|
|||
Так заканчивается книга «О разочаровании». 3 страница18. Он познавал природу мира, обладая необходимой чистотой разума, и его единственной целью была высочайшая истина. 19. Его разум и интеллект были полны прекрасных качеств, мысли спокойны, и весь вид чудесен и превосходен. 20. Украшенный своими чудными качествами, лучший потомок Рагху приблизился с мягкой улыбкой, приятной, как бутон на фоне неба. 21. Он с почтением поклонился своему отцу, и прекрасные украшения в его волосах дрожали и переливались, как на горе Меру во время землетрясения. 22. Приветствуя великого мудрого короля, лотосоокий Рама дотронулся до ног своего отца. 23. Поприветствовав сначала отца, затем он поклонился двум мудрым уважаемым старцам, затем брахманам, потом родственникам и многочисленным друзьям. 24. Затем его приветствовало по очереди королевское окружение, наклоняя голову в поклоне и говоря приветственные речи. 25. Повинуясь указанию обоих мудрецов, благородный Рама занял место рядом с отцом, в его благословенном присутствии. 26. Он снова поклонился в ноги королю, и отец обнял его, поцеловал и погладил по голове. 27. Затем король, великий герой и победитель врагов, обнял Шатругхну и Лакшману с любовью и нежностью, как лебедь обнимает цветок лотоса. 28. Король предложил Раме сесть ему на колени, но он сел на расстеленный слугами на земле ковер. 29. Король сказал: О мой сын, ты благословен и достиг разумного возраста. Будучи мудрым, не веди себя подобно безумцу, и не оставайся в печали. 30. Воистину, достойным человек становится, следуя советам старейших, мудрых и учителей, а не настаивая на своих заблуждениях. 31. О сын, воистину, невезения обходят нас стороной до тех пор, если мы не настаиваем на своих заблуждениях. 32. Васиштха сказал: О сильнорукий принц! Воистину, ты герой, победивший врагов — мирские стремления, столь быстро приумножающиеся, что их почти невозможно уничтожить. 33. Почему же ты, подобно невежественному глупцу, позволяешь себе тонуть в океане заблуждений и страданий, оставаясь бездеятельным? 34. Вишвамитра сказал: Скажи, что за проблемы делают твои глаза беспокойными подобно дрожащим голубым лотосам? В чем причина? 35. Что за мысли поселились в твоем разуме, подобно мышам в старом доме, — в чем их причина, сколько их, каковы они? 36. Я думаю, только самые лучшие мысли достойны тебя, а те, которые приносят печали, достойны только невежественных людей. 37. Скажи мне, чего ты желаешь, о безгрешный, и твои желания тут же будут исполнены, чтобы не возвращаться вновь. 38. Выслушав эти разумные слова с удовольствием, слыша в них обещание достичь желаемого, Рама, лучший из потомков Рагху, стряхнул с себя свои печали подобно павлину при приближении долгожданных грозовых туч.
Этим заканчивается сарга одиннадцатая «Утешение Рамы» книги первой «О разочаровании» Маха-Рамаяны Шри Васиштхи, ведущей к Освобождению, записанной Валмики. Сарга 12. Причины печали 1. Валмики сказал: Так спрошенный и утешенный великим мудрецом, Рама сказал такую речь, прекрасную и полную смысла: 2. О великий, я отвечу на все твои вопросы, хотя я и невежествен и не знаю слов истины. 3. Я родился, рос и учился разным наукам здесь, во дворце своего отца. 4. Потом, в поисках истины, о мудрый, я путешествовал по святым местам по этой земле, окруженной морями. 5. С того времени у меня возникли мысли, лишающие всех надежд в этом мире и заставляющие серьезно задуматься. 6. Затем, раздумья о собственной природе и удовольствиях привели к безразличию к наслаждениям. 7. К чему так называемое счастье в этой самсаре, если все в мире рождается, чтобы умереть, и умирает, чтобы снова родиться? 8. Здесь нет ничего постоянного, все временно — и движущееся, и неподвижное. Какой смысл во всех этих преходящих событиях, земном богатстве и власти, которые порождают только страдания и грех? 9. Все существа и объекты никак не связаны между собой, как иголки в кучке, однако разум воображает связи между ними и привязывается к ним. 10. Все наслаждения в мире зависят от разума, и он видится мне нереальным, так почему же он вводит нас в заблуждение? 11. Увы! нереальное притягивает глупый разум, как жажда заставляет лесного оленя бежать за водой в пустом мираже. 12. Мы не рабы, проданные хозяину, но живем, подобно не свободным рабам. Увы! даже зная это, мы поддаемся заблуждению, как глупцы! 13. Так называемые удовольствия в этом мире доставляют только страдания, воистину, по глупости и заблуждению, мы оказываемся привязанными к ним! 14. О! Теперь я понимаю, что мы бессмысленно и бесконечно бродим в густом лесу и по глупости впадаем в ямы заблуждений, словно олени попавшие в западню! 15. К чему мне царство и наслаждения? Кто я? К чему этот мир, где все нереально, и как появляется эта иллюзия? 16. После таких рассуждений, о брахман, я ко всему ощущаю отвращение, подобно путнику в пустыне. 17. Скажи мне, о мудрый, что разрушается, что рождается и что изменяется? 18. Старость, смерть, рождение, везение и невезение, боль — все это испытывается попеременно снова и снова. 19. Удовольствия бессмысленны и приводят к старости и болезням, увы! подобно ветрам, от которых дряхлеют горные деревья. 20. Дыша воздухом, называемым праной, люди механически издают бессмысленные звуки, подобно пустому бамбуку на ветру. 21. Как избавиться от страданий? — эти мысли сжигают меня изнутри, подобно огню, горящему в дупле трухлявого дерева. 22. Страдания самсары лежат камнем на моем сердце, хотя я и не лью слезы, чтобы не опечалить своих друзей. 23. Мое лицо пусто, и слезы высохли, только сердце страдает глубоко внутри. 24. Я схожу с ума, думая о реальном и нереальном, подобно нищему, чье богатство скрыто самсарой. 25. Привязанности отупляют разум, разрушают добродетели, раскидывают сети страданий, и приводят к разочарованию. 26. Богатство не приносит радости, а только бесконечные заботы, дети, женщины и дворцы подобны огромному невезению. 27. О мудрый! как прикованный цепью дикий слон рвется на волю, так и мой разум не способен успокоиться, думая о различных недостатках изменяющегося мира и об их многочисленных причинах. 28. В мире бродят многочисленные беды, невидимые за ночным туманом заблуждений, в компании с сотнями чувственных объектов — искушенные грабители, орудующие здесь и там, убивающие способность к различению. Кто те мудрые герои, что способны победить их?
Этим заканчивается сарга двенадцатая «Причины печали» книги первой «О разочаровании» Маха-Рамаяны Шри Васиштхи, ведущей к Освобождению, записанной Валмики. Сарга 13. Поношение богатства 1. Богатство уважается в этом мире, хотя оно приносит только бесполезные заблуждения, о мудрый! 2. Ослепляя своим бесконечным великолепием, оно завлекает и уносит глупцов, подобно бурной реке, разлившейся в сезон дождей. 3. Его многочисленные дочери — беспокойства, быстро преумножающиеся и испорченные, подобные волнам, поднятым ветром на поверхности реки. 4. Оно неустойчиво подобно несчастной женщине с обожженной ногой, которая с трудом может стоять или передвигаться с места на место. 5. Оно сжигает и разрушает своего владельца и все вокруг, подобно лампе, которая, горя, покрывает все вокруг сажей. 6. Богатство одинаково близко и грешнику, и праведному, без различения достоинств и недостатков, но привязываются к нему только короли и глупцы. 7. Приумножение его действиями только приумножает заблуждения, как молоко, данное змеям, только увеличивает остроту их яда. 8. Люди добры и дружественны к другим только до тех пор, пока их сердца не очерствеют в богатстве, подобно снежному насту на ветру. 9. Достаток портит даже мудрых ученых, героев, хороших и добрых людей, подобно тому как навоз скрывает блеск драгоценностей. 10. О мудрый, богатства не приносят счастья, а, наоборот, приводят к несчастью, как ядовитое растение убивает своим скрытым ядом. 11. Три типа людей встречаются очень редко — богач, разбогатевший честным путем, герой, который не хвалится подвигами и мастер, видящий всех равными. 12. Горы богатств подобны заросшим горам Виндхья, полных диких слонов заблуждений, и где в глубоких норах обитают змеи гнусных помышлений. 13. Богатство подобно урагану, поднимающему огромные волны и раскачивающему в ночи освещенный луной хрупкий белый лотос хороших качеств. 14. Оно подобно туману заблуждений, закрывающему путь и усиливающему яд ужасных змей, вызывающих страдания и печаль в разуме. 15. Оно подобно морозу для лианы отрешенности, на которую прилетают совы изменений, оно подобно клыкам демона Раху, проглатывающего прекрасный лотос луны различения. 16. Бессмысленно полагаться на него, обманчивое, как льстивые слова, завораживающие и увлекающие своим игривым блеском, и непостоянное, как молния, появляющаяся и пропадающая во мгновение ока. 17. Им легко обманываются, как человек из города может легко обвести вокруг пальца простодушного дикаря из леса, не подозревающего подвоха, и как попадается могучий олень, легковерно идущий на чарующие звуки музыки. 18. Оно непостоянно, подобно волне или неверному свету лампы, и его очень трудно понять, как фокус бродячего актера. 19. Оно ранит, как множество острых ножей из холодной стали, как быстрая львица или огромный слон в битве. 20. Я не вижу, чтобы богатство и счастье уживались друг с другом, богатство невозможно без боли, страданий и самых разных несчастий. 21. Увы! даже бедность не может отогнать опасности богатства — они беспокоят снова и снова, подобно ворам, крадущимся во тьме ночи. 22. Богатство томит разум, подобно красавице со вздорным характером, и бесполезно пытаться приручить его, — оно изменчиво и вероломно. Богатство подобно выросшему в канаве кусту, под цветами которого видны корявый ствол и безобразные ветви.
Этим заканчивается сарга тринадцатая «Поношение богатства» книги первой «О разочаровании» Маха-Рамаяны Шри Васиштхи, ведущей к Освобождению, записанной Валмики. Сарга 14. Отвращение к жизни 1. Рама сказал: Жизнь подобна дрожащей капле воды на кончике травинки, готовой неожиданно упасть в любой момент. 2. Тяжела жизнь тех, кто по несознательности привязан к преходящим объектам своих желаний, отравляющим разум и приводящим к старости. 3. Жизнь прекрасна только для тех, кто познал то, что должно быть познано, кто успокоился в состоянии абсолютной наполненности и блаженства вне зависимости от обладания или не обладания чем-либо. 4. О мудрый, жизнь без страданий невозможна для того, кто уверен, что он маленькое существо, ограниченное телом, для него жизнь подобна быстрым молниям в грозовой туче самсары. 5. Можно поймать ветер, можно разделить пространство, можно связать волны, но невозможно надеяться на нашу жизнь. 6. Жизнь быстротечна, как быстрые осенние облака, как свет лампы, в которой кончается масло, как рябь на поверхности воды. 7. Легче поймать отражение луны в волне, молнию в небе или множество небесных лотосов, чем удержать жизнь от разрушения. 8. Жизнь человека с беспокойным разумом бесполезна, полна страданий и совершенно бессмысленна, подобно бесплодному потомку осла и лошади. 9. О брахман, жизнь подобна пене на волнах океана самсары и она совсем не доставляет мне удовольствия. 10. Настоящей жизнью можно назвать только то состояние абсолютного спокойствия, где нет страданий и где достигнуто то, что должно быть достигнуто. 11. Живут деревья, живут птицы и звери, но только тот воистину живет, чей разум перестает существовать, уничтоженный пониманием, — 12. Только они живут по-настоящему, и не рождаются здесь вновь, все остальные же существуют как престарелые ослы. 13. Для глупца священные тексты — тяжелый груз; для того, кто полон желаний, даже мудрость — неподъемная тяжесть; для беспокойного свой собственный разум — бремя; и тому, кто не знает себя, — само тело и жизнь — тяжелая ноша. 14. Жизнь следует разуму, интеллекту и желаниям эго, и потому для глупца вся жизнь полна страданий, подобно неподъемному грузу носильщика. 15. Воистину, трудна жизнь для тех, чей разум беспокоен и наполнен печалями и волнениями, в нем гнездятся птицы самых разных болезней. 16. День за днем печали безвозвратно разрушают жизнь, и без передышки стачивает ее крыса времени. 17. Болезни прячутся в порах тела, отравляя его и злобно всасывая жизнь и разрушая дух, 18. Истекающие ядом и слизью, противные, ужасные и разрушительные, вызывающие страдания, они подобны термитам, истачивающим изнутри трухлявый пень. 19. Как кошка, подстерегающая мышь, жадная смерть непрерывно следит за жизнью. 20. Жизнь подобна пустой бессильной проститутке, напудренной и благоухающей духами, которую старость разрушает подобно обжоре, пожирающему свой ужин. 21. Молодость быстро оставляет нас, как быстро человек оставляет компанию обманщика, потеряв к нему уважение. 22. За старостью следует смерть, страстно, подобно лучшему ловеласу, жаждущая разрушения жизни. 23. Жизнь — совершенно бесполезное и лишенное добродетелей вместилище смерти, в котором нет места счастью и радости.
Этим заканчивается сарга четырнадцатая «Отвращение к жизни» книги первой «О разочаровании» Маха-Рамаяны Шри Васиштхи, ведущей к Освобождению, записанной Валмики. Сарга 15. Отвратительность эго 1. Рама сказал: В темноте непонимания возникает и в глупости расцветает эгоизм, враг мудрости, и он пугает меня. 2. Эгоизм — бесполезная причина бесконечных греховных тенденций и неправильных действий и, принимая самые разнообразные формы, он делает нашу жизнь совершенно невыносимой. 3. Все страдания возникают из-за эгоизма, и эгоизм является причиной всех желаний и дурных мыслей. Эгоизм — моя самая страшная болезнь! 4. Ища спасения от этого давнего врага, я не ем и не пью, ибо к чему эти наслаждения, о муни? 5. Подобно охотнику с его ловушками, эгоизм раскидывает сети удовольствий и желаний и вовлекает обманутый разум в долгую иллюзию самсары. 6. Эгоизм прорастает долгими ядовитыми и многочисленными страданиями, подобными колючим кустам на склонах гор. 7. Эгоизм глотает луну спокойствия, подобно демону Раху, от него вянут лотосы добродетели, как от заморозков, и он разгоняет облака самоконтроля, подобно осенним ветрам. Я отказываюсь от эгоизма! 8. Отказавшись от всех желаний и эгоистического понятия «я есть Рама», я хочу оставаться в спокойствии и быть самим собой. 9. Все, в чем есть эгоистические понятия — все то, чем я наслаждался, молился и что делал, — все впустую, истинно только то, где эгоизм отсутствует. 10. Когда я нахожусь под влиянием эгоизма, я несчастен; когда я от него свободен, я счастлив. Поэтому, о брахман, я лучше обойдусь без него. 11. О мудрый, отказавшись от эгоизма, разум пребывает в спокойствии, уходят печали и заканчивается поток преходящих желаний. 12. О брахман, пока в небе раскинулась дождевая туча эгоизма, желания, подобно растению кутаджи, будут расти и цвести, жадно впитывая влагу. 13. Но когда тучи эгоизма рассеиваются, молнии жадных желаний тоже пропадают, подобно потушенному пламени лампы. 14. В диких горах эгоизма слон разума сходит с ума и трубит в ярости, вторя грому и ревом сотрясая облака на небе. 15. Эгоизм также можно сравнить с ужасным львом, бродящем в этом огромном лесу воплощений этого мира. 16. Потакающие ужасному эгоизму украшены ожерельями со множеством бусин многочисленных перерождений, нанизанных на нити желаний. 17. О мудрый, эгоизм коварно раскидывает в этом мире сети родственных и дружеских отношений, подобно фокуснику обманывая зрителей. 18. Как только исчезает понятие «я», с ним сразу же исчезают и все страдания. 19. Когда постепенно исчезает с небес разума облако эгоизма, туман заблуждений тоже куда-то пропадает. 20. Я думаю, что у меня не осталось эгоизма, но меня все равно мучат печали и страдания. О мудрый, молю, объясни мне мои заблуждения. 21. Эгоизм приносит с собой множество страданий и всяческих несчастий, внутреннюю неуверенность и отсутствие добродетелей, — и я не ищу этого! Скажи мне, о мудрый, как его искоренить без остатка.
Этим заканчивается сарга пятнадцатая «Отвратительность эго» книги первой «О разочаровании» Маха-Рамаяны Шри Васиштхи, ведущей к Освобождению, записанной Валмики. Сарга 16. Дурная природа разума 1. Рама продолжил: Наш разум беспокоен и непостоянен, как дрожащие на ветру павлиньи перья, и полон скрытых пороков, мешающих служить святым мудрецам с должным усердием. 2. Бесцельный и неугомонный, он постоянно перескакивает с одной случайной мысли на другую, как голодная деревенская собака в поисках объедков. 3. Он нигде не находит удовлетворения, потому что даже найденное сокровище не может его наполнить, как океан не может наполнить дырявую корзину. 4. Воистину, о мудрый, только пустой разум не ловится в сети желаний, раскинутые вокруг во множестве, подобно старому оленю, не приближающемуся к ловушкам. 5. Мысли подобны непостоянной волне, появляющейся и пропадающей, и не могут подолгу оставаться на месте. 6. Мысли разума неспокойны и беспорядочны, как волны, поднявшиеся в океане молока, когда его взбивали с помощью горы Мандары. 7. Не способный успокоиться, разум подобен океану, на поверхности которого ужасные монстры невежества поднимают огромные волны. 8. Разум подобен голодному оленю, о брахман, бездумно бродящему повсюду в поисках сочной травы и попадающему в яму, выкопанную охотником. 9. Невозможно успокоить свой разум и отказаться от многочисленных мыслей, волнение которых напоминает океан. 10. Он беспокоен тысячами беспокойств и волнений, и не может стоять на месте, подобно льву в клетке, потерявшему свободу. 11. Глупый разум, движимый невежеством, уничтожает счастье и спокойствие, оставляя только беспокойства и волнения, подобно лебедю, выпившему молоко, но оставившему воду. 12. Многочисленные мысли разума запутались во множестве воображаемых идей и концепций и мой разум не может пробудиться. О мудрый, я смущен и обеспокоен. 13. Мой разум связал меня самого веревкой с крепкими узлами желаний, о брахман, и я подобен птице, попавшей в силки. 14. Мой разум пылает в огне непонимания и беспокойства, раздуваемого ветром желаний в дыму многочисленных стремлений. 15. Желания разума, тупые и жестокие, пожирают меня, о брахман, подобно собакам, рвущим мертвое тело. 16. Мой беспокойный разум с мыслями, подобными беспорядочным волнам, уносит меня, как разлившаяся река размывает берег и уносит вырванные с корнем деревья. 17. Разум несет меня, как порывы ветра несут сухие листья, то поднимая их в воздух, то роняя на землю. 18. Мой неверный разум не дает мне пересечь океан самсары, перекрывая путь потоками воды. 19. Мой разум то опускает меня в ад, то поднимает вверх, подобно ведру в колодце несчастий. 20. Мой заблуждающийся разум пугает меня ужасными иллюзиями, как ребенка пугают привидениями. 21. О брахман, трудно удержать разум, который быстрее молнии, тяжелее огромной горы и горячее огня. 22. Разум привязан к объектам своих желаний, как птица к своей добыче или ребенок к любимой игрушке. 23. Он стремится к бесполезным объектам этого мира. В огромном океане разума ужасные чудовища не подпускают близко мудрость. 24. Удержать разум труднее, чем выпить океан, или разрушить гору Меру, или проглотить огонь. 25. Разум является причиной всех объектов во всех трех мирах. Когда прилежными усилиями пропадает разум, пропадает и мир. 26. Из-за невежества разума, радости и страдания появляются во множестве, подобно деревьям в густом лесу. Но с помощью практики различения, о мудрый, они пропадают, одно за другим. 27. Я хочу победить этого ужасного врага и надеюсь освободить все хорошее, что им скрыто. У меня нет других желаний и стремлений, которые подобны облакам, скрывающим лик луны.
Этим заканчивается сарга шестнадцатая «Дурная природа разума» книги первой «О разочаровании» Маха-Рамаяны Шри Васиштхи, ведущей к Освобождению, записанной Валмики. Сарга 17. О желаниях и разочарованиях 1. Рама сказал: В самой тьме ночи желаний в небесах разума летают мрачные совы заблуждений. 2. Волнения жгут меня изнутри и лишают жизненных сил, подобно солнечным лучам, иссушающим землю. 3. Мой разум подобен огромному темному и пустому лесу заблуждений, где невежество порождает во множестве демонов желаний. 4. Как солнце мгновенно окрашивает лесной туман в оттенки золота, так же быстро распускаются пышным цветом беспокойные мысли. 5. Многочисленные собственные заблуждения, желания и внутренние стремления подобны бесчисленным волнам на поверхности огромного океана. 6. Огромные потоки изменчивых желаний текут в скалах моего тела подобно горным рекам, ревущим и неуправляемым. 7. Как поднявшийся ураган легко уносит неведомо куда сухие травинки, так нечистые помыслы и желания влекут за собой птицу разума. 8. Как я ни стараюсь развить хорошие качества, желания уничтожают мои старания, как крыса легко перекусывает шнурок. 9. Меня неудержимо несет колесо желаний и беспокойств, подобно сухой соломе на ветру, подобно старому листу в ручье или осенним облакам в небе. 10. Как птицы в силках, мы запутались в сетях беспокойных мыслей и не можем достичь своей цели самоосознания. 11. Огонь желаний сжигает меня, и этот огонь, опасаюсь, невозможно потушить, даже испив нектар бессмертия. 12. Разгоряченная лошадь беспокойных желаний то уносит меня вдаль, то возвращает, никак не находя спокойствия. 13. Как колодезный ворот то поднимает, то опускает ведро в колодце, так желания носят нас вверх и вниз, привязанных к объектам наших желаний. 14. Человек привязан к желаниям и они влекут его, как быка на веревке. Эту связь невозможно разорвать! 15. Как птицелов расставляет свои ловушки, так и перед нами раскинуты огромные сети человеческих отношений — и мы хотим иметь детей, друзей и жен! 16. Хоть я и герой, ночная тьма желаний пугает меня, не дает видеть и наслаждаться блаженством. 17. Желания подобны черной змее — ее кольца кажутся безобидными, но, как только протягиваешь к ней руку, она кусает, выпуская ужасный яд страданий. 18. Желания подобны черному демону, связывающему сердца людей веревками иллюзий, вызывая страдания и несчастья. 19. Желания подобны старой лютне с оборванными струнами, на которой невозможно сыграть приятную мелодию, о брахман! 20. Желания подобны ядовитому плющу, плотно оплетающему деревья, и чьи густые выделения сводят людей с ума. 21. Желания подобны старой ветви с засохшими цветами, бесполезной и не приносящей ни радости, ни плодов. 22. Желания подобны престарелой куртизанке, которую никто не желает, но она продолжает бесполезно приставать ко всем! 23. Желания подобны пожилой актрисе, выступающей на огромной сцене самсары, пытаясь подстроиться под разные вкусы и не приносящая никому удовольствия. 24. Желания подобны разросшейся в джунглях самсары ядовитой лиане, с цветами старости и побегами несчастий. 25. Желания подобны старой танцовщице, танцующей как заведенная, не доставляя наслаждения ни себе, ни окружающим. 26. Заботы подобны беспокойному павлину, распускающему завораживающий яркий хвост в тумане, но ищущему укрытия при ярком свете солнца. 27. Даже когда, казалось бы, река желаний уже иссохла, она неожиданно вновь разливается, подобно бурному потоку в сезон дождей. 28. Желания подобны вертлявой птице, которая перелетает с дерева на дерево и никак не может выбрать себе друга. 29. Желания подобны беспокойной обезьяне, не способной усидеть на одном месте, залезающей временами в немыслимые места и тянущейся за прекрасными плодами, даже если не голодна. 30. Желания случайны и непоследовательны, и они никогда не исполняются так, как хотелось бы. 31. Желания возносятся в облака и в следующую секунду падают в глубины преисподней, они блуждают бесцельно повсюду, они подобны черной пчеле на белом лотосе сердца. 32. Желание приводит к постоянным страданиям в этой ужасной самсаре, настигая даже тех, кто скрывается от них за высокими стенами. 33. Желания приводят к тупости, и подобны плотным облакам невежества, закрывающим собой божественные высоты. 34. Желания похожи на ожерелья, украшающие каждого человека в этом мире, и они связывают и ограничивают разум подобно оковам. 35. Желания подобны висящей в пустоте радуге своими прекрасными цветами, нематериальностью и бессмысленностью. 36. Они подобны морозу, от которого чернеют белые лотосы чистого восприятия, или осенней молнии, уничтожающей урожай добродетели. 37. Они подобны танцору в танце самсары, птице, высиживающей действия, беспокойному оленю в лесу разума, засевшей в голове мелодии. 38. Они подобны волнам в океане мирских забот, цепям на ногах взбесившегося слона, многочисленным стволам баньянового дерева, лунным лучам для белого лотоса страданий. 39. Желания подобны украшенной драгоценностями шкатулке, полной страданий старости и смерти, они подобны безумной кокетке, приносящей одни беспокойства и болезни. 40. Желания иногда чисты, иногда черны, временами далеки и высоки как звезды Млечного пути, временами низки как самое глубокое туманное ущелье. 41. Желания успокаиваются, когда с усилиями успокаивается тело, как демоны пропадают по окончанию темной ночи. 42. Желания подобны яду, причиняющему огромную боль и страдания, которые привязывают нас заблуждениями к этому безумному миру. 43. Все страдания этого мира прекращаются, когда прекращаются беспокойные мысли. Говорят, что прекращение беспокойств — лучшее средство для излечения жажды желаний. 44. Объектом желания может быть все, что угодно, даже трава, камень или палка, как голодная рыба попадается даже на пустой крючок. 45. Люди повинуются даже болезненным желаниям, как лотосы поднимаются навстречу обжигающим солнечным лучам. 46. Желания подобны кривому бамбуку — пустые внутри, длинные, узловатые и колючие, но они кажутся прекрасным жемчужным ожерельем! 47. Удивительно, как мудрецы способны справляться с желаниями, разрубая их острым мечом различения, 48. Ибо ни острый меч, ни быстрая молния, ни огненные искры не могут разрубить эти желания, живущие в наших сердцах, о брахман! 49. Желания подобны огню лампы, который светит ярко, но не дается в руки, обжигая, когда дотронешься. Он долго и ярко горит, поддерживаемый маслом, но его конец черен, подобно фитилю. 50. Желания мгновенно превращают лучших из людей в бесполезную солому, будь они мудры, бесстрашны или стойки подобно горе Меру. 51. Желания подобны диким горам Виндхья, в которых много глубоких ям и ужасных ловушек, и где плывут темные ужасные туманы. 52. То единственное, что должно быть узнано, находится внутри каждого, но не замечается, находясь слишком близко. Желания уносят нас вовне, в этот обманчивый и привлекательный мир, изменчивый подобно волнам огромного океана молока, сладкого своей силой.
Этим заканчивается сарга семнадцатая «О желаниях и разочарованиях» книги первой «О разочаровании» Маха-Рамаяны Шри Васиштхи, ведущей к Освобождению, записанной Валмики. Сарга 18. Отвращение к телу 1. Рама продолжил: Это непостоянное жалкое тело, дрожащее в самсаре, — куча артерий, жил и скользких кишок, и приносит нам только боль и страдания. 2. Неразумное, оно кажется разумным, кажется существующим, хотя несущественно, непонятно, сознает оно свою удивительную сущность, или нет. 3. Оно видится то как живое, то как инертное, и для глупца, не способного к различению, оно — только источник сомнений и заблуждений. 4. Восхищающееся по мелочам и страдающее по мелочам, это тело действительно жалко, низко и бессмысленно. 5. Его зубы скоро выпадают, а волосы седеют и редеют, но оно постоянно украшает себя цветами улыбок 6. Тело подобно дереву — руки как ветви, подобные насесту для птиц, туловище как ствол, глаза как дупла, где обитают пчелы, голова — как плод этого дерева, 7. Уши, зубы, язык, пальцы на руках и ногах — как многочисленные листья и побеги, болезни — как множество шумных и бестолковых птиц. 8. В своих перерождениях, путешествующая душа останавливается ненадолго отдохнуть в тени этого дерева. Как можно назвать это тело своим собственным? Надежда и безнадежность по отношению к нему бессмысленны. 9. Это тело — только лодка, данная нам, чтобы переплыть этот океан рождений и смертей, но нельзя считать его своим. 10. Тело подобно пустому лесу, полному нор и пещер, с бесчисленными деревьями волос — разве можно на него положиться? 11. Это тело со всеми его жилами и костями похоже на барабан с второпях натянутой кожей. И я, как кот, караулю его в ожидании звука. 12. Это дерево тела выросло в лесу самсары, на нем сидит беспокойная обезьяна разума, на нем расцветают цветы беспокойств, и его грызут термиты бесконечных страданий.
|
|||
|