Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дон Бек, Крис Кован – Спиральная динамика 23 страница



После пожара на птицеферме, в котором погибли несколько работников из-за того, что выходы были наглухо закрыты (ОРАНЖЕВЫМИ), якобы для защиты от мух и с целью «недопущения хищений», устами родственников погибших говорил СИНИЙ цМем. О халатности руководителей было сказано, что «они будут наказаны во имя Иисуса». Ссылка на священное имя авторитета - это важная часть СИНЕГО, взывают ли к Господу, Пророку, Председателю Мао или к «имени Закона». Слова-символы становятся сами по себе иконами, так как они резонируют с глубокими эмоциями ФИОЛЕТОВОГО.

ЛОЗУНГ: причина и цель

В СИНЕМ всё имеет цель, место и причину. Мир аккуратно разграничен чистенькими заборами из колышков и хорошо постриженными изгородями. Время упорядочено вдоль единственной колеи (монохромно), одно следует за другим. («Делай это задание правильно, а затем переходи к следующему». ) В конце пути каждого из нас ждёт окончательный суд.

За нашим существованием стоит великий замысел, у всего сущего есть цель, пусть даже это и непонятно простым смертным. Высшая власть всегда наблюдает, «составляет и перепроверяет список». Окончательная награда ожидает тех, кто стоит в очереди и делает то, что правильно. Горе всем остальным, ибо они не получат золотых часов.

Вследствие наличия этого компонента, связанного е вечной наградой/ наказанием, этот цМем имеет запас времени и может быть более терпеливым, менее донкихотским, чем дёрганый КРАСНЫЙ. Никита Хрущёв грозил «закопать капиталистов», наивно полагая со своей СИНЕЙ позиции, что коммунистический план будет процветать, а его конкуренты не добьются успеха по мере движения мира по спирали. Оторванные от жизни теоретики верят в свои убеждения и неизбежную победу своего варианта истины; крушение истины неизбежно поражает их.

Эти СИНИЕ доктрины, как правило, фиксируются в «книге», так как письменный язык является частью разумности данного цМема. Начиная от библиотеки в Фивах и заканчивая муниципальным архивом, знание фиксируется в прочной форме, что помогает преодолеть как потерю деталей, так и недолговечность устной ФИОЛЕТОВОЙ традиции. Священные книги, трактаты и манифесты каталогизируются и аккуратно хранятся, как правило, в трёх экземплярах и без типографских ошибок. Примером могут служить рукописные свитки Торы, считающиеся истинной драгоценностью для паствы синагог (любая ошибка значит переписывание с самого начала). Многие христиане верят, что их Библия является безукоризненным и буквальным словом Божьим, безошибочно скопированным человеком. Неопытные молодые лейтенанты в Army Ranger[147] благоразумно обращаются к уставам (а также старшим сержантам), прежде чем начать выкрикивать приказы направо и налево.

Когда КРАСНЫЙ цМем выбирает атаку на СИНИЕ системы, он разрушает библиотеки, сжигает книги, крушит музеи, веря в то, что уничтожение содержимого приведёт к уничтожению контейнера - самого цМема. Когда в преимущественно СИНЕМ мире идеологии действительно вступают в схватку, они разрушают избирательно, очищают идеи для новой правильности, подвергают библиотеки цензуре, сортируют «факты», преследуют еретиков и переписывают историю в соответствии со своей истиной. (При возникновении ОРАНЖЕВОГО мы начинаем «кроить» некую истину и пересматривать историю для соответствия нашей повестке дня. )

СИНИЙ цМем довольно занят сегодня. Основные темы в политике вращаются вокруг добродетели и морали. Постоянно обсуждаются иммиграционные законы и самоидентификация национальностей. В США множество выборов стали соревнованием вокруг одной проблемы, когда всё, что важно, это позиция кандидата по вопросу абортов или контроля за распространением оружия, а все остальные его слабые и сильные стороны несущественны. Где бы это ни происходило, в США, Германии или Японии, попытки вернуться «назад к основам» или восстановить прочные ценности, мораль и традиции, сделавшие «нас» великими, должны тщательно изучаться из-за своего положительного и отрицательного воздействия.

Колонка редактора газеты Fort Worth Star-Telegram от 12 декабря 1993 года призвала к «возрождению традиционных ценностей». Автор настаивал на том, что мы все «... восстанавливаем состояние морали... Возможно, американцы найдут странным, что в этой последней декаде XX века, маятник качнулся от фокуса на личности и её потребностях в сторону признания необходимости основных, фундаментальных ценностей».

Обратите внимание на слова «возрождение» и «восстанавливаем». Оба они указывают на то, что было, а теперь утеряно и должно быть возвращено. Часто это выражается в виде разрушения семейных ценностей или слабости характера личности. Очевидно, что УЖ4 заново облицовываются по мере того, как ОРАНЖЕВОЕ «десятилетие я» сменяется новой эпохой «мы».

Рассказывая о 831-страничной книге Уильяма Беннета «Книга добродетелей» («Book of Virtues») в своей статье в журнале Time (7 марта 1994 г. ),

Лэис Морроу предупреждает: «В некотором смысле, ностальгирующие моралисты почти всегда правы. Проблема заключается в том, что подобная ностальгирующая мораль может превратиться в политическую программу, которая создаст грубое упрощение, в фашизм, который почувствует глоток свежего воздуха по мере приближения такой морали, это может стать подобием апокалипсиса и его последствий». Опасность заключается в обещании, что будущая награда зарезервирована для героев, солдат и мучеников за правое дело.

Когда СИНИЙ в силе, популярными становятся обязательное служение нации, потому что он может внушить ответственность, дисциплину и внимание к другим. Каждый человек жертвует собой ради общего блага (этот цМем воевал в двух мировых войнах). В условиях выхода из КРАСНОЙ и входа в СИНЮЮ эпоху для удовлетворения возникающих нужд должны быть введены программы, аналогичные программам эры Рузвельта, например программе Гражданского корпуса охраны окружающей среды (Civilian Conservation Corps, ССС), Works Progress Administration (WPA) и ещё более изощрённой программе Boot Camps for the Mind. Такие программы особенно эффективны, если ОРАНЖЕВЫЙ, исполняя свои планы, стремится сократить расходы на содержание тюрем и повысить уровень гражданского сознания.

Волна ностальгии, связанной с празднованиями Дня Победы, обозначившего окончание Второй мировой войны в Европе, резонирует с СИНИМ цМемом. Многие представители западного первого мира, кажется, действительно упускают идею самопожертвования ради безусловно воспринимаемого правого дела, однако именно это в наши дни откликается громким эхом в мусульманских странах и регионах второго мира, где происходит затухание ФИОЛЕТОВОГО и КРАСНОГО.

ЛОЗУНГ: Стой! Кто щз? дуг1ЛУ1вре1?

Если задействован СИНИЙ, люди реагируют на события поверхностно и без сострадания; уровень их понимания и толерантности ограничен. В конечном итоге каждый из нас получит то, что намечено общим планом. В более негативных проявлениях это значит придирчивость и приписывание вины одному обозначенному виноватому. Такое поведение всегда одержит верх над учётом его позитивных достижений. И несомненно, что строгий начальник никогда не будет удовлетворён чем-то меньшим, чем совершенство.

Он обязательно найдёт недостатки просто из принципа во время своей «инспекции в белых перчатках», ибо никто из простых смертных не заслуживает отличной оценки. Детям никогда не позволят чувствовать себя достаточно хорошими, пожалеешь розгу - испортишь ребёнка.

В СИНЕМ мире люди избирательны в выборе друзей. Ближайшие сподвижники склонны разделять одинаковые убеждения, религиозные и даже политические взгляды. С точки зрения бизнеса СИНИЕ связи, формирующиеся посредством церкви или масонской ложи, гарантируют участникам как клиентскую базу, так и надёжную сеть поставщиков. Торговля алмазами имеет множество СИНЕГО наряду с ОРАНЖЕВЫМ, а многие сделки по продаже нефтепродуктов в Западном Техасе до сих пор заключаются рукопожатием. Человек в этих условиях стремится иметь всего лишь нескольких близких друзей, но они будут иметь подтверждённую степень доверия. Это близкое окружение является хранителем веры, денег и будущего детей. Несмотря на это, когда в рамках СИНЕГО мира вспыхивают конфликты, они крайне жестоки, ведь стороны слишком много знают о том, как наиболее сильно ранить другого. Братья могут перестать разговаривать друг с другом до конца жизни, а в гражданских войнах нет ничего гражданского[148], кроме названия.

ЛОЗУНГ: горяокивоеобщтрегламенаияжиэни

ВСЁ НА СВОЁМ МЕСТЕ

Живущие в СИНИХ структурах люди предпочитают жёсткие структуры, однозначные графики и ясные последствия. Этот цМем живёт абсолютом - пожизненной гарантией и метафизической уверенностью. Когда люди находятся в СИНЕЙ зоне, клятвы и обещания непреложны, а кодексы чести наиболее эффективны. Кадеты современных военных академий дают клятву не лгать, не жульничать и не воровать, а также нетерпимо относиться к подобным действиям со стороны других людей. (Когда в подобных ситуациях захватывают власть КРАСНЫЕ или ОРАНЖЕВЫЕ цМемы, то разражаются скандалы. )

Подобно старинным правилам работы на фабрике, стандарты правильного поведения детализированы, за их соблюдением строго следят. Приверженность предписаниям власти является частью СИНЕГО raison d'etre [149], а вина за нарушение считается доказанной. Дорожным знакам подчиняются, и ограничение скорости сохраняет своё значение, даже когда сотрудник дорожной полиции не наблюдает за вами.

Ощущение собственной значимости во многом исходит из оценок со стороны внешнего авторитета. Награды, воспринимаемые как незаработанные и незаслуженные, вызывают чувство вины и могут демотивировать. Слишком много свободы при отсутствии чёткого направления болезненно

для людей. Резко определяются регламенты ношения одежды и причёсок, стандарты речи и хорошие манеры. «Правила порядка Роберта»[150] определяют этикет проведения собраний, а правила джентльменского поведения в СИНЕМ мире приведены в «Балладе о Босвортском поле»[151] или Женевской конвенции.

Этот цМем создаёт упорядоченную жизнь, своеобразный аккуратный ящик с инструментами. И острую потребность в стабилизации при турбулентности. Когда этот цМем имеет здоровую форму, люди, живущие под его влиянием, кажутся самыми уравновешенными, уверенными в себе и спокойными на Земле. Они знаюту почему находятся здесь и что будет дальше. Нарушение УЖ4 возникает лишь вследствие противоречивых сообщений, получаемых от различных, но уважаемых в равной степени авторитетов. До тех пор пока «слово» ничему не противоречит, спираль находится в сбалансированном состоянии и жизнь проистекает в мирном русле.

Терпеливые труженики СИНЕГО мира выполняют задачи и вне рабочего времени. Долг перед страной, церковью, компанией или народом значит «работать» и не потерять «стабильную работу», не бездельничать. Усердие не позволяет развиться чувству вины, а служение приносит удовлетворение (бурная радость семейства цМемов тёплых цветов от личных достижений человека не пробуждается до тех пор, пока не придёт ОРАНЖЕВЫЙ). СИНИЙ привык управлять американскими железными дорогами и до сих

О

пор заведует многими европейскими. СИНИЙ насыщает тяжёлую промышленность.

Многие личные спирали начинают рушиться, когда закрываются заводы или когда ОРАНЖЕВАЯ робототехника (или корейцы) выхватывают работу из квалифицированных японских рук, считавших, что эта работа дана им на всю жизнь.                                                            ”

Традиционные торжественность и церемонность[152] утешают и восстанавливают СИНИХ. «Вера наших отцов» и привычные паттерны сохраняют стабильность. Наследие является расширением границ времени, оно должно быть правильно передано будущим поколениям. Могила Неизвестного Солдата на Арлингтонском кладбище в США является единственным памятником, круглосуточно охраняемым воинским караулом, гарантирующим неприкосновенность СИНЕГО символа (Ленину в этом смысле повезло меньше, так как СИНИЙ постепенно потускнел в Кремле).

Охрана сменяется у Букингемского дворца, причём вне зависимости от того, хорошо или не очень идут дела королевской семьи. Однако если в семье возникнут неприятности или бюджетные проблемы, всенародная СИНЯЯ спираль британской монархии может рухнуть вследствие дисфункции - в индустрии великолепия существует крайне мало пространства для грубого КРАСНОГО или слишком откровенного (читай «обыкновенного») ОРАНЖЕВОГО ^

В строгой СИНЕЙ организации обычно нет места для лёгкости. Церемонии и ритуалы не оставляют места для шуток. Степенность необходима любому наследнику престола или кандидату на руководящий пост в компании. Перед тем как погрузиться в сон перед Рождеством, Эбенезер Скрудж мог бы многое рассказать об этом. Однако этот цМем не является немилосердным. На самом деле, многие СИНИЕ убеждения предписывают делиться, заниматься благотворительностью, оказывать гостеприимство и заботиться о попавших в беду близких. После того как рождественский Призрак Будущего взял мистера Скруджа с собой в путешествие, последний отказался от своей суровой КРАСНОЙ стороны в пользу всеобъемлющего СИНЕГО долга помогать другим. Малютка Тим был спасён с помощью спирали!

Общество анонимных алкоголиков или похожие 12-шаговые модели значительно более доступны для нас, нежели рождественские призраки, однако так же ведут к позитивному СИНЕМУ и одновременно помогают людям справиться с зависимостями.

Развитие цМема утверждает власть высшего авторитета, находящегося вне человека, и предлагает поддержку сильного общественного/коллективного с элементами ФИОЛЕТОВОГО, который противостоит сиюминутным (КРАСНЫМ) вознаграждениям в виде наркотиков, алкоголя или тотального отрицания. Оскорбительное поведение и другие расстройства могут быть устранены через полное обновление жизни человека с помощью здоровых СИНИХ структур, при условии, что данный цМем доступен в личной спирали человека, и существует достаточная поддержка для удержания ситуации под контролем.

О

Но есть одна загвоздка. Некоторые люди имеют очень слабый СИНИЙ диапазон, который даже в случае пробуждения оказывается недостаточно силён, чтобы уравновесить КРАСНУЮ химию, напряжение УЖ3 или укротить ОРАНЖЕВОЕ высокомерие. Способы коррекции должны быть конгруэнтны доступным мыслительным системам спирали. Модные методы целостной терапии, которые не принимают это во внимание, гарантируют себе высокий процент неудач. Хотя они могут быть и вполне прибыльными для частного врача, практикующего лечение молодых людей из «группы риска» или руководителей, страдающих от стресса.

Подводя итоги, можно сказать, что упорядоченный ньютоновский мир СИНЕГО цМема предлагает высокую степень удовлетворения тем, кто стремится занять назначенное им место и оставаться на нём. Люди с хорошо

с/

развитой СИНЕЙ системой спокойны, имеют ясные надежды на будущее и прочную веру в то, что в их жизни есть смысл и значение. Цивилизованный мир многим обязан этому «бережливому, смелому, чистому и набожному» цМему, чьи представители часто превозносятся как «соль Земли».

СИНИИ/оранжевый: фаза выхода

Исполнительный, добропорядочный, положительный кадет отражает цМем, но всё-таки не фиксированный тип личности. Как только СИНИЙ стабилизирует мир и привносит в него надёжный порядок, у «я» снова появляется роскошь беспокойства. На этой фазе выхода СИНИЙ/оранжевый мы часто замечаем осторожные, неагрессивные и контролируемые попытки движения обратно в сторону независимого мышления. СИНИЙ на своём пике был почтителен и уступчив по отношению к властям. Сейчас же происходит переход от пассивного принятия к умеренной свободе действий и к контролю приказов, а в ряде случаев к возникновению сомнений - оправдывает ли власть ожидания? Постепенно выходит на поверхность самоуправление, пусть и под тщательным наблюдением, хотя ностальгическое отношение к прошлому сохраняется в виде необходимости утренней зарядки. Фундаменталисты начинают писать в своих дневниках о реформах, которые они хотели бы провести, а истинно верующие осмеливаются тихо высказывать сомнения людям своего круга, сидя в $офейне.

Истиной на СИНЕМ/оранжевом этапе является то, что человек слышит от уважаемого им, надлежащего авторитета. Пока что от этой интерпретации нет отклонений, однако обратите внимание на то, что «надлежащий авторитет» уже не является вселенским стандартом. Напротив, теперь это отдельный авторитет, выбранный индивидуумом внутри некоего «изма». Этот кусочек ОРАНЖЕВОГО приводит к глубоким разногласиям внутри группы верующих, так как люди, находящиеся в фазе выхода СИНИЙ/ оранжевый, уже начали делать различия между версиями истины и превращать их в свою собственность. У них есть ощущение лёгкого осуждения тех, кто с ними не соглашается, и они с ходу отклоняют любые противоположные точки зрения, бесконечно раскачивая мир на пике СИНЕГО. Хотя аргументация часто касается мелочей и сосредотачивается на семантике, а не на общих принципах, религиозные конфессии раскалываются, а в политических партиях начинают возникать фракции, имеющие различные мнения даже по таким «незначительным» вопросам.

                                                                                                         е/

Проблемы бьют по бизнесу, когда СИНИШоранжевый занимается переговорами для заключения договоров. Представители различных сторон выслушивают все стороны, пытаются вычислить, каким образом они могут переспорить оппонента и выиграть по пунктам. Они не думают о том, как достичь взаимопонимания и прекратить ненужные игры. Зачастую дискуссии вырождаются в скандалы по определению основных понятий вместо обсуждения существенных вопросов для того, чтобы замаскировать битву между игроками и их эго.

Споры между различными «измами» могут приобрести ещё большую эмоциональную окрашенность, если в них вступают участники, находящиеся на других участках спирали. Это не всегда просто сделать, поскольку СИНИЙ/оранжевый тратит значительную энергию для защиты своего маленького мирка от вызовов и угроз. Они предпочитают быть с похожими на них самих союзниками, «нашими людьми», теми, кто послушно разделяет их понятие истины и уважает самопровозглашённую (в определённой степени) власть внутри группы. Однако люди с данным цМемным профилем легко становятся заместителями или доверенными людьми для ОРАНЖЕВЫХ/синих, поскольку такой стиль лидерства для них предпочтителен. Добавьте немного отваги КРАСНОГО или немного либеральности ЗЕЛЁНОГО, и получится занятное шоу «на кулаках» - такие устраивают пресвитерианцы, фрейдисты или республиканцы, участвующие в работе комитетов или на публичных слушаниях.

В этой зоне по-прежнему сохраняется значительная необходимость представлять на рассмотреии точки зрения, а не выражать собственную, и тем не менее чаши весов склоняются в сторону автономии. Человек делает то, чего от него ждёт власть, однако начинает размышлять над тем, как сделать это по-своему, особенно в случаях, когда власть смотрит в другую сторону. Это сигналы необходимости тщательного самоконтроля, они знаменуют собой зарождение расчётливости. Под СИНИМ зонтиком недостаёт свободы, что вызывает чувство горечи. Эта горечь баламутит ОРАНЖЕВЫЕ проблемы - независимость, личную компетентность и формирование самоконтроля в рамках установленных инструкций.

На пике СИНЕГО человек борется за то, чтобы сделать своё дело абсолютно правильным образом, однако знает, что только Господь может создать дерево. На этапе выхода совершенство кажется почти возможным через независимое мышление и некоторое ослабление ограничений, налагаемых правящими кругами. Опять начинает просачиваться индивидуальность, бросается вызов властям. Сомнения в непогрешимости авторитета позволяют людям заново интерпретировать истину, чтобы она больше соответствовала «жизненным реалиям». Подобное ограничение свободы создаёт ханжеский образ жизни, в худших своих проявлениях он

становится напыщенным, неглубоким и самодовольным, однако не склонным прибегать к категоризму, которому покровительствует красный/

О

СИНИЙ. Вместо этого возникает критицизм в стиле героев книги Ивлина «Возвращение в Брайтсхэд», при котором критике подвергается почти всё вокруг, а критикующий высокомерно утверждает: «Я - лучший и самый достойный из всех верующих». Драматург Ноэл Кауард[153] переход от викторианского СИНЕГО к ОРАНЖЕВОМУ сделал занятным, хоть и несколько неудобным. Множество маленьких городков до сих пор живут под влиянием подобного мышления.

Когда целью человеческого существования является служение долгу во имя высшей цели, сложно найти сострадание к человеческим слабостям и недостаткам. И хотя человек на СИНЕМ/оранжевом этапе может помогать другим из чувства долга, обязанности - сочувствие и истинное сопереживание являются крайне редкими. Доброта распространяется на тех, кто находится вне пути - noblesse oblige, - однако имеет вид скорее родительского надзора, а не тёплой, располагающей дружбы. Вследствие этого возникает широкий круг уважающих друг друга партнёров, но лишь некоторые становятся очень близкими. Большинство людей испытывает сложности при попытках соответствовать СИНИМ/ораижевым стандартам в области надлежащих семейных ценностей, добродетельного поведения и честности. Больше всего не везёт тем, кто находится в ФИОЛЕТОВОЙ и КРАСНОЙ зонах.

СИНИЕ/ораижевые высокомерно демонстрируют свой уровень дисциплинированности и осуждают слабость окружающих. В то же самое время они работают над тем, чтобы превысить стандарты. Подобные личности иногда непреодолимо, почти маниакально стремятся сделать всё возможное внутри заданных границ. Они гонимы целью в точности выполнить задание и завершить намеченный этап только ради того, чтобы вовремя быть готовыми и перейти к следующему пункту программы. Совершенство становится целыо. В этой зоне достаточно высока потребность в достижении (тем, что психолог Дэвид Макклелланд[154] называл «N-ach (Need for Archie- vement)», то есть «потребностью в достижении»), однако она по-прежнему ограничена группой. Пока что ещё нет значительного побуждения к достижению цели в одиночку.

ЛОЗУНГ: рабта

На СИНЕМ/оранжевом этапе работа остаётся работой. Для такого чересчур узконаправлениого мышления нет места для КРАСНЫХ грубых развлечений и нет времени для праздного наслаждения самим собой; даже присущие СИНЕМУ этапу совместные завтраки и молитвы проводятся значительно реже. Правильно сделанная работа является наградой сама по себе. Пуританская рабочая этика является очень СИНЕЙ/оранжевой. Человек испытывает моральное обязательство способствовать получению аккуратного, точного и успешного результата. Радость и отдых ждут нас в загробной жизни, а не сейчас.

КРАСНЫЙ склонен «расширять горизонты», пытаться преодолеть невозможное и рисковать всем в надежде на славу - бродячий актёр, гастролирующий по незнакомым городам. СИНИЙ, с другой стороны, хорошо решает вопросы, связанные с профилактическим ремонтом, контролем запасов и соблюдением спецификаций - это специалист по эксплуатационным испытаниям оборудования. Когда к власти приходит СИНИЙ/оранжевый, поезда начинают не просто приходить вовремя - они становятся более быстрыми и надёжными, при этом добавляется ограниченное количество мест первого класса как в «Восточном экспрессе»[155]. Особый акцент делается не на количество, а на качество, очень сильно проявляется менталитет производителей Rolls-Royce или Lamborghini. Вещи изготавливаются индивидуально, доводятся вручную и в точном согласии с «методами старых мастеров». Цель СИНЕГО/оранжевого состоит не в том, чтобы сделать вещи дорогими или броскими, а скорее, максимально правильными.

Под этот этап спирали подпадают понятия «подмастерье» и «гильдия». Соответствие СИНИМ/ораижевым требованиям гарантируется с помощью лицензирования, тестов и разрешений. Подобный тип мышления превали- ' рует у представителей пожарных служб большинства стран, в полицейских управлениях, у профессиональных военных и узковедомственных научных обществах, работающих в «башнях из слоновой кости».

Тем не менее эта ограниченная зона в СИНЕМ этапе продолжает оставаться типично жёсткой и узкой. Правила ужесточаются и иногда используются в качестве карательных мер для наказания спесивых ради послушания или ленивых ради эффективности производства. Часто работники чувствуют себя объектом нападения или ограничений со стороны чрезмерной власти, требующей от них всё большей производительности.

Сотрудник в рамках такой системы относится с почтением и уважением к начальству, но может в то же самое время быть своевольным и жестоким по отношению к подчинённым. СИНИЕ/оранжевые чувствуют себя под гнётом власти, поэтому человек может подавлять нижестоящих как мини-тиран. Они несут на своих плечах груз послушания, возмущаясь его наличием, однако слишком опасаясь его скинуть. Этот груз, несмотря

на свою тяжесть, олицетворяет собой стабильность, в которой они продолжают нуждаться. Присущие СИНЕМУ/оранжевому этапу излишества являются общей проблемой для отрасли быстрого питания, потому что они пытаются управлять другими, также находящимися на переходных этапах, - в этой отрасли задействованы подростки, всё ещё укрепляющие свою собственную спираль.

Такие лидеры изображают заботу о своих товарищах, но при этом постоянно оценивают результаты их деятельности и человеческие качества. Менеджеры СИНЕЙ/оранжевой зоны склонны мотивировать работников, постепенно становясь милосердными диктаторами, требующими больших и скорейших результатов. Хотя и уверяя в обратном, они перестают воспринимать сотрудников как живых людей, склонны относиться к ним как к наёмным рабочим и с готовностью избавляются от тех, кто перестаёт соответствовать принципам допустимого поведения или «ломается» под давлением. (В отличие от КРАСНОГО, которому свойственно отношение «катись, чтобы я тебя больше не видел», допустимыми считаются советы уходящим сотрудникам или даже помощь в их дальнейшем трудоустройстве. )

По-прежиему, эти системы нуждаются в возникновении союзов среди работников. Зачастую лидеры не понимают, почему возникает недовольство. Менеджер говорит: «Они должны быть благодарны мне за работу и достойную зарплату. Чего ещё они хотят? » Сотрудники же отвечают: «Почему вы должны получать за свою работу несоизмеримо больше, чем мы? Вы хотите, чтобы мы были вам благодарны, но при этом мы получаем существенно меньше, чем вы». Проблема, уходящая корнями в СИНИЙ/ оранжевый диапазон, является дилеммой организации труда в Америке.

СИНЯЯ/оранжевая среда была идеальным полем для экспериментов Фредерика Тейлора в области социологии труда[156] и других схожих исследований. Свойственное этой среде мышление формирует сотрудников, испытывающих навязчивое стремление к работе и, возможно, получающих от этого удовлетворение. Компании любят таких трудоголиков с зелёными от усталости лицами (если только те не занимаются работой, связанной с творчеством или требующей высокой адаптивности).

Этому цМему вполне соответствуют стереотипы часовых мастеров, торговцев инструментами или, скажем, старомодных страховых агентов и банкиров, получавших от компании при выходе на пенсию в подарок золотые часы. Если человек считает тяжёлый труд целыо своего существования, то напряжённая работа и пот являются верным путём к награде, а обязательный выход на пенсию может оказаться губителен.

Сущности, заблокированные в рамках СИНЕГО/оранжевого мышления, рано или поздно заходят в тупик. Они достигают предела своей компетенции и не могут двигаться к большей степени усложнённости. Менеджеры начинают окапываться и выстраивать авторитарные вотчины, которые работают в соответствии с их ожиданиями, но с высокой текучестью кадров, низким моральным духом и ропотом со стороны контролируемых сотрудников. Типичным образом СИНЕГО/оранжевого уровня является «наполеончик» - бюрократ низкого уровня, находящийся на гражданской службе.

Даже крупные корпорации (например, в американской индустрии автомобилестроения) вынуждены прилагать большие усилия для того, чтобы избежать этой ситуации и присущего ей ограниченного и враждебного видения. Именно на этом уровне чаще всего не достигают поставленных целей различные программы «реинжиниринга» или «тотального контроля качества». До тех пор, пока не произойдёт шаг вперёд по спирали, превалирует эффект Шалтая-Болтая.

Так же, как в случае с менеджерами, родители, замкнутые в СИНЕМ/ оранжевом, часто порождают бурлящую ненависть у своих детей. В прошлые времена многие семьи, выстроенные как военное подразделение (подобные изображённым в The Great Santini [157] ) были восприимчивы к СИНИМ/оранжевым проблемам. Согласно такой точке зрения, совсем не плохо, что существуют добродетельные диктатуры. С одной стороны, подобное устройство общества формирует напористую уверенность в себе, связанную с исполнением долга, послушанием и дисциплиной. Однако, с другой стороны, подобное устройство оставляет глубокие сомнения в любви и принятии других людей.

Власть имущие становятся высокомерными и высмеивающими, они устанавливают стандарты, которые никогда не будут достигнуты. Для некоторых людей это способствует движению вверх по спирали, другие же уходят в глубокую оборону, озлобляются и передают по наследству эмоциональные шрамы.

Позитивная сторона СИНЕГО/оранжевого мышления состоит в отличительной способности к успешной организации дел и к принятию ответственности в соответствии с руководящими указаниями (что позволяет избежать возникновения порицания, осуждения и критики). Такие люди находят достоинство в том, чтобы регулировать самих себя и свою среду, но всегда в рамках правильного и надлежащего поведения. Человек стремится к тому, чтобы выглядеть в глазах других хорошим, честным, надёжным

и всегда подготовленным - Semper Fidelis, Semper paratus[158]. Именно эта зона спирали являлась основным источником благотворительности, волонтёрского труда и стабильности среднего класса на протяжении нескольких поколений. Добрая доля успеха таких организаций как красный Крест или United Way[159] зависит именно от СИНЕГО/оранжевого.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.