Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по физике
Инструкция по проверке и оценке работ учащихся по физике
Часть 1
№ задания
| Ответ
| № задания
| Ответ
| А1
|
| А16
|
| А2
|
| А17
|
| А3
|
| А18
|
| А4
|
| А19
|
| А5
|
| А20
|
| А6
|
| А21
|
| А7
|
| А22
|
| А8
|
| А23
|
| А9
|
| А24
|
| А10
|
| А25
|
| А11
|
| А26
|
| А12
|
| А27
|
| А13
|
| А28
|
| А14
|
| А29
|
| А15
|
| А30
|
|
Часть 2
№ задания
| Ответ
| В1
|
| В2
|
| В3
|
| В4
|
|
Часть 3
ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ
С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ
Решения заданий С1 – С6 части 3 (с развернутым ответом) оцениваются экспертной комиссией. На основе критериев, представленных в приведенных ниже таблицах, за выполнение каждого задания в зависимости от полноты и правильности данного учащимся ответа выставляется от 0 до 3 баллов.
Масса Марса составляет 0, 1 от массы Земли, диаметр Марса вдвое меньше, чем диаметр Земли. Каково отношение периодов обращения искусственных спутников Марса и Земли , движущихся по круговым орбитам на небольшой высоте?
Ответ:
Образец возможного решения (рисунок не обязателен)
| Ускорение спутника, движущегося со скоростью v вокруг планеты массой М по круговой траектории радиуса R, равно а = . Это ускорение вызвано силой тяготения: .
Тогда v = . Период обращения спутника Т = 2pR/v = 2p .
= = » 1, 1.
| Критерии оценки выполнения задания
| Баллы
| Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — закон всемирного тяготения, второй закон Ньютона и формула расчета центростремительного ускорения и периода);
2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение " по частям" (с промежуточными вычислениями).
|
| — Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов.
ИЛИ
— Правильно записаны необходимые формулы, записан правильный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу.
ИЛИ
— В математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка, которая привела к неверному ответу.
|
| — В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчеты.
ИЛИ
— Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи, или в ОДНОЙ из них допущена ошибка.
|
| Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.
|
|
1 моль идеального одноатомного газа сначала охладили, а затем нагрели до первоначальной температуры 300 К, увеличив объем газа в 3 раза (см. рисунок). Какое количество теплоты отдал газ на участке 1 - 2?
Ответ:
Образец возможного решения (рисунок не обязателен)
| Первый закон термодинамики: DU = Q + Aвн. с. . Учитывая, что на участке 1 - 2 процесс изохорный, то работа внешних сил А12 = 0. Следовательно, количество теплоты, отданное газом, равно Q12 = - DU12.
Формула расчета изменения внутренней энергии: DU12 = nR(Т2 - Т1).
Применив закон Гей-Люссака для состояний 2 и 3: = , получим соотношение Т2 = .
Проведя преобразования, получим формулу расчета количествa теплоты и числовое значение: Q12 = nRТ1. Q12 » 2, 5 кДж.
|
Критерии оценки выполнения задания
| Баллы
| Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — I начало термодинамики, уравнение для расчета внутренней энергии, закон Гей-Люссака);
2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение " по частям" (с промежуточными вычислениями).
|
| — Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов.
ИЛИ
— Правильно записаны необходимые формулы, записан правильный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу.
ИЛИ
— В математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка, которая привела к неверному ответу.
|
| — В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчеты.
ИЛИ
— Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи, или в ОДНОЙ из них допущена ошибка.
|
| Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.
|
|
Ученик собрал электрическую цепь, состоящую из батарейки (1), реостата (2), ключа (3), амперметра (4) и вольтметра (5) (см. фотографии: опыт 1, опыт 2). После этого он измерил напряжение на полюсах источника тока и силу тока в цепи при двух положениях ползунка реостата. Определите КПД источника тока в первом опыте.
Опыт 1
Опыт 2
Ответ:
Образец возможного решения (рисунок не обязателен)
| Значения напряжения и силы тока
U1 = 3, 2 В I1 = 0, 5 А.
U2 = 2, 6 В I2 = 1 А.
Закон Ома для полной цепи: I = или e = U + Ir.
Из уравнений для двух случаев: e = U1 + I1 r; e = U2 + I2 r можно определить значение ЭДС:
e = = 3, 8 В
Выражение для КПД источника тока в первом опыте:
h= = , его значение h= × 100% » 84%.
Примечание: отклонения в записанных показаниях приборов в пределах цены деления этих приборов не считаются ошибкой; соответственно могут различаться и числовые значения ответа.
| Критерии оценки выполнения задания
| Баллы
| Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (закон Ома для полной цепи и формула КПД источника тока);
2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение " по частям" (с промежуточными вычислениями).
|
| — Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов.
ИЛИ
— Правильно записаны необходимые формулы, записан правильный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу.
ИЛИ
— В математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка, которая привела к неверному ответу.
|
|
— В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчеты.
ИЛИ
— Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи, или в ОДНОЙ из них допущена ошибка.
|
| Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.
|
|
На экране с помощью тонкой линзы получено изображение предмета с пятикратным увеличением. Экран передвинули на 30 см вдоль главной оптической оси линзы. Затем при неизменном положении линзы передвинули предмет, чтобы изображение снова стало резким. В этом случае получилось изображение с трехкратным увеличением. На каком расстоянии от линзы находилось изображение предмета в первом случае?
Ответ:
Образец возможного решения (рисунок не обязателен)
| В первом случае для фокусного расстояния и увеличения можно записать следующие формулы: ; , где d– расстояние от предмета до линзы, f – расстояние от линзы до изображения, Г – увеличение. Следовательно, . После того как экран передвинули (придвинули к линзе, так как увеличение уменьшилось), для нового положения предмета и изображения можно записать: ; ; ; где f1 = f – Df.
Следовательно, f = = 90 см.
| Критерии оценки выполнения задания
| Баллы
| Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — формула тонкой линзы, формула увеличения);
2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ.
|
| — Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов.
ИЛИ
— Правильно записаны необходимые формулы, записан правильный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу.
ИЛИ
— В математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка, которая привела к неверному ответу.
|
| — В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчеты.
ИЛИ
— Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи, или в ОДНОЙ из них допущена ошибка.
|
| Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.
|
|
Какова максимальная скорость электронов, выбиваемых из металлической пластины светом с длиной волны l = 3× 10–7 м, если красная граница фотоэффекта lкр = 540 нм?
Ответ:
Образец возможного решения
| Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта: hn = Авых + .
Формула, связывающая частоту и длину волны фотона: l = .
Для красной границы фотоэффекта справедливо соотношение:
= Авых. Подставив эти выражения в уравнение Эйнштейна, для максимальной скорости фотоэлектронов получим:
v = и числовой ответ: v » 800 км/с.
| Критерии оценки выполнения задания
| Баллы
| Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — уравнение Эйнштейна и формула для красной границы фотоэффекта);
2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение " по частям" (с промежуточными вычислениями).
|
| — Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов.
ИЛИ
— Правильно записаны необходимые формулы, записан правильный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу.
ИЛИ
— В математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка, которая привела к неверному ответу.
|
| — В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчеты.
ИЛИ
— Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи, или в ОДНОЙ из них допущена ошибка.
|
| Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.
|
|
Две параллельные неподвижные диэлектрические пластины расположены вертикально и заряжены разноименно. Пластины находятся на расстоянии d = 2 см друг от друга. Напряженность поля в пространстве внутри пластин равна Е = 4× 105 В/м. Между пластинами на равном расстоянии от них помещен шарик с зарядом q = 10–10 Кл и массой m = 20 мг. После того как шарик отпустили, он начинает падать и ударяется об одну из пластин. Насколько уменьшится высота местонахождения шарика Δ h к моменту его удара об одну из пластин?
Ответ:
Образец возможного решения
| Выражение для ускорения заряда в электрическом поле: а = .
Связь между временем, пройденным путем и ускорением при движении под действием электрического поля (движение в горизонтальном направлении): t2 = .
Связь между временем, пройденным путем и ускорением при движении под действием силы тяготения (движение в вертикальном направлении): Δ h = .
Ответ в общем виде: Δ h = и числовой ответ:
Δ h = 0, 05 м.
| Критерии оценки выполнения задания
| Баллы
| Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы:
1) верно записаны формулы, выражающие физические законы, применение которых необходимо для решения задачи выбранным способом (в данном решении — второй закон Ньютона, формулы для определения времени и пути при равноускоренном движении);
2) проведены необходимые математические преобразования и расчеты, приводящие к правильному числовому ответу, и представлен ответ. При этом допускается решение " по частям" (с промежуточными вычислениями).
|
|
— Представлено правильное решение только в общем виде, без каких-либо числовых расчетов.
ИЛИ
— Правильно записаны необходимые формулы, записан правильный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу.
ИЛИ
— В математических преобразованиях или вычислениях допущена ошибка, которая привела к неверному ответу.
|
| — В решении содержится ошибка в необходимых математических преобразованиях и отсутствуют какие-либо числовые расчеты.
ИЛИ
— Записаны и использованы не все исходные формулы, необходимые для решения задачи, или в ОДНОЙ из них допущена ошибка.
|
| Все случаи решения, которые не соответствуют вышеуказанным критериям выставления оценок в 1, 2, 3 балла.
|
|
|