безопасности и безопасности полетов гражданской авиации (далее - межведомственная комиссия) является координационным органом, обеспечивающим согласованные действия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, организаций и авиационных предприятий по защите гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Межведомственная комиссия действует на основании положения. 40. В целях своевременного осуществления мер по предотвращению актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации и координации действий федеральных органов исполнительной власти и субъектов гражданской авиации используется Дежурно-диспетчерская служба (ДДС), информационные ресурсы которой являются информацией ограниченного доступа. Через ДДС осуществляется обмен информацией в рамках международного сотрудничества по вопросам обеспечения авиационной безопасности. Аэропортовая комиссия по авиационной безопасности 41. Координация деятельности по осуществлению мер авиационной безопасности в аэропортах, на аэродромах (вертодромах) возлагается на аэропортовые комиссии по авиационной безопасности. 42. Аэропортовая комиссия по авиационной безопасности состоит из руководителей аэропортов (вертодромов), авиационных предприятий, организаций аэронавигационного обслуживания, представителей (руководителей) территориальных органов министерств и ведомств, взаимодействующих с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта и Федеральным агентством воздушного транспорта при проведении мероприятий по защите деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства. Заседания аэропортовой комиссии по авиационной безопасности проводятся не реже одного раза в шесть месяцев, а также при необходимости безотлагательного рассмотрения вопросов, входящих в ее компетенцию. Связь с представителями средств массовой информации 43. Информирование населения о мероприятиях по обеспечению авиационной безопасности осуществляется через действующие средства массовой информации, получающие необходимые сведения по официальным каналам связи между пресс-центрами Министерства транспорта Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и Федерального агентства воздушного транспорта. 44. В аэропортах, авиационных предприятиях, эксплуатантами принимается комплекс мер по защите информации, содержащей сведения авиационной безопасности, подлежащие ограниченному доступу. Несанкционированное разглашение указанной информации в средствах массовой информации может нанести ущерб безопасности гражданской авиации. Связь и сотрудничество с другими государствами 45. Министерство транспорта Российской Федерации сотрудничает с другими государствами в сфере обеспечения авиационной безопасности посредством участия в работе международных организаций, проведения двусторонних встреч, семинаров, совещаний, а также обмена информацией о национальных программах безопасности гражданской авиации, программах подготовки кадров в области безопасности гражданской авиации и программах контроля качества в области безопасности гражданской авиации. 46. Министерство транспорта Российской Федерации обеспечивает включение в двусторонние межправительственные соглашения о воздушном сообщении статей, касающихся авиационной безопасности. 47. Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают в пределах международных требований авиационной безопасности и заключенных международных договоров удовлетворение просьб других государств, касающихся принятия особых мер авиационной безопасности в отношении конкретных рейсов эксплуатантов таких государств. Связь с Международной организацией гражданской авиации 48. Министерство транспорта Российской Федерации обменивается с ИКАО информацией, касающейся требований к системам обеспечения авиационной безопасности авиации, включая потребности в рассылке справочных и методических материалов, а также в оказании помощи в обучении персонала и другой технической помощи. 49. Министерство транспорта Российской Федерации извещает ИКАО об совершенных актах незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а также передает соответствующую информацию заинтересованным государствам о воздушных судах, подвергшихся акту незаконного вмешательства.
V. Охрана аэропортов, воздушных судов, объектов, средств и служб аэронавигационного обслуживания
Контролируемые зоны аэропортов, аэродромов (вертодромов) 50. В аэропорту, на аэродроме (вертодроме) гражданской авиации создается контролируемая зона, вводятся пропускной и внутриобъектовый режимы. 51. Контролируемая зона аэропорта, аэродрома (вертодрома) (далее - контролируемая зона) и объекты, расположенные в ней, подлежат охране с привлечением необходимого персонала и применения инженерно-технических средств охраны. 52. Аэропорты, аэродромы (вертодромы) и объекты их инфраструктуры, наземные объекты средств и систем обслуживания воздушного движения, аэронавигации, посадки (включая зоны рабочих секторов курсовых и глиссадных радиомаяков), связи и светосигнального оборудования аэродромов, места стоянок воздушных судов, склады с горюче-смазочными материалами, специальными жидкостями и газами, почтово-грузовые терминалы, предприятия бортового питания, грузовые склады, склады хранения опасных грузов, контрольно-пропускные пункты аэропортов, аэродромов (вертодромов) оборудуются инженерно-техническими средствами охраны, системами видеонаблюдения с записью видеоизображения в соответствии с нормами, правилами и процедурами по авиационной безопасности. 53. Охрана аэропортов, аэродромов (вертодромов), объектов их инфраструктуры и объектов Единой системы организации воздушного движения, а также объектов радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, не относящихся к объектам Единой системы организации воздушного движения, расположенных за пределами периметров аэропортов, осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации и вневедомственной охраны при органах внутренних дел в соответствии и порядке, определенном законодательством Российской Федерации. При этом охрана международных аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел, а охрана иных аэропортов, аэродромов (вертодромов) и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации. 54. Охрана объектов инфраструктуры аэродромов совместного базирования и аэродромов совместного использования дополнительно согласовываются с органами, в ведении которых находятся аэродромы. 55. Пропускной и внутриобъектовый режимы на объектах, расположенных в контролируемой зоне, осуществляются службами авиационной безопасности в соответствии с инструкцией по пропускному и внутриобъектовому режимам аэропорта. 56. С целью соблюдения условий доступа в контролируемую зону все проекты по строительству новых и реконструкции существующих сооружений в аэропортах, на аэродромах (вертодромах) должны согласовываться с Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. Зоны ограниченного доступа аэропорта, аэродрома (вертодрома) 57. Зоны ограниченного доступа аэропорта, аэродрома (вертодрома) подлежат защите от несанкционированного проникновения с помощью персонала службы авиационной безопасности и применением инженерно-технических средств охраны. 58. Входы (контрольно-пропускные пункты) в зоны ограниченного доступа и на объекты инфраструктуры аэропорта, аэродрома (вертодрома) оборудуются автоматизированными системами контроля и управления доступом персонала. Доступ в контролируемую зону 59. Порядок доступа в контролируемую зону аэропорта, авиационного предприятия членов экипажей воздушных судов, пассажиров и персонала осуществляется в соответствии с Федеральными авиационными правилами " Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденными приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 года N 142 (зарегистрирован Минюстом России 28 декабря 2005 года, регистрационный N 7321) (далее - Требования авиационной безопасности к аэропортам). 60. Государственные инспекторы гражданской авиации допускаются в контролируемую зону и зоны ограниченного доступа по удостоверению государственного инспектора гражданской авиации. 61. Члены экипажей воздушных судов допускаются в контролируемую зону аэропорта, авиационного предприятия по удостоверению члена экипажа. 62. В контролируемую зону аэропорта допускаются только пассажиры очередных рейсов при наличии билета, оформленного в установленном порядке, и документа, удостоверяющего личность пассажира. 63. Авиационный персонал и персонал сторонних организаций, связанных с деятельностью аэропорта или осуществляющих деятельность на территории аэропорта (авиационного предприятия), допускаются в контролируемую зону и ее зоны ограниченного доступа по пропуску установленного образца с указанием разрешенных секторов допуска. Пропуск закрепляется на внешней стороне одежды на видном месте. Анкетные данные сотрудников службы авиационной безопасности, имеющих допуск в зоны ограниченного доступа, уточняются при лицензировании юридических лиц, деятельность которых непосредственно связана с обеспечением авиационной безопасности. Контролирование доступа лиц и транспортных средств сторонних организаций 64. Доступ лиц и транспортных средств сторонних организаций в контролируемую зону и зоны ограниченного доступа осуществляется только по пропускам, выдаваемым службой авиационной безопасности. 65. Служба авиационной безопасности в целях контроля доступа лиц и транспортных средств сторонних организаций в контролируемую зону и ее зоны ограниченного доступа осуществляет: 1) разбивку контролируемой зоны на зоны ограниченного доступа; 2) проверку пропусков у лиц и водителей транспортных средств сторонних организаций для допуска в зону ограниченного доступа контролируемой зоны; 3) контроль ношения персоналом пропуска на внешней стороне одежды на видном месте при нахождении в контролируемой зоне; 4) проверку наличия пропуска на лобовом стекле транспортного средства. 66. Водитель транспортного средства, имеющий личный пропуск в контролируемую зону, должен соблюдать меры безопасной эксплуатации транспортного средства и установленные маршруты движения на территории аэропорта, авиационного предприятия. При необходимости может назначаться сопровождающий транспортного средства из числа сотрудников службы авиационной безопасности. Меры защиты воздушных судов 67. Эксплуатанты принимают установленные меры для обеспечения авиационной безопасности воздушных судов. 68. Воздушные суда во время нахождения на земле в зоне ответственности аэропорта, авиационного предприятия находятся под постоянным контролем службы авиационной безопасности. 69. Служба авиационной безопасности осуществляет контроль передвижения лиц и транспортных средств в зоне стоянок воздушных судов с целью предотвращения несанкционированного доступа к воздушным судам. 70. При подготовке воздушного судна к полету сотрудниками службы авиационной безопасности проводится предполетный досмотр его в целях выявления посторонних лиц, а также обнаружения взрывчатых веществ, взрывных устройств, оружия, боеприпасов и других опасных веществ и предметов, которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. При досмотре воздушных судов привлекаются специалисты инженерно-авиационной службы, а также могут привлекаться и члены экипажа воздушного судна. 71. Двери воздушных судов, которые не используются и не обслуживаются, должны быть закрыты, а посадочное оборудование (лестничные, телескопические трапы и т. д. ) должно быть отсоединено от воздушного судна. 72. К рейсам воздушных судов, находящихся под угрозой совершения акта незаконного вмешательства, эксплуатантами применяются необходимые меры, исключающие возможность пассажиров оставлять на борту воздушных судов посторонние предметы и вещи, в том числе во время транзитных остановок. 73. В случае поступления информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства конкретного воздушного судна: 1) уведомляются должностные лица соответствующих уполномоченных органов аэропорта и эксплуатанта; 2) принимаются дополнительные меры авиационной безопасности; 3) проводится дополнительный досмотр воздушного судна на специально выделенной стоянке, пассажиров, вещей, находящихся при пассажирах, багажа, груза, почты, бортовых запасов и бортового питания воздушного судна. В случае поступления информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства в отношении воздушного судна, находящегося в полете, порядок действия членов экипажа определяется специальной инструкцией эксплуатанта. 74. В случаях, когда существует достоверная информация о том, что воздушное судно может быть подвергнуто совершению акта незаконного вмешательства на земле: 1) уведомляются должностные лица соответствующих уполномоченных органов аэропорта и эксплуатанта; 2) принимаются дополнительные меры по охране воздушного судна в соответствии с планом действий при возникновении чрезвычайной ситуаций. Аэронавигационные средства и другие важные объекты инфраструктуры аэропорта 75. Аэропорт, авиационное предприятие и орган обслуживания воздушного движения (управления полетами) при выводе из строя важных объектов управления воздушным движением и инфраструктуры аэропорта в результате совершения актов незаконного вмешательства в их деятельность выполняют мероприятия в соответствии с планами действий при возникновении чрезвычайных ситуаций.
VI. Контроль в целях безопасности лиц и предметов на борту воздушного судна
76. Пассажиры, вещи, находящиеся при пассажирах, члены экипажей воздушных судов, багаж, грузы, почта, бортовые запасы воздушного судна и бортовое питание, подлежат обязательному предполетному досмотру, а авиационный персонал и работники аэропорта - досмотру при входе в контролируемую зону. Порядок проведения предполетного досмотра осуществляется в соответствии с Правилами проведения предполетного и послеполетного досмотров, утвержденными приказом Минтранса России от 25 июля 2007 года N 104 (зарегистрирован Минюстом России 9 августа 2007 года, регистрационный N 9975) (далее - Правила проведения досмотров). Досмотр пассажиров, вещей, находящихся при пассажирах 77. Пассажиры, вещи, находящиеся при пассажирах, багаж досматриваются с использованием технических и специальных средств досмотра. Порядок применения технических и специальных средств досмотра определяется Правилами проведения досмотров и программой обеспечения авиационной безопасности аэропорта. 78. При проведении предполетного досмотра пассажиров, вещей, находящихся при пассажирах, может применяться ручной (контактный) метод досмотра, а также проводиться личный (индивидуальный) досмотр пассажиров. 79. Порядок проведения личного (индивидуального) досмотра пассажиров, а также применения ручного (контактного) метода досмотра, багажа и вещей, находящихся при пассажирах, осуществляется в соответствии с Правилами проведения досмотров. 80. В целях принятия дополнительных мер по обеспечению авиационной безопасности в угрожаемый период увеличивается процент выборочного личного (индивидуального) досмотра пассажиров, а также досмотра багажа, вещей, находящихся при пассажирах, ручным (контактным) методом, но не менее 10 процентов. 81. На аэродромах местных воздушных линий (вертодромах) или посадочных площадках, на которых отсутствуют пункты досмотра и стационарные технические и специальные средства досмотра, предполетный досмотр пассажиров проводится ручным (контактным) методом с применением ручных металлоискателей, а досмотр багажа, вещей, находящихся при пассажирах, только ручным (контактным) методом. 82. К рейсам воздушных судов, обслуживаемым одновременно, применяются необходимые меры, исключающие возможность контакта (смешивания) пассажиров, прошедших предполетный досмотр, с пассажирами, не прошедшими предполетный досмотр. В случае контакта (смешивания) пассажиров, прошедших предполетный досмотр, с пассажирами, не прошедшими предполетный досмотр, проводится повторный досмотр вылетающего воздушного судна, пассажиров, вещей, находящихся при пассажирах. Досмотр транзитных и трансферных пассажиров 83. Предполетный досмотр транзитных и трансферных пассажиров, вещей, находящихся при пассажирах, в промежуточных аэропортах проводится на общих основаниях до входа в изолированную зону между любым пунктом досмотра (пунктом предполетного досмотра, специального контроля) пассажиров и воздушным судном, предназначенную для ожидания пассажирами посадки в воздушное судно, доступ в которую строго контролируется (далее - стерильная зона) и смешивания с прошедшими предполетный досмотр пассажирами, для которых данный пункт перевозки является начальным. В промежуточных аэропортах транзитные пассажиры досмотру не подлежат, если после выхода из воздушного судна они до посадки находились в стерильной зоне. 84. Транзитные и трансферные пассажиры не должны допускаться к своему зарегистрированному багажу. 85. Сотрудники Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, сопровождающие корреспонденцию, имеют право оставаться на борту воздушного судна в пунктах промежуточных посадок и производить обмен корреспонденцией в салонах самолетов во время их стоянок, лично присутствовать при выгрузке (загрузке) корреспонденции из багажного отсека от момента вскрытия багажного отсека до его закрытия в соответствии с Правилами проведения досмотров. Экипажи воздушных судов, персонал аэропортов и прочие лица, не являющиеся пассажирами 86. Члены экипажа воздушного судна допускаются к предполетному досмотру после предъявления задания на полет. 87. Досмотр членов экипажа воздушного судна, персонала аэропортов, авиационных предприятий, эксплуатантов и прочих лиц, не являющиеся пассажирами, проходящих через пункт досмотра в стерильную зону, проводится на общих основаниях. Досмотр данной категории лиц может проводиться в пунктах досмотра, оборудованных на контрольно-пропускных пунктах аэропорта. Специальные процедуры предполетного досмотра 88. Дипломатические (консульские) вализы, а также приравненные к ним на основании международных договоров Российской Федерации иные запечатанные вализы, содержащие официальную корреспонденцию иностранных учреждений и международных организаций, имеющие видимые внешние знаки, указывающие на их характер, досмотру не подлежат. 89. Материалы, имеющие гриф секретности соответствующих правительственных учреждений, подлежат досмотру только с использованием технических средств досмотра. 90. Предполетный досмотр пассажиров, обслуживаемых в залах официальных лиц и делегаций, проводится в пунктах досмотра, оборудованных в этих залах или на общих основаниях. 91. Предполетный досмотр пассажиров, перевозящих высокоценные материалы, с кардиостимуляторами, инвалидов, имеющих имплантированные аппараты, стимулирующие сердечную деятельность, проводится в соответствии с Правилами проведения досмотров. 92. Пассажиры, пользующиеся привилегиями и иммунитетом при досмотре принадлежащего им багажа или вещей, в соответствии с нормами международного права не освобождаются от личного (индивидуального) досмотра, в том числе и с использованием технических средств досмотра. 93. Предполетный досмотр сотрудников Федеральной службы охраны Российской Федерации, находящихся при исполнении служебных обязанностей, при сопровождении объектов государственной охраны, сотрудников Главного центра специальной связи Федерального агентства связи, сотрудников Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации, Межправительственной фельдъегерской связи, дипломатических (консульских) курьеров, сопровождающих корреспонденцию, а также их вещей, проводится в соответствии с Правилами проведения досмотров. 94. Оружие, боеприпасы и спецсредства вооруженных сотрудников Государственной фельдъегерской службы Российской Федерации и Межправительственной фельдъегерской связи, сопровождающих почтовые отправления (корреспонденцию), на период полета не изымаются. 95. Предполетный досмотр личного состава маршрутного караула Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющего сопровождение конвоируемых лиц, и обыск осужденных перед посадкой на борт воздушного судна проводится в соответствии с Инструкцией по служебной деятельности специальных подразделений уголовно-исполнительной системы по конвоированию, утвержденной совместным приказом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24 мая 2006 года N 199дсп/369дсп (зарегистрирован Минюстом России 17 июля 2006 года, регистрационный N 8094). Разрешаемый провоз оружия и специальных средств 96. Провоз оружия, боеприпасов и специальных средств на борту воздушного судна осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета, утвержденной приказом Федеральной службы воздушного транспорта Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации от 30 ноября 1999 года N 120/971 (зарегистрирован Минюстом России 24 апреля 2000 года, регистрационный N 2200). Вооруженные сотрудники на борту воздушного судна 97. Перевозка вооруженных сотрудников на борту воздушного судна допускается при обеспечении безопасности государственных лиц, сопровождении специальной почты, грузов, конвоировании лиц и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Командир воздушного судна и члены экипажа уведомляются о количестве лиц на борту воздушного судна, имеющих оружие, и о занимаемых ими местах. 98. В случае запроса иностранного государства о возможности принятия дополнительных мер безопасности конкретного рейса воздушного судна, Министерство транспорта Российской Федерации рассматривает эту возможность и удовлетворяет в пределах возможностей государства. 99. Обращение иностранного государства (государства регистрации воздушного судна) на разрешение находиться на борту воздушного судна своего эксплуатанта вооруженного сотрудника рассматривается в установленном порядке. Лица, находящиеся под стражей или административным контролем 100. Соответствующий уполномоченный орган уведомляет в установленном порядке эксплуатанта и командира воздушного судна о наличии на борту конвоируемых лиц, депортируемых лиц и лиц без права въезда в страну, лиц с психическими нарушениями и сопровождающих их лицах. Багаж, перевозимый на борту воздушного судна 101. Прием багажа на борт воздушного судна осуществляется сотрудником службы перевозок при регистрации только пассажиров, имеющих билеты. 102. Предполетный досмотр багажа проводится группой досмотра на пунктах досмотра багажа. Порядок досмотра багажа осуществляется в соответствии с Правилами проведения досмотров. 103. Багаж трансферных пассажиров в промежуточных аэропортах подлежит обязательному предполетному досмотру до смешивания с досмотренным багажом пассажиров, для которых данный пункт перевозки является начальным. 104. Багаж трансферных и транзитных пассажиров при изменении маршрутов по их инициативе повторно досматривается и отправляется тем же рейсом, что и пассажиры. 105. После приема зарегистрированного багажа пассажиров обеспечивается его охрана от несанкционированного доступа. Зарегистрированный багаж и груз, оформленный не на аэропортовых регистрационных стойках, подлежит охране, начиная с момента его регистрации и до помещения на борт воздушного судна. 106. Допуск и нахождение в зонах накопления и пунктах перегрузки зарегистрированного багажа лиц, не связанных с его обслуживанием, категорически запрещается. 107. Зарегистрированный багаж подлежит загрузке на борт воздушного судна только в том случае, если пассажир - владелец багажа следует тем же рейсом. Зарегистрированный багаж пассажира, не явившегося на посадку в воздушное судно, подлежит снятию с борта воздушного судна и обязательному досмотру. Если пассажир высаживается в промежуточном аэропорту до прибытия в конечный пункт назначения, то зарегистрированный багаж данного пассажира снимается с борта воздушного судна в том же промежуточном аэропорту. 108. Перевозка несопровождаемого пассажиром багажа по причинам, не зависящим от пассажира, может быть разрешена при условии проведения дополнительного досмотра. 109. Аэропорт организует надежное хранение невостребованного багажа в безопасном складском помещении до его востребования, или отправки владельцу, или уничтожения безопасным способом. Авиационные грузы, почта 110. Авиационные грузы, почта, курьерские и срочные отправления, предназначенные для перевозки на борту воздушного судна, размещаются в аэропорту в охраняемом помещении. 111. Контроль грузов, почты, курьерских и срочных отправлений, предназначенных для перевозки на борту воздушного судна, в целях обеспечения безопасности осуществляется службой авиационной безопасности. 112. Порядок проведения предполетного досмотра груза, почты осуществляется в соответствии с Правилами проведения досмотров. 113. Дипломатическая почта, консульские вализы должны иметь видимые внешние признаки, указывающие на их характер, пункты назначения и отправки. Они могут содержать только дипломатические документы и предметы, предназначенные для официального пользования. 114. В случаях серьезных оснований предполагать, что дипломатическая (консульская) или приравненная к ней вализа содержит корреспонденцию, предметы или материалы, не предназначенные для официального использования, она подлежит досмотру в присутствии уполномоченного лица, осуществляющего доставку. При этом дипломатическая или приравненная к ней вализа подлежит досмотру с применением технических и специальных средств, консульская или приравненная к ней вализа - путем вскрытия. При отказе от проведения досмотра дипломатической (консульской) вализы уполномоченного за ее доставку лица, дипломатическая (консульская) вализа подлежат возврату в пункт отправления. 115. Транзитный груз, прибывший в аэропорт, повторно не досматривается, если во время его нахождения на борту воздушного судна на территории аэропорта были соблюдены меры по предотвращению несанкционированного доступа к воздушному судну. 116. Трансферные грузы, почта подлежат обязательному предполетному досмотру в промежуточных аэропортах до их смешивания с досмотренными грузами, почтой и бортовыми запасами воздушного судна, для которых данный пункт перевозки является начальным. Бортовые запасы, бортовое питание и сопутствующие средства 117. Эксплуатанты принимают необходимые меры контроля предотвращения поместить оружие, боеприпасы, взрывные устройства и другие опасные предметы и вещества в бортовые запасы и другие сопутствующие средства, предназначенные для обеспечения воздушных перевозок. 118. Организации, производящие бортовое питание, принимают меры контроля предотвращения несанкционированного доступа посторонних лиц в здание, где готовится бортовое питание. 119. Организации, производящие бортовое питание, расположенные за пределами аэропорта, обеспечивают его охрану от несанкционированного доступа на участке от пункта приготовления до пункта досмотра его в аэропорту. 120. Предполетный досмотр бортовых запасов воздушных судов, аварийно-спасательных средств, бортового питания и сопутствующих средств проводится в местах их комплектования специалистами групп досмотра в соответствии с Правилами проведения досмотров. 121. Контроль загрузки на борт воздушного судна грузов, почты, бортовых запасов, аварийно-спасательных средств и бортового питания и сопутствующих средств осуществляется сотрудниками службы авиационной безопасности. 122. Груз, почта, бортовые запасы воздушного судна, аварийно-спасательные средства, бортовое питание и сопутствующие средства не должны содержать предметы и вещества, запрещенные к перевозке на борту воздушного судна.
VII. Технические средства авиационной безопасности
123. Для обеспечения требуемого уровня авиационной безопасности аэропорты, аэродромы должны быть оборудованы следующими техническими средствами авиационной безопасности: 1) для защиты от несанкционированного проникновения посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону и на объекты инфраструктуры аэропорта - инженерно-техническими средствами охраны: защитные ограждения, тревожная и охранная сигнализация, контрольно-пропускные пункты с техническими и специальными средствами досмотра персонала и специальными устройствами для досмотра транспортных средств и грузов, система видеонаблюдения с записью видеоизображения; 2) для проведения досмотра пассажиров, багажа, вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала, грузов и почты, бортовых запасов воздушного судна и бортового питания - техническими и специальными средствами досмотра (стационарные рентгенотелевизионные интроскопы и металлоискатели; рентгенографические томографы; рентгенографические сканеры; системы сканирования, работающие на принципе контроля активных миллиметровых волн, являющихся обычными радиочастотными сигналами; системы интровидения в терагерцевом диапазоне электромагнитного спектра; системы ядерного квадрупольного резонанса; портативные (ручные) металлоискатели; средства для обнаружения паров или частиц взрывчатых веществ и другие средства), системы видеонаблюдения с записью видеоизображения. 124. Для защиты воздушных судов от несанкционированного проникновения на борт посторонних лиц, захвата и угона применяются: штатные противоугонные устройства с тревожной сигнализацией; надежно запирающиеся с внутренней стороны кабины экипажа пуленепробиваемые двери и перегородки, изолирующие пилотскую кабину от пассажирского салона; специальные сигнализационные и переговорные устройства для связи командира воздушного судна и бортпроводников (бортовых операторов); телевизионные системы наблюдения за обстановкой в пассажирских салонах, кабине летного экипажа и средствами контроля с рабочего места каждого пилота всей зоны двери с внешней стороны кабины летного экипажа с возможностью передачи аудио-, видео информации в реальном масштабе времени по каналам спутниковой связи в наземные центры управления. Закупки 125. Закупка технических средств авиационной безопасности осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. 126. Приобретаемые и устанавливаемые аэропортами, авиационными предприятиями и эксплуатантами технические средства авиационной безопасности должны быть сертифицированы на соответствие требованиям авиационной безопасности в Российской Федерации. Калибровка 127. Установка порогов срабатывания сигнализации (момента срабатывания сигнализации) досмотрового оборудования осуществляется настройкой его в аэропорту с использованием испытательных образцов (тест-объектов), имитирующих предметы, подлежащие обнаружению. 128. Установка повышенной чувствительности (более низких порогов срабатывания сигнализации) оборудования определяется степенью возрастания угрозы. Эксплуатация и техническое обслуживание 129. Эксплуатация инженерно-технических средств охраны, технических и специальных средств досмотра осуществляется в соответствии с рекомендациями изготовителя и индивидуальными стандартными эксплуатационными процедурами, содержащимися в программе обеспечения авиационной безопасности аэропортов, авиационных предприятий и эксплуатантов. 130. Организации гражданской авиации, эксплуатирующие технические средства охраны, технические и специальные средства досмотра, разрабатывают графики профилактического технического обслуживания и ремонта средств в целях поддержания оптимальной эффективности их работы. 131. Для поддержания постоянной работоспособности технических средств охраны, технических и специальных средств досмотра, их эксплуатация осуществляется специально подготовленными сотрудниками службы авиационной безопасности, а техническое обслуживание осуществляется специалистами, имеющими соответствующую квалификацию.
VIII. Персонал
|