Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





4. Старожилы музея



Очень жаль, что история происхождения львов не была записана сразу после их поступления в музей, «по горячим следам». Интересно, что мог рассказать о скульптурах сам Акиндин Яковлевич? Когда и кому он их заказывал? А может быть, львы на воротах достались ему вместе с самой усадьбой?

Здесь нужно заметить, что мы мало знаем не только о львах Сотина, но и о других ценных предметах, попавших в музей в первые годы Советской власти. Радикальные преобразования 1920-х и 1930-х годов не давали возможности сотрудникам музея и краеведам сосредоточиться на экспонатах «старого» быта, раскрыть их подлинную ценность, дать более-менее подробное описание. В итоге многие предметы купеческого, дворянского или церковного происхождения с передачей в музеи теряли не только прежних хозяев, но и часть своей истории.

Первое упоминание о львах в экспозиции музея было сделано вскоре после их поступления. В феврале 1927 года Городец посетил с инспекцией сотрудник Нижегородского Госмузея Д. В. Прокопьев. В описании экспозиции нашего музея он указал, что при входе, на площадке лестницы первого этажа выставлены два резных льва, перевезённых с ворот дома сельца Штатного (см.: Галай Ю. Г. Городецкий краеведческий музей в довоенный период // Городецкие чтения – 2012).

Следующее свидетельство о пребывании львов в музее относится к 1935 году. Тогда краевед А. Ф. Груздев (1858–1942) подготовил к публикации в газете очерк под названием «Городецкий музей». На листах ученической тетрадки автор кратко описал экспозицию, режим работы музея, а также дал свои замечания о сильных и слабых его сторонах как учреждения культуры.

Сотинские львы демонстрировались в зале, где сегодня представлена археология. В 1935 году там были предметы старого русского быта: «…зал, выходящий двумя окнами на Никольскую улицу. Здесь мы видим набор разной медной и оловянной посуды … ларцы, теремки, обложенные моржовой костью… Витрины с денежными знаками… Подносы уральские… Изразцы. Старинное оружие… У дверей помещаются четыре деревянных льва (с ворот домов), два из них, большие, с полуразрушенными головами» (Груздев А. Ф. Городецкий музей (очерк). Л. 4; выделено мной – А. Е. ). Далее в тексте автор дал уточнение, что «в зале посуды и ларцов» экспонируется картина «Куликовская битва» художника И. Г. Блинова (см.: Груздев А. Ф. Указ. соч. Л. 9 Об. ). Сегодня эта картина хранится в музейных запасниках.

Очевидно, что в кратком обзоре А. Ф. Груздев не мог рассказать об экспонатах подробно. Наверняка, он знал важные детали из истории львов с ворот дома Сотина. Во-первых, Александр Феодосьевич по натуре был человеком пытливым, интересовавшимся как историей Городца, так и его настоящим. До переезда сюда в 1924 году он всю жизнь служил земским доктором в селе Ковернино (до революции – Макарьевский уезд Костромской губернии). Ко времени написания очерка о музее автор уже успел вникнуть в жизнь города, был корреспондентом «Городецкой правды», преподавал латынь на курсах медсестёр. Во-вторых, и это не менее важно, при передаче сотинских львов в музей директором здесь был его сын Дмитрий Александрович (1897–1988). В-третьих, Груздевы могли знать предысторию скульптур уже потому, что их дом, купленный по приезду в Городец, стоял в соседней со Штатом улице Старой Кузнечихе (в 1935 году – дом № 3, ныне – ул. Свердлова, 21).

В 1942 году краевед А. Ф. Груздев умер. К сожалению, формирование фондов музея, происхождение наиболее редких и ценных экспонатов, принятых в 1920-е годы – эти вопросы остались неизученными. Не был оценён и личный вклад в становление музея его первых сотрудников. Так, осталась неизвестной судьба основателя музея – Константина Павловича Смирнова. Не оставил воспоминаний о музее служивший директором с 1920 по 1925 годы Иван Гаврилович Блинов (1872–1944). О его коллеге и преемнике Дмитрии Груздеве, работавшем директором с 1925 по август 1932 года, стоит сказать особо.

Д. А. Груздев поступил на работу в музей в июне 1924 года, вскоре после переезда с семьёй отца из Ковернина. Дмитрий Александрович уже имел опыт музейной работы: в 1920 году он был завсекцией музееведения и охраны памятников старины при Ковернинском УОНО; в 1922 году заведовал местным музеем, в 1923 году – Центральной библиотекой Ковернина. Груздевы были интеллигентной семьёй, имели большую домашнюю библиотеку. Фамилия их происходила из костромского духовенства. В 1918 году Дмитрий Груздев окончил гимназию в Костроме. Начинал учиться в МГУ на юридическом факультете, но вернулся на родину. Закончил в Костроме трёхмесячные курсы по музееведению. Работал в учреждениях культуры Ковернина и даже участвовал в драматических постановках.

В 1925 году Д. А. Груздев сменил И. Г. Блинова в должности директора, а тот, в свою очередь, перешёл в сотрудники. В 1926 году, в момент переезда львов Сотина со Штата в музей, Груздев и Блинов работали вместе. Их помощницей была вахтёр Е. П. Варичева.

Дмитрий Александрович возглавил музей в непростое время. Учитывая богатое собрание старины, попавшее в фонды Городецкого краеведческого музея в первые годы Советской власти, коллеги из Нижнего Новгорода хотели видеть его работу на должном научном уровне. Они помогли провести реорганизацию музея и даже включили его на правах филиала в состав Нижегородского музея.

 

Сотрудники Краеведческого музея. 1931 г. Дмитрий Александрович Груздев

и Евдокия Павловна Варичева (Брунова) – работала техничкой с 1925 по 1952 г.

Однако будущее учреждения было под вопросом. Городецкий горсовет думал перевести музей в другое здание. Чтобы сохранить его в доме Облаева, директор обратился за помощью в Губернский отдел народного образования и Губмузей. Коллеги из Нижнего поддержали Д. А. Груздева. Они предупредили власти Городца, что в случае перевода музея в иное здание, поставят вопрос о вывозе городецкой коллекции в Нижегородский музей (см.: Галай Ю. Г. Указ. соч. С. 119–122).

12 февраля 1927 года для инспектирования музея Городца был командирован сотрудник губернского музея Д. В. Прокопьев. В отчёте он отмечал, что за последний год в Краеведческий музей поступил ряд вещей и произведена перестановка коллекции. Командировка Д. В. Прокопьева интересна для нас тем, что в её материалах впервые были указаны сотинские львы, экспонировавшиеся у парадной лестницы на 1-м этаже.

22–27 апреля 1927 года музей вновь был обследован вышестоящими инстанциями, и в целом его деятельность была признана удовлетворительной.

В мае 1929 года при музее было организовано Краеведческое общество с той целью, чтобы его работу «поставить более широко». На 2-й краевой конференции музейных сотрудников в октябре 1930 года Городец и Нижний Новгород были поставлены в пример – там сумели сохранить музейные здания, в то время как «музеи часто перебрасываются из помещения в помещение, из-за лучших помещений музеям приходится выдерживать напряжённую борьбу» (Галай Ю. Г. Указ. соч. С. 124).

К сожалению, Дмитрий Александрович не смог посвятить себя Краеведческому музею целиком. В августе 1932 года он переходит на преподавательскую работу. После окончания педагогических курсов в Лыскове Д. А. Груздев стал учителем биологии в школе им. Максима Горького (ныне – школа № 1). Там он снискал уважение коллег и учеников как глубоко интеллигентный человек. В 1960 году вышел на пенсию. По неизвестным причинам личного характера в последние годы все отношения Груздев с музеем прервал. Записей о музейной работе бывший директор также не оставил.

Архив А. Ф. Груздева в 2010–2011 годах передал в музей его внук Игорь Дмитриевич (1930 г. р., житель г. Одинцова Московской области – тоже врач). Среди бумаг Александра Феодосьевича оказался и очерк о музее, который мы процитировали.

Уход Д. А. Груздева был чувствительной потерей для музея. «Видимо, Городецкий музей к началу Великой Отечественной войны замедлился в своём развитии, – посчитал историк Юрий Григорьевич Галай. – Об этом свидетельствовала резолюция Краевого музея 1938 года. В ней констатировалось, что Городецкий музей «не имеет профиля, тематического плана... научно-исследовательская работа ведётся слабо», вследствие чего музей не пополняется экспонатами (Галай Ю. Г. Указ. соч. С. 126). Правда, автор заметил, что спад был характерен для многих районных музеев области того времени.

В 1941 году газета «Городецкая правда» в номере от 18 марта (С. 4) опубликовала первую часть очерка А. Ф. Груздева о музее, написанную автором ещё в 1935 году. Судя по тексту, скульптуры львов экспонировались там же: «…В самом зале на стенах развешаны картины, главным образом из русской истории, последовательно по столетиям. На полу стоят четыре резных из дерева льва, снятых с ворот двух домов, у одной из стен – старинные ларцы, косники…; на стене подносы уральской работы 1820-1840 годов. Большой интерес в первом зале представляют экспонаты вооружений и воинских доспехов…» (Груздев А. Ф. Городецкий музей – Зал первый…).

Проследить историю музейных львов в середине и второй половине XX века весьма затруднительно. Кроме очерка А. Ф. Груздева, эти экспонаты отмечены лишь в Инвентарной книге (1953 г. ). Фотографии львов или экспозиций с их участием в архиве музея пока не обнаружены.

Уникальные скульптуры обошли вниманием и авторы первого специализированного музейного издания, вышедшего в 1955 году. Эта брошюра объёмом около 40 страниц называлась так: ГОРОДЕЦ. Краткий исторический очерк, путеводитель по историческим местам города и по залам Городецкого районного краеведческого музея / Издание Городецкого районного краеведческого музея. Составили: В. Лошкарев (директор музея с 1951 по 1956 год – прим. А. Е. ), О. Ларин. – Городец. Городецкая типография им. Кирова. 1955.

Очерк был напечатан тиражом всего 4000 экземпляров и с годами стал библиографической редкостью. В предисловии от составителей было написано: «Сознавая давно назревшую необходимость издания хотя бы небольшого очерка по истории Городца – одного из древнейших русских городов – Городецкий краеведческий музей решил удовлетворить совершенно справедливые требования своих посетителей и выпустил в свет предлагаемую вниманию читателей брошюру, в которой наряду с очерком по истории города входит краткая справка по истории музея, а также путеводитель по его залам и историческим местам Городца…».

Повторим, что львы с дома Сотина в этом издании упомянуты не были. Судя по описаниям экспозиции, скульптуры могли бы находиться тогда в 6-м зале (современная «Купеческая гостиная» на втором этаже), который знакомил посетителей с ремёслами и промыслами, а также с бытом городецких крестьян и купечества XIX века. В 1955 году в зале находились памятники народного искусства, в том числе обе работы Г. Е. Токарева-Казарина: резные горка и шкаф (см. Указ. соч. С. 32–34).

 

Фотоснимок зала опубликован на 29-й странице: Видно, что там стояли ткацкий стан с глухой резьбой и стол XVIII века, инкрустированный морёным дубом. Учитывая объём этого зала – бывшей гостиной дома Облаевых – можно думать, что там нашлось бы место и для львов с ворот дома А. Я. Сотина.

Причина того, что путеводитель 1955 года умолчал о резных скульптурах, наверняка была в том, что они отсутствовали в экспозиции по причине своей неудовлетворительной сохранности. Львы давно нуждались в реставрации. Инвентарная книга музея в 1953 году указывала, что у экспонатов «головы, лапы и спины гнилые».

По воспоминаниям Нины Васильевны Малышевой (в музее с 1963 года, директор с 1974 по 1984 г. ), в последнее время львов уже не показывали, их только периодически выносили из фондов дерева во двор на просушку.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.