|
||||||||||
Медиальность. МатериальностьМедиальность Материальность Tabula Носитель Объект Pictura Посредник Знак Imago Среда Текст С одной стороны, как было отмечено выше, лишь такая ипо- стась образности, как tabula, может быть воспринята изолиро- ванно. Что в общем-то не удивительно, поскольку в этом аспек- те восприятие образа подчиняется общим условиям восприятия объектов материального мира. Образ как pictura становится до- ступен воспринимающему только при условии исполнения «си- мультанизирующего» восприятия, характеризующегося сущест- венным изменением вектора и модуса «стандартной» перцепции в рамках «нормального» течения повседневной жизни. Опыт образа в смысле imago, соответственно, базируется на опыте первых двух предшествующих слоев, которые соприсутствуют,
• ЛОГОС № 1 [85] 2012 • а стало быть, в какой-то мере совоспринимаются в контексте иконического восприятия в строгом смысле. Аспект медиальности призван продемонстрировать, что от- ношение между первым и последующими слоями — не отноше- ние фундирования. В медиальном аспекте tabula — наряду с дру- гими вещами окружающего физического мира — принадлежит «внешим контекстам», в то время как pictura и, тем более, ima- go заключают в себе самих все те взаимосвязи, которым они «принадлежат». Если образ-объект (tabula) — это «вещь в мире», то образ-среда (imago) являет собой своего рода «мир внутри вещи». Если аспект медиальности подчеркивает «холистический» ха- рактер образа (его способность репрезентировать целое), то ас- пект материальности — его «экстернальный» характер (способ- ность поддерживать непосредственный контакт с единичным). Подобно тому как медиальность, характерная для imago — это высшее воплощение медиальности как таковой, так и его мате- риальность оказывается не производной, а, напротив, первич- ной по отношению к материи объекта и материи-объекту. Если позволить себе использовать сравнительную степень неконвен- циональным образом, эту «первичность» можно было бы выра- зить так: в образе материя более материальна, чем в контексте восприятия физических объектов окружающего мира. В обра- зе материальности больше. В основе этой кажущейся на первый взгляд абсурдной квантификации материальности лежит дина- мическое представление о материи. Направление этой динами- ке задает идея зримости, или явленности. Если рассматривать материальность не в перспективе идеи каузальности, а с точки зрения зримости, или феноменальности, то вполне очевидно, что образ, будучи чистой зримостью, бу- дет и чистой материальностью. «Чистая материальность» в этом случае — не коррелят чистого чувственного раздражения. Это последнее — будучи, к слову сказать, результатом в высшей сте- пени искусственной установки — основывается на селекции и изоляции лишь некоторых аспектов феноменального мира. Что касается «нормальной» установки повседневного обраще- ния с вещами, то в этом случае феноменальная материальность вещей практически полностью ассимилируется прагматиче- скими контекстами, которые по определению «трансцендиру- ют» структурно связанную с «присутствием» зримость. В образе максимум зримости (а, следовательно, материальности) дости- гается посредством вышеупомянутой симультанизации и арти- куляции сырого, т. е. пока еще не вполне зримого физического материала. Иконическая поверхность — это плотная и перена- сыщенная визуальным содержанием ткань, нити которой обра-
• ИЛЬЯ ИНИШЕВ • зуют настолько густую и вариативную сеть, что она восприни- мается как единое целое. Говоря иначе, аспекты материально- го присутствия и аспекты репрезентации смысла сливаются здесь до полной неразличимости. Иконическая плоскость соче- тает в себе оба момента, основополагающие для нашего опыта действительного: чувственную непосредственность и смысло- вую тотальность. Визуальный образ — это не использование «готовой» матери- альной основы в эстетических (т. е. согласно традиции, мимети- ческих) целях, а определенный итог ее формирования и (само) обнаружения. (Художественный) образ — это в известном смыс- ле финальная точка восхождения материальной основы в об- ласть зримого. Например, Жан-Люк Нанси, подобно другим современным теоретикам образности, настаивает на материальности образа, который он характеризует как «дистинктное»: «Образ всегда ма- териален: он — материя дистинктного, его масса, его плотность, его вес, его грань, его блеск, его тембр и его спектр, его шаг, его золото»30. Согласно Нанси, автономность (дистинктность) об- раза не означает независимости от материального. Напротив, образ — это определенное состояние самой материи, ее чистая зримость, явленность: «Образ не располагается перед грунтом (ground) в качестве покрывала или ширмы. Не мы снисходим к грунту, но грунт поднимается к нам в образе»31. Как англий- ское «ground», так и немецкое «Grund», употребляемые соответ- ственно в английской и немецкой версиях цитированного тек- ста, имеют следующие значения: основа, почва, грунт, грунтовка, фон. Все эти значения играют важную роль в нашем контек- сте. Не менее важно видеть, как материальность образа в дей- ствительности и вместе с тем действенно, или перформатив- но, связывает их воедино, трансформируя семантические свя- зи в феноменальные. ТЕЛО И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: логика образа Итак, зрительный образ в аспекте структуры представляет со- бой пересечение двух динамических плоскостей: горизонталь- ной плоскости медиальности и вертикальной плоскости мате- риальности. Связь этих плоскостей состоит в том, что движение от одного (воображаемого) пункта к другому в рамках одной плоскости сопровождается синхронным движением в рамках 30. Nancy J. -L. The Ground of the Image. NY: Fordham University Press, 2005. P. 12. 31. Ibid. P. 13.
• ЛОГОС № 1 [85] 2012 • другой. В процессе этого движения образность, медиальность и материальность совпадают: образ в собственном смысле сло- ва — это медиальная материальность, заключающая в себе мак- симум зримости (или материальности) и максимум артикулиро- ванности (или медиальности). Образ — это медиум-среда и ма- терия-текст. Это утверждение имеет не только дескриптивный, но и нормативный характер. Все типы образов и образности мо- гут быть распределены по типам и классам, задаваемым этой моделью (см. таблицу выше): чем ближе опыт на предложен- ной нами шкале к значению «медиальная материальность» (об- раз как медиум-среда и как материя-текст), тем он настойчивее и масштабнее разворачивает свою специфическую логику, эф- фекты которой выходят далеко за рамки эстетической сферы, оказывая едва ли отрефлексированное, но тем более ощутимое влияние на всю социальную жизнь. Переплетение и взаимное усиление телесного и смыслового аспектов нашего опыта, происходящее в иконическом восприя- тии, делают образ одним из наиболее мощных инструментов социального воздействия и взаимодействия. Более того, образ, в конечном итоге, — это не столько инструмент, сколько субъ- ект (агент) социального действия. Правда, последний тезис рас- пространяется только на «сильные», или «эминентные», обра- зы, которые характеризуются совпадением вышеупомянутых дескриптивных и нормативных аспектов. Эти образы воспри- нимаются в качестве «значимых поверхностей», коммуници- рующих со своими реципиентами не только интеллектуально, но и эмоционально-телесно, — образы, которые только и спо- собны развернуть в полном объеме весь потенциал специфиче- ской иконической логики. Упоминавшийся нами выше швейцарский искусствовед и по совместительству один из двух авторов «иконического по- ворота» Готфрид Бём так характеризует идею специфически об- разной логики: «Образы обладают своей собственной, только им принадлежащей логикой. Под логикой мы понимаем: кон- систентное производство смысла за счет подлинно образных средств. И с целью пояснения мы добавляем: эта логика не пре- дикативна, т. е. не образована по модели предложения или дру- гих языковых форм. Она не проговаривается, она реализуется в восприятии»32. К «подлинно образным средствам» относится, прежде все- го, то, что Бём еще со времен своей программной статьи, про- возгласившей начало iconic turn, называет «иконической диф- 32. Bö hm G. Wie Bilder Sinn erzeugen. Die Macht des Zeigens. Berlin: Berlin Univer- sity Press, 2007. S. 34.
• ИЛЬЯ ИНИШЕВ • ференцией»33. Сформированное по образцу хайдеггеровской «онтологической дифференции», выражение подразумева- ет двойственность как в структуре самого образа, так и (со- ответственно) в структуре его восприятия. Как для Хайдегге- ра (тематический) опыт сущего всегда сопровождается (нете- матическим) «пониманием» бытия и основывается на нем, так и для Бёме восприятие того, что репрезентирует образ, сопро- вождается восприятием фона, или «грунта». Речь при этом идет не о двух следующих друг за другом или (насколько это вообще возможно) параллельных актах перцепции, а об одном акте, ха- рактеризующемся внутренним напряжением. Восприятие обра- за — в отличие от восприятия объектов окружающей нас физи- ческой действительности — представляет собой единство двух модусов видения: видения нечто «как» нечто и видения его «в» чем-то. Изображенный объект может показывать себя толь- ко в пределах своего внутриобразного фона, а главное, вместе с ним34. «Фигура» и «грунт» насыщают друг друга «символиче- скими» энергиями, образуя из иконических элементов плотную семантическую ткань, не позволяющую в процессе исполнения иконического опыта разделить «фигуру» и «фон», смысл и мате- рию, присутствие и репрезентацию. Если в языке смысл выска- зывается в относительно однозначных, ибо сформированных согласно жестким правилам суждениях, и уже по этой причине поддается контролю как со стороны спикера, так и со стороны реципиента, то в иконическом опыте смысл показывается, ис- пользуя при этом ресурс спонтанного телесного и эмоциональ- ного самоощущения реципиента, а также (столь же неконтро- лируемую) текстуру материи. «Дейктический» характер образа — способность, показывая себя, показывать что-то другое — делает ключевым фактором формирования и распространения смысла не только телесность самой иконической поверхности, но и телесность самого вос- принимающего. Структурная связь образности и медиальности, соответственно, присутствия и репрезентации делает восприя- тие образа сходным с восприятием живого тела, другими слова- ми, превращает восприятие образа в «акт анимации»35. Актом анимации иконический опыт становится благодаря характерной для его медиума «полупрозрачности». Икониче- ский опыт, с одной стороны, это опыт длящегося присутствия, а не моментального «схватывания», как в случае с восприяти- 33. Idem. Wiederkehr der Bilder. S. 29. 34. Ibid. S. 39. 35. Belting H. Bild-Anthropologie. Entwü rfe fü r eine Bildwissenschaft. Mü nchen: Fink, 2001. S. 30.
• ЛОГОС № 1 [85] 2012 • ем объектов находящихся другом с другом в «метрических» от- ношениях; это опыт «сканирования» «значимой плоскости»36. С другой стороны, иконический опыт — это движение вглубь иконической плоскости, мотивированное вышеупомянутой трансформацией «метрических» отношений между материаль- ными элементами иконической плоскости в «грамматические», соответственно, трансформацией объектной материи в «семи- отическую», а затем в «медиальную». Образная плоскость — это отнюдь не граница, у которой останавливается движения на- шего взгляда. В модифицированной форме он продолжает дви- жение во внутриобразном пространстве, которое Беньямин не- когда назвал «аурой». Восприятие образа — это разновидность не только интеллектуальной, но и телесной «впутанности». В итоге, «логика образа» в известном смысле совпадает с «вла- стью образа», воздействие которой минует инстанцию сознания, а следовательно, критическую инстанцию, адресуясь к эмоциям и телесному самочувствию индивида. 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В завершение посвятим несколько слов сфере применимости теоретических итогов набирающего темпы «иконического по- ворота», а также дисциплинарным контурам (если таковые оты- щутся), в которые его можно было бы на сегодня вписать. Ряд относительно автономных теоретических проектов, со- ставивших «иконический» поворот, вносят, прежде всего, за- метный вклад в развитие философии образа, которая, несмо- тря на давно сложившееся реноме философии как в высшей сте- пени «абстрактной науки», вполне «операционализируема». Эта операционализируемость связана в первую очередь с необходи- мостью постоянного принятия ряда решений касательно «он- тологической» характеристики образа. Любой образ, понимае- мый как нечто большее, нежели физический объект, готовит не- мало трудностей, связанных с определением его элементарной предметной структуры и базовых черт соответствующей этой структуре установки воспринимающего «субъекта». Такого рода рефлексия, как нам кажется, должна (в той или иной степени) сопровождать любой анализ конкретных изображений. Глав- ное же основание возможной и происходящей время от време- ни в действительности «инструментализации» философии об- раза заключается в том, что и повседневное восприятие различ- 36. Flusser V. Fü r eine Philosophie der Fotografie. Berlin: European Photography, 2006. S. 8.
• ИЛЬЯ ИНИШЕВ • ных образов требует от реципиента обладания определенными компетенциями, наличие — и, соответственно, отсутствие — ко- торых непосредственно сказывается на содержании и характе- ре иконического опыта. Инструментализацию этого рода мож- но было бы назвать «трансдисциплинарной». Кроме того, актуализированная «иконическим поворо- том» философия образа вполне может оказаться весьма эф- фективной в контексте социально-теоретической проблема- тики. Вот лишь некоторые важнейшие черты образности, ко- торые способствуют этому: транспарентность, нормативность и трансформативность. Транспарентность, или, вернее, «полупрозрачность» ико- нической плоскости, подразумевает описанную выше в общих чертах связь между материей и смыслом. Поскольку эта связь реализуется окказионально и перформативно на уровне икони- ческой плоскости, которая не принадлежит ни сфере каузаль- ного, ни сфере психического, образ способен выступить в роли как перцептивного, так и коммуникативного посредника. Он представляет собой одну (если не единственную) из первичных форм посредничества между человеком и миром, а также ин- дивидом и обществом. Образ — это среда, где реализуется и од- новременно репрезентируется взаимопроникновение матери- ального и понятийного, индивидуального и социального. Об- раз / иконический опыт — это своего рода «плавильный котел», в котором создаются и реконфигурируются социально значи- мые диспозиции чувственного и интеллектуального. Особую роль в этой связи играют антропологические импли- кации проблематики образного. Например, для Вилема Флюссе- ра и в еще большей степени для Ханса Белтинга «производство» и «потребление» образов — это процесс, имеющий антрополо- гический фундамент. Иными словами, он укоренен в приро- де человека. Человек и в самом деле — единственное из извест- ных живых существ, способное производить и воспринимать образы. «Производство образов само является символическим ак- том и поэтому требует от нас столь же символического способа восприятия, которое заметно отличается от повседневного вос- приятия наших естественных образов. Учреждающие смысл об- разы, занимающие в качестве артефактов свое место в любом социальном пространстве, появляются на свет как медиальные образы. Медиум-носитель предоставляет им поверхность с ак- туальным значением и формой восприятия»37. 37. Belting H. Bild-Anthropologie. Entwü rfe fü r eine Bildwissenschaft. Mü nchen: Wil- helm Fink Verlag, 2001. S. 19 – 20.
• ЛОГОС № 1 [85] 2012 • «Экстернальные» образы — живопись, фотография, рекла- ма — структурируют, стабилизируют и стандартизируют ин- дивидуальные («интернальные») образы, содействуя форми- рованию определенных форм индивидуального самосознания и социального взаимодействия, на которых в свою очередь ба- зируются вербальные и дискурсивные коммуникативные прак- тики. Социальная функция образов не в последнюю очередь основывается на характерном для них структурном единстве презентации, репрезентации и коммуникации, которые пред- ставляют собой не последовательность операций, а «симфони- ческий» эффект единого акта. Другая важная структурная черта образа, способствующая актуализации проблематики образности в социально-теорети- ческом контексте — это, конечно же, нормативность: внутрен- не присущая иконической плоскости способность переводить «метрические» отношения в «смысловые» и обратно: «смысло- вые» отношения проецировать в «метрические», делая их «фе- номенальными»38. В известном смысле производство и вос- приятие образов — это своего рода визуализация нормативно- сти. При этом не столь важно, идет ли речь о «художественных» или «повседневных» образах. Трансформативность образа — это третья социально-тео- ретически значимая характеристика, состоящая в переходе от факта к действию, характерном для «сильных» образов, т. е., согласно нашей «классификации», для «образов-сред». В результате формально-онтологического анализа, предла- гаемого рядом современных философских теорий, становится также ясно, что образ — это не просто один из наиболее важ- ных факторов социальной интеграции и стабилизации, но эта и прочие его социальные функции базируются на его «agency», его способности выступать в роли социального актора, наделен- ного рядом личностных черт. В итоге инициированные «иконическим поворотом» рефлек- сии могут послужить важным дополнением, например, к «силь- ной программе» культурсоциологии Джеффри Александера, исходящей из «идеи, что любое действие… в известной мере встроено в горизонт аффекта и значения»39. Тезис Александера об иконическом опыте как «погружении в материальность соци- альной жизни»40 может получить серьезную поддержку и разъ- 38. Flusser V. Fü r eine Philosophie der Fotografie. Berlin: European Photography, 2006. S. 8. 39. Alexander J. The Meanings of Social Life. P. 12. 40. Idem. Iconic Experience in Art and Life. P. 6.
• ИЛЬЯ ИНИШЕВ • яснение со стороны структурного и онтологического анализа образа, очерк которого мы попытались представить. То же самое можно сказать и о теории социального вооб- ражаемого от Корнелиуса Касториадиса до Чарльза Тэйлора, «фрейм-анализе» Ирвинга Гофмана, а также других социально- теоретических концепциях, отстаивающих автономию повсе- дневного опыта и его способность влиять в том числе и на «глу- бинные» структуры социальной жизни. В области «культурных исследований» обращение к пробле- матике образа могло бы поспособствовать формированию более дифференцированного представления о визуальности, инстру- ментах политики репрезентации и культурной критике в целом. Следует признать, что в нашей экспозиции проблематики «иконического поворота» мы ориентировались по большей ча- сти на «традиционные» типы образности: живопись, графика, фотография… Мы, конечно же, не утверждаем, что все много- образие типов образности может быть сведено к перечислен- ным разновидностям. Однако не «жанровые», а «структурные» характеристики служили для нас критерием при подборке «эк- земпляров». Более того, именно они, как нам кажется, должны стать принципиальным условием жанровой дифференциации. Чем выше степень «медиализации», которую образ допускает и обеспечивает, чем более последовательно он выполняет функ- цию многостороннего посредника, тем теснее его связь с соци- альной действительностью и тем больше оснований именовать его эмфатическим словом «искусство». Семантически и визуально перенасыщенные медиальные об- разы — это, конечно же, только часть «сущего». Но на их приме- ре мы скорее можем узнать, чем — а главное, как — «является» остальное сущее. Образ — это не столько окно, сколько «интер- фейс», место встречи гетерогенного.
|
||||||||||
|