|
|||
Дон Бек, Крис Кован – Спиральная динамика 19 страница• Поступательный интеллект: имеет важное значение для поддержания системы в рабочем состоянии, для постоянного мониторинга и перенастроек, а также как гарантия устойчивого соответствия стандартам высокого качества. Проявляет терпение и терпимость к однообразию и регламентации, довольствуется малыми победами или постепенными улучшениями и способен снизить уровень неопределенности, напряжённости и внутреннего конфликта. Незаменим при слежении за большими системами, адаптации и внедрении новых идей до стационарного состояния. Способен вступить в должность главного операционного директора, как только предприниматели стартапа достигли своего уровня некомпетентности. • Трансформационный интеллект особенно важен для навигации в изменяющихся хаотических обстановках, используя лишь схематичные наброски, чтобы в буквальном смысле перевести систему, компанию или общество из одного мира в следующий. Проявляет себя наилучшим образом в периоды основательных и быстрых перемен. Трансформационный интеллект высок в Мастерах изменения, которые спасают компанию от краха или соединяют несколько объектов в новую организацию. Этот элемент является необходимым для управления компанией через её неизбежные жизненные циклы на S-образной кривой. Интеллектуальное ядро организации должно иметь все шесть этих способностей в своём распоряжении, наряду с представителями, которые говорят на языке всех цМемов. В противном случае будут серьёзные пробелы как в перспективах, так и в действиях. Но соберите их все вместе и добавьте их в набор инструментов мастера - и спиральная динамика ваша. Эго не так уж трудно сделать. Компания двадцать первого века, как и страна двадцать первого века, всё ещё находится в стадии разработки, но её очертания начинают застывать. Лидеры во всём мире пытаются проектировать и управлять революциями огромных масштабов - геополитическими, технологическими и человеческими - всеми одновременно. Новые рынки, чрезвычайный прогресс в области связи и глобальные источники как силы мозга, так и квалифицированной рабочей силы, ознаменуют взрыв в возможностях для бизнеса. Спиральная компания, которая сможет функционировать и процветать в таких быстро меняющихся условиях, потребует нового руководства, не важно, как бы старые подходы ни переупаковывались или ни реконструировались. Этот зарождающийся исполнительный интеллект будет представлять разительный контраст по сравнению с серым фланелевым «человеком организации» 1950-х годов или даже хорошо одетым выпускником Гарвардского MBA 1980-х. Такие лидеры должны смешивать мировые рынки с местными операциями и наоборот. Они должны быть открытыми для новых идей, тактик и технологий. Руководители спиральной компании должны поощрять обмен информацией и нововведения во всех организациях, которые постоянно находятся в процессе выравнивания и интеграции. Возможно, прежде всего они должны ценить этическое поведение, целостность и честную игру. В то же время они не должны иметь уважение к иерархии и офисной политике и должны быть терпимыми, предпочитая даже некоторую непокорность. Они должны вознаграждать тех, кто работает с умом, производит высококачественные товары и услуги и проявляет себя в трудные времена персонального признания, непрерывного обучения и хорошей жизни. Но даже этого будет недостаточно. Лидеры спиральной компании также должны быть ответственными людьми, которые обогащают семьи, районы, общины, народы и саму жизнь. Они будут слышать слабые удары древних барабанов и одновременно улавливать электронные импульсы ещё не существующих миров. Тигли человеческого общества начинают ковать представителей именно такой закалки в больших количествах. Как только они возьмут на себя задачи, которые их ожидают, им потребуется призвать Мастера спирали на свою сторону. РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ Практическое руководство Мастера спирали Это раздел описывает каждый из цМемов в деталях. Он даст вам понимание того, каким образом они влияют на поведение, как они возникают и приходят в упадок. Мы попытались создать у вас полезное «ощущение» от цМемов, вместо того чтобы вступить в теоретическую дискуссию - такой подход позволит вам начать использовать спиральную динамику каждый день. В главе 2 мы взяли вас на ковёр-самолёт и в мгновение ока доставляли вас на встречи с уникальными людьми, находящимися во власти различных цМемов. Мы встретились с ними ещё раз десять лет спустя и смогли заметить бесчисленные изменения в их адаптирующихся цМемах. Глава 4 была посвящена изучению вопроса о том, почему возникают изменения различной формы. Теперь же мы выходим на настоящую охоту за цМемами. В этот раз вы уже будете вооружены пониманием основных принципов цМемов, условий изменений и вариаций, а также принципами распознания. На основе этого знания, наше «Практическое руководство» поможет вам в поисках неуловимых цМемов в окружающем вас мире. Каждая из восьми глав в этом разделе выстроена в соответствии с тремя фазами естественного жизненного цикла цМема. • Вход, когда ещё остаются следы прежней системы. • Пиковое положение, в момент, когда всё мышление централизуется в цМеме. • Выход, в момент возникновения следующих успоайжиэниіужУ213 '■ 5'6 7 8итп)............................................. Для вас может оказаться полезным думать об условиях жизни (УЖ1'8 и т. д. ), соответствующих каждому цМему, как об уровнях нарастающей сложности в постоянно меняющемся «мире, где властвуют 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 или 8». Мы будем помогать вам в изучении, определяя некоторые из важнейших характеристик каждого из цМемов. Высматривайте их. Они будут включать в себя: • БЕЖЕВЫЙ выживающий цМем - «Тропы»; • ФИОЛЕТОВЫЙ анимистический цМем - «Знаки»; • КРАСНЫЙ импульсивный цМем - «Флаг»; . ' • СИНИЙ целенаправленный цМем - «Лозунг»; • ОРАНЖЕВЫЙ достиженческий цМем - «Вспышки»; • ЗЕЛЁНЫЙ коммуникационный цМем - «Варежки»*; • ЖЁЛТЫЙ интегрирующий цМем - «Потоки»; • БИРЮЗОВЫЙ холистический цМем - «Холоны». Ниже приведена карта возникновения различных этапов. БИРЮЗОВЫЙ/коралловый? В оригинале Fuzzies (ант. )- пушистый, кудрявый, неясный, туманный. Глава 9 БЕЖЕВЫЙ в ыживани е/чут ъё инстинктивный цМем • Автоматический, аутический, рефлексивный. • Сфокусирован на удовлетворении биологических потребностей человека. • Управляется глубинными программами мозга, инстинктами и генетикой. • Незначительная степень восприятия себя как отдельного существа (недифферен цированный). • Живёт, пользуясь плодами земли, как другие животные. • Минимальное влияние или контроль над окружающей средой. В основе БЕЖЕВОГО - уловияжизнгі: «Моё существование сконцентрировано на выживании. Энергия направлена на то, чтобы остаться в живых и удовлетворить потребности, связанные с моим физическим состоянием, поэтому я не голоден и не хочу пить. Я должен воспроизводить себе подобных, поэтому я удовлетворяю свои сексуальные желания по мере их возникновения, Я не знаю, что вы называете словом будущее, планированием, накоплением на чёрный день или понятием себя самого. Моё тело говорит мне, что делать, и я нахожусь под властью чувств, говорящих с моим мозгом, а не под властью сознательных размышлений». Пробуждение БЕЖЕВОГО цМема Большинство людей верят в то, что мы были созданы богом, богиней, или пользуются каким-то другим мифом о происхождении человека. Некоторые считают, что в наших клетках содержатся некие прометеевы гены, которые, вне зависимости от источника своего происхождения, представляют собой билет, дающий нам право путешествовать по спирали. Другие всё же предполагают, что мы появились вследствие воздействия космических сил, естественного отбора и хладнокровной теории Дарвина. В какой бы вариант Начала вы ни верили, природа человека не была и не является определённой раз и навсегда. И хотя никто не может чётко определить, где именно пролегает грань нашей трансформации, результаты археологических исследований и анализ ДНК однозначно показывают, что произошли значительные изменения. Наш вид отделился от предков-гоминидов (и более близких наших родственников - неандертальцев) и постепенно стал тем, кем является сейчас. Незначительные (менее 1%) различия в генах человека и шимпанзе объясняют, почему человечество может развить новые цМемы, а обезьяны, киты и дельфины - нет. В любом случае - будь то божий промысел, эволюционный процесс, падение кометы или что-то другое - это различие представляет собой стимул для придания человечеству динамического развития. Основа БЕЖЕВОГО • Выживание на самом базовом уровне. • Удовлетворение физиологических потребностей. • Создание групп для защиты и поддержки. • Существование в виде биологической единицы. • Жизнь в настоящий момент. БЕЖЕВЫЙ представляет собой, по сути, автоматическое состояние. Оно приводится в действие важнейшими физиологическими потребностями, доминирующими на уровне УЖ1 и заставляющими нас задействовать базовые врождённые механизмы, направленные на выживание. При активной работе лишь этого цМема, существо можно назвать человеком, но вряд ли можно считать личностью. Если не были задействованы функции мозга более высокого порядка, такое состояние лишь немногим отличается от растительного. Если же хотя бы раз включалось более комплексное мышление, то физическое заболевание, несчастный случай или психологическая травма могут перекрыть доступ к этому мышлению, при этом являясь причиной того, что БЕЖЕВЫЙ вступает в полную силу. Регрессивное состояние может быть временным или постоянным. Десятки тысяч лет назад БЕЖЕВЫЙ казался самым современным цМемом. В нём выражалось преимущество наших предков над гориллами и мамонтами. Теперь же, по словам Грейвза, это «мир физического младенчества, возможно, мир наиболее простой примитивной культуры собирателей пищи, мир серьёзного старческого слабоумия, мир людей, болезненно регрессировавших после ужасов войны, мир тех, кто остался в живых благодаря состраданию или вине своих товарищей». Ясно, что теперь подобное БЕЖЕВОЕ мышление современным не назовёшь. ТРОПЫ: основнгВчегювЕчвскиеплребНоаи БЕЖЕВЫЙ связан с удовлетворением основных биологических потребностей - в пище (чтобы не чувствовать голод), воде (чтобы не чувствовать жажду), контроле температуры (чтобы не чувствовать сильный жар или сильный холод), сексе (для создания себе подобных) и, в некоторой степени, безопасности (чтобы не быть съеденным львом или растоптанным буйволом). В рамках этой зоны «нормальное» поведение определяется глубинными инстинктами мозга, требующими от функций мозга мыслительной деятельности высшего порядка в крайне незначительной степени. Большинство действий производится рефлекторно, а не вследствие логики или воли. Именно по этой причине родители должны держать ядовитые вещества вне досягаемости маленьких детей («Я чувствую жажду» = я пью всё, что мокрое; «я чувствую голод» = я пытаюсь съесть всё, до чего могу дотянуться). В этой связи нет смысла много говорить о том, сколько пользы приносят подгузники. БЕЖЕВОЕ мышление преобладает в младенчестве. Если этот цМем возобновляется впоследствии, к примеру, из-за болезни Альцгеймера, немощному пожилому человеку становится необходима помощь в питании и соблюдении личной гигиены, так как даже основы УЖ1 могут оказаться для него чересчур сложными для исполнения. Такое мышление возобновляется вследствие некоторых психических заболеваний и может проявляться ситуативно. Безудержные студенческие вечеринки могут опустить вас на БЕЖЕВЫЙ уровень, заставить отбросить социальные тонкости и вторгнуться в соседский сад, когда ваш мочевой пузырь требует опорожнения, а фарфоровые удобства оккупированы перепившими в процессе вечеринки подружками. В БЕЖЕВОЙ зоне существует крайне мало эмоций. У человека попросту нет достаточных запасов энергии, чтобы испытывать гнев или страх, ненависть или ревность; практически все ресурсы тратятся на то, чтобы каждый день оставаться в живых. Этот цМем является, по сути, аморальным: «... поведение напоминает больше импринтного[111] утёнка, а не поведение независимого человеческого существа», - сказал о нём Грейвз. Индивидуум не имеет чётко выраженного осознания себя, потому что для него понятия «я», «ты» или даже «оно» неразличимы между собой. Осознание времени или пространства за границами «прямо здесь и прямо сейчас» очень невелико. В книге «Восхождение из Эдема» (Up from Eden) (Anchor Press, New York, 1981) Кен Уилбер определяет БЕЖЕВЫЙ этап как первое звено так называемой Цепи сущего. Он отмечает: «Изначальный человек, другими словами, начал свою карьеру, будучи погружённым в подсознательные сферы природы и тела, растительности и животных, и поначалу ощущал себя неотделимым от мира, который только что эволюционировал к этой точке». Мы хотели бы подчеркнуть, что БЕЖЕВЫЙ не определяет человека как глупого или обладающего значимыми недостатками. Речь здесь идёт о человеке, для которого крайне актуальны проблемы уровня УЖ1. Это - стартовая точка для всех нас, а многие завершают жизненный путь в той же БЕЖЕВОЙ зоне. Как это ни трагично, но отсутствие стимуляции или недоедание может оставить БЕЖЕВУЮ зону диспропорционально сильной и значительно ограничить доступ к более комплексному мышлению для миллионов молодых людей. Эта ловушка может доставить в двадцать первом веке столько же неприятностей, как глобальные войны в веке двадцатом. ТРОПЫ: навыивыжваияи БЕЖЕВОЕ совнанее БЕЖЕВОЕ сознание возникло вследствие необходимости выживания в саванне, тропическом лесу, тундре или буше. Даже в наши дни карманы людей, наполовину живущих в «каменном веке» и в значительной степени зависящих (по стандартам двадцатого века) от БЕЖЕВОГО сознания, пополняются порою за счёт искателей приключений и торговцев - и в Южной Америке, и в африканском буше и на островах Тихого Океана. Открывая для себя такие БЕЖЕВЫЕ группы (хотя вопрос о том, кто кого «открывает» и кому от этого становится лучше, остаётся открытым), первый мир ошибается в двух направлениях. Либо мы слишком высокомерно отклоняем БЕЖЕВЫЙ образ жизни как примитивный, отсталый и нуждающийся в просвещении, либо мы слишком романтизируем предков этих аборигенов, считая их более благородными, чем сегодняшние люди. Обе точки зрения служили на пользу, скорее, цМемам не исследуемых, а исследователей, подкрепляя националистические суждения колониальных администраторов и низводя целые цивилизации до статуса музейных диковинок. Однако, говоря несколько слов в поддержку мифа о благородных дикарях, нам действительно кажется, что здоровая БЕЖЕВАЯ система близка к природе и способна получить доступ к чувствам, которые многие из нас утратили и не смогут заново открыть, пока (а) у нас не возникнет конфликта с УЖ и (б) у нас в спирали не появится гибкость, достаточная для отката назад, к конгруэнтности. И хотя современная наука этого не понимает, БЕЖЕВЫЙ цМем, по всей видимости, обладает определённой интуицией относительно надвигающихся событий (возможно, имея более широкий доступ к измерению «Время») и обладает уникальной пространственной осведомлённостью. Некоторые люди, находившиеся в состоянии клинической смерти, впоследствии рассказывали о том, как видели работу команды хирургов. Возможно, что видение со стороны, извне тела является частью глубинного набора навыков выживания, присущего нашему мозгу, и скрытого за несколько тысяч лет под пластом рационального мышления? После пары недель, проведённых в лесу, опытные путешественники (и бывалые солдаты) рассказывали о том, насколько у них усилились слух и обоняние. Возможно, существует некая латентная способность БЕЖЕВОЙ мыслительной системы, которая позволяет людям конкурировать с другими животными с помощью животных методов в одних и тех же УЖ1. Не исключено, что когда-нибудь мы получим доступ к генетической памяти и другим чувствам, убрав «беспорядок», связанный с деятельностью высших функций мозга и выражающийся в чувствах стыда, рационального поведения, вины и способности к стратегическому планированию. Люди, занимающиеся йогой и медитацией, утверждают, что им уже сейчас удаётся контролировать внимание и не отвлекаться на межцМемный шум. Если вы получите доступ к своему БЕЖЕВОМУ, вы сможете думать как форель, видеть как олень и жить плодами Земли. Возможно, на этом уровне расположены архетипы Юнга (бедные змея и паук! ), а также некоторые из проявлений, которые неожиданно выходят на поверхность из самых наших глубин, - отвращение к запаху гниющей плоти или сексуальное возбуждение при вдыхании феромонов ценой около $100 за унцию. На этом уровне у вас есть «глаза на затылке», и поэтому вы знаете, чТо за вами сзади из пикапа наблюдает какой-то странный мужчина; и вы слышите тихие голоса, которые вытаскивают нас из опасности, если мы к ним прислушиваемся. Под воздействием БЕЖЕВОГО мышления люди образуют группы (но ещё не организации), являющиеся всего лишь следующим шагом по сравнению со стадом. Целями, пусть и не выраженными в явном виде, являются обеспечение выживания и продолжения рода. Члены группы, по всей видимости, обладают голографическим чувством места и друг друга, подобно стаду слонов или китов, или стае гусей. Члены группы могут общаться между собой на частотах, которые «цивилизованные» люди отключили много лун тому назад. Выброс эндорфина, который часто облегчает последние часы жизни смертельно больных людей, может являться остаточной БЕЖЕВОЙ адаптацией, позволяющей раненому обрести покой и позволить группе двигаться дальше, что часто бывает необходимым в суровых условиях УЖ1. В наши дни примеры БЕЖЕВОГО часто можно заметить в яслях и детских садах, среди психически больных людей, живущих на улицах или находящихся в стационаре. Иногда происходит всплеск БЕЖЕВОГО у людей, испытывающих психологические перегрузки. Экстремальные проявления стрессов - нервные срывы, глубокая скорбь, катастрофы, подобные руандийской, или даже попытка жить в Сараево под обстрелом - могут вызывать у некоторых людей регресс в сторону БЕЖЕВОГО. За исключением новорождённых детей, которые быстро проходят через БЕЖЕВУЮ зону, или людей с повреждениями мозга, кто может быть в ней заблокирован, тот БЕЖЕВЫЙ, который мы наблюдаем в настоящее время, - это чаще обратный поток, регрессионный цМем. На самом деле, многие из кажущихся проявлений БЕЖЕВОГО - бездомные с дисфункциями, жертвы военных действий или голода, крайней нищеты или лишений - являются отклонениями более комплексных цМемов, действующих в обществе и забирающих энергию и ресурсы себе, оставляя другие цМемы ни с чем. И хотя Грейвз достаточно критично относился к попыткам эксплуатационного КРАСНОГО и самоуправного СИНЕГО сохранять крупные блоки БЕЖЕВОГО в составе населения, он верил в то, что «главным виновником» развития негативного, нездорового БЕЖЕВОГО является ОРАНЖЕВЫЙ цМем. Грейвз говорил: «С высот своего благородного положения, связанного с относительным житейским успехом и профессиональным превосходством, он смотрит вниз, презрительно осуждая человека на первом [БЕЖЕВОМ] уровне. “Если бы он был хоть немного смышлён, то взял бы себя в руки и выбрался бы из этого состояния, - говорит материалистический [ОРАНЖЕВЫЙ] человек с надменным снисхождением, - Я сделал это. Посмотрите на меня. Я сделал всё это сам. Если бы у него в голове было хоть что-нибудь, он тоже смог бы это сделать”». И только если есть какая-либо выгода - экономическая, политическая или псевдодуховная, - ОРАНЖЕВЫЕ начинают заниматься дилеммами БЕЖЕВЫХ. В целом, общества первого мира (ОРАНЖЕВЫЙ) и второго мира (СИНИЙ/оранжевый) предпочитают прятать проблемы БЕЖЕВОГО мира, убирать их с глаз долой, и, по возможности, из сердца вой, вместо того чтобы противостоять его трудностям и лишениям. До тех пор пока телевизионные репортёры не начинают передавать прямые репортажи, а социальные активисты не начинают скандалить, сильные мира сего относительно мало делают, так как БЕЖЕВЫЙ практически за пределами их радаров, а следовательно, его можно легко игнорировать. Именно поэтому помощь пришла в Руанду чуть позже, чем это требовалось для тысяч детей. ТРОПЫ: взаимодействие с БЕЖЕВЫМ цМемом Вне зависимости от того, является ли БЕЖЕВЫЙ постоянным или временным явлением, обращаться с ним нужно заботливо и с нежностью. Часто люди, находящиеся в этой зоне, не могут даже попросить о помощи; её должны оказать другие люди по своей инициативе. Когда происходит трагедия, уносящая большое количество жизней, выжившие и их близкие хотя бы временно регрессируют в БЕЖЕВОЕ состояние. Их основные потребности вначале должны удовлетворяться группой - например, такой как American Airlines Care Teams[112], - это позволит им стабилизовать своё состояние. Затем может быть смоделирован постепенный процесс, позволяющий понемногу, через проживание разных стадий горя, вывести их из травматического состояния на уровень выше - назад к функциональному состоянию. Если БЕЖЕВОЕ состояние проявляется в значительной степени и в течение долгого периода времени, необходимо задействовать специальный попечительский надзор. Медикаменты и пищу необходимо доставлять, а не просто предлагать. Так как БЕЖЕВЫЙ не содержит концепций здоровья или благосостояния, а лишь понятия боли или комфорта, за находящимися в этом состоянии людьми необходим надзор - особенно в случаях, когда окружающий их мир более сложен, чем УЖ'. Не ждите понимания временных интервалов или того, что человек будет откладывать сбережения на будущее или шагать далеко вперёд от настоящего. Письменные распоряжения бесполезны, а устные распоряжения должны быть простыми и регулярно повторяться, потому что способность обработки символьных значений скудна. По мере улучшения технологий поддержания жизнеспособности в людях и растущей по экспоненте кривой затрат на лечение, мы будем сталкиваться со всё большим количеством этических вопросов, связанных с БЕЖЕВЫМ. Вследствие того, что мы периодически наблюдаем ужасающие сцены голодающих детей, будь то в Африке или на Балканах, мы своими глазами можем видеть падение в БЕЖЕВЫЙ ад. Почему мы, «развитые» существа, позволяем такому случаться? Ответ на этот вопрос лежит в более важных вопросах: какую долю наших ресурсов мы готовы потратить на людей, находящихся в регрессионном потоке? какую ценность современные люди вкладывают в осмысление БЕЖЕВОГО цМема? и кто решает, когда нужно вмешаться в бесчувственную сторону спирали? XJ БЕЖЕВЫИ/фиолетовый: фаза выхода • Человеческому существованию в рамках неформальных групп серьёзно угрожает конкуренция за пищевые ресурсы, территорию или партнёров для продолжения рода. • После того как удовлетворяются основные жизненные потребности на уровне УЖ1, в мозге формируются новые связи, создающие чёткое орознание «я», «меня», «себя» как существующих отдельно от других людей, растений, или животных. • Некоторое время уходит на обдумывание, почему происходят те или иные вещи. Непосредственные наблюдения позволяют выстроить причинно-следственные связи. (Всё остальное приписывается «магии». ) Когда мы покидаем БЕЖЕВЫЙ мир младенчества и психических расстройств, возникает УЖ2. Вместе с ним возникает понимание опасности (угрозы со стороны природы и других людей), человек начинает отделять себя от других и ощущать силу во внушительном и пугающем внешнем мире. Так как сила ассоциируется с численностью, больше внимания начинает уделяться постоянным отношениям, родству и эмоциональным связям. По мере того как мозг развивается и усложняется, генетические процессы, инстинкты, формирующиеся в глубинах мозга, дополняются деятельностью неокортекса[113]. События настоящего начинают связываться с событиями прошлого, а действия - с последствиями. Недавно обнаруженные чувства приводят к формированию привязанности к людям и объектам. Материальные следы этого второго великого пробуждения можно встретить в костяных тотемах или камнях плодородия, оставленных первобытными людьми. Это напоминает нас, когда мы - более «продвинутые» люди - храним на чердаке наши любимые игрушки и мишек Тедди или букетик с давно прошедшего выпускного вечера. УЖ2 перемещает нас в новый мир, в котором правят волшебство, единение и тайны ФИОЛЕТОВОЙ любви. Глава 10 фиолетовый духи предков клановый цМем • Подчиняйтесь желаниям мистических духов. • Демонстрируйте верность старшим, клану и традициям. • Сохраняйте священные места, объекты и ритуалы. • Объединяйтесь для выживания и обретения безопасности. • Жизнь в зачарованной магической деревне. • Поиск гармонии с силами природы. В основе ФИОЛЕТОВОГО - условия жизни2: «Мы ищем безопасность и защиту для нашего вида через веру в узы крови, обширные семейные связи и магические силы, проникающие в мир духов. Мы чествуем пути наших предков как священные, как будто они даже присутствуют рядом с нами. Наш путь наполнен сезонными ритуалами, обрядами инициации, традиционной музыкой и танцами. С помощью различных церемоний мы пытаемся жить в гармонии с природой и её правилами». От инстинктов и биологии к сознательному мышлению Человеческая природа развивается, чередуя стремительный мощный рост и периоды обобщения. Каждый переходный период представляет собой динамическую напряжённость между более сложным сияющим цМемом и предшествующим цМемом, блекнущим и теряющим влияние. По окончании этого трудного превращения (если оно заканчивается) происходит стабилизация новой расстановки цМемов, соответствующей новым жизненным условиям. ФИОЛЕТОВЫЙ цМем впервые пробудился, когда успешное БЕЖЕВОЕ существование позволило любопытничать относительно большого мира «где-то там» и осознать все присущие этому миру угрозы для безопасности и защищённости. Хотя стадное существование в рамках БЕЖЕВОГО отвечает биологическим требованиям, оно не учитывает социальные потребности, возникающие в УЖ2 по мере того, как на сцене появляются всё новые люди. _________ ______ е/ ФИОЛЕТОВЫЙ является матерью общественного/коллективного цМема и первенствует в общении с силами, находящимися вне человека. Он прокладывает дорогу к формированию семей (необходимых для организации близких отношений), а затем способствует формированию кланов и племён, чтобы регулировать жизнь семей. Связующими элементами являются близость и родство. Неудача в попытке закрепить эти узы в раннем детстве может оставить пустоту, которая в последующей жизни заполнится уличными бандами, культами и недолговечными браками. Когда ФИОЛЕТОВЫЙ разум задаётся вопросом о причинах событий, то находит ответ в невидимых природных силах и действии могущественных духов. В то время как БЕЖЕВЫЙ не осмысливает причины, эта способность активируется ФИОЛЕТОВЫМ. Возможно, в рамках общего исторического контекста: • плохо связанные сообщества собирателей стали чрезмерно эксплуатировать имевшиеся ресурсы, осознали необходимость перемещения на более зелёные пастбища, а по мере переселения становились более организованными; или • мигрирующие группы рано или поздно сталкивались с «другими», возникла необходимость в правилах межличностного общения и социальной структуре для поддержания гармонии. (От 10 до 12 участников представляется примерно правильным числом для зоны контроля ФИОЛЕТОВОГО. ) Успех семей, клана и племён в организации людей и повышении шансов на выживание освободил энергию для занятий мыслительными процессами - мифологией, искусством, сказаниями, спортом, церемониалом и ритуалами. Развивающаяся культура выдвинула ббльшие требования к неврологическим способностям, необходимым для того, чтобы анализировать, понимать, сохранять коллективную память и даже планировать будущее. Возник набор динамических, пусть и сравнительно простых, представлений о мире, сформировались первые представления о вселенной и модели реальности. Богатое воображение ФИОЛЕТОВОГО видело существ в звёздном небе, животных на стенах пещер и фей в заколдованных лесах. Бежевый/ФИОЛЕТОВЫЙ: фаза входа УЖ2 требовали возникновения внутренних механизмов, призванных связать события в причинно-следственные связи. К примеру, корова умирает в полнолуние. Это означает, что степень полноты Луны влияет на смертность коров. Подобный опыт становился суеверием, передавался в сказаниях и даже устанавливался как закон. Истоки многих истин затеряны в туманных глубинах прошлого. Ранние корни анимизма зарыты в бежевом/ФИОЛЕТОВОМ интересе к природным феноменам: рекам, горам, солнцу, небу и огню. После небольшой адаптации эти силы сделались портативными в символах плодородия, тотемах, амулетах, реликвиях, талисманах и индейских сумках с талисманами. В этой зоне у человека не возникает ощущения способности контролировать природу. Он способен лишь успокаивать живущих вокруг него духов в надежде на избежание вреда и достижение гармонии. «Привиденья, вампирюги, длинноногие зверюги», населявшие древний мир, прокравшись задолго до греческой мифологии, проползли через произведения Шекспира, для того чтобы отхватить кусочек от Стивена Кинга. Сказки братьев Гримм и «Сказки матушки Гусыни» обращаются к тем страхам, когда БЕЖЕВЫЙ уступает место ФИОЛЕТОВОМУ и далее. В наши дни их роль выполняет «Улица Сезам» и динозавр Барни. Они также отражают то поистине детское удивление, которое привносит этот цМем в наш пресыщенный мир.
|
|||
|