Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по физике



 

 

 

Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по физике

Часть 1

 

№ задания Ответ № задания Ответ
А1 А16
А2 А17
А3 А18
А4 А19
А5 А20
А6 А21
А7 А22
А8 А23
А9 А24
А10 А25
А11 А26
А12 А27
А13 А28
А14 А29
А15 А30

Часть 2

 

№ задания Ответ
В1
В2
В3
В4

Часть 3

 

ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ

 

Решения заданий С1 – С6 части 3 (с развернутым ответом) оцениваются экспертной комиссией. На основе критериев, представленных в приведенных ниже таблицах, за выполнение каждого задания в зависимости от полноты и правильности данного учащимся ответа выставляется от 0 до 3 баллов.

 


 

C1

 

Масса Марса составляет 0, 1 от массы Земли, диаметр Марса вдвое меньше, чем диаметр Земли. Каково отношение периодов обращения искусственных спутников Марса и Земли , движущихся по круговым орбитам на небольшой высоте?

 

 

Ответ:

Образец возможного решения (рисунок не обязателен)

Ускорение спутника, движущегося со скоростью v вокруг планеты массой М по круговой траектории радиуса R, равно а = . Это ускорение вызвано силой тяготения: .

Тогда v = . Период обращения спутника Т = 2pR/v = 2p .

 =   =  » 1, 1.

Критерии оценки выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — закон всемирного тяготения, второй закон Ньютона и формула расчета центростремительного ускорения и периода); 2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение " по частям" (с промежуточными вычислениями).
— Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов. ИЛИ Правильно записаны необходимые формулы, записан правильный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу. ИЛИ — В математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка, которая привела к неверному ответу.
— В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчеты. ИЛИ — Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи, или в ОДНОЙ из них допущена ошибка.
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

 

 

 

C2

1 моль идеального одноатомного газа сначала охладили, а затем нагрели до первоначальной температуры 300 К, увеличив объем газа в 3 раза (см. рисунок). Какое количество теплоты отдал газ на участке 1 - 2?

 

 

 

Ответ:

 

Образец возможного решения (рисунок не обязателен)
Первый закон термодинамики: DU = Q + Aвн. с. . Учитывая, что на участке 1 - 2 процесс изохорный, то работа внешних сил А12 = 0. Следовательно, количество теплоты, отданное газом, равно Q12 = - DU12. Формула расчета изменения внутренней энергии: DU12 = nR(Т2 - Т1). Применив закон Гей-Люссака для состояний 2 и 3:  =  , получим соотношение  Т2 = . Проведя преобразования, получим формулу расчета количествa теплоты и числовое значение: Q12 = nRТ1. Q12 » 2, 5 кДж.

 

Критерии оценки выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — I начало термодинамики, уравнение для расчета внутренней энергии, закон Гей-Люссака); 2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение " по частям" (с промежуточными вычислениями).
— Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов. ИЛИ Правильно записаны необходимые формулы, записан правильный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу. ИЛИ — В математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка, которая привела к неверному ответу.
— В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчеты. ИЛИ — Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи, или в ОДНОЙ из них допущена ошибка.
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

 


 

C3

 

Ученик собрал электрическую цепь, состоящую из батарейки (1), реостата (2), ключа (3), амперметра (4) и вольтметра (5) (см. фотографии: опыт 1, опыт 2). После этого он измерил напряжение на полюсах источника тока и силу тока в цепи при двух положениях ползунка реостата. Определите КПД источника тока в первом опыте.

 

Опыт 1

 

Опыт 2

 

Ответ:

 

 

Образец возможного решения (рисунок не обязателен)

Значения напряжения и силы тока

U1 = 3, 2 В I1 = 0, 5 А.

U2 = 2, 6 В I2 = 1 А.

Закон Ома для полной цепи: I =   или e = U + Ir.

Из уравнений для двух случаев: e = U1 + I1 r; e = U2 + I2 r можно определить значение ЭДС:  

 e =  = 3, 8 В        

Выражение для КПД источника тока в первом опыте:     

 h=  = , его значение h= × 100% » 84%.

Примечание: отклонения в записанных показаниях приборов в пределах цены деления этих приборов не считаются ошибкой; соответственно могут различаться и числовые значения ответа.

Критерии оценки выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (закон Ома для полной цепи и формула КПД источника тока); 2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение " по частям" (с промежуточными вычислениями).
— Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов. ИЛИ Правильно записаны необходимые формулы, записан правильный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу. ИЛИ — В математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка, которая привела к неверному ответу.

 

— В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчеты. ИЛИ — Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи, или в ОДНОЙ из них допущена ошибка.
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

 

 

 

C4

 

На экране с помощью тонкой линзы получено изображение предмета с пятикратным увеличением. Экран передвинули на 30 см вдоль главной оптической оси линзы. Затем при неизменном положении линзы передвинули предмет, чтобы изображение снова стало резким. В этом случае получилось изображение с трехкратным увеличением. На каком расстоянии от линзы находилось изображение предмета в первом случае?

 

Ответ:

Образец возможного решения (рисунок не обязателен)

В первом случае для фокусного расстояния и увеличения можно записать следующие формулы: ; , где d– расстояние от предмета до линзы, fрасстояние от линзы до изображения, Г – увеличение. Следовательно, . После того как экран передвинули (придвинули к линзе, так как увеличение уменьшилось), для нового положения предмета и изображения можно записать: ;  ; ; где f1 = f – Df.

Следовательно, f =  = 90 см.

Критерии оценки выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — формула тонкой линзы, формула увеличения); 2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ.
— Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов. ИЛИ Правильно записаны необходимые формулы, записан правильный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу. ИЛИ — В математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка, которая привела к неверному ответу.
— В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчеты. ИЛИ — Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи, или в ОДНОЙ из них допущена ошибка.
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

 

 


 

C5

 

Какова максимальная скорость электронов, выбиваемых из металлической пластины светом с длиной волны l = 3× 10–7 м, если красная граница фотоэффекта lкр = 540 нм?

 

Ответ:

Образец возможного решения

Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта: hn = Авых + .

Формула, связывающая частоту и длину волны фотона: l = .

Для красной границы фотоэффекта справедливо соотношение:  

 = Авых. Подставив эти выражения в уравнение Эйнштейна, для максимальной скорости фотоэлектронов получим:

 v =  и числовой ответ: v » 800 км/с.

Критерии оценки выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — уравнение Эйнштейна и формула для красной границы фотоэффекта); 2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение " по частям" (с промежуточными вычислениями).
— Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов. ИЛИ Правильно записаны необходимые формулы, записан правильный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу. ИЛИ — В математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка, которая привела к неверному ответу.
— В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчеты. ИЛИ — Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи, или в ОДНОЙ из них допущена ошибка.
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

 

 


 

C6

 

Две параллельные неподвижные диэлектрические пластины расположены вертикально и заряжены разноименно. Пластины находятся на расстоянии d = 2 см друг от друга. Напряженность поля в пространстве внутри пластин равна Е = 4× 105 В/м. Между пластинами на равном расстоянии от них помещен шарик с зарядом q = 10–10 Кл и массой m = 20 мг. После того как шарик отпустили, он начинает падать и ударяется об одну из пластин. Насколько уменьшится высота местонахождения шарика Δ h к моменту его удара об одну из пластин?

 

 

Ответ:

 

Образец возможного решения

Выражение для ускорения заряда в электрическом поле:  а = .

Связь между временем, пройденным путем и ускорением при движении под действием электрического поля (движение в горизонтальном направлении): t2 = .

Связь между временем, пройденным путем и ускорением при движении под действием силы тяготения (движение в вертикальном направлении): Δ h = .

Ответ в общем виде: Δ h =  и числовой ответ:

Δ h = 0, 05 м.

Критерии оценки выполнения задания Баллы
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — второй закон Ньютона, формулы для определения времени и пути при равноускоренном движении); 2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение " по частям" (с промежуточными вычислениями).

 

— Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов. ИЛИ Правильно записаны необходимые формулы, записан правильный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу. ИЛИ — В математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка, которая привела к неверному ответу.
— В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчеты. ИЛИ — Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи, или в ОДНОЙ из них допущена ошибка.
Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям  выставления оценок в 1, 2, 3 балла.

 

 




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.