Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дон Бек, Крис Кован – Спиральная динамика 6 страница



Существуют четыре важных аспекта условий жизни: время, место, проблемы и обстоятельства.

Истршеское всем: определённый период в развитии человека, особенный этап в развитии культуры или фазы жизни отдельно взятого человека.

Основныепонтисэпохи, эры, поколения, периоды, циклы, даты, временные рамки, личные истории, фазы, чувство прошлого/настоящего/будущего.

В любой точке хронологического времени и в жизни практически любого сообщества вы можете встретить людей, живущих в одном и том же году, но корни мышления которых кроются в совершенно различных эрах. В каждый момент вашей жизни у вас проявляется уникальный набор цМемов, призванный соответствовать данному времени и присущим ему культурным темам. Для многих представителей западной культуры 1940-е годы значительно отличались от 1950-х, 1960-х, 1980-х, 1990-х. Однако для многих обществ третьего мира, время представляется удивительно неизменным иа протяжении поколений.

Когда течение времени действительно меняет внешние условия, связанный с этим процессом стресс пробуждает наш внутренний потенциал, и в ответ на направленное в нашу сторону действие мы можем добавить цМемы (или изменить их последовательность). Подобное последовательное наслаивание человеческого адаптивного разума чем-то напоминает рост годовых колец иа дереве. Каждое кольцо отражает условия окружающей среды в то время года, в котором оно образуется. И хотя продолжительность «времён года» человеческой жизни несколько отличается, системы цМемов оставляют точно такие же кольца, связанные с культурой и психосоциальным развитием. То, кем вы являетесь сегодня, кем были вчера и кем будете завтра, во многом формируется условиями, которые вы переживали в разное время вашего развития. Мы не замкнуты в границах нашего времени, но оно без сомнения оказывает на нас влияние.

В сентябре 1992 года в одном из альпийских ледников была найдено тело «Ледяного человека» - замёрзшего путешественника эпохи неолита, жившего примерно за две тысячи лет до нашей эры. Австрийцы дали ему

имя Эци. Его случайная могила содержала куски тканой одежды, оружие и другие инструменты, демонстрировавшие, что при их изготовлении применялись далеко не примитивные или простейшие технологии. Они были современными достижениями в Европе четыре тысячи лет назад. В то время континент представлял собой тихую сельскохозяйственную глубинку. Бедный Эци считался бы неотёсанной деревенщиной с точки зрения процветавших в то время цивилизаций в Египте, Месопотамии или Китае.

Что, если бы в нашем распоряжении оказались технологии, позволяющие оживить разум этого «Ледяного человека» за счёт выращивания его ДНК? Что бы это был за разум? Какие цМемы возникли бы в нём? Если предположить, что его иммунная система смогла бы справиться с бактериями и вирусами, которые косят нас сегодня, скатился ли бы он вниз по спирали к более примитивной системе, не в силах выдержать шок нашего сложного мира высоких технологий? Или он смог бы быстро адаптироваться, пробудить у себя новые цМемы и продать права на свою историю создателям какого-нибудь телевизионного фильма?

В один и тот же период времени люди живут в различных временах. На рассвете сельскохозяйственной эпохи многие люди продолжали жить по законам общества охотников и собирателей; однако многие другие (подобные Эци? ) - уже нет. Когда паровые двигатели индустриальной эпохи с пыхтением ворвались в жизнь, основная часть человечества продолжала тащиться за упряжками лошадей или буйволов и пахать плугом, придерживаясь принадлежащего им по праву места. Однако это делали не все. Когда же внезапно наступила информационная эра, миллиарды жителей планеты продолжали вставать рано утром и ложились спать вечером под ритмы фермы или под затихающее посвистывание мельничных лопастей, только-только начавших ржаветь. Однако это делали не все. Джордж Оруэлл заметил, что «... каждая эпоха всегда содержит значительную часть эпохи прежней». Теперь, когда мы движемся сквозь эпоху битов и байтов, какой же новомодный кремниевый петух пропоёт нам зарю новой эры? Что из нынешнего времени перейдёт в будущее, а от чего люди откажутся? Кто из нас останется в этом времени, а кто будет двигаться дальше, чтобы открывать новые цМемы?

В книге «Власть местоположения» (The Power of Place) Винифред Галлахер (Winifred Gallagher) определяет множество факторов нашего географического месторасположения, которые оказывают значительное влияние на наши социальные ценности и взаимодействия. Раса, живущая на удалённом острове, формирует совсем другое коллективное поведение, в отличие от жителей снежных гор или культур, развивающихся в тёплой и плодородной долине. Обращая внимание на различное влияние этих факторов, Галлахер замечает:

Географическое мест: физические условия, природная или создаваемая человеком экология, присутствующая в восприятии человека или группы.

Основные понятия: атмосферные условия; электромагнитные потоки; природная среда обитания (лёд, пустыня, тропический лес, урбанистические джунгли, сельская местность); архитектура; плотность населения; виды внешней стимуляции и её объём; химикаты и минералы, присутствующие в воздухе, почве и пище; источники и типы освещения; климатические изменения.

«В течение всей истории представители различных культур предполагали, что окружающая среда влияет на поведению. Современная неука подтверждает, что наши действия, мысли и чувства действительно сформируются лсд воздействием не только наших генов и нейрохимических процессов, нашей исгорш и связей, но и нашей окружающей средь» (The Power of Place: How Surroundings Shape Our Thoughts, Emotionsand Actions, Simon & Schuster, 1993, стр. 12).

Согласно точке зрения Галлахер, окружающая среда включает в себя всё - от широкого спектра природных влияний (геомагнетических полей, топографии Земли, неба, погоды, времён года и т. д. ) до рукотворной среды, такой как помещения, рабочие места, строения, города и жизненное пространство. Автор обращается к китайской концепции фэн-шуйу эклектической дисциплине, сочетающей в себе «частицы искусства, геофизических наблюдений, психологии, религии, фольклора и просто здравого смысла» (сгр. 143). Фэи-шуй описывает процесс гармонизации человека и окружающей обстановки. Несомненно, гармония или диссонанс в этой обстановке будет формировать то, как и почему у некоторых людей появляются различные типы мышления, у других вызывается неприспособленность к окружающим условиям, а в популяциях, испытывающих, резкие изменения в окружающей среде, воцаряется хаос. Поразительно, как много сил зачастую требуется для того, чтобы вновь «открыть» древнюю мудрость.

Проблемы существования, подобные этим, подавляют механизмы копирования прежнего типа и запускают определённые инструменты в мозгу, способные (1) более чётко воспринимать условия, а затем (2) высвобождать ресурсы и умственные способности для того, чтобы должным образом с ними справиться. Каждый базовый цМем в спирали обладает собственной уникальной коллекцией проблем, которые он призван решить. Когда в одном и том же месте, в одно и то же время количество их нарастает, соответственно повышаются и степень турбулентности, и количество конфликтов. Многие «горячие точки» нашего мира подогреваются не только вследствие конфликтов, вызванных одновременным пробуждением нескольких цМемов, но и проблемами, превосходящими по своей сложности имеющиеся в доступе ресурсы.

ЧеловеческиепхУбпемы-. приоритеты, нужды, заботы и требования к существо-        (

ванию, возникающие перед каждым человеком или группой, причём некоторые        |

из них присущи всем людям, а другие уникальны для культуры, сообщества или      j

личности.

Ключевые понятия: атрибуты выживания, такие как пища и вода; доступность и насыщенность ниш; воспринимаемые уровни опасности или безопасности; культурные нормы и требования; коммуникация и языки; доминирующие темпе- j раменты, естественная страсть к путешествиям и ищущие приключений лично-                                                                                                    у '

сти; технологии; социальная память, неразрешённые исторические проблемы,            |

идолы и реликты прошлого; болезни и эпидемии; непредсказуемые явления,               j

нарушающие установившийся социальный порядок.                                                         !

J

Никакие два человека не находятся в одних и тех же обстоятельстваху в одно то же времяу в одном и том же месте и со сходными проблемами. Будут различаться порядок рождения, социальная позиция, генетическое наследие, семейные привилегии, интеллектуальные или физические способности, да и просто добрая старая матушка фортуна. То же самое можно сказать и в отношении любой группы, толпы людей или социального слоя. Нравится нам это или нет, но неравные условия жизни оказывают большое влияние на отношения между людьми. Никакие два человека не могут проживать в концептуально одинаковых мирах или одинаково переживать одни и те же события. Даже у однояйцовых близнецов есть свои различия. Очевидно, что многое из того, что происходит в политике, религии и терапии тесно, связано с этим аспектом спирали.

Социалные обстоятельства: расположение отдельных личностей, групп и культур внутри иерархий власти, статуса и влияния.

Клочевье поняия: социальные роли; место в потоке ресурсов; социоэкономи- i ческий класс; уровень образования; возможности и доступ к своей нише; внешний вид и физиогномика; межличностная динамика; политические системы; фамильная родословная; расовые, возрастные и половые факторы.

Обстоятельства определяют наши границы, открывают или закрывают их. И это следует учитывать при общении с группами «меньшинства» или «большинства», «преуспевающими» или «обездоленными» людьми. Обстоятельства представляют собой своего рода фильтры, не позволяющие увидеть спираль целиком так, как её видит кто-то другой. Являясь одним из четырёх элементов условий жизниу обстоятельства также определяют, какие цМемы станут приемлемыми, допустимыми или оправданными в том или ином контексте. С обстоятельствами связаны такие вопросы, как эффективность школьного образования, приемлемые процедуры найма на работу и практики продвижения, а также степень фрагментированности населения.

Если суммировать, то условия жизни (время, место, проблемы, обстоятельства) могут выглядеть следующим образом:

Когда условия жизниявляются весьма... ... то «здравомыслящие люди» станут...
БЕЖЕВЫМИ - природное состояние Действовать подобно другим животным
ФИОЛЕТОВЫМИ - таинственный и страшный Задабривать духов и объединяться вместе для обеспечения безопасности
КРАСНЫМИ - жёсткий и опасный Бороться за выживание, невзирая на желания других
СИНИМИ - направляемый высшей властью Подчиняться высшей власти и сохранять верность истине
ОРАНЖЕВЫМИ - полный эффективных аль Прагматично оценивать преимущества для до
тернатив стижения успеха
ЗЕЛЁНЫМИ - коллективная привычка гуман Присоединяться к сообществу для того, чтобы
ности разделить развитие вместе с ним
ЖЁЛТЫМИ - на грани хаотического коллапса Учиться тому, как стать свободными, но при этом принципиальными
БИРЮЗОВЫМИ - единая живая сущность Искать порядок в кажущемся хаосе Земли

Принцип 3:

Зигзаг цМема между самовыражением и самопожертвованием

Спираль выковывается за счёт движения маятника, между фокусом на «я» и беспокойством о «мы», такая ориентировка чем-то напоминает «ииь- яи» в китайской философии или термин «Я: Ты» (I: Thou) Мартина Бубера (Martin Buber). Подводя итог вышесказанному, эту идею, психолог Михай Чиксентмихайи (Mihaly Csikszentmihalyi) говорит:

«Учёные, изучающие социальные вопросы (Абрахам Маслоу, Лоренс Кольберг, Джейн Лоевингер и Джеймс Фоулер), описывают диалектическое движение между дифференциацией и интеграцией, между вниманием, обращённым внутрь и затем наружу, между оценкой самого себя и затем более широкого общества. Это не движение по кругу, когда возвращаются в начальную точку, это скорее напоминает движение по восходящей спирали, в которой забота о себе постепенно сменяется менее эгоистичными целями, а забота о других становится индивидуалистической и значимой для самого человека» (Mihaly Csikszentmihalyi, The Evolving Self, HarperCollins, 1993, стр. 235).

Таким образом, каждый базовый цМем располагается ближе либо к одной, либо к другой стороне дуги маятника в рамках спирали. Одной семье присущи тёплые цвета (БЕЖЕВЫЙ, КРАСНЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ, ЖЁЛТЫЙ), представляющие цМемы, связанные с самовыражением и ориентацией на «я». Другой группе присущи холодные цвета (ФИОЛЕТОВЫЙ, СИНИЙ, ЗЕЛЁНЫЙ, БИРЮЗОВЫЙ), связанные с самопожертвованием и ориентацией на понятие «мы».

Люди и общества как будто притягиваются то к одному магнитному полюсу, то к другому. Каждый раз, когда этот человеческий маятник достигает крайней границы своего силового поля, он создаёт новые условия жизни, справиться с которыми возможно лишь с помощью решений со стороны другого полюса. Если в проблеме слишком много «я-изма», то потом потребуется «мы»-качество, чтобы восстановить баланс. Когда «мы» чрезмерно, то привлекательным становится освобождение некоторого «я», если мы хотим гармонии.

Когда начинается раскачивание, мозг должен активировать инструменты, для обработки сообщений от/и развивающейся совокупности цМемов. Движение в сторону общественного/коллективного, «достижение внутреннего умиротворения», требует своего рода чувства радара, чтобы внешние сообщения можно было быстро и аккуратно уловить, усилить, откликнуться надлежащим образом и обеспечить соответствие с окружающим миром. Переключение на индивидуальное/элитарное «движение против и взятие под контроль» требует других инструментов - внутреннего разума, схожего с самоуправляемым гироскопом, и компаса, необходимого для изучения новых территорий, для плавания в неизведанных водах и для того, чтобы порвать со старыми и безопасными традициями.

полюс                                                    полюс

ИНДИВИДУАЛИЗМА/ЭЛИТАРНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО/КОЛЛЕКТИВНОГО

Я мне, моё                                             Мы, нам, наше

Принятие ответственности, проведение из- Принятие неотвратимого, жизнь в соответствии менений, движение против природы, контроль      с естественными ' ограничениями, концентра-

внешнего мира, опора на собственные силы ция на достижение мира с самим собой, поиск

внешней власти

Задача: Исследование внешнего          Задача: Укрепление внутреннего

Локус контроля: внутри                       Локус контроля: снаружи

Семья цМемов, связанных с индивидуальностью/элитарностью, фокусируется на внешнем мире (вне личности) и на том, как приобрести власть над ним, управлять им, изменять его. Контроль находится внутри отдельно взятого человека-частицы, пытающегося направить происходящее вокруг

i$ нужном ему/ей направлении. Создаваемые человеком системы самовыражения слабо связаны, менее ограничены, более способны принимать изменения, более готовы рисковать. После пробуждения они заметно повышают нашу степень свободы поведения. Они стремятся разорвать кандалы и освободить более масштабное мышление, но, с другой стороны, они способны разъединить цепи, которые скрепляют части, собранные в единое целое.

Как только самостоятельный и «особенный» индивидуум начинает центрироваться, начинают преобладать требования личных прав и свобод, льгот и прерогатив, а также расширения полномочий для каждой независимой личности. Девиз на фамильном гербе такого человека гласит: «Я - капитан своей судьбы... властелин своей души»[26].

Другой полюс является родным домом для общественной/коллективной семьи цМемов («нас/мы»). В этой зоне самопожертвования контроль возлагается на нечто более мощное, чем любой индивидуум, - на род или народ, объединяющую высшую силу, на сообщество, имеющее взаимные интересы, или на экосистему Земли. Если группа, ставящая во главу угла Самовыражение, концентрирует свою энергию на вопросах воздействия на внешний мир, то у человека, жертвующего собой, основной объект беспокойства внутри: усилия тратятся на то, чтобы ухватить, с кем, каким образом и почему кто-то существует, и обрести мир с этим.

Вследствие этого мышление в рамках этой группы цМемов склоняется к консервативному поддержанию статус-кво (каковым бы оно ни было) и поиску порядка. Общественная/коллективная энергия обеспечивает консолидацию, принятие внешнего мира таким, какой он есть, и заставляет жертвовать сегодняшними личными интересами в пользу общих интересов соответствующей группы. ^

В то время как движение маятника по спирали в этом направлении отчасти расширяет концептуальное пространство, всё больше энергии начинает тратиться на выстраивание надёжных структур, обретение стабильности и придание жизни однородной устойчивости: «Долг, честь, отечество»[27], «Бережливый, смелый, опрятный и благочестивый»[28].

ЦМемы тёплых цветов всегда разбивают сущности на иерархии. Для БЕЖЕВОГО иерархия самых быстрых бегунов или тех, кто выше всех дотягивается. Для КРАСНОГО - силы, а для ОРАНЖЕВОГО - статусов. Для ЖЁЛТОГО - иерархия знаний и компетенции. Холодные цМемы объединяют людей в группы, сглаживающие иерархии, выравнивающие

_______________________________________________________ ______ е/

сущности и перераспределяющие ресурсы. ФИОЛЕТОВЫМ объединяет родных и близких, СИНИЙ собирает верующих, ЗЕЛЁНЫЙ помогает объединиться людям с общими интересами и одинаковой степенью чувствительности. Эта динамика вызывает формирование цикличности в спирали.

Возможно, вам удастся понять принцип колебания цМемов с помощью виртуального эксперимента. Представьте себе, что вы держите спиральную морскую ракушку за её кончик. Теперь представьте себе, что вы можете раскачивать грузик на верёвке внутри этой формы. Начните, расположив грузик в самом верху ракушки, и, раскачивая ваш маятник, потихоньку отпускайте нить. В данный момент вы одновременно совмещаете действия и цикла, и спирали.

С точки зрения цМемов, вы запускаете маятник на начальном БЕЖЕВОМ уровне («я выживаю») и постепенно удлиняете нить. Наблюдайте за

тем, как ваш маятник прошёл пик БЕЖЕВОЙ системы и переходит к БЕЖЕ-

. _ _, . _ _ ^

ВОй/фиолетовой фазе выхода, затем к бежевой/ФИОЛЕТОВОй фазе входа, а затем и к пику ФИОЛЕТОВОГО («мы, клан»). Затем он раскачивается поперёк и вниз по спирали через ряд подсистем к следующей значимой отметке, КРАСНОЙ («я, всесильный»), а затем через неё и немного вниз к пику СИНЕГО («мы, истинно верующие»), затем назад к ОРАНЖЕВОЙ зоне («я, способный»), затем через неё к ЗЕЛЕНОЙ («мы, принимающие»),

м    е/

к ЖЕЛТОЙ («я, знающий»), а затем к БИРЮЗОВОМУ («мы, становящиеся»). Вы могли бы продолжать этот процесс так долго, насколько росла бы спираль и насколько у вас хватило бы нити.

Подобно обитателям морских раковин, мы путешествуем по спирали между двумя зонами - индивидуальной/элитарной и общественной/ коллективной, перемешивая их в нашем сознании и совершенствуя свои личные смеси в совокупностях наших цМемов. Пропорция «я» и «мы» в наборе цМемов задаёт тон развитию целых поколений («бэби-бумеры яппи» против «эры Великой депрессии», 1980-е против 1950-х, или «ревущие двадцатые» против периода Гражданской войны), формирует стереотипы национальных характеров (буйные итальянцы против аккуратных и упорядоченных швейцарцев), а также определяет различные фазы личностного развития (достаточно сопоставить кризис двух лет и подростков, следящих за модой и отчаявшихся приспособиться к пубертатному периоду[29]). Понимание сути этих постоянно изменяющихся наборов цМемов, и управление ими представляют собой суть спиральной динамики. Для того чтобы обобщить этот основной принцип, помните о следующих основных колебаниях:

• Колебание фокуса от внутреннего («я») к внешнему («мы») локусу контроля[30] и обратно.

• Колебание центра личности между свободной индивидуальностью и личностью, определяемой в основном относительно группы.

• Колебание между доверием к воздействиям извне и внешней обратной связью с одной стороны и доверием к внутренним суждениям с другой.

• Колебание между попытками исследовать внешний мир и управлять им и необходимостью восстановления внутреннего мира и приближения к внутреннему умиротворению.

Принцип 4:

ЦМемы возникают в спирали волнообразным образом

Пробуждения вдоль спирали возникают после нарастания давления и приводят к скачку в направлении новой системы. Чаще всего идёт движение вверх, но иногда и вниз. И хотя сдвиг может оказаться внезапным и хаотичным (Грейвз использует термин «saccadic»[31]), движение, незаметное на поверхности, происходит постоянно.

Новые системы цМемов накатывают как волны на пляж. У каждой из таких волн существует собственный возрастающий всплеск, призванный измерить условия жизни окружающего мира. В то же самое время каждая следующая нахлёстывает иа откатывающие, затухающие волны предшествующих систем. Иногда столкновение, возникающее, когда новые системы соревнуются за господство, замедляет общий импульс спирали, порой даже толкает в обратную сторону. В других случаях возникает резонанс между различными волнами цМемов, что приводит к взаимному усилению и ускорению эволюции мышления.

Каждая волна несёт элементы своего рождения и смерти, остатки прежних исчезающих систем и первые проблески новых способов быть впереди. Активная жизнь цМема состоит из трёх фаз. (1) вход. В ходе первого пробуждения имеется этап подготовки и наращивания энергии. В это время происходит первоначальное формирование и совершенствование системы, это также период исследований и внезапных открытий. Если представить синусоидальную кривую, то этот этап будет движением вверх. (2) пик. Затем наступает черёд интервала динамического напряжения и видимой стабильности вокруг верхушки. Условия жизни и цМемы синхронизированы, конгруэнтны и сбалансированы. Грейвз всегда утверждал, что

 

этот этап является скорее теоретическим, так как чистые и отдельные ноты редки по своей сути. Как бы то ни было, об этом легче всего только рассуждать. Пока существует всего восемь пиковых цМемов. Если кто-то хочет получить на минуточку простоты, её не следует здесь искать. (3) выход.

За интервалом кажущейся стабильности наступает период дезинтеграции, смутное время, в которое система становится как несбалансированной и неэффективной, так и более сложной.

Проблемы превосходят способности их решить. Мы находимся на скользком склоне вниз, и если у нас есть неиспользованный потенциал и доступные ресурсы, готовимся к новой волне.

Динамическая спираль представляет собой процесс в процессе, не предполагающий никаких гарантий изменений или движения. Грейвз всегда с большой аккуратностью это подчёркивал:

«Ни само изменение, и недостаток изменений не тпяется правилом. Если днами ческое наряжение [причём на побом отрезке кривой] не нарушается, такие изменения не прииут форму правил. Если есть нарушения состояния и дисбаланс, то изменение окажется правилом».

Вы сможете понять этот постулат ещё лучше при детальном изучении в разделе 2 того, как меняются цМемы.

Принцип 5:

при движении вверх и вниз по спирали цМемы проходят через уровни усложнённости

Пробуждение по спирали проходит от более простых форм к более усложнённым; от образа жизни, необходимого для решения одного набора проблем, к образу жизни, существенному для решения трудностей, соответствующих условиям жизни следующего этапа. Выживают те, кто «вписывается» в эти условия (в чём бы они ни состояли), и это не обязательно те, кто является более приспособленными физически, умственно или эмоционально.

Это не означает, что каждый человек или группа в социальной системе находится на одной и той же степени развития. По сути, многие из них будут упорствовать в поведении, не способствующем адаптации, действовать непродуманно, неконгруэнтно, преднамеренно разрушая шансы общества на выживание. Роберт Б. Эджертон, профессор антропологии и психологии в UCLA, очень чётко демонстрирует это в своей книге «Нездоровые общества: оспаривая миф примитивной гармонии» (Sick Societies: Challenging the Myth of Primitive Harmony). В частности, он замечает:

«Таким образом, адаптация может иногда лa: )иоaд^ть бьстро в ответ на требования со стороны средь. Но эта адаптация не обязательно призсдиг и часто как раз не грихдиг к предсказуемым изменения* в практической деятельности в сфере экономит, а ещё реже изменения могут произойти в социальной организации ии кутьтуре. Ещё раз нужно подчеркнуть, что стремятся доминировать верования и практики, которые развились в ответ на более рание и гредположителзно раличные давления со стороны окружающей среды. Результатом может стать значительно менее эффективное использование потенциала средь» (стр. 194-195).

Тот факт, что некто обладает властью, ещё не предоставляет гарантии того, что его мышление способно справиться с более сложными вопросами, ожидающими в будущем. Часто справедливо обратное. Вполне справедлива фраза героя комикса по имени Пого: «Мы встречать врага, а он являться мы». Количество значимых переменных в условиях жизни часто бывает за пределами возможностей существующего набора цМемов руководителей.

Революции часто приводят к неспособности их лидеров исполнить свои обещания, так как в революционном процессе происходит разрушение ресурсов и личностей, способных исполнить ожидания «народа».

Пока не появятся или не активируются новые цМемы, всё будет находиться в стагнации и, скорее всего, понемногу разрушаться. В разделе 2 мы более подробно поговорим о том, как избежать подобных ситуаций.

Поймите, что применимость того или иного цМема зависит от глубины перспективы. Вы найдёте примеры этих «здоровых» и «нездоровых» характеристик для каждого цМема в разделе 3, об этом мы там будем говорить детально.

Учитывая, что на оценку того или иного события или действия влияет место, которое занимает оценивающий на спирали, нет ничего удивительного в том, что церкви раскалываются и распадаются, что суды становятся в тупик, что появляются и исчезают целые культуры и что человек, являясь борцом за свободу одних, является террористом для других. Как похлёбка в сказке «Три медведя», усложнённость, которая «в самый раз» в одной зоне спирали, является «чересчур горячей» где-то в другом месте или «чересчур холодной» в третьем.

И хотя каждый новый цМем выстраивается на основе тех, которые были раньше, по мере добавления новых факторов усложнённости, модель появления цМема не идёт слепо по заранее определённому сценарию, механически и последовательно. Развившиеся на данный момент времени системы являются не чем иным, как мыслительным отражением процессов работы нашей психологической ДНК. Различные сегменты человеческой популяции, живущие на различных психологических уровнях, будут продвигаться вдоль спирали одновременно, каждая к своему уникальному будущему.

Пробуждение обладает собственным интеллектом или внутренней логикой (аналогичной логике строения морской раковины), вследствие чего

возникают различные системы цМемов. Вы можете начать обдумывать это, однако следует понять, что один из законов спиральной динамики состоит и том, что мы -люди - не всегда действуем рациональным образом. Многое из того, что мы делаем хорошего и плохого, для того чтобы помогать или мешать успешной адаптации к нашей окружающей обстановке, является чистой случайностью. Наш жизненный выбор часто определяется подбрасыванием монетки, результатом проб и ошибок или пристрелочными выстрелами. Тем не менее связи между условиями жизни и цМемами внутри нас определяют поток нашего будущего так же, как это делают последовательности аминокислот в ДНК.

Так как наш новый жизненный опыт и знания дополняемы, общее направление движения по спирали происходит в сторону роста усложнённости. По словам Чиксентмихайи, «сложные навыки вырабатываются вследствие сложных занятий... эволюция представляет собой историю комплексификации живой материи» (Evolving Self, стр. 170). В терминах спиральной динамики этот общий поток обладает четырьмя характеристиками:

• расширение психологического пространства - в сторону более многогранной личности, разнообразия организационных форм и гораздо более сложной планеты;

• расширение концептуального пространства - в сторону более широкого видения, более широкого влияния и расширенных временных рамок;

• постепенное увеличение альтернатив - в сторону более широкого выбора из большего количества способов произвести то или иное действие;

• постепенное увепичете стелет свободы поведения - в сторону увеличения количества возможностей относительно того, как жить, как выражать эмоции, как взаимодействовать с людьми.

Этот процесс очень напоминает эволюцию линейки процессоров компании Intel - от когда-то нашумевшего 8086 до 286, 386, 486 и 586, окрещённого «Пентиум» в надежде на ломку стереотипа и на то, что подобное название будет звучать более замысловато.

Принцип 6:

ЦМемы сосуществуют в нас, формируя личностные профили по типу луковицы

Если бы мы могли сделать поперечный разрез прозрачной человеческой спирали, то увидели бы асимметричный, напоминающий луковицу профиль цМемов. Должным образом пометив уровни, мы могли бы заметить сравнительную силу каждого цветного уровня для решения тех или иных вопросов. Так как цМемы представляют собой различные формы мышления, существующие в нас, а не типы нас самих как личностей, и так



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.