|
|||
Дон Бек, Крис Кован – Спиральная динамика 22 страницаНедостаточная забота о других воспринимается как свидетельство высокого самообладания и стойкости: «Мне никто не нужен. Ничто не способно на меня повлиять». (К крайним нездоровым случаям проявления Закрытого КРАСНОГО вполне применим несколько устаревший термин «социопат», однако и другие цМемы в той же степени имеют право на безумие, просто они иначе притворяются. ) К сожалению, некоторым людям свойственно навешивать расовые ярлыки на эти глубокие и разрушительные тенденции. Это неправильно. Подобные проявления в значительно большей степени являются следствием условий жизни и пробуждаемых ими цМемов, чем цветом кожи или группой крови. Раса, пол, измеряемый уровень интеллекта или этническая принадлежность могут, вне всякого сомнения, влиять на возможности человека, связанные с устройством на работу, выбором местом проживания, образованием и правоприменительной практикой. Количество представителей различных меньшинств в американских тюрьмах говорит красноречивее всех слов о существующих условиях жизни> а также о системах ценностей, действующих или отсутствующих во многих сообществах. Вместо того чтобы задавать вопрос «Почему количество чёрных заключённых в тюрьмах непропорционально больше количества белых? », было бы полезным подумать над другими вопросами: что привело к росту КРАСНЫХ систем в таком количестве сообществ в нашей стране? Почему возникла мораль, которая восхваляет «тюремное заключение» как позитивное достижение? Какие люди и силы удерживают здоровые альтернативы в изоляции? Что могут сделать с этим Мастера спирали? Очередной КРАСНЫЙ подъём наблюдается в 13-м поколении американцев, - детях бэби-бумеров. Многие чувствуют, что «бумеры» оказались неудачными родителями по двум причинам. Во-первых, они скрыли от своих детей требовательность и дисциплину (слишком мало СИНЕГО) из-за модных тенденций гуманизма и либеральных методов воспитания детей (это, возможно, являлось чрезмерной реакцией на осторожность их собственных родителей во времена очень СИНЕЙ Великой депрессии). Во-вторых, они активно занимались потреблением материальных богатств в ущерб будущим поколениям. Теперь же стареющие «бумеры» собираются выпить до дна социальные службы. В то же самое время рынок труда сокращается, и для их потомков становится всё сложнее устроиться на мало- мальски квалифицированную работу вне пределов местной закусочной. До тех пор пока экономика не изменит своё направление и в ней не возникнут ниши, использующие мощь человеческого мышления, представители 13-го поколения не будут иметь так много, как имели их родители. Им придётся пересмотреть либо свои ценности, либо свой внешний вид, довольствуясь меньшим. Воспринимаемое неравенство между поколениями привело к росту гнева и эгоцентрического КРАСНОГО мышления у подростков и молодых людей в возрасте от двадцати лет. Нехватка ниш будет для многих людей обострять ФИОЛЕТОВЫЕ страхи, связанные с расовыми и этническими вопросами, а также КРАСНЫЙ гнев, возникающий вследствие расширения разрыва между имущими и неимущими. Мы должны честно встретить эти расколы и «говорить о них как есть». Этот цМем оснащён прекрасным датчиком вранья, который видит насквозь фальшивые обещания и не выносит обмана. ФЛАГ: обиевонеранък-ИМУЩИХ и НЕИМУЩИХ КРАСНОЕ общество состоит из нескольких доминирующих имущих личностей и множества неимущих. Агрессивные имущие выставляют напоказ свои победы, зная, что им это всегда сойдёт с рук. Они изобретают способы, чтобы держать неимущих в подчинённом и нуждающемся положении, бросая им крохи и позволяя надеяться на лучшее. Примеры людей, которые не смогли услужить, хорошо мотивируют тех, кто желает перейти от состояния неимущего к состоянию имеющего хоть что-то. Никто не смеет заглянуть за занавес, чтобы увидеть Волшебника из страны Оз, никто не смеет критиковать новое платье короля. Поведение неимущих КРАСНЫХ часто является довольно запутанным и скрытным. Они выставляют напоказ то немногое, что у них есть, если находятся в окружении ещё более слабых и пока «те у кого всего очень много» за ними не смотрят. Это порождает синдром школьного задиры или помощника менеджера магазина, который нещадно эксплуатирует подчинённых. Организации (и культуры), выстроенные на КРАСНОМ, считают взятки и откаты естественными инструментами бизнеса. На всё есть обязательная плата (mordida, baksheesh). То, что некоторые, возможно, назовут коррупцией и жестокостью, представляется нормальной практикой на этапе роста КРАСНОГО цМема. На этом уровне нет альтруизма, но есть манипуляции, связанные с обязательствами, или взаимный обмен услугами: «Ты почешешь спинку мне, а я - тебе». Долг может быть истребован в любой момент: «Ты мне должен». Сходным образом конфликты и вендетты могут продолжаться на протяжении многих лет без прощения и компромиссов. КРАСНЫЙ обладает долгой памятью, ощутив пренебрежение, он мучительно ждёт, чтобы «свести счёты». Объединившись с ФИОЛЕТОВЫМИ кровными узами, эти долги передаются от поколения к поколению в виде непрерывной взаимной вражды (Хэтфилды против Маккоев[140]) и этнических конфликтов (как в бывшей Югославии), поскольку, наподобие каймановой черепахи, никто из тех, кто сосредоточен на КРАСНОМ, добровольно не уступит и даже может наслаждаться битвой. Проблемы в Северной Ирландии усугублялись во многом вследствие КРАСНЫХ болельщиков по обе стороны Атлантики и Английского канала. КРАСНЫЙ мир является осязаемым, конкретным и определённым. Пачка купюр, свёрнутая в кармане, или золотые цепи на шее являются более зримыми символами, чем «бесполезные» бумажки (облигации или даже чеки). Банки не вызывают доверия. Если КРАСНОМУ принадлежит грузовик, машина или у него есть подружка, вам лучше держаться от них подальше. Не стоит выказывать неуважение, если вы не готовы к битве. Обратите внимание на наклейки на бамперах автомобилей вроде «Этот автомобиль находится под охраной Smith & Wesson» или объявление на пастбище «Нарушители границы будут расстреляны без предупреждения». И берегитесь «Барби» с винчестером - она так же опасна, как и гангстер «Кен». КРАСНЫЙ является компонентом менталитета зрелищ, в которых убивают животных. Травля медведя, петушиные и собачьи бои и даже ритуальные (ФИОЛЕТОВЫЕ) корриды прославляют «храбрость» и возвышают «достойную» смерть над рутиной повседневной жизни. Профессиональный рестлинг, регби и контактный кикбоксинг взывают к КРАСНОЙ составляющей зрителей, как мужчин, так и женщин, и поощряют ФИОЛЕТОВУЮ/красную героическую мифологию, которую иногда сложно поддерживать даже звёздам. Благодаря господам Макинрою и Настасе[141], теннис добавил себе КРАСНОГО, чтобы усилить привлекательность. Ливерпульские футбольные фанаты славятся своим КРАСНЫМ, баскетбол превратился в контактный вид спорта, и даже в интеллектуальном бейсболе пришли к заключению, что драки, опустошающие скамейку запасных, хороши для телевизионных рейтингов. ФЛАГ: кто на самом деле находится В ЗОНЕ РИСКА? Хотя, возможно, вы с большей готовностью заметили у КРАСНОГО цМема последствия «к худшему», нежели его аспекты «к лучшему», он является значительной частью человеческой природы, по сути своей он не плохой и не хороший. Гордое, сильное и уверенное в себе существование способно наполнять нас энергией и обладает богатым воображением. Здо- О ровый КРАСНЫЙ любит развлечения, творчество. Он достаточно свободен для того, чтобы исследовать и наслаждаться жизнью в полной мере. Ломая «систему», он создаёт инновации, которые были бы невозможны в рамках ФИОЛЕТОВЫХ традиций или СИНИХ предписаний. Он наполняет спираль энергией подобно катализатору, присутствие которого запускает действия и реакции. Люди, сосредоточенные здесь, постоянно доказывают свою состоятельность с помощью «героических» действий: балансируют на грани, нагло ходят по стеклу или сидят на подоконнике высокого этажа небоскрёба. (Герой для одного - ребячливый дурак для другого. ) Жизнь - это череда тестов, вызовов и сражений для победы над драконом. В рамках организаций такое отношение часто принимает форму борьбы за власть с непосредственным руководителем или менеджментом. Победители движутся вперёд к следующему захватывающему приключению до тех пор, пока они тоже не проиграют или пока власть не захватит другой цМем. Находящийся на пике КРАСНЫЙ не способен объективно смотреть на себя. Степень вовлечения эго крайне высока; когда его идеям бросается вызов, КРАСНЫЙ готов к немедленной защите. Так как такой человек не может сделать шаг в сторону и оценить ситуацию объективно, практически всё воспринимается как личный вызов. Когда правит этот цМем, спокойная и рациональная беседа крайне маловероятна.
КРАСНЫЙ/синий: фаза выхода В этом положении, вызывающем у КРАСНОГО оцепенение - когда прокрадывается чувство вины, - цМем отчаянно цепляется за господство. Теперь проявляются намёки на то, что в мире существуют проблемы, которые сильный индивид не способен решить в одиночку. Тем не менее прислушайтесь к громогласному отрицанию вины, ответственности и подотчётности. Берегитесь здесь умышленных действий, направленных на отрицание наличия заботы о других. Может укрепиться этика, направленная против новых достижений, «плохое» начинает казаться «хорошим». В КРАСНОЙ/синей зоне протесты действительно слишком сильны, О а учёт плохих поступков подтверждает, что люди осознают то, что СИНИЙ наблюдает за ними. Накапливаются сомнения в несдержанных желаниях и импульсивных действиях. Дерзкая смелость слабо сочетается с более упорядоченным миром, стремящимся к поиску смысла и цели жизни. Смертны как имущие, гак и неимущие. И если в обычной жизни их мало что объединяет, то смерть уравнивает всех. Имущие радуются мысли о том, что их благосостояние возникло по божьей воле. Неимущие оправдывают свои многолетние страдания надеждой на то, что когда-нибудь воцарится порядок и «мало-помалу всё станет хорошо». Обе группы начинают ощущать, что всеобъемлющая сила может вмешиваться, невзирая на их тщательно разработанные планы и намерения. В руках разгневанного бога и хозяин, и раб - оба грешники. Имущая элита начинает неистово насаждать свою версию морали и порядка, пытаясь тем самым противостоять развитию СИНИХ проблем. Силой нескольких правящих система навязывается народным массам «ради их собственного блага». (Инквизиторы были склонны любить свою работу. ) Появляются формальные правила (в противовес личным прихотям), а предписания для праведной жизни, такие как Десять заповедей (не обязательно по просьбам элиты), не поддаются отнесению к какому-либо классу людей. Воинственная тема отречения от себя насаждается железной рукой. Господь Авраама говорит КРАСНЫМИ/синими терминами, понятными для народа, - много праведного гнева, обращённого против скептиков Гласом Божиим. Нет больше ФИОЛЕТОВОГО политеизма или КРАСНОГО идолопоклонства. Закону надо подчиняться, это не советы или руководящие принципы к действию. Остаётся мало места для дискуссий, не приветствуется непочтительное возражение. Возмездие приходит быстро, но осуществляется в рамках закона, а не права вышестоящего. В рамках иудейско-христианской и исламской религии ФИОЛЕТОВЫМ и КРАСНЫМ племенам требовался мстительный и гневный бог, чтобы вывести их из хаоса к авторитарному порядку. Люди, говорящие от имени этого бога, говорят об огне и сере, физическом наказании, изгнании и жаре преисподней. КРАСНЫЙ мир способен это воспринять и даже проповедовать это с импровизированной трибуны, как делал повзрослевший на десять лет дитя улиц Нью-Йорка из главы 2. Король Артур попытался ввести СИНИЙ среди рыцарей своего феодального Круглого стола. Великая хартия вольностей[142] уточнила светскую роль цМема. Британский флот капитана Уильяма Блая был выстроен в соответствии с предположением о том, что моряки преимущественно КРАСНЫЕ/синие, а значит, управлять ими надлежит с помощью порции грога и угрозы наказания. «Пьяный матрос» был КРАСНЫМ/синим разбойником, боялся порки и насаждения строгой дисциплины со стороны более воспитанных (СИНИХ/оранжевых) начальников. А так как море связывается с неумолимыми ФИОЛЕТОВЫМИ и КРАСНЫМИ проблемами для всех, осмеливающихся выйти в него на своих судах, становится понятно, почему в моряцкой среде так долго сохраняются КРАСНЫЕ методы и ФИОЛЕТОВЫЕ мифы. Те, кто концентрируется в КРАСНОМ/синем, проявляют беспокойство по поводу корыстных импульсов, потому что закрадывается понимание, что есть ещё и другие люди. Они начинают думать о последствиях, но расходуют энергию, скорее, на рационализацию своих действий, чем на переживания об искуплении грехов. Такие люди верят в своё превосходство и принимают на себя миссию подтянуть других до соответствия. Это можно делать с помощью кнута или пряника, но при этом полностью понятно, кто именно контролирует ситуацию и выступает от лица какой бы то ни было другой силы. Послушание этой верховной власти является сутью СИНЕГО. Иллюстрация деятельности цМемов Совместная встреча Партии новых «Чёрных пантер»[143] и Белого арийского сопротивления[144] в Далласе: Не белые и чёрные, а КРАСНЫЕ/синие и КРАСНЫЕ/синие. 29 мая 1993 года в Далласе, Техас, состоялась странная и неожиданная встреча, почти переговоры на высшем уровне. В собрании Партии новых «Чёрных пантер» приняли участие почти 200 человек. У них были суровые лица, чёрные рубашки, штаны военного кроя и чёрные береты. Их пламенные речи были расцвечены призывами к насилию, революции, «городской партизанской войне» и попыткам свержения федерального правительства. Эти люди демонстрировали КРАСНУЮ озлобленность, но при этом выражали СИНЮЮ миссию. Они казались очень целеустремлёнными, выражали готовность многим пожертвовать (и даже умереть) ради правого дела, а также были согласны принять авторитарное руководство. Однако самым интересным в этой встрече оказался радушный приём, оказанный его чернокожими участниками Тому Метцгеру, главе Белого арийского сопротивления (Dallas Morning News, 30 мая 1993 г., стр. 32а) Сама возможность такой встречи, наверное, была поразительна для людей двумерного мира, замкнутых в биполярном стереотипе, - белые против чёрных. Однако в терминах спирали, и Метцгер, и лидер «Чёрных пантер», бывший член совета штата Милуоки Майкл Макги, говорили одно и то же. Они хотели революции. Они соглашались на разделение «сфер влияния». Было согласие в том, что для достижения целей допустимы «любые необходимые меры». И хотя их расы были «арийской» и «чёрной», мышление их было одинаковым - КРАСНЫМ/сииим. Они были психологическими близнецами, а следовательно, могли «уважать» друг друга. В комплексе спирали КРАСНЫЙ цМем похож на первую ступень ракеты. Он создаёт много шума, мощно отталкивается от Земли, однако после выплёскивания такой волны энергии выдыхается и падает обратно на поверхность планеты. В организациях проекты запускаются с большой помпой, но вскоре терпят крах из-за недостаточной доработки. Не возникает способности к совместным действиям, доверительным отношениям и инициативам по долгосрочному планированию. Будет слишком много вождей и слишком мало индейцев. Боги власти продолжают требовать почтения, уважения к себе и специальных привилегий, в то время как организация рушится. В этих условиях невозможны компромиссы, необходимые для возврата к нормальному положению вещей, так как эгоцентрики не способны уступить и могут не понимать более высокую цель. О Когда СИНИЙ впервые начинает прокрадываться, его союз с КРАСНЫМ создаёт нестабильное силовое поле, то самое, которое в прошлом порождало и великолепие, и жестокость. СИНИЙ компонент одобряет КРАСНЫЕ с/ действия; а КРАСНЫЙ, в свою очередь, проводит в жизнь СИНИЕ стандарты. Кровавые революции и восстания, репрессии, «продажные» полицейские. Но точно так же возникали астрономические и математические прозрения майя, строительные навыки древнего Египта, движущие силы, стоящие за великими религиозными традициями, и любое количество героев войны и спорта в любой стране, которую вы можете назвать. Глава 12 СИНИЙ сила правды целенаправленный цМем • Найдите смысл и цель в жизни. • Пожертвуйте собой ради пути отсроченного вознаграждения. • Привносите порядок и стабильность во всё. • Контролируйте импульсивность и реагируйте на возникающее чувство вины. • Проводите в жизнь принципы праведной жизни. • Божественный план определяет людей на их места. В основе СИНЕГО - условия жизни4: «Единая управляющая сила контролирует весь мир и определяет нашу судьбу. Её неизменная истина обеспечивает структуру й порядок для всех аспектов жизни здесь, на Земле, и управляет на небесах. Моя жизнь имеет смысл, поскольку в моём сердце горит огонь искупления. Я иду по назначенному мне пути, связывающему меня с чем-то бблыпим, чем я сам [причиной, верой, традицией, организацией или движением]. Я твёрдо стою на стороне всего правильного, надлежащего и хорошего и всегда подчиняю себя указаниям истиной власти. Я готов пожертвовать своими желаниями сегодня в полной уверенности в том, что в будущем меня ждёт нечто прекрасное». __________________________ KJ Красный/СИНИИ: фаза входа В красной/СИНЕЙ зоне мы замечаем, что незначительная вина, при- О сущая КРАСНОЙ/синей зоне, становится всё более централизованной. Внимание к последствиям и отсроченному вознаграждению заменяют собой эгоцентрическую импульсивность, присущую КРАСНОМУ цМему. Окружающие нас люди в большей степени приобретают важность как существа, обладающие правами и ценностью. Мир выглядит «цивилизованным». Но существуют оговорки. Мы не являемся равными. Красное/СИНЕЕ мышление формирует ханжеских критиков и порицающих судей, склонных разделять «плохое» и «хорошее», и заставляет других людей испытывать стыд от того, какими они являются. Красная сторона С/ стремится победить нечистые и неправедные мысли, а СИНИЙ насаждает порядок и справедливость. ЦМем пробуждается и стремится стабилизировать бурное соперничество КРАСНОГО. Индивидуальные эго подавляются высшим авторитетом, более сильным, чем они или их более слабые боги. Упомянутые в Ветхом Завете Заповеди, принесённые Моисеем с горы Синай, свидетельствовали о появлении СИНЕГО. Эти абсолютные «ты должен делать» и «ты не должен делать» необходимы для возникновения порядка, дисциплины, смысла и цели в эволюционном потоке человечества. Как ещё можно было бы обуздать грозных варваров, военачальников и наёмников из земель, пропитанных кровыо, как не с помощью страха перед разгневанным богом, обладающим абсолютной властью, способной направить их прямо в Дан- тов ад или наградить их вечной жизнью среди ангелов? Этот цМем, скорее, связывает импульсы внутри, нежели бесконтрольно выплёскивает их наружу. Кто-то находит добродетель в мужественном ограничении - готовности умереть за правое дело или подвергнуть своё тело наказанию, лишениям, строгому посту или скромному стилю жизни. По мере пробуждения СИНЕГО, наказание ощущается как праведное, некоторые физические страдания в коленях или спине вдохновляют. Существует неизменная удовлетворённость от исполнения долга, от чувства собственного достоинства, принятия ударов судьбы и отказа от мирских удовольствий ради высшего призвания. На стадии «взрослеющей» самости первый стыдливый румянец созревающего СИНЕГО отмечен детскими пробными экспериментами с тем, «что такое хорошо и что такое плохо», честно-нечестно, как поделить поровну или решать проблемы с помощью привлечения авторитета - «спроси учителя». Он кристаллизуется, когда ребёнок до десяти лет эмоционально отстаивает, например, переработку отходов, а раздражённый подросток, прячущийся от мира в наушниках, бьётся над вопросом: «В чём же смысл всего этого? » Этот цМем по-настоящему начинает шевелиться, когда условия жизни4 подходят к завершению и ощущается близость смерти. Однако только глупый не заметит мощную КРАСНУЮ вспышку в этой переходной зоне. Если СИНИЙ всё ещё содержит пробелы или если имеет место тяжёлый Отредактировал и опубликовал на сайте: PRESSI ( HERSON ) регресс, человек может соскользнуть назад, к более сильному КРАСНОМУ. Например, участник акции протеста может ранить сотрудника лаборатории но имя защиты прав животных, или противник абортов может убить врача во имя жизни зародыша. В ходе расследования недавнего преступления и Форт-Уорте убийца своего соседа сделал следующее признание полиции: «Я не плохой человек. Но он украл то, что принадлежало мне, поэтому я застрелил его. И теперь я пришёл с повинной, чтобы принять то, что суждено мне». Поистине классическая фраза. Движущей силой в красиой/СИНЕЙ фазе является искоренение нечистых мыслей и изменение (или уничтожение) тех, кто мыслит неправильно. Это часто является причиной воинственности, так как пробуждающийся СИНИЙ нуждается в цели, а КРАСНЫЙ жаждет действия. Линия фронта очерчена очень чётко - защита веры, насаждение правильного, - и это почти всегда заменяет сиюминутные эгоистичные цели. Эти цМемы сильны и среди радикальных сионистов, и среди старой гвардии палестинцев, и в Ку-клукс-клане, и у мусульманской негритянской общины, а также у марксистских повстанцев, демократических революционеров или скиихедов-неонацистов. _________ СИНИЙ: пиковая фаза С/ Когда СИНИЙ цМем обретает полную силу, человек испытывает радость от наличия цели, причины и направления в жизни. Растёт способность «правого полушария» выявлять абстрактные идеи и ассоциироваться с ними (идеи занимают место ФИОЛЕТОВЫХ кланов или КРАСНЫХ взяток). Теперь присутствует легко различимая высшая сила, наблюдающая за людьми и регулирующая существование человека. К примеру, «второе рождение» в результате религиозного обращения содержит все основные черты СИНЕГО. Когда этот цМем вздымается, он приготавливается к действию, разрешая освежающий старт - «отпущение грехов». Человек должен избавиться от прежней жизни и найти новое значение - миссию, роль, отношения или «изм». «Хотя я был потерян, теперь меня нашли, - думает человек, - потому что я стал христианином [мусульманином, французом, африканцем, борцом за права женщин на аборт, выпускником Гарварда, феминисткой или сертифицированным гражданином мира]». СИНИЙ заставляет жизнь течь по-новому. Хотя этот цМем освобождает дух, он в то же самое время консервирует статус-кво, который может быть политически правым, левым, или укоренившимся в умеренности. При изучении СИНЕГО крайне важно разделять форму и содержание - то, как человек думает (природа понятий ббльшего цМема), и то, о чём он думает (отдельные структуры, которые он притягивает). К примеру, существуют СИНИЕ христиане- фундаменталисты и яростные атеисты, которые верят в совершенно разные вещи, но обращаются со своими верованиями одинаково преданным образом. , о СИНИЙ ЛОЗУНГ: упорядочивание хаоса, структура ВМЕСТОАНАРХИИ Различные СИНИЕ движения (религиозные, культурные или националистические) сфабрикованы из условий хаоса, лишений и страданий (обычно это расширение вверх по спирали КРАСНОГО или регрессия вниз по спирали неуместного ОРАНЖЕВОГО). УЖ4 заставляют людей искать порядок вместо анархии, искать смысл в недомогании, искать обоснование страданиям. СИНЕЕ мышление необходимо для того, чтобы разобраться с социальной неразберихой. При возникновении этого цМема люди охотно приветствуют авторитаризм, позволяющий привести вещи в порядок и заставить поезда снова ходить по расписанию. Возникают новые источники мудрости и истины (также часто отражающиеся в ФИОЛЕТОВОМ мистицизме и символах). Любой «истинно верный путь», связанный с этим цМемом, предполагает собственную независимую жизнь. Движущим влиянием становится поклонение авторитету (а не сила индивидуальности, которая теперь считается одержимой бесами). Каждому человеку назначаются правильные и надлежащие социальные роли, касты, уровни в иерархии или воинские звания. Это обеспечивает хорошо упорядоченную стабильность, которой жаждут УЖ4. Человек должен знать своё место и придерживаться его. Ему не следует брататься с вышестоящими, он должен делать максимально возможное из того, чем его наделили, и быть за это благодарным. В период доминирования КРАСНОГО имело значение лишь удовлетворение индивидуальных сиюминутных желаний. На СИНЕМ уровне понятия правильного и неправильного определяются в соответствии с пожеланиями системы. Личные и социальные приоритеты переносятся с самовыражения на самопожертвование во имя общего блага. Вследствие того что мышление тоже поляризовано, любые подходы, противоречащие системе, являются безоговорочно неправильными, возможно, греховными, и могут быть представлены как испытание веры и проверка на лояльность «истинному пути». И вновь следует подчеркнуть, что откровенный эгоизм считается порочным, а сам эгоист недостойным общества истинно верующих. Категоричный мир, создаваемый СИНИМ, является также иерар- хичным. Абсолютная власть (слово Господне, учения Мастера, приказы главнокомандующего или «наставления») находится на вершине пирамиды и разговаривает с земной властью, которая отдаёт приказы дальше вниз по цепочке управления. То, что КРАСНОМУ сходило с рук при помощи хитрости и влияния, теперь должно достигаться за счёт терпения, праведной жизни, исполнения долга, тяжёлого труда. Спонтанность уступает место соответствию требованиям, а КРАСНЫЕ импульсы жёстко ограничиваются, находятся под контролем с помощью подчинения приказам. Даже блудный сын имеет надежду иа спасение, если он признает свои проступки и исправится. ЛОЗУНГ: СИНЕЕ настроение С точки зрения темперамента, СИНИЙ часто представляется жёстким, догматичным и многословным. Это прекрасно до тех пор, пока вы соглашаетесь. Человек продолжает повторять одно и то же снова и снова, чтобы доказать, что это должно быть именно так. На вопрос «Разве мы уже не слышали это раньше? » следует ответ «Да, но для вас будет полезным услышать это ещё раз». Вопрос «Что значит этот отрывок? » ведёт к ответу «Он значит именно то, что написано». Содержание книги следует понимать дословно и буквально. Глубину познать нельзя. Различным толкованиям нет места. Многие фундаменталисты и ортодоксы комфортно и решительно расположились в своих СИНИХ стенах, изучая священные тексты и пытаясь жить согласно правилам, содержащимся в них. Чувство вины достигает в СИНЕМ своего пика (оно пробивается в иной форме в ЗЕЛЁНОМ) и интегрируется в качестве неотъемлемой части жизни. Этот цМем высмеивается с эстрады во многих рассказах о «еврейской мамочке» [итальянской, русской и т. д. ], которые построены на описании заботливой, но осуждающей родительницы, контролирующей при помощи эмоций. Комик Ричард Лыоис упоминает о доме своих родителей в Ныо-Джерси как о «доме, который построил стыд». Приходское образование - монахини, хлещущие линейками по рукам нерадивых учеников, - привыкло полагаться на СИНИЙ. Организация «Исламская нация», хотя и действуя иа иной теологической основе, предусматривает СИНИЕ модели образования, они также дополнены лаконичной униформой, которая при- О звана снизить уровень КРАСНОЙ зависти и выразить борьбу с материальной собственностью. ЛОЗУНГ: ПРАВИЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ справедливой власти В процессе преодоления КРАСНЫХ крайностей СИНИЙ мир предполагает строгое поведение, но не безрадостное или нелюбящее. Удовольствие от жизни приходит от служения пути и повиновения. Культура ами- шей, живущих в графстве Ланкастер в Пенсильвании, прилагает усилия для сохранения жизни такой, какой она была сто лет назад, как задумал её Господь. Сходный профиль цМема разделяет и иудейский хасидизм, и протестантская секта шейкеров, практиковавшая целибат (и вследствие этого исчезнувшая! ). По сути, большинству людей необходима СИНЯЯ скала, будь она в христианстве, в конфуцианстве, в Харе Кришне или «в мирЛ», чтобы связать с ней свою жизнь, присоединить мораль, этику и цивилизованность. Слишком много молодых людей в наши дни не смогли найти для себя моральные границы самопожертвования, они вынуждены полагаться на эгоизм и удовлетворение собственных желаний - разумеется, ширяться[145] нельзя. Ответом на их действия становится деспотичный СИНИЙ авторитет - карательный, строгий, пуританский, гневный и конкретный. «Разрыв поколений», существовавший в 1960-е годы, тускнеет в сравнении с разногласиями между цМемами во многих семьях в наши дни. ЛОЗУНГ: хорошо и плохо В этом мире бог противодействует злу в вечной битве за власть. Результат может включать просветление, вечную жизнь, забвение или невообразимые муки (направленные для удержания КРАСНОГО в узде). В жизни «истинно верующих» нет места компромиссам или серым участкам, для них невыразительная умеренность гораздо хуже открытой конфронтации с врагами. В наши дни Алжир переходит через КРАСНЫЙ к СИНЕМУ, также как Южная Мексика и некоторые районы Детройта. О В своих крайних формах, СИНИЙ должен порицать злодеев - «Я обвиняю/» [146]. Нарушитель (считающийся виновным, пока не будет доказано обратное) предстаёт перед лицом наказания за свои неподобающие действия. В то же самое время СИНИЕ должны выступать против недостатков других и ошибочности их методов, как это было во времена Культурной революции в Китае или в 1980-е годы в Иране. В своих наиболее строгих формах СИНИЙ заставляет людей дрожать от страха из-за того, что неправедные действия приведут к осуждению, бойкоту или отлучению от церкви. Человек всегда испытывает беспокойство по поводу возможности попасть в неприятности или нарушить сокровенные правила; свобода поведения жёстко ограничена чувством вины и страхом перед наказанием. (В момент окончательного разрушения прежних уз такие люди могут легко отрикошетить обратно в красный/СИНИЙ. Это «дикое и безумное» время после развода для одних или кризис среднего возраста для других. Когда старая гвардия повержена, статуи и стены разрушаются. )
|
|||
|