Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРИЛОЖЕНИЯ 18 страница



 

МАТЕРИАЛЫ ПЕРВОЙ НА УКРАИНЕ ГОРЛОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ПО САМОВОСПИТАНИЮ

ШКОЛЬНИКОВ, ОРГАНИЗОВАННОЙ И ПРОВЕДЕННОЙ АВТОРОМ

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

 

Городской отдел народного образования

Городская организация общества < Знание>

 

ПРОГРАММА

 

ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ УЧИТЕЛЕЙ

на тему:

 

< ОРГАНИЗАЦИЯ САМОВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛАХ ГОРОДА ГОРЛОВКИ>

 

г. Горловка

 

29є30 марта 1967 г.

 

29 марта 1967 года

 

Начало в 10 часов утра

 

Вступительное слово зав. отделом пропаганды и

агитации ГК КП Украины тов. Микульчик С. В.

 

Доклады:

 

1. Психолого-педагогические основы самовоспитания. Сытин Г. Н.

кандидат педагогических наук, доцент Горловского пединститута ин.

яз., руководитель научно-исследовательскои лаборатории по

самовоспитанию учащихся.

 

2. Самовоспитание воли учащихся старших классов. Кузьменко В. К. ст.

преподаватель Славянского пединститута.

 

3. Начальный период организации самовоспитания учащихся в школах

города Горловки. Горяинов В. М., инспектор Горловского городского

отдела народного образования.

 

ВЫСТУПЛЕНИЯ

 

1. Работа старшего воспитателя школы-интерната по организации

самовоспитания учащихся. Гурандо А. Н. є ст. воспитатель шк. -инт. N 1

г. Горловки.

 

2. Из опыта организации самовоспитания учащихся в 5 классе.

Вакуленко А. Н. є учитель школы N 7.

 

3. Элементы самовоспитания учащихся начальных классов.

Владимирова А. К., є учитель школы-интерната N 1.

 

4. Из опыта организации самовоспитания учащихся 5 класса.

Сомова Л. И. є студентка Горловского пединститута иностранных языков.

 

5. О самовоспитании учащихся СШ N 4.

Александровская Т. И. є зам. директора школы по воспитательной работе.

 

6. Элементы самовоспитания учащихся на уроках.

Леоненко А. Т. є зам. директора по учебной части школы-интерната N 1.

 

7. Из опыта руководства самовоспитанием учащихся школьной партийной

организацией. Сарана А. А., є учитель, секретарь школьной

парторганизации СШ N 42.

 

8. Из опыта организации самовоспитания учащихся 7 класса.

Быкова Л. И. є учитель школы-интерната N 1.

 

9. Из опыта организации самовоспитания < трудных учащихся> 8 класса.

Комлык М. И. є студентка Горловского пединститута ин. яз.

 

10. Руководство самовоспитанием педагогически запущенных учащихся.

Коптева О. Н. є учитель СШ N 18.

 

11. Эстетическое самовоспитание учащихся.

Иванова Г. А. є студентка Горловского пединститута ин. яз.

 

12. Элементы педагогического руководства эстетическим самовоспитанием

учащихся. Малишевская Г. И. є учитель школы-интерната N 1.

 

30 марта 1967 года

 

Начало в 10 часов утра

 

Доклады:

 

1. Самовоспитание учащихся школ-интернатов.

Высоцкий А. И. є ст. преподаватель Рязанского пединститута.

 

2. Из опыта организации самовоспитания учащихся в школе-интернате.

Гопко М. Г. є директор Змиевской школы-интерната. Харьковской

области.

 

3. Организация самовоспитания и самообразования учащихся на уроках

физики и математики в 5є8 классах. Сафоненко П. П. є учитель

Милорадовской восьмилетней школы, Днепропетровской области.

 

ВЫСТУПЛЕНИЯ:

 

1. Из опыта организации самовоспитания учащихся старшим

пионервожатым. Букарь А. П. є ст. пионервожатый школы-интерната N 1.

 

2. Из опыта организации самовоспитания учащихся 8 класса.

Миховская Л. В. є студентка Горловского пединститута иностранных языков.

 

3. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся б классов.

Серекина Г. Г. є учитель СШ N 24.

 

4. Организация самовоспитания учащихся выпускного класса.

Зубова Е. А. є воспитатель 10 кл. школы-интерната N 1.

 

5. Начальный период организации самовоспитания учащихся 5 класса.

Филенко Г. С. є учитель школы N 35.

 

6. Педагогическое руководство самовоспитанием учащихся 5 класса.

Савельева А. П. є учитель СШ N 1.

 

7. Элементы педагогического руководства самовоспитанием учащихся на

уроках украинского языка и литературы в 7є10 классах.

Найда Л. Н. є учитель школы-интерната N 1.

 

8. Элементы педагогического руководства самовоспитанием учащихся при

изучении биографий выдающихся людей. Вербицкая Ю. Я. є учитель

школы-интерната N 1.

 

9. Начальный период организации педагогического руководства

самовоспитанием учащихся 5 класса. Прокопенко Н. М. є воспитатель

школы-интерната N 1.

 

10. Самовоспитание учащихся начальных классов.

Колодко Г. Г. є учитель начальных классов школы N 37.

 

11. Из опыта организации самовоспитания учащихся 5 класса.

Карпухина Р. П. є студентка Горловского пединститута иностранных языков.

 

12. Из опыта работы классного руководителя 7 класса по организации

самовоспитания учащихся. Жукова М. М. є учитель СШ N 21.

 

Обсуждение докладов и выступлений.

Подведение итогов и принятие

рекомендаций конференции.

 

РЕЗОЛЮЦИЯ

 

Первой на Украине городской конференции учителей по самовоспитанию

(г. Горловка)

 

Участники первой Горловской городской учительской

конференции по самовоспитанию учащихся отмечают, что обмен опытом по

организации самовоспитания учащихся в школах города оказался весьма

полезным и обеспечит учителям дальнейшую работу в этом направлении.

 

Участники конференции считают, что организация самовоспитания

учащихся в школах города в своем начальном периоде уже принесла

известные положительные результаты, что у учащихся, которые вовлечены

в работу над собой, повысился общий уровень культуры, а также

повысилась успеваемость. Работа над собой этих учащихся подкрепляет

и дополняет воспитательную работу педколлектива школы и этим повышает

эффективность работы педагогов и воспитателей.

 

Однако организация самовоспитания учащихся затрудняется отсутствием

соответствующей методической литературы. В связи с этим участники

конференции просят Городской отдел народного образования

организовать для учителей города постоянно действующий семинар но

вопросам самовоспитания учащихся.

 

 

Конференция считает необходимым одобрить практическую работу

научно-исследовательской лаборатории по самовоспитанию учащихся

Горловского пединститута иностранных языков и продолжать развивать ее

работу. Участники конференции считают целесообразным проводить такие

конференции ежегодно, сделать их традиционными. Участники конференции

обратились с просьбой к Донецкому облОНО и областному институту

усовершенствования учителей издать отдельным сборником материалы

настоящей конференции. Конференция выражает благодарность докладчикам

за интересные содержательные доклады.

 

П. П. Сафоненко, учитель Милорадовской школы, Днепропетровской

области.

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

САМОВОСПИТАНИЕМ И САМООБРАЗОВАНИЕМ

УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ С ЭЛЕМЕНТАМИ

ПРОГРАММИРОВАНИЯ

 

Товарищи! В основном докладе были обстоятельно изложены

психологические и педагогические основы самовоспитания.

 

Я хочу сосредоточить свое выступление на практическом опыте

руководства самовоспитанием учащихся в школе на уроках физики и

занятиях физического кружка. Мы начинали организацию самовоспитания

учащихся с проведения бесед с учащимися с учетом их возрастных

особенностей. Эти беседы давали необходимые знания учащимся в области

самовоспитания и помогали им разобраться в основных вопросах теории

самовоспитания.

 

На примерах из жизни великих людей мы показали, что их главная

природная одаренность заключается в способности упорнейшим образом

работать над собой. Все, например, любят читать произведения Льва

Николаевича Толстого, который вел титаническую работу над собой. Эту

работу он продумывал и планировал.

 

Почти все учащиеся мечтают стать людьми большой воли, людьми,

способными преодолевать большие трудности и препятствия в жизни. В

специальных беседах мы показали ту огромную роль, которую играет

воля, и подчеркнули, что без самовоспитания нельзя стать человеком

большой воли.

 

В целях формирования образа будущего себя, т. е. конкретного

жизненного идеала было проведено с учащимися сочинение на тему:

< Каким я хочу быть? >. Эта работа была проведена для того, чтобы

каждый учащийся мог сравнить себя со своим жизненным идеалом и

выявить свои хорошие качества и недостатки.

 

Используя опыт научно-исследовательской лаборатории по

самовоспитанию учащихся, организованной Г. И. Сытиным, мы создали

классные уголки по самовоспитанию и считаем, что уголки явились очень

удачной формой руководства самовоспитанием учащихся. Основную часть

уголка занимают задачи но самовоспитанию каждого ученика.

 

Обязательства мы подсказывали с учетом общего типа нервной системы

ученика. Опыт показал, что перед учениками нельзя ставить сразу

несколько задач, так как это приводит учеников к разочарованию из-за

того, что они с ними не справляются. Поэтому перед каждым

ставилась одна задача, причем в процессе преодоления основного

недостатка ученика искоренялись и второстепенные сопутствующие

недостатки. Вместе с тем у ребят появились такие волевые качества,

как упорство и активность, смелость и дерзновенность.

 

Основными обязательствами по самовоспитанию учащихся мы считаем те,

которые связаны с их темпераментом, характером и успеваемостью.

Например, у меланхоликов є преодоление слабоволия, плохого

настроения, застенчивости и воспитание воли; у сангвиников є

преодоление излишней суетливости, неусидчивости, невнимательности; у

холериков є вспыльчивости, грубости; у флегматиков є медлительности,

невыразительной речи и др. Обязательства по самовоспитанию мы

связывали с развитием разных способностей: умственных, музыкальных,

физических и пр.

 

Очень важное значение имеет помещение в уголке фотографий отличников

самовоспитания.

 

Каждый учащийся, который стал отличником самовоспитания, делился

опытом работы над собой.

 

Обязательства учащихся по самовоспитанию, записанные в классном

уголке, мы рекомендовали им красиво записать на отдельном листе и

повесить дома на стене или держать перед глазами на рабочем месте.

Для самоконтроля учащиеся 5є8-х классов вели дневник: < Моя работа над

собой>. Дневник позволяет узнавать свои сильные и слабые стороны,

заставляет ученика постоянно следить за собой. Дневники велись по

строго определенной форме. На первой странице были обязательства по

самовоспитанию, записанные в классном уголке, затем перечислялись все

недостатки ученика, потом все его положительные качества. Десять

страниц отводили на описание приемов самовоспитания, а затем шел

ежедневный анализ работы над собой.

 

Большое значение в организации самовоспитания мы придавали пионерской

и комсомольской организации. В нашей школе организован контроль

старших пионеров за работой над собой учащихся 1є4-х классов, а

комсомольцев 8 класса є за пионерами 5є6-х классов.

 

Чтобы дать ученикам самостоятельно подумать над вопросами поведения

мы, по рекомендации Г. Н. Сытина, с которым постоянно поддерживали

связь, организовали диспут на тему: < Что приносит человеку

удовольствие, радость и истинную свободу: соблюдение или нарушение

правил коммунистического поведения? >. Такая форма работы

действительно дала ощутимые положительные результаты. С целью

контроля за работой над собой учащихся и оказания им помощи мы

систематически заслушивали по понедельникам их отчеты о работе над

собой перед классом. К таким отчетам готовился весь класс заранее.

Ученику, который отчитывался, класс задавал вопросы по режиму дня, по

задачам самовоспитания и др. Ученика к самоотчету тоже готовили

заранее, чтобы он мог поделиться приемами самовоспитания, опытом,

впечатлениями. Такие отчеты вызывают большой интерес всего

ученического коллектива класса.

 

В целях повышения активности учащихся в самовоспитании мы

организовали общешкольный ученический комитет, состоящий из

председателя Иващенко Сергея, секретаря Нины Андрющенко и 7 членов из

всех классов. В комитет вошли все отличники самовоспитания, причем, в

основном влиятельные ребята. Комитет играет немаловажную роль в

организации самовоспитания. Приглашение на комитет давалось в

письменной форме за неделю вперед. Ко времени заседания комитета

большинство учеников уже исправлялись в отношении успеваемости и

поведения. Следовательно, воздействие этого комитета на личность

ученика оказалось очень мощным.

 

Сейчас мы поставили задачу организовать уголки по самовоспитанию в

школьной и сельской библиотеках. В этих уголках мы решили

организовать выставку рекомендованной учащимся литературы, которая

наталкивала бы их на размышления о необходимости работы над собой.

 

В школьном здании мы уже сделали стенды, отражающие разные вопросы

самовоспитания учащихся.

 

Большое внимание мы уделяли умственному самовоспитанию учащихся на

уроках и на занятиях предметных кружков.

 

В 6 классе дети начинают изучать алгебру, геометрию, физику. Если не

привлечь силы самого ученика, то развитие абстрактного мышления будет

идти очень медленным темпом, что не даст возможности успешно

овладевать алгебраическими понятиями. В связи с этим мы всегда ставим

перед учениками задачи следующего характера: как можно внимательней

слушать объяснение нового материала, стараться его глубоко осмыслить

и запомнить на длительное время. Такая организация работы учащихся на

уроке заставляет их развивать свою волю и внимание, память и

абстрактное мышление. Вместе с тем необходимо учитывать такие

индивидуальные особенности, которые отражаются на изучении алгебры. У

учащихся, у которых преобладает 2-я сигнальная система, сравнительно

легче идет процесс заучивания алгебраических формул и математических

закономерностей. В нашей школе к таким учащимся относятся: в 6-м

классе Гаврющенко Борис, Иваненко Люда, в 7-м є Трохименко Валя,

Иващенко Сережа, в 8-м є Андрющенко Нила и др. Но из-за слабости

зрительной памяти у них слабо развиты пространственные представления,

что очень затрудняет изучение геометрии и тригонометрии. Поэтому

перед такими учащимися мы ставим специальные задачи на развитие

зрительной памяти и пространственных представлений. Мы предлагаем им

изготавливать из бумаги и стекла различные пространственные

математические фигуры. При этом их зрительная память подкрепляется

практической деятельностью, что и облегчает запоминание

математических фигур и развивает пространственные представления. Эти

учащиеся без такого самовоспитания с огромным трудом преодолевают

трудности решения математических задач, а формулы и математические

закономерности выучивают гораздо легче и быстрее.

 

Организация самовоспитания в указанном направлении способствует

преодолению этого недостатка.

 

Учащиеся, у которых преобладает 1-я сигнальная система, отличаются

сильной зрительной памятью, развитыми пространственными

представлениями, но с очень большим трудом овладевают математическими

абстрактными понятиями и с трудом заучивают математические формулы и

закономерности. К таким учащимся относятся школьники 6-го класса:

Нечаюк Александр, Безуглый Иван, Марьянченко Катя и др.; в 7-м классе

Гаврющенко Наташа, Чищевая Люда и др. У таких учащихся необходимо

особенно упорно развивать абстрактное мышление, учить их делать

обобщения и предлагать им объяснять решение математических и

физических задач, что требует от них очень больших усилий. Такой учет

индивидуальных особенностей в процессе обучения помогает преодолевать

врожденное одностороннее развитие нервной системы и способствует

формированию активных, глубоких знаний у учащихся. Эти

индивидуальные особенности ярко проявляются не только при изучении

математики. Например, учащиеся мыслительного типа сразу схватывают

идею кинокартины и художественного произведения, а учащиеся

художественного типа ее обычно не замечают, но зато сами образы

героев художественных произведений оказывают на них очень сильное

влияние и производят сильное впечатление. Такие учащиеся настолько

ярко пересказывают содержание просмотренной кинокартины, что их

рассказ с удовольствием слушают даже ученики, которые вместе с ними

смотрели эту кинокартину.

 

Мы наблюдали, что учащиеся с недостаточным уровнем развития воли, при

изучении математики в 6-м классе начинали уклоняться от трудностей и

искать пути их обхода: домашние задания они пытались списывать у

сильных учащихся, а в классе на уроке не решали самостоятельно задач,

а списывали готовое решение с доски. Перед этими учащимися мы ставили

задачу самовоспитания воли и систематически контролируя их работу,

заставляли их постоянно упражняться в преодолении трудностей изучения

математики. В отдельных случаях, когда нам это не удавалось, у

учащихся тотчас же возникали проблемы в знаниях. Выправлять такое

положение было уже очень трудно.

 

Всю эту работу по руководству самовоспитанием учащихся на уроках мы

проводим с учетом их возрастных особенностей.

 

У учащихся, начиная с 6-го класса, быстро растет самосознание и они

уже ничего не принимают на веру, и мало что делают из подражания

взрослым, как учащиеся начальных классов. Поэтому подростки начинают

заниматься самовоспитанием только после того, как они сами глубоко

осознают его целесообразность и пользу.

 

Наш опыт показывает, что учащиеся начинают работать над собой в этом

направлении только после того, как им очень обстоятельно разъяснят

зачем это надо делать. Все это делает работу педагога более сложной и

требует от него глубокого осмысливания своей деятельности. Это

становится особенно понятным, если учесть, что в этом возрасте к

указанным особенностям организма добавляется половое созревание,

которое субъективно осознается как становление взрослым человеком. В

связи с этим подростки становятся очень ранимыми, они болезненно

воспринимают всякие замечания в свой адрес и начинают требовать к

себе отношения как ко взрослым людям. Однако их поведение находится

в вопиющем противоречии с этой требовательностью. На этой почве у

подростков возникают постоянные конфликты со своими сверстниками и

особенно со взрослыми, в семье є с родителями, а в школе є с

педагогами.

 

Одновременно в этом возрасте происходят глубокие изменения в

личности, ведущие к развитию и укреплению коллективных связей,

развитию дружбы. Этим и объясняется тот факт, что дружба этих лет

часто сохраняется на всю жизнь. Вот почему < < организовывать

самовоспитание, в том числе и на уроке надо обязательно через

коллектив, чтобы использовать могучее влияние коллектива на личность

ребенка этого возраста. Для решения этой же задачи надо воспитывать

дружеские отношения и сплоченность ученического коллектива.

 

Изучение физики основывается на приобретенных знаниях в области

математики, поэтому овладение знаниями в области физики для учащихся

представляет не меньшие трудности.

 

Учащиеся мыслительного типа с преобладанием второй сигнальной системы

легко выучивают физические законы, но не могут решать даже простые

задачи, связанные с пространственными представлениями. Например,

простая задача, в которой требуется рассчитать, с какой силой давит

на поверхность стола железный брусок таких-то размеров уже вызывает у

них большие трудности. Им необходима опора на восприятие, поэтому им

надо показать брусок, о котором идет речь в задаче, после чего они ее

легко решают. При изучении закона Архимеда эти учащиеся моментально

выучивают формулировку закона, но не представляют себе самого

физического явления. Поэтому им надо обязательно показать процесс

всплывания пробки в воде и тому подобные опыты. При изучении закона

Паскаля они также быстро выучивают определение, но не видят самого

явления.

 

Учащиеся художественного типа, с преобладанием первой сигнальной

системы, с большим трудом заучивают формулировки физических законов и

физические формулы. Они, например, могут ярко себе представить

железный брусок, лежащий на опоре, но не умеют применять к решению

задачи изученные закономерности, например, знания удельного веса для

расчета веса железного бруска. При изучении закона Архимеда они

смотрят на всплывающую в воде пробку, а теоретически объяснить

причину явления не могут, обычно говорят, что пробка всплывает,

потому, что она легкая. Перед ними надо ставить задачу на упорное

заучивание и осмысливание физических формул и законов. Таким образом,

психолого-педагогическое руководство самовоспитанием учащихся на

уроках физики с учетом их индивидуальных особенностей имеет не меньше

значение, чем на уроках математики.

 

Организация самовоспитания учащихся в учебном процессе продолжается

на занятиях предметных кружков. Работу предметных кружков мы строим

таким образом, чтобы прежде всего вызвать у учащихся интерес к

изучаемым предметам и побудить их к самообразованию. Например, на

занятиях физического кружка мы знакомим учеников с новинками техники,

изготавливаем приборы, обучающие машины простого типа и теперь

перешли к обучающим машинам сложным, связанным с электричеством и

запоминающими устройствами.

 

Учащиеся с большим интересом занимаются их изготовлением. Причем

характерно, что ученикам особенно нравится работать на изготовленных

обучающих машинах и даже отстающие а с ученики выучивают трудный

учебный материал, чтобы получить на машине оценку < 5>. Можно думать,

что здесь известное значение имеет игровой элемент.

 

На основе интереса к учебному предмету мы формируем у учащихся

потребность в умственном самовоспитании.

 

У многих учащихся проявляется большой интерес к физике и техническому

творчеству. Физика и техническое творчество связаны с проведением

необходимых расчетов, которые требуют теоретических знаний. Этих

знаний у учащихся не хватает. При столкновении с необходимостью

приобретения новых знаний волевые учащиеся увлекаются, еще больше

изучают литературу, как говорил Лермонтов, трудность борьбы увлекает

упорный характер. У слабовольных же учащихся при столкновении с

неожиданными для них трудностями интерес к физике затухает. Очень

важно помочь им, подобрать литературу, указать, что и где нужно

прочитать и помочь разобраться в трудных вопросах. Тогда преодоление

встретившихся трудностей развивает их волю и очень способствует

укреплению веры в себя. Горький писал, что даже маленькая победа

человека над собой делает его значительно сильней. Мы всегда

стараемся использовать такие моменты для побуждения учащихся к

самовоспитанию воли, и это весьма помогает в преодолении трудностей

учебных занятий по физике.

 

Эта картина особенно ярко была видна при проведении работы в

специально созданном классе программированного обучения. Здесь

учащиеся в основном работали самостоятельно и обнаружили большой

интерес к технической стороне учебного процесса. В ходе

самостоятельной работы учащиеся сами обнаружили недостатки в своих

знаниях и вынуждены были самостоятельно прорабатывать дополнительную

литературу. Задача учителя здесь заключалась в том, чтобы научить

ученика работать с книгой. Им явно не хватало умений и навыков

самостоятельной работы с книгой. Их умения работать с книгой

 

оказались очень примитивными и сводились, как правило, к сплошному

чтению текста. Надо было их научить пользоваться оглавлением, быстро

находить нужные темы и читать не подряд весь текст, а выборочно,

находя нужные сведения. Затем мы учили их ориентироваться в

литературе и различать литературу художественную, научно-популярную,

научную и учебную. Это помогало учащимся самостоятельно подбирать в

каждом отдельном случае нужную книгу. В результате их кругозор

расширялся, они овладевали новыми для них приемами работы с книгой,

приучались самостоятельно приобретать нужные знания.

 

В известных нам задачниках по программированию материала по физике,

на наш взгляд, недостаточно уделяется внимания развитию логического

мышления у учащихся. Стараясь использовать программированное

обучение в целях побуждения учащихся к самообразованию и саморазвитию

умственных способностей, мы, наоборот, акцентировали внимание на

выработке логического мышления и потому считали наиболее

желательными те варианты программирования, которые заставляли

учащихся логически мыслить и вырабатывать у них умение переходить от

простого к более сложному через необходимые промежуточные звенья.

Например, если в пятом запрограммированном вопросе стояла сложная

задача, то четыре предыдущих вопроса представляли собой те самые

промежуточные звенья, которые необходимы для перехода к решению

сложной задачи В качестве примера приведем задачу, которую решали

ученики девятого класса на кружке моделирования.

 

К условию задачи был приложен список литературы для самостоятельного

изучения. В пятом вопросе дается задача, к решению которой легко

прийти через решение четырех предыдущих.

 

Первый вопрос. Что такое скоростной напор? Определить его при

скорости полета модели в 100 км в час.

 

Второй вопрос. Что такое угол атаки? Определить коэффициент

подъемной силы для угла атаки в четыре градуса.

 

Третий вопрос. Какое соотношение определяет аэродинамическое качество

крыла?

 

Четвертый вопрос. Что такое поляра крыла самолета?

 

Пятый вопрос. Определить подъемную силу крыла модели самолета,

которая рассчитана на скорость полета в 100 км в час, при площади

крыла в 1500 см2 и угла атаки в четыре градуса. Высота полета О, 5

км.

 

Умственное самовоспитание требует знаний в области некоторых вопросов

психологии. Чтобы дать учащимся необходимый минимум знаний в этой

области, мы вынуждены были организовать для них психологический

кружок. Первые занятия этого кружка мы посвятили увлекательным темам.

Когда у учащихся возник интерес к психологии, мы перешли к занятиям

на такие темы, как, например, внимание, память, мышление, которые

имеют непосредственное отношение к умственному самовоспитанию.

 

Как видно из сказанного, организация самовоспитания учащихся на

уроках физики является довольно сложным и трудным делом и требует

от педагога специальной подготовки. Она неразрывно связана со всей



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.