Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





«Хоровой коллектив. Типы и виды хоров».



 

 

Проект – исследование по теме:

«Хоровой коллектив. Типы и виды хоров».

 

Выполнила: ученица 8класса

Рязанцева Кира

Руководитель:

учитель музыки

Акименко Е. В.

 

2020год

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….. 3

Основная часть

1. Характеристика хорового коллектива………………………………………. 6

2. Типы хоров……………………………………………………………………... 9

3. Виды хоров……………………………………………………………………10

Заключение

Список использованной литературы и источников

 

 

Введение

Актуальность выбранной темы. Хоровое пение, как искусство коллективного исполнения, является по своей природе массовым искусством. Оно обладает способностью объединять чувства, мысли, волю людей и в силу этого имеет громадное значение как средство культурного воспитания людей. Участие в хоровом пении пробуждает у людей дух товарищества и дружбы, развивает уменье подчинять свои личные интересы общему делу, воспитывает чувство коллективизма. Хоровая самодеятельность выполняет функцию выявления талантливых исполнителей и подготовки их к профессиональной музыкальной деятельности.

Многие участники самодеятельных хоров, получившие певческие навыки, пополняют собой ряды артистов профессиональных хоровых коллективов. Бурное развитие хоровой самодеятельности в Советском Союзе продолжалось до 1990-х гг. В этот период в стране произошли перемены как в политической, общественной, экономической и культурной сферах, произошла переоценка ценностей, и интерес к хоровой самодеятельности стал пропадать. В настоящее время у значительной части населения отсутствует интерес к высокохудожественным ценностям, классические виды искусства теряют популярность. Таким образом, ослабевает развивающая роль искусства, усиливается его развлекательная сфера, что особенно явно выражается в деятельности средств массовой информации. Это касается и хорового искусства, в частности хоровой самодеятельности.

Одна из особенностей хорового пения - возможность объединения в исполнительском процессе людей с различным уровнем развития голосовых и слуховых данных.

Наблюдения педагогов и специальные исследования показали. Что пение - это одно из эффективных средств физического воспитания и развития людей. В процессе пения - сольного и хорового - укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание; положение тела во время пения (певческая установка) способствует воспитанию хорошей осанки. Всё это положительно влияет на общее состояние здоровья.

 

                                                  Основная часть

Характеристика хорового коллектива

 

Хор – понятие чрезвычайно емкое. Оно обычно рассматривается как музыкально-певческий коллектив, деятельностью которого является творческий процесс хорового музицирования (или хорового исполнительства). В этом контексте хор – вокально-исполнительский коллектив, объединенный и организованный творческими целями и задачами. Принцип коллективного начала обязателен для всех участников хора и должен быть выдержан на любом этапе работы хора.

Хор – это большой по количеству участников вокальный ансамбль, состоящий из хоровых партий. Базисная основа каждой хоровой партии – унисон, предполагающий полную слитность всех вокально-хоровых компонентов исполнения – звукообразования, интонации, тембра, динамики, ритма, дикции, иначе говоря, хор – это ансамбль вокальных унисонов.

Хоровое исполнительство выражено двумя формами музицирования – пение без сопровождения (a'cappella) и пение с сопровождением. В зависимости от способа интонирования – в натуральном или темперированном строе – повышается роль интонации. Точное интонирование (строй) и сбалансированное звучание (ансамбль) в хоре – основные условия его профессионализма. Слаженный хоровой коллектив всегда воспринимается как вокальный оркестр, состоящий из человеческих голосов, а потому требует к себе постоянного и систематического внимания хормейстера от момента распевания хора до концертного выступления на эстраде. Строй в хоре зависит от мастерства и обученности участвующих в нем певцов, а также от личностных и профессиональных качеств дирижера-хормейстера, его воли, знаний, опыта.

Строй в хоре всегда сопряжен с выполнением множества различных взаимосвязанных задач – от организации певческо-хорового процесса и воспитания (обучения) певцов до встраивания собственно хоровой звучности с выявлением проблем ансамбля и строя. При этом важные задачи в процессе выстраивания хора – создание ансамбля вокальных унисонов, высотное единообразие исполняемых звуков, тембровое их единство – решаются при условии правильно организованной вокально-хоровой работы с певцами. В хоровом исполнительстве органично объединены различные виды искусств – музыка и литература (поэтика). Синтез этих двух видов искусств вносит специфические черты в хоровое творчество. Логичное и осмысленное сочетание музыки и слова определяет понятие вокально-хоровой жанр. Хороший хор всегда отличает техническое и художественно-выразительное исполнение, где наряду с проблемами ансамбля и строя решены задачи музыкально-литературной интерпретации.

Ни одно из перечисленных выше свойств не может существовать обособленно. Все компоненты взаимосвязаны и находятся в постоянном согласии.

Изначально хоровое исполнительство было любительским и лишь благодаря особым историческим условиям обрело статус профессионального искусства. Отсюда происходят две основные формы хоровой деятельности – профессиональная и любительская, отсюда и собственные названия – хор профессиональный и хор любительский (народный, самодеятельный). Под первым понимают хор, состоящий из специально обученных певцов, под вторым – хор, в котором принимают участие все желающие в нем петь. Занятия в любительских хорах не столь регламентированы, как в профессиональных.

В хоровом исполнительстве различают два основных направления – академическое и народное, которые характеризуются качественными различиями в манере исполнения.

Академический хор (или капелла) опирается в своей деятельности на принципы и критерии музыкального творчества и исполнительства, выработанные профессиональной музыкальной культурой и традициями многовекового опыта оперного и камерного жанра. Академические хоры имеют единое условие вокальной работы – академическую манеру пения. В рассмотрении проблематики вокально-хорового пения мы будем отталкиваться от понятия академической манеры пения.

Народный хор – вокальный коллектив, исполняющий народные песни с присущими им особенностями (хоровая фактура, голосоведение вокальная манера, фонетика). Народные хоры, как правило, строят свою работу на основе местных или областных певческих традиций. Этим определяется разнообразие составов и манера исполнения народных хоров. Следует отличать народный хор в натуральном, бытовом его виде от специально организованного, народного хора, профессионального или самодеятельного, исполняющего как подлинно народные песни, так и авторские сочинения в народном духе.

Хоровые произведения могут быть охарактеризованы по количеству самостоятельных хоровых партий в них, что определяется понятием вид хора. Существуют произведения для хора самых разных составов – одноголосные, двухголосные, трех-, четырех- и более. Принципы применения divisi (разделения) в хоровых партиях связаны с высотными соотношениями певческих голосов, а также с их гармоническими и темброво-колористическими сочетаниями. Известно, что divisi гармонически насыщает хоровое изложение, но в то же время заметно ослабляет силу звучания хоровых голосов.

Основной и минимальной в количественном отношении структурной единицей хора является хоровая партия, представляющая собой согласованный ансамбль певцов, голоса которых в общих своих параметрах относительно одинаковы по диапазону и тембру. Именно с хоровой партии (группа певцов) начинается строительство хоровой звучности во множестве аспектов: хоровая партия представляет собой начальный объект работы дирижера в установлении ансамбля и строй, в художественной отделке произведения. В связи с этим обнаруживается проблема наименьшего количества певцов (голосов) в хоровой партии – 3-4 певца, а также их тембровое и динамическое равновесие.

 

Типы хоров

Хор, состоящий из мужских голосов, называется однородным мужским.

Хор, состоящий из женских голосов, называется однородным женским.

Хор, состоящий из женских и мужских голосов, называется смешанным.

В хоре существуют партии голосов. Они группируются по характеру звучания и диапазону голосов. Высокие женские голоса - сопрано; низкие женские голоса - альты; высокие мужские - тенора; низкие мужские - басы; высокие детские голоса - сопрано (дисканты).

СОПРАНО характеризуется высоким, подвижным светлым и лёгким звучанием. Чаще всего этой партии поручается исполнение ведущей мелодии произведения. Диапазон: «до» первой октавы – «ре» второй октавы.

АЛЬТЫ отличаются более низким, плотным, насыщенным звуком. В женском двухголосном хоре альты часто выполняют ведущую роль, исполняя мелодию самостоятельно или вместе с сопрано. Диапазон: «ля» малой октавы – «ре» второй октавы.

ТЕНОРА: присуще подвижное, лёгкое, но в то же время твёрдое, сильное звучание. В смешанном хоре это средний голос, но иногда выполняет роль ведущей партии, исполняя мелодию самостоятельно или вместе с сопрано. Диапазон: «до» малой октавы – «ля» второй октавы.

БАСЫ: обычно фундамент, основа хора. Характеризуется силой, мощью. В то же время присуща лёгкость звучания. В мужском двухголосном хоре - роль второго голоса, но иногда исполняют главную мелодию произведения. Диапазон: «фа», «соль» большой октавы – «ре» малой октавы.

В настоящее время встречается четыре типа хоров: женский, мужской, детский и смешанный.

 

Смешанный хор (полный состав)

Диапазон смешанного хора более четырех октав «соль-ля» контроктавы до 3 октавы. Смешанный хор обладает большой динамикой силы звука от еле слышного рр до ff, способного соперничать с симфоническим оркестром.

Мужской хор

Диапазон «ля» контроктавы – «до» 2 октавы. Мужской хор обладает большой динамичностью звучания, яркими тембровыми красками. Партия теноров является ведущим мелодическим голосом и поет более плотным грудным звуком.

Женский хор

Диапазон от «фа» малой октавы до «до» 3 октавы. Крайние звуки встречаются редко. Наиболее часто встречается смешанное и тесное расположение голосов. Много оригинальных сочинений и обработок народных песен для женского хора создали русские и зарубежные композиторы.

Детский хор

Выразительные и технические возможности детского хора тесно связаны с возрастными особенностями состава.

Детскому голосу характерны прозрачность, мягкость, острота интонирования, способность к идеальному строю и ансамблю. Звучание детского хора отличается непосредственностью, искренностью исполнения. Детский хор обладает большими исполнительскими возможностями.

Виды хора

Понятие вид хора связывается с количественным содержанием хорового состава, который, как исполнительская форма, имеет обычно равночисленные хоровые партии и группы. Таким образом, под понятием вид хора подразумевается характеристика исполнительского коллектива и произведения по количеству самостоятельных хоровых партий.

Существуют произведения для хора самых разных составов - одноголосные, двух-, трех-, четырех- и более. Вид хора в них соответствует количеству самостоятельных хоровых партий, и носят название: одноголосный, двухголосный, трехголосный, четырехголосный и т. д.

Однако следует заметить, что количество самостоятельных хоровых партий не учитывает эпизодических разделений (divisi) одной из хоровых партий. Например, если четырехголосие в смешанном хоре (С, А, Т, Б) сменяется на пяти-, шести-, семиголосный, ибо здесь увеличение количества голосов эпизодическое.

Хоровые партитуры, насчитывающие более четырех голосов и, следовательно, называющиеся пяти- (и более) голосными видами хоров, встречаются редко. Чаще можно встретить четырехголосные виды хора с эпизодическим разделение одной из хоровых партий.

При разделении каждой хоровой партии на первых и вторых хормейстер руководствуется личными свойствами певцов и голоса одного типа с несколько более высокой тесситурой причисляет к первым, а с более низкой - ко вторым. Принципы применения в хоровых партиях divisi чаще всего связаны с гармоническими и темброво – колористическими сочетаниями голосов, а иногда с выявлением композиторами смешанных красочных тембров.

При divisi хоровое изложение гармонически насыщается и появляется возможность исполнения многозвучных аккордовых сочетаний диапазоном до четырех октав, однако сила звучания таких аккордов несколько ослаблена.  

 

Заключение

Хоровое исполнительство несет широкую образовательную функцию, оно активизирует идеологическую направленность, психическую деятельность, воспитывает память, чувство, вкус, артистичность, выразительность, эмоциональность. Хоровое пение - это не натаскивание, не вызубривание хоровой партитуры, не слепое выполнение воли дирижера, а прочувствование и понимание художественной сущности произведения, внутреннее согласие с замыслом и исполнительским планом дирижера. Такое единство достигается благодаря совместной творческой работе в процессе осмысливания музыкально - художественного образа произведения, видения его многогранности. Музыка в силу своей специфики допускает вариантность интерпретации художественного образа, что возможно лишь при умении вносить в исполнительство свое субъективное отношение, свое переживание. Исполнители как бы несут ответственность за жизнь произведения, за долголетие, признание и понимание слушателями его художественной ценности. Исполнение есть не что иное, как искусство выражать неслышимое посредством слышимого.

Исполнительство с одной стороны развивает и обогащает музыкально-теоретические знания, представления, удовлетворяет музыкальные потребности и интересы самих - исполнителей, с другой - решает задачу общения со слушательской аудиторией, для которой оно должно открыть произведение, дать постигнуть его красоту. Чем богаче воображение, тем глубже проникновение в художественный замысел произведения, а это помогает осознанному его исполнению, творческому самовыражению, преодолению внешних обстоятельств, мешающих выразительному исполнению.

Хоровое исполнительство, воспитывающее в участниках сотворчество, сопереживание, воображение, творческое мышление, развивается под воздействием трех факторов: это - репертуар, его художественность, направленность, содержательность; дирижер-хормейстер - главный наставник, формирующий духовный облик; коллектив как формирующая среда в процессе исполнительства. От того, что поют исполнители, зависит их уровень музыкальной культуры, их духовные интересы и потребности. Репертуар в известной степени определяет исполнительское лицо коллектива. Поэтому интересен опыт многих ведущих хоров страны в подборе репертуара. К репертуару в таких коллективах предъявляются требования высокой идейной нравственности, художественной ценности, соответствие возрастным возможностям и интересам.

При подборе репертуара для различных групп хора всегда учитывается принцип единства воспитания и обучения, соблюдаются основные педагогические принципы обучения: систематичность, последовательность от простого к сложному, от близкого к далекому.

Репертуар хора должен быть разнообразным по характеру, охватывать произведения самых разных стилей, эпох и жанров - от простой народной песни до сложных многоголосных хоров.

Репертуар обогащает и расширяет круг жизненных понятий и представлений: героика и эпос, лирика и юмор требуют от коллектива применения разнообразных средств выразительности. Такой репертуар должен удовлетворять духовные потребности и интересы, затрагивать их чувства, переживания. Высокая художественность репертуара, его оптимистический характер воспитывает у исполнителей творческую активность, жизнерадостность.

В репертуар хора могут входить произведения, рассчитанные на высокое профессиональное мастерство, на первый взгляд превышающие уровень музыкальной подготовленности коллектива. Однако теоретические знания и практические умения, получаемые в хоре, сила коллективного труда, мастерство дирижера, высокая художественность произведения, порождающая активный интерес, помогут преодолеть трудности хоровой партитуры. Чисто профессиональные требования без скидок повышают ответственность хористов к процессу работы. При этом чрезвычайно важно, чтобы литературный текст музыкального произведения всегда был содержательным и оригинальным по мысли, чтобы знакомство с ним было моментом познания чего-то нового, открытием новой грани жизни в искусстве.

Занятия в хоре не развлечение. Это очень трудоемкий процесс, результат которого проявляется не сразу. Трудолюбие, терпение, упорство и выносливость в немалой степени влияют на результат. Но зато хор прекрасно формирует характер.

 

Список используемой литературы и источников

 

1. Васильева, Е. Е. Народное музыкальное творчество [Текст] / Е. Е. Васильева. - СПб.: Композитор, 2016. - 565 с.

2. Живов, В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: учебное пособие для вузов [Текст] / В. Л. Живов – М.: Владос, 2013. – 272 с.

3. Иконникова, Л. Н. Интерпретаторская культура хорового дирижера [Текст] / Л. Н. Иконникова; научная редакция Ю. Д. Златковский. – Минск: Изд. центр БГУ, 2015. – 143 с.

 

Интернет – ресурсы:

14. Основы хороведения [Электронный ресурс] URL:

http: //megapredmet. ru/

15. Работа хормейстера [Электронный ресурс] URL:

https: //megalektsii. ru/

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.