|
|||
Дон Бек, Крис Кован – Спиральная динамика 27 страницаВАРЕЖКА: принести себя в жертву любви, поскольку КАЖДЫЙ ПО-СВОЕМУ КРАСИВ Когда ЗЕЛЁНЫЙ цМем является доминирующим, быть любимым и принятым более важно, чем выигрыш или материальная выгода. Самоценность находится под сильным влиянием оценочных сообщений из социальной сети человека. Здесь всё ещё есть формы манипуляции, но через коллективную вину, удержание влияния и контроль включения в группу. В этом диапазоне то, что думает сообщество, считается лучшим, истинным, правильным и уместным. Его члены принимают друг друга беспрекословно, таким образом гарантируя встречное принятие для себя. Существуют большая терпимость к различиям (она сохраняет целостность группы) и легализация альтернативных образов жизни и поведения, до тех пор пока они не причиняют вреда. Доведённое до крайности, это может способствовать чрезмерной вседозволенности и отсутствию ограничений, что запутало большую часть поколения X - неизвестно даже имя. Но тогда: «Любовь означает никогда не быть вынужденным извиняться». Крайности этого цМема приводят к менталитету «кровоточащего сердца», часто с осуждением приписываемого социальным работникам полицейскими, которые предпочитают ясно очерченные СИНИЕ версии правильного и неправильного. Избыточный ЗЕЛЁНЫЙ, как и любой другой слишком разросшийся цМем, приводит к возникновению слепой зоны. Например, это может привести к непониманию ФИОЛЕТОВОГО потенциала как для здорового, так и для негативного поведения - романтизированные мифы о «благородных дикарях» и фильмы наподобие очаровательного ЗЕЛЁНОГО фильма «Танцы с волками» Кевина Костнера. Когда мы смотрим через ЗЕЛЁНЫЕ фильтры, мы лишаем людей их права на полный человеческий спектр и рисуем их в ложных цветах. Эгалитарное усреднение этого цМема предлагает ложную надежду, что «нет такого понятия, как плохой мальчик» - такая надежда вводит в заблуждение молодёжь. ЦМем категорически отказывается признать, что мозги могут быть «разрушены» и не подлежать ремонту »-< /П [193]-» существующими на данный момент методами лечения. С другой стороны, когда ЗЕЛЁНЫЙ слишком слаб, трезвая карательность даже не рассматривает вопрос о предоставлении второго шанса - «Отрубите ей голову! », «Три удара - и убирайся! »* Только экономически превосходящие и проверенные истинные верующие достойны правосудия, и никто другой. Эти несоразмерности вызывают расхождения ЗЕЛЁНОГО с доктринёрским СИНИМ из-за различий в гибкости, лёгкости доступа к правильно/ неправильно и важности чувств по сравнению с убеждениями. Найдите кого-нибудь со здоровыми как СИНИМ, так и ЗЕЛЁНЫМ - и вы увидите действительно заботливого человека, который твёрдо опирается на сильные убеждения, но может предоставить вам полную свободу самовыражения. Стоит также подготовиться к некоторым конфликтам с ОРАНЖЕВЫМ. Людей, сконцентрированных в ЗЕЛЁНОМ, может волновать как их собственная ОРАНЖЕВАЯ история, так и те соперничающие, стремящиеся к получению прибыли, самодовольные коллеги, которым всё ещё очень хорошо в той зоне. Возрастающая роль этого цМема в обществе свободного предпринимательства, капиталистического, индивидуально- ориентироваииого, с доминирующими УЖ5, будет лучшим представлением на ближайшие несколько лет. ОРАНЖЕВЫЙ/зелёный Президент Билл и оранжевая/ЗЕЛЁНАЯ Хиллари Клинтон являются лишь верхушкой коммунитарного айсберга, который будет постепенно становиться всё ЗЕЛЕНЕЕ. ____ м_ о ЗЕЛЕНЫШ/жёлтый: фаза выхода Движение по спирали от пика ЗЕЛЁНОГО начинается с Сомнений в эффективности коллективизма и возрождения самобытности, которая подавлялась в границах УЖ6. Человек начинает чувствовать прилив личной силы из разума, который может дотянуться до вселенной и без того, чтобы его держали за руку внутри группы. Позитивные отношения с другими людьми являются важными компонентами бытия, но не являются его целью. Когда духовность встречается с квантовой механикой, первопорядковые проблемы прожиточного уровня становятся менее важными. Первое разочарование в ЗЕЛЁНОМ начинается тогда, когда маятник перемещает локус контроля с внешнего (общественное/коллективное) назад в семыо индивидуального/элитарного. Появляются первые вопросы УЖ7 о стоимости такой заботы, как с точки зрения экономики, так и человеческой энергии. В организациях рентабельность и производительность падают, в то время как расходы неожиданно увеличиваются - «как аукнется, так и откликнется». Общества на выходе из ЗЕЛЁНОГО/жёлтого начинают понимать, насколько дорого обходится обеспечение всех и каждого, не требуя взамен никакого вклада кроме как «присутствия» на раздаче. Это особенно становится очевидным, когда лёгкая иммиграционная политика приводит к увеличению списка нуждающихся. Большинство благородных программ Великого Общества не сработали (ЗЕЛЁНЫЕ идеи, внедрённые ОРАНЖЕВЫМ и регулируемые СИНИМ). Те, кто попробовали социализм как свою версию ЗЕЛЁНОГО, пришли к выводу, что это тоже не ответ (обычно ЗЕЛЁНЫЙ, внедряемый СИНИМ и субсидируемый ОРАНЖЕВЫМ). Несколько североевропейских государств развились до этой зоны спирали эволюционно и очень скоро будут либо решать проблемы второго порядка, либо пытаться справиться с регрессиями в алчный ОРАНЖЕВЫЙ, трезвый СИНИЙ и бурный КРАСНЫЙ. В этой связи важно помнить, что цМемы существуют не изолированно, а в контексте того, что и как развивалось до этого. Масштабные изменения будут происходить одновременно на нескольких уровнях, и управление таким порядком сложности является отличительной чертой предстоящих проблем УЖ7. На этом этапе выхода человек решает, что время и ресурсы могут быть использованы более эффективно, если общественная система не является настолько закрепившейся и правомочной. Иногда задача ЗЕЛЁНЫХ вспомогательных объединений состоит в создании и поддержании прочных отношений заинтересованных сторон - клиентов и обслуживания. Планы отдельных индивидуумов иногда оказываются сорванными ради групповых интересов, и они находят себя ограниченными общей гармонией. При неумелом управлении внимание к чувствам и групповому процессу замедляет результаты. Толерантная текучесть ЗЕЛЁНОГО мышления также затрудняет быстрые, сосредоточенные, нелицеприятные реакции на меняющиеся условия, особенно когда консенсус должен быть найден до начала действий и любой, действующий в одностороннем порядке, рискует быть отторгнутым. Каждый должен иметь возможность поучаствовать до того, как что-то начнёт происходить, иначе будут обиды и придётся их заглаживать. А тем временем умелый ОРАНЖЕВЫЙ конкурент захватывает рынок. м С/ В ЗЕЛЁНОЙ/жёлтой зоне самость начинает вновь заявлять своё влияние. Человек снова осмеливается сказать «я» и «моё» столько же, сколько «мы» и «наше». Он начинает смотреть на альтернативные идеи за пределами группы/сообщества, находя соответствия в других группах и у компетентных специалистов. Если свобода окажется дисгармонизирующей, такой человек, как правило, отступит и вернётся в паству. Чтобы вытолкнуть его из удобства ЗЕЛЁНОГО гнезда, понадобится значительная энергия и/или глубокие проблемы. Несмотря на личную цену, которой требует членство, оно того стоит до тех пор, пока сильны УЖ6. Начало конца доминирования этого цМема - это когда человек начинает (снова) заниматься делами, успешно их завершать, и всё это в одиночку. Коллективный процесс просто не соответствует сложности проблем УЖ7, поскольку он потребляет слишком много времени и энергии. Цена поддержания всеобщего счастья недостижимо высока, стоимость гармонии иногда слишком дорога. ЦМем фильтрует мир на соответствие его определениям и способностям. Человек, выходящий из первого порядка, видит слишком много, со слишком многих новых углов, чтобы принять простоту, которой здесь нет. Теперь, когда УЖЬ6 в прошлом, цельно-спиральные суждения начинают заменять ЗЕЛЁНЫЙ релятивизм. Возрастает жизнеспособность как индивидуальных, так и групповых действий, и способность человека обрабатывать одновременные разнообразие и сложность также расширяется. Немного дисгармонии кажется естественным, и растёт терпимость к открытым противоречиям. ЗЕЛЁНЫЙ/жёлтый начинает выражать недовольство и нетерпение на потребности группы, но всё ещё старается не нарушать процесс. В дополнение к Скандинавии и Нидерландам вы можете найти эти цМемы живыми и здравствующими в Новой Зеландии, Канаде, Швейцарии и даже Индии. Пожалуй, самым значительным показателем выходящего ЗЕЛЁНОГО/жёлтого этапа является избавление от страха. В конце концов, жизнь есть жизнь. Племенная безопасность, неограниченная власть, спасение для вечности, индивидуальный успех и нужда быть принятым теряют своё значение. Вместо этого растёт любопытство просто быть живым в огромной вселенной. Человек осознаёт, как невероятно много всего можно узнавать и исследовать, и одновременно принимает конечность своей собственной жизни. Он начинает смотреть на группу объективно, но с тревогой. Нет никакого преднамеренного отказа от принадлежности, но нужда быть частью чего-то исчезает. На горизонте появляются гораздо ббльшие вопросы, которые выходят за рамки любого сообщества для решения внутри самого себя. С пробуждением ЖЁЛТОГО цМема и второго порядка человеческого существования зарождается совершенно иной тип мышления. Глава 15 Переход во второй порядок Первый порядок человеческого развития, этапы «человек действия» от БЕЖЕВОГО до ЗЕЛЁНОГО цМема, стал кульминацией нашей приматной природы. Слушая вечерние новости, иногда кажется, что мы унаследовали бриз, а не ветер. Несмотря на технологические (читай с использованием инструментов) изощрённости, наши субординации, гендерные роли, политические структуры и склонность к насилию до сих пор удивительно хорошо коррелируют с нашими соседями по планете. Появление каждого нового цМема является важным шагом в разви- • • • • тии человека. Но переход из ЗЕЛЁНОГО в ЖЁЛТЫЙ - это, как его назвал Грейвз, «чрезвычайно важный скачок», который переводит нас с уровней существования первого порядка к уровням бытия второго порядка. Это не просто ещё один шаг по лестнице развития. ЗЕЛЁНЫЕ проблемы в УЖ6 включают в себя проблемы всех предыдущих миров, УЖ1’2’3415и часто резонируют с ними. В УЖ7, цМемы практически начинаются заново, подобно тому как музыкальная тема повторяется, но в другом ключе. ЦМемы второго порядка не связаны гармоникой уровней существования, они могут сотрудничать, не подпевая. В УЖ7 появляется сложность за пределами понимания даже умнейших представителей мышления первого порядка - эффект Шалтая-Болтая в действии. Мегаорганизации и мега-популяции существуют, поскольку проблемы существования понятны, даже если они и не находятся под полным контролем. В наше новое время возникают новые мегапроблемы, которые определённо требуют нового мышления. Вопросы, ставящие в тупик, и хаотические события последних десятилетий двадцатого века переполняют учреждения и процессы, которые были развиты до сих пор. Множество кризисов - экономический, экологический, политический, социальный, кризисы медицинского обслуживания и этнической принадлежности - мигают на экране радара любого смотрящего. Всё больше людей верят, что цыплёнок Цыпа[194] был прав: обеднённые озоном небеса падают. Но, как заявил Грейвз: «Она [ЗЕЛЁНАЯ система] должна разрушиться для того, чтобы высвободить энергию для прыжка в состояние G-T [ЖЁЛТЫЙ], первый уровень бытия. Здесь находится передовая для современного человека». Когда вся ЗЕЛЁНАЯ королевская конница и вся королевская рать не может собрать Шалтая-Болтая, появляется новый взгляд на будущее. Он подъезжает как рыцарь, повидавший весь мир, готовый найти новые взаимосвязи и сделать новый синтез. Заварите новый клей, скажите Шалтаю- Болтаю, что есть надежда, и добро пожаловать в мир ЖЁЛТОГО цМема. ЖЁЛТЫЙ гибкий поток системный цМем • Признание неизбежности потоков и форм природы. • Фокус на функциональности, компетентности, гибкости и спонтанности. • Поиск природной смеси конфликтующих «истин» и «неопределенностей». • Обретение личной свободы без ущерба для других лиц или эксцессов корысти. • Получение опыта полноты жизни на Земле при разнообразии в каждом измерении. • Потребность в интегративных и открытых системах. В основе ЖЁЛТОГО - условия жизни7: «Жизнеспособность неупорядоченного мира, оказавшегося под угрозой в результате воздействия кумулятивного эффекта первых шести систем на окружающую среду и население Земли, должна быть восстановлена. Главной задачаей в жизни является стать независимым в разумных пределах, знающим столько, сколько возможно, и заботящимся настолько, насколько это реалистично. И всё же я принадлежу сам себе, отвечаю сам перед собой, я как остров в архипелаге других людей. Продолжение развития естественным путём ценится более высоко, чем стремление иметь или делать. Меня беспокоят условия жизни в мире из-за того влияния, которое они оказывают на меня как на часть этой живой системы». Зелёный/ЖЁЛТЫЙ: фаза входа м ______________________________ е/ Для вошедшего в зелёный/ЖЁЛТЫЙ поиск душевного покоя продолжается, но это уже не сингулярная задача. Интерактивная вселенная становится более интригующей, чем автономия или даже сообщество. Ищущий м е/ порядка ЗЕЛЁНЫЙ коллективизм убирается на полку вместе с остальными первопорядковыми цМемами, готовый для использования, но больше не контролирующий. Принятие и гармония становятся периферийными для счастья. То, что думают другие, больше не является критически важным, только интересным. Самостоятельно управляемые команды являются средством, а не целью. Вид сквозь ЖЁЛТЫЕ очки предельно ясен. м е/ Около входа в зелёный/ЖЁЛТЫЙ диапазон мнения других людей по-прежнему многое значат. Их влияние может поколебать решения как эмоционально, так и рационально. Но закалённый индивидуализм также поднимается из коллектива, теперь уже без перекосов в ОРАНЖЕВЫЕ острова независимости или жёсткую КРАСНУЮ эксплуатацию. Эта взаимозависимость даёт свободу быть таким, каким человек лично выбирает, стремясь иногда к интеграции и сотрудничеству. Однако если это уместно, тот же человек может стать холодным и безжалостным по мере необходимости. С переходом ко второму порядку мышления концептуальное пространство человека становится ббльшим, чем сумма всех предыдущих уровней вместе взятых, с «логарифмическим» (термин Грейвза) увеличением в степенях свободы поведения. Таким образом, когда отдельные лица или группы, мыслящие по-ЖЁЛТОМУ, решают задачи, они обычно получают больше лучших результатов при затрате меньших времени и усилий. Они часто подходят к решениям необычными способами, которые другим даже не пришли бы в голову. Это больше, чем эффективность; это отражает активацию до сих пор неиспользуемой силы мозга. Конечно, решаемые ими проблемы также существенно более сложные и опасные. Хотя это может звучать, будто мы описываем новую породу человека или метамагическую организацию, ЖЁЛТЫЙ цМем латентен в любом нормальном мозге. Дело в том, что на этом этапе нашей истории его сила проснулась только в немногих из нас, потому что УЖ7 пока что не до конца ясны. Оказавшись за границами первого порядка, идеи становятся многогранными. Люди, переходящие от ЗЕЛЁНОГО к ЖЁЛТОМУ, терпимо или даже радостно относятся к парадоксам и неопределённостям. С ослаблением магнетизма группы появляется множество возможных подходов к тому, как действовать: СИНИЙ поиск истинного смысла и цели жизни, ОРАНЖЕВОЕ стремление к превосходству, КРАСНАЯ жажда власти и завоевания и ФИОЛЕТОВАЯ тяга собраться вместе в защитном кругу. В своих здоровых формах все они способствует сохранению целостности спирали. Идеи не являются священными; все они подлежат пересмотру и обновлению на более широкую функциональность. С увеличением ЖЁЛТОГО догматизм остаётся на низком уровне. Но негибкость, главная проблема ЗЕЛЁНОГО (несмотря на его декларируемую либеральность), распространяется на входящий зелёный/ЖЁЛТЫЙ диапазон. Тяжело отказываться от «правости» группы или отрицать её. Кандалы на разнообразие и свободу личности всё ещё остаются из-за ожидания того, что человек должен пытаться соответствовать нормам коллектива. На смену этим обязательствам на пике ЖЁЛТОГО приходят объективные принципы, и жёсткость исчезает. • •______ ЖЕЛТЫЙ: пиковая фаза м е/ Когда ЖЁЛТЫЙ достигает своего пика, шоры падают с наших глаз, позволяя нам увидеть, в первый раз, легитимность всех человеческих систем, пробуждённых на сегодняшний день. Они являются формами человеческого существования, имеющими право на жизнь. Системы видятся как динамические силы, которые, когда они здоровы, вносят свой вклад в общую жизнеспособность спирали и, как следствие, в продолжение самой жизни. УЖ7, пробуждающие ЖЁЛТЫЙ цМем, как эхо повторяют БЕЖЕВОподобные вопросы выживания, но в условиях бысхро меняющегося, информационноиасыщенного, высокоинтерактивного мира. Их пейзаж усеян обломками и славой первых шести человеческих систем. ЖЁЛТЫЙ понимает, что успешное человеческое существование в первом порядке поставило всё под угрозу. Однако сложные условия жизни> которые ставят под угрозу само существование вида Homo Sapiens, также открывают беспрецедентные возможности. Очевидно, что в такой среде потребуются новые социальные приоритеты и новые методы принятия решений. Как мы попытались показать в первых двух разделах этой книги, новые времена требуют нового мышления. Перспектива гибкого потока м е/ ЖЁЛТЫЙ создаёт перспективу гибкого потока. Эта точка зрения уважает различия в системах ценностей и способствует передвижению людей вверх и вниз по человеческой спирали. Это вызывает ощущение напластований, признание слоистой динамики человеческих систем, оперирующих внутри людей и обществ. Если ФИОЛЕТОВЫЙ болен, его нужно вылечить. Если КРАСНЫЙ бесчинствует, грубая энергия должна быть перенаправлена. Если СИНИЙ скисает и становится карательным, он должен быть реформирован. Поскольку многие из наших социальных «неразберих» вызваны взаимодействием людей на разных уровнях, такие «неразберихи» могут быть разобраны только с помощью ЖЁЛТОГО комплекса интеллектов и ресурсов. ЖЁЛТЫЙ «гибок», поскольку он может войти в концептуальные миры первых шести систем и взаимодействовать с ними на их частотах, говоря м __________________________________ е/ на их психологических языках. ЖЁЛТЫЙ уважает их мировоззрение (хотя и не обязательно соглашаясь с ним), способы выражения, а также уникальные нравы, обычаи и культуру. ЖЁЛТЫЙ «текуч», поскольку он находится в контакте с естественными эволюционными процессами, которые наглядно характеризуют наше естество. Каждая система рассматривается в качестве следующего шага, а не окончательного. Как заметил Грейвз: «Каждый последующий этап, волна или уровень существования является состоянием, через которое проходят развивающиеся люди по пути в другие состояния бытия». м е/ ЖЁЛТЫЙ разум видит приливы и отливы человеческих систем по всей планете. Эти системы, а не этнические ядра, культурные и национальные различия или даже политические структуры, определяют взаимодействие народов и обществ. ЖЁЛТЫЙ в спешке забегает за кулисы и воздействует непосредственно на самые глубокие динамики, которые являются причиной проблем. Подобно тому как электромонтёры могут восстановить питание после грозы или как творческие умы, покрутив здесь и там, собирают кубик Рубика, люди с ЖЁЛТЫМ мышлением способны решить проблемы, в то время как другие беспокоятся, манипулируют, обращаются к высшей власти, формируют исследовательские группы или играют в теоретические игры. Конечно, не все на самом деле хотят, чтобы проблемы были решены, несмотря на то, что они заявляют это. Есть много вариаций индустрии борьбы - расизм, сексизм, тюремный бизнес и т. д., - сама жизнедеятельность которых зависит от неразрешённых трудностей. Фактическое искоренение причин проблем оставит поставщиков решений без работы. Когда цМем первого порядка находит свою нишу, которая соответствует его интересам и компетенции, он будет бороться за то, чтобы эта ниша оставалась открытой, далее если в процессе может пострадать вся спираль. Внутренний контроль ЖЁЛТОГО ЖЁЛТЫЙ цМем думает и действует из внутренне направленного центра. Индивидуальные гироскопы, которые позволяют человеку сохранять равновесие в парадоксальном мире, крутятся внутри принципиальной, знающей самости. Такие люди имеют сильные этические якоря своего собственного обоснованного выбора, позаимствованные из различных источников, но они не ограничены жёсткими правилами, навязанными внешней догмой или наказом властей. Хотя они могут с готовностью признать, что нуждаются в других для выполнения задачи, они не становятся эмоционально зависимыми (в отличие от ЗЕЛЁНЫХ). Грейвз наблюдал, как уходят принуждения и тревоги (страхи), оставшиеся от предыдущих уровней, повышая тем самым способность человека занять созерцательную позицию и рационально оценивать реалии. С отступлением страха количество и качество идей и решений проблем резко увеличивалось. Когда ЖЁЛТЫЙ активирован, человек избегает попадания в зыбучие пески любой из систем, от необузданного честолюбия ОРАНЖЕВОГО до наивного альтруизма ЗЕЛЁНОГО. Столкнувшись со сложностью, такой человек не пугается, но и не переоценивает свои возможности. Скорее, он развивает доверие к самогенерируемым Некоторые ЖЁЛТЫЕ вьщержки Грейвза • Экзистенциальная этика является краеугольным камнем для поведения, поскольку она уходит корнями в знания и реальность. • То, что было правильным вчера, может не выглядеть правильным завтра. • Одно поведение, которое было неправильным вчера, всегда будет неправиль ным, тогда как другое поведение, которое было правильным ^вчера, может быть или не быть правильным сегодня. • Если быть счастливым - это реалистично и соответствует обстоятельствам, то быть счастливым - это хорошо. Если реалистично страдать, то страдание является надлежащим поведением. • Если ситуация требует авторитаризма, то уместно быть авторитарным, а если ситуация требует демократии, то нужно быть демократичным. «Хорошая, власть», которая устанавливает необходимые ограничения, стала утраченным ' искусством во многих семьях и школах, где её путают с наказательностью, регламентацией и строгостью. В то же время «демократия» уже почти обожествлена как безусловная, универсальная и окончательная модель для принятия решений, вне зависимости от того, готовы ли к ней активные цМемы группы или нет. ' • Ценности диктуются великолепием существования, а не эгоистическими или групповыми интересами. Они присущи природе самой жизни как фундаментальный, естественный закон. сообщениям и инструкциям, которые исходят из центра его основных убеждений. И спираль даёт ему обнадёживающий путь через турбулентность и неопределённость. ЖЁЛТЫЙ входит в семейство систем, которые являются скорее выразительными, чем жертвенными. Как таковой, он не будет, как бабочка, лететь на открытое пламя каждого. Не ожидайте, что он принесёт себя в жертву во имя общины, традиции, вашей истины или человечества в целом. Не бывает ЖЁЛТЫХ одежд, в которых можно идти, посыпав голову пеплом Он действительно слышит и отвечает на стук своего собственного барабанщика. Поступая так, он ставит себя в сравнении с самим собой, не противопоставляя себя другим. Однако, вместо того чтобы быть изолированными одиночками, ЖЁЛТЫЕ мыслители могут работать в одиночку или группами, в зависимости от ситуации и требуемых результатов. В конечном счёте, индивидуум интерпретирует мир через собственную призму, делая свой выбор в кафетерии вариантов и сценариев. Такое оценивание проистекает из идеи самости, которое переросло КРАСНЫЙ эгоцентризм или ОРАНЖЕВЫЕ высокомерие и автономию. Это скорее положительная или высокая самооценка на основе как информации, так и эмоции. Это просветлённое самопринятие признаёт недостатки и ошибки и даже простило себя за неудачи, но учитывает эти искажения в процессе принятия решений. Такой человек может даже устранить себя от участия в принятии критического решения, если его переполняет внутренний эмоциональный беспорядок по поводу обсуждаемого человека, вопроса или события. • •____ ПОТОК: ЖЕЛТЫЙ готов учиться в любое время И ИЗ ЛЮБОГО ИСТОЧНИКА Хотя сложное обучение включает в себя целый ряд навыков мышления высшего порядка, оно не зависит от грубых результатов IQ теста или формального образования. Скорее, оно может быть охарактеризовано умением собирать информацию, способностью доступа к знаниям на нескольких уровнях, умственной энергией и дисциплиной работать над долгосрочными задачами, чувством трепета и игривого восторга при встрече с новым и неизведанным. _________________ •• Поскольку ЖЁЛТЫЙ занимает концептуальный мир постоянных перемен и разнообразия, способности к чистому наблюдению и быстрому обучению имеют важное значение. Поэтому пожизненный интерес к обучению и экспериментированию является само собой разумеющимся. ЖЁЛТЫЕ мыслители могут определить уровень спиральной сложности информации, которую необходимо изучить, и активировать цМемио-специфический стиль обучения, который получит к ней доступ. Если то, что необходимо изучить, требует терпения, авторитарного климата и самоотречения, присущих СИНЕМУ, будет задействована эта система. Если сбор информации требует сравнения с другими людьми, включится ОРАНЖЕВЫЙ. Если сотрудничества, тогда усилится ЗЕЛЁНЫЙ. Аналогично, эти люди могут активировать внутри себя осознанным методом второго порядка любой из огромного количества ресурсов первого порядка, от быстрой памяти до интуитивных снов наяву. Очевидно, что для генерации свежих идей и новых направлений они будут свободны от оков прошлого и ожиданий других людей. Но они будут опираться на богатые традиции и уже изобретённые колёса из прошлого, а не отвергать их без рассмотрения. В сфере этого цМема почти нет высокомерия и надменного самодовольства. м е/ ЖЁЛТЫЙ учится неизмеримо многому, когда что-то делает, и эти знания часто не относятся напрямую к самой задаче. Чем часто вызывает удивление друзей и коллег, которые будут спрашивать: «Откуда ты это знаешь? » Этот подобный виртуальной реальности мозг может исследовать много параллельных версий бытия, сравнивать их друг с другом и выбирать из каждой подходящие куски и кусочки. ЖЁЛТЫЕ мыслители являются экспертами в интеграции сложных переплетений и нахождении чётких путей. Жизнь для них представляет собой мозаику из несклеенных кусочков, которые могут быть перегруппированы так, чтобы составить наиболее подходящую на данный момент времени картинку существования. • •_________ ПОТОК: ЖЕЛТЫЕ мыслители полагаются на то, что НЕОБХОДИМО, ЕСТЕСТВЕННО И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО * В то время как ЗЕЛЁНАЯ система часто полна идеализма и боязныо м С/ кого-либо обидеть, ЖЁЛТЫЙ в своём стремлении «сдвинуть дело с мёртвой точки» может быть резким. Он фокусируется на том, что необходимо, и проявляет меньше интереса к участию в социальных любезностях и игрищах. ЖЁЛТЫЙ проникает в самую суть вопроса. Когда он находится в закрытом состоянии, то может казаться безразличным, если не сказать м е/ безжалостным. Здоровый открытый ЖЁЛТЫЙ будет более терпим к проявлениям других цМемов: торжественным приветствиям ФИОЛЕТОВЫХ; вымогательству и армрестлингу КРАСНЫХ; СИНИМ повесткам дня и сборам подписей; ОРАНЖЕВЫМ рукопожатиям и статусным поединкам; ЗЕЛЁНЫМ обниманиям и тёплым, прочувствованным вступлениям. Когда ЖЁЛТОЕ мышление начинает распространяться в организации или сообществе, можно заметить постепенное исчезновение дорогих офисов, символов статуса, иерархии привилегий или любых других показателей власти или силы. Эти изменения не движимы ЗЕЛЁНЫМИ эгалитарными, жертвенными мотивами. Вместо этого, здесь просто высоко ценятся выразительная функциональность и «кто знает больше о чём», независимо от официальных полномочий или офисной власти. Меньшее становится бблыним. Как только ОРАНЖЕВЫЙ отдаёт контроль ЖЁЛТОМУ, на смену грандиозным схемам приходят минималистские структуры, и элегантная простота побеждает хвастовство. Власть в ЖЁЛТОМ является контекстной. Она переходит к самому оснащённому и наиболее способному, вне зависимости от ранга, срока пребывания в должности или даже чувств. Компетенция, знания, навыки и понимание, которые соответствуют текущим потребностям, являются доминирующими факторами. Опять же, возобладает то, что является «естественным» для данных обстоятельств. С пробуждением личной ответственности и личной автономии люди начинают делать больше для себя. Их основной заботой становится то, что действительно необходимо для завершения работы, или для выполнения задачи, или для добавления ценности процессу. ЖЁЛТОГО привлекает то, что естественно, в отличие от искусственного или надуманного: способ, который действительно работает, наиболее подходящая технология для выполнения конкретной задачи, символическое предпочтение игры на настоящей траве вместо искусственного травяного покрытия. Но это не означает призыв к жизни, полной гранолы[195] и ягод или гардероба исключительно от L. L. Bean[196]. Пластик, еда в забегаловке и костюм с Севил-Роу[197] могут быть более подходящими в данный момент времени, в конкретных обстоятельствах.
|
|||
|