Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Йога для беременных 1 страница



 

Долг перед Матерью не может быть оплачен никогда

Матери моей посвящаю

           

GEETA S. IYENGAR

 

YOGA

 

A Gem for Women

 

NEV DELHI

 

ГИТА С. АЙЕНГАР

 

ЙОГА

 

для женщин

 

Москва

" НАУКА"

Главная редакция восточной литературы

 

БК 53. 59 (Ид)

А37

 

Ответственный редактор Е. О. ФЕДОТОВА

 

Редактор издательства Р. Ф. МАЖОКИНА

 

Издание осуществлено при участии малого предприятия «Антиква»

 

Айенгар Г.

А37 Йога для женщин. Пер. с англ. Предисл. Б. К. С. Айенгара. Послесл. Е. О. Федотовой и А. В. Пименова. — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1992. — с. 272: ил.

 

Е. О. Федотова

ПОСЛЕСЛОВИЕ

(которое лучше прочитать вначале)

 

История развития йоги в нашей стране насчитывает не один десяток лет. После волны интереса к ней в первое десятилетие XX в. следующий пик «йогического интереса» пришелся на начало 70-х годов. Но ни для кого не секрет, что в ту пору занятия йогой не поощрялись и потому развивалась она в основном подпольно и стихийно. У нее не было связи с подлинной индийской традицией, и практически публикации о ней отсутствовали.

 

В последние годы ситуация изменилась — в СССР стали приезжать из-за рубежа учителя, появились и популярные статьи о йоге, опубликовано несколько книг. Однако, к сожалению, как и многие преподаватели йоги, так и публикации о ней зачастую не связаны с ортодоксальной, традиционной йогой; они стремятся «открыть» ее заново, «адаптировать» для начинающих занятия йогой. Необходимость в такой адаптации, несомненно, есть. Но все дело в том, как ее осуществить. В соответствии с традицией реформировать йогу может лишь один гений из миллионов занимающихся, рождающийся раз в несколько веков. Более того, прежде чем адаптировать, надо освоить учение в его первозданном виде — а это невозможно без долгих лет обучения под руководством опытного гуру, который, в свою очередь, тоже всю свою жизнь продолжает учиться у своего учителя...

 

Таким образом, если подходить к йоге ортодоксально, то для того чтобы начать заниматься ею, надо найти учителя или хотя бы книгу, написанную таким учителем.

 

Имя Гиты Айенгар широко известно в нашей стране всем, кто когда-либо интересовался йогой, — много лет самиздатовский перевод книги ее отца Б. К. С. Айенгара служил им руководством к действию. И так как Гита Айенгар не только дочь, но и ученица Б. К. С. Айенгара, передающая нам ту же древнюю традицию, которой учит он сам, несколько слов надо сказать об этом прославленном гуру, о том, кого во всем мире называют Микеланджело йоги, королем учителей, Совершенным йогом.

 

В соответствии с традицией только раз в двести-триста лет рождается на земле человек, способный освоить и выполнить все позы йоги с таким совершенством, которое называют «парипурна» — высшая, самая полная форма завершенности. В нашу эпоху этим человеком стал Айенгар. В Индии верят в реинкарнацию — переселение душ — и считают Айенгара реинкарнацией Бога йоги, который через много веков вновь спустился на землю, чтобы восстановить и закрепить в учениках почти уже утраченное искусство йоги.

 

Его книги — «Дерево йоги», «Йога Сутра Патанджали», «Искусство йоги», «Прояснение пранаямы» — стали международными бестселлерами и по праву считаются самыми авторитетными источниками в этой области. Наиболее известную из них — «Прояснение йоги» — уподобляют Священному писанию и называют Библией йоги. По своей монументальности и глубине ее можно сравнить только с «Хатха Йога Прадипика», написанной семь или восемь веков назад.

 

Не преувеличивая, можно сказать, что йога Айенгара — самая популярная из всех разновидностей йоги. Учениками этого великого гуру были Джидду Кришнамурти, Иегуди Менухин и даже бельгийская королева. Центры йоги Айенгара открыты практически во всех странах Западной Европы, в США, Канаде, Латинской Америке, Австралии, Новой Зеландии, Японии, ЮАР. Миллионы людей занимаются по этой системе, в мире насчитываются тысячи учителей этого направления; но только трое из них считаются носителями йоги Айенгара в ее чистом и ортодоксальном виде. Среди них — Гита Айенгар.

 

Следуя традиции, она никогда не покидает Индии, так что учиться под ее руководством можно только там — на родине йоги. Впрочем, далеко не всем, кто попадает в Пуну (а именно там находится Институт йоги Айенгара), удается заниматься с Гитой — ежедневный курс йоги она проводит лишь три недели в году.

 

Поэтому книга Гиты Айенгар «Йога для женщин» (или «Йога —драгоценность для женщины») воистину бесценный дар, «драгоценность» для любителей йоги во всем мире. Я не буду говорить о значении этой книги для женщин — она очевидна. Хочется отметить тот факт, что по рекомендациям Гиты йогой может заниматься каждый, независимо от пола, кто интересуется практикой йоги, хочет усвоить начала этого древнего учения.

 

Йога одна для всех. И своим названием книга обязана не каким-то особым техникам описания йогических поз, а специальным разделам, посвященным женским проблемам — менопаузе, беременности и родам, специфическим женским заболеваниям.

 

Сам же курс, предлагаемый Гитой Айенгар, отнюдь не рассчитан только на женщин: мужчины могут с успехом приступить к освоению йоги по главам I-II, а также по разделам I-VIII, X-XII Главы XII. В них приводится классическая техника выполнения поз, одинаковая как для мужчин, так и для женщин. Если вы сравните описания асан Гитой Айенгар и их описание в книге Б. К. С. Айенгара «Прояснение йоги», то вы обнаружите, что книга «Йога для женщин» содержит более детализированное описание йогических техник, а также множество рекомендаций для освоения йоги начинающими. Так что технику и последовательность выполнения асан Гиты Айенгар можно рекомендовать всем новичкам. Точно так же как всем, кто освоит приводимые в книге комплексы, для дальнейшего совершенствования следует обратиться к изучению «Прояснения ноги», что не раз подчеркивает сама Гита.

 

Следует так же отметить, что если комплекс Гиты и адаптирован для какой-то категории занимающихся, то он приспособлен не только для прекрасной половины, но и для нужд и характерных особенностей современного человека в целом, в том числе человека западного. Заслуга такой адаптации принадлежит в первую очередь Б. К. С. Айенгару — Гита здесь полностью верна системе своего прославленного отца.

 

При таком подходе основной акцент при овладении азами йоги делается на выполнении поз стоя (см. Раздел I Главы XII). Они развивают гибкость и подвижность, а также дают силу и выносливость, необходимые для освоения поз других типов. Кроме того, выполняя позы стоя самостоятельно, новичок никогда не нанесет себе серьезного вреда, что вполне может случиться, если он начнет знакомство с йогой с других асан.

 

Постепенно, по мере овладения своим телом и его движениями, обучающийся переходит к изучению наклонов вперед, сидячих и перевернутых поз и т. д.

 

Мало того, существуют различные вспомогательные средства при освоении асан новичками и для специальных случаев — болезнь, беременность и т. д. В ход идет любой подручный материал — одеяло и ремни, деревянные бруски и веревки, свисающие с потолка, стулья и скамьи.

 

Гита Айенгар детально разработала технику применения вспомогательных средств, которой ее обучил отец. Но использование данных средств — не только адаптация йоги и ее реформация, это и следование традиции. Б. К. С. Айенгар учился их использованию у своего гуру — Т. Кришнамачара, который, в свою очередь, почерпнул о них из уникального рукописного трактата «Йога Курунта», датируемого VII в.

 

Так что и использование различных приспособлений — это отнюдь не отклонение от ортодоксальных каналов йоги, а скорее древнейший способ освоения новичками столь сложных поз, которые самостоятельно они смогут выполнять лишь через несколько лег интенсивной практики.

 

Вполне вероятно, что при знакомстве с книгой у вас могут возникнут трудности терминологического характера. В первую очередь они связаны со своеобразием «технического» языка книги, спецификой описания асан и инструкций по их выполнению. Когда вы приступите к занятиям, на первых порах вас будут удивлять формулировки типа: «Держите оба края туловища параллельно друг другу или «Равномерно вытяните боковые поверхности каждого пальца ног». Как это можно держать стороны туловища не параллельно? Разве наши пальцы не вытянуты равномерно? Ответ на эти вопросы не в словесных объяснениях, а в практике — только тот, кто регулярно и со вниманием занимается, начинает постепенно осознаватъ, как несовершенно владеет собственным телом, как плохо знает и ощущает его. Вот когда в нас забрезжит осознание этого фундаментального постулата йоги, тогда мы будем действительно готовы к тому, чтобы, выражаясь языком Б. К. С Айенгара, «изучать известное [тело]» и «переходить через известное к неизвестному [духу]».

 

Второй тип терминологических трудностей связан с частым употреблением Гитой Айенгар слов и выражений на «родном» языке йоги — санскрите.

 

И последнее замечание. Частое повторение терминов «начинающие» и «новички» относится не только к тем, кто вдохновившись книгой Гиты Айенгар, решит заняться йогой впервые. Многие из тех, кто уже занимался ранее, обретут, руководствуясь нашей книгой, своего первого учителя. Недаром индийская поговорка гласит: «Хорошая книга лучше плохого гуру». Да и, кроме того, само понятие «начинающий» в йоге весьма расплывчато. Часто даже самые прославленные гуру скромно именуют себя «новичками в йоге». Ведь у этого пути нет конца!

Б. К. С. АЙЕНГАР

ПРЕДИСЛОВИЕ К РУССКОМУ ИЗДАНИЮ

 

Я счастлив сознавать, что книга моей дочери Гиты Айенгар «Йога — драгоценность для женщин» издается на русском языке и может принести пользу моим сестрам в вашей стране.

 

Я посетил Москву по приглашению руководителя советского спорткомитета Центра нетрадиционных методов оздоровления и Министерства здравоохранения в октябре 1989 г. Тогда на конференции я встретил сотни людей, которые горели желанием узнать все о йоге. Поэтому я согласился провести четырехчасовую лекцию с демонстрацией поз, чтобы люди могли непосредственно увидеть и составить представление о том, что такое йога.

 

Позже, когда мне подарили ксерокопию русского издания моей книги «Прояснение йоги», неофициально ходившей по рукам с 1974г., я осознал, что между советскими почитателями йоги и мной существует эмоциональная связь. Я был тронут не только этим подарком, но и горячим признанием той йоги, которую я практикую.

 

Сейчас моя радость безгранична, и я хотел бы написать несколько слов, чтобы зажечь читателей предназначением и пользой йоги.

 

Слово «йога» происходит от санскритского корня «Yuj», что означает «соединять», «прикреплять», «овладевать» и «управлять вниманием», а кроме того — «союз». Соединение тела и духа, затем объединение тела и духа с Я есть йога. Это философия, поскольку она приводит человека к пониманию того, что такое правильное поведение и как прийти к праведной жизни.

 

Йога — это уникальная наука и искусство. Это универсальная культура, так как она подходит любому, независимо от возраста, пола или национальной принадлежности. Она целостна, поскольку касается всего спектра бытия человека, включая физический, психический и духовный компоненты в их целостности. Это психосоматическая наука. «Психо» и «сома» — греческие слова. «Психо» значит «ум», а «сома» — «тело». Практически невозможно провести точную границу и указать, где кончается тело и начинается психика или где закончится психика и начнется Я. Йога учит нас, что тело и ум, ум и тело работают вместе в совершенном равновесии, гармонии и согласии с Я.

 

Йога есть не что иное, как метод объединения тела с духом и духа с Я. Это тот предмет, которым нужно заниматься практически, его нужно испытать самому, только теоретическое знание не подходит для эволюции. Опыт есть непосредственное знание, он действует как толчок для дальнейшего пылкого и энергичного следования этому искусству и науке.

 

Тело — это храм Я. Подобно тому как человек, чтобы жить, должен содержать свой дом и окружение в порядке и чистоте, так практика йоги очищает храм — тело, сохраняя его чистым и здоровым. Она использует тело как лук, а асаны как стрелы, с помощью которых можно поразить цель — достичь неомраченной и безраздельной благодати глубинного Я.

 

Для того чтобы преобразить тело и дух, довести их до уровня глубинного Я, нужно сохранять здоровье храма Я. Здоровье основано на принципах морали, физической дисциплины, психического бодрствования и духовного равновесия. Йога имеет восемь членов, или аспектов: яма (yama — социальная этика), нияма (niyama — личная этика), асана (asana — позы), пранаяма (pranayama — различные дыхательные техники), пратьяхара (pratyahara — дисциплинирование органов восприятия), дхарана (dharana — контроль сознания), дхьяна (dhyana — интеллектуальная стабильность) и самадхи (samadhi — погруженность в глубокую медитацию). Таким образом, йога очищает тело от загрязнений в виде болезней, развивает в ученике эмоциональную стабильность, ясность интеллекта и равновесие. Все восемь аспектов йоги взаимопереплетаются на всех уровнях бытия — от уровня кожи до уровня Я — и проявляют себя, начиная с уровня Я и кончая уровнем кожи.

 

Итак, йога потому помогает телу стать подлинным храмом Я, что позволяет хорошо узнать уже известное тело, а затем учит человека соединять известное с неизвестным — сущностью бытия, которая чиста, здорова и незамутненна. Поэтому йога считается целостной наукой.

 

У человека есть голова, сердце и члены. Эти три части соответствуют слову, мудрости и делу. Голова нужна для интеллектуального знания, сердце представляет любовь, привязанность и эмоциональную уравновешенность, а руки и ноги предназначены для работы. Все три части взаимодополняющи. Работа или действие не могут быть совершенными без знания и любви. Знание не созреет без помощи действия и привязанности. Так же и привязанность, сочувствие и дружелюбие не могут развиться без знания и действия. Таковы три функциональных отдела человека: голова, которой соответствует путь знания (jnana), сердце, которое представляет путь любви (bhakti), и руки — путь действия (karma). Нужно пройти все три пути, чтобы стать настоящим человеком. Недостаток физического или психического здоровья влияет на знание, мудрость и работу. Поэтому мудрые йоги и йогини открыли четвертый путь — восьмичленную йогу, которая создает и связывает воедино физическую, физиологическую, психологическую, интеллектуальную и духовную оболочки человека.

 

Наше тело само по себе — тонкое и хорошо организованное образование. Оно обладает даром приспособления даже тогда, когда владелец пренебрегает им. Оно имеет пять уровней или оболочек: физическое тело (annamaya kosa), физиологическое тело (рrаnаmaуа kosa), ментальное тело (manomaya kosa), интеллектуальное тело (vijhanamaya kosa) и духовное тело (anandamaya kosa).

 

Физическое тело — это кости, суставы и мышцы. Физиологическое тело состоит из дыхательной системы, циркуляторной системы, пищеварительной системы, нервной системы, клеточной системы, системы желез, а также жизненных органов, таких, как желудок, печень, селезенка, поджелудочная железа, мочевой пузырь, тонкий и толстый кишечник и т. д. В действительности эта оболочка действует как мост между физическим и духовным телом. Если сознание — царь органов чувств, то дыхание — царь сознания. А царь дыхания — нервная система. Практика йоги предохраняет нервную систему от напряжения, и поэтому дух в трудных обстоятельствах остается незыблемым.

 

Воля, движение, мотивация и сбор информации принадлежат сознанию. Разумное использование различных систем тела и психики относится к интеллектуальной сфере, а незамутненное и ненарушаемое блаженство принадлежит уже к области Я.

 

Йога играет большую роль в развитии внутреннего органического тела, привитии ему культуры, а также координации физического тела и различающего ума.

 

Интересно также отметить, что практика йоги снимает напряжение и стрессы и создает огромную защитную силу, которая позволяет справиться с враждебными силами, такими, как физические или психические болезни. Она сохраняет гибкость нервной системы, обеспечивая решение разнообразных проблем, возникающих при нашем взаимодействии с внешним миром. И наконец, она универсальна и не привязана к какой-либо религии или секте. Йога раздвигает границы деятельности тела и ума, заставляя их напряженно работать и одновременно релаксироваться. Она порождает надежду, уравновешенность, дружелюбие и сострадание вместо страха, отчаяния, сомнения и отвержения. Она учит занимающегося направлять тело и дух к священной цели служения и самопожертвования.

 

Здоровье не есть свобода от болезни. Здоровье — это совершенное состояние равновесия и связи между всеми пятью оболочками человека. Здоровье подвижно, оно подобно живой нити, пронизывающей человека от кожи до Я и от Я до кожи при непрерывном осознании динамичной жизненной силы или энергии, которая циркулирует в системе с обратной связью.

 

Подобно тому как на здоровых растениях растут душистые цветы и вкусные плоды, так радость и счастье расцветают в здоровом человеке. По своей природе тело инертно, скучно и вяло. Ум — подвижен, активен и динамичен, а глубинное Я — чисто, ясно и излучает свет. Йога разрушает вялость тела и непостоянство ума и поднимает их на уровень светоносного Я. Необходимо помнить, что тело похоже на невозделанную землю, не вспаханную и не засеянную. Как крестьянин пашет землю, поливает и удобряет ее, сеет лучшие семена и старательно ухаживает за всходами, чтобы собрать наилучший урожай, так и занимающийся йогой вспахивает свое тело и свой ум с помощью этической дисциплины (яма и нияма), выпалывает сорняки с помощью различных поз (асаны), увлажняет посредством тонких техник длительного дыхания (пранаяма), использует хорошие мысли (пратьяхара) как удобрение, засевает лучшие семена (дхарана), ухаживает (дхьяна) и вкушает нектар покоя и гармонии (самадхи) в качестве урожая йоги.

 

Если зеркало чисто, оно отражает предметы ясно. Точно так же практика йоги заставляет тело и ум, как зеркало, отражать равновесие и безмятежность глубинного Я.

 

Искусство йоги. ее наука и философия связывают и соединяют тело с его обитателем. Этот союз тела и ума с Я называется Пракрити Пуруша Самъйога (Prakriti-Purusa Samyoga), или божественный брак природы и духа.

 

Говорят, что первый учитель ребенка — его мать. И все знают, что здоровье — это наибольшее достояние и богатство любого народа. Поскольку здоровье сегодняшнего и завтрашнего поколений зависит от матерей и будущих матерей Земли, то мне кажется, что эта книга должна послужить толчком для женщин в их стремлении к хорошему здоровью, эмоциональному равновесию, покою дома и уравновешенности вне его.

 

1 февраля 1991г.

ГИТА С. АЙЕНГАР

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Когда г-н П. X. Патвардхан из Ориент Логман опубликовал на языке маратхи «Йога дипику» — книгу моего отца, г-на Б. К. С. Айенгара, «Прояснение йоги», он очень настаивал, чтобы я написала на маратхи книгу о йоге для женщин.

 

Я долго колебалась, но он продолжал настаивать. Я чувствовала, что у меня нет ни интеллектуальных способностей, ни мужества для того, чтобы написать книгу, особенно о йоге, специально предназначенную отвечать запросам женщин; но здесь внезапно в меня вселила бодрость моя мать — Амма, как я обычно ее называла. «Ты должна написать эту книгу, — сказала она, — но не для того, чтобы выставлять напоказ свои интеллектуальные достижения. Бог дал йогу как неоценимый дар для женщин, и ты обязана поведать об этом миру». Высказывания моей матери, подтвержденные ее жизненным опытом, были для меня более ценными, чем мои знания, полученные из книг.

 

Моя мать была праведной женщиной, и она вела жизнь, основанную на высоких нравственных идеалах. Мать не читала нам нравоучений, но ее джняна (знание), бхакти (преданность), карма (чувство долга) и йога находили выражение в ее действиях и повседневной жизни. Она была образцом для всех нас, воплощением истинной женственности. Побудительный толчок для написания этой книги дала моя мать.

 

С чувством смирения я написала несколько глав и отдала их г-ну Патвардхану на рецензию. Он одобрил язык и изложение и рекомендовал мне продолжать работу.

 

У меня ушло несколько лет на то, чтобы завершить книгу. Когда книга была написана, г-н Патвардхан предложил мне подготовить английский перевод с оригинала на маратхи, с тем чтобы она принесла пользу женщинам во всем мире. Это предложение оказалось для меня слишком неожиданным для того, чтобы сразу ответить «да», так как у меня имеются свои трудности в английском языке. В конце концов мне пришлось воспользоваться услугами переводчика, с тем чтобы правильно передавать мои мысли и опыт на этом языке.

 

Я обратилась к моему другу г-ну П. Р. Шинде с просьбой перевести книгу, однако он не сразу согласился. Я пыталась привлечь других, но никто, кроме него, не был способен выполнить эту работу. И все-таки г-н Шинде пошел мне навстречу и перевел книгу. Он сделал это весьма успешно, сохранив все нюансы оригинала, за что я глубоко ему благодарна. Я также благодарна г-ну Патвардхану, без настояний которого эта книга не увидела бы света.

 

Прежде чем отважиться писать эту книгу, я задумалась над экономическим и социальным положением женщин наших дней и прошлых столетий. Социальная и политическая обстановка, статус и экономические условия женщин в прошлом давали им возможность вести простую жизнь; они не знали тех трудностей, которые обременяют современных женщин независимо от их общественного положения. Экономическая ситуация, такова, что она заставляет женщин вносить свой вклад в дело стабилизации жизненных условий во избежание тревог в настоящем и будущем. Теперь на нее возложена двойная задача — преодоление финансовых трудностей и сохранение гармонии в семье. Ей необходимо сохранять абсолютное здоровье и гармонию, чтобы противостоять стрессам и напряженности жизни. Йога может принести ей нужное облегчение, если она в течение дня выделит немного времени для упражнений.

 

Редко бывает, чтобы ученик нашел гуру и отца в одном и том же лице. В этом отношении я считаю себя вдвойне счастливой. Анна — мой отец — мой гуру. Он никогда не пытался навязывать мне своих мнений или мыслей, так же как и йога садхану. Йогу я выбрала по своему желанию. Правда, йоге я училась у него. Обучая меня йоге, отец обращался со мной не как со своей дочерью, а как с ученицей. Я знаю, что он очень требователен как учитель. Он сторонник строгой дисциплины и внимательно контролирует выполнение упражнений, но для его обращения с учениками характерно мягкое убеждение, а не строгий выговор. Он рассчитывает на дисциплину и глубокое внимание своих учеников. Разве йога садхана не есть величайшая из дисциплин?!

 

Факт, что жизнь представляет собой смесь счастья и печали, является непреложным. Так и должно быть, иначе жизнь не имела бы смысла и лишилась бы своей сути. Йога учит спокойно воспринимать как счастье, так и печаль. Итак, я переполнена радостью, представляя моим читателям свою книгу «Йога — драгоценность для женщин», и в то же время эта радость окрашена печалью оттого, что моей матери нет больше на свете, дабы разделить со мной мою радость, так как это она своими наставлениями и личным примером вела меня к более высоким горизонтам. Я никогда не смогу должным образом выразить переполняющую меня благодарность моим отцу и матери, ставшими моими гуру, разве что тем, что всегда и со всей искренностью буду следовать по тропе йоги, как они меня учили.

 

Эта книга написана на основе моего многолетнего опыта и наблюдений с одной лишь целью: привлечь внимание к специфическим проблемам, с которыми сталкиваются женщины. Однако это касается также и мужчин, так как йога полезна и им в равной мере, как и женщинам. В этой книге дано описание простых приемов йоги для женщин, и я рада поделиться своим опытом с моими сестрами при помощи данного изложения.

 

Я глубоко признательна г-ну Мохану Уэллингу, взявшему на себя тяжелый труд в подготовке снимков и предоставившему в мое распоряжение свою студию.

 

Я благодарна мисс Раманбен Моти, нарисовавшей анатомические схемы для книги.

 

Мой брат Прашант и сестра г-жа Ванита Сридхаран оказали мне огромную помощь в подготовке рукописи; кроме того, Ванита добровольно предложила сниматься для книги в разных йогасанах во время своей беременности. Это ценные снимки, которые показывают, что женщины даже в этот период своей жизни могут заниматься йогой.

 

Я в долгу перед г-жой Сильвой Мехта за помощь в редактировании рукописи и перед г-жой Рао за печатание последнего машинописного текста.

 

Я благодарна моему отцу, г-ну Б. К. С. Айенгару, и г-ну Джорджу Аллену и фирме «Унуин лимитед» (Великобритания) за разрешение использовать ряд рекомендаций из книги моего отца «Прояснение йоги».

 

Я обязана фирме «Элайд паблишерз прайват лимитед» (Дели) за издание этой иллюстрированной книги и за то, что они преподнесли ее широкой публике, и главным образом моим сестрам на Востоке и Западе.

ПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

 

Глава первая

ПЕРВЫЕ ШАГИ В ЙОГЕ

 

Поэты пишут стихи о беззаботном и радостном детстве; но для меня детство было кошмаром. В возрасте, когда дети тайком срывают еще не созревшие плоды манго и тамаринда, я была прикована к постели. Меня по очереди мучили хроническая лихорадка, головные боли, озноб, кашель и боли в животе. Я переболела тифом, желтухой и дифтерией. Ко всему этому, когда мне было 10 лет, я заболела нефритом (острым воспалением почек). Излишне говорить, что я не могла регулярно посещать школу. Я настолько ослабла, что не в силах была подняться даже на одну ступеньку.

 

Во время жестокого приступа нефрита я четыре дня пролежала без сознания в больнице. Врачи почти не надеялись, что я выживу, и сообщили об этом моим родителям. Но Божьей милостью я осталась жива, и через три недели меня выписали. Я с облегчением вздохнула при мысли, что избавилась от такого количества повседневных инъекций (уколов)! Однако мне дали длинный список лекарств. Возвращение домой я восприняла с таким чувством, будто меня выпустили из тюрьмы. Я и не подозревала, какой переворот произойдет в моей жизни после выхода из больницы.

 

Когда я вернулась домой, мой отец отложил в сторону список лекарств и с твердостью заявил: «С завтрашнего дня ты не будешь принимать никаких лекарств. Или ты займешься йогой, или готовься к смерти». И уже со следующего дня я начала заниматься йоговскими асанами.

 

Постепенно мое здоровье стало улучшаться. Обычно я раз в неделю ходила на проверку к врачам. «Состояние улучшается, продолжай принимать лекарства», — говорили врачи, а я продолжала дома заниматься йогой! Но, должна признаться, делала это не очень регулярно.

 

Позднее, когда иностранные студенты приезжали учиться йоге у моего отца, я испытывала чувство стыда. Я говорила себе: если иностранцы тратят уйму денег, чтобы получить пользу от йоги под руководством моего отца, то все, что я могу сделать, — это относиться к йоге серьезно и заниматься систематически. Я решила, что узнаю все о йоге и стану учителем йоги, как и мой отец. В 1961г. моя мечта осуществилась. Эта книга — результат моего восемнадцатилетнего опыта преподавания йоги. За эти годы я также много раз выступала, демонстрируя йоговские упражнения.

 

Жизнь индийской женщины представляет собой настоящее хождение по [натянутому] канату. Ее положение в обществе, проблемы, которые ей приходится решать из-за экономических трудностей и социального давления, бремя, возложенное на нее самой природой, — все это приводит к стрессам и сказывается на ее здоровье. Чем чаще я думала о моих сестрах-женщинах, тем больше убеждалась, что всему ответ — йога. Цель этой книги — показать, как при помощи йоги женщины могут достичь полноценной жизни.

Глава вторая

ЧЕТЫРЕ ПУТИ, ВЕДУЩИЕ К ОСВОБОЖДЕНИЮ

 

В наш век науки человек достиг новых высот. Благодаря росту скорости средств передвижения мир как бы уменьшился. Всего за несколько часов можно перебраться с одного континента на другой. С наступлением космической эры человек высадился на Луну и теперь стремится добраться и до других планет.

 

В области медицины были предприняты такие смелые эксперименты, как пересадка сердца; выращиванием детей в пробирке человек сейчас соревнуется с самим Создателем.

 

Благодаря прогрессу в создании облегчающих труд механизмов ручной труд человека доведен до минимума. Технологический прогресс лишил человека его неотъемлемого естественного права — сна. Бессонница — проклятие нашей цивилизации. Обратите внимание, какое количество снотворных и транквилизаторов имеется в продаже. Сон, вызванный транквилизаторами, отличается от естественного сна. Естественный сон протекает при спокойном состоянии психики и всего организма; он восстанавливает наши силы, готовя нас к тому, чтобы мы могли справиться с проблемами наступающего дня. Значение сна хорошо описано Вагбхатой в следующих стихах:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.