Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





2. Реформация как термин .



Реформа́ ция — широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI — начала XVII века, направленное на реформирование католического христианства в соответствии с Библией. Именно в XVI-XVII вв, в эпоху Реформации и Конфессионалюации через обострение религиозных конфликтов происходит секуляризация общества и начинается формирование светской политической мысли. В конце первой половины XVI века в религиозном движении, охватившем Западную Европу, наступает новая фаза и во главе этого нового движения становится крупная личность женевского реформатора, так называемого " женевского папы" - Жана Кальвин.

Авторитет папства был поколеблен; брешь, пробитая в католицизме, была довольно значительна. Против стройной католической системы необходимо выставить такую же стройную систему протестантских принципов: новая церковь должна получить строгую организацию, и, наконец, необходимо создать новый независимый центр, откуда могла бы смело вестись религиозная пропаганда. Таким центром с конца первой половины XVI века становится Женева, а задачу организатора церкви принимает на себя Кальвин.

Лютер в Германии, Цвингли в немецкой Швейцарии. Фарель, жил в романских землях - все они направляли свои усилия главным образом на то чтобы разрушить гордую, казавшуюся неодолимой крепость католицизмам, чтобы подорвать могучий престиж папской власти, наложившей свои оковы на умы и совесть всех католиков. Усилия их увенчались успехом.

3. Реформаторское учение и идеи Жана Кальвина.

В 1536 году в Базеле 11 появилось первое издание " Наставления в христианской вере. Это был главный труд реформатора, к которому он постоянно возвращался, отделывая детали, усиливая доказательства и пополняя пропуски. За каждым латинским изданием обыкновенно следовал его французский перевод. реформация кальвин религиозный политический.

Кальвин признает только один безусловный авторитет - Священное Писание. По его мнению, Бог раз навсегда выразил свою волю в Писании и вся жизнь человечества - не только религиозная и нравственная, но политическое и церковное устройство - должна быть строго согласована с буквой этого закона. Церковная традиция для него пустой звук.

Отцы церкви имеют значение лишь в той степени, в какой их учение соответствует прямому смыслу Писания, и в полемике с ними реформатор часто позволяет себе самые пренебрежительные выражения. Не менее решительно, чем церковное предание, он отвергает и помощь человеческого разума. " Лучше невежество верующего, чем дерзость мудрствующего" - таков девиз недавнего гуманиста.

Недоступное никаким влияниям истории и философии, сковывающее всякое развитие форм общественной и религиозной жизни, оно служит верным отражением жизни и характера самого реформатора, который, раз выяснив себе свою программу, ни в чем не отступал от нее до конца жизни.

" Предопределение" 12 - один из труднейших пунктов религиозной философии, связанный с вопросом о свойствах Бога, о природе и происхождении зла и об отношении благодати к свободе. Эта идея является универсальным выражением и признанием всемогущества Бога и бессилия человека.

Доктрина предопределения часто рассматривается как основная черта реформатского богословия. Переосмысление католических представлений о предопределении можно увидеть у У. Цвингли. Мысль об абсолютном суверенитете Бога была развита Цвингли в его доктрине Провидения и особенно в его знаменитой проповеди " О Провидении".

Отправной точкой для учения о предопределении в кальвинизме стало учение о Боге, считающееся иногда даже ядром этого христианского направления.

При этом речь идет не о сути Бога, его самосущности а о " всевластии Бога в природной и моральной сферах", его " абсолютном всевластии". Бог - источник любых норм и установлений, абсолютно суверенной воли.

Для последователей новых протестантских течений Бог становится личностным партнером человека, которому тот поручает свою жизнь и спасение души. Центральное положение занимает Иисус Христос и акцент делается на его человеческих чертах.

Его порой даже считают " сверхморалистом" и совершенным учителем. В кальвинизме речь идет не об оплате услуг, а о свободном даре. Бог теперь требует от человека полного и безусловного доверия и под верой понимается уже не рациональная, умственная убежденность, а чувство " пребывания в руках Божьих", охватывающее всю душу человека.

В новых учениях акцент делался уже на сиюминутной жизни. С крещением каждый христианин становится " священником".

В итоге для Кальвина новое богопонимание " было не столько выводом из какой-то богословской теории, глубоко продуманной им самим или кем-то другим, сколько следствием фактов, естественное действие которых нельзя было задержать"

Свое обращение в христианство Жан Кальвин приписывает Божественному Провидению.

Он утверждает, что был глубоко предан " папским суевериям" и лишь действие Божие смогло освободить его. Бог " усмирил его сердце и привел его к подчинению". Здесь присутствует тот же акцент, что характерен и для всей Реформации: бессилие человека и всемогущество Божие. Именно эти идеи и развиты в доктрине предопределения Кальвина.

Кальвин в соответствии со строгой логикой считает, что Бог не может не решить проблему: искупать или осуждать.

Бог активен и потому активно желает спасения тех, кто будут спасены и проклятия тех, кто спасены не будут.

Поэтому предопределение является " вечным повелением Божиим, которым Он определяет то, что Он желает для каждого отдельного человека. Он не создает всем равных условий, но готовит вечную жизнь одним и вечное проклятие други".

Одним из центральных в рассуждениях Кальвина является подчеркивание милости Божьей. Для Кальвина эта милость проявляется в решении Бога спасти отдельных людей, независимо от их заслуг, независимо от того, насколько тот или иной человек достоин того, для Кальвина Бог спасет отдельных людей, несмотря на их заслуги.

Свою доктрину предопределения Кальвин излагает в третьей книге, " Наставлений в христианской вере" издания 1559г. как один из аспектов доктрины искупления через Христа.

В самом раннем издании 1536г. Она рассматривается как один из аспектов доктрины провидения, но с 1539г, она рассматривается как равноправная тема.

Рассмотрение Кальвином 13 " способа получения благодати Христа, преимуществ, которые она с собой несет и результатов, к которым она приводит" предполагает, что имеется возможность искупления за счет того, что достиг Христос своей смертью на кресте.

Кальвин подробно обсуждает то, каким образом эта смерть может стать основанием для человеческого искупления. Основная мысль заключается в том, что Бог достиг искупления греховного человечества именно через смерть Христа на кресте. Другим каким-либо способом достичь искупления было невозможно. " Сотериология" (от греч. soteria -спасение) связана с пятью основными образами:

Образы победы: Христос одержал победу над грехом, смертью и злом через свой крест и воскресение. Верующие благодаря своей вере могут разделить эту победу и претендовать на нее как на свою собственную.

Образы нового состояния: Благодаря своей покорности на кресте Христос достиг прощения для грешников. Они освобождаются от наказания и получают статус праведности перед Богом.

Образы измененных личных отношений: Человеческий грех принес отчуждение от Бога. " Бог во Христе примирил с Собою мир" . Это сделало возможными обновленные отношения между Богом и людьми.

Образы освобождения: Как Христос освободился из плена смерти, так и люди освобождаются от оков греха.

Образы восстановления целостности: Через смерть Христа достигают целостности те, кто расчленены грехом. Христос лечит раны людей, восстанавливая целостность и духовное здоровье.

Он рассматривает способы осуществления искупления в такой последовательности: вера, перерождение, христианская жизнь, оправдание, предопределение.

Кальвин обозначает предопределение 14 как " вечное повеление Божие, которым он определяет то, что Он хочет сделать с каждым человеком. Ибо он не создает всех в одинаковых условиях, но предписывает одним вечную жизнь, а другим - вечное проклятие". Предопределение Кальвин называет внушающим благоговением.

Он считает, что предопределение является не продуктом человеческих размышлений, а тайной Божественного откровения. По этой причине к тайне надо идти от конкретных вещей и фактов, а не наоборот. Вера в предопределение является окончательным результатом освященных Писанием размышлений о влиянии благодати на людей. Человек предназначен быть " сосудом воли Божьей".

В результате первородного греха он утрачивает образ Божий и способность быть " зеркалом Божественной власти". Кальвин отрицает в свете Писания малейшую возможность какой-либо слабости или несоответствия со стороны Бога или Евангелия. Это всего лишь отражает тайну, по которой одним предопределено принять обещания Божьи, а другим - отвергнуть их: " Некоторым предназначена вечная жизнь, а другим - вечное проклятие".

Следовательно, утверждает Кальвин, предопределение должно быть признано основанным на непостижимых суждениях Бога. Нам не дано знать, почему Бог избирает одних и осуждает других.

Он свободен выбирать кого пожелает, иначе его свобода станет подвержена внешним соображениям и Создатель будет подчиняться своему Созданию.

Таким образом, по его учению, человек не должен проникать в тайны божественных решений; он не может знать, принадлежит ли он к числу избранных или отверженных, и должен, поэтому ревностно заботиться о том, чтобы по своему поведению оказаться достойным этого избрания. Необходимо отклонять от себя как опасное искушение всякое сомнение в своем конечном спасении и следовать по тому пути, который указал нам Господь в своем законе.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.