Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Йога для беременных 2 страница



 

От сна зависят счастье и печаль,

полнота и худоба, мощь и слабость,

сила и бессилие, знание и невежество,

жизнь и смерть.

(ВАХ I, 7. 53)

 

Здоровый, спокойный сон дарит жизнь. Сознание отключается на несколько часов, и наши энергетические «батареи» перезаряжаются для следующего дня. Нервная система отдыхает, и утром человек просыпается бодрым и свежим.

 

Может ли жизнь продолжать благополучно развиваться, если мы утратим естественную функцию сна?

 

Мудрецы и философы сравнивали жизнь с колесницей, которую тащат два коня — материальный и духовный, — бегущие в унисон.

 

Любое расхождение в скорости приводит к неблагополучию. Беда нашего века состоит в том, что материальный конь колесницы бежит быстрее духовного.

 

Стих из Иша Упанишады удачно формулирует эту мысль:

 

Духовное знание и материальное знание — оба необходимы.

Угнетение одного за счет другого приводит к упадку.

Материальное знание помогает в решении повседневных проблем,

в то время как духовное способствует самореализации.

(И. Уп. 2)

 

Имеется ли способ уравновешивания материального и духовного знаний, чтобы создать условия для гармоничной жизни?

 

Имеются четыре пути, ведущие к самореализации:

(1) путь знания, (2) путь действия, (3) путь преданности и (4) путь йоги. Хотя эти пути разные, они стремятся к одной цели.

 

Путь знания дает возможность отличать добро от зла, выбирать правильную линию поведения, видеть различие между пракрити (природой) и пуруша (индивидуальной душой), достичь самореализации и единения с Богом.

 

Идущий по пути действия отдает должное служению человечеству и Богу. Добрые дела и исполнение долга ведут к освобождению.

 

Посвятивший себя преданности видит присутствие Бога во всех одушевленных и неодушевленных предметах. Преданный (бхакта) полон любви ко всему живому и достигает освобождения с именем Бога на устах.

 

Следующий по пути йоги упражняется в умении следить за изменениями своего состояния, стремясь к внутренней стабилизации, с тем чтобы через постижение собственной сущности, приобретающей кристальную ясность, постичь Бога.

 

В Бхагавадгите Кришна советует Арджуне:

 

Йоги выше аскета, ученого и человека действия;

будь же йогином, о Арджуна!

(БГ VI. 46)

 

Путь йоги получил столь высокую оценку не потому, что остальные три пути менее значимы, а потому, что йога достигает полноты, включая в себя остальные три пути — знания, преданности и действия.

 

Для любого достижения необходимо единство. Без преданности и любви адвайта (нераздельность универсального духа и индивидуальной души) невозможна. Адвайту нельзя достичь одним только знанием. Знание, преданность и действие настолько взаимосвязаны, что без одного из них ничего нельзя достичь. Нет преданности без знания, нет действия без преданности, нет йоги без этих трех путей. В этом смысле йога уникальна.

 

Учение Аюрведы делит человеческое тело на шесть главных частей: голова, грудная клетка, две руки и две ноги.

 

Голова — вместилище знания, в сердце обитает преданность, а руки и ноги предназначены для действия. Путь йоги объединяет все три части — тело, ум и душу, которые действуют в унисон. Поэтому йога является основой для всех других путей.

 

Объясняя превосходство искусства и учения йоги в Йогабидже, бог Шива говорит, обращаясь к Парвати:

 

О Парвати, ученый, отшельник, праведник и тот, кто подчинил свои чувства контролю, даже Сам Бог, не могут достичь освобождения, если не будут заниматься йогой.

 

И далее бог Шива говорит:

 

Изучив все священные писания и науки и продумав их снова и снова, приходишь к выводу, что искусство и учение йоги — единственно верная и твердая доктрина.

(ШС I. 17)

 

Стих из Атрисамхиты подтверждает значение пути йоги: йога помогает достичь знания; йога учит, в чем состоит долг человека, йога дает искупление, поэтому столь важно изучать йогу.

 

В Катха Упанишаде Яма наставляет Начикету, как усвоить это знание из учения йоги:

 

Начикета, усвоив это знание и учение йоги от Бога смерти, познав самость, освободился от всего нечистого и стал бессмертным. Пусть и другие состязаются с ним и станут такими же.

(К. Уп. VI. 18)

 

Давайте же сейчас приступим к выяснению того, что такое йога.

Глава третья

ПУТЬ ЙОГИ

 

Слово «йога» вызывает разные образы в обыденном представлении людей. Некоторые ассоциируют йогов с отшельниками, одетыми в желтую одежду, с телом, посыпанным пеплом (вымазанном в золе), бредущими от селения к селению с чашей в руке для милостыни, сидящими со скрещенными ногами на вершине горы или на берегу священной реки. Карикатуры изображают йогина, сидящего на ложе из гвоздей, выполняющего трюк «индийский канат» или шагающего по воде. На других картинах он — колдун, пьющий уксус или глотающий куски стекла. Давайте же теперь посмотрим, что такое йога на самом деле.

 

Определение йоги

 

Слово имеет своим корнем санскритское слово «йюдж», что означает «слиться», «присоединиться» или «объединиться». Йога — это единение души с абсолютной истиной, состояние неомраченного счастья как следствие преодоления дуализма. Занятия йогой обостряют способность к различению (viveka khyaty) и ведут к познанию истинной природы души, которую нельзя понять полностью одними лишь функциями интеллекта. Изучение йоги дает возможность достичь состояния чистого сознания и реализовать внутреннюю сущность.

 

Йога освобождает от повседневных забот и расстройств, вызванных неустойчивостью (колебаниями) ума. Йога придает ясность и способность владеть собой в пору противоречий повседневности. Это — искусство познания самого себя и познания абсолютной (вечной) истины. Йога — это изучение функций организма, ума и интеллекта в процессе достижения свободы. Это — опыт самостоятельного обретения знания, а не результат книжной науки, препираний с логикой или теоретической аргументации.

 

Йога — это философия, образ жизни, при котором искусство объединяется со знанием.

 

Вот как Кришна наставлял Арджуну:

 

Только знание йоги дает возможность просвещенному, чей ум невозмутим, отличать добро от зла и умело управлять течением своей жизни.

(БГ II. 50)

 

Йога учит выполнять свой долг без мысли о воздаянии; быть вовлеченным в события повседневности и оставаться внутренне безучастным; действовать правильно и стать свободным от этой жизни.

 

Искусство ли йога?

 

Жить — это искусство. Йога повышает качество жизни. Следовательно, йога — искусство. Она возвышает мысли и дает возможность успешно преодолевать трудности жизни и сохранять при этом самообладание; йога учит направлять усилия для достижения цели в жизни; воспитывает дружелюбие, способность к сосредоточению, почтительность, удовлетворенность судьбой, радость и готовность отказаться от несущественного; прививает хорошие привычки, чувство справедливости, умение вести праведную жизнь. Йога — целенаправленное действие для достижения полного освобождения.

 

Йога как наука

 

Наука йоги состоит в приобретении знания путем наблюдения и опыта. Это наука, занимающаяся телом и духом, причем нестабильность духа побеждается контролем над телом. При помощи йоговских упражнений люди приобретают физическое и психическое здоровье и силу. Только тогда, когда достигнуто равновесие между телом и духом, можно достичь самореализации. Наука йоги учит, как достичь подобной гармонии, следуя искусной и стройной системе.

 

Йога как философия

 

Человек — существо во власти эмоций. Ум, как и тело, подвержен воздействию печали и радости, позора и славы, неудачи и успеха. Садхака, воспитывая в себе равнодушие к конфликтующим эмоциям, свободен от подобного дуализма. Йога — это философия, которая учит достижению внутреннего равновесия и сохранению самообладания как по отношению к радостям, так и по отношению к переменам судьбы. Это — философия, которая, отвращает йогина от материального мира, направляя к духовному, к поиску истины — к исследованию природы бытия.

 

Определение Патанджали

 

Великий мудрец Патанджали определил йогу как yogascittavrtti nirodhah, что означает контроль над колебаниями ума, интеллекта и эго. Как волнующаяся поверхность реки дает расплывчатое отражение луны в воде, так и колеблющийся ум не может правильно отражать состояние души. Лишь ясный ум отражает душу. Для самовыражения (самореализации), для того, чтобы добиться успокоения, колебания ума должны быть устранены.

 

Что такое читта?

 

Обозначающий сознание термин «читта» применяется в йоге в расширенном смысле. Читта состоит из разума, интеллекта и эго. Сознание — это мост, соединяющий физическое с духовным. Направленное в сторону физического, оно рассеивается в погоне за удовольствиями. Направленное в сторону духовного, сознание достигает своей конечной цели. Между физическим и духовным началами существует своего рода натянутый канат (tug-or-war), когда каждая сторона как бы тянет сознание к себе. Исход зависит от того, какая гуна преобладает в том или ином состоянии — саттва, раджас или тамас.

 

Для состояния, вызванного преобладанием саттвы, характерны просветленность сознания, спокойствие, самообладание и ясность.

 

Раджас-гуна делает человека активным, энергичным, напряженным и целеустремленным.

 

Тамас-гуна повергает человека в апатию, инертность и неведение.

 

Пять проявлений сознания

 

Читта, или вещество сознания, состоит, как выше было сказано, из трех основных свойств, присущих саттве, раджасу и тамасу. Состояние психики и ее изменения зависят от того, какие гуны преобладают в данном случае. Имеется пять следующих видоизменений состояния:

 

прамана (очевидность) проверяется восприятием пятью чувствами и сознанием; к прамане ведут три пути: пратьякша (или непосредственное восприятие), анумана (или умозаключение) и агама (или откровения священных писаний);

 

випарьяя — неправильное видение или ошибочное знание, например когда в темноте змею принимают за веревку;

 

викалпа — это результат игры воображения или иллюзорное представление, внушенное словесными формулировками, не имеющее реальной основы; например, бесплодная женщина, воображающая, что у нее ребенок;

 

нидра — состояние сна;

 

смрити — память.

 

Эти пять состояний (вритты) сознания отражают наш контакт с материальным миром и делают нас экстравертами. Другими словами, здесь преобладают свойства раджас- и тамас-гун. Когда преобладает саттва, сознание обращено внутрь; тогда в человеке изобилуют доброта и чистота.

 

Йога учит нас сдерживать все пять вритт и вести духовную жизнь.

 

Контроль над колебаниями сознания

 

Патанджали предлагает двойной способ контроля над колебаниями сознания:

abhyasa-vairagyabhyam tannirodhah

 

Это (I) изучение, или практика и (II) отсутствие мирских желаний.

 

(I) abhyasa (абхьяса) — занятия, или практика

Поэт Вьяса сказал:

 

Знание недоступно тем, кто предается удовольствиям,

и в удовольствиях отказано тем, кто учится.

 

В йоге нельзя ничего добиться без суровой практики. Без нее не достичь чистоты тела и ума, невозможно держать под контролем колебания сознания. Плоды материального мира не добыть без постоянных усилий; для самопознания требуется в тысячу раз больше усилий. Дисциплинированная практика имеет моральную, физическую, умственную и духовную стороны. У Патанджали сказано:

 

Эта дисциплинированная практика должна быть длительной, непрерывной и сопровождаться преданностью и уважением; только так можно подготовить основу, или почву.

(ПЙС I, 14)

 

(II) vairagya (вайрагья) — отсутствие мирских желаний:

 

Совершенство достигается не ношением желтой одежды и не в беседах;

но оно несомненно достигается действием и постоянной практикой.

(ХЙП I, 66)

 

Ключ к успеху — в усердии. Вайрагья, или отсутствие мирских желаний, может быть достигнута контролем за чувствами, выполнением обязанностей без мыслей о вознаграждении и проявлением доброты и чистоты в поступках. Постоянная практика и отсутствие мирских стремлений находятся во взаимной зависимости — они подобны крыльям орла. Но успешный полет получается только при правильной координации движений крыльев.

 

Аштанга йога — восемь ступеней йоги

 

Правильная работа организма зависит от его частей. Потеря или заболевание одной из частей вредят здоровью всего организма. Та же закономерность относится к изучению йоги и ее разделов. Любая недостаточность в обучении или совершенствовании одной из восьми ступеней явится препятствием к самореализации:

 

Патанджали следующим образом определил восемь ступеней:

 

яма — поведение по отношению к другим, или социальная дисциплина;

нияма — отношение к самому себе, или личная дисциплина;

асана — практика поз для физической дисциплины;

пранаяма — контроль за дыханием, или дисциплина ума;

пратьяхара — воздержание, или дисциплина чувств;

дхарана — сосредоточение;

дхьяна — медитация;

самадхи — самореализация.

 

Все восемь ступеней взаимозависимы и дополняют друг друга. Несмотря на кажущееся различие, они ведут к одной цели. Подобно тому как солнечные лучи преломляются, образуя спектр, так и йога делится на восемь сплетающихся друг с другом компонентов.

 

Что касается людей, которых не привлекает духовный аспект йоги, то они могут обратиться к ней ради ее оздоровительного эффекта. Здоровье тела и духа важно для всех людей, то ли добивающихся успеха в мирской жизни, то ли стремящихся к самореализации. Йога дает равную возможность самовыражения как верующему, так и атеисту или агностику. И в самом деле, не один атеист или агностик стали верующими — двери йоги открыты для всех. Даже саньясины, отвернувшиеся от мира, могут извлечь пользу из йоги, так как здоровье и душевное равновесие необходимы всем. Каждому, кто стремится к физическому благополучию, душевному спокойствию и сосредоточенности, йога предоставляет то, чего он добивается, и приносит всем удовлетворение.

 

Великий Патанджали говорит: «Изучение восьми разделов йоги ведет к очищению тела, духа и разума; факел знания продолжает гореть, и проницательность пробуждается» (ПЙС II, 28).

 

Шаданга йога — шесть сторон йоги

 

В Йога Сутре Патанджали йога описывается как система, состоящая из восьми частей. Однако в некоторых Упанишадах йога представлена как состоящая из шести частей. В Амританада Упанишаде встречается следующая строфа:

 

Дисциплина чувств, медитация, контроль за дыханием, сосредоточенность, логика и самореализация — вот шесть ветвей йоги.

(6. Й. Уп. )

 

В Йогачудамани Упанишаде шесть частей йоги перечисляются следующим образом:

 

Асаны, контроль за дыханием, дисциплина чувств, сосредоточенность, медитация, самореализация — вот шесть частей йоги.

(2. Й. Уп. )

 

Однако эти тексты также подчеркивают, что для достижения самадхи, стадии яма и нияма (социальная и личная дисциплина) считаются необходимыми предпосылками, а также асаны, такие, как падмасана и свастикасана. Поэтому, хотя речь идет о шестичленной йоге или шаданга, обе дополнительные стадии подразумеваются как часть предмета, и между аштанга и шаданга нет значительной разницы.

 

В чем же заключено главное различие между обеими системами?

 

Шаданга предназначена для небольших групп — в специальных школах и монастырях, — обязанных придерживаться установленных правил и поэтому не нуждающихся в особых предписаниях относительно ямы и ниямы. Патанджали вместе с тем излагает целую философскую систему для каждого в отдельности и не ограничивается какой-либо группой. Поэтому он приводит тщательно разработанные инструкции: какую следует вести жизнь и как достичь физического и душевного равновесия посредством определенных правил поведения в целях приобретения духовного блаженства.

 

Согласно Патанджали, для достижения самореализации душа, интеллект, сознание и органы чувств должны действовать в унисон. Ищущему (the seeker) следует предпринять тройной поиск: бахиранга садхана (внешний поиск), антаранга садхана (внутренний поиск) и антаратма садхана (духовный поиск). Приведем схему, которая позволит читателю лучше понять, в чем состоит тройной поиск:

 

 

 

Прежде чем перейти к рассказу о всех восьми аспектах йоги, рассмотрим суть тройного поиска.

ПУТЬ ЙОГИ

 

1. Бахиранга садхана — стремлений к внешней чистоте

 

Тело — это храм души. Подобно тому как чистота храма вызывает чистые мысли, чистое тело ведет к чистому сознанию и является подходящим жилищем для эго (Я).

 

В Йогашика Упанишаде значение чистоты тела обосновано следующим образом:

 

Тело — храм, а душа в нем подобна Шиве. Поэтому отбрось невежество и поклоняйся телу, считая его обиталищем Бога.

(Й. Уп. I, 168)

 

Тело дано нам Богом в качестве капитала, чтобы использовать его для самореализации. Подобно тому как расчетливый делец использует свой капитал, чтобы получить прибыль, точно так же тело следует постоянно и упорно тренировать посредством ямы, ниямы, асан и пранаямы. Необходимо следить за поддержанием абсолютного здоровья и стабильности организма. Первый шаг к самореализации заключается в содержании тела в чистоте и свободным от болезни (не подверженным заболеваниям). В этом и заключается бахиранга садхана — стремление к внешней чистоте.

 

 

2. Антаранга садхана — стремление к внутренней чистоте

 

После достижения внешней чистоты следующим шагом будет достижение чистоты сознания. Чтобы этого достичь, надо разобраться, как работает сознание. Для получения сведений из внешнего мира сознание пользуется пятью органами чувств — носом, языком, глазами, ушами и кожей. Ум занят желаниями, а чувства следуют за умом, чтобы удовлетворить желания. Таким образом, ум одержим удовлетворением желаний. Процесс очищения оказывает большую помощь в контроле над умом и чувствами.

 

У сознания имеется шесть явных врагов; вожделение, гнев, жадность, соблазн, гордость и ревность.

 

Чтобы победить этих врагов, стоящих на пути к самореализации, пранаяма (контроль над дыханием) и пратьяхара (дисциплина чувств) весьма существенны.

 

В Хатха Йоге Прадипика о значении дыхания сказано так:

 

Нестабильное дыхание ведет к расстройству сознания. Устойчивое, ровное дыхание ведет к стабильности сознания. Оба идут рука об руку.

Поэтому развивайте стабильное, спокойное дыхание; тем самым контролируется сознание и удлиняется жизнь йогина.

(ХЙП II, 2)

 

И далее:

 

Ум — властелин чувств, властелин ума — дыхание; дыханием управляет нервная система; спокойствие нервов и сосредоточенность зависят только от ровного, плавного и ритмичного звучания вдоха и выдоха.

(ХЙП IV, 29)

 

Итак, внутренняя чистота достигается посредством контроля над чувствами и сознанием, в результате чего развивается способность к самоконтролю. После этого ученик созрел для следующей ступени.

 

 

3. Антаратма садхана — поиск души

 

На этой стадии сознание достигает равновесия и сосредоточенности и тем самым обращено в сторону души. Здесь ученик начинает воспитывать в себе последние три ступени аштанга-йоги: дхарана (сосредоточение), дхьяна (медитация) и самадхи (самореализация).

 

Ищущий живет в духе, он активен, но свободен от эго и низшей самости. В данном случае собственное существование не осознается, потому что достигнута «область», находящаяся по ту сторону чувственных удовольствий и знаний. Найдено вечное блаженство.

 

В Катха Упанишаде по этому поводу сказано:

 

В колеснице, названной телом, седоком является душа, возничим — ум, а вожжами — сознание. Чтобы прожить, победив чувства, необходимо достичь самореализации. Поэтому колесница (тело) должна быть крепкой, ибо тогда возничий (ум), пользуясь вожжами (сознанием), сумеет укротить коней (чувства).

(К. Уп. III, 3)

 

Теперь рассмотрим каждую из восьми граней йоги.

 

Яма — социальная дисциплина

 

Яма означает ограничение, или воздержание. Это соответствует предписаниям йоги, имеющим параллели в библейских заповедях, в которых сформулирован запрет в повелительной форме: «Не делай... »

 

Человек с древнейших времен является членом общества. Он не может жить в изоляции. И как член общества, он имеет определенные обязанности и привилегии. Он должен придерживаться некоторых правил, с тем чтобы обеспечить благополучие себе и другим.

 

Ненасилие, правдивость, бескорыстие, умеренность в половой жизни и отсутствие стремления к стяжательству — вот заповеди Патанджали, те великие универсальные нравственные заповеди, нарушение которых не оправдано происхождением (нарушившего их), местом, временем, ситуацией (случаем), т. е. они действительны во все времена. Выполнение этих заповедей ведет к очищению.

 

В текстах по йоге перечисляется несколько таких правил, считающихся фундаментальными.

 

Йога Упанишада определяет яму как ненасилие, правдивость, бескорыстие, умеренность в половой жизни, всепрощение (снисходительность), стабильность ума, благочестие (почтительность), сострадание, умеренность в пище и чистота. Этих правил десять.

 

Хатха Йога Прадипика принимает те же этические принципы, которые перечислены в священных текстах йоги.

 

1. Ахимса — ненасилие

 

Насилие — это отсутствие любви. Без враждебности не может быть совершен акт насилия. Только любовь способна объединить общество и упрочить связи внутри его. В сердце йогина нет ненависти, а лишь любовь ко всем. Насилие — результат страха, эгоизма, гнева и отсутствия доверия. Ненасилие — это уважение к другим; это состояние сознания.

 

Патанджали говорит, что если кто-либо приходит в контакт с йогином, свободным от мыслей о насилии, то он вынужден отбросить всякое чувство вражды.

 

2. Сатья — правдивость

 

Говори правду, говори то, что приятно, но не говори неприятную правду или приятную ложь; так учит религиозная традиция, говорится в Махабхарате.

 

Согласно Даршана Упанишаде, истина — это опыт, приобретенный посредством пяти чувств.

 

В Йога Шастре сказано: «Когда сознание и интеллект согласны в своих суждениях, это и есть истина, это — настоящее знание».

 

Ученик йоги должен следовать истине в мыслях, речах и действиях.

 

Солгавший более ядовит, чем змея. У языка нет костей, он может извиваться как угодно, поэтому нуждается в контроле. Иначе не узнать, в какой момент он отклоняется от истины.

 

3. Астея — запрет на кражу и стяжательство

 

Подобно ветхозаветной заповеди «Не укради», астея — это допущение лишь того, что существенно для поддержания жизни. Все остальное — жадность.

 

Желать чужого имущества — даже в уме — такой же грех, как и воровство, Ученик, серьезно относящийся к йоге, не нуждается в богатстве, но, если оно к нему приходит, он его использует на благо других.

 

4. Брахмачария — умеренность в сексе

 

Брахмачария означает не пожизненное безбрачие, но умеренность в сексе между супругами. Калидаса описывает в Рагхувамше идеального царя - Раг I, 7

 

Те цари, которые вели свое происхождение от солнца, собирали богатства в целях милосердия и уступали зову пола только затем, чтобы родить сына. Кама, или секс, несомненно, одна из пурушартх, или цепей в жизни, а также движущая сила человеческого существования, но ее необходимо направить в правильное русло. Отношения между супругами должны быть лояльными, они должны придерживаться взаимных обязательств в отношении умеренности. Неумеренный секс ведет к пагубным последствиям.

 

Ничто не должно мешать чувствам сосредоточиваться на Брахмане Всевышнем, иначе ученик сойдет с пути йоги.

 

Тело пребывает сильным и здоровым только тогда, когда манас (ум) и прана непоколебимы. Когда ум находится в уравновешенном состоянии, дыхание и витальная энергия также приобретают устойчивость. Стабильность витальной энергии придает силу и стабильность телу.

(ХЙП IV, 28)

 

5. Апариграха — нестяжательство и неприятие подарков

 

Париграха — это стяжательство, или накапливание имущества из жадности. Когда вирус стяжательства проникает в человека, приостановить эту болезнь невозможно. Несомненно, что некоторое количество денег необходимо для удовлетворения основных потребностей при экономической системе, основанной на товарно-денежных отношениях. Продукты, жилье, одежда оплачиваются деньгами. Но физическая необходимость не есть стяжательство. Болезнь стяжательства — это жадность, коренящаяся в психике. Даже вознося молитвы Богу, мы о многих вещах просим из эгоизма. Эти молитвы не из благодарности. Тот, кто не жаждет ненужных вещей и чрезмерных чувственных удовольствий, не задет душевной болезнью стяжательства.

 

Патанджали сказал, что тот, кто избавился от Я и Мое, способен видеть вещи в их истинной перспективе.

 

6. Кшама — всепрощение

 

Одно из качеств йогина — умение прощать врагам, причинившим ему физические или душевные страдания; оно напоминает наставление Христа своим ученикам: если тебя ударили по одной щеке, подставь другую.

 

7. Дхрити — стабильность интеллекта

 

Стабильность интеллекта ведет к осознанию того, что «Я — Сущий».

 

8. Дая — сострадание

 

Быть сострадательным ко всем и проявлять это в мыслях, словах и действиях — неотъемлемая черта йогина.

 

9. Арджава — прямота

 

Быть простым, прямым и справедливым — это арджава.

 

10. Митахара — умеренность в пище

 

Не поддаваться вкусовым соблазнам и есть только для того, чтобы поддержать организм, а не ради вкусовых ощущений, — это умеренность.

 

11. Сауча — чистота

 

Сауча — это внешнее и внутреннее очищение тела.

 

Нияма — индивидуальная дисциплина

 

Правила общения с самим собой включают в себя элементы физической и умственной дисциплины.

 

Чистота, удовлетворенность, рвение, изучение самого себя и поклонение Богу — вот пять правил, данных нам Патанджали (ПЙС II, 32)

 

Кроме того, в других текстах выделяются еще семь правил. Это — вера, милосердие, скромность, здоровая психика, повторение священных имен, вера в священное писание и соблюдение обетов.

 

1. Сауча

Чистота имеет две стороны — внутреннюю и внешнюю. Она включает очищение пяти органов чувств и личную гигиену. Носить свою личную одежду, остерегаться заразных заболеваний — все это составляет личную гигиену. Потреблять простую и питательную пищу, а не ту, которая приятна лишь на вкус, тоже является несложным элементом внешней чистоты, без которой нельзя достичь внутренней, или чистоты сознания.

 

2. Сантоша — удовлетворенность

Удовлетворенность — состояние духа, имеющее существенное значение для здоровья и развития тела и психики. Недовольство ведет к жадности и зависти, которые ненасытны. Удовлетворенность порождает умиротворенность, которая приводит к чистому счастью.

 

3. Тапас — строгость к себе

Рвение или строгость к себе — это победа над всеми желаниями или чувственными удовольствиями путем практики очищения в мыслях, речах и действиях.

 

Поститься в благоприятные дни, испытывать братские чувства и смирение ко всем и контролировать свои чувства — это строгость к телу, или действие; не питать плохих мыслей или чувств по отношению к другим — это строгость мысли; пользоваться речью, чтоб хвалить Бога, — строгость в речах. Строгость очищает тело и сознание и ведет к господству над собственными чувствами. Йоговские асаны и контроль за дыханием ведут к очищению.

 

4. Свадхьяя — самопознание

Под самопознанием подразумевают выполнение определенных предписаний и сосредоточение всех телесных, душевных и умственных сил на самореализации. В состоянии ли бодрствования, дремоты или во сне следует неотступно сосредоточиваться на единении нашей внутренней сущности с Абсолютом.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.